МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКЙ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
I
ОПЦ.08. «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Профиль получаемого профессионального образования:
технический.
Код и наименование специальности:
20.02.02. Защита в чрезвычайных ситуациях.
Квалификация выпускника: специалист по защите в чрезвычайных ситуациях
Форма обучения:
Курс:
очная
2
Семестр: 4,5
2024 г.
ОДОБРЕНО
предметной(цикловой) комиссией
Протокол №/£)т
2024 г.
УТВЕРЖДАЮ
Председатель П(Ц)К
Шабанова М.М.
ФИО
Пбдои^
v ФИО
_______
Зам. директора по УР
s'j'r?#—
Подпись
2024 г.
2024г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОПЦ.08 Основы финансовой грамотности для
специалистов 20.02.02. «Защита в чрезвычайных ситуациях».
разработана в соответствии с требованиями:
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Концепции Национальной программы повышения уровня бережливого производства населения
РФ:
|
- ФГОС СОО утв. приказом Минобрнауки России от 07.07.2022 № 535 (зарегистрировано в
Минюсте России 08.08.20.22 № 69570);
с учетом:
— профиля получаемого образования,
Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных дисциплин в пределах
освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального образования
Министерства образования и науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом
образовательной организации на 2023/2024 учебный год.
Изучения основ бережливого производства в профессиональных образовательных организациях,
реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке
квалифицированных рабочих, служащих по специальности среднего профессионального
образования технологического профиля 20.02.02. «Защита в чрезвычайных ситуациях».
Разработчики: преподаватель ГБПОУ РД «Индустриально-промышленного колледжа»
Разработчики:
Рецензенты:
^/уС^преподаватель спец. Дисциплин
ГБПОУ РД
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОПЦ.08. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы финансовой грамотности» является обязательной частью социально
гуманитарного цикла примерной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО утв.
приказом Минобрнауки России от 07.07.2022 № 535 (зарегистрировано в Минюсте России 08.08.20.22
№ 69570); по специальности Защита в чрезвычайных ситуациях.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 03, ОК 04
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Знания
Умения
Код 1
ПК, ОК, ЛР
- анализировать состояние
- основные понятия финансовой
ОК 01, ок
финансовых рынков, используя
грамотности и основные
03, ОК 04,
законодательные акты,
различные источники
регламентирующие ее вопросы;
информации;
- виды принятия решений в
-планировать и реализовывать
условиях
ограниченности
собственное профессиональное и
ресурсов;
личностное развитие,
- основные виды планирования;
предпринимательскую
- устройство банковской
деятельность в профессиональной
системы, основные виды банков и
сфере, использовать знания по
их операций;
финансовой грамотности в
сущность понятий
различных жизненных ситуациях
- применять теоретические знания «депозит» и «кредит», их виды и
принципы;
по финансовой грамотности для
схемы кредитования
практической деятельности и
физических лиц;
повседневной жизни;
устройство налоговой
-эффективно взаимодействовать и
системы, виды налогообложения
работать в коллективе и команде
физических лиц;
- сопоставлять свои потребности
признаки финансового
и возможности, оптимально
мошенничества;
распределять свои материальные
основные виды ценных
и трудовые ресурсы, составлять
бумаг и их доходность;
семейный бюджет и личный
формирование
финансовый план;
- грамотно применять полученные инвестиционного портфеля;
классификацию инвестиций,
знания для оценки собственных
основные разделы бизнес-плана;
экономических действий в
виды страхования;
качестве потребителя,
1 Можно привести коды личностных результатов реализации программы воспитания с учетом особенностей
профессии/специальности в соответствии с Приложением 3 ПООП.
4
налогоплательщика, страхователя,
члена семьи и гражданина;
- анализировать и извлекать
информацию, касающуюся
личных финансов, из источников
различного типа и источников,
созданных в различных знаковых
системах (текст, таблица, график,
диаграмма, аудиовизуальный ряд
и др.);
- Выбирать способы решения
задач профессиональной
деятельности применительно к
различным контекстам
- оценивать и принимать
ответственность за рациональные
решения и их возможные
последствия для себя, своего
окружения и общества в целом
виды пенсий, способы
увеличения пенсий
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным
контекстам;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую
деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных
ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины ОПЦ.08 «Основы
финансовой грамотности»
Максимальная учебная нагрузка обучающихся 78 ч., в том числе: обязательной аудиторной учебной
нагрузки обучающегося 78 часов
1.3.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
78
в т. ч.:
теоретическое обучение
36
практические занятия
40
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Объем
в часах
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
2
1
Раздел 1. Семейная экономика. Личный и семейный бюджет: его роль в современной
жизни общества.
Введение
Вводное занятие. Цели и задачи курса. Актуальность изучения основ
финансовой грамотности при освоении профессии.
Тема 1.1.
Личный и
семейный
бюджет,
источники его
формирования,
основные
направления
распределения.
Содержание учебного материала
1. Необходимость личного бюджета, правильное формирование личного
бюджета. История развития электронных денег, их разновидность и
преимущества
2. Бюджет семьи, источники доходов семейного бюджета. Главные и
второстепенные расходы семьи. Сторонники карманных денег, для чего
необходимы карманные деньги. Дефицит бюджета.
3. Использование полученных доходов на различных этапах жизни семьи.
Контроль расходов, считать и фиксировать, на что тратятся полученные
деньги.
Практическое занятие
Коды
компетенций и
личностных
результатов2,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
3
2
4
ОК 01, ОК 03,
ОК 04,
2
2
4
2 В соответствии с Приложением 3 ПООП.
7
Кейс-игра «Доходы и расходы семьи»
2
Использование полученных доходов на различных этапах жизни семьи.
Контроль расходов, считать и фиксировать, на что тратятся полученные 2
деньги.
Раздел 2. Бюджетная система РФ
Тема2.1
Формирование
бюджета РФ,
Основные
статьи доходов
и расходов
бюджета.
Содержание учебного материала
1. Участники бюджетного процесса.
2. Основные источники формирования бюджета РФ, распределение
бюджетных средств. Региональные и муниципальные бюджеты
2
Практическое занятие
Расчёты по статистическим данным доходов и расходов государственного
бюджета.
Работа с проектором, индивидуальная работа по карточкам.
4
ОК 01, ОК 03,
ОК 04,
2
2
2
Раздел 3. Банковская система РФ
Содержание учебного материала
Тема 3.3.
Банки: чем они
могут быть вам
1. Банковская система России, коммерческие банки. Центральный
полезны
банк. Банковский кредит, эффективная ставка процента по кредиту,
микрокредит, виды кредитов для физических лиц, ипотека,
рефинансирование кредита, кредитная карта.
6
2
ОК 01, ОК 03,
ОК 04,
2
2
Практическое занятие
4
Расчёт процентов кредита
4
Раздел 4. Налоговая система в Российской Федерации
8
Тема 4.1.
Налоги:
почему их надо
платить
и чем грозит
неуплата
Содержание учебного материала
1 .Налоги, виды налогов.
2. Субъект, предмет и объект налогообложения. Ставка налога, сумма
налога. Системы налогообложения.
3. Налоговые льготы, налоговые вычеты. Налоговая декларация
Практическое занятие
Сформирование практических навыков получения социальных и
имущественных налоговых вычетов как инструмента сокращения
затрат на приобретение имущества, образование, лечение, и др.
2. Расчёт НДС
Раздел 5. Страхование
Содержание учебного материала
Тема 5.1.
Страховой
1.Страховые услуги, страховые риски. Участники страхового договора.
рынок России
Виды страхования в России. Использование страхования в повседневной
жизни
Практическое занятие
Анализ договора страхования, ответственность страховщика ис
трахователя. Расчет страхового взноса взависимости от размера страховой
суммы, тарифа, срока страхования и других факторов.
Раздел 6. Собственный бизнес
Содержание учебного материала
Тема 6.1.
Создание
1 .Основные понятия: бизнес, стартап, бизнес-план, бизнес-идея.
собственного
2. Предпринимательство, предприниматель. Банкротство.
бизнеса
3. Резюме, испытательный срок, заработная плата, премии и бонусы,
неденежные бонусы, лист нетрудоспособности, отпуск по беременности и
родам, отпуск по уходу за ребёнком, выходное пособие
Практическое занятие
6
2
2
2
6
ОК 01, ОК 03,
ОК 04,
ОК 01, ОК 03,
ОК 04,
2
4
2
2
4
ОК 01, ОК 03,
ОК 04,
ОК 01, ОК 03,
ОК 04,
4
6
2
2
2
6
ОК 01, ОК 03,
ОК 04,
ОК 01, ОК 03,
9
1 .Составление «Бизнес-плана»
2. Составление резюме.
Раздел 7. Пенсионная система Российской Федерации
Тема 7.1.
Содержание учебного материала
Обеспечение
1 .Пенсионный фонд и его функции. Негосударственные пенсионные
старости
фонды. Трудовая и социальная пенсии. Обязательное пенсионное
страхование. Добровольное пенсионное обеспечение
Практическое занятие
1 .Расчет своей будущей пенсии (задачи по пенсионному обеспечению).
Сравнительный анализ доступных финансовых инструментов,
используемых для формирования пенсионных накоплений. Тренинг
2. Развитие навыков планирования и прогнозирования. Устный доклад на
тему — «Изменения в пенсионном законодательстве»
Раздел 8. Финансовое мошенничество
Тема 8.1.
Содержание учебного материала
Финансовые
1.Основные виды и признаки финансовых пирамид.
пирамиды и
2. Виды финансового мошенничества: в кредитных организациях, в
защита от
интернете, по телефону, при операциях с наличными.
мошенничества 3. Правила финансовой безопасности
Практическое занятие
Формирование навыков безопасного поведения потребителя на
финансовом рынке.
Раздел 9. Фондовый рынок.
Тема 9.1
Содержание учебного материала
ОК 04,
6
4
2
2
4
ОК 01, ОК 03,
ОК 04,
ОК 01, ОК 03,
ОК 04,
2
2
2
ОК 01, ОК 03,
ОК 04,
2
4
4
2
10
Издательство Юрайт, 2021. — 154 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-13794-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/466897
3.2.3. Дополнительные источники
1. Всё о будущей пенсии для учёбы и жизни [Электронный ресурс]. URL:
http://www.pfrf.ru/files/id/press_center/pr/ uchebnik/SchoolBook__ 2018_1 .pdf
2. Рекомендации по заполнению справок о доходах, расходах, об имуществе и
обязательствах имущественного характера, представляемых в Банк России [Электронный
ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/statichtml/file/25510/mintrud.pdf
3. Романова И.Б., Айнуллова Д.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика
[Электронный ресурс]. URL: http:// window.edu.ru/resource/473/74473/files/ulstu2011-28.pdf
4. Банковские услуги и отношения людей с банками: курс лекций [Электронный
ресурс]. URL: http://fmc.hse.ru/ bezdudnivideo
5. Банковские услуги и отношения людей с банками: курс лекций [Электронный
ресурс]. URL: http://fmc.hse.ru/ bezdudnivideo
6. Финансовые пирамиды и финансовое мошенничество: курс лекций [Электронный
ресурс]. URL: https://fmc.hse.ru/ vaginvideo
7. Финансовый портал «РБК Quote» [Электронный ресурс]. URL: https://quote.rbc.ru
8. Сайт компании «Финансовый инвестиционный консультант» [Электронный
ресурс]. URL: http://vip-money.com
9. Агентство по страхованию вкладов [Электронный ресурс]. URL: www.asv.org.ru
10. Аинансовый информационный портал [Электронный ресурс]. URL:
www.banki.ru
11. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:
www.cbr.ru
12. Федеральный фонд ОМС [Электронный ресурс]. URL: www.ffoms.ru
13. Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего
и среднего профессионального образования [Электронный ресурс]. URL: www.fmc.hse.ru
14. Федеральная налоговая служба (ФНС России) [Электронный ресурс]. URL:
www.nalog.ru/m77
15. Журнал «Налоговая политика и практика» [Электронный ресурс]. URL:
www.nalogkodeks.ru
16. Сайт «Всё о страховании» [Электронный ресурс]. URL: www.o-strahovanie.ru
17. Пенсионный фонд Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:
www.pfrf.r
18. ПАО «Сбербанк России» [Электронный ресурс]. URL:. www.sberbank.ru
19. НПФ «ВТБ Пенсионный фонд» [Электронный ресурс]. URL: www.vtbnpf.ru
20. Бухгалтерские новости и статьи [Электронный ресурс]. URL: https://nalognalog.ru
21. НПФ «Сбербанк» [Электронный ресурс]. URL: https://npfsberbanka.ru
22. Финансовый портал (данные по финансовым рынкам России) [Электронный
ресурс]. URL: http://ru.investing.com
13
Умения
- анализировать состояние
финансовых рынков, используя
различные источники
информации;
- применять теоретические
знания по финансовой
грамотности для практической
деятельности и повседневной
жизни;
- сопоставлять свои
потребности и возможности,
оптимально распределять свои
материальные и трудовые
ресурсы, составлять семейный
бюджет и личный финансовый
план;
- грамотно применять
полученные знания для оценки
собственных экономических
действий в качестве
потребителя,
налогоплательщика,
страхователя, члена семьи и
гражданина;
- анализировать и извлекать
информацию, касающуюся
личных финансов, из
источников различного типа и
источников, созданных в
различных знаковых системах
(текст, таблица, график,
диаграмма, аудиовизуальный
ряд и др.);
- оценивать и принимать
ответственность за
рациональные решения и их
возможные последствия для
себя, своего окружения и
общества в целом
- соблюдение основных
норм налогового и
финансового
законодательства при
оформлении кредита,
различных видов
страхования;
- использование
материалов из
информационных
источников в текстовой,
цифровой и графической
формах для понимания
основных экономических
тенденций и
формирования
финансовых планов;
- принятие финансовых
решений с учетом знаний
о правах потребителей;
способность
выполнять практические
задания, основанные на
ситуациях, связанных с
банковскими операциями,
рынком ценных бумаг,
страховым
рынком,
фондовой и валютной
биржами;
- способность выявлять
признаки мошенничества
на финансовом рынке в
отношении
физических
лиц.
Экспертная оценка
выполнения
практических заданий,
выполнения условий
учебных ролевых игр
Зачет
15
Приказ Минпросвегцения России от 07.07.2022 № 535 (зарегистрировано в Минюсте России
08.08.20.22 № 69570); «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования по специальности Защита в
чрезвычайных ситуациях».;
16