МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПЦ.06 ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА
Профиль получаемого профессионального образования:
технический.
Код и наименование специальности:
20.02.02. Защита в чрезвычайных ситуациях.
Квалификация выпускника:
специалист по защите в чрезвычайных ситуациях.
Форма обучения: очная
2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
4
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В
ПРОТИВОДЕЙСТВИИ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ
ТЕРРОРИЗМА»
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
7
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В
ПРОТИВОДЕЙСТВИИ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ
ТЕРРОРИЗМА»
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
13
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА»
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В
ПРОТИВОДЕЙСТВИИ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ
ТЕРРОРИЗМА»
з
15
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В
ПРОТИВОДЕЙСТВИИ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА»
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Гражданское
население в противодействии распространения идеологии терроризма» предназна
чена для изучения в ГБПОУ РД «Индустриально-промышленный колледж»
реализующего образовательную программу среднего общего образования в
пределах освоения образовательной программы СПО на базе основного общего
образования при подготовке квалифицированных специалистов среднего звена по
специальности СПО 20.02.02. Защита в чрезвычайных ситуациях
Программа составлена в соответствии с требованиями к дополнительному
образованию Федеральных государственных образовательных стандартов, в
соответствии с Комплексным планом противодействия идеологии терроризма в
Российской Федерации на 2019 - 2023 гг.
Реализация данной Программы обусловлена насущной необходимостью
формирования у обучающихся общих представлений о внешней и внутренней
политике, проводимой Российской Федерацией в сфере обеспечения национальной
безопасности в тесной увязке с проблемами, связанными с организационными и
правовыми аспектами противодействия идеологии терроризма и религиозно
политического экстремизма в современных условиях
1.2.Общаяхарактеристикаучебнойдисциплины
Стратегическая цель заключается в формировании социально-политических
компетенций обучающихся посредством правильного понимания и умения
теоретически различать виды терроризма в процессе изучения таких базовых
понятий, как: терроризм, идеология терроризма, террористическая угроза,
террористический акт, международный терроризм, экстремизм, сепаратизм,
ксенофобия, мигрантофобия, национализм, шовинизм, межнациональные и
межконфессиональные конфликты, информационная среда, национальная
безопасность, безопасность личности, культура межнационального общения и др.
Кроме
того,
целью
этой
Программы
является
формирование
коммуникативной,
социально-психологической,
социально-правовой,
информационной и социально-личностной компетенций у обучающихся.
4
Исходя из изложенного ранее, данная Программа ориентирована
на решение следующих задач.
1. Теоретические задачи:
- понимание основных форм социально-политического насилия (социальнополитическая компетентность);
- знание содержания основных документов и нормативно-правовых актов
противодействия терроризму в Российской Федерации, а также приоритетных задач
государства в борьбе с терроризмом (политическая грамотность);
- знание задач системного изучения угроз общественной безопасности,
принципов прогнозирования и ранней диагностики террористических актов,
методов предотвращения,
нейтрализации
и
надежного
блокирования
их деструктивных форм, разрушительных для общества (методологическая
грамотность);
2. Практические задачи:
- умение выявлять факторы формирования экстремистских взглядов
и радикальных настроений в молодежной среде (информационная компетентность);
- знание конституционных прав и обязанностей граждан, правовых основ
обеспечения безопасности (социально-правовая компетентность);
- знание нормативно-правовой базы
противодействия терроризму
(социально-правовая компетентность);
3. Воспитательные
задачи
(формирование
социально-личностных
компетенций):
- формирование гражданственности, патриотизма, социальной активности
обучающихся;
- формирование
представления
о
роли
семейного
воспитания
в преодолении негативных этноконфессиональных установок;
1.3.Место учебной дисциплины «Гражданское население в
противодействии распространения идеологии терроризма»в
учебном плане профессиональной образовательной программы
дисциплина входит в вариативную часть общепрофессионального учебного цикла
образовательной программы по профессии
1.4
Результаты
освоения
учебной
дисциплины
«Гражданское население в противодействии распространения
идеологии терроризма»
В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы
следующие знания:
5
1. основ и политических технологий противодействия экстремизму и
терроризму, отличий террора, терроризма и террористической угрозы, их сущности
и специфики;
2. основных законодательных и нормативно-правовых документов в сфере
обеспечения безопасности и противодействия террористической угрозе;
3. социокультурных,
религиозных
и
этнических
аспектов
антитеррористической политики, специфики проявления фактора конфессиональной
и этнической принадлежности представителей различных социальных групп в росте
террористической угрозы;
4. основ информационно-психологического воздействия на социум для
формирования антитеррористического сознания и поведения населения, механизмов
и последствий экстремизма и терроризма;
5. механизмов и форм участия институтов гражданского общества в
эффективном противодействии экстремизму и терроризму;
Промежуточный контроль в форме дифференцированного зачета.
6
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В
ПРОТИВОДЕЙСТВИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА»
2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной деятельности
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка
Обязательная аудиторная учебная нагрузка
в том числе:
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
39
39
20
2
3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
№
урока
1
2
Содержание учебного материала,
практические занятия,
самостоятельная работа
3
Модуль 1. Сущность современного терроризма, идеология, типология и его крайняя
общественная опасность
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Исторические
1
Предыстория терроризма. Идейные основы европейского
корни и эволюция
революционного террора. Революционный террор в России
терроризма
(вторая треть XIX — начало XX вв.).
2
Первый теоретик терроризма (М. Робеспьер). Истоки терроризма
Объем
часов
Время на
изучение темы
4
5
12
2
1
1
в России.
Тема 1.2
Современный
терроризм:
понятие,
сущность,
разновидности
Тема 1.3
Содержание учебного материала
3
4
2
1
Определение понятия «терроризм». Общая характеристика
терроризма как идеологии насилия.
Причины и факторы современного терроризма. Коррупция как
один из ключевых факторов возникновения идеологии терроризма
в современной России. Структурные элементы терроризма.
Содержание учебного материала
8
1
2
Международный
терроризм как
глобальная
геополитическая
проблема
современности
Тема 1.4
Виды
экстремистских
идеологий как
концептуальных
основ идеологии
терроризма
Тема 1.5
Особенности
идеологического
влияния
террористических
сообществ на
гражданское
население
Тема 1.6
Идеология
терроризма и
«молодежный»
экстремизм
5
6
Содержание учебного материала:
7
8
12
2
1
1
2
2
Специфика преступных идеологий террористов. Факторы,
влияющие
на
формирование
идеологии
участников
террористических групп и организаций
Содержание учебного материала:
И
1
Идеология крайнего национализма. Идеология расизма Идеология
сепаратизма. Идеология ваххабизма
Общие негативные антиобщественные качества
Содержание учебного материала:
9-10
1
Сущность
и
идеология
современного
международного
терроризма. Глобальная контртеррористическая стратегия ООН.
Международное сотрудничество в противодействии терроризму.
Понятие и сущность «молодежного экстремизма». Причины
«молодежного экстремизма».
Основные формы проявления «молодежного экстремизма».
9
2
1
1
указанном законодательном акте.
Модуль 3. Информационное противодействие идеологии терроризма
12
Содержание учебного материала:
4
Тема 3.1
Кибертерроризм
как продукт
глобализации.
17
18
19
Тема 3.2
Интернет как
сфера
распространения
идеологии
терроризма
информационных
технологий.
информационно-коммуникационных
Практическое занятие Злоупотребление высокими
технологиями как факторвозникновения
кибертерроризма. Сущность понятий
кибертерроризма.
Практическое занятие Противодействие кибертерроризму как
важная государственная задача по обеспечению информационной
безопасности граждан-ского населения.
Содержание учебного материала:
1
4
4
1
1
4
2
1
20
Социально важные функции Интернета: коммуникативная; инте
грирующая; актуализирующая; геополитическая; социальная.
21
Практическое занятие Способы использования террористами
Интернета. Общая
характеристика террористических сообществ в Интернете.
Практическое занятие Интернет как идеологическая площадка
для пропаганды, вербовки
сторонников террористов, а также потенциальных исполнителей
актов террора.
4
1
4
1
Содержание учебного материала:
3
22
Тема 3.3
Законодательное
противодействие
Глобальное
развитие
Двойственность
роли
технологий.
23
Международное законодательство. Международные стандарты в
области предупреждения преступлений в информационно- ком
муникационной сфере.
11
1
распространению
террористических
материалов в
Интернете.
Тема 3.4. Проблемы эксперти
зы информацион
ных материалов,
содержащих признаки идеологии
терроризма.
24
Российское законодательство. Закон РФ «О средствах массовой
информации» от 27 декабря 1991 года.
1
25
Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта
2006 года.
1
Содержание учебного материала:
4
26
Нормативно-правовая база и организационные аспекты
назначения экспертиз информационных материалов, содержащих
признаки идеологии терроризма (включая и материалы из
Интернета).
1
27
Сущность и особенности методики комплексных психолого
лингвистических экспертиз и методики комиссионных и
комплексных лингвистических экспертиз.
1
28
Итоговый урок, зачет
1
2
39
12
3.
УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
РАБОЧЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины осуществляется в совмещенном
учебном кабинете
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места по количеству обучающихся;
- комплект учебно-наглядных пособий: плакаты, презентации, фильмы
- инструкции для выполнения практических, самостоятельных работ.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень литературы:
1. Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на
расширенном заседании Совета Безопасности России: [Электронный
ресурс] - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/transcripts
2. Государственная программа Правительства РФ «Информационное
общество» (2011-2020 гг.).
3. Доктрина информационной безопасности России (2000 г. Утверждена
президентом Российской Федерации В.В. Путиным 9 сентября 2000 г.,
№ Пр-189).
4. Законы РФ «О средствах массовой информации»; «О порядке освещения
деятельности органов государственной власти в государственных
средствах массовой информации»; «Об информации, информационных
технологиях и о защите информации»; «Об участии в международном
информационном обмене»; «Об обеспечении доступа к информации о
деятельности
государственных
органов
и
органов
местного
самоуправления».
5. Конституция Российской Федерации. Постатейный комментарий. - М.:
Республика, 2014.
6. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации.
7. Приказ Минобранауки РФ от 4 июня 2008 г. № 170 «О комплексе мер по
противодействию терроризму в сфере образования и науки» от 4 июня
2008 г. № 170.
8. Стратегия государственной антинаркотической политики Российской
Федерации до 2020 г. (утв. Указом Президента РФ от 9 июня 2010 г. №
690).
13
9. Федеральный закон от. 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с
терроризмом» (с изменениями от 7 августа 2000 г., 21 ноября 2002 г., 30
июня 2003 г., 22 августа 2004 г.).
10. Федеральный закон РФ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии
терроризму» с новой редакцией и дополнениями от 28.06.2014 № 179-ФЗ,
от 05.05.2014, от 02.11.2013, от 23.07.2013, от 08.11.2011, от 03.05.2011.
11 .Практические рекомендации по тематике формам и методам проведения
информационно-пропагандистских кампаний антитеррористической и
антиэкстремистской направленности [Электронный ресурс] - Режим
доступа: http://ulgov.ru/page/index/permlink/id/3880
12. Сибиряков С. Чем может быть полезен России израильский
антитеррористический опыт? [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.russian.kiev.ua/material.php?id=l 1605285
13. Сляднева Н.А. Международный терроризм и добровольный ПИАР:
симбиоз, порожденный новым информационным режимом XXI в.
[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.e-joumal.ru/besop-st421 .html
14. Бойко А., Ушаков С. Компьютерная форма терроризма и ее легализация
[Электронный
ресурс]
Режим
доступа:
http://www.crimeresearch.org/library/kiberl .htm
15. Бутгер М. Электронный терроризм угроза XXI века [Электронный
ресурс] - Режим доступа: http://www.crime-research.org/library/kiber.htm
16. Голубев В. Кибертерроризм как новая форма терроризма [Электронный
ресурс]
Режим
доступа:
http://www.crimeresearch.org/library/Gol tem3.htm
17. Голубев В., Сайтарлы Т. Проблемы борьбы с кибертерроризмом в
современных условиях [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.crime-research.org/library/e-terrorism.htm
18. Эфиров С.А. Терроризм как катастрофогенный фактор [Электронный
ресурс] - Режим доступа: http://conflictolog.isras.ru/93-4-2.html
14
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляются
преподавателем в процессе проведения устного и письменного опроса, тести
рования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, иссле
дований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Должен уметь:
- проводить поиск
информации в источниках разного типа;
- анализировать информацию, пред
ставленную в разных знаковых системах
(текст, таблица, карта, схема);
- устанавливать причинноследственные связи;
- участвовать в дискуссиях по
проблемам, формулируя собственную пози
цию по обсуждаемым вопросам, используя
для аргументации сведения;
- представлять результаты
изучения материала в формах реферата, со
чинения, исследовательского проекта, пуб
личной презентации;
- определять собственную
позицию по отношению к явлениям совре
менной жизни, исходя из их исторической
обусловленности;
Формы и методы контроля и оценки ре зультатов обучения
- Анализ выполнения
практических работ, заданий к самостоя
тельной работе.
Анализ оценок за практические ра
боты, выполненные в рамках освоения
разделов и тем и учебной дисциплины.
- Письменная проверочная
работа.
- выполнения заданий к
самостоятельной работе, предполагающей
поиск, переработку и представление учеб
ной информации.
- Оценка подготовленных
таблиц, схем, презентаций.
- Анализ на соответствие
реферата, исследовательского проекта,
публичной презентации.
Должен знать:
- основы и политические технологии
противодействия экстремизму и
терроризму, отличий террора, терроризма и
террористической угрозы, их сущности и
специфики;
- основные законодательные и
нормативно-правовые документы в сфере
обеспечения безопасности и
противодействия террористической угрозе;
- социокультурные, религиозные и
этнические аспекты антитеррористической
политики, специфики проявления фактора
конфессиональной и этнической
принадлежности представителей различных
- Устные опросы.
- Оценка реферата, письменных,
практических работ.
- Наблюдение за выполнением
работ на теоретических и практических зг1нятиях.
- Оценка результатов
выполнения письменных тестов.
15
социальных групп в росте
террористической угрозы;
- основы информационно
психологического воздействия на социум
для формирования антитеррористического
сознания и поведения населения,
механизмов и последствий экстремизма и
терроризма;
- механизмы и формы участия институтов
гражданского общества в эффективном
противодействии экстремизму и
терроризму;
16