МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Дагестан «ИПК»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОПЦ.ОЗ Информационные технологии в профессиональной
деятельности»
Профиль получаемого профессионального образования:
технический.
Код и наименование специальности:
I
20.02.02. Защита в чрезвычайных ситуациях.
Квалификация выпускника: специалист по защите в чрезвычайных
ситуациях
2024
1
ОДОБРЕНО
УТВЕРЖДАЮ
предметной(цикловой) комиссией
Зам. директора по УР
Протокол №Д)т «^Д>
2024г.
(Подпись)
(Подпись)
(ФИО)
2024 г.
(ФИО)
I
Рабочая программа учебной дисциплины «ОПЦ.ОЗ Информационные технологии в
профессиональной деятельности»
разработана на основе требований:
- Федерального закона от 29.12.2012г. № 273- ФЗ об образовании в РФ
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования утвержденного приказом Минобрнауки России от 07.07.2022 N 535
(зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480);
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 20.02.023ащита в чрезвычайных ситуациях^утвержденного
приказом Минобрнауки России от 18.04.2014 №352 .с учетом:
- профиля получаемого образования.
- примерной программы (указывается при наличии);
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на
базе основного общего образования | с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности
среднего
профессионального
образования
(разработаны
Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
Методических
рекомендаций
по
разработке
рабочих
программ
общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального
образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в
соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на 2024/2025
2
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
«ОПЦ.ОЗ Информационные технологии в профессиональной деятельности»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОПЦ.ОЗ Информационные технологии в профессиональной
деятельности» является обязательной частью примерной основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 20.02.02 Защита в чрезвычайных
ситуациях. Приказ Минпросвещения России от 07.07.2022 N 535
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по специальности 20.02.02 Защита в чрезвычайных
ситуациях"
(Зарегистрировано в Минюсте России 08.08.2022 N 69570)
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК 08, ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код
ПК, ОК
Умения
Знания
ОК 01-09
ПК 2.1-2.4,
2.6
ПК 3.1-3.2,
3.4
ПК1 4.1-4.4;
4.6, 4.8
ПК2 4.44.5;4,7
ПКз4.1-4.6
применять информационные технологии
для решения задач профессиональной
деятельности.
определять задачи поиска информации,
осуществлять поиск информации;
определять необходимые
информационные
ресурсы для выполнения
профессиональных задач;
владеть приемами работы с программными
средствами.
определять необходимые источники
информации.
структурировать получаемую
информацию.
оценивать практическую значимость
результатов поиска.
оформлять результаты поиска с
применением информационных
технологий.
анализировать и систематизировать знания
по специальности с применением
виды информационных
технологий для решения задач
профессиональной деятельности;
современные средства и
устройства
информатизации, порядок их
применения;
основные источники
информации и ресурсы для
решения задач и проблем в
профессиональном контексте;
средства поиска информации;
алгоритмы работ с
программными средствами;
порядок оценки результатов при
решении задач
профессиональной деятельности,
приемы поиска и
структурирования
информации.
электронный формат
оформления
результатов поиска информации.
4
пользоваться профессиональной
документацией на государственном и
иностранном языках
правила экологической
безопасности при ведении
профессиональной деятельности
основные ресурсы,
задействованные в
профессиональной деятельности
пути обеспечения
ресурсосбережения;
роль физической культуры в
общекультурном,
профессиональном и
социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни;
условия профессиональной
деятельности и зоны риска
физического здоровья для
специальности;
средства профилактики
перенапряжения;
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
1
2
Тема 1.1.
Информация и
информационные
технологии.
Тема 2.1.
Аппаратное
обеспечение ITтехнологий
Тема 2.2.
Программное
обеспечение ITтехнологий
Раздел 1. Информационные процессы и технологии
Практические занятия 1
Введение. История развития информационных технологий. Основные понятия
информационных технологий. Представление об информационном обществе. Роль
информатизации в развитии общества. Информационные ресурсы. Формы
представления информации. Информационные процессы. Назначение и виды
информационных систем. Информационные технологии. Классификация ИТ по сферам
применения. Принципы реализации и функционирования информационных технологий.
Раздел 2. Аппаратное и программное обеспечение ГГ-технологий
Практические занятия 2
История развития и классификация современных компьютеров. Элементная база ITтехнологий. Устройства обработки информации. Устройства хранения информации.
Устройства ввода-вывода информации.
Практические занятия 3
Назначение и классификация программного обеспечения. Системное программное
обеспечение. Операционные системы. Системы контроля и диагностики.
Инструментальное программное обеспечение. Языки программирования. Трансляторы.
Компиляторы и интерпретаторы. Прикладное программное обеспечение.
Объем, акад, ч /
в том числе в
форме
практической
подготовки,
акад ч
3
2
4
4
4
Коды компетенций
и личностных
результатов
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК 01-09
ПК 2.1.-2.4;
ПК 3.1.-3.2.
ПК1 4.1.-4.4.
ПК24.4-4.5.,4.7.
ПКз4.1.-4.6.
ОК 01-09
ПК 2.1.-2.4;
ПК3.1.-3.2.
ПК1 4.1.-4.4.
ПК24.4-4.5„ 4.7.
ПК34.1.-4.6.
ОК 01-09
ПК 2.1.-2.4;
ПК 3.1.-3.2.
ПК1 4.1.-4.4.
ПК24.4-4.5., 4.7.
8
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 3. Технология обработки текстовой информации
Тема 3.1.
Практические занятия 4
Текстовый
Классификация и возможности современных текстовых редакторов. Текстовый редактор
процессор MS
Word. Настройка параметров редактора и документа. Сохранение и проверка информации.
WORD
Исправление ошибок. Форматирование и редактирование текста документа. Шрифтовое
оформление. Работа со списками и таблицами. Графические возможности MS Word.
Правила оформления документов.
Практические занятия 5
1. Оформление документа по требованиям
Раздел 4. Технология обработки числовой и текстовой информации, представленной в табличном виде
Тема 4.1.
Практические занятия 6
Электронные
Табличный процессор. Понятие электронной таблицы. Строки, столбцы, ячейки, адрес
таблицы
ячейки, блок ячеек. Окно, рабочая книга лист. Типы входных данных. Организация
MS Excel
расчетов в табличном процессоре MS Excel. Создание электронной книги. Относительная
и абсолютная адресация в MS Excel. Ввод текстовых данных. Ввод числовых данных. Ввод
формул. Графические возможности MS Excel. Виды используемых диаграмм. Построение
диаграмм.
Практические занятия 7
1. Построение графиков и диаграмм
Раздел 5. Технология хранения, поиска и сортировки информации
Тема 5.1.
Практические занятия 8
Реализация
Организация системы управления базами данных (СУДЕ). Выбор СУБД для создания
проекта с
системы автоматизации. Основы работы СУБД MS Access. Рассмотрение объектов СУБД
помощью СУБД
MS Access: таблицы, запросы, формы, отчеты, макросы и модули. Назначение объектов БД
MSAccess.
и способы их создания. Экспорт и импорт данных в MS Access. Создание базы данных по
заданию.
Практические занятия 9
1. Создание базы данных по учету пожаров
ПКз4.1.-4.6.
4
4
4
ОК 01-09
ПК 2.1.-2.4., 2.6.
ПК 3.1.-3.2.
ПК1 4.1.-4.4., 4.6.,
4.8.
ПК24.4-4.5„ 4.7.
ПК34.1.-4.6.
ОК 01-09
ПК 2.1.-2.4., 2.6.
ПК 3.1.-3.2.
ПК1 4.1.-4.4., 4.6.
ПК24.4-4.5., 4.7.
ПКз4.1.-4.6.
4
4
ОК 01-09
ПК 2.1.-2.4., 2.6.
ПК3.1.-3.2.
ПК1 4.1.-4.4., 4.6.,
4.8.
ПК24.4-4.5., 4.7.
ПК34.1.-4.6.
4
9
Тема 6.1.
Графический
редактор
Photoshop
Тема 6.2.
Основы работы в
графическом
редакторе
CorelDraw
Раздел 6. Технология обработки графической информации
Практические занятия 10
Графический редактор Photoshop: назначение, пользовательский интерфейс, основные
функции. Палитры цветов. Настройка экрана и инструментария. Создание и
редактирование изображений: ретуширование и восстановление, заливка, выделение,
работа с масками, работа с фрагментами, создание коллажа и фотомонтажа; работа с
текстом.
Практические занятия 11
1. Основы фотокоррекции. Ретуширование и восстановление
2. Работа с масками. Создание коллажа.
Самостоятельная работа обучающихся
Практические занятия 12
Определение, назначение, особенности, достоинства и недостатки векторной графики.
Редакторы работы с векторной графикой. Форматы векторных графических изображений.
Настройка экрана и инструментария. Создание и редактирование изображений: рисование
на компьютере; стандартные фигуры; работа с фрагментами; работа с абрисами,
заливками; трансформация изображений; работа с текстом; применение эффектов.
Практические занятия 13 Создание плана ликвидации ЧС
Раздел 7. Мультимедийные технологии обработки и представления информации
Тема 7.1.
Практические занятия 14
Технологии
Современные способы организации презентаций. Создание презентации в приложении MS
подготовки
PowerPoint. Назначение, пользовательский интерфейс, основные функции программы
компьютерных
Создание, редактирование и сохранение презентации. Вставка и форматирование объектов
презентаций в
в слайдах. Оформление презентации. Настройка фона и анимации. Создание
программе MS
произвольного показа. Подготовка и демонстрация презентации
Power Point
Практические занятия 15 Создание и оформление презентации, применение
специальных эффектов
2
2
2
2
2
2
ОК 01-09
ПК 2.1.-2.4., 2.6.
ПК3.1.-3.2.
ПК1 4.1.-4.4., 4.6.,
4.8.
ПК24.4-4.5., 4.7.
ПКз4.1.-4.6.
ОК 01-09
ПК 2.1.-2.4., 2.6.
ПК 3.1.-3.2., 3.4.
ПК1 4.1.-4.4., 4.6.,
4.8.
ПК24.4-4.5., 4.7.
ПК34.1.-4.6.
ОК 01-09
ПК 2.1.-2.4., 2.6.
ПК 3.1.-3.2., 3.4.
ПК1 4.1.-4.4., 4.6.,
4.8.
ПК24.4-4.5., 4.7.
ПКз4.1.-4.6.
10
Раздел 8. Телекоммуникационные системы в профессиональной деятельности
Практические занятия 16
Тема 8.1.
Локальные и
Классификация локальных компьютерных сетей. Среда передачи данных. Типы
глобальные
компьютерных сетей. Сетевой контроллер. Эталонная модель OSI. Достоинства работы в
компьютерные
локальной сети. Глобальные компьютерные сети. Глобальная сеть Интернет. Способы
сети
доступа в Интернет. Структура Интернет. Основные сервисы Интернета. Основы работы в
Интернет. Организация поиска информации в Интернете.
Промежуточная аттестация
Всего:
2
ОК 01-09
ПК 2.1.-2.4., 2.6.
ПК 3.1.-3.2., 3.4.
ПК1 4.1.-4.4., 4.6.,
4.8.
ПК24.4-4.5., 4.7.
ПК34.1.-4.6.
2
42
11
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
- наборы плакатов;
- рабочие места обучающихся;
- универсальная интерактивная система
- комплект учебно-методических материалов для обучающихся и преподавателя
- планшетный компьютер для обучающихся
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список, может быть дополнен новыми изданиями.
1.2.1.
Основные печатные издания
1.
Боресков, А. В. Компьютерная графика: учебник
и практикум для СПО / А. В. Боресков, Е. В. Шикин. — М. :
Издательство Юрайт, 2019. — 219 с. — (Серия:
Профессиональное образование);
2.
Журавлев, А. Е. Информатика. Практикум в среде
Microsoft Office 2016/2019 : учебное пособие для СПО / А. Е.
Журавлев. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021.
— 124 с. — ISBN 978-5-8114-8610-6.
3.
Калмыкова, С. В. Работа с таблицами на примере
Microsoft Excel: учебное пособие для СПО / С. В. Калмыкова,
Е. Ю. Ярошевская, И. А. Иванова. — Санкт-Петербург : Лань,
2020. — 136 с. — ISBN 978-5-8114-5993-3
4.
Кудинов,
Ю.
И.
Основы
современной
информатики : учебное пособие для СПО / Ю. И. Кудинов, Ф.
Ф. Пащенко. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021.
— 256 с. — ISBN 978-5-8114-8251-1
5.
Кудинов, Ю. И. Практикум по основам
современной информатики : учебное пособие для спо / Ю. И.
Кудинов, Ф. Ф. Пащенко, А. Ю. Келина. — 2-е изд., стер. —
Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 352 с. — ISBN 978-5-81148252-8.
6.
Михеева Е.В. Информационные технологии в
профессиональной
деятельности:
учебник
для
студ.
учреждений сред. проф. образования / Е.В.Михеева, О.И.
Титова. - 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия»,
2020.416с
12
1.2.2.
Основные электронные издания
2. Журавлев, А. Е. Информатика. Практикум в среде Microsoft Office 2016/2019
: учебное пособие для спо / А. Е. Журавлев. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань,
2021. — 124 с. — ISBN 978-5-8114-8610-6. — Текст : электронный // Лань : электронно
библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/l 79035 (дата обращения:
24.02.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
3. Калмыкова, С. В. Работа с таблицами на примере Microsoft Excel : учебное
пособие для спо / С. В. Калмыкова, Е. Ю. Ярошевская, И. А. Иванова. — СанктПетербург : Лань, 2020. — 136 с. — ISBN 978-5-8114-5993-3. — Текст : электронный //
Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/147234
(дата обращения: 24.02.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
4. Коломейченко, А. С. Информационные технологии : учебное пособие для спо
/ А. С. Коломейченко, Н. В. Полыпакова, О. В. Чеха. — 2-е изд., перераб. — СанктПетербург : Лань, 2021. — 212 с. — ISBN 978-5-8114-7565-0. — Текст : электронный //
Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/l 77031
(дата обращения: 24.02.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
5. Кудинов, Ю. И. Основы современной информатики : учебное пособие для спо
/ Ю. И. Кудинов, Ф. Ф. Пащенко. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. —
256 с. — ISBN 978-5-8114-8251-1. — Текст : электронный // Лань : электронно
библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/l 73798 (дата обращения:
24.02.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
6. Кудинов, Ю. И. Практикум по основам современной информатики : учебное
пособие для спо / Ю. И. Кудинов, Ф. Ф. Пащенко, А. Ю. Келина. — 2-е изд., стер. —
Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 352 с. — ISBN 978-5-8114-8252-8. — Текст:
электронный И
Лань
:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/l 73799 (дата обращения: 24.02.2022). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.
7. Петлина, Е. М. Информационные технологии в профессиональной
деятельности : учебное пособие для СПО / Е. М. Петлина, А. В. Горбачев. — Саратов :
Профобразование, 2021. — 111 с. — ISBN 978-5-4488-1113-5. — Текст : электронный И
Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт].
— URL: https://profspo.ru/books/l04886
3.2.3. Дополнительные источники
1. Информационные технологии в менеджменте (управлении): учебник и практикум
для академического бакалавриата / Ю. Д. Романова [и др.]; под общей редакцией
Ю. Д. Романовой. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 478 с. — (Высшее
образование).— ISBN 978-5-9916-8212-1. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/412943 .
13
определять необходимые
информационные ресурсы для
выполнения профессиональных
задач;
владеет приемами работы с
программными средствами;
определять необходимые
источники информации;
структурировать получаемую
информацию;
оценивать практическую
значимость результатов поиска;
оформлять результаты поиска с
применением информационных
технологий;
анализировать и систематизировать
знания по специальности с
применением современных
информационных технологий;
использовать современное
программное обеспечение;
анализировать, аннотировать и
реферировать тексты различных
форм и содержания с
использованием систем обработки
текстов;
анализировать и систематизировать
текстовую и числовую
информацию;
применять технологии поиска,
хранения и сортировки
информации;
обрабатывать графическую
информацию;
применять мультимедийные
технологии обработки и
представления информации;
применять сетевые технологии
обработки информации;
оформлять документы с
использованием современных
программных средств;
планировать и реализовывать
собственное профессиональное и
личностное развитие в различных
жизненных ситуациях;
по осуществлению поиска
информации;
по определению необходимых
информационных ресурсов для
выполнения профессиональных задач;
по владению приемами работы с
программными средствами;
по определению необходимых
источников информации;
по структурированию получаемой
информации;
-по оцениванию практической
значимости результатов поиска;
по оформлению результатов поиска
с применением информационных
технологий;
по анализу и систематизации знания
по специальности с применением
современных информационных
технологий;
по использованию современного
программного обеспечения;
по анализу, аннотированию и
реферированию текстов различных
форм и содержания с
использованием систем
обработки текстов;
по анализу и систематизации
текстовой и числовой информации;
по применению технологии поиска,
хранения и сортировки информации;
по обработке графической
информации;
по применению мультимедийных
технологий обработки и
представления информации;
по применению сетевых технологий
обработки информации;
по оформлению документов с
использованием современных
программных средств;
по планированию и реализации
собственного профессионального и
личностного развития в различных
жизненных ситуациях;
по организации эффективного
взаимодействия и работы в коллективе
и команде;
практической
работы
16
организовывать эффективное
взаимодействие и работу в
коллективе и команде;
определять собственную позицию
и излагать свои мысли на
государственном языке;
демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных
общечеловеческих ценностей;
соблюдать нормы экологической
безопасности;
определять направления
ресурсосбережения в рамках
профессиональной деятельности
по
специальности;
эффективно действовать в
чрезвычайной ситуации;
выбирать и организовывать
физкультурно-оздоровительную
деятельность для укрепления
здоровья;
пользоваться профессиональной
документацией на государственном
и иностранном языках
по определению собственной позиции
и изложению своих мыслей на
государственном языке;
по демонстрации осознанного
поведения на основе традиционных
общечеловеческих ценностей;
по соблюдению норм экологической
безопасности;
по определению направлений
ресурсосбережения в рамках
профессиональной деятельности по
специальности;
по осуществлению эффективных
действий в чрезвычайной ситуации;
по организации физкультурно
-оздоровительной деятельности для
укрепления здоровья;
по осуществлению пользования
профессиональной документацией на
государственном и иностранном
языках
17