МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУП.09 Физическая культура
программы подготовки специалистов среднего звена
20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях
подготовка
Профиль получаемого профессионального образования:
I
Технический.
Квалификация выпускника: специалист по защите ЧС.
Форма обучения: очная
|
2024
ОДОБРЕНО
предметной(цикловой) комиссией
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
Протокол №7от «г.
Председатель П(Ц)К
Подпись
_________
.;х£7.
Шабанова М.М.
Подпись
ФИО
ФИО
20^г.
Рабочая программа ОУП.09 «Физическая культура» в соответствии с Приказом
Минпросвещения России от 07.07.2022 N 535
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 20.02.02 Защита в чрезвычайных
ситуациях"
(Зарегистрировано в Минюсте России 08.08.2022 N 69570)
с учетом:
- профиля получаемого образования.
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на
базе основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования (разработаны
Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» (письмо Департамента государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ
общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального
образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в
соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2024/2025 учебный год.
л
Разработчики: Багомедов М.Ш.
Рецензенты/ эксперты:
луУ'/у
'преподаватель ГБПОУ РД ИПК.
заведующий отделением ГБПОУ РД ИПК
СОДЕРЖАНИЕ
Оглавление
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4
1.1. Область применения программы
4
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы
4
1.3. Цель и планируемые результаты освоения программы
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной дисциплины
8
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
9
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
12
3.1. Материально-техническое обеспечение
12
3.2. Информационное обеспечение обучения
12
3.3. Организация образовательного процесса
13
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
13
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
14
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУП.09 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОУП.09 «Физическая культура» является частью
основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 20.02.02 Защита в
чрезвычайных ситуациях"
Программа ОУП.09 Физическая культура адаптирована для обучения инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл и имеет связь с учебными
дисциплинами ОП 06. Охрана труда,ОП.08 Безопасность жизнедеятельности
1.
Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Учебная дисциплина ОУП.09 Физическая культура направлена на формирование физической
культуры обучающихся, развитие целеустремленности, выдержки, самообладания,
инициативности, снятия напряжения в различных группах мышц, концентрации внимания.
Цель дисциплины - обеспечить развитие физических способностей обучающихся в
соответствии с общественными требованиями, стандартами и профессиональной
направленностью обучения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья,
достижения жизненных и профессиональных целей.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии
человека;
- основы здорового образа жизни.
В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к
различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и
информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие,
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по
финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской
Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
4
OK 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение
на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации
межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного
поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об
изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в
процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической
подготовленности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном
языках.
1.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
78
Обязательные аудиторные учебные занятия (всего)
78
в том числе:
практические занятия
76
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа (всего)
-
Промежуточная аттестация по образовательной программе
в форме зачета
2
5
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУП.09 Физическая культура
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы
организации деятельности
Объем
часов
обучающихся
Тема 1. Легкая
атлетика
Содержание учебного материала
14
Практическое занятие "Инструктаж по ТБ. Физическая
культура в укреплении здоровья. Старт, стартовый разгон,
финиширование"
2
Практическое занятие "Бег 100м"
2
Практическое занятие "Эстафетный бег 4'100 м"
2
Практическое занятие "Бег по прямой с различной
скоростью"
2
Практическое занятие "Равномерный бег на дистанцию
3000 м (мин, с); 2000 м (мин, с)"
2
Практическое занятие "Прыжки в длину с места"
2
Контрольные занятия
"Бег 3000 м (мин, с); 2000 м (мин, с)"
2
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2. Волейбол
Содержание учебного материала
16
Практическое занятие "Инструктаж по ТБ. Стойки и
перемещения (ходьбой, бегом, скачком)"
2
Практическое занятие "Верхняя и нижняя передача мяча в
движении"
2
Практическое занятие "Передачи мяча в парах и над
собой"
2
Практическое занятие "Подачи мяча (прямая, верхняя,
боковая)"
2
Практическое занятие "Прием мяча одной и двумя руками"
2
Практическое занятие "Нападающий удар. Блокирование,
страховка"
2
Практическое занятие "Игра по упрощенным правилам"
2
6
Контрольные занятия
"Подача мяча - произвольная форма"
2
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 3. Баскетбол Содержание учебного материала
18
Практическое занятие "Инструктаж по ТБ. Передвижения,
прыжки, остановки и повороты "
2
Практическое занятие "Ловля и передача мяча"
2
Практическое занятие " Броски мяча в корзину (с места, в
движении, прыжком)"
2
Практическое занятие "Техника овладения мячом и
противодействия"
2
Практическое занятие "Перехват, приемы против броска,
накрывание."
2
Практическое занятие "Техника обманных движений"
2
Практическое занятие "Техники игры в защите."
2
Практическое занятие "Игра по упрощенным правилам"
2
Контрольные занятия
"Броски мяча в корзину - штрафной бросок"
2
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 4
Содержание учебного материала
Профессионально
Практическое занятие "Комплекс упражнений для
прикладная
утренней гимнастики"
физическая
подготовка
Практическое занятие "Комплекс упражнений для глаз"
30
2
2
Практическое занятие "Комплекс упражнений по
формированию осанки"
2
Практическое занятие "Комплекс дыхательных
упражнений"
2
Практическое занятие" Комплекс упражнений для
профилактики заболеваний суставов"
2
7
Практическое занятие" Комплекс упражнений для
профилактики варикозного расширения вен"
2
Практическое занятие "Развитие мышц плечевого пояса,
туловища и стопы"
2
Практическое занятие "Упражнения для статической
выносливости мышц пальцев и кистей рук"
2
Практическое занятие "Упражнения с отягощением для
укрепления мышц ног"
2
Практическое занятие" Комплекс упражнений для
развития быстроты"
2
Практическое занятие "Комплекс упражнений для
развития гибкости"
2
Практическое занятие "Комплекс упражнений для
развития координации"
2
Практическое занятие "Комплекс упражнений
производственной гимнастики"
2
Практическое занятие "Комплекс физических упражнений,
влияющих на общее состояние здоровья"
1
Практическое занятие "Составление индивидуального
плана физического развития обучающегося"
1
Зачёт
2
Самостоятельная работа обучающихся
Всего
78
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы осуществляется в учебном кабинете физического воспитания и
спортивного комплекса:
- спортивный зал;
- открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий.
Оборудование кабинета физического воспитания и спортивного зала:
- учительский стол, стул, шкаф;
-технические средства обучения: компьютер, телевизор, музыкальный центр, секундомер.
- гимнастические снаряды: гимнастический козёл, канат подвесной, маты, гимнастический
мост, гимнастические скамейки, обручи, мячи, кубики, скакалки, гимнастические ленты;
8
- инвентарь для спортивных игр: мячи (волейбольные, баскетбольные), волейбольные стойки,
сетка, баскетбольные щиты, кольца, теннисные столы, ракетки, теннисные шарики, манишки;
- оборудование для легкой атлетики стойки и планки для прыжков в высоту, стартовые
колодки, гранаты, малые мячи, эстафетные палочки, диски, нагрудные номера, разноцветные
майки.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Решетников Н.В. Физическая культура: учебник для студентов учреждений среднего
профессионального образования. - М.: ИЦ "Академия", 2020 - 176 с.
2. Лях, В.И. Физическая культура / В.Н. Лях, А.А. Зданевич. - 7-е издание. - М.: Просвещение,
2021-237 с.
Дополнительная литература:
1. Бишаева А. А. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента: учеб,
пособие. — М: КноРус: 2021 - 304 с.
2. Евсеев Ю.И. Физическое воспитание / Ю.И.Евсеев. - Ростов н/Д, 2020 - 384 с.
3. Кабачков В. А. Полиевский С. А., Буров А. Э. Профессиональная физическая культура в
системе непрерывного образования молодежи: науч.-метод, пособие — М.Советский спорт,
2021 - 296 с.
4. Манжелей И. В. Инновации в физическом воспитании : учеб, пособие — Тюмень, 2018 -104
с.
5. Миронова Т. И. Реабилитация социально-психологического здоровья детско-молодежных
групп — Кострома , 2021 - 502 с.
6. Тимонин А.И. Педагогическое обеспечение социальной работы с молодежью Учебное
пособие / под ред. д.п.н., проф. Н.Ф. Басова. - 3-е изд. - М. Академия : 2020 - 288 с.
7. Хомич М.М., Эммануэль Ю.В., Ванчакова Н.П. Комплексы корректирующих мероприятий
при снижении адаптационных резервов организма на основе саногенетического мониторинга /
под ред. С.В.Матвеева. - СПб.: 2021 - 152 с.
Интернет-ресурсы:
1. Официальный сайт Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской
Федерации - Режим доступа: http://minstm.gov.ru
2. Национальная информационная сеть "Спортивная Россия" - Режим доступа:
http://www.infosport.rU/xml/t/default.xml
3. Официальный сайт Олимпийского комитета России- Режим доступа: www.olympic.ru
3.3. Организация образовательного процесса
Преподаватель проводит консультации со студентами в рамках фонда консультаций,
определенных учебным планом.
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
9
Требования к квалификации педагогических кадров: высшее образование в области
"Физическая культура".
4 Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
Освоенные умения:
- использовать физкультурнооздоровительную деятельность для
укрепления здоровья, достижения
жизненных и профессиональных
целей;
Практическая работа, выполнение
индивидуальных заданий,
тестирование, принятие
нормативов.
Усвоенные знания:
- о роли физической культуры в
общекультурном, профессиональном
и социальном развитии человека;
Фронтальная беседа, устный
опрос,тестирование
- основы здорового образа жизни;
5. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ пооп
Учебная дисциплина ОУП.09 Физическая культура может быть использована для обучения по
укрупненной группе специалистов 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях"
ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Нормативы
№
п/п
Виды испытаний
Юноши
Девушки
(тесты)
2. Бег на 2 км (мин,
с)
на 3 км (мин, с)
3
4
5
3
4
5
9.20
8.50
7.50
11.50
11.20
9.50
15.10
14.40
13.10
-
-
-
10
Нормативы
№ Виды испытаний
п/п
(тесты)
Девушки
Юноши
3
4
5
3
4
5
6
7
8
5
6
7
4
5
6
3
4
5
1. Волейбол
Подача мяча произвольная
форма
2. Баскетбол
"Броски мяча в
корзину штрафной бросок
" (10 попыток)
Зачетные требования для обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к
специальной медицинской группе
Заболевание
Контрольное
упражнение (тест)
Оценка
юноши
Сердечно
сосудистая
система
(неактивная
фаза
ревматизма,
функциональные
изменения и др.)
девушки
6-минутный бег, м в
сочетании с ходьбой
Результатом
Результатом
теста является теста является
расстояние,
расстояние,
пройденное
пройденное
обучающимся. обучающимся.
Броски и ловля
теннисного мяча
двумя руками с
расстояния 1 метра
от стенки в течение
30 секунд.
Засчитывается Засчитывается
количество
количество
пойманных
пойманных
мячей.
мячей.
Приседания,
выполненные в
произвольном темпе
до утомления
Засчитывается Засчитывается
количество
количество
выполненных выполненных
упражнений до упражнений до
момента
момента
отказа
отказа
Органы дыхания 6-минутный бег, м в
(хронический
сочетании с ходьбой
бронхит,
воспаление
легких,
бронхиальная
астма и др.)
Броски и ловля
теннисного мяча
двумя руками с
Результатом
Результатом
теста является теста является
расстояние,
расстояние,
пройденное
пройденное
обучающимся. обучающимся.
Засчитывается Засчитывается
количество
количество
11
расстояния 1 метра
от стенки в течение
30 секунд.
Заболевания
почек (нефрит,
пиелонефрит,
нефроз)
Органы зрения
Нарушения
нервной
системы
пойманных
мячей.
пойманных
мячей.
Приседания,
выполненные в
произвольном темпе
до утомления
Засчитывается Засчитывается
количество
количество
выполненных выполненных
упражнений до упражнений до
момента
момента
отказа
отказа
6-минутный бег, м в
сочетании с ходьбой
Результатом
Результатом
теста является теста является
расстояние,
расстояние,
пройденное
пройденное
обучающимся. обучающимся.
Броски и ловля
теннисного мяча
двумя руками с
расстояния 1 метра
от стенки в течение
30 секунд.
Засчитывается Засчитывается
количество
количество
пойманных
пойманных
мячей.
мячей.
Приседания,
выполненные в
произвольном темпе
до утомления
Засчитывается Засчитывается
количество
количество
выполненных выполненных
упражнений до упражнений до
момента
момента
отказа
отказа
6-минутный бег, м в
сочетании с ходьбой
Результатом
Результатом
теста является теста является
расстояние,
расстояние,
пройденное
пройденное
обучающимся. обучающимся.
Броски и ловля
теннисного мяча
двумя руками с
расстояния 1 метра
от стенки в течение
30 секунд.
Засчитывается Засчитывается
количество
количество
пойманных
пойманных
мячей.
мячей.
Приседания,
выполненные в
произвольном темпе
до утомления
Засчитывается Засчитывается
количество
количество
выполненных выполненных
упражнений до упражнений до
момента
момента
отказа
отказа
6-минутный бег, м в
сочетании с ходьбой
Результатом
Результатом
теста является теста является
расстояние,
расстояние,
пройденное
пройденное
обучающимся. обучающимся.
12
Броски и ловля
теннисного мяча
двумя руками с
расстояния 1 метра
от стенки в течение
30 секунд.
Засчитывается Засчитывается
количество
количество
пойманных
пойманных
мячей.
мячей.
Приседания,
выполненные в
произвольном темпе
до утомления
Засчитывается Засчитывается
количество
количество
выполненных выполненных
упражнений до упражнений до
момента
момента
отказа
отказа
6-минутный бег, м в
Хронические
сочетании с ходьбой
заболевания
желудочнокишечного
тракта, желчного
пузыря,печени
Броски и ловля
теннисного мяча
двумя руками с
расстояния 1 метра
от стенки в течение
30 секунд.
Результатом
Результатом
теста является теста является
расстояние,
расстояние,
пройденное
пройденное
обучающимся. обучающимся.
Приседания,
выполненные в
произвольном темпе
до утомления
Засчитывается Засчитывается
количество
количество
выполненных выполненных
упражнений до упражнений до
момента
момента
отказа
отказа
Засчитывается Засчитывается
количество
количество
пойманных
пойманных
мячей.
мячей.
13