ФОС ПОО. 01 РОДНОЙ язык (РУССКИЙ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПОО. 01 РОДНОЙ язык (РУССКИЙ)

Профиль получаемого профессионального образования:

технический.
Код и наименование специальности:
20.02.02. Зашита в чрезвычайных ситуациях.

Квалификация выпускника: специалист по защите в чрезвычайных ситуациях

Форма обучения: очная
Курс: 1

Семестр: 1.

2023 г.

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол К/от «5^^»
Председателе П(Ц)К/

&3

годпись

Фонд оценочных

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе

г.
Подпись

Шабанова М.М
ФИО

ФИО

20^^г.

средств общеобразовательной учебной дисциплины ПОО.01.Родной язык

(русский) по специальности 20.02.02. Зашита в чрезвычайных ситуаттиях.
разработана на основе требований:

- Федерального закона от 29 .12.2012 г. № 273 ФЗ Об образовании в РФ;

Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования,
утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413;
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования.
.
утвержденного приказом
Минпросвещения России от
07.07.2022
N535
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 20.02.02 Защита в чрезвычайньгу
ситуациях"
(Зарегистрировано в Минюсте России 08.08.2022 N 69570) с учетом:

-

-

профиля получаемого образования,
примерной программы,
Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (разработаны Департаментом государственной политики в
сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ
«Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 К»
06-259);
— Методических рекомендаций по разработке фонда оценочных средств
общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования
(ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального образования
Министерства образования и науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим
учебным планом образовательной организации на 2023/2024 учебный год.

Разработчик: преподаватель русского родного языка ГБПОУ РД «ИПК» Давлетханова З.А
Рецензент:

ГБПОУ РД «ИПК» ПЦК

ПАСПОРТ
ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по учебной дисциплине
Фонд оценочных средств (ФОС) для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации
предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины РОДНОЙ ЯЗЫК
(РУССКИЙ).
Промежуточная аттестация по дисциплине заверщает освоение обучающимися программы
дисциплины и осуществляется в форме ЗАЧЕТА.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в ходе освоения материала в форме:
-

устного (письменного) опроса по теме лекции;
тестирования;

-

подготовки и произнесения публичной речи;

-

редактирования, составления, трансформации деловых текстов;
редактирования и составления деловых писем;

- создания и описания профессионального профиля в социальной сети;
- анализа кейса.
Планируемые результаты обучения
Результаты обучения: усвоенные знания (3) и освоенные умения (У), подлежащиеконтролю при
проведении текущего контроля и промежуточной аттестацииа) обучающийся должен знать (усвоенные знания)
31 - смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык,языковая норма,
культура речи
32 - риторика как наука и искусство, риторический канон в истории исовременности.
33 - нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной,официально-деловой
сферах общения
34 - орфоэпические, лексические,грамматические, орфографические ипунктуационные нормы
современного русского литературного языка
б) освоенные умения (обучающийся должен уметь):
У1 - использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации У2 - создавать устные и
письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определённой функционя пкносмысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определённых жанров (тезисы,
конспекты, выступления, лекции, отчёты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения)
УЗ - выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах подбирать и
использовать языковые средства в зависимости от типа и стиля
У4 - использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное.
изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного
содержания, с выборочным извлечением информации)
У5 - извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить её в текстовый формат
Уб - преобразовывать текст в другие виды передачи информации
У7 - выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления
У 8 - соблюдать культуру публичной речи
У9 - соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические.
орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка
У10 - оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам
У11 - использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных
высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам
У12- выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения
диалогической речи
У13 - соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при
обсуждении дискуссионных проблем
У14 - соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно- научной и официальноделовой сферах общения.

Тема 1.4. Риторический канон. Особенности словесного украшения речи в
публицистическом тексте

Тип оценочного мероприятия - выполнение письменного творческого задания
Задание::
речи с использованием
создайте
фрагмент
метафоры.
сравнения, антитезы.

градации.

Критерии оценки (max 10 б.):
1, полнота раскрытия темы (шах 3 б.)
2. соответствие заданию: насколько точно и правильно выполнено задание:использованы
заданные выразительные средства (max 5 б.)

3. языковое

оформление ответа: наличие/отсутствие речевых и грамматическихошибок (max 2

б.).

1.6 Итоговое занятие (для зачета)
Тип оценочного мероприятия - подготовка и произнесение публичной речи.
Задание: создайте речь по заранее выбранной теме, подготовьте её к произнесению в аудитории и
произнесите на занятии. Ответьте на вопросы к вашей речи и участвуйте в дискуссии по темам
других выступающих.
Примерные темы:

1.
2.
3.
4.

Мир управляется Словом. «Слово - великий властелин, ибо...» (Горгий)
Как вернуть живое общение, оторвавшись от виртуального мира?
Жизнь, зачем ты мне дана? (Пушкин)
Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; неуважать оной
есть постыдное малодушие... (Пушкин)
5. Почему плохим язьпсом не построишь хорошую жизнь?
6. Есть ли будущее у книги (художественной литературы)?
7. Жизнь дается один раз, и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво.(А.П.Чехов)
8. Самый счастливый человек тот, кто дает счастье наибольшему числулюдей.
(Д.Дидро)
9. Знание без нравственной основы ничего не значит (Л.Н. Толстой) 10.Хочу,
чтобы мир стал лучше... С чего начать?
11. Надо ли хранить традиции?

Красиво не то, что ослепляет и дурманит... Красиво то, что возвышаетжизнь человеческого
духа... (К.С. Станиславский)
Критерии оценки (max 10 б.):

1.

2.
3.
4.
5.

Личностная позиция: показал ли выступающий свою заинтересованность ввыбранной теме.
есть ли личностная позиция автора (max 2 б.);
Содержание выступления: достоверность материала, полнота раскрытия темы(тах 2 б.);
Композиция речи: логичность, наличие переходов от одной части к другой,наличие
вступления и заключения (max 2 б.);
Презентация речи: выразительность, эмоциональность, контакт с аудиторией(тах 2 б.);
Языковое оформление: наличие/отсутствие речевых и грамматических ошибок(тах 2 б.).

МОДУЛЬ 2. ДЕЛОВОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема 2.1. Признаки и принципы делового общения. Устная и письменнаяделовая
коммуникация

Тест «Характеристики делового общения»Общее
количество тестовых заданий -10
Тест включает:
а) 2 задания с открытым ответом;
б) 8 заданий с выбором ответа (втом числе множественным).
Задания с открытым ответом
1. Назовите 5 принципов делового общения, отраженных в этих картинках.

Правильные ответы:

Соблюдение субординации Контроль над эмоциями
Концентрация на деле
Умение слышать и слушать партнера
Умение отделить личные отношения от рабочих

ОСТОРОЖНО!!!
НЕРВНЫЕ ЛЮДИ!!!
-РЕЗКИХ ДВИЖЕНИЙ НЕ ДЕЛАТЬ
ГРОМКО НЕ ГОВОРИТЬ

подчинённый

П«РвД ЛЯЦММ HAHAAMrrtVIMmim
долхеянлггк жад лихой
I
■ пгадуркмдтие
АДШ ГАЗУЛкЖПМЖ ОВММ»
m
ПАЧААЬОТад

i

• К
к

bi

2. Дайте краткий (3-4 предложения) ответ на вопрос. Почему в деловом общении важна
репутация?
Примерный правильный ответ; (репутация — это мнение окружающих о конкретном человеке или
организации. Репутация важна, потому что все мы хотим вести дела
. . .1 с тем партнером, на которого
можно положиться, а не с таким, который ловчит и думает только о собственной
__________ 1 выгоде.
Репутация складывается из честности, обязательности, пунктуальности и способности держать
свое слово).
Задания с выбором ответа
3. К признакам делового общения не относятся:
1. Целенаправленность
2. Стихийность, незапланированность
3. Свободное использование вербальных и невербальных средств общения
4. Иерархичность
4. Субординация - это
а) правила взаимоотношений субъектов, находящихся на разных ступеняхслужебной
иерархии
б) правила делового общения в целом
в) нормы официально-делового стиля
5. Слово «документ» первоначально обозначало:
а) свидетельство, доказательство
б) поучительный пример, образец
в) послание, письмо
6. Какая черта не присуща текстам официально-делового стиля?
а) точность, недвусмысленность;б)
стандартизированность;
в) экспрессивность
7. Укажите неверный ответ на благодарность
а) не за что
б) обращайтесь
в) всегда рад помочь
г) да ну вас
8. В деловом телефонном разговоре следует в начале
а) изложить свой вопрос
б) поинтересоваться настроением собеседника
в) узнать, удобно ли собеседнику говорить
г) поговорить о погоде
9. Вы являетесь сотрудником фирмы «Айат» и отвечаете на телефонныезвонки.
Какой ответ лучше выбрать?
а) Фирма «Айат», добрый день! Меня зовут Наталья. Чем могу помочь?
б) Фирма «Айат», слушаю вас.
в) Добрый день, меня зовут Наталья, чем могу помочь?
г) Фирма «Айят», Наталья, говорите.
10. Обращения по полному имени без отчества (Сергей, Виктория, Павел) вделовом
общении:
а) использовать ни в коем случае нельзя
б) следует использовать всегда
в) можно использовать, если ваш партнер по коммуникации поддерживаетименно такое
обращение к себе

Тема 2J. Деловая переписка в электронной среде. Этикет деловой перепискиТест «Правила

деловой переписки»

Тест включает 10 заданий, из них заданий на соотнесение - 3, заданий с выбором ответа. За
каждое правильно выполненное задание -1 балл, максимальный балл -10.
1. Расставьте этапы создания делового письма в нужном порядке (соотнеситеэлементы первой
и второй колонок).______________________ ____________________
1

выбор языкового наполнения

2

актуализация в сознании пишущего формы (структуры)
письма в соответствии с целью

3

актуальная официально-деловая ситуация

4

осознание цели

3,4,2,1

2. Соотнесите речевые формулы и содержательные фрагменты деловых писем.
A)
Во
избежание
конфликтных
ситуаций предлагаем...___________________

А) отказ

Б) Мы вынуждены отклонить Ваше
предложение, так как ...
______________

Б) предупреждение

B)
Выражаем
искреннюю
признательность за оказанную Вами
помощь..._______________________________
Г) Доводим до Вашего сведения...
Подобные
действия
могут
Ц)
привести
к срыву
поставок, что
повлечет за собой...

В) просьба

Г) предложение

Е) Просим рассмотреть возможность

Е) уведомление

ZD благодарность

А - Г, А - Г, Б-А, В-Д, Г-Е, Д-Б, Е-В.

3. Распределите электронные письма разным адресатам по их склонности кбольшей
___________ /меньшей степени официальности.
1 .Повышенная
степень
2.
Пониженная
степень
зфициальности
официальности

а) письмо хорошо знакомому человеку;
б) письмо вьппестоящему лицу;
в) письмо незнакомому человеку;
г) письмо лицу, равному по статусу;
д) письмо внутри организации;
е) письмо в другую организацию
1. б), в), е)
2. а), г), д)

4. Какая речевая формула обладает наименьшей официальностью?
а) Просим предоставить тезисы лекций в срок до 18.6.2016 г.;
б) Вышлите, пожалуйста, тезисы лекций до 18.06.2016 г.;
в) Ждем тезисы лекций до 18 июня;

5. Обращаться к адресату в электронном деловом письме по полному имени / имениотчеству, если они вам известны:
а) нужно обязательно, особенно в начальном письме/сообщении;
б) не нужно, имя /имя-отчество адресата указаны в адресной строке;
в) при наличии приветствия обращением можно пренебречь.
6. Расставьте тексты по степени официальности: от наиболее официального к наименее
(соотнесите порядковые номера и фрагменты писем).______
1
Дорогой Ростислав Иванович! От всей души благодарим за то, что Вы
_ делаете для развития нашего сотрудничества.
2
Ростислав Иванович, дорогой! Огромное спасибо тебе лично за наше
успешное сотрудничество!
3
Глубокоуважаемый Ростислав Федорович! Разрешите выразить Вамогромную
признательность за Ваш неоценимый вклад в развитие
отношений сотрудничества между нашими организациями.
4

Уважаемый Ростислав Федорович! Выражаем Вам благодарность за
вклад в развитие сотрудничества между нашими организациями.

3,4,1,2
7. Какие компоненты делового письма не относятся к этикетной рамке?
а) обращение,
б) приветствие
в) представление,
г) вложение
д) контактная информация
8. Какой элемент электронного
делового
письма соответствует
«бумажного» делового письма?
а) обращение
б) представление
в) электронный адрес
г) тема

заголовку

9. В ходе переписки по электронной почте формулировка темы:а) не
должна меняться;
б) должна корректироваться в случае изменения содержания переписки илидобавления
новых аспектов;
в) должна меняться в каждом ответном письме.

10. С какого электронного адреса наиболее уместно вести деловую перепискуЕлене
Клименко, работающей в турагентстве «МаксТур»?
а) lenkaklimenka@list.ru
б) lenusikk@gmail.com

в) elenaklimenko@maxtour.ru
г) elenaldimenko@mail.ru

Тема 2.4. Структура основной части письма.
Виды писем/сообщений.
Составьте письма по ситуациям:
1) Вы хотите нанять специалиста для проведения мастер-класса. Напишите письмо-предложение
специалисту, которого вам порекомендовали знакомые.
2) Вы специалист.
Вы получили
предложение
провести
г—
мастер-класс
от
незнакомого вам человека. Вас не устраивают условия. Напишите письмо-отказ.

Итоговое задание по деловой переписке
Кейс
Вы - организатор конкурса для обучающихся начальных классов. Согласно
положению о
конкурсе, в финале может участвовать только один представитель от одной образовательной
____
организации. От школы №... отобран Максим Соколов. К вам обращается учитель Любовь
Семеновна Петрова с просьбой допустить к финалу еще и Елену Логинову. Просьба мотивируется
тем, что девочка очень способная и гораздо больше заслуживает быть в финале, чем Максим. По
те отказ.
мнению учителя, Максима отобрали в финал незаслуженно. Напиши
Напишите
Критерии оценки: текст письма
составлен
корректно
и
в
расчете
на
-------------------- корректно и в рзсчете ня дальнейшее
дяльнейшее сотрудничество,
сотру
реквизиты оформлены правильно, языковые средства употреблены корректно.
Максимальный балл за кейс — 5. За каждую ошибку снимается 0,5 б.
МОДУЛЬ 3. ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Тема 3.1 Тест с множественным выбором «Коммуникация в интернете», примерные
вопросы и ответы.

Оценка «отлично» выставляется при условии, что количество верных ответов неменее 90%.
Оценка «хорошо» выставляется при условии, что количество верных ответов неменее 80%.
Оценка «удовлетворительно» выставляется при условии.
условии, что количество верныхответов не менее
60%.
1. Решение коммуникативной задачи подразумевает под собой

a)

Получение нужной информации
b) Получение важной информации
c) Отбор верных языковых средств
d) Все перечисленное
2. Выберите верное завершение фразы. В интернете часто используются

a)

устаревшие слова
b) сокращения
c) историзмы
3. К характеристикам интернет-коммуникации не относятся
a) безопасность, прозрачность, открытость
b) анонимность, оперативность, обновляемость информации

c)
4.

устно-письменная форма бытования язьпс

Вставьте пропущенное слово: "Общаясь по электронной почте, личными
сообщениями, в чате и т.п. всегда следует____________________________
Исключения: комментарии и сообщения на форуме."
a) писать ИМХО
b) троллить

c)

здороваться
d) извиняться

Тема 3.4
Создание
инструктивного
текста
и/или профессионального
лайфхака
Задание: напишите для своего профиля в социальной
социальной сети
сети профессиональный
профессиональный совет
совет или
или лайфхак,
лайфхак,
который рассчитан на то, чтобы облегчить жизнь вашим подписчикам.
Критерии оценивания: объем - до 1500 знаков с пробелами.
Отбор лексики - общеупотребительная с элементами профессиональной. Структура
фразы - лаконичная, простые предложения без осложнения.
Соблюдение принципов создания инструктивных текстов: последовательность действий, логика
перехода от одного шага к другому, использование императива/первого лица (в случае с
лайфхаком - выбор корректных форм
«разделения жизненного опыта).

Орфографическая, пунктуационная и грамматическая корректность.Соблюдение
каждого критерия - 20% к общей оценке.

МОДУЛЬ 4. РУССКИЙ ЯЗЫК в МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Тема 4.1
Тест «Правила межкультурной коммуникации»
Оценка «отлично» выставляется при условии, что количество верных ответов внеменее 90%.
Оценка «хорошо» выставляется при условии, что количество верных ответов внеменее 80%.
Оценка «удовлетворительно» выставляется при условии, что количество верныхответов вне менее
60%.

1. Решение коммуникативной задачи подразумевает под собой
a) Получение нужной информации
b) Получение важной информации
c) Отбор верных языковых средств
d) Все перечисленное
2. Межкультурной коммуникации свойственны следующие особенности
a) Диалог культур и гетерогенность представителей одной культуры
b) Диалог культур и риск конфликтов
с) Риск конфликтов, диалог культур и культурный обмен
3. Под конфликтом в современной науке понимают
а) взаимодействие, которое протекает в форме противостояния, столкновения,
противоборства личностей
Ь) возникающие между людьми дискуссии личного характера
е) перебранку в интернете
4. Правила межкулыурной коммуникации (выберите верные утверждения)
a) одинаковы для всех
b) различаются в разных странах
c) должны соблюдаться вне зависимости от культурной принадлежности
5. Выберите верное завершение фразы. Любая культура
a) гетерогенна

b)
c)

гомогенна
проста
6. Выберите фразу, в которой слово «дом» использовано в свойственноммногим
культурам смысле <<дорогое место»
а) мой дом - моя крепость
б) они только недавно начали жить своим домомв) дом
там, где твое сердце



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.