ПМ.04 Производственной практики 2025

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа производственной практики ПМ.11 Разработка,
администрирование и защита баз данных является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности СПО 09.02.07 Информационные системы и программирование.
Рабочая программа производственной практики предназначена для
изучения в профессиональных образовательных организациях при подготовке
специалистов среднего звена по специальности 09.02.07 Информационные
системы и программирование.
1.2 Место практики в структуре основной профессиональной
образовательной программы
Производственная практика относится к профессиональному циклу и
входит
в состав
профессионального
модуля
ПМ.11
Разработка,
администрирование и защита баз данных.
1.3 Цели и планируемые результаты освоения производственной
практики
В результате освоения программы производственной практики студент
должен освоить вид деятельности Разработка, администрирование и защита
баз данных и соответствующие ему общие компетенции (таблица 1) и
профессиональные компетенции (таблица 2) в соответствии с ФГОС СПО по
специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование,
а также трудовые функции и трудовые действия (таблица 3) в соответствии
с профессиональным стандартом «Администратор баз данных».
Таблица 1 – Общие компетенции
Код и наименование
общей компетенции
ОК 01. Выбирать
способы решения задач
профессиональной
деятельности
применительно
к различным контекстам

Знания, умения
Умения:
распознавать
задачу
и/или
проблему
в
профессиональном и/или социальном контексте; анализировать
задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять
этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать
информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;
составить план действия; определить необходимые ресурсы;
владеть актуальными методами работы в профессиональной и
смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать
результат и последствия своих действий (самостоятельно или с
помощью наставника)

3

ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа
и интерпретации
информации
и информационные
технологии
для выполнения задач
профессиональной
деятельности

ОК 03. Планировать
и реализовывать
собственное
профессиональное
и личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность
в профессиональной
сфере, использовать
знания по финансовой
грамотности в
различных жизненных
ситуациях

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать
и работать в коллективе
и команде
ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию

Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в
котором приходится работать и жить; основные источники
информации и ресурсы для решения задач и проблем в
профессиональном и/или социальном контексте;
алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных
областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах;
структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов
решения задач профессиональной деятельности
Умения: определять задачи для поиска информации; определять
необходимые источники информации; планировать процесс
поиска; структурировать получаемую информацию; выделять
наиболее значимое в перечне информации; оценивать
практическую значимость результатов поиска; оформлять
результаты поиска; применять средства информационных
технологий для решения профессиональных задач; использовать
современное программное обеспечение
Знания:
номенклатура
информационных
источников
применяемых в профессиональной деятельности; приемы
структурирования информации; формат оформления результатов
поиска информации; современные средства и устройства
информатизации; порядок их применения и программное
обеспечение в профессиональной деятельности
Умения:
определять
актуальность
нормативно-правовой
документации в профессиональной деятельности; применять
современную научную профессиональную терминологию;
определять и выстраивать траектории профессионального
развития и самообразования; выявлять достоинства и недостатки
коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного
дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план;
рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам
кредитования; определять инвестиционную привлекательность
коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности;
презентовать
бизнес-идею;
определять
источники
финансирования
Знания:
содержание
актуальной
нормативно-правовой
документации; современная научная и профессиональная
терминология; возможные траектории профессионального
развития и самообразования; основы предпринимательской
деятельности; основы финансовой грамотности; правила
разработки бизнес-планов; порядок выстраивания презентации;
кредитные банковские продукты
Умения: организовывать работу коллектива и команды;
взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе
профессиональной деятельности
Знания: психологические основы деятельности
коллектива,
психологические особенности личности; основы проектной
деятельности
Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы
по профессиональной тематике на государственном языке,
проявлять толерантность в рабочем коллективе

4

на государственном
языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального
и культурного контекста
ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией
на государственном
и иностранном языках

Знания: особенности социального и культурного контекста;
правила оформления документов и построения устных
сообщений.

Умения: понимать общий смысл четко произнесенных
высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые),
понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать
в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить
простые высказывания о себе и о своей профессиональной
деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия
(текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на
знакомые или интересующие профессиональные темы
Знания: правила построения простых и сложных предложений на
профессиональные темы; основные общеупотребительные
глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический
минимум, относящийся к описанию предметов, средств и
процессов
профессиональной
деятельности;
особенности
произношения; правила чтения текстов профессиональной
направленности.

Таблица 2 – Профессиональные компетенции
Код и наименование
профессиональной
компетенции
ПК 11.1. Осуществлять
сбор, обработку и анализ
информации для
проектирования баз
данных.

ПК 11.2. Проектировать
базу данных на основе
анализа предметной
области.

Показатели освоения профессиональной компетенции
Практический опыт:
Выполнять сбор, обработку и анализ информации для
проектирования баз данных.
Умения:
Работать с документами отраслевой направленности.
Собирать, обрабатывать и анализировать информацию на
предпроектной стадии.
Знания:
Методы описания схем баз данных в современных СУБД.
Основные положения теории баз данных, хранилищ данных, баз
знаний.
Основные принципы структуризации и нормализации базы
данных.
Основные принципы построения концептуальной, логической и
физической модели данных.
Практический опыт:
Выполнять работы с документами отраслевой направленности.
Умения:
Работать с современными case-средствами проектирования баз
данных.
Знания:
Основные принципы структуризации и нормализации базы
данных.
Структуры данных СУБД, общий подход к организации
представлений, таблиц, индексов и кластеров.
5

ПК 11.3. Разрабатывать
объекты базы данных в
соответствии с
результатами анализа
предметной области.

Практический опыт:
Работать с объектами баз данных в конкретной системе
управления базами данных.
Использовать стандартные методы защиты объектов базы
данных.
Работать с документами отраслевой направленности.
Использовать средства заполнения базы данных.
Использовать стандартные методы защиты объектов базы
данных.
Умения:
Работать с современными case-средствами проектирования баз
данных.
Создавать объекты баз данных в современных СУБД.
Знания:
Методы описания схем баз данных в современных СУБД.
Структуры данных СУБД, общий подход к организации
представлений, таблиц, индексов и кластеров.
Методы организации целостности данных.
ПК 11.4. Реализовывать
Практический опыт:
базу данных в конкретной Работать с объектами базы данных в конкретной системе
системе управления
управления базами данных.
базами данных.
Умения:
Создавать объекты баз данных в современных СУБД.
Знания:
Основные принципы структуризации и нормализации базы
данных.
Основные принципы построения концептуальной, логической и
физической модели данных.
Структуры данных СУБД.
Методы организации целостности данных.
ПК 11.5.
Практический опыт:
Администрировать базы
Выполнять работы с объектами базы данных в конкретной
данных.
системе управления базами данных.
Умения:
Применять стандартные методы для защиты объектов базы
данных.
Выполнять стандартные процедуры резервного копирования и
мониторинга выполнения этой процедуры.
Выполнять процедуру восстановления базы данных и вести
мониторинг выполнения этой процедуры.
Знания:
Технологии передачи и обмена данными в компьютерных сетях.
Алгоритм проведения процедуры резервного копирования.
Алгоритм проведения процедуры восстановления базы данных.
ПК 11.6. Защищать
Практический опыт:
информацию в базе
Использовать стандартные методы защиты объектов базы
данных с использованием данных.
технологии защиты
Умения:
информации.
Выполнять установку и настройку программного обеспечения
для обеспечения работы пользователя с базой данных.
Обеспечивать информационную безопасность на уровне базы
данных.
6

Знания:
Методы организации целостности данных.
Способы контроля доступа к данным и управления
привилегиями.
Основы разработки приложений баз данных.
Основные методы и средства защиты данных в базе данных

Таблица 3 – Требования профессионального стандарта
Код и наименование
Трудовые действия, умения, знания
трудовой функции (ТФ)
Обобщенная трудовая функция A. Обеспечение функционирования БД
ТФ A/02.4
Трудовые действия:
Восстановление данных
Запуск процедуры восстановления БД
Мониторинг выполнения процедуры восстановления БД
Контроль завершения процедуры восстановления БД
Проведение повторной процедуры восстановления БД в случае
ее нештатного завершения
Умения:
Читать техническую документацию на БД
Выполнять регламентные процедуры по восстановлению данных
Осуществлять проверку корректности восстановленных данных
Знания:
Основы систем управления БД
Основные средства контроля целостности данных
Типовой алгоритм процедуры восстановления данных
Основы операционных систем
ТФ A/03.4 Управление
Трудовые действия:
доступом к БД
Назначение прав доступа пользователей к БД
Изменение прав доступа пользователей к БД
Контроль соблюдения прав доступа пользователей к БД
Умения:
Выполнять
процедуры
управления
правами
доступа
пользователей к БД
Выявлять случаи нарушения прав доступа пользователей к БД
Знания:
Основные положения теории БД, хранилищ данных, баз знаний
Методы и средства технической защиты информации
Технологии передачи данных и обмена данными в
компьютерных сетях
Способы контроля доступа к данным и управления
привилегиями
ТФ A/04.4 Установка и
Трудовые действия:
настройка БД на стороне Инсталляция ПО для поддержки работы пользователей с БД
клиента
Настройка ПО для поддержки работы пользователей с БД
Контроль результатов настройки ПО для поддержки работы
пользователей с БД
Умения:
Выполнять процедуры инсталляции ПО для поддержки работы
пользователей с БД
Читать техническую документацию на БД
7

Проверять корректность работы БД на стороне клиента
Знания:
Основы операционных систем
Системы управления БД и хранилищами данных
Типовые алгоритмы установки и настройки ПО на стороне
клиента (пользователя)
Основы алгоритмизации и программирования
Основы языка структурированных запросов

8

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
2.1 Объем времени на освоение программы практики
Вид учебной работы
Обязательная учебная нагрузка (практическая подготовка), всего
в том числе:
практические занятия

9

Количество
часов
36
36

2.2 Тематический план
Обязательная нагрузка

1. Ознакомление с мастерской (предприятием,
организацией)
1.1 Общее ознакомление с мастерской (предприятием,
организацией). Инструктаж по технике безопасности
2. Перечень выполненных работ обучающимися в
соответствии с профессиональными компетенциями
2.1 Изучение интерфейса информационной системы,
используемой по месту прохождения практики.
2.2 Работа с разными видами Справочников.
2.3 Импорт и экспорт данных информационной системы
2.4 Настройка и анализ конфигурации возможностей
удаленного доступа к распределенным ресурсам сетевых баз
данных
2.5 Описание предметной области соответствующей
деятельности предприятия
2.6 Создание, редактирование и удаление объектов базы
данных: таблиц, ограничений, индексов, используя
графический интерфейс СУБД
2.7 Разработка инструкций для запросов на языке SQL.
2.8 Анализ текущего состояния системы шифрования
передачи данных в открытых каналах связи. Поиск
уязвимостей;
2.9 Предложение способов модификации настроек сети для
устранения найденных уязвимостей и повышения общего
уровня безопасности при передаче данных
3. Сбор и обобщение материала для отчёта
3.1 Подготовка отчёта по практике
3.2 Защита отчёта по практике. Дифференцированный зачет
Всего:

10

промежуточная аттестация в
форме диф.зачёта/ зачёта (час)

практических занятий (час)

теоретических занятий (час)

Практическая подготовка

Содержание учебной деятельности

Всего часов

в том числе

2

2

-

2

-

2

2

-

2

-

32

32

-

32

-

4

4

-

4

-

4
4

4
4

-

4
4

-

4

4

-

4

-

4

4

-

4

-

4

4

-

4

-

4

4

-

4

-

2

2

-

2

-

2

2

-

2

-

8
6

8
6
36

8
6
36

-

36

-

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКИ
3.1 Требования
обеспечению

к

минимальному

материально-техническому

Освоение программы производственной практики осуществляется
в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю
подготовки обучающихся.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Основная литература
1. Гордеев, С. И. Организация баз данных в 2 ч. Часть 1 : учебник для
среднего профессионального образования / С. И. Гордеев, В. Н. Волошина. — 2е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 310 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11626-7. — Текст :
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/518510.
2. Гордеев, С. И. Организация баз данных в 2 ч. Часть 2 : учебник для
среднего профессионального образования / С. И. Гордеев, В. Н. Волошина. — 2е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 513 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11625-0. — Текст :
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/518511.
3. Стасышин, В. М. Базы данных: технологии доступа : учебное пособие
для среднего профессионального образования / В. М. Стасышин, Т. Л.
Стасышина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. —
164 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09888-4. — Текст
: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/516927.
Дополнительная литература
1. Советов, Б. Я. Базы данных : учебник для среднего профессионального
образования / Б. Я. Советов, В. В. Цехановский, В. Д. Чертовской. — 3-е изд.,
перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 420 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09324-7. — Текст :
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/514585.
Перечень используемого программного обеспечения:
1 Microsoft Office
2 Microsoft Windows

11

Перечень
используемых
профессиональных
и информационных справочных систем:
1. ЭБС Электронного издания ЮРАЙТ
2. ЭБС «ЛАНЬ»

баз

данных

3.3 Общие требования к организации практики
1) Производственная практика проводится в организациях в специальнооборудованных помещениях на основе договоров между организацией и
образовательным учреждением;
2) Сроки проведения практики устанавливаются образовательным
учреждением в соответствии с ОПОП СПО;
4) Общий объем времени на проведение производственной практики
определяется ФГОС СПО и учебным планом и составляет 72 часа.
Результатом освоения производственной практики выступают ПК, оценка
которых представляет собой создание и сбор свидетельств деятельности на
основе заранее определенных критериев.
3.4 Формы отчётности по практике
В период прохождения практики обучающимся ведется дневник практики.
По результатам практики обучающимся составляется отчет, который
утверждается организацией.
В качестве приложения к дневнику практики обучающийся оформляет
графические, аудио-, фото-, видео-, материалы, наглядные образцы изделий,
подтверждающие практический опыт, полученный на практике.
По окончанию практики, студент предоставляет пакет документов,
который включает в себя:
- дневник прохождения практики, включая индивидуальное задание и
характеристику работы практиканта;
- отчет о прохождении практики.
3.5 Кадровое обеспечение практики
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих
руководство практикой: дипломированные специалисты – преподаватели
междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин,
профессиональных модулей. Наличие высшего профессионального образования,
соответствующего профилю профессиональных модулей.
Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной
сферы является обязательным.

12

4. КОНТРОЛЬ И
ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны
позволять проверять у обучающихся не только сформированность
профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и
обеспечивающих их умений.
Аттестация по итогам производственной практики по ПМ.11 Разработка,
администрирование и защита баз данных проводится с учетом (или на
основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих
организаций:
– отчет по производственной практике по ПМ.11 Разработка,
администрирование и защита баз данных;
– дневник.
Руководитель практики от колледжа оценивает итоги практики на основе
представленного отчета и устного отчета студента.
Защита итогов практики проходит в форме собеседования. Примерные
вопросы:
 В каком качестве Вы проходили практику: как студент (без оплаты),
стажер или штатный сотрудник (с оплатой труда)?
 Как было организовано Ваше рабочее место?
 Предоставлялась ли Вам возможность выбора направления, методов и
средств выполнения работы?
 Каким образом руководитель на предприятии проверял и корректировал
Вашу работу?
 Планируется ли дальнейшее развитие выполненной работы на этом
предприятии?
 Какие дисциплины были наиболее Вам полезны при прохождении
практики?
 Каким образом Вы бы изменили учебный процесс (указать дисциплины
и их разделы) с учетом опыта, полученного на практике, в т.ч. недостатка
исходных знаний, умений и навыков и т.д.?
 Ваше общее впечатление от предприятия и выполненной работы.

13



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.