СГЦ.ОЗ Безопасность жизнедеятельности 2025

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГЦ.ОЗ Безопасность жизнедеятельности

Код и наименование специальности/профессии:
29.02.10. Конструирование, моделирование и технология изготовления изделий
легкой промышленности (по видам)
Квалификация: технолог-конструктор
Форма обучения: очная
Курс: 2
Семестр: 3

2025 г.

ОДОБРЕНО
предметной(цикловой) комиссией
Протокол № 1от «29» 08. 2025 г.

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
Шабанова М.М.
ФИО
Подпись

Председатель П(Ц)К
_
_______Мусаева М.М.
ПодпЙсь
ФИО

Рабочая программа учебной дисциплины СГЦ.03 Безопасность жизнедеятельности разработана на
основе требований:
-Федерального закона от 29.12.2012г.№ 273 -ФЗ об образовании в РФ.
-Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня
2022 г. № 443 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по профессии 29.02.10. Конструирование,
моделирование и технология изготовления изделий легкой промышленности (по видам) (далее ФГОС, ФГОС СПО).
—Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности/профессии 29.02.10. Конструирование, моделирование и технология
изготовления изделий легкой промышленности (по видам), утвержденного приказом Минобрнауки
России от 18.04.2014 №352
с учетом:
- профиля получаемого образования.
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (разработаны Департаментом государственной политики
в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ
«Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015
№ 06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных
учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных
Отделом профессионального образования Министерства образования и науки Республики
Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2025/2026 учебный год.

Р а з р а б о т ч и к : —' f e ' y ' Рамазанов Мухтар Магомедшарипович преподаватель
специальных дисциплин ГЛэПОУтРД ИПК.
Рецензенты/ э к с п е р т ы
: / Абдурахманова Г.Б.

2

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СГЦ.ОЗ
«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 29.02Д0.
Конструирование, моделирование и технология изготовления изделий легкой
промышленности (по видам)
1.1.
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины СГЦ.ОЗ «Безопасность жизнедеятельности» является
частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности СПО 29.02.10. Конструирование, моделирование и технология изготовления изделий
легкой промышленности (по видам).
1.2. Место учебной дисциплины СГЦ.ОЗ «Безопасность жизнедеятельности» в
структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина СГЦ.ОЗ
«Безопасность
жизнедеятельности» относится
к
общепрофессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы
1.3.
Цели
и задачи
учебной
дисциплины
СГЦ.ОЗ
«Безопасность
жизнедеятельности» - требования к результатам освоения учебной дисциплины
Цель дисциплины СГЦ.ОЗ «Безопасность жизнедеятельности» - вооружить будущих
выпускников учреждений СПО теоретическими знаниями и практическими навыками,
необходимыми для:
- разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- прогнозирования развития и оценки последствий чрезвычайных ситуаций:
- принятия решений по защите населения и территорий от возможных последствий аварий,
катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия
мер по ликвидации их воздействий;
- выполнения конституционного долга и обязанности по защите Отечества в рядах
Вооруженных Сил Российской Федерации;
- своевременного оказания доврачебной помощи.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по защите работников и населения от негативных
воздействий чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и
их последствий в профессиональной деятельности и быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового
поражения;
- применять первичные средства пожаротушения;
- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять
среди них родственные полученной специальности;
- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на
воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности
и экстремальных условиях военной службы;
- оказывать первую помощь пострадавшим;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития
событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в
том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности
России;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной
деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
- основы военной службы и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от
оружия массового поражения;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
4

- организацию и порядок призыва граждан иа военную службу и поступления на нее в
добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящие на
вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные
специальности, родственные специальностям СПО;
- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей
военной службы;
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
5.1. Портной должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
Ко
1 ОК, ПК
ЭК 1-14

Дисциплинарные результаты
Знания
Умения
принципы
обеспечения устойчивости
организовывать
и
экономики,
прогнозирования
фоводить мероприятия по защите )бъектов
эаботников и населения
от зазвития событий и оценки последствий при
зегативных
воздействий ехногенных чрезвычайных ситуациях и
тихийных явлениях, в том числе в условиях
зрезвычайных ситуаций
фотиводействия терроризму как серьезной
/грозе национальной безопасности России
основные
виды
потенциальных
предпринимать
и
их
последствия
в
зрофилактические
меры
для шасностей
снижения
уровня
опасностей фофессиональной деятельности и быту,
снижения
вероятности
их
различного вида и их последствий финципы
3 профессиональной деятельности эеализации
4 быту
основы военной службы и обороны
использовать
средства
тндивидуальной и коллективной государства
защиты от оружия массового
поражения
задачи и основные мероприятия
применять
первичные
■гражданской обороны; способы защиты
федства пожаротушения
населения от оружия массового поражения
меры пожарной безопасности и
ориентироваться в перечне
зоенно-учетных специальностей и фавила безопасного поведения при пожарах
самостоятельно определять среди
зих родственные полученной
специальности
организацию и порядок призыва
применять
фофессиональные знания в ходе 'раждан на военную службу и поступления
зсполнения обязанностей военной за нее в добровольном порядке
службы на воинских должностях в
соответствии
с
полученной
специальностью
основные виды вооружения, военной
владеть
способами
и
специального
снаряжения,
бесконфликтного
общения
и техники
саморегуляции в повседневной состоящих на вооружении (оснащении)
деятельности и экстремальных зоинских подразделений, в которых имеются
/словиях военной службы
зоенно-учетные специальности, родственные
специальностям СПО
область
применения
получаемых
оказывать первую помощь
зрофессиональных
знаний
при
исполнении
дострадавшим
обязанностей военной службы
порядок и правила оказания первой
томощи пострадавшим
5

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.06 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» по специальности 29.02Л0.
Конструирование, моделирование и технология изготовления изделий легкой
промышленности (по видам)
2.1. Объём учебной дисциплины СГЦ.ОЗ «Безопасность жизнедеятельности» и виды учебной
работы
Виды учебной работы

Объём часов

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

68

Обязательная аудиторная нагрзука

50

В том числе:
Лекций

18

Практические занятия

30

Самостоятельная работа

18

Дифференцированный зачет

2

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины СГЦ.ОЗ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебная дисциплина СГЦ.ОЗ "Безопасность жизнедеятельности» изучается в течение одного семестра"
Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем
часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.
Гражданская оборона

Тема 1.1. Единая

государственная система
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций
Тема 1.2. Организация

гражданской обороны

2

Содержание учебного материала

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС

ЭК 1-14

2

Ядерное оружие. Химическое и биологическое оружие. Средства
индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового заражения.
Правила поведения и действия людей в зонах радиоактивного, химического
заражения и в очаге биологического поражения.

Практические занятия:

4

№1 «Средства индивидуальной защиты от оружия массового заражения.

Отработка нормативов по надеванию противогаза и
ОЗК».
№2 «Средства коллективной защиты от оружия массового заражения»

№ 3 «Приборы радиационной и химической разведки и контроля»
7

Тема 1.3. Защита населений и
территорий при стихийных
бедствиях.

Тема 1.4. Защита населения и
территорий при авариях
(катастрофах) при ЧС.

Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов, выполнение
заданий по учебнику.

6 ’

Содержание учебного материала

2
ЭК 1-14

Защита при землетрясениях, извержениях вулканов, ураганов, бурях, смерчах, 2
грозах. Защит при снежных заносах, сходе лавин, метели, вьюги, селях,
оползнях. Защита при наводнениях, лесных, степных и торфяных пожарах.
2

Содержание учебного материала
Защита при автомобильных и железнодорожных авариях (катастрофах).
Защита при авариях (катастрофах) на воздушном и водном транспорте. Защита
при авариях (катастрофах) на пожароопасных объектах. Защита при авариях
(катастрофах) на взрывоопасных объектах. Защита при авариях (катастрофах)
на гидродинамически опасных объектах. Защита при авариях (катастрофах) на
химически опасных объектах Защита при авариях (катастрофах) на
радиационно - опасных объектах.

ЭК 1-14

2

4

Практические занятия:
№4 «Отработка порядка и правил действий при возникновении пожара
пользование средствами пожаротушения»
№5 «Отработка действий при возникновении
сильнодействующих ядовитых веществ»

аварий

с

выбросом

№6 «Отработка действий при возникновении радиационной аварии»

Тема 1.5. Обеспечение

Содержание учебного материала

2
8

безопасности при
неблагоприятной
экологической обстановке

Обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановки. 2
Обеспечение безопасности при эпидемии. Обеспечение безопасности при
нахождении на территории ведения боевых действий и во время
общественных беспорядков. Обеспечение безопасности в случае захвате
заложником. Обеспечение безопасности при обнаружении подозрительных
предметов, угрозе совершении и совершенном теракте.

ЭК 1-14

Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов, ответы на
вопросы по учебнику.

6

Содержание учебного материала

2

Раздел 2.
Основы военной службы.
Тема 2.1. Вооруженные Силы
России на современном этапе.

Тема 2.2. Устав Вооруженных
Сил России

Тема 2.3. Строевая подготовка

Состав и организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных 2
Сил и роды войск. Система руководства и управления Вооруженными Силами.
Воинская обязанность и комплектование Вооруженных Сил личным составом.
Порядок прохождения военной службы.

ЭК 1-14

2

Содержание учебного материала

ЭК 1-14

Военная присяга. Боевое знамя воинской части. Военнослужащие и 2
взаимоотношения между ними. Внутренний порядок, размещение и быт
военнослужащих. Суточный наряд роты. Воинская дисциплина. Караульная
служба. Обязанности и действия часового.
Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов, ответы на
вопросы по учебнику, изучение нормативных документов, Общевоинских
уставов ВС РФ

6

Содержание учебного материала

2

Строи и управление им.
Практические занятия:

2
6
9

№7 «Строевая стойка и повороты на месте»
№8 «Движение строевым и походным шагом, бегом, шагом на месте»

№9 «Повороты в движении»
№10 «Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении»
№11 «Выход из строя и постановка в строй, подход к начальнику и отход от

него»
№12 «Построение и перестроение в одношереножный

и двухшереножный
строй, выравнивание, размыкание и смыкание строя, повороты строя на месте»
№ 13 «Построение и отработка движения походным строем»
№ 14 «Выполнение воинского приветствия в строю, на месте и в движении»
Тема 2.4.Огневая подготовка

Содержание учебного материала

2

ЭК 1-14

Материальная часть автомата Калашникова. Подготовка автомата к стрельбе.
Ведение огня из автомата
10

Практические занятия:
№15 «Неполная разборка и сборка автомата»
№16 «Отработка нормативов по неполной разборке и сборке автомата»
№ 17 «Принятие положения для стрельбы, подготовка автомата к стрельбе,

прицеливание»
Тема 2.5. Медико-

Содержание учебного материала

2

санитарная подготовка

10

Общие сведения о ранах, осложнения ран. способах остановки кровотечения и 2
обработки ран. Порядок наложения повязки при ранении головы, туловища,
верхних и нижних конечностей. Первая (доврачебная) помощь при ушибах,
переломах, вывихах, растяжениях связок и синдроме длительного
сдавливания. Первая (доврачебная) помощь при ожогах. Первая (доврачебная)
помощь при поражении электрическим током. Первая (доврачебная) помощь
при утоплении. Первая (доврачебная) помощь при перегревании,
переохлаждении организма, при обморожении и общем замерзании. Первая
(доврачебная) помощь при отравлениях.
Практические занятия:
№

ЭК 1-14

6

18 «Наложение кровоостанавливающего жгута (закрутки), пальцевое

прижатие артерии»
№

19 «Наложение повязок на голову, туловище, верхних и нижних

конечностей»
№ 20 «Наложение шины на место перелома, транспортировка пораженного»
№ 21 «Отработка на тренажере прекардиального удара и искусственного

дыхания»
№ 22 «Отработка на тренажере непрямого массажа сердца»
№ 23 «Отработка приемов первой помощи при ушибах, вывихах, растяжений
связок»
Самостоятельная работа обучающихся

18

Дифференцированный зачет

2

Итого

68

11

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЗЛ. Для реализация программы учебной дисциплины требует наличие учебного
кабинета.
Необходимое оборудование учебного кабинета:
• Общевойсковой защитный комплект (ОЗК)
• Общевойсковой противогаз или противогаз ГП-7
• Изолирующий противогаз в комплекте с регенеративным патроном
• Респиратор Р-2
• Индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8,9,10,11)
• Ватно-марлевая повязка
• Противопыльная тканевая маска
• Медицинская сумка в комплекте
• Носилки санитарные
• Аптечка индивидуальная (АИ-2)
• Бинты марлевые
• Бинты эластичные
• Жгуты кровоостанавливающие резиновые
• Индивидуальные перевязочные пакеты
• Косынки перевязочные
• Ножницы для перевязочного материала прямые
• Шприц-тюбики одноразового пользования (без наполнителя)
• Шинный материал (металлические, Дитерихса)
• Огнетушители порошковые (учебные)
• Огнетушители пенные (учебные)
• Огнетушители углекислотные (учебные)
• Устройство отработки прицеливания
• Учебные автоматы АК-74
• Винтовки пневматические
• Комплект плакатов по Гражданской обороне
• Комплект плакатов по Основам военной службы
• Войсковой прибор химической разведки (ВПХР)
• Рентгенметр ДП-5В
Технические средства обучения:
• Аудио-, видео-, проекционная аппаратура
• Аудиовизуальные средства
• Электронные образовательные и информационные ресурса
12

2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Печатные издания
1. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности -М.: ОИЦ
«Академия», 2018
2. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Безопасность жизнедеятельности - М.: ООО «КноРус»,
2019
3. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Безопасность жизнедеятельности. Практикум - М.: ООО
«КноРус», 2018
4. Арустамов А.Э., Прокопенко Н.А., Косолапова Н.В., Гуськова Г.В. Безопасность
жизнедеятельности - М.: ОИЦ «Академия», 2019.
5. Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности - М.: ОИЦ «Академия», 2018.
6. Латчук, В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс: учебник для учащихся 10
класса / В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов и др. - М .: Дрофа; ДИК, 2019 - 320 с.
7. Леонтьева И.А. Безопасность жизнедеятельности (краткий конспект лекций): учебное
пособие для студентов СПО - М.: ОИЦ, 2018г.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1 сайт МЧС РФ: сайт И Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru
2. сайт МВД РФ: сайт // Режим доступа: http://www.mvd.ru
3. сайт Минобороны РФ: сайт// Режим доступа: http://www.mil.ru
4 сайт ФСБ РФ: сайт И Режим доступа: http:/M\\ w.Isb.ru
3.2.3. Дополнительные источники
Не предусмотрены.

4.

13

5.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ СГЦ.ОЗ «Безопасность жизнедеятельности» по специальности 29.02.10.
Конструирование, моделирование и технология изготовления изделий легкой
промышленности (по видам).

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения занятий, а также выполнения обучающимися внеаудиторной
самостоятельной работы.

Результаты обучения (освоенные
умения, усвоенные знания)

Коды
формируемых
профессиональных
и общих
компетенций

ОК 1 - 14
Освоенные умения:
- организовывать и проводить
мероприятия по защите работающих и
населения от негативных воздействий
чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические
меры для снижения уровня
опасностей различного вида и их
последствий в профессиональной
деятельности и быту;
- использовать средства
индивидуальной и коллективной
защиты от оружия массового
поражения;
- применять первичные средства
пожаротушения;
- ориентироваться в перечне военно­
учетных специальностей и
самостоятельно определять среди них
родственные полученной
специальности;
-применять профессиональные знания
в ходе исполнения обязанностей
военной службы на воинских
должностях в соответствии с
полученной специальностью;
- владеть способами бесконфликтного
общения и саморегуляции в
повседневной деятельности и
экстремальных условиях военной
службы;
-оказывать первую помощь
пострадавшим.

Формы и методы контроля
и оценки результатов
обучения

Формы контроля обучения:
- выполнение практических
заданий, тестовый контроль,
устная проверкаиндивидуальный и
фронтальный опрос;
-выполнение контрольных
работ; оценка результатов
выполнения самостоятельной
внеаудиторной работы;
- анализ ответов и
выступлений студентов на
занятиях;
- решение ситуационных
задач, подготовленных
обучающимися;
Формы оценки
результативности обучения:
-традиционная система
отметок в баллах за каждую
выполненную работу, на
основе которых выставляется
итоговая отметка
Методы контроля
направлены на проверку
умения учащихся:
-выполнять условия задания
на творческом уровне с
представлением собственной
позиции;
-делать осознанный выбор
способов действий из ранее
известных;
-осуществлять коррекцию
(исправление)сделанных
ошибок на новом уровне
предлагаемых заданий;
-работать в группе и
14

Усвоенные знания:
- принципы обеспечения устойчивости
объектов экономики, прогнозирования
развития событий и оценки
последствий при техногенных
чрезвычайных ситуациях и стихийных
явлениях, в том числе в условиях
противодействия терроризму как
серьезной угрозе национальной
безопасности России;
- основные виды потенциальных
опасностей и их последствия в
профессиональной деятельности и
быту, принципы снижения
вероятности их реализации;
- основы военной службы и обороны
государства;
- задачи и основные мероприятия
гражданской обороны;
-способы защиты населения от оружия
массового поражения;
- меры пожарной безопасности и
правила безопасного поведения при
пожарах;
-организацию и порядок призыва
граждан на военную службу и
поступления на неё в добровольном
порядке;
- основные виды вооружения, военной
техники и специального снаряжения,
состоящих на вооружении
(оснащении) воинских подразделений,
в которых имеются военно-учетные
специальности, родственные
специальностям СПО;
- область применения получаемых
профессиональных знаний при
исполнении обязанностей военной
службы;
- порядок и привила оказания первой
помощи пострадавшим.

представлять, как свою, так и
позицию группы;

Методы оценки результатов
обучения-.
- формирование результата
итоговой аттестации по
дисциплине на основе суммы
результатов текущего
контроля;
- анализ ответов и
выступлений студентов на
занятиях.

15



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.