ПМ.01 Выполнение аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях 2024

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
I

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«ПМ.01 Выполнение аварийно-спасательных работ в
чрезвычайных ситуациях»

МДК.01.01 Основы ведения аварийно-спасательных работ
МДК.01.02 Аварийно-спасательные работы на высоте
МДК.01.03 Аварийно - спасательные работы на химически
опасных и взырывопожароопасных производственных объектах
МДК.01.04 Оказание первой помощи и психологическая
поддержка
УП.01.01 Учебная практика
ПП.01.01 Производственная практика
I

Код и наименование специальности/профеесии; 20.02.02 «Защита в
чрезвычайных ситуациях».

Квалификация выпускника: специалист по защите в чрезвычайных
ситуациях

Профиль получаемого профессионального образования: технический.
Форма обучения очная

г. Избербаш - 2024 г.

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол №/от «М Р,/

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

2024 г.

Председатель П(Ц)К ,,

(Подпись)

Шабанова М.М
(ФИО)
2024 г.

Рабочая программа профессионального модуля:
«ПМ.01 Выполнение аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях»
Приказ Минпросвещения России от 07.07.2022 N 535
- "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по специальности 20.02.02 Защита в
чрезвычайных ситуациях"
- (Зарегистрировано в Минюсте России 08.08.2022 N 69570)
профиля получаемого образования.
- Рекомендаций по организации получения (Среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на
базе основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности
среднего
профессионального
образования
(разработаны
Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ специальных
учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной
образовательной программы среднего профессионального образования (ППКРС и
ППССЗ), разработанных Отделом профессионального образования Министерства
образования и науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным
планом образовательной организации на 2024/2025 учебный год.

Разработчики: Абдурахманова ЕБ^-Л' преподаватель спец, дисциплин ГБПОУ РД ИПК.
Рецензенты/ эксперты:
,
заведующий отделением ГБПОУ РД ИПК.

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«ПМ.01 Выполнение аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях»

1.1. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля обучающихся должен освоить
основной вид деятельности Выполнение аварийно-спасательных работ в чрезвычайных
ситуациях и соответствующие ему общие компетенции и профессиональные компетенции:
1.1.1. Перечень общих компетенций
Код
Наименование общих компетенций
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации, и информационные технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере,
использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных
ситуациях
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного
контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с
учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений,
применять стандарты антикоррупционного поведения.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять
знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 09
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках
1.1.2. Перечень профессиональных компетенций
Код
Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
ВД1
Выполнение аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях
Выполнять
действия по проведению аварийно-спасательных работ при локализации и
ПК 1.1.

ПК 1.2.
ПК 1.3.
ПК
ПК
ПК
ПК

1.4.
1.5.
1.6.
1.7

ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
Выполнять действия по проведению аварийно-спасательных работ на высоте;

Выполнять действия по проведению аварийно-спасательных работ при
локализации и ликвидации проливов или выбросов опасных химических веществ;
Выполнять действия на этапах тушения пожара;
Выполнять поиск пострадавших в чрезвычайных ситуациях;

Оказывать первую помощь пострадавшим при чрезвычайных ситуациях;

Выполнять мероприятия по обеззараживанию помещений и (или) территорий;

4

ПК 1.8.
ПК 1.9.

Обеспечивать безопасность при выполнении аварийно-спасательных на этапах тушения
пожара;
Осуществлять несение службы в аварийно-спасательных формированиях и пожарно­
спасательных подразделениях.

1.1.3. В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен1:
Иметь практический
выполнения действий в составе расчета (отделения) по
и ликвидации последствий чрезвычайных
локализации
опыт
ситуаций
выполнения действий в составе расчета (отделения) по
проведению аварийно-спасательных работ на высоте
выполнения действий в составе расчета (отделения) по
проведению аварийно-спасательных работ при локализации и
ликвидации проливов или выбросов опасных химических
веществ (ОХВ)
выполнения действий в составе расчета (отделения) на этапах
тушения пожара
выполнения действий в составе расчета (отделения) по поиску
пострадавших
выполнения действий в составе расчета (отделения) по
оказанию первой помощи и психологической поддержки
пострадавших
прибытия к месту сбора при получении сигнала о химической
аварии на ОПО
контроля состава атмосферы на ОПО
обследования технологического оборудования, поиск места
возникновения химической аварии в непригодной для
дыхания атмосфере
обезвреживания (нейтрализации) ОХВ
выявления факторов, угрожающих собственной жизни и
здоровью при выполнении аварийно-спасательных работ на
этапах тушения пожара
оценки собственных сил и выбора средств для проведения
спасательных работ на этапах тушения пожара
принятия решения о возможности проведения спасательных
работ на этапах тушения пожара
приема (передачи) аварийно-спасательных средств дежурного
спасательного подразделения
содержания в исправном состоянии СИЗ
определения исправности аварийно-спасательных средств
приема (передачи) сообщений в режиме дежурства у средств
связи спасательного подразделения
Уметь
доставлять аварийно-спасательный инструмент, оборудование,
приборы и средства защиты к месту проведения спасательных
работ

5

извлекать пострадавших из завалов, транспортных средств,
заваленных защитных сооружений и т.п.
перемещать конструкции вручную, с помощью аварийноспасательного инструмента, оборудования, спасательного
снаряжения, грузоподъемной техники (робототехники)
применять аварийно-спасательную и инженерную технику,
инструмент, оборудование, спасательное снаряжение, средства
спасения на воде, средства индивидуальной защиты при
проведении аварийно-спасательных работ
применять гидравлический аварийно-спасательный
инструмент при проведении аварийно-спасательных работ
применять пневматический инструмент при проведении
газоспасательных работ
применять ручной слесарный и механический инструмент при
проведении аварийно-спасательных работ
применять средства связи, поддерживать связь со всеми
участниками спасательных работ
проводить
техническое
обслуживание
оборудования,
инструмента и приборов перед началом работ и после их
окончания
разрушать элементы конструкции, сверлить и бурить
отверстия
в
элементах
завала
с
использованием
немеханизированного и механизированного инструмента
стабилизировать транспортные средства, укреплять или
обрушать конструкции, грозящие обвалом
фиксировать элементы завала для предотвращения его сдвига
применять альпинистское снаряжение и оборудование
спасать пострадавших с верхних этажей зданий и сооружений,
соблюдать правила страховки и самостраховки
готовить площадку для размещения аварийно-спасательного
инструмента, оборудования и приборов, а также для работы в
условиях ограниченной видимости
идентифицировать поражающие факторы и определять пути и
масштабы развития чрезвычайных ситуаций
ограждать место проведения аварийно-спасательных работ при
локализации и ликвидации проливов или выбросов ОХВ
применять индивидуальные средства защиты кожи и органов
дыхания
использовать средства связи и оповещения, поддерживать их
в готовности к применению
обеспечивать постоянную готовность к действиям по сигналу
«Тревога» и выезду в случае возникновения чрезвычайной
ситуации
оперативно реагировать на сигналы и информацию о
возникновении пожара
применять индивидуальные средства защиты кожи и органов
дыхания
применять пожарно-техническое вооружение на этапах
тушения пожара
составлять схему участка поисково-спасательных работ
6

Знать

должностными обязанностями
производить проверку аварийно-спасательных средств при
заступлении на дежурство
проверять готовность к применению (исправность) аварийноспасательных средств
принимать и передавать сообщения в режиме дежурства у
средств связи спасательного подразделения
обеспечивать постоянную готовность к действиям по сигналу
«Тревога» и выезду в случае возникновения чрезвычайной
ситуации
оперативно реагировать на сигналы и информацию о
возникновении чрезвычайной ситуации
алгоритм и технология ведения аварийно-спасательных работ
при локализации и ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций
методики расчета потребности в расходных материалах,
энергоресурсах и продовольствии
порядок взаимодействия с другими участниками ликвидации
чрезвычайной ситуации
порядок действий при получении сигнала о возникновении
чрезвычайной ситуации
правила подготовки площадки для размещения аварийноспасательного инструмента, оборудования и приборов, а также
для работы в условиях ограниченной видимости
сигнализация, условные знаки для осуществления дежурств и
оперативного реагирования для ликвидации чрезвычайной
ситуации
способы доставки к месту проведения аварийно-спасательных
работ инструмента, приборов и средств защиты
способы извлечения пострадавших из завалов и транспортных
средств
способы перемещения конструкций вручную, с помощью
аварийно-спасательного
инструмента,
оборудования,
спасательного снаряжения и грузоподъемной техники
способы разрушения элементов конструкций, сверления и
бурения отверстий в элементах завала с использованием
немеханизированного и механизированного инструмента
способы спасения пострадавших из зон наводнения
способы стабилизации транспортных средства, укрепления
или обрушения конструкций, грозящих обвалом
способы фиксации элементов завала для предотвращения его
сдвига
алгоритм и технология ведения аварийно-спасательных на
высоте
способы спасения пострадавших с верхних этажей зданий и
сооружений, правила страховки и самостраховки
алгоритм и технология ведения локализации и ликвидации
разливов ОХВ
нормативы и способы применения СИЗ и снаряжения
основные технологии проведения спасательных работ в
8

чрезвычайных ситуациях, методы локализации чрезвычайных
ситуаций при локализации и ликвидации проливов или
выбросов ОХВ
правила охраны труда и техники безопасности при обращении
с трупами людей и животных
правила применения штатных систем безопасности зданий,
сооружений и объектов транспорта при проведении
спасательных работ
сигнализация, условные знаки для осуществления дежурств и
оперативного реагирования для ликвидации чрезвычайной
ситуации
способы доставки к месту проведения газоспасательного
оборудования, приборов и средств защиты
способы локализации и ликвидации утечки (выброса) ОХВ
способы проведения разведки загазованного участка
способы спасения пострадавших из зон заражения и
загрязнения
технология применения приборов разведки и средств
радиосвязи в условиях локализации и ликвидации разливов
ОХВ
алгоритм и технологию локализации и ликвидации пожара
классификация пожаров
опасные факторы пожара и последствия воздействия на людей
первичные признаки пожара
сигнализация, условные знаки для осуществления дежурств и
оперативного реагирования для ликвидации и локализации
пожара
способы доставки к месту тушения пожара оборудования,
приборов и средств защиты
способы локализации и ликвидации горения
способы проведения разведки пожара
способы самостраховки
способы транспортировки пострадавших как в группе, так и в
одиночку
способы укрепления или обрушения конструкций, грозящих
обвалом
правила составления планов, схем, абрисов линейных и
площадных объектов с использованием установленных
условных знаков
правила составления схемы участка поисковых работ
приемы ориентирования на местности
признаки мест нахождения пострадавших
способы оценки обстановки в месте нахождения
пострадавшего
способы применения приборов поиска пострадавших
способы транспортировки пострадавших как в группе, так и в
одиночку

9

правила ведения радиосвязи при проведении
газоспасательных работ
веревочные и визуальные сигналы при проведении
газоспасательных работ
алгоритм и технология ведения аварийно-спасательных работ
на этапах тушения пожара
внешние факторы, представляющие угрозу при спасении
пострадавшего, при выполнении аварийно-спасательных
работ на этапах тушения пожара
правила охраны труда при ведении аварийно-спасательных
работ на этапах тушения пожара
нормативные
документы,
регламентирующие
функционирование аварийно-спасательного формирования,
организацию дежурства в спасательном подразделении
порядок несения дежурства, права и обязанности должностных
лиц дежурной смены
системы оповещения единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
комплектность аварийно-спасательных средств дежурного
отделения
требования безопасности при работе на тренажерах, учебно­
тренировочном полигоне
порядок проверки аварийно-спасательных средств
спасательного подразделения

1.2. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля

Всего часов________691__________________
в том числе в форме практической подготовки
Из них на освоение МДК - 505
в том числе самостоятельная работа__ 40__
практики, в том числе учебная
108
производственная
72
Промежуточная аттестация.

250

1

ОК.01 09
ПК.1.11.9

Наименования разделов
профессионального модуля

2
МДК.01.01. Основы ведения аварийноспасательных работ
МДК.01.02. Аварийно-спасательные
работы на высоте
МДК.01.03. Аварийно-спасательные
работы на химически опасных и
взрывопожаро опасных
производственных объектах
МДК.01.04. Оказание первой помощи и
психологической поддержки граждан
Учебная и производственная практика
(по профилю специальности)
Промежуточная аттестация
Всего

Объем профессионального модуля, ак. час.

Обучение по МДК
В том числе

Практики

Промежуточная
аттестация

Коды
професси
опальных
и общих
компетен­
ций

Лекционных занятий

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2.1. Структура профессионального модуля

Учебная

3

4

5

6

7

8

9

10

175

70

155

85

-

20

-

117

56

106

50

117

42

87

45

96

36

84

48

Всего,
час.

180

Всего

Лабораторных
и
практических,
занятий

Курсовых
работ
(проектов)2

Самостоя­
тельная
работа5

Производст­
венная

11

108

72

11

10

20

12

691

12

2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля (ПМ)
Наименование разделов и
тем профессионального
модуля (ПМ),
междисциплинарных курсов
(МДК)

1

Содержание учебного материала,
лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная работа
обучающихся, курсовая работа (проект)
2

МДК 01.01 Основы ведения аварийно-спасательных работ
Тема 1.
Виды чрезвычайных ситуаций
их основные параметры и
поражающие факторы.

Тема 2.
Организация дежурства в
пожарно-спасательных
формированиях

Тема 3.
Этапы проведение аварийноспасательных и других
неотложных работ при
ликвидации чрезвычайной
ситуации

Тема 4.

Содержание учебного материала
1.1 Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера. Причины возникновения и
особенности протекания.
1.2 Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Причины возникновения и
особенности протекания.
Содержание учебного материала
2.1 Нормативно - правовые основы функционирования аварийно-спасательных служб
(формирований). Статус спасателей.
2.2 Организация несения караульной службы в пожарно-спасательных формированиях
2.3 Организация профессиональной подготовки спасателей. Аттестация спасателей
Практическое занятие 1. Организация смены дежурства в пожарно-спасательных формированиях
Практическое занятие 2. Организация профессиональной подготовки спасателей
Содержание учебного материала
3.1 Прием и обработка сообщения о ЧС. Выезд и следование к месту ЧС. Прибытие к месту ЧС.
Разведка ЧС.
3.2. Управление силами и средствами на месте ЧС. Спасение людей. Сбор и следование в место
постоянной дислокации. Восстановление боеготовности подразделения пожарной-спасательных
формирований
Практическое занятие 3. Организация смены дежурства в пожарно-спасательных формированиях
Практическое занятие 4. Организация профессиональной подготовки спасателей
Содержание учебного материала

Объем, акад, ч /
в том числе в
форме
практической
подготовки,
акад ч
3
175

4

6
4
4

4

4
4

13

Технология ведения
аварийно-спасательных работ
в зонах наводнений

Тема 10.
Технология ведения
аварийно-спасательных работ
при ликвидации последствий
дорожно-транспортных
происшествий

Тема 11.
Технология ведения
аварийно-спасательных работ
в условиях эпидемий
Тема 12.
Технология ведения
поисково-спасательных работ
с применением
кинологических расчетов
Тема 13.
Технология ведения
поисковых работ в условиях
горного рельефа и на
пересеченной местности
Тема 14.
Технология ведения
поисковых работ при сходе
снежной лавины

9.1 Разведка в зоне наводнения. Поисково-спасательные работы в зоне наводнения. Аварийноспасательных и неотложные работы в зоне наводнения.
9.2 Режим работы спасателей в зоне наводнения. Технические средства при работе в зоне
наводнения
Практическое занятие 9. Расчет необходимого количества сил и средств при работе в зоне
наводнения.
Содержание учебного материала
10.1 Технология проведения аварийно-спасательных работ при дорожно-транспортном
происшествии
10.2 Организация безопасности при ведении аварийно-спасательных работ по ликвидации
последствий дорожно-транспортных происшествий
Практическое занятие 10. Расчет необходимого времени работ при ликвидации последствий
дорожно-транспортных происшествий.
Практическое занятие 11 Технология проведения аварийно-спасательных работ при дорожнотранспортного происшествия
Содержание учебного материала
11.1 Поисково-спасательные работы в условиях эпидемий
11.2 Организация карантина в условиях эпидемий

4

6

4

6
6

4

Содержание учебного материала
12.1 Ведение поисково-спасательные работы подразделениями кинологических расчетов.
Использование поисковых собак при работе в различных видах чрезвычайных ситуаций..
12.2 Меры безопасности при ведении спасательных работ с применением поисковых собак.

Содержание учебного материала
13.1 Техника безопасности при ведения поисковых работ в условиях горного рельефа и на
пересеченной местности
Практическое занятие 12 Способы поиска на пересеченной местности. Поиск и спасения в
условиях горного рельефа местности
Содержание учебного материала
14.1 Природа возникновения и классификация снежных лавин. Характеристика поражающих
факторов и экстремальных условий.
14.2 Обязанности участников проведения поисково-спасательные работы в лавинах. Средства
поиска при сходе снежных лавин

4

4
6

6

15

Тема 15.
Технология проведения
аварийно-спасательных работ
при возникновении ЧС на
транспорте

Тема 16.
Технология ведения
аварийно-спасательных работ
при возникновении ЧС на
подвесных канатных дорогах

Практическое занятие 13 Организация разведки и поиска пострадавших в очаге поражения.
Технология и этапы ведения поисково-спасательные работы в лавинах
Содержание учебного материала
15.1 Основы ведения аварийно-спасательных работ при возникновении чрезвычайной ситуации на
авиационном транспорте
15.2 Основы ведения аварийно-спасательных работ при возникновении чрезвычайной ситуации на
железнодорожном транспорте
Практическое занятие 14 Основы ведения аварийно-спасательных работ при возникновении
чрезвычайной ситуации на объектах метрополитена
Практическое занятие 15 Основы ведения аварийно-спасательных работ при возникновении
чрезвычайной ситуации на водном транспорте

Содержание учебного материала
16.1 Материально-техническое оснащение при выполнении спасательной работ на канатных
дорогах
16.2 Методики проведения спасательных работ на канатных дорогах
Практическое занятие 16 Техника безопасности при ведении аварийно-спасательных работ на
подвесных канатных дорогах
Самостоятельная работа
1.Правовые основы ведения АСР
2. Виды АСР, планирование мероприятий по подготовке и применению сил и средств в ЧС
3.Организационная структура и задачи поисково спасательных служб МЧС и аварийноспасательных служб министерств и ведомств России и других стран.
4. Аварийно-спасательные работы. Неотложные работы при ликвидации ЧС
5. Организация планирования мероприятий по ликвидации ЧС
Промежуточная аттестация

МДК 01.02 Аварийно-спасательные работы на высоте
Тема 1.
Введение в высотную
подготовку

Содержание учебного материала
1.1. Основы высотной подготовки
1.2 Личное снаряжение для высотных работ
1.3. Коллективное снаряжение для высотных работ

6

4

6

6

6
6

20

1

117
2
2
2
16

1.4. Спасательное снаряжение
Практическое занятие 1. Спасательное снаряжение
Содержание учебного материала

Тема 2.

Спасательные работ

2.1. Рывок при срыве как опасный фактор. Амортизаторы рывка. Защита веревки на перегибах и
острых кромках
2.2. Требования к точкам закрепления. Узлы для работы с веревкой — общий обзор. Узлы для
связывания веревок
2.3. Узлы для привязывания. Специальные узлы. Зажимы и пользование ими. Спусковые
устройства и пользование ими.
2.4. Локальные и саморегулирующиеся петли. Искусственные точки закрепления веревок
(искусственные точки опоры — ИТО). Техника работы и страховки на нижних поверхностях
площадок
2.5. Прохождение горизонтальных и наклонных траверсов. Подъём по колоннам, столбам
2.6. Нестандартные способы организации работ и требования обеспечения безопасности
2.7. Главное правило спасения
2.8. Простые полиспасты
2.9. Сложные и штатные полиспасты
2.10. Самоспасение: освобождение из зависания
2.11. Способы подъема пострадавшего
2.12. Освобождение пострадавшего подходом снизу
2.13. Освобождение пострадавшего спуском сверху
2.14. Спуск пострадавшего с сопровождающим без носилок
2.15. Спуск пострадавшего с сопровождающим в носилках
2.16. Пересадка на параллельную веревку на подъёме
2.17. Пересадка на параллельную веревку на спуске
2.18. Комплектация снаряжения бригады с точки зрения обеспечения спасательных работ
2.19. Транспортировка пострадавшего по горизонтальным перилам
2.20. Транспортировка пострадавшего по наклонным перилам
2.21. Экстренная эвакуация вниз
2.22. Экстренная эвакуация наверх

4

2
2
2
3
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

17

2.23. Аварийный спуск по двойной веревке
2.24. Аварийный спуск с использованием конструкций

Практическое занятие 2. Рывок при срыве как опасный фактор. Амортизаторы рывка. Защита
веревки на перегибах и острых кромках
Практическое занятие 3. Требования к точкам закрепления. Узлы для работы с веревкой —
общий обзор. Узлы для связывания веревок
Практическое занятие 4. Узлы для привязывания. Специальные узлы. Зажимы и пользование
ими. Спусковые устройства и пользование ими
Практическое занятие 5. Локальные и саморегулирующиеся петли. Искусственные точки
закрепления веревок (искусственные точки опоры — ИТО). Техника работы и страховки на
нижних поверхностях площадок
Практическое занятие 6. Прохождение горизонтальных и наклонных траверсов. Подъём по
колоннам, столбам
Практическое занятие 7. Нестандартные способы организации работ и требования обеспечения
безопасности
Практическое занятие 8. Главное правило спасения
Практическое занятие 9. Простые полиспасты
Практическое занятие 10. Сложные и штатные полиспасты
Практическое занятие 11. Самоспасение: освобождение из зависания
Практическое занятие 12. Способы подъема пострадавшего
Практическое занятие 13. Освобождение пострадавшего подходом снизу
Практическое занятие 14. Освобождение пострадавшего спуском сверху
Практическое занятие 15. Спуск пострадавшего с сопровождающим без носилок
Практическое занятие 16. Спуск пострадавшего с сопровождающим в носилках
Практическое занятие 17. Пересадка на параллельную веревку на подъёме
Практическое занятие 18. Пересадка на параллельную веревку на спуске

2
2
2

4

4
4
4
2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

18

Практическое занятие 19. Комплектация снаряжения бригады с точки зрения обеспечения
спасательных работ
Практическое занятие 20. Транспортировка пострадавшего по перилам
Самостоятельная работа Транспортировка пострадавшего
Самостоятельная работа Экстренная эвакуация вниз
Самостоятельная работа Экстренная эвакуация наверх
Самостоятельная работа Аварийный спуск по двойной веревке
Самостоятельная работа Аварийный спуск с использованием конструкций
Примерная тематика самостоятельной учебной работы
Промежуточная аттестация

МДК 01.03 Аварийно-спасательные работы на химически опасных и взрывопожароопасных производственных
объектах
Раздел 1. Характеристика химически опасных объектов и и взрыво пожаро опасных производственных объектах и возможных
аварий на них
Содержание учебного материала
1.1.1. Понятие химически опасных объектов
1.1.2 Понятие взрывопожароопасных объектов
Тема 1.1.
Практическое занятие 1. Причины и последствия аварий на химически и взрывопожароопасных
Характеристика химически
производственных объектах
опасных и пожароопасных
производственных объектов
Практическое занятие 2. Поражающие факторы при авариях на химически и
взрывопожароопасных производственных объектах
Самостоятельная работа обучающихся. Причины взрывов на промышленных предприятиях
Содержание учебного материала
1.2.1. Масштаб аварий, связанных с выбросом химически и пожароопасных веществ
Тема 1.2.
1.2.2. Особенности развития химической аварии
Аварии на химически
1.2.3. Очаг и зона химического загрязнения
опасных и пожароопасных
Практическое занятие З.Типы химической обстановки
производственных объектах
Практическое занятие 4. Определение масштаба химической аварии
Практическое занятие 5. Фазы развития химической аварии

2
2
2
2
2
2
3

1

117

2
4
6
8

4
6

6
6
6

19

Самостоятельная работа обучающихся Какую информацию ответственный за пожарную
безопасность должен предоставить прибывшему на место руководителю тушения пожара?
Раздел 2. Организация и ведение аварийно-спасательных работ при авариях на химически опасных и пожароопасных
производственных объектах
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Ведение спасательных работ в 2.1.1. Ведение АСДНР в условиях выброса химически опасных и пожароопасных веществ
условиях выброса химически 2.1.2. СИЗ и экипировка спасателей
опасных и пожароопасных
2.1.3. Техника безопасности работы спасателя при организации поиска пораженных в результате
веществ
аварии на химически опасных и пожароопасных производственных объектах
2.1.4. Порядок отбора проб воздуха на опасных производственных объектах. Обязанности спасателя
перед началом АСР и в зоне химического заражения
Практическое занятие 6. Расчет дыхательного газа и времени работы спасателей в СИЗ в зоне
химического заражения
Самостоятельная работа обучающихся На какие категории по взрывопожарной и пожарной
опасности подразделяются здания, сооружения, строения и помещения производственного и
складского назначения?
Содержание учебного материала
2.2.1. Основные цели и задачи химической разведки. Организация химической разведки
2.2.2. Действия командира отделения при ведении химической разведки
Тема 2.2.
2.2.3. Действия отделения при ведении химической разведки. Организация химического
Организация химической
наблюдательного поста
разведки
2.2.4. Способы ведения химической разведки в очаге поражения и в зоне химического заражения

Тема 2.3.
Технология локализации и
обеззараживания выбросов
химически опасных и
пожароопасных веществ

Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
2.3.1. Технология локализации и обеззараживания парогазовой фазы облака химически и
взрывопожаро опасных веществ
2.3.2. Технология локализации пролива химически и взрывопожаро опасных веществ
2.3.3. Способы локализации разлива нефти и нефтепродуктов
2.3.4. Способы ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов. Методы ликвидации (выброса)
разлива взрывопожароопасных веществ

8

8

6
8

8

8

20

Практическое занятие 7. Оформление аварийной карточки на химически и взрывопожаро опасное
вещество в соответствие с ПЛАС
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Тема 2.4.
2.4.1. Предупреждение аварий и обеспечение безопасности на опасных производственных объектах
Выполнение неотложных
работ на химически опасных и 2.4.2. Частичная и полная санитарная обработка
пожаро опасных
2.4.3. Дегазация оборудования и территории
производственных объектах
Самостоятельная работа обучающихся
Промежуточная аттестация
Примерная тематика курсовых работ
1. Обоснование рационального комплекса аварийно-спасательных и
других неотложных работ при ликвидации пожаров в зданиях.
2. Планирование и организация аварийно-спасательных и других
неотложных работ на опасных производственных объектах.
3.Организация и технология ведения аварийно-спасательных и
других неотложных работ при сходе снежных лавин.
4.0рганизация и проведение разведки при поиске пострадавших
при чрезвычайных ситуациях.
5. Особенности ликвидации последствий аварий на транспорте.
6.Обоснование рационального комплекса аварийно-спасательных и
других неотложных работ при ликвидации последствий пожаров.
7.Организация и ведение аварийно-спасательных работ при
землетрясениях.
8.Техника, стоящая на вооружении сил РСЧС и порядок ее
обслуживания.
9.Организация и технология ведения аварийно-спасательных и
других неотложных работ при спасении людей, терпящих бедствие
на воде.
10.Аварийно-спасательные работы с применением альпинистского
снаряжения для спасения людей в условиях высокогорья.
11 .Применение инновационных технологий в области добычи воды

5

8

2

10

21

при ликвидации последствий землетрясений.
37.0рганизация и технология ведения аварийно-спасательных и
других неотложных работ при лесных пожарах.
38.Разработка мобильного комплекса жизнеобеспечения
пострадавшего населения в чрезвычайных ситуациях.
39.0рганизация и технология ведения аварийно-спасательных и
других неотложных работ при транспортных катастрофах
(автомобильных).
40.Проведение аварийно-спасательных работ с применением
альпинистского снаряжения.
41.Организация и технология ведения аварийно-спасательных
работ при сходе снежных лавин.
42.Обоснование рационального комплекса аварийно-спасательных
работ при сходе снежных лавин.
43 .Организация и технология ведения аварийно-спасательных и
других неотложных работ при наводнениях.
44.Организация и технология ведения аварийно-спасательных и
других неотложных работ при катастрофах на железной дороге.
45 .Обоснование рационального комплекса аварийно-спасательных
работ при наводнениях.
46.Организация и технология ведения аварийно-спасательных и
других неотложных работ при спасении людей, терпящих бедствие
на льдинах.
47.Основы организации и проведения аварийно-спасательных и
других неотложных работ.
48.Технология проведения аварийно-спасательных работ при
ликвидации чрезвычайных ситуаций на авиатранспорте.
49 .Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных
ситуаций с опасными грузами (ЛВЖ) при перевозке их на объектах
железнодорожного транспорта.
50.Обоснование комплекса аварийно-спасательных работ при

24

ликвидации последствий наводнений.
МДК 01.04 Оказание первой помощи и психологической поддержки граждан
Раздел 1. Оказание психологической поддержки граждан
Содержание учебного материала
1. Психологические факторы, влияющие на личность и деятельность спасателя в ЧС. Компоненты
Тема 1.1.
психологической устойчивости
Психологическая
2. Профессиональное здоровье. Профессиональная деформация. Профессиональные деструкции.
составляющая
Синдром профессионального выгорания
профессиональной
3. Этапы профессионального становления. Профессиограмма и психограмма спасателя
деятельности спасателя
Самостоятельная работа обучающихся Типы стрессовых ситуаций

Тема 1.2.
Стресс

Тема 1.3.
Общение

Тема 1.4
Особенности конфликтов в
ЧС

Содержание учебного материала
1. Виды стрессовых расстройств. Отсроченные последствия травматического стресса. Симптомы и
помощь при ПТСР
Практическое занятие 1. Острые реакции на стресс. Определение, динамика, формы и типы.
Помощь при острых стрессовых реакциях
Практическое занятие 2. Методы и приемы саморегуляции. Дебрифинг
Самостоятельная работа обучающихся Определение психологического состояния
пострадавшего
Содержание учебного материала
1. Общение. Виды общения. Компоненты общения. Особенности общения с пострадавшими в ЧС
2. Общение. Виды общения. Компоненты общения. Особенности общения с пострадавшими в ЧС
3. Особенности ведения переговоров с суицидентом
Самостоятельная работа обучающихся Эмоциональное состояние спасателя в разговоре с
пострадавшим
Содержание учебного материала
1. Конфликт. Виды конфликтов. Структура, функции, динамика межличностных конфликтов
2. Способы профилактики и предотвращения межличностных конфликтов в ЧС. Переговорный
процесс. Особенности ведения переговоров в условиях ЧС

96

4

4

2
2
2

4
2
4

2

25

Тема 2.
Организационно-правовые
аспекты оказания первой
помощи при чрезвычайных
ситуациях

Тема 3.
Основы медицинских знаний

Тема 4.
Основная симптоматика и
методы определения
состояния пострадавших

Тема 5.
Средства для оказания первой
помощи

Тема 6.

3. Особенности управленческой деятельности руководителя в условиях ЧС и в повседневной
деятельности
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Первая помощь - введение в дисциплину. Юридические основы прав и обязанностей спасателей
при оказании первой помощи, в т.ч. пострадавшим при ДТП

2

Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Анатомия и физиология человека
Практическое занятие 3. Анатомия и физиология человека

Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Основная симптоматика и методы определения состояния пострадавших
2. Порядок осмотра и оценка состояния пострадавшего. Определение состояния пострадавшего при
ДТП
Практическое занятие 4. Основная симптоматика и методы определения состояния
пострадавших
Практическое занятие 5. Порядок осмотра и оценка состояния пострадавшего. Определение
состояния пострадавшего при ДТП
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Состав, назначение и порядок использования медицинского имущества, предусмотренного
табелем оснащения спасателей. Автомобильная аптечка
2. Основы десмургии. Виды повязок. Цели и правила наложения повязок
Практическое занятие 6. Состав, назначение и порядок использования медицинского имущества,
предусмотренного табелем оснащения спасателей. Автомобильная аптечка
Практическое занятие 7. Основы десмургии. Виды повязок. Цели и правила наложения повязок
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала

2
4

4

2
2

2

2

4

Первая помощь при ранениях
и острой кровопотере

Тема 7.
Первая помощь при
различных травмах

Тема 8.
Основы сердечно-легочной
реанимации

1. Понятие о раневом процессе. Осложнения ран и первая помощь. Отработка навыков диагностики
ранений и алгоритма оказания первой помощи, в т.ч. и при ДТП
2. Кровотечение - классификация, виды и симптомы. Первая помощь при острой кровопотере
3. Отработка остановки различных кровотечений с помощью медицинской укладки спасателей и
подручными средствами
Практическое занятие 8. Понятие о раневом процессе. Осложнения ран и первая помощь.
Отработка навыков диагностики ранений и алгоритма оказания первой помощи, в т.ч. и при ДТП
Практическое занятие 9. Кровотечение - классификация, виды и симптомы. Первая помощь при
острой кровопотере
Практическое занятие 10. Отработка остановки различных кровотечений с помощью
медицинской укладки спасателей и подручными средствами
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Симптомы и первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах и переломах костей.
Особенности травм при ДТП
2. Виды, симптомы и оказание первой помощи при травмах головы и головного мозга
3. Повреждения позвоночника и спинного мозга - симптомы, первая помощь
4. Симптомы и первая помощь при синдроме длительного сдавления
Практическое занятие 11. Симптомы и первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах
и переломах костей. Особенности травм при ДТП
Практическое занятие 12. Повреждения позвоночника и спинного мозга - симптомы, первая
помощь
Практическое занятие 13. Симптомы и первая помощь при синдроме длительного сдавления
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Понятие о реанимации. Терминальные состояния, признаки клинической и биологической
смерти. Объем и последовательность реанимационных мероприятий
2. Проведение искусственного дыхания методами «рот в рот», «рот в нос», с помощью воздуховода.
Методы элементарной сердечно-легочной реанимации одним и двумя спасателями
3. Особенности СЛР у подростков и младенцев

2

2
2
4

2

4
2
2

2

Т1

Тема 9.
Первая помощь при ожогах и
обморожениях

Тема 10.
Первая помощь при асфиксии,
утоплении и поражении
электрическим током
Тема 11.
Первая помощь при
радиационных поражениях
Тема 12.
Первая помощь при
поражениях отравляющими и
аварийно-химически
опасными веществами
(АХОВ)
Тема 13.

Практическое занятие 14. Проведение искусственного дыхания методами «рот в рот», «рот в
нос», с помощью воздуховода. Методы элементарной сердечно-легочной реанимации одним и
двумя спасателями
Практическое занятие 15. Особенности СЛР у подростков и младенцев
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Симптомы и первая помощь при ожогах и воздействиях высоких температур
2. Симптомы и первая помощь при отморожении и воздействии низких температур
Практическое занятие 16. Симптомы и первая помощь при ожогах и воздействиях высоких
температур
Практическое занятие 17. Симптомы и первая помощь при отморожении и воздействии низких
температур
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Симптомы и первая помощь при утоплении и асфиксии
2
2. Симптомы и первая помощь при поражении электрическим током и молнией
Практическое занятие 18. Симптомы и первая помощь при утоплении и асфиксии
Практическое занятие 19. Симптомы и первая помощь при поражении электрическим током и
молнией
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Симптомы и первая помощь при радиационных поражениях
Практическое занятие 20. Симптомы и первая помощь при радиационных поражениях
Содержание учебного материала
1. Симптомы и первая помощь при поражениях отравляющими и аварийно-химически опасными
веществами (АХОВ)
Практическое занятие 21. Симптомы и первая помощь при поражениях отравляющими и
аварийно-химически опасными веществами (АХОВ)

4
2

2
2
2

2

2

2
2
2
2

Содержание учебного материала

28

Первая помощь при
внезапных заболеваниях

Тема 14.
Вынос и транспортировка
пострадавших из очагов
поражения

1. Симптомы и первая помощь при инфаркте миокарда, инсульте и обмороке
2. Симптомы и первая помощь при астме, диабете и эпилепсии
Практическое занятие 22. Симптомы и первая помощь при инфаркте миокарда, инсульте и
обмороке
Практическое занятие 23. Симптомы и первая помощь при астме, диабете и эпилепсии
Содержание учебного материала
1. Применение штатных и подручных средств для осуществления транспортировки пострадавших.
Носилки, их виды, лямки, их использование. Вынос пострадавших с использованием подручных
средств, на руках, спине. Переноска пострадавших одним, двумя и более спасателями
Практическое занятие 24. Применение штатных и подручных средств для осуществления
транспортировки пострадавших. Носилки, их виды, лямки, их использование. Вынос
пострадавших с использованием подручных средств, на руках, спине. Переноска пострадавших
одним, двумя и более спасателями
Промежуточная аттестация

2

2
2

2

2
2

Учебная практика
Виды работ:

- проведение разведки в очагах поражения
- применение приборов радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля
- применение индивидуальных средств защиты кожи и органов дыхания
-проведение поиска пострадавших и оказание им первой помощи и психологической поддержки
- проведение аварийно-спасательных работ в условиях завалов
- применение ПТВ при локализации и ликвидации пожаров
-проведение аварийно-спасательных и неотложные работы в зоне наводнения.
-проведение аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий
-проведение аварийно-спасательные работы на высоте

108

Производственная практика
Виды работ:

- проведение разведки в очагах поражения
- проведение поисково-спасательных работ в очагах поражения и ДТП;
- проведение аварийно-спасательных работ, связанных с тушение пожаров;

72

29

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ЗЛ. Для реализации программы профессионального модуля должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
3.1.1. Кабинет «Технология аварийно-спасательных и газоспасательных работ»
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
- наборы плакатов;
- рабочие места обучающихся;
- универсальная интерактивная система
- комплект учебно-методических материалов для обучающихся и преподавателя
- радиостанции
- средства защиты кожи и органов дыхания
- тренажеры для отработки навыков ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций на различных видах транспорта (автомобильный, железнодорожный, воздушный,
водный)
- тренажеры для отработки навыков ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций в завалах
- тренажеры для отработки навыков ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций в стесненных условиях
3.1.2. Кабинет «Технология тушения пожаров»
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
- наборы плакатов;
- рабочие места обучающихся;
- комплект учебно-методических материалов для обучающихся и преподавателя
- средства защиты кожи и органов дыхания
- тренажеры для отработки навыков тушения пожаров
- средства защиты кожи и органов дыхания
- мобильные средства пожаротушения;
- первичные средства пожаротушения,
- установки пожаротушения,
- пожарное оборудование,
- пожарный инструмент
3.1.3. Кабинет «Первая помощь и психологическая поддержка»
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
- наборы плакатов;
- рабочие места обучающихся;
- комплект учебно-методических материалов для обучающихся и преподавателя
- тренажеры для отработки навыков оказания первой помощи (для выполнения
мероприятий по восстановлению проходимости дыхательных путей и определению
признаков жизни у пострадавшего, по проведению сердечно-легочной реанимации, по
поддержанию проходимости дыхательных путей, по обзорному осмотру пострадавшего и
временной остановке наружного кровотечения, по подробному осмотру пострадавшего в
целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни
и здоровью, и по оказанию первой помощи в случае выявления указанных состояний
Лаборатория выполнения поисково-спасательных работ
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
- наборы плакатов;

31

- рабочие места обучающихся;
- универсальная интерактивная система
- комплект учебно-методических материалов для обучающихся и преподавателя
- планшетный компьютер для обучающихся
- радиостанции
- комплект оборудования для выполнения поисково-спасательных работ: приборы
поиска пострадавших, гидравлический аварийно-спасательный инструмент, эластомерные
силовые пневматические устройства (низкого и высокого давления).
- тренажеры: «Лабиринт, «ДТП», «Железнодорожный переезд».
Лаборатория организации тушения пожаров
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
- наборы плакатов;
- рабочие места обучающихся;
- универсальная интерактивная система
- комплект учебно-методических материалов для обучающихся и преподавателя
- комплект оборудования для тушения пожаров на различных этапах: пожарный
автомобиль АЦ-40, пожарный гидрант (учебный), комплект рукавов, комплект боевой
одежды пожарного, комплект стволов (ручные и водяные), пожарный гидроэлевотор.
комплект дыхательных аппаратов на сжатом воздухе, комплект дыхательных аппаратов на
кислороде, комплект дыхательных аппаратов на сжатом воздухе двухблочного типа,
комплект пенных стволов, ручные пожарные лестницы, стенд для проверке дыхательных
аппаратов № 1, мотопомпа прицепная и переносная, передвижная емкость для воды,
рабочее место постового на посту безопасности звена ГЗДС.
- тренажеры: «Мишень», «Учебная пожарная башня», «Полоса препятствий»,
«Дымокамера».

Лаборатория аварийно-спасательных работ с применением систем канатного
доступа
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
- наборы плакатов;
- рабочие места обучающихся;
- универсальная интерактивная система
- комплект учебно-методических материалов для обучающихся и преподавателя
- полигон для учебных занятий по канатному доступу, включающий тренажеры:
«Мобильный(стационарный) скалодром», «Переправа», «Участок канатной дороги»
- комплект оборудования для отработки навыков ликвидации последствий аварий на
ОПО, в том числе с применением систем канатного доступа: индивидуальное
альпинистское оборудование, мобильная анкерная точка (трипод) с ручной лебедкой,
страховочное устройство втягивающего типа (троссовое).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организации выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже
печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список
может быть дополнен новыми изданиями.
32

3.2.1. Основные печатные издания
1. В. Теребнев, Часть 1. Организация службы: учебник для СПО / В.В.ТеребневМосква: КУРС, - 2021. - 256с. ISBN:978-5-907064-59-l
1.
.И. Кукушкин, С.В. Фадеев «Тактика аварийно-спасательных работ. Тактика
спасательных работ. Технология ведения аварийно-спасательных работ» (1 часть),
Москва: КУРС, - 2020 г., 240с.
2.
.И. Кукушкин, С.В. Фадеев «Тактика аварийно-спасательных работ. Тактика
спасательных
работ.
Основы
функционирования
аварийно-спасательных
подразделений и деятельности спасателей» (3 часть), Москва: КУРС, - 2020 г., 192 с.
3. Бектобеков, Г. В. Пожарная безопасность : учебное пособие для СПО / Г. В.
Бектобеков. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 88 с. — ISBN 978-58114-7106-5
3.2.2. Основные электронные издания:
1. Широков, Ю. А. Защита в чрезвычайных ситуациях и гражданская оборона :
учебное пособие для СПО / Ю. А. Широков. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 488 с.
— ISBN 978-5-8114-6463-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная
система. — URL: https://e.lanbook.com/book/148019 (дата обращения: 28.02.2022). —
Режим доступа: для авториз. пользователей.
2. Бектобеков, Г. В. Пожарная безопасность : учебное пособие для СПО / Г. В.
Бектобеков. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 88 с. — ISBN 978-58114-7106-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. —
URL: https://e.lanbook.com/book/155671
(дата обращения: 28.02.2022). — Режим
доступа: для авториз. пользователей.

3.2.3. Дополнительные источники:
1.
Б.Б.
Серков, Т.Ф. Фирсова «Здания и сооружения». Часть 1. Конструкции, материалы,
преграды: учебник для СПО / Б.Б. Серков - Москва: КУРС, 2021. - 176 с. ISBN:9785-907064-62-1
2.
Заворотный А.Г. Организация радиационной, химической и
биологической защиты: учебное, пособие / А. Г. Заворотный, А. Н. Калайдов, А. Н.
Неровных. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2017. - 325 с. ISBN 978-5-9229-01376
3.
Заворотный А.Г., Калайдов А.Н., Организация и выполнение работ по
ликвидации последствий химических аварий, загрязнений опасными веществами и
материалами//учебник, Москва: Курс, -2020.157 с.
4.
. Беляков,
Г. И. Основы обеспечения жизнедеятельности и выживание в чрезвычайных
ситуациях : учебник для среднего профессионального образования / Г. И. Беляков.
— 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2019. — 354 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-03180-5.
5.
Крупчак М.М. Первая помощь пострадавшему : оказание первой
33

помощи в чрезвычайных ситуациях : учебник для СПО / М. М. Крупчак. - Москва :
КУРС, 2019. - 156 с., с.: ил., табл.; 22 см. - (. Пожарная безопасность).; ISBN 978-5907064-52-2
6.
урбатов, В. А. Безопасность жизнедеятельности. Основы чрезвычайных ситуаций :
учебное пособие для СПО / В. А. Курбатов, Ю. С. Рысин, С. Л. Яблочников. —
Саратов : Профобразование, 2020. — 121 с. — ISBN 978-5-4488-0820-3.
7.
Основы выживания в экстремальных условиях : учебное пособие для
СПО / А. В. Шевчук, К. С. Фокин, Н. Н. Кизюн, А. С. Иванов ; под редакцией О. Ю.
Шепелева. — 2-е изд. — Саратов, Екатеринбург : Профобразование, Уральский
федеральный университет, 2019. — 125 с. — ISBN 978-5-4488-0519-6, 978-5-79962802-4.
8.
Широков, Ю. А. Защита в чрезвычайных ситуациях и гражданская
оборона : учебное пособие для спо / Ю. А. Широков. — Санкт-Петербург : Лань,
2020. — 488 с. — ISBN 978-5-8114-6463-0
9.
Сай, Ю. В. Анатомия и физиология человека. Словарь терминов и
понятий : учебное пособие для спо / Ю. В. Сай, Н. М. Кузнецова. — 3-е изд., стер.
— Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 116 с. — ISBN 978-5-8114-9152-0. — Текст :
электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://eJanbook.com/book/187695 (дата обращения: 28.02.2022). — Режим доступа:
для авториз. пользователей.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Код и наименование
профессиональных и
общих компетенций,
Критерии оценки
Методы оценки
формируемых в рамках
модуля
ПК 1.1. Выполнять
Демонстрирует знания
Текущий контроль и оценка
действия по проведению
организации и выполнения
знаний;
аварийно-спасательных
действий по проведению
наблюдение и оценка результатов
работ при локализации и
аварийно-спасательных работ при
выполнения практических работ;
ликвидации последствий
локализации и ликвидации
устный опрос
чрезвычайных ситуаций;
последствий чрезвычайных
ситуаций природного и
техногенного характера.
Демонстрирует
умения
выполнения действия в составе
расчета
(отделения)
по
локализации
и
ликвидации
последствий
чрезвычайных
ситуаций
ПК 1.2. Выполнять
Демонстрирует знания алгоритма и Текущий контроль и оценка
технологии ведения аварийно- знаний;
действия по проведению
спасательных работ на высоте, наблюдение и оценка результатов
аварийно-спасательных
способов
спасения пострадавших с
работ на высоте
выполнения практических работ;

34

ПК 1.3. Выполнять
действия по проведению
аварийно-спасательных
работ при локализации и
ликвидации проливов или
выбросов опасных
химических веществ

ПК 1.4. Выполнять
действия на этапах
тушения пожара

ПК 1.5. Выполнять поиск
пострадавших в
чрезвычайных ситуациях;

верхних
этажей
зданий
и
сооружений, правила страховки и
самостраховки.
Демонстрирует
умения
выполнения действий в составе
расчета (отделения) по проведению
аварийно-спасательных работ на
высоте
Демонстрирует знания алгоритма и
технологии ведения локализации и
ликвидации
разливов
ОХВ,
нормативов
и
способов
применения СИЗ и снаряжения,
основных технологий проведения
спасательных
работ
в
чрезвычайных ситуациях, методов
локализации
чрезвычайных
ситуаций при локализации и
ликвидации
проливов
или
выбросов ОХВ.
Демонстрирует
умения
выполнения действий в составе
расчета (отделения) по проведению
аварийно-спасательных работ при
локализации
и
ликвидации
проливов или выбросов опасных
химических веществ (ОХВ)
Демонстрирует знания алгоритма и
технологии
локализации
и
ликвидации пожара.
Демонстрирует
умения
выполнения действия в составе
расчета (отделения) на этапах
тушения пожара.
Демонстрирует знания правил
составления планов, схем, абрисов
линейных и площадных объектов с
использованием установленных
условных знаков, правил
составления схемы участка
поисковых работ, приемов
ориентирования на местности,
признаков мест нахождения
пострадавших, способов оценки
обстановки в месте нахождения
пострадавшего, способов
применения приборов поиска
пострадавших, способов
транспортировки пострадавших
как в группе, так и в одиночку,
способов установления связи с
пострадавшими, находящимися в

устный опрос

Текущий контроль и оценка
знаний;
наблюдение и оценка результатов
выполнения практических работ;
устный опрос

Текущий контроль и оценка
знаний;
наблюдение и оценка результатов
выполнения практических работ;
устный опрос
Текущий контроль и оценка
знаний;
наблюдение и оценка результатов
выполнения практических работ;

35

ПК 1.6. Оказывать
первую помощь
пострадавшим при
чрезвычайных ситуациях;

ПК 1.7. Выполнять
мероприятия по
обеззараживанию
помещений и (или)
территорий;

завалах, технических
возможностей и правил
применения штатных средств
поиска пострадавших, средств
связи, правил ведения переговоров
и способы поддержания связи со
всеми участниками спасательных
работ.
Демонстрирует умения составлять
схему участка поисково­
спасательных работ, определять
признаки мест нахождения
пострадавших, пользоваться
приборами поиска пострадавших,
средствами радиосвязи, спасать
пострадавших из зон наводнения,
заражения и загрязнения,
устанавливать связь с
пострадавшими, находящимися в
завалах, поддерживать с ним
контакт, выполнения действия в
составе расчета (отделения) по
поиску.
Демонстрирует
знания
особенности оказания первой
помощи
и
психологической
поддержки в зонах наводнения,
заражения,
загрязнения
и
различных
природноклиматических условиях, правил
осмотра пострадавших, способов
оказания первой помощи и
психологической поддержки.
Демонстрирует умения оказывать
первую помощь пострадавшим
при чрезвычайных ситуациях;
Демонстрирует знания способов
оповещения персонала при
химических авариях, требований к
месту сбора персонала при
химических авариях, назначения
СИЗ газоспасателя, порядка
применения СИЗ для ведения
газоспасательных работ, способов
и порядка дегазации СИЗ при
проведении газоспасательных
работ, способов определения места
утечки (выброса) ОХВ, правил
перемещения в СИЗ при
проведении газоспасательных
работ, способов локализации

Текущий контроль и оценка
знаний;
наблюдение и оценка
результатов выполнения
практических работ;

Текущий контроль и оценка
знаний;
наблюдение и оценка результатов
выполнения практических работ;

36

ПК 1.8. Обеспечивать
безопасность при
выполнении аварийноспасательных на этапах
тушения пожара;

ПК 1.9. Осуществлять
несение службы в
аварийно-спасательных
формированиях и
пожарно-спасательных
подразделениях

утечек (выбросов) ОХВ, средств
локализации утечек (выбросов)
ОХВ, документов,
регламентирующих локализацию
химической аварии в организации,
способов обезвреживания
(нейтрализации) утечек (выбросов)
ОХВ.
Демонстрирует умения выполнять
мероприятия по обеззараживанию
помещений
Демонстрирует знания алгоритма
и технологии ведения аварийноспасательных работ на этапах
тушения пожара, внешних
факторов, представляющих угрозу
при спасении пострадавшего, при
выполнении аварийноспасательных работ на этапах
тушения пожара, правил охраны
труда при ведении аварийноспасательных работ на этапах
тушения пожара.
Демонстрирует умения
обеспечивать безопасность при
выполнении аварийноспасательных
Демонстрирует
знания
нормативных
документов,
регламентирующих
функционирование
аварийноспасательного
формирования,
организацию
дежурства
в
спасательном
подразделении,
порядок несения дежурства, права
и обязанности должностных лиц
дежурной
смены,
системы
оповещения
единой
государственной
системы
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных
ситуаций,
комплектности
аварийноспасательных средств дежурного
отделения.
Демонстрирует умения приема
(передачи) аварийно-спасательных
средств дежурного спасательного
подразделения,
содержания
в
исправном
состоянии
СИЗ,
определения
исправности
аварийно-спасательных
средств,
приема (передачи) сообщений в
режиме дежурства у средств связи

Текущий контроль и оценка
знаний;
наблюдение и оценка результатов
выполнения практических работ;

Текущий контроль и оценка
знаний;
наблюдение и оценка результатов
выполнения практических работ;

37

OK 06. Проявлять
понимает значимость гражданскогражданскопатриотической
позиции,
патриотическую
значимость
традиционных
позицию,
общечеловеческих ценностей;
демонстрировать
демонстрирует свою гражданскоосознанное поведение на
патриотическую
позицию,
основе традиционных
осознанное поведение на основе
общечеловеческих
традиционных общечеловеческих
ценностей, в том числе с
ценностей;
учетом гармонизации
применяет
стандарты
антикоррупционного
поведения.
межнациональных и
межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
ОК 07. Содействовать
демонстрирует знания алгоритма
в
чрезвычайных
сохранению окружающей действий
среды,
ситуациях;
демонстрирует
знания правил
ресурсосбережению,
экологической безопасности при
применять знания об
ведении
профессиональной
изменении климата,
деятельности;
принципы бережливого
понимает
значимость
производства,
сохранения
эффективно действовать в необходимости
среды,
чрезвычайных ситуациях окружающей
ресурсосбережения
понимает общий смысл четко
ОК 09. Пользоваться
произнесенных высказываний на
профессиональной
известные
темы
документацией на
(профессиональные и бытовые),
государственном и
понимает тексты на базовые
иностранном языках
профессиональные
темы;
участвует в диалогах на знакомые
общие и профессиональные темы;
строит простые высказывания о
себе и о своей профессиональной
деятельности на иностранных
языках

текущая проверка
наблюдение и оценка результатов
выполнения практических работ;
устный опрос;
оценка результатов выполнения
самостоятельной работы

текущая проверка
наблюдение и оценка результатов
выполнения практических работ;
устный опрос;
оценка результатов выполнения
самостоятельной работы

текущая проверка
наблюдение и оценка результатов
выполнения практических работ;
устный опрос;
оценка результатов выполнения
самостоятельной работы

39



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.