МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.ОЗ Обеспечение жизнедеятельности в условиях
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
МДК.03.01 Основы топографии
МДК.03.02 Выживание в природной среде
МДК.03.03 Обеспечение жизнедеятельности и выживания в
условиях чрезвычайных ситуаций
УП.03.01 Учебная практика
ПП.03.01 Производственная практика
Код и наименование специальности/профессии: 20.02.02 «Защита в
чрезвычайных ситуациях».
Квалификация выпускника: специалист по защите в чрезвычайных
ситуациях.
Профиль получаемого профессионального образования: технический.
Форма обучения очная
г. Избербаш - 2024 г.
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
2024 г.
(Подпись)
Председатель П(Ц)К
Шабанова М.М
(ФИО)
2024 г.
одпись)
Рабочая программа профессионального модуля:
ПМ.03 Обеспечение жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера
,
Приказ Минпросвещения России от 07.07.2022 N 535
- "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по специальности 20.02.02 Защита в
чрезвычайных ситуациях"
- (Зарегистрировано в Минюсте России 08.08.2022 N 69570)
профиля получаемого образования.
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на
базе основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности
среднего
профессионального
образования
(разработаны
Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ специальных
учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной
образовательной программы среднего профессионального образования (ППКРС и
ППССЗ), разработанных Отделом профессионального образования Министерства
образования и науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным
планом образовательной организации на 2024/2025 учебный год.
Разработчики^
Рецензенты/ эксперты:
преподаватель спец, дисциплин ГБПОУ РД ИПК.
______ заведующий отделением ГБПОУ РД ИП
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«ПМ.ОЗ Обеспечение жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера_»
1.1. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения программы профессионального модуля студент должен освоить
вид деятельности обеспечение жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций
соответствующие ему профессиональные компетенции:
1.1.1. Перечень общих компетенций1
Код
Наименование общих компетенций
ОК 01.
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;
ОК 02.
Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации, и информационные технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности;
ОК 03.
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере,
использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных
ситуациях;
ОК 04.
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05.
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного
контекста;
ОК 06.
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе
с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений,
применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07.
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата, принципы бережливого
производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 09.
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках.
1.1.2. Перечень профессиональных компетенций
Код
Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
ВД1
Обеспечение жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера
ПК 3.1.
Планировать жизнеобеспечение спасательных подразделений в условиях
чрезвычайных ситуаций;
ПК 3.2.
Организовывать и проводить первоочередное жизнеобеспечение
пострадавшего населения в зонах чрезвычайных ситуаций;
1 В данном подразделе указываются только те компетенции, которые формируются в рамках данного модуля и
результаты которых будут оцениваться в рамках оценочных процедур по модулю.
4
ПК 3.3.
ПК 3.4
Обеспечивать выживание личного состава и пострадавших в различных
чрезвычайных ситуациях.
Ориентироваться на местности с использованием топографических карт
(планов) и навигационных приборов
1.1.3. В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен
Иметь практический
планирования жизнеобеспечения спасательных подразделений
в условиях чрезвычайных ситуаций
опыт
организации и проведения первоочередного
жизнеобеспечения пострадавшего населения в зонах
чрезвычайных ситуаций
обеспечения выживания личного состава и пострадавших в
различных чрезвычайных ситуациях
движения по азимуту, выборе безопасных маршрутов
движения
использования естественных ориентиров
ориентирования на местности, по карте, планам (схемам)
городской застройки и объектов экономики с помощью
компаса и местных предметов
пользования топографическими картами и планами
построения схем привязки с использованием естественных
ориентиров
составление планов, схем, абрисов
Уметь
определять основные мероприятия по жизнеобеспечению
спасательных подразделений в условиях чрезвычайных
ситуаций
составлять план мероприятия по жизнеобеспечению
спасательных подразделений в условиях чрезвычайных
ситуаций
использовать подручные
средства для
организации
жизнеобеспечения
применять приемы выживания в различных природноклиматических зонах
выбирать безопасные маршруты движения, двигаться по
азимуту
использовать условные сигналы для взаимодействия с
воздушными судами
ориентироваться на местности без карты и с топографической
картой (планом объекта экономики) с помощью компаса
(приборов навигации) и площадных, линейных, точечных или
не заваливаемых ориентиров
применять альпинистское снаряжение и оборудование
применять приемы выживания в различных условиях
прокладывать маршруты движения с учетом особенностей
рельефа местности и климатических условий
строить схемы привязки с использованием естественных
ориентиров
5
Знать
выбирать безопасные маршруты движения, двигаться по
азимуту
ориентироваться на местности без карты и с топографической
картой (планом объекта экономики) с помощью компаса
(приборов навигации) и площадных, линейных, точечных или
не заваливаемых ориентиров
прокладывать маршруты движения с учетом особенностей
рельефа местности и климатических условий
составлять планы, схемы, абрисы линейных и площадных
объектов с использованием установленных условных знаков
строить схемы привязки с использованием естественных
ориентиров
методики расчета потребности в расходных материалах,
энергоресурсах и продовольствии
основные приемы выживания в различных природноклиматических зонах
технические возможности штатных средств жизнеобеспечения
требования к зонам размещения систем жизнеобеспечения
методики расчета потребности в расходных материалах,
энергоресурсах и продовольствии
основные виды навигационных приборов и их технические
возможности
основные приемы выживания в различных природноклиматических зонах
порядок и сигналы взаимодействия с воздушными судами
правила составления планов, схем, абрисов линейных и
площадных объектов с использованием установленных
условных знаков
приемы и способы выживания на акваториях
приемы ориентирования на местности
тактику передвижения на различных рельефах местности,
безопасные способы
передвижения
с
применением
альпинистского снаряжения
технические возможности штатных средств жизнеобеспечения
требования к зонам размещения систем жизнеобеспечения
основные приемы выживания в различных природноклиматических зонах
порядок и сигналы взаимодействия с воздушными судами
правила составления планов, схем, абрисов линейных и
площадных объектов с использованием установленных
условных знаков
приемы и способы выживания на акваториях
приемы ориентирования на местности
тактику передвижения на различных рельефах местности,
безопасные способы
передвижения
с
применением
альпинистского снаряжения
технические возможности штатных средств жизнеобеспечения
требования к зонам размещения систем жизнеобеспечения
приемы ориентирования на местности
6
правила составления планов, схем, абрисов линейных и
площадных объектов с использованием установленных
условных знаков
1.2. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля
Всего часов
450____________________
Из них на освоение МДК
228
в том числе самостоятельная работа
практики, в том числе учебная
108
производственная
108
Промежуточная аттестация- экзамен по модулю
6 .
7
1
ПК 3.4
ОК 01-09
ПК 3.3.
ОК 01-09
ПК 3.1.
ПК 3.2.
ПК 3.3.
ОК 01-09
ПК 3.1, ПК
3.2, ПК 3.3,
ПК 3.4, ОК
1-9
Наименования разделов
профессионального модуля
2
МДК ОЗ.ОЮсновы
топографии
МДК 03.02. Выживание в
природной среде
МДК 03.03.Обеспечение
жизнедеятельности и
выживания в условиях
чрезвычайных ситуаций
Учебная и производственная
практика (по профилю
специальности), часов
Промежуточная аттестация
Всего:
Всего,
час.
Обучение по МДК
В том числе
Всего
Практики
3
78
4
31
5
74
Лаборатор
ных и
практичес
ких,
занятий
6
43
78
38
68
30
10
72
32
64
32
8
Курсовых
работ
(проектов)
7
Самостоятель
ная работа2
8
4
Промежуточна
я аттестация
Коды
профессио
наивных
общих
компетен
ций
Лекционные занятия
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2.1. Структура профессионального модуля
Объем профессионального модуля, ак. час.
9
Учеб
ная
Произволе
твенная
10
11
108
108
108
108
216
6
450
101
228
127
8
2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля (ПМ)
Наименование разделов и
Содержание учебного материала,
тем профессионального
лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная работа
модуля (ПМ),
обучающихся, курсовая работа (проект)
междисциплинарных
курсов (МДК)
2
1
МДК 03.01 Основы топографии
Раздел 1 Основные положения
Содержание учебного материала
Тема 1.1
Основы топографии
1. Местность и ее топографические элементы
2. Способы и средства изучения местности
3. Ориентирование по сторонам горизонта, по компасу, по небесным светилам
4. Понятие о форме и размерах Земли
5. Основные линии и плоскости земного эллипсоида
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 1. Ориентирование по сторонам горизонта
Практическое занятие 2. Ориентирование по компасу
Практическое занятие 3. Ориентирование по различным особенностям местных предметов
Практическое занятие 4. Измерение углов и расстояний на местности
Примерная тематика самостоятельной учебной работы
Раздел 2 Топографические карты
Содержание учебного материала
Тема 2.1
Основы картографии
1. Назначение и классификация топографических карт
2. Координаты точек на земной поверхности, определение географических координат
точек по карте
3. Зональная система прямоугольных координат Гаусса
Объем, акад, ч / в
том числе в форме
практической
подготовки, акад ч
3
78
14/22
14
22
6
4
6
6
16/24
16
9
Тема1.1.
Общие принципы
выживания в
экстремальных ситуациях
Тема 1.2.
Общие способы
обеспечения
жизнедеятельности
4. Масштабы географических карт, техника измерения и откладывания расстояний на
карте
5. Измерение площадей по картам
6. Сущность изображения рельефа горизонталями
7. Чтение топографических карт
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 5. Картографические условные знаки их классификация и условные
знаки местных предметов
Практическое занятие 6. Гидрография и почвенно-растительный покров
Практическое занятие 7. Цвета топографических условных знаков
Практическое занятие 8. Надписи на топографических планах и картах
Самостоятельная работа Прокладка маршрута с учетом особенностей рельефа и
препятствий
Промежуточная аттестация
МДК 03.02. Выживание в природной среде
Раздел 1. Выживание в экстремальных ситуациях.
Содержание учебного материала
1 .Природные зоны России
2. Общие принципы выживания
Содержание учебного материала
1. Поиск и способы добычи воды и пищи
2. Способы добычи огня. Виды костров
3. Классификация типов укрытий. Выбор укрытия и виды убежищ
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 1. Поиск и способы добычи воды
Практическое занятие 2. Способы добычи огня.
Практическое занятие 3. Виды костров
24
6
4
6
4
4
2
78
4
6
4
4
4
10
Практическое занятие 4. Правила личной гигиены
Примерная тематика самостоятельной учебной работы
Раздел 2. Выживания и передвижение в различных природных зонах
Содержание учебного материала
1. Принципы выживания в лесу
2. Принципы выживания в пустыне
3. Принципы выживания в тундре
4. Принципы выживания на воде
5. Принципы выживания в горах
Тема2.1.
6. Выживание в полярных регионах и в условиях низких температур.
Принципы выживания в
7. Общие сигналы бедствия
различных природных
зонах
8. Использование штатных авиационных и морских средств выживания
9. Приемы выживания на акваториях с использованием штатных средств
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 5. Общие сигналы бедствия
Практическое занятие 6. Приемы выживания на акваториях с использованием штатных
средств
Содержание учебного материала
1. Принципы передвижения по различным природным рельефам
2. Принципы передвижения по пересеченной местности.
3. Принципы передвижения по скальному рельефу
Тема2.2.
4. Организация транспортировки пострадавшего по пересеченной местности с
Принципы передвижения
помощью штатных средств и подручных средств
по различным природным
В том числе практических и лабораторных занятий
рельефам.
Практическое занятие 7. Принципы передвижения по различным природным рельефам
Практическое занятие 8. Техника преодоления водных преград
Самостоятельная работа Организация транспортировки пострадавшего по пересеченной
местности с помощью штатных средств
4
15
4
4
16/8
6
16
2
4
5
11
Самостоятельная работа Решение конфликтных ситуаций при выживании в составе
больших и малых групп
МДК 03.03. Обеспечение жизнедеятельности и выживания в условиях чрезвычайных ситуаций
Раздел 1. Жизнеобеспечение спасательных подразделений и пострадавшего населения в зонах чрезвычайных ситуаций
Содержание учебного материала
1. Общие принципы обеспечения спасательных операций
2. Планирование размещения и организация базового лагеря
Тема 1.1
3. Технические средства организации проживания, питания и водоснабжения
Планирование
спасательных подразделений в зонах ЧС
жизнеобеспечения
4. Санитарные нормы организации работ на ЧС, расчет потребности топлива,
спасательных
продовольствия и водоснабжения при планировании спасательных операций
подразделений в условиях
В том числе практических и лабораторных занятий
чрезвычайных ситуаций
Практическое занятие 1. Санитарные нормы организации работ на ЧС, расчет
потребности топлива, продовольствия и водоснабжения при планировании спасательных
операций
Раздел 2. Жизнеобеспечение пострадавшего населения
Содержание учебного материала
Тема 2.1.
1. Основные принципы организации первоочередного жизнеобеспечения населения
Организация и проведение
первоочередного
2. Влияние природных стихийных бедствий и техногенных аварий на население и
жизнеобеспечения
систему жизнеобеспечения
пострадавшего населения в
зонах чрезвычайных
ситуаций
Содержание учебного материала
Тема 2.2.
1. Использование зданий и сооружений лечебно-оздоровительной базы, баз
Обеспечение
отдыха (санатории, дома отдыха и т.д.)
пострадавшего населения
жильем и продуктами
2. Развертывание временных жилищ (передвижных и сборных домиков, палаток,
питания
юрт, землянок и др.);
5
72
4
4
2
4
12
Тема 2.3.
Обеспечение водой
пострадавшего населения
Тема 2.4.
Обеспечение предметами
первой необходимости
пострадавшего населения
Тема 2.5.
Информационно
психологическая
поддержка и медицинское
обеспечение
пострадавшего населения
Тема 2.6.
Пункты временного
размещения (ПВР).
3.Развертывание временных пунктов питания с использованием подвижных кухонь,
хлебопекарен и др. мобильных технических средств;
Содержание учебного материала
1. Звенья подвоза воды. Доставка воды емкостями на передвижных
средствах;
2. Контроль за качеством воды; Опреснение, очистка и обеззараживание
воды (в случае необходимости);
Содержание учебного материала
1. Подвижные пункты вещевого снабжения.
2. Сбор и перераспределение предметов первой необходимости среди населения;
Содержание учебного материала
1. Организация оперативного информирования населения с использованием
стационарных и подвижных средств; Проведение обходов мест проживания и
нахождения людей;
2. Своевременное оказание медицинской помощи; Проведение
противоэпидемиологических мероприятий;
Содержание учебного материала
1. Мероприятия по развертыванию пунктов временного размещения (ПВР).
2. Санитарные нормы обеспечения населения в ПВР
3. Расчет потребности топлива, водоснабжения и продовольствия в ПВР
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 2. Расчет потребности топлива, водоснабжения в ПВР
Практическое занятие 3. Расчет потребности топлива, водоснабжения и продовольствия
предметов первой необходимости в ПВР
Практическое занятие 4. Расчет потребности площадей ПВР и нагрузок временных
электросетей ПВР
4
4
4
4
4
4
4
13
Практическое занятие 5. Расчет потребности топлива, водоснабжения и продовольствия в
ПВР
Примерная тематика самостоятельной учебной работы
Раздел 3. Обеспечение выживание личного состава и пострадавших в различных чрезвычайных ситуациях
Содержание учебного материала
1. Выживание при автотранспортных авариях и катастрофах на железнодорожном
транспорте и в метрополитене
2. Выживание при авиационных авариях и катастрофах
Тема 3.1.
В том числе практических и лабораторных занятий
Методы и способы
Практическое занятие 6. Выживание при пожарах и взрывах
выживания при ЧС
Практическое занятие 7. Выживание при авариях и катастрофах в метрополитене
техногенного характера
Практическое занятие 8. Выживание при автотранспортных авариях и катастрофах на
железнодорожном транспорте.
Практическое занятие 9. Выживание при авиационных авариях и катастрофах
Содержание учебного материала
1. Выживание при бурях, ураганах смерчах
2. Выживание при половодье, паводке и наводнении
Тема 3.2.
3. Выживание при землетрясении
Методы и способы
В том числе практических и лабораторных занятий
выживания при ЧС
Практическое занятие 10. Выживание при бурях, ураганах смерчах
природного характера
Самостоятельная работа Выживание при половодье, паводке и наводнении
Самостоятельная работа Выживание при лесном пожаре, при землетрясении
Учебная практика
Виды работ:
- обеспечение жизнедеятельности групп в условиях автономного базового лагеря в природной среде;
- развертывания систем жизнеобеспечения спасательных подразделений;
- применения основных приемов ориентирования и передвижения по пересеченной местности
4
2
2
2
4
2
4
2
4
4
108
14
- поход по пересеченной местности в автономном режиме в составе группы, с отработкой приемов преодоления
различных препятствий, организацией биваков (ночевок);
- применения штатных авиационных и морских спасательных средств
- отработка элементов поисковых работ и приемов выживания;
- организация безопасного выполнения верхолазных работ канатным способом.
Практика по профилю специальности
Виды работ:
- планирование обеспечения и организация автономного базового лагеря;
- поддержание жизнедеятельности в условиях автономного существования;
- практическое применение альпинистского снаряжения при передвижении по сложному рельефу или выполнении
спасательных работ.
- обеспечения безопасности и выполнения работ на высоте;
Всего
108
450
15
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Для реализации программы профессионального модуля должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
3.1.1. Кабинет «Основы топографии и беспилотные авиационные системы и
робототехника»
автоматизированное рабочее место преподавателя;
- наборы плакатов;
- рабочие места обучающихся;
- универсальная интерактивная система
- комплект учебно-методических материалов для обучающихся и преподавателя
- планшетный компьютер для обучающихся
- комплект инструментов и приборов топографических
- метеостанция
- барометр-анероид
- курвиметр
- компас
- гигрометр (психрометр)
- комплект цифрового оборудования
- модель-аппликация природных зон Земли
- интерактивный глобус
- базовый набор учебного квадрокоптера
- ресурсный набор для FPV-полётов
- радиостанции
- комплект учебно-методических материалов по беспилотным авиационным
системам и робототехники
3.1.2. Кабинет
«Жизнедеятельность
в
условиях
чрезвычайных ситуаций»
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
- наборы плакатов;
- рабочие места обучающихся;
- комплект учебно-методических материалов для обучающихся и преподавателя
- комплект оборудования для обеспечения жизнедеятельности в различных природклиматических условиях
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организации выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже
печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список
может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Курбатов, В. А. Безопасность жизнедеятельности. Основы чрезвычайных
ситуаций : учебное пособие для СПО / В. А. Курбатов, Ю. С. Рысин, С. Л.
16
Яблочников. — Саратов : Профобразование, 2020. — 121 с. — ISBN 978-5-44880820-3.
2.
Основы выживания в экстремальных условиях : учебное пособие для
СПО / А. В. Шевчук, К. С. Фокин, Н. Н. Кизюн, А. С. Иванов ; под редакцией О. Ю.
Шепелева. — 2-е изд. — Саратов, Екатеринбург : Профобразование, Уральский
федеральный университет, 2019. — 125 с. — ISBN 978-5-4488-0519-6, 978-5-79962802-4
3. Соловьев, А. Н. Основы геодезии и топографии : учебник для СПО / А. Н.
Соловьев. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 240 с. — ISBN 978-5-81148063-0
4. Харитоненко К.Н. Основы обеспечения жизнедеятельности и выживание в
чрезвычайных ситуациях. Ч. 1 .Принципы выживания в различных климатических условиях:
учебник \ К.Н. Харитоненко, И.А. Кремешной. - Москва: КУРС, - 2020. -208 с.
5. Харитоненко К.Н. Основы обеспечения жизнедеятельности и выживание в
чрезвычайных ситуациях. 4.2.Обеспечение спасательных операций, основы топографии и
альпинистской подготовки: учебник \ К.Н. Харитоненко, И.А. Кремешной. - Москва:
КУРС, 2020. - 300 с.
6. Широков, Ю. А. Защита в чрезвычайных ситуациях и гражданская оборона :
учебное пособие для СПО / Ю. А. Широков. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 488 с. —
ISBN 978-5-8114-6463-0
3.2.2. Основные электронные издания
1. Соловьев, А. Н. Основы геодезии и топографии : учебник для СПО / А. Н.
Соловьев. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 240 с. — ISBN 978-58114-8063-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. —
URL: https://e.lanbook.com/book/l 71423 (дата обращения: 28.02.2022). — Режим
доступа: для авториз. пользователей.
2. Широков, Ю. А. Защита в чрезвычайных ситуациях и гражданская оборона :
учебное пособие для СПО / Ю. А. Широков. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 488 с.
— ISBN 978-5-8114-6463-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная
система. — URL: https://e.lanbook.com/book/148019 (дата обращения: 28.02.2022). —
Режим доступа: для авториз. пользователей.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
17
Код и наименование
профессиональных и общих
компетенций, формируемых в
рамках модуля
ПК 3.1. Планировать
жизнеобеспечение
спасательных подразделений
в условиях чрезвычайных
ситуаций;
ПК 3.2. Организовывать и
проводить первоочередное
жизнеобеспечение
пострадавшего населения в
зонах чрезвычайных
ситуаций;
ПК 3.3. Обеспечивать
выживание личного состава и
пострадавших в различных
чрезвычайных ситуациях.
Критерии оценки
Методы оценки
- определяет зоны
развертывания систем
жизнеобеспечения
спасательных подразделений на
чрезвычайных ситуациях;
- обосновывает выбор
технических средств
жизнеобеспечения на
чрезвычайных ситуациях;
- рассчитывает потребности в
расходных материалах,
энергоресурсах и
продовольствии по
обеспечению
жизнедеятельности
спасательных подразделений в
условиях чрезвычайных
ситуаций;
- организует бивак.
- определяет первоочередные
мероприятия по обеспечению
пострадавшего населения в
зонах чрезвычайных ситуаций;
- рассчитывает нагрузки
временных электросетей
пунктов временного
размещения населения;
- ведет расчет обеспечения
пунктов временного
размещения населения в
соответствии с санитарными
нормами
-знает принципы выживания в
различных
природноклиматических
зонах
и
условиях;
-демонстрирует
приемы
выживания в природной среде и
на акваториях;
устный опрос,
тестирование,
собеседование,
экспертное наблюдение
и оценка выполнения
практических действий в
ходе выполнения
практических заданий.
экспертное наблюдение
и оценка выполнения
практических действий в
ходе выполнения
практических заданий.
устный опрос,
тестирование
собеседование
экспертное наблюдение
и оценка выполнения
практических действий в
ходе выполнения
практических заданий.
18
ПК 3.4. Ориентироваться на
местности с использованием
топографических карт
(планов) и навигационных
приборов
ОК 01. Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности применительно
к различным контекстам;
ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
-демонстрирует
безопасное
применение
альпинистского
снаряжения и оборудования;
-демонстрирует
применение
штатных
авиационных
и
морских спасательных средств;
- использует подручные
средства для организации
жизнеобеспечения;
- демонстрирует навыки
решения конфликтных
ситуаций;
- использует сигналы
взаимодействия с воздушными
судами;
- применяет стратегию
разрешения конфликтных
ситуаций;
- применяет различные
стратегии переговорного
процесса;
- выявляет пред конфликтную
ситуацию;
-демонстрирует чтение
топографических карт,
применяя навигационные
приборы;
- составляет схемы, планы,
абрисы с использованием
естественных ориентиров;
- прокладывает маршруты
движения с учетом рельефа
местности;
- выбирает способы решения
задач профессиональной
деятельности применительно к
различным контекстам;
устный опрос
тестирование
собеседование
экспертное наблюдение
и оценка выполнения
практических действий в
ходе выполнения
практических заданий.
экспертная оценка
выполнения работ в
соответствии с
установленными
регламентами с
соблюдением правил
безопасности труда,
санитарными нормами
использует
современные экспертная оценка
средства поиска, анализа и выполнения работ в
соответствии с
интерпретации информации;
установленными
19
интерпретации информации,
и информационные
технологии для выполнения
задач профессиональной
деятельности;
ОК 03. Планировать и
реализовывать собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной сфере,
использовать знания по
финансовой грамотности в
различных жизненных
ситуациях;
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и работать
в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную
и письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и культурного
контекста;
ОК 06. Проявлять
гражданско-патриотическую
позицию, демонстрировать
осознанное поведение на
основе традиционных
общечеловеческих ценностей,
в том числе с учетом
гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных отношений,
применять стандарты
- использует информационные
технологии для выполнения
задач профессиональной
деятельности;
регламентами с
соблюдением правил
безопасности труда,
санитарными нормами
- планирует и реализовывает
собственное профессиональное
и личностное развитие,
- планирует и реализовывает
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной сфере;
- использует знания по
финансовой грамотности в
различных жизненных
ситуациях;
- эффективно взаимодействует и
работает в коллективе и
команде;
экспертная оценка
выполнения работ в
соответствии с
установленными
регламентами с
соблюдением правил
безопасности труда,
санитарными нормами
- проявляет гражданскопатриотическую позицию;
- демонстрирует осознанное
поведение на основе
традиционных
общечеловеческих ценностей, в
том числе с учетом
гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных отношений;
- применяет стандарты
антикоррупционного поведения;
экспертная оценка
выполнения работ в
соответствии с
установленными
регламентами с
соблюдением правил
безопасности труда,
санитарными нормами
экспертная оценка
выполнения работ в
соответствии с
установленными
регламентами с
соблюдением правил
безопасности труда,
санитарными нормами
экспертная оценка
- осуществляет устную и
письменную коммуникацию на выполнения работ в
соответствии с
государственном языке
установленными
Российской Федерации с учетом
регламентами с
особенностей социального и
соблюдением правил
культурного контекста;
безопасности труда,
санитарными нормами
20
антикоррупционного
поведения;
ОК 07. Содействовать
сохранению окружающей
среды, ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы бережливого
производства, эффективно
действовать в чрезвычайных
ситуациях;
ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках.
- содействует сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению;
- применяет знания об
изменении климата, принципы
бережливого производства,
эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях;
экспертная оценка
выполнения работ в
соответствии с
установленными
регламентами с
соблюдением правил
безопасности труда,
санитарными нормами
- пользуется профессиональной
документацией на
государственном и иностранном
языках.
экспертная оценка
выполнения работ в
соответствии с
установленными
регламентами с
соблюдением правил
безопасности труда,
санитарными нормами
21