СГЦ.01 ИСТОРИЯ РОССИИ 2024

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
I

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СГЦ.01 История России
Профиль получаемого профессионального образования:
технический.

Код и наименование специальности:
20.02.02. Защита в чрезвычайных ситуациях.

Квалификация выпускника: специалист по защите в чрезвычайных ситуациях

Форма обучения: очная

Курс: 2

Семестр :3

2024г.

ОДОБРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

предметной (цикловой) комиссией

зам. директора по УР
Шабанова М.М С

Протокол №^т

»

О К 2024 г.
_______ 2024г.

Подпись

ФИО

Рабочая программа учебной общеобразовательной дисциплины ОУП.06 История

разработана на основе:
-Федерального закона от 29.12.2012 г.№ 273 -ФЗ об образовании в РФ.

-Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
утвержденного приказом Приказ Минобрнауки России от 18.04.2014
N352
Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях (Зарегистрировано в
Минюсте России от 10.06.2014 N 32657)

с учетом:

’

I

-профиля получаемого образования ;
примерной программы;
рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования(разработаны Департаментом государственной политики
в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ
«Федеральный институт развития образования»(письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России 17.03.2015г №
06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных
учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных
Отделом профессионального образования Министерства образования и науки Республики
Дагестан
в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на 2024/2025 учебный год
Разработчики: Мусаева Зухра Алиевнах^^^реподаватель истории ГБПОУ РД «ИПК»

-

Рецензенты / эксперты: Ибрагимова И И.

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«СГЦ.02 История России»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «СГ.01 История России» является обязательной частью социально­
гуманитарного цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС
СПО по специальности 20. 02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях.
Особое
значение
дисциплина
имеет
при
формировании
и
развитии
ОК
01,02,03,04,05,06,07,09.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
______ В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Знания
Умения
Код
ПК, ОК

Указываете
я только
коды
ОК. 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09

Указываются только умения,
относящиеся к данной дисциплине

Указываются только знания,
относящиеся к данной дисциплине

Уметь:
1 .Ориентироваться
в
экономической,
политической,
социальной
и
культурной
ситуации в России на рубеже XXXXI вв.; самостоятельно выявлять
и формулировать проблематику,
цели и задачи своей деятельности
на уроках истории.

Знать:
1 .Основные
направления
экономического,
политического,
социального
и
культурного
развития РФ на рубеже XX-XXI вв.

2.Находить
и
пользоваться
различными видами источников,
научной и учебной литературой,
анализировать
и
интерпретировать
полученную
информацию;

3.0 проблеме распространения в
российском обществе западной
системы ценностей, осознавать
необходимость
утверждения
традиционных общечеловеческих
ценностей.

2.Особенности
формирования
государственности,
итоги
и
последствия реформ 1990-х гг.

3 .Выявлять
взаимосвязь 4. Приоритетные
направления
отечественных, региональных и внешней политики РФ; глобальные
мировых проблем, проводить и
региональные
исторические
аналогии, внешнеполитические интересы
устанавливать
причинноследственные связи событий и 5. Причины, сущность локальных,
явлений.
региональных и международных
конфликтов, их состояние на
4.Последовательно излагать свои современном этапе. Роль и значение
мысли
(как
устно,
так
и РФ в урегулировании конфликтов.
письменно),
делать
выводы,
аргументированно представлять 6. Роль
РФ
в
системе
свою точку зрения.
международных
отношений.
Принципы
взаимодействия
5.Эффективно работать в группе, мировых держав и РФ.
составлять
план
действий,
распределять
задачи
внутри 7. Назначение
и
деятельность

4

группы.
6. Демонстрировать
твердую
гражданско-патриотическую
позицию;
утверждать
традиционные общечеловеческие
ценности.

международных организаций, роль
РФ в деятельности международных
организаций

8.Ключевые угрозы безопасности
современного мира и способы
борьбы с ними.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

51

в т. ч.:
теоретическое обучение

30

практические занятия

19

Самостоятельная работа1

-

Промежуточная аттестация

2

1 Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией в
соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов, необходимом
для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим планом и
содержанием учебной дисциплины.

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименовани
е разделов и
тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Объем, акад, ч /
в том числе в
форме
практической
подготовки, акад
ч

1

2

3

Содержание учебного материала
Введение в курс «История России» в контексте специальности. Актуализация знаний,
курс
полученных в общеобразовательном курсе. Преемственность исторического знания.
Значение истории для современного человека.
Раздел 1. Российская Федерация на рубеже XX-XXI вв.
Содержание учебного материала
Тема 1.1.
Основные
Итоги и последствия реформ 1990-х г. г. Формирование новой государственности.
направления
Вступление в должность Президента РФ В. В. Путина. Построение вертикали власти и
развития РФ
гражданское общество. Приоритетные направления развития экономики.
на рубеже XX- Президент Д. А. Медведев. Избрание В. В. Путина Президентом в 2012 г. и переизбрание
XXI вв.
в 2018 г. Государственные программы.
Проблема распространения в России западной системы ценностей. Пропаганда
традиционных общечеловеческих ценностей.
Основные направления внешней политики РФ на рубеже XX-XXI в. в. Новая
концепция внешней политики РФ. Восстановление лидирующих позиций России в
международных отношениях. Взаимоотношения России с ключевыми регионами мира
(Западая Европа, США, Азиатский регион, Латинская Америка и др.) Проблема

Введение в

Коды
компетенций и
личностных
1
результатов ,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

4

2
2

8

6

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09

2 В соответствии с Приложением 3 ПООП.

6

Тема 1.2.
Очаги
напряженност
и на
постсоветском
пространстве

расширения НАТО. Взаимоотношения с США. Создание Россией нового оружия.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическая работа №1
Анализ Концепции внешней политики РФ
Содержание учебного материала
Постсоветское пространство и формирование очагов напряженности.
Кризис государственности на Северном Кавказе. Первая Чеченская война: причины,
итоги, Хасавюртовские соглашения и их последствия.
Борьба с терроризмом в РФ и контртеррористическая операция на Северном Кавказе.
Вооруженные конфликты в Закавказье. Грузия и Южная Осетия. Операция по
«принуждению Грузии к миру». Конфликт в Нагорном Карабахе: исторические истоки
и современная ситуация. Российская миротворческая деятельность.
Вооруженный конфликт в Приднестровье. Роль РФ в его урегулировании. А. Лебедь.
Политический кризис в Украине в 2014 г. и начало вооруженного конфликта на ЮгоВостоке Украины. Минские соглашения. Вхождение Крыма в состав России.

В том числе практических и лабораторных занятий
Практическая работа №2
«Сравнительная характеристика вооруженных конфликтов на постсоветском
пространстве»
Раздел 2. Россия в система современных международных отношений
Тема 2.1.
Вооруженное
вмешательств
ои
миротворческ
ая
деятельность

Содержание учебного материала
Международное вооруженное вмешательство и миротворческая деятельность.
«Цветные революции» и их роль в современных международных отношениях.
«Арабская весна». Пресечение агрессии и свержение режима С. Хусейна в Ираке.
Гуманитарное вмешательство НАТО в Югославию в 1999 г. Проблема Косова.
Вооруженный конфликт в Сирии и российская военная операция.
Контртеррористическая операция сил НАТО в Афганистане. Режим талибов.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическая работа №3

2

16

12

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09

4

10

6

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09

4

7

Тема 2.2.
РФ в процессе
глобализации

Выполнение творческого задания на тему «Внутренние вооруженные конфликты и
международное вооруженное вмешательство»
Содержание учебного материала
Место РФ в системе современных международных отношений. Международные
организации: определение, классификация. Участие РФ в международных
организациях. РФ в системе мировой экономики. Санкции и контрсанкции. «Газовые
споры». «Северный поток». Глобальные угрозы международной безопасности.
Экологические проблемы, угроза изменения климата. Борьба с распространением
ОМУ. Пандемия: опыт борьбы и последствия. Духовный кризис в Европе.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическая работа №4
«Россия в системе современных международных отношений»
Самостоятельная работа (примерная тематика)

Промежуточная аттестация: зачет
Всего:

9

4

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09

5

2
51

8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены

следующие специальные помещения:
Кабинет «История России»
- Автоматизированное рабочее место преподавателя;
- Наборы плакатов;
- Рабочие места обучающихся;
- Комплект портретов исторических деятелей;
- Раздаточные учебные материалы по истории России;
- Атлас по истории с комплектом контурных карт;
- Государственные символы Российской Федерации
Электронные средства обучения/Интерактивные пособия / Онлайн
курсы (по предметной области)
Комплект учебно-методических материалов для обучающихся и
преподавателя
Карты демонстрационные по курсу истории
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список, может быть дополнен новыми изданиями.

3.2.1. Основные печатные издания
1. Артемов, В. В. История (для всех специальностей СПО) : учебник для студентов
учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 3-е изд., стер. Москва : Академия, 2020. - 256 с.
2. Зуев, М. Н. История России XX - начала XXI века : учебник и практикум для
среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. — 299 с.
3. История России XX - начала XXI века : учебник для среднего профессионального
образования / Д. О. Чураков [и др.]; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 3-е
изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 311 с.
4. Сафонов, А. А. История (конец XX - начало XXI века) : учебное пособие для
среднего профессионального образования / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. - Москва ;
Издательство Юрайт, 2022. - 245 с.
5..Бугров, К. Д. История России : учебное пособие для СПО / К. Д. Бугров, С. В.
Соколов. — 2-е изд. — Саратов : Профобразование, 2021. — 125 с. — ISBN 978-5-44881105-0. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды
СПО РКОГобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/104903
6.Тропов И. А. История : учебник для СПО / И. А. Тропов. — Санкт-Петербург :
Лань, 2022. — 576 с. — ISBN 978-5-8114-9976-2

3.2.2. Основные электронные издания
1. Зуев, М. Н. История России XX - начала XXI века: учебник и практикум для

9

среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. — 299 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-01245-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/491562 (дата обращения: 10.02.2022).

2. История России XX - начала XXI века : учебник для среднего профессионального
образования / Д. О. Чураков [и др.]; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 3-е
изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 311 с. —
(Профессиональное образование).— ISBN 978-5-534-13853-5. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467055 (дата
обращения: 10.02.2022).
3. Сафонов, А. А. История (конец XX — начало XXI века): учебное пособие для
среднего профессионального образования / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022.---- 245 с. - (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-12892-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/496927 (дата обращения: 10.02.2022).

3.2.3. Дополнительные источники
1.
Поликарпов, В. С. История науки и техники : учебное пособие для
спо / В. С. Поликарпов, Е. В. Поликарпова. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 272
с. — ISBN 978-5-8114-6747-1. — Текст : электронный // Лань : электронно­
библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/152458 (дата обращения:
24.02.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
2. Артемов, В. В. История : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /
В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 15-е изд., испр. - Москва : Академия, 2016. - 448 с. ISBN 978-5-4468-2871-5. - Текст : непосредственный.

3. История России. XX - начало XXI века: учебник для среднего профессионального
образования / Л.И. Семенникова [и др.]; под редакцией Л.И. Семенниковой. - 7-е изд., испр.
и доп. - Москва : Юрайт, 2020. - 328 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5534-09384. - Текст : непосредственный.
4. Князев, Е. А. История России XX век : учебник для среднего профессионального
образования / Е.А. Князев. - Москва : Юрайт, 2021. - 234 с. - (Профессиональное
образование). -ISBN 978-5-534-13336-3. - Текст : непосредственный.
5.
Санин,
Г.
А. Крым.
Страницы истории:
пособие для учителей
общеобразовательных организаций / Г. А. Санин. - Москва : Просвещение, 2015. - 80 с. ISBN 978-5- 09-034351-0. - Текст : непосредственный.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения3
Знать:
Основные
направления
развития РФ на рубеже XXXXI в.в.
Особенности формирования
государственности,
последствия реформ 1990-х

Критерии оценки

Методы оценки

демонстрирует
знания экспертное наблюдение
основных
направлений и оценивание
развития РФ на рубеже XIX в. выполнения
индивидуальных и
в.
знает
особенности групповых заданий
формирования
российской (работа с источниками,

3 В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты.

10

г.г.
0 проблеме распространения
в
российском
обществе
западной системы ценностей,
осознавать
необходимость
утверждения традиционных
общечеловеческих
ценностей.
Приоритетные направления
внешней
политики
РФ;
глобальные и региональные
внешнеполитические
интересы.
Причины,
сущность
локальных, региональных и
международных конфликтов,
их состояние на современном
этапе. Роль и значение РФ в
урегулировании конфликтов.
Роль
РФ
в
системе
международных отношений.
Принципы взаимодействия
мировых держав и РФ.
Назначение и деятельность
международных
организаций. Роль РФ в их
деятельности.
Ключевые угрозы
современной безопасности и
способы борьбы с ними.

Уметь:
Ориентироваться
в
экономической,
политической, социальной и
культурной
ситуации
в
России на рубеже XX-XXI
в.в.;
самостоятельно
выявлять и формулировать
проблематику,
грамотно
использовать
термины
и
понятия курса.
Осуществлять
поиск
и
пользоваться
различными
видами источников, научной
и
учебной
литературой,
анализировать
и
интерпретировать
полученную информацию;

государственности
на составление таблиц,
конспектов, подготовка
современном этапе,
осознает
проблему презентаций).
распространения в российском
обществе западной системы
ценностей,
понимает
необходимость
борьбы
с
данной тенденцией
демонстрирует
знание
приоритетных
направлений
внешней
политики
РФ,
глобальных и региональных
внешнеполитических
интересов,
демонстрирует знание причин,
сущности
локальных,
региональных
и
международных конфликтов,
их состояние на современном
этапе,
осознает роль РФ в системе
международных отношений,
демонстрирует
знание
международных организаций,
их
функции
и
области
деятельности,
имеет представление о роли
РФ
в
деятельности
международных организаций,
формулирует
ключевые
угрозы
современной
международной безопасности,
дает
им
общую
характеристику
оценка результатов
ориентируется
в выполнения
экономической, политической, практической работы
социальной и
культурной экспертное наблюдение
ситуации в России на рубеже за ходом выполнения
XX-XXI в.в.; самостоятельно практической работы
выявляет
и
формулирует
проблематику,
пользуется
терминологией и понятийным
аппаратом курса.
находит
источники
и
пользуется различными их
видами,
анализирует
и
интерпретирует информацию,
полученную из литературы
выявляет взаимосвязь событий
и
явлений,
сравнивает,
проводит
исторические

и

Выявлять
взаимосвязь
отечественных,
региональных и мировых
проблем,
проводить
исторические
аналогии,
устанавливать
причинноследственные связи событий
и явлений.
Последовательно
излагать
свои мысли (как устно, так и
письменно), делать выводы,
аргументированно
представлять свою точку
зрения.
Эффективно
работать
в
группе,
составлять
план
действий,
распределять
задачи внутри группы.
Демонстрировать твердую
гражданско-патриотическую
позицию; утверждать
традиционные
общечеловеческие ценности.

аналогии,
устанавливает
причинно-следственные связи
событий и явлений.
излагает
информацию
последовательно,
логично;
умеет обобщать и делать
выводы;
аргументированно
представляет
свою
точку
зрения
по
проблемным
вопросам.
грамотное
владение
как
устной, так и письменной
речью.
распределяет учебные задачи
внутри группы, и уверенно их
выполняет
демонстрирует
гражданскую
позицию;
действует,
опираясь
на
общечеловеческие ценности.

12



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.