МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГЦ.06. «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Код и наименование профессии /специальности:
29.02.10 Конструирование, моделирование и технология изготовления изделий легкой
промышленности (по видам)
Квалификация выпускника:
технолог-конструктор
Форма обучения: очная
2025г.
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
Протокол №1от «29» 08.2025 г.
Шабанова М.М.
ФИО
ПредседательИ(Ц)К
,
Исаадаева Д.А.
Подпись
ФИО
Подпись
Рабочая программа учебной дисциплиныСГЦ.06. «Основы финансовой грамотности» для
профессии 29.02.10 «Конструирование, моделирование и технология изготовления изделий легкой
промышленности (по видам)»
разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепции Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения
РФ;
- ФГОС СОО (утв. приказом Минобрнауки России от 14.06.2022 №443
с учетом:
—профиля получаемого образования,
-
Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных дисциплин в
пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего
профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом
профессионального образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в
соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на.
Разработчики: преподаватель ГБПОУ РД «Индустриально-промышленного колледжа»
Мусаева М. М.
(подпись)
Рецензенты:
Омаров М.А.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«СГЦ.06. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы;
Учебная дисциплина «Основы финансовой грамотности» является обязательной частью
социально-гуманитарного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО
14.06.2022, № 443. по профессии 29.02.10 Конструирование, моделирование и технология изготовления
изделий легкой промышленности (по видам)
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01; ОК 02, ОК 03, ОК
05, ОК 11
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код 1
Умения
Знания
ПК, ОК, ЛР
ОК 01; ОК 02,
ОК 03, ОК 05,
ОК 11
- анализировать состояние финансовых
рынков, используя различные источники
информации;
- применять теоретические знания по
финансовой грамотности для
практической деятельности и
повседневной жизни;
- сопоставлять свои потребности и
возможности, оптимально распределять
свои материальные и трудовые ресурсы,
составлять семейный бюджет и личный
финансовый план;
- грамотно применять полученные знания
для оценки собственных экономических
действий в качестве потребителя,
налогоплательщика, страхователя, члена
семьи и гражданина;
- анализировать и извлекать
информацию, касающуюся личных
финансов, из источников различного
- основные понятия финансовой
грамотности и основные
законодательные акты,
регламентирующие ее вопросы;
- виды принятия решений в
условиях ограниченности ресурсов;
- основные виды планирования;
- устройство банковской системы,
основные виды банков и их
операций;
сущность понятий «депозит» и
«кредит», их виды и принципы;
схемы кредитования
физических лиц;
устройство налоговой
системы, виды налогообложения
физических лиц;
признаки финансового
мошенничества;
основные виды ценных бумаг
и их доходность;
типа и источников, созданных в
формирование
различных знаковых системах (текст,
инвестиционного портфеля;
таблица, график, диаграмма,
классификацию инвестиций,
аудиовизуальный ряд и др.);
- оценивать и принимать ответственность основные разделы бизнес-плана;
виды страхования;
за рациональные решения и их
виды пенсий, способы
возможные последствия для себя, своего
окружения и общества в целом__________ увеличения пенсий__________________
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
34
в т. ч.:
Обязательная аудиторная нагрузка
теоретическое обучение
28
10
практические занятия
16
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация (зачет)
6
2
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
1
2
Раздел 1. Семейная экономика. Личный и семейный бюджет: его роль в современной жизни
общества.
Бюджетная система РФ
Введение
Вводное занятие. Цели и задачи курса. Актуальность изучения основ
финансовой грамотности при освоении профессии.
Тема 1.1.
Личный и семейный
бюджет, источники
его формирования,
основные
направления
распределения.
2
Объем
в часах
3
Содержание учебного материала
1. Необходимость личного бюджета, правильное формирование личного
1
бюджета. История развития электронных денег, их разновидность и
преимущества
2. Бюджет семьи, источники доходов семейного бюджета. Главные и
второстепенные расходы семьи. Сторонники карманных денег, для чего
необходимы карманные деньги
3. Дефицит бюджета.
В соответствии с Приложением 3 ПООП.
Коды
компетенций и
личностных
результатов2 ,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
1
ОК 01; ОК 02,
ОК 03, ОК 05,
ОК И
Тема 1.2
Бюджетная система
РФ
Практическое занятие
1 Бюджет семьи, источники доходов семейного бюджета. Главные и
второстепенные расходы семьи. Сторонники карманных денег, для чего
необходимы карманные деньги
2
Содержание учебного материала
1
1. Участники бюджетного процесса.
2. Основные источники формирования бюджета РФ, распределение
бюджетных средств. Региональные и муниципальные бюджеты
ОК 01; ОК 02,
ОК 03, ОК 05,
ОК 11
1
Практическое занятие
Кейс-игра
2
Раздел 2. Банковская система РФ
Тема 2.3.
Банки: чем они
могут быть вам
полезны
Содержание учебного материала
1. Банковская система России, коммерческие банки. Центральный
банк.
2. 2. Банковский кредит, эффективная ставка процента по кредиту,
микрокредит.
3. Виды кредитов для физических лиц, ипотека, рефинансирование
кредита, кредитная карта.
Практическое занятие
Расчёт % кредита
Раздел 3. Налоговая система в Российской Федерации
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
2
ОК 01; ОК 02,
ОК 03, ОК 05,
ОК И
2
4
2
Налоги: почему их
надо платить
и чем грозит
неуплата
1.Налоги, виды налогов.
2. Субъект, предмет и объект налогообложения.
3. Ставка налога, сумма налога.
4. Системы налогообложения.
5. Налоговые льготы, налоговые вычеты.
6. Налоговая декларация
2
Практическое занятие
Расчёт % НДС
Расчёт налогового вычета
Раздел 4. Страхование
Тема 4.1.
Содержание учебного материала
Страховой рынок
России
1.Страховые услуги, страховые риски.
2. Участники страхового договора.
3. Виды страхования в России.
4. Использование страхования в повседневной жизни
Практическое занятие
Уметь воспользоваться страховыми компаниями при наступлении
страхового случая.
Раздел 5. Собственный бизнес
Тема 5.1.
Содержание учебного материала
Создание
Практическое занятие
собственного
Составления бизнес-плана
бизнеса
1.Основные понятия: бизнес, стартап, бизнес-план, бизнес-идея.
2.Планирование рабочего времени.
3.Предпринимательство, предприниматель.
ОК 01; ОК 02,
ОК 03, ОК 05,
ОК 11
2
ОК 01; ОК 02,
ОК 03, ОК 05,
ОК 11
2
ОК 01; ОК 02,
ОК 03, ОК 05,
ОК И
2
2
ОК 01; ОК 02,
ОК 03, ОК 05,
ОК И
2
ОК 01; ОК 02,
ОК 03, ОК 05,
ОК И
4. Банкротство.
Раздел 6. Пенсионная система Российской Федерации
Тема 6.1.
Содержание учебного материала
Обеспечение
1.Пенсионный фонд и его функции.
старости
2. Негосударственные пенсионные фонды.
3.Трудовая и социальная пенсии.
4.Обязательное пенсионное страхование.
5.Добровольное пенсионное обеспечение
Раздел 7. Финансовое мошенничество
Тема 7.1.
Содержание учебного материала
Финансовые
1.Основные виды и признаки финансовых пирамид.
пирамиды и
2. Виды финансового мошенничества: в кредитных организациях, в
защита от
интернете, по телефону, при операциях с наличными.
мошенничества
3. Правила финансовой безопасности
Итоговое занятие
Всего:
1
ОК 01; ОК 02,
ОК 03, ОК 05,
ОК И
1
1
1
ОК 01; ОК 02,
ОК 03, ОК 05,
ОК 11
Практическое занятие
Расчёт будущей пенсии
2
Самостоятельная работа
6
Промежуточная аттестация (зачет)
2
34
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет 29.01.10 Конструирование, моделирование и технология изготовления изделий
легкой промышленности (по видам)
, оснащенный оборудованием:
рабочее место преподавателя
посадочные места по количеству обучающихся
доска классная
стенд информационный
учебно-наглядные пособия;
техническими средствами обучения:
компьютерная техника с лицензионным программным обеспечением и
возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
мультимедийная установка или иное оборудование аудиовизуализации.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Сидорова, Е. Ю. Налоги и налогообложение : учебник / Е. Ю. Сидорова, Д. Ю.
Бобошко. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 235 с. — (Среднее профессиональное
образование). - ISBN 978-5-16-016714-5. - Текст : электронный. - URL:
https://znanium.com/catalog/product/1221162 (датаобращения: 13.01.2022). -Р еж и м доступа:
по подписке.
2. Каджаева М.Р. Финансовая грамотность: учебное пособие для студ.учреждений
сред.проф.образования/М.Р.Каджиева, С.В. Дубровская, А.Р.Елисеева. Москва.:
Издательский центр «Академия», 2019. - 288 с. ISBN 978-5-4468-7883-3
3.2.2. Основные электронные издания
1. Солодовников Ю. Л. Экономика и управление в здравоохранении : учебное
пособие для спо / Ю. Л. Солодовников. — 6-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021.
— 312 с. — ISBN 978-5-8114-7205-5.— Текст: электронный// Лань : электронно
библиотечная система. — URL: htlps://e.lanbook.com/book/l 56384
(дата обращения:
14.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей
2. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Д. В. Бураков [и др.] ; под редакцией Д. В. Буракова. —
2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 366 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10231-4. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/429626
3. Фрицлер, А. В. Основы финансовой грамотности : учебное пособие для среднего
профессионального
образования /
А. В. Фрицлер,
Е. А. Тарханова. —
Москва :
Издательство Юрайт, 2021. — 154 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-13794-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/466897
3.2.3. Дополнительные источники
1. Всё о будущей пенсии для учёбы и жизни [Электронный ресурс]. URL:
http://www.pfrf.ru/files/id/press_center/pr/ uchebnik/SchoolBook__20181 .pdf
2. Рекомендации по заполнению справок о доходах, расходах, об имуществе и
обязательствах имущественного характера, представляемых в Банк России [Электронный
ресурс]. URL: http: 7ww\v.cbr.ru/statichtm 1/П1е/25510/mintrud.pdf
3. Романова И.Б., Айнуллова Д.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика
[Электронный ресурс]. URL: http:// window.edu.ru/resource/473/74473/files/ulstu201 l-28.pdf
4. Банковские услуги и отношения людей с банками: курс лекций [Электронный
ресурс]. URL: http://fmc.hse.ru/ bezdudnivideo
5. Банковские услуги и отношения людей с банками: курс лекций [Электронный
ресурс]. URL: http://fmc.hse.ru/ bezdudnivideo
6. Финансовые пирамиды и финансовое мошенничество: курс лекций [Электронный
ресурс]. URL: https://fmc.hse.ru/ vaginvideo
7. Финансовый портал «РБК Quote» [Электронный ресурс]. URL: https://quote.rbc.iu
8. Сайт компании «Финансовый инвестиционный консультант» [Электронный
ресурс]. URL: http://vip-money.com
9. Агентство по страхованию вкладов [Электронный ресурс]. URL: www.asv.org.ru
10. Аинансовый информационный портал [Электронный ресурс]. URL:
www.banki.ru
11. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:
www.cbr.ru
12. Федеральный фонд ОМС [Электронный ресурс]. URL: www.ffoms.ru
13. Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего
и среднего профессионального образования [Электронный ресурс]. URL: www.fmc.hse.ru
14. Федеральная налоговая служба (ФНС России) [Электронный ресурс]. URL:
www.nalog.ru/rn77
15. Журнал «Налоговая политика и практика» [Электронный ресурс]. URL:
www.nalogkodeks.ru
16. Сайт «Всё о страховании» [Электронный ресурс]. URL: www.o-strahovanie.ru
17. Пенсионный фонд Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:
www.pfrf.r
18. ПАО «Сбербанк России» [Электронный ресурс]. URL: . www.sberbank.ru
19. НПФ «ВТБ Пенсионный фонд» [Электронный ресурс]. URL: www.vtbnpf.ru
20. Бухгалтерские новости и статьи [Электронный ресурс]. URL: https://nalognalog.ru
21. НПФ «Сбербанк» [Электронный ресурс]. URL: https://npfsberbanka.ru
22. Финансовый портал (данные по финансовым рынкам России) [Электронный
ресурс]. URL: http://ru.investing.com
23. Словарь финансово-экономических терминов [Электронный ресурс]/ А.В.
Шаркова [и др.]. — Электрон, текстовые данные. — М.: Дашков и К, 2017.— 1168 с.— URL:
http://www.iprbookshop.ru/62447.html.— ЭБС «IPRbooks»
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения 3
Критерии оценки
знания:
- правильное изложение
- основные понятия финансовой основных понятий
грамотности и основные
финансовой грамотности,
законодательные акты,
используя нормативную и
регламентирующие ее вопросы; правовую документацию;
- виды принятия решений в
- владение знаниями
условиях ограниченности
различных банковских
ресурсов;
операций,кредитов, схем
- основные виды планирования; кредитования, основных
- устройство банковской
видов ценных бумаг,
системы, основные виды банков налогообложения
и их операций;
физических лиц,
сущность понятий
страхования и
«депозит» и «кредит», их виды
пенсионного обеспечения.
и принципы;
схемы кредитования
физических лиц;
устройство налоговой
системы, виды
налогообложения физических
лиц;
признаки финансового
мошенничества;
основные виды ценных
бумаг и их доходность;
формирование
инвестиционного портфеля;
классификацию
инвестиций, основные разделы
бизнес-плана;
виды страхования;
- виды пенсий, способы
увеличения пенсий
Умения
- соблюдение основных
- анализировать состояние
норм налогового и
финансовых рынков, используя финансового
различные источники
законодательства при
информации;
оформлении кредита,
- применять теоретические
различных видов
знания по финансовой
страхования;
3
В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты
Методы оценки
Тестовый контроль с
применением
информационных
технологий.
Экспертная оценка
правильности
выполнения заданий по
работе с информацией,
документами
Экспертная оценка
решения ситуационных
задач.
Зачет
Экспертная оценка
выполнения
практических заданий,
выполнения условий
учебных ролевых игр
Зачет
грамотности для практической
деятельности и повседневной
жизни;
- сопоставлять свои
потребности и возможности,
оптимально распределять свои
материальные и трудовые
ресурсы, составлять семейный
бюджет и личный финансовый
план;
- грамотно применять
полученные знания для оценки
собственных экономических
действий в качестве
потребителя,
налогоплательщика,
страхователя, члена семьи и
гражданина;
- анализировать и извлекать
информацию, касающуюся
личных финансов, из
источников различного типа и
источников, созданных в
различных знаковых системах
(текст, таблица, график,
диаграмма, аудиовизуальный
ряд и др.);
- оценивать и принимать
ответственность за
рациональные решения и их
возможные последствия для
себя, своего окружения и
общества в целом
- использование
материалов из
информационных
источников в текстовой,
цифровой и графической
формах для понимания
основных экономических
тенденций и
формирования
финансовых планов;
- принятие финансовых
решений с учетом знаний
о правах потребителей;
способность
выполнять практические
задания, основанные на
ситуациях, связанных с
банковскими операциями,
рынком ценных бумаг,
рынком,
страховым
фондовой и валютной
биржами;
- способность выявлять
признаки мошенничества
на финансовом рынке в
физических
отношении
лиц.