ПД.02 ФИЗИКА 2024

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОФИЛЬНОЙ дисцйплины

ИД 02 ФИЗИКА
«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА»
программы подготовки специалистов среднего звена

20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях
подготовка
Профиль получаемого профессионального образования:
технический.
i
Квалификация выпускника: «Специалист по защите в чрезвычайных ситуациях»

Форма обучения: очная
Курс:1.
Семестр : 1,2

2024 г.

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией

Протокол №4)т «

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР

2024г.

(Подпись)

Шабанова М.М
(ФИО)

2024 г.

Рабочая программа общеобразовательного цикла ПД.02 ФИЗИКА образовательной
программы в соответствии Приказ Минпросвещения России от 07.07.2022 N 535
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта сред­
него профессионального образования по специальности 20.02.02 Защита в чрезвы­
чайных ситуациях"
(Зарегистрировано в Минюсте России 08.08.2022 N 69570)
с учетом:
,
- профиля получаемого образования.
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пре­
делах освоения образовательных программ среднего профессионального обра­
зования на базе основного общего образования с учетом требований феде­
ральных государственных образовательных стандартов и получаемой профес­
сии или специальности среднего профессионального образования (разработа­
ны Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих
кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный инсти­
тут развития образования» (письмо Департамента государственной политики в
сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015
№ 06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразова­
тельных учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональ­
ной образовательной программы среднего профессионального образования
(ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального образования
Министерства образования й науки Республики Дагестан в соответствии с ра­
бочим учебным планом образовательной организации на 2024/2025 учебный
год.

Разработчики: Алиризаев А.Н -

преподаватель ГБПОУ РД ИПК.

Рецензенты/ эксперты:
ИПК.

заведующий отделением ГБПОУ РД

2

СОДЕРЖАНИЕ

стр.
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

4

2. Структура и содержание учебной дисциплины

6

3. Условия реализации учебной дисциплины

9

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

10

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы

Реализация среднего общего образования на базе основного общего образования в
пределах Общеобразовательная дисциплина ПД.02. «Физика» является обязатель­
ной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в Приказ
Минпросвещения России от 07.07.2022 N 535
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта сред­
него профессионального образования по специальности 20.02.02 Защита в чрезвы­
чайных ситуациях"
(Зарегистрировано в Минюсте России 08.08.2022 N 69570)20.02.02 Защита в чрез­
вычайных ситуациях.
Программа разработана на основании требований ФГОС среднего общего образова­
ния с учетом профессиональной направленности получаемой профессии/специальности. На изучение дисциплины «Физика» на базовом уровне отводит­
ся пять зачетных единиц.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образо­
вательной программы: Учебная дисциплина ПД.02 Физика входит в состав обяза­
тельной предметной области естественные науки среднего общего образования.
В учебном плане учебная дисциплина ПД.02 Физика входит в состав общеоб­
разовательных учебных дисциплин: по выбору, формируемых из обязательных
предметных областей.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисци­
плины:

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
код
Наименование результата обучения
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных
У1
тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых
тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн;
волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
У2
отличать гипотезы от научных теорий;
УЗ
делать выводы на основе экспериментальных данных;
У4
приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент явля­
ются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить ис­
тинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объ­
яснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще
неизвестные явления;
У5
приводить примеры практического использования физических знаний: зако­
нов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных
видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуника4

Уб

У7
У8
У9
У10

У11

У12
У13

ций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать
информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научнопопулярных статьях.
применять полученные знания для решения физических задач;
определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с уче­
том их погрешностей;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни:
для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования
транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и теле­
коммуникационной связи;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения
окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:
код
Наименование результата обучения
31
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество,
взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро,
ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
32
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс,
работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температу­
ра, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты,
элементарный электрический заряд;
33
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения,
сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики,
электромагнитной индукции, фотоэффекта;
34
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние
на развитие физики.

1.4. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дис­
циплины ПД.02 Физика:
Программой предусмотрено наряду и одновременно с реализацией основных
целей общего образования, создание теоретической базы общетехнической и специ­
альной профессиональной подготовки студентов. Профильная составляющая про­
граммы учитывает естественнонаучный профиль специальности 20.02.02 Защита в
чрезвычайных ситуациях. Это отражено в содержании обучения, количестве часов,
выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучаю­
щимися, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоя­
тельной работы обучающихся. В программе учебной дисциплины ФИЗИКА, реали­
зуемой при подготовке обучающихся по специальностям естественнонаучного
профиля повышенное внимание в программе уделено изучению раздела «Механика»
5

и отдельных тем раздела «Молекулярная физика и термодинамика». Изучению тем
экологического содержания, что позволяет проиллюстрировать и конкретизировать
физические теории, явления с помощью учебного материала предметов профессио­
нального цикла; разъяснить значимость физики как основы природообустройства;
решать задачи с профессионально направленным содержанием; показать практиче­
ское применение физических теорий и законов в обычной жизни.
Помимо этого, задания для внеаудиторной самостоятельной работы связаны с
познавательной деятельностью обучающихся для привлечения дополнительного ма­
териала, сопряженного с профессиональной сферой деятельности.
В программу, наряду с базовым компонентом курса физики включен профес­
сионально значимый учебный материал, который позволит:
- проиллюстрировать и конкретизировать физические теории, явления, законы
и понятия;
- показать практические применения физических теорий и законов в произ­
водственной практике;
- решать задачи с профессионально направленным содержанием;
Таким образом, удается:
во-первых, показать, что физика служит теоретической базой для овладения мето­
дикой и технологией данной специальности;
во-вторых, повысить интерес обучающихся к физике и усилить мотивы ее изучения
за счет иллюстраций профессиональной значимости курса физики.
К профессионально значимой части курса отнесены знания (законы, понятия,
факты, практические применения и т.п.) и умения (решать и составлять задачи, про­
изводить расчеты, пользоваться измерительными приборами и инструментами и
т.п.), которые формируются при изучении курса физики и значимы для процесса
овладения специальностью, способствуют совершенствованию профессиональной
подготовки.

В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться общие
компетенции (ОК)
код
Наименование результата обучения
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
ОК.1
проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и спо­
ОК.2
собы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и ка­
чество.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ОК.З
ответственность.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффек­
ОК.4
тивного выполнения профессиональных задач, профессионального и личност­
ного развития.
Использовать
информационно-коммуникационные технологии в профессио­
ОК.5
нальной деятельности.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руко­
ОК.6
водством, потребителями.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за
ОК.7
6

ОК.8

ОК.9

ПК 2.4.

ПК 2.5.

ПК 4.8.

ПК 4.9.

ПК 4.10.

результат выполнения заданий.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного разви­
тия, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квали­
фикации.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
Разрабатывать, проводить и контролировать проведение мероприятий по про­
филактике возникновения аварий и (или) инцидентов на опасных производ­
ственных объектах и снижению их последствий.

Выполнять работы по предупреждению аварий и обеспечению газовой без­
опасности на опасных производственных объектах
Организовывать безопасное применение аварийно-спасательного, пожарного
оборудования и техники.
Осуществлять техническую эксплуатацию аварийно-спасательного, пожарно­
го оборудования (техники), беспилотных авиационных систем и робототехни­
ки.
Выполнять работы по устранению неисправностей аварийно-спасательных
средств и автотранспорта, не требующих специального оборудования.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 270 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 195 часа;
самостоятельной работы студента 55 часа.
-Курсовая работа 20 часа

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
Индивидуальный проект
практические занятия
самостоятельная работа студента (всего)
в том числе:
Итоговая аттестация

7

Объем часов
270
195
20
91
55
4 часа, экзамен

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ПД..02 Физика
Формируемые
Объ­
общие и профессио­
ем часов
нальные
компетенции
4
3
1
2
ОК 03
4
Содержание учебного материала:
Введение.
ОК 05
Физика и ме­
Физика — фундаментальная наука о природе. Естественно-научный метод по­
тоды научного по­
знания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе
знания
познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль экспери­
мента и теории в процессе познания природы. Физическая величина. Физические за­
коны. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия.
Понятие о физической картине мира. Погрешности измерений физических величин.
Значение
физики при освоении профессий СПО и специальностей СПО
ОК 01
Раздел 1. Механика
ОК 02
4
Содержание учебного материала:
Тема 1.1
ОК 04
Механическое движение и его виды. Материальная точка. Скалярные и век­
Основы кине­
ОК 05
матики
торные
ОК 07
физические величины. Относительность механического движения. Система
отсчета.
Принцип относительности Галилея. Способы описания движения. Траектория.
Путь.
Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Уравнение
движения.
Мгновенная и средняя скорости. Ускорение. Прямолинейное движение с посто­
янным
ускорением. Движение с постоянным ускорением свободного падения. Равно­
мерное
движение точки по окружности, угловая скорость. Центростремительное уско­
рение.
Кинематика абсолютно твердого тела
4
Содержание учебного материала:
Тема 1.2
Основная задача динамики. Сила. Масса. Законы механики Ньютона. Силы в
Основы дина­
природе.
мики
15

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
Наименование
разделов и тем
индивидуальный проект (если предусмотрены)

Сила тяжести и сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Пер­

вая
космическая скорость. Движение планет и малых тел Солнечной системы. Вес.

16

Невесомость. Силы упругости. Силы трения
Содержание учебного материала:
Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движе­
ние. Механическая работа и мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная
энергия. Закон сохранения механической энергии. Работа силы тяжести и силы
упругости. Консервативные силы.
Применение законов сохранения. Использование законов механики для объ­
яснения движения небесных тел и для развития космических исследований, границы
применимости классической механики.
Практическое
применение физических знаний в повседневной жизни для использования
простых механизмов, инструментов, транспортных средств
Решение задач с профессиональной направленностью по разделу «Механика»
Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика

4

Содержание учебного материала:
Тема 2.1 Основы молекулярно- кинетиОсновные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса мо­
ческойтеории
лекул и атомов. Броуновское движение. Силы и энергия межмолекулярного взаимо­
действия. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Идеальный газ. Давление
газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Температура и ее
измерение. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температуры.
Температура звезд. Скорости движения молекул и их измерение. Уравнение состоя­
ния идеального газа. Изопроцессы и их графики. Газовые законы. Молярная газо­
вая постоянная
Решение задач с профессиональной направленностью
Практические занятие:
Практическая работа №1. Изучение одного из изо процессов
Содержание учебного материала:
Тема 2.2 Основы термодинамики
Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа.
Работа и теплота как формы передачи энергии.
Теплоемкость. Удельная теплоемкость.
Количество теплоты. Уравнение теплового баланса. Первое начало термоди­
намики. Адиабатный процесс. Второе начало термодинамики. Принцип действия
тепловой машины. Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Холодиль­
ные машины. Охрана природы

4

Тема 1.3 Законы сохранения в механике

2

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 07
ПК 2.5
ПК 2.4

2
6

4

17

Невесомость. Силы упругости. Силы трения

Содержание учебного материала:
Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движе­
ние. Механическая работа и мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная
энергия. Закон сохранения механической энергии. Работа силы тяжести и силы
упругости. Консервативные силы.
Применение законов сохранения. Использование законов механики для объ­
яснения движения небесных тел и для развития космических исследований, границы
применимости классической механики.
Практическое
применение физических знаний в повседневной жизни для использования
простых механизмов, инструментов, транспортных средств
Решение задач с профессиональной направленностью по разделу «Механика»
Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика

4

Тема 2.1 Основы моСодержание учебного материала:
лекулярно- кинетиОсновные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса мо­
ческойтеории
лекул и атомов. Броуновское движение. Силы и энергия межмолекулярного взаимо­
действия. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Идеальный газ. Давление
газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Температура и ее
измерение. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температуры.
Температура звезд. Скорости движения молекул и их измерение. Уравнение состоя­
ния идеального газа. Изопроцессы и их графики. Газовые законы. Молярная газо­
вая постоянная
Решение задач с профессиональной направленностью
Практические занятие:
Практическая работа №1. Изучение одного из изо процессов
Содержание учебного материала:
Тема 2.2 Осно­
вы термодинамики
Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа.
Работа и теплота как формы передачи энергии.
Теплоемкость. Удельная теплоемкость.
Количество теплоты. Уравнение теплового баланса. Первое начало термоди­
намики. Адиабатный процесс. Второе начало термодинамики. Принцип действия
тепловой машины. Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Холодиль­
ные машины. Охрана природы

4

Тема 1.3 Законы сохранения в механике

2

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 07
ПК 2.5
ПК 2.4

2
6
4

17

Тема 2.3

Решение задач с профессиональной направленностью

2

Содержание учебного материала:

4

18

Агрегатные
Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и
относительная влажность воздуха. Приборы для определения влажности воз­
состояния вещества и
духа. Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Критиче­
фазовые переходы
ское состояние вещества. Перегретый пар и его использование в технике. Характе­
ристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия по­
верхностного слоя. Ближний порядок. Поверхностное натяжение. Смачивание. Яв­
ления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления. Характеристи­
ка твердого состояния вещества. Кристаллические и аморфные тела. Упругие свойства
твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Пластическая (остаточ­
ная) деформация. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Коэффициент
линейного расширения. Коэффициент объёмного расширения. Учет расширения
в технике. Плавление. Удельная
теплота плавления. Кристаллизация. Практическое применение в повсе­
дневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твердых тел
Решение задач с профессиональной направленностью
Практические занятия:
Практическая работа №2 Определение влажности воздуха.
Практическая работа №3 Определение коэффициента поверхностного
натяжения жидкости
Самостоятельная работа №1 «Молекулярная физика и термодинамика»

Раздел 3. Электродинамика
Содержание учебного материала:
Тема 3.1 Электрическое поле
Электрические заряды. Элементарный электрический заряд. Закон сохране­
ния заряда.
Закон Кулона. Электрическая постоянная. Электрическое поле. Напряжен­
ность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электриче­
ском поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Ра­
бота сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Связь между
напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. Электроем­
кость. Единицы электроемкости. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в ба­
тарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля. Приме­
нение конденсаторов
Решение задач с профессиональной направленностью
Практические занятия:
Практическая работа №4. Определение электрической емкости конденса-

2

6
6
5

4

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 07

2
6

ГУ

торов

о
(N

Содержание учебного материала:
Тема 3.2 Законы постоянного
Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока.
тока
Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи. Зависимость электриче­
ского сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения про­
водника. Зависимость электрического сопротивления проводников от темпера­
туры. Температурный коэффициент сопротивления. Сверхпроводимость. Работа
и мощность постоянного тока. Тепловое действие тока. Закон Джоуля—Ленца.
Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Электриче­
ские цепи. Параллельное и последовательное соединение проводников. Законы
Кирхгофа для узла. Соединение источников электрической энергии в батарею
Решение задач с профессиональной направленностью
Практические занятия:
Практическая работа №5 Определение удельного сопротивления провод­

ника.
Практическая работа №6 Определение термического коэффициента сопротивле­
ния меди.
Практическая работа №7 Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления
источника тока.
Практическая работа №8 Изучение законов последовательного и парал­
лельного соединений проводников.
Практическая работа №9 Исследование зависимости мощности лампы
накаливания от напряжения на её зажимах.

4

6
6
6
6

6

Практическая работа №10 Определение КПД электроплитки
Самостоятельная работа №2 «Электрическое поле. Законы постоянного тока»

6
5

Содержание учебного материала:
Тема 3.3 Электрический ток вразЭлектрический ток в металлах, в электролитах, газах, в вакууме. Электролиз.
личных средах
Закон
электролиза Фарадея. Электрохимический эквивалент. Виды газовых раз­
рядов. Термоэлектронная эмиссия. Плазма. Электрический ток в полупроводниках.
Собственная и примесная проводимости. Р-n переход. Применение полупроводни­
ков. Полупроводниковые приборы

4

21

Решение задач с профессиональной направленностью

2

22

этические занятия:
этическая работа №11 Определение электрохимического эквивалента
ржание учебного материала:
ор индукции магнитного поля. Напряженность магнитного поля. Действие
поля на прямолинейный проводник с током. Взаимодействие токов. Сила
зименение силы Ампера. Магнитный поток. Работа по перемещению проэком в магнитном поле. Действие магнитного поля на движущийся заряд,
нца. Применение силы Лоренца. Определение удельного заряда. Маг*йства вещества. Магнитная проницаемость. Солнечная активность и её
Землю. Магнитные бури
гние задач с профессиональной направленностью
ржание учебного материала:
шие электромагнитной индукции. Правило Ленца. Закон электромагнит-

кции. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся
X.
чше самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока.
мосвязь электрических и магнитных полей. Электромагнитное поле
гние задач с профессиональной направленностью
стические занятия:
этическая работа №12 Изучение явления электромагнитной индукции
Г»3 «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»
ны
ржание учебного материала:
бательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические
Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухаюческие колебания. Математический маятник. Пружинный маятник. Вымеханические колебания. Резонанс.
речные и продольные волны. Характеристики волны. Звуковые волны,
и его применение
ржание учебного материала:

5

8

2
8

2

4
5

6

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 07

6

23

Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебатель­
Электромаг­
нитные колебания и ном контуре. Формула Томсона. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор
незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические колебания.
волны
Переменный ток. Генератор переменного тока. Емкостное и индуктивное сопро­
тивления переменного тока. Активное сопротивление. Закон Ома для электриче­
ской цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Резонанс в
электрической цепи. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, пере­
дача и распределение электроэнергии. Электромагнитное поле как особый вид ма­
терии. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Вибратор Герца.
Открытый колебательный контур. Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о ра­
диосвязи. Принцип радиосвязи. Применение электромагнитных волн.

Решение задач с профессиональной направленностью
Практические занятия:
Практическая работа №13 Изучение работы трансформатора
Самостоятельная работа № 4 «Колебания и волны»
Раздел 5. Оптика
Содержание учебного материала:
Тема 5.1 При­
рода света
Точечный источник света. Скорость распространения света. Законы отражения
и преломления света. Солнечные и лунные затмения. Принцип Гюйгенса. Полное от­
ражение. Линзы. Построение изображения в линзах. Формула тонкой линзы. Увеличе­
ние линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Телескопы. Сила
света. Освещённость. Законы освещенности

Тема 5.2

Решение задач с профессиональной направленностью
Практические занятия:
Практическая работа №14 Определение показателя преломления стекла
Содержание учебного материала:

2

6
5
6

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05

2
4
6

24

Волновые
свойства света

Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких
пленках. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифрак­
ция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Понягие о голографии. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное луче­
преломление. Поляроиды. Дисперсия света. Виды излучений. Виды спектров. Спектры
испускания. Спектры поглощения. Спектральный анализ. Спектральные классы звезд.
Ультрафиолетовое излучение. Инфракрасное излучение. Рентгеновские лучи. Их
природа и свойства. Шкала электромагнитных излучений

Практические занятия:
Практическая работа №15 Определение длины световой волны с помощью
дифракционной решетки.
Практическая работа №16 Наблюдение сплошного и линейчатого спектров
Самостоятельная работа № 5 «Оптика»
Движение со скоростью света. Постулаты теории относительности и следствия
Тема 5.3 Спе­
циальная теория от­ из них.
Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Энергия покоя. Связь массы
носительности
и энергии свободной частицы. Элементы релятивистской динамики
Раздел 6. Квантовая физика
Тема 6.1 КванСодержание учебного материала:
товая оптика
Квантовая гипотеза Планка. Тепловое излучение. Корпускулярно-волновой ду­
ализм. Фотоны. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Соотношение не­
определенностей Гейзенберга. Давление света. Химическое действие света. Опыты
П.Н. Лебедева и Н.И. Вавилова. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэф­
фекта. Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фо­
тоэлементов.
Применение фотоэффекта
Содержание учебного материала:
Тема 6.2 Фи­
зика атома и атомно­
Развитие взглядов на строение вещества. Модели строения атомного ядра. За­
го ядра
кономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Э. Резер­
форда. Модель атома водорода по Н. Бору. Квантовые постулаты Бора. Лазеры. Ра­
диоактивность. Закон радиоактивного распада. Радиоактивные превращения. Способы
наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова - Черенкова. Строе­
ние атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных
ядер.Ядерные реакции. Ядерная энергетика. Энергетический выход ядерных
реакций. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная

6
4

2

8

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 07

4

25

ядерная

26



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.