ОПЦ.05 Метрология и стандартизация 2024

ОДОБРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

предметной(цикловой) комиссией

Зам. директора по УР

(Подпись)

&

(ФИО)

2024 г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОПЦ.05. «Метрология и стандартизация» разработана
на основе требований:
- Федерального закона от 29.12.2012г. № 273- ФЗ об образовании в РФ
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования
утвержденного приказом Минобрнауки России от 07.07.2022 N 535 (зарегистрировано в Минюсте
России 07.06.2012 N 24480);
I
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 20,02.023ащита в чрезвычайных ситуациях^утвержденного
приказом Минобрнауки России от 18.04.2014 №352 .с учетом:
- профиля получаемого образования.
- примерной программы (указывается при наличии)',
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (разработаны Департаментом государственной политики
в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ
«Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015
№ 06-259);
,
-

Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных
учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных
Отделом профессионального образования Министерства образования и науки Республики
Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на

СОДЕРЖАНИЕ
1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 «МЕТРОЛОГИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОПЦ.05. «Метрология и стандартизация» является обязательной
частью «Общепрофессионального цикла» примерной основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по специальности 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях. Приказ
Минпросвещения России от 07.07.2022 N 535
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях"

(Зарегистрировано в Минюсте России 08.08.2022 N 69570)
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 09, ПК 3.4.,
ПК4.1., ПК 4.2. ПК 4.6.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
______ В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Знания
Умения
Код ПК,ОК

ОК 01, ОК 02,
ОК 05, ОК 09

ПК 1.2, ПК
1.3, ПК 2.2,
ПК 4.2, ПК
4.6

выбирать способы решения задач
профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;
использовать современные средства
поиска, анализа и интерпретации
информации, и информационные
технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности;
осуществлять устную и письменную
коммуникацию на государственном
языке Российской Федерации с учетом
особенностей социального и культурного
контекста;
пользоваться профессиональной
документацией на государственном и
иностранном языках.
выполнять действия по проведению
аварийно-спасательных работ на высоте;
выполнять действия по проведению
аварийно-спасательных работ при
локализации и ликвидации проливов или
выбросов опасных химических веществ;
осуществлять ведение и корректировку
плановых документов по проведению
мероприятий по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций в
организации;
осуществлять разработку комплекта
локальных нормативных актов, плановых
и организационно-распорядительных
документов для проведения
эвакуационных мероприятий

решения
задач
профессиональной
деятельности применительно к различным
контекстам;
современных средств поиска, анализа и
интерпретации
информации,
и
информационные
технологии
для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности;
устной и письменной коммуникации на
государственном
языке
Российской
Федерации
с
учетом
особенностей
социального и культурного контекста;
профессиональной документации на
государственном и иностранном языках.
проведения аварийно-спасательных работ на
высоте;
проведения аварийно-спасательных работ при
локализации и ликвидации проливов или
выбросов опасных химических веществ;
плановых документов по проведению
мероприятий
по
предупреждению
и
ликвидации чрезвычайных ситуаций в
организации;
локальных нормативных акты, плановых и
организационно-распорядительных
документов для проведения эвакуационных
мероприятий.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

50

в т.ч. в форме практической подготовки

в т. ч.:

теоретическое обучение

36

практические занятия

12

Промежуточная аттестация

2

7

Тема 2.1.
Основные
понятия
стандартизации.

Тема 2.2.
Правовая и
Государственная
система
стандартизации.

6. Измерительные инструменты.
В том числе практических занятий
Изучение единиц физических величин объектов метрологии.
Расчет характеристик погрешности измерения
Измерение параметров деталей с помощью штанегенинструментов и микрометра.
Раздел 2. Стандартизация
Содержание учебного материала

1 .Сущность, задачи и цели стандартизации.
2. Принципы, функции и методы стандартизации
3. Объекты стандартизации.
4. Виды стандартов, применяемых в РФ.
5. Нормативные документы в области стандартизации.
6. Порядок разработки и утверждения государственных стандартов.
7. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных
стандартов.
В том числе практических занятий
Виды стандартов, применяемых в РФ.
Нормативные документы в области стандартизации.
Порядок разработки и утверждения государственных стандартов.
Содержание учебного материала

1. Категории стандартов.
2. Международная стандартизация.
3.Порядок разработки и принятия международных стандартов. Назначение международных
стандартов
4.Особенности применения международных стандартов в России.
5. Региональные организации по стандартизации.
6. Межгосударственный совет по стандартизации
Промежуточная аттестация - зачет

2
6
2
2
2
26/6
14/6

2
2
2
2
2
2

ОК 01, ОК 02, ОК
05, ОК 09
ПК 1.2, ПК 1.3, ПК
2.2, ПК 4.2, ПК 4.6

2
6
2
2
2

12/2
2

ОК 01, ОК 02, ОК
05, ОК 09
ПК 1.2, ПК 1.3, ПК
2.2, ПК 4.2, ПК 4.6

2
2
2
2

2

ОК 01, ОК 02, ОК
05, ОК 09

9

ПК 1.2, ПК 1.3, ПК
2.2, ПК 4.2, ПК 4.6
Всего:

50

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Метрология и стандартизация»
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
- наборы плакатов;
- рабочие места обучающихся;
- комплект учебно-методических материалов для обучающихся и преподавателя
- комплект учебного оборудования «Метрология. Технические измерения в
машиностроении» на 15 рабочих мест.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список, может быть дополнен новыми изданиями.

3.2.1. Основные печатные издания
1.
В.Ю. Шишмарев «Метрология, стандартизация и техническое
регулирование» для СПО: Издательство «Академия», 2020.
2.
В.М. Мельников, А.В. Шулепов, Т.Ю. Васильева «Метрология,
стандартизация и сертификация». Издательство «КноРус», 2020.
3.
Лифиц, И. М. «Стандартизация, метрология и подтверждение
соответствия»: учебник и практикум для среднего профессионального
образования. Издательство «Юрайт», 2019.
4.
В.П.
Смоленцев,
В.П.
Мельников, А.Г.
Схортладзе.
«Метрология, стандартизация, сертификация». Издательство «Академия»,
2019.
5.
Коротков, В. С. Метрология, стандартизация и сертификация :
учебное пособие для СПО / В. С. Коротков, А. И. Афонасов. — Саратов :
Профобразование, 2017. — 186 с. — ISBN 978-5-4488-0020-7
6.
Метрология,
стандартизация,
сертификация
:
учебно­
методическое пособие для СПО / И. А. Фролов, В. А. Жулай, Ю. Ф. Устинов,
В. А. Муравьев. — Саратов : Профобразование, 2019. — 126 с. — ISBN 978-54488-0375-8.
7.
Мочалов, В.Д. Метрология, стандартизация и сертификация.
Учебное пособие. Инфра-М, 2019.
8.
Ким, К. К. Средства электрических измерений и их поверка :
учебное пособие для спо / К. К. Ким, Г. Н. Анисимов, А. И. Чураков. — СанктПетербург : Лань, 2021. — 316 с. — ISBN 978-5-8114-6981-9.
9.
Юрасова, Н. В. Метрология и технические измерения.
Лабораторный практикум / Н. В. Юрасова, Т. В. Полякова, В. М. Кишуров. —
3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 188 с. — ISBN 978-5-81149998-4
3.2.2. Основные электронные издания
11

1.
Ким, К. К. Средства электрических измерений и их поверка :
учебное пособие для спо / К. К. Ким, Г. Н. Анисимов, А. И. Чураков. — Санкт-Петербург
: Лань, 2021. — 316 с. — ISBN 978-5-8114-6981-9.— Текст: электронный// Лань :
электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/l 53944 (дата
обращения: 14.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
2.
Юрасова, Н. В. Метрология и технические измерения.
Лабораторный практикум / Н. В. Юрасова, Т. В. Полякова, В. М. Кишуров. — 3-е изд.,
стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 188 с. — ISBN 978-5-8114-9998-4. — Текст :
электронный
//
Лань
:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/202199 (дата обращения: 24.02.2022). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.

3.2.3. Дополнительные источники
1.
Основы метрологии, стандартизации и сертификации А.А. Гончаров. В.Д.
Копылов: Москва «Академия», 2019- 240с.;
2.
Основы метрологии, стандартизации и сертификации: Епифанов Т.В. Гагарина Л.Г.
М.: ИНФРА-М, 2020г.-432с.
3.
Метрология, стандартизация и сертификация. Практикум: Иванов И.А., Урушев
С.В., Воробьев А.А. М.: ФОРУМ, 2020 Г.-246
5.
Леонов, О. А. Метрология, стандартизация и сертификация : учебник для вузов /
О. А. Леонов, Н. Ж. Шкаруба, В. В. Карпузов. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань,
2022. — 196 с. — ISBN 978-5-8114-9404-0. — Текст : электронный И Лань : электронно­
библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/l 95442 (дата обращения:
24.02.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
6.
Лекции по метрологии. - Режим доступа: http://univer.ru/uchebnikimetrologia.htm
5.
Лекции по метрологии, стандартизации и сертификации. - Режим доступа:
http://micromake.ru/old/uchebnik/ucheb.htm
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения2
Знания:
решения
задач
профессиональной
деятельности применительно к
различным контекстам;
современных средств поиска,
анализа
и
интерпретации
информации,
и
информационные технологии
для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности;
устной
и
письменной
коммуникации
на
государственном
языке
Российской Федерации с учетом
особенностей социального и
культурного контекста;

Критерии оценки

Методы оценки

Демонстрирует знания:
решения задач
профессиональной
деятельности применительно к
различным контекстам;
современных средств поиска,
анализа и интерпретации
информации, и
информационные технологии
для выполнения задач
профессиональной
деятельности;
устной и письменной
коммуникации на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей

тестирование,
устный опрос,
экспертная оценка по
результатам наблюдения за
деятельностью студента в
процессе освоения учебной
дисциплины.

2 В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты.

12

профессиональной
документации на
государственном и
иностранном языках.

проведения
аварийноспасательных работ на высоте;
проведения
аварийноспасательных
работ
при
локализации и ликвидации
проливов или выбросов опасных
химических веществ;
плановых
документов
по
проведению мероприятий по
предупреждению и ликвидации
чрезвычайных
ситуаций
в
организации;
локальных нормативных акты,
плановых и организационно­
распорядительных документов
для проведения эвакуационных
мероприятий.

социального и культурного
контекста; профессиональной
документации на
государственном и
иностранном языках,
проведения аварийноспасательных работ на высоте;
проведения аварийноспасательных работ при
локализации и ликвидации
проливов или выбросов
опасных химических веществ;
плановых документов по
проведению мероприятий по
предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций в
организации;
локальных нормативных акты,
плановых и организационно­
распорядительных документов
для проведения эвакуационных
мероприятий.

Умения:
выбирать способы решения
задач профессиональной
деятельности применительно к
различным контекстам;
использовать современные
средства поиска, анализа и
интерпретации информации, и
информационные технологии
для выполнения задач
профессиональной
деятельности;
осуществлять устную и
письменную коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и культурного
контекста;
пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках,
выполнять действия по
проведению аварийноспасательных работ на высоте;
выполнять действия по
проведению аварийноспасательных работ при
локализации и ликвидации

Демонстрирует умения:
выбирать способы решения
задач профессиональной
деятельности применительно к
различным контекстам;
- использовать современные
средства поиска, анализа и
интерпретации информации, и
информационные технологии
для выполнения задач
профессиональной
деятельности;
осуществлять устную и
письменную коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и культурного
контекста;
пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках,
выполнять действия по
проведению аварийноспасательных работ на высоте;
выполнять действия по
проведению аварийноспасательных работ при
локализации и ликвидации

оценка результатов
выполнения практической
работы.
экспертное наблюдение за
ходом выполнения
практической работы и
индивидуальных заданий.

13

15



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.