МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОФИЛЬНОЙ дисцйплины
ИД 02 ФИЗИКА
«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА»
программы подготовки специалистов среднего звена
20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях
подготовка
Профиль получаемого профессионального образования:
технический.
i
Квалификация выпускника: «Специалист по защите в чрезвычайных ситуациях»
Форма обучения: очная
Курс:1.
Семестр : 1,2
2024 г.
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол №4)т «
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
2024г.
(Подпись)
Шабанова М.М
(ФИО)
2024 г.
Рабочая программа общеобразовательного цикла ПД.02 ФИЗИКА образовательной
программы в соответствии Приказ Минпросвещения России от 07.07.2022 N 535
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта сред
него профессионального образования по специальности 20.02.02 Защита в чрезвы
чайных ситуациях"
(Зарегистрировано в Минюсте России 08.08.2022 N 69570)
с учетом:
,
- профиля получаемого образования.
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пре
делах освоения образовательных программ среднего профессионального обра
зования на базе основного общего образования с учетом требований феде
ральных государственных образовательных стандартов и получаемой профес
сии или специальности среднего профессионального образования (разработа
ны Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих
кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный инсти
тут развития образования» (письмо Департамента государственной политики в
сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015
№ 06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразова
тельных учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональ
ной образовательной программы среднего профессионального образования
(ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального образования
Министерства образования й науки Республики Дагестан в соответствии с ра
бочим учебным планом образовательной организации на 2024/2025 учебный
год.
Разработчики: Алиризаев А.Н -
преподаватель ГБПОУ РД ИПК.
Рецензенты/ эксперты:
ИПК.
заведующий отделением ГБПОУ РД
2
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
4
2. Структура и содержание учебной дисциплины
6
3. Условия реализации учебной дисциплины
9
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
10
3
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Реализация среднего общего образования на базе основного общего образования в
пределах Общеобразовательная дисциплина ПД.02. «Физика» является обязатель
ной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в Приказ
Минпросвещения России от 07.07.2022 N 535
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта сред
него профессионального образования по специальности 20.02.02 Защита в чрезвы
чайных ситуациях"
(Зарегистрировано в Минюсте России 08.08.2022 N 69570)20.02.02 Защита в чрез
вычайных ситуациях.
Программа разработана на основании требований ФГОС среднего общего образова
ния с учетом профессиональной направленности получаемой профессии/специальности. На изучение дисциплины «Физика» на базовом уровне отводит
ся пять зачетных единиц.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образо
вательной программы: Учебная дисциплина ПД.02 Физика входит в состав обяза
тельной предметной области естественные науки среднего общего образования.
В учебном плане учебная дисциплина ПД.02 Физика входит в состав общеоб
разовательных учебных дисциплин: по выбору, формируемых из обязательных
предметных областей.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисци
плины:
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
код
Наименование результата обучения
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных
У1
тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых
тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн;
волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
У2
отличать гипотезы от научных теорий;
УЗ
делать выводы на основе экспериментальных данных;
У4
приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент явля
ются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить ис
тинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объ
яснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще
неизвестные явления;
У5
приводить примеры практического использования физических знаний: зако
нов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных
видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуника4
Уб
У7
У8
У9
У10
У11
У12
У13
ций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать
информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научнопопулярных статьях.
применять полученные знания для решения физических задач;
определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с уче
том их погрешностей;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни:
для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования
транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и теле
коммуникационной связи;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения
окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
код
Наименование результата обучения
31
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество,
взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро,
ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
32
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс,
работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температу
ра, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты,
элементарный электрический заряд;
33
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения,
сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики,
электромагнитной индукции, фотоэффекта;
34
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние
на развитие физики.
1.4. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дис
циплины ПД.02 Физика:
Программой предусмотрено наряду и одновременно с реализацией основных
целей общего образования, создание теоретической базы общетехнической и специ
альной профессиональной подготовки студентов. Профильная составляющая про
граммы учитывает естественнонаучный профиль специальности 20.02.02 Защита в
чрезвычайных ситуациях. Это отражено в содержании обучения, количестве часов,
выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучаю
щимися, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоя
тельной работы обучающихся. В программе учебной дисциплины ФИЗИКА, реали
зуемой при подготовке обучающихся по специальностям естественнонаучного
профиля повышенное внимание в программе уделено изучению раздела «Механика»
5
и отдельных тем раздела «Молекулярная физика и термодинамика». Изучению тем
экологического содержания, что позволяет проиллюстрировать и конкретизировать
физические теории, явления с помощью учебного материала предметов профессио
нального цикла; разъяснить значимость физики как основы природообустройства;
решать задачи с профессионально направленным содержанием; показать практиче
ское применение физических теорий и законов в обычной жизни.
Помимо этого, задания для внеаудиторной самостоятельной работы связаны с
познавательной деятельностью обучающихся для привлечения дополнительного ма
териала, сопряженного с профессиональной сферой деятельности.
В программу, наряду с базовым компонентом курса физики включен профес
сионально значимый учебный материал, который позволит:
- проиллюстрировать и конкретизировать физические теории, явления, законы
и понятия;
- показать практические применения физических теорий и законов в произ
водственной практике;
- решать задачи с профессионально направленным содержанием;
Таким образом, удается:
во-первых, показать, что физика служит теоретической базой для овладения мето
дикой и технологией данной специальности;
во-вторых, повысить интерес обучающихся к физике и усилить мотивы ее изучения
за счет иллюстраций профессиональной значимости курса физики.
К профессионально значимой части курса отнесены знания (законы, понятия,
факты, практические применения и т.п.) и умения (решать и составлять задачи, про
изводить расчеты, пользоваться измерительными приборами и инструментами и
т.п.), которые формируются при изучении курса физики и значимы для процесса
овладения специальностью, способствуют совершенствованию профессиональной
подготовки.
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться общие
компетенции (ОК)
код
Наименование результата обучения
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
ОК.1
проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и спо
ОК.2
собы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и ка
чество.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ОК.З
ответственность.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффек
ОК.4
тивного выполнения профессиональных задач, профессионального и личност
ного развития.
Использовать
информационно-коммуникационные технологии в профессио
ОК.5
нальной деятельности.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руко
ОК.6
водством, потребителями.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за
ОК.7
6
ОК.8
ОК.9
ПК 2.4.
ПК 2.5.
ПК 4.8.
ПК 4.9.
ПК 4.10.
результат выполнения заданий.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного разви
тия, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квали
фикации.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
Разрабатывать, проводить и контролировать проведение мероприятий по про
филактике возникновения аварий и (или) инцидентов на опасных производ
ственных объектах и снижению их последствий.
Выполнять работы по предупреждению аварий и обеспечению газовой без
опасности на опасных производственных объектах
Организовывать безопасное применение аварийно-спасательного, пожарного
оборудования и техники.
Осуществлять техническую эксплуатацию аварийно-спасательного, пожарно
го оборудования (техники), беспилотных авиационных систем и робототехни
ки.
Выполнять работы по устранению неисправностей аварийно-спасательных
средств и автотранспорта, не требующих специального оборудования.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 270 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 195 часа;
самостоятельной работы студента 55 часа.
-Курсовая работа 20 часа
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
Индивидуальный проект
практические занятия
самостоятельная работа студента (всего)
в том числе:
Итоговая аттестация
7
Объем часов
270
195
20
91
55
4 часа, экзамен
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ПД..02 Физика
Формируемые
Объ
общие и профессио
ем часов
нальные
компетенции
4
3
1
2
ОК 03
4
Содержание учебного материала:
Введение.
ОК 05
Физика и ме
Физика — фундаментальная наука о природе. Естественно-научный метод по
тоды научного по
знания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе
знания
познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль экспери
мента и теории в процессе познания природы. Физическая величина. Физические за
коны. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия.
Понятие о физической картине мира. Погрешности измерений физических величин.
Значение
физики при освоении профессий СПО и специальностей СПО
ОК 01
Раздел 1. Механика
ОК 02
4
Содержание учебного материала:
Тема 1.1
ОК 04
Механическое движение и его виды. Материальная точка. Скалярные и век
Основы кине
ОК 05
матики
торные
ОК 07
физические величины. Относительность механического движения. Система
отсчета.
Принцип относительности Галилея. Способы описания движения. Траектория.
Путь.
Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Уравнение
движения.
Мгновенная и средняя скорости. Ускорение. Прямолинейное движение с посто
янным
ускорением. Движение с постоянным ускорением свободного падения. Равно
мерное
движение точки по окружности, угловая скорость. Центростремительное уско
рение.
Кинематика абсолютно твердого тела
4
Содержание учебного материала:
Тема 1.2
Основная задача динамики. Сила. Масса. Законы механики Ньютона. Силы в
Основы дина
природе.
мики
15
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
Наименование
разделов и тем
индивидуальный проект (если предусмотрены)
Сила тяжести и сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Пер
вая
космическая скорость. Движение планет и малых тел Солнечной системы. Вес.
16
Невесомость. Силы упругости. Силы трения
Содержание учебного материала:
Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движе
ние. Механическая работа и мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная
энергия. Закон сохранения механической энергии. Работа силы тяжести и силы
упругости. Консервативные силы.
Применение законов сохранения. Использование законов механики для объ
яснения движения небесных тел и для развития космических исследований, границы
применимости классической механики.
Практическое
применение физических знаний в повседневной жизни для использования
простых механизмов, инструментов, транспортных средств
Решение задач с профессиональной направленностью по разделу «Механика»
Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика
4
Содержание учебного материала:
Тема 2.1 Основы молекулярно- кинетиОсновные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса мо
ческойтеории
лекул и атомов. Броуновское движение. Силы и энергия межмолекулярного взаимо
действия. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Идеальный газ. Давление
газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Температура и ее
измерение. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температуры.
Температура звезд. Скорости движения молекул и их измерение. Уравнение состоя
ния идеального газа. Изопроцессы и их графики. Газовые законы. Молярная газо
вая постоянная
Решение задач с профессиональной направленностью
Практические занятие:
Практическая работа №1. Изучение одного из изо процессов
Содержание учебного материала:
Тема 2.2 Основы термодинамики
Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа.
Работа и теплота как формы передачи энергии.
Теплоемкость. Удельная теплоемкость.
Количество теплоты. Уравнение теплового баланса. Первое начало термоди
намики. Адиабатный процесс. Второе начало термодинамики. Принцип действия
тепловой машины. Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Холодиль
ные машины. Охрана природы
4
Тема 1.3 Законы сохранения в механике
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 07
ПК 2.5
ПК 2.4
2
6
4
17
Невесомость. Силы упругости. Силы трения
Содержание учебного материала:
Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движе
ние. Механическая работа и мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная
энергия. Закон сохранения механической энергии. Работа силы тяжести и силы
упругости. Консервативные силы.
Применение законов сохранения. Использование законов механики для объ
яснения движения небесных тел и для развития космических исследований, границы
применимости классической механики.
Практическое
применение физических знаний в повседневной жизни для использования
простых механизмов, инструментов, транспортных средств
Решение задач с профессиональной направленностью по разделу «Механика»
Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика
4
Тема 2.1 Основы моСодержание учебного материала:
лекулярно- кинетиОсновные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса мо
ческойтеории
лекул и атомов. Броуновское движение. Силы и энергия межмолекулярного взаимо
действия. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Идеальный газ. Давление
газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Температура и ее
измерение. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температуры.
Температура звезд. Скорости движения молекул и их измерение. Уравнение состоя
ния идеального газа. Изопроцессы и их графики. Газовые законы. Молярная газо
вая постоянная
Решение задач с профессиональной направленностью
Практические занятие:
Практическая работа №1. Изучение одного из изо процессов
Содержание учебного материала:
Тема 2.2 Осно
вы термодинамики
Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа.
Работа и теплота как формы передачи энергии.
Теплоемкость. Удельная теплоемкость.
Количество теплоты. Уравнение теплового баланса. Первое начало термоди
намики. Адиабатный процесс. Второе начало термодинамики. Принцип действия
тепловой машины. Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Холодиль
ные машины. Охрана природы
4
Тема 1.3 Законы сохранения в механике
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 07
ПК 2.5
ПК 2.4
2
6
4
17
Тема 2.3
Решение задач с профессиональной направленностью
2
Содержание учебного материала:
4
18
Агрегатные
Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и
относительная влажность воздуха. Приборы для определения влажности воз
состояния вещества и
духа. Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Критиче
фазовые переходы
ское состояние вещества. Перегретый пар и его использование в технике. Характе
ристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия по
верхностного слоя. Ближний порядок. Поверхностное натяжение. Смачивание. Яв
ления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления. Характеристи
ка твердого состояния вещества. Кристаллические и аморфные тела. Упругие свойства
твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Пластическая (остаточ
ная) деформация. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Коэффициент
линейного расширения. Коэффициент объёмного расширения. Учет расширения
в технике. Плавление. Удельная
теплота плавления. Кристаллизация. Практическое применение в повсе
дневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твердых тел
Решение задач с профессиональной направленностью
Практические занятия:
Практическая работа №2 Определение влажности воздуха.
Практическая работа №3 Определение коэффициента поверхностного
натяжения жидкости
Самостоятельная работа №1 «Молекулярная физика и термодинамика»
Раздел 3. Электродинамика
Содержание учебного материала:
Тема 3.1 Электрическое поле
Электрические заряды. Элементарный электрический заряд. Закон сохране
ния заряда.
Закон Кулона. Электрическая постоянная. Электрическое поле. Напряжен
ность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электриче
ском поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Ра
бота сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Связь между
напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. Электроем
кость. Единицы электроемкости. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в ба
тарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля. Приме
нение конденсаторов
Решение задач с профессиональной направленностью
Практические занятия:
Практическая работа №4. Определение электрической емкости конденса-
2
6
6
5
4
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 07
2
6
ГУ
торов
о
(N
Содержание учебного материала:
Тема 3.2 Законы постоянного
Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока.
тока
Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи. Зависимость электриче
ского сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения про
водника. Зависимость электрического сопротивления проводников от темпера
туры. Температурный коэффициент сопротивления. Сверхпроводимость. Работа
и мощность постоянного тока. Тепловое действие тока. Закон Джоуля—Ленца.
Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Электриче
ские цепи. Параллельное и последовательное соединение проводников. Законы
Кирхгофа для узла. Соединение источников электрической энергии в батарею
Решение задач с профессиональной направленностью
Практические занятия:
Практическая работа №5 Определение удельного сопротивления провод
ника.
Практическая работа №6 Определение термического коэффициента сопротивле
ния меди.
Практическая работа №7 Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления
источника тока.
Практическая работа №8 Изучение законов последовательного и парал
лельного соединений проводников.
Практическая работа №9 Исследование зависимости мощности лампы
накаливания от напряжения на её зажимах.
4
6
6
6
6
6
Практическая работа №10 Определение КПД электроплитки
Самостоятельная работа №2 «Электрическое поле. Законы постоянного тока»
6
5
Содержание учебного материала:
Тема 3.3 Электрический ток вразЭлектрический ток в металлах, в электролитах, газах, в вакууме. Электролиз.
личных средах
Закон
электролиза Фарадея. Электрохимический эквивалент. Виды газовых раз
рядов. Термоэлектронная эмиссия. Плазма. Электрический ток в полупроводниках.
Собственная и примесная проводимости. Р-n переход. Применение полупроводни
ков. Полупроводниковые приборы
4
21
Решение задач с профессиональной направленностью
2
22
этические занятия:
этическая работа №11 Определение электрохимического эквивалента
ржание учебного материала:
ор индукции магнитного поля. Напряженность магнитного поля. Действие
поля на прямолинейный проводник с током. Взаимодействие токов. Сила
зименение силы Ампера. Магнитный поток. Работа по перемещению проэком в магнитном поле. Действие магнитного поля на движущийся заряд,
нца. Применение силы Лоренца. Определение удельного заряда. Маг*йства вещества. Магнитная проницаемость. Солнечная активность и её
Землю. Магнитные бури
гние задач с профессиональной направленностью
ржание учебного материала:
шие электромагнитной индукции. Правило Ленца. Закон электромагнит-
кции. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся
X.
чше самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока.
мосвязь электрических и магнитных полей. Электромагнитное поле
гние задач с профессиональной направленностью
стические занятия:
этическая работа №12 Изучение явления электромагнитной индукции
Г»3 «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»
ны
ржание учебного материала:
бательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические
Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухаюческие колебания. Математический маятник. Пружинный маятник. Вымеханические колебания. Резонанс.
речные и продольные волны. Характеристики волны. Звуковые волны,
и его применение
ржание учебного материала:
5
8
2
8
2
4
5
6
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 07
6
23
Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебатель
Электромаг
нитные колебания и ном контуре. Формула Томсона. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор
незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические колебания.
волны
Переменный ток. Генератор переменного тока. Емкостное и индуктивное сопро
тивления переменного тока. Активное сопротивление. Закон Ома для электриче
ской цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Резонанс в
электрической цепи. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, пере
дача и распределение электроэнергии. Электромагнитное поле как особый вид ма
терии. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Вибратор Герца.
Открытый колебательный контур. Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о ра
диосвязи. Принцип радиосвязи. Применение электромагнитных волн.
Решение задач с профессиональной направленностью
Практические занятия:
Практическая работа №13 Изучение работы трансформатора
Самостоятельная работа № 4 «Колебания и волны»
Раздел 5. Оптика
Содержание учебного материала:
Тема 5.1 При
рода света
Точечный источник света. Скорость распространения света. Законы отражения
и преломления света. Солнечные и лунные затмения. Принцип Гюйгенса. Полное от
ражение. Линзы. Построение изображения в линзах. Формула тонкой линзы. Увеличе
ние линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Телескопы. Сила
света. Освещённость. Законы освещенности
Тема 5.2
Решение задач с профессиональной направленностью
Практические занятия:
Практическая работа №14 Определение показателя преломления стекла
Содержание учебного материала:
2
6
5
6
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
2
4
6
24
Волновые
свойства света
Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких
пленках. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифрак
ция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Понягие о голографии. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное луче
преломление. Поляроиды. Дисперсия света. Виды излучений. Виды спектров. Спектры
испускания. Спектры поглощения. Спектральный анализ. Спектральные классы звезд.
Ультрафиолетовое излучение. Инфракрасное излучение. Рентгеновские лучи. Их
природа и свойства. Шкала электромагнитных излучений
Практические занятия:
Практическая работа №15 Определение длины световой волны с помощью
дифракционной решетки.
Практическая работа №16 Наблюдение сплошного и линейчатого спектров
Самостоятельная работа № 5 «Оптика»
Движение со скоростью света. Постулаты теории относительности и следствия
Тема 5.3 Спе
циальная теория от из них.
Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Энергия покоя. Связь массы
носительности
и энергии свободной частицы. Элементы релятивистской динамики
Раздел 6. Квантовая физика
Тема 6.1 КванСодержание учебного материала:
товая оптика
Квантовая гипотеза Планка. Тепловое излучение. Корпускулярно-волновой ду
ализм. Фотоны. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Соотношение не
определенностей Гейзенберга. Давление света. Химическое действие света. Опыты
П.Н. Лебедева и Н.И. Вавилова. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэф
фекта. Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фо
тоэлементов.
Применение фотоэффекта
Содержание учебного материала:
Тема 6.2 Фи
зика атома и атомно
Развитие взглядов на строение вещества. Модели строения атомного ядра. За
го ядра
кономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Э. Резер
форда. Модель атома водорода по Н. Бору. Квантовые постулаты Бора. Лазеры. Ра
диоактивность. Закон радиоактивного распада. Радиоактивные превращения. Способы
наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова - Черенкова. Строе
ние атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных
ядер.Ядерные реакции. Ядерная энергетика. Энергетический выход ядерных
реакций. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная
6
4
2
8
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 07
4
25
ядерная
26