ОУП.01 Русский язык

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУП. 01 РУССКИЙ ЯЗЫК

Профиль получаемого профессионального образования: технический.

Код и наименование специальности^ 1.02.02. Бурение нефтяных и газовых скважин
Квалификация выпускника: техник-технолог

Форма обучения: очная
Курс: 1

Семестр: 1

2024 г.

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией

Протокол № 1от «
Председатель П(Ц)К

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР

20
,

гМПодпись

^0 , О

ФИО
X________ 20
г.

Подпись
/ Г? ■

Шабанова М.М.
ФИО

О$

20

г.

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУП .01. Русский язык по
специальности 21,02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин"

разработана на основе требований:
- Приказ Минпросвещения России от 15.09.2022 N 836
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых
скважин" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.10.2022 N 70631) профиля получаемого
образования,
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный
институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от
17.03.2015 №06-259);
- Методических
рекомендаций
по
разработке
рабочих
программ
общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального
образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в
соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2024/2025 учебный год.

Разработчик: преподаватель русского языка и литературы первой категории
ГБПОУ РД «ИПК» Мусаева А.М.

Рецензент: преподаватель русского языка и литературы первой категории
ГБПОУ РД «ИПК» Давлятбекова М.М

1

СОДЕРЖАНИЕ

Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной

•

дисциплины

«Русский язык»............................................................................... 4
•

Структура и содержание общеобразовательной дисциплины........................................ 8

•

Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины .......................... 16

•

Контроль

и

оценка

результатов

освоения

общеобразовательной

дисциплины........................................................................................................... 17

•

Общая характеристика примерной рабочей программы общеобразовательной
дисциплины «Русский язык»

•

Место

дисциплины

в

структуре

основной

профессиональной

образовательной программы
Общеобразовательная дисциплина «Русский язык» является обязательной частью

общеобразовательного цикла образовательной программы СПО в соответствии

с ФГОС

по специальности 21.02.02. Бурение нефтяных и газовых скважин

Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
•

Цель общеобразовательной дисциплины
Цель дисциплины «Русский язык»: сформировать у обучающихся знания и умения

в области языка, навыки их применения в практической профессиональной деятельности.

»

Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в

соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК.
Код и наименование
формируемых
компетенций
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе
и команде

Планируемые результаты освоения дисциплины
Дисциплинарные
Общие
(предметные)
- готовность к саморазвитию,
уметь создавать устные
самостоятельности
и монологические
и
диалогические
высказывания
самоопределению;
-овладение
навыками учебно- различных типов и жанров;
употреблять языковые средства
исследовательской.
проектной
и
социальной в соответствии с речевой
деятельности;
ситуацией
(объем
устных

Овладение универсальными монологических высказываний не менее 100 слов, объем
действиями:
диалогического высказывания б) совместная деятельность:
• понимать
и
использовать не менее 78 реплик); уметь
публично.
преимущества
командной
и выступать
представлять
результаты
индивидуальной работы;
и
• принимать цели совместной учебно-исследовательской
деятельности, организовывать и проектной деятельности;
координировать действия по ее информационнодостижению: составлять план коммуникационные
действий, распределять роли с инструменты и ресурсы для
учетом
мнений
участников решения учебных задач;
обсуждать результаты совместной • сформировать представления
об аспектах культуры речи:
работы;
• координировать и выполнять нормативном, коммуникативном
сформировать
работу в условиях реального. и этическом;
о
номах
виртуального
и системы знаний
современного
русского
комбинированного
взаимодействия;
литературного языка и их
• осуществлять______ позитивное основных видах (орфоэпические.
грамматические,
стратегическое
поведение
в лексические,
различных ситуациях, проявлять стилистические;
уметь
знание
норм
творчество и воображение, быть применять
инициативным
современного
русского
Овладение
универсальными литературного языка в речевой
корректировать
регулятивными действиями: г) практике,
и
письменные
принятие себя и других людей: устные
• принимать мотивы и аргументы высказывания; обобщать знания
основных
правилах
других людей при анализе об
орфографии
и
пунктуации,
результатов деятельности;
применять
правила
• признавать свое право и право уметь
орфографии и пунктуации в
других людей на ошибки;
• развивать способность понимать практике письма; уметь работать
мир с позиции другого человека; со словарями и справочниками.
в том числе академическими
словарями и справочниками в
электронном формате; - уметь
использовать правила русского
речевого этикета в социальнокультурной,
учебно-научной,
официально- деловой сферах
общения,
в
повседневном
общении,
интернеткоммуникации.

В
области
эстетического сформировать представления о
функциях русского языка в
воспитания:
мире
• эстетическое отношение к миру. современном
язык
включая эстетику быта, научного (государственный
и
технического
творчества, Российской Федерации, язык
общения,
спорта, труда и общественных межнационального
один из мировых языков); о
отношений;
• способность
воспринимать русском языке как духовнои
культурной
различные
виды
искусства, нравственной
многонационального
традиции и творчество своего и ценности
других
народов,
ощущать народа России; о взаимосвязи
эмоциональное
воздействие языка и культуры, языка и
истории, языка и личности; об
искусства;
• убежденность в значимости для отражении в русском языке
российских
личности
и
общества традиционных
ценностей;
сформировать
отечественного
и
мирового
отношение
к
искусства,
этнических ценностное
культурных
традиций
и русскому языку;
• сформировать
знаний
о
народного творчества;
• готовность к самовыражению в признаках текста, его структуре,
разных
видах
искусства, видах информации в тексте;
стремление проявлять качества уметь понимать, анализировать и
творческой личности;
комментировать основную
и
Овладение
универсальными дополнительную,
явную
и
скрытую
(подтекстовую)
действиями:
информацию текстов.
а) общение:
• осуществлять коммуникации во воспринимаемых зрительно и
всех сферах жизни;
(или) на слух; выявлять логико• распознавать
невербальные смысловые отношения между
средства общения,
понимать предложениями
в
тексте;
значение социальных знаков. создавать
тексты
разных
распознавать
предпосылки функционально-смысловых
конфликтных
ситуаций
и типов;
тексты
научного.
смягчать конфликты;
публицистического, официально•развернуто и логично излагать делового стилей разных жанров
свою
точку
зрения
с (объем сочинения не менее 150
использованием
языковых слов);
средств;
ОК 09. Пользоваться • наличие
мотивации
к:• уметь использовать разные
профессиональной обучению
и
личностному виды чтения и аудирования.
приемы
информационнодокументацией на
развитию;
государственном и В области ценности научногс(Смысловой переработки

OK 05. Осуществлять
устную и
письменную
коммуникацию на
государственном
языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста

прочитанных и прослушанных
иностранном языках познания:
текстов, включая гипертекст.
• сформированность
графику, инфографику и другое
мировоззрения,
соответствующего современному (объем текста для чтения - 450уровню
развития
науки
и 500 слов; объем прослушанного
общественной
практики, или прочитанного текста для
основанного на диалоге культур, пересказа от 250 до 300 слов);
создавать
вторичные
способствующего
осознанию уметь
своего места в поликультурном тексты (тезисы, аннотация, отзыв.
рецензия и другое);
мире;
• совершенствование языковой и • обобщить знания о языке как
читательской
культуры
как системе, его основных единицах и
средства взаимодействия между уровнях: обогащение словарного
запаса,
расширение
объема
людьми и познания мира;
используемых
в
речи
грамматических
языковых
средств; уметь анализировать
единицы разных уровней, тексты
разных
функциональносмысловых типов,

разновидностей
языка
осознание ценности научной функциональных
деятельности,
готовность (разговорная речь, функциональные стили.
художественной
литературы),
осуществлять
проектную
и язык
жанровой
принадлежности;
исследовательскую
деятельность различной
сформированность представлений о формах
индивидуально и в группе;
национального
русского
Овладение
универсальными существования
учебными
познавательными языка; знаний о признаках литературного
языка и его роли в обществе;
действиями:
знания
о
функциональных
б) базовые исследовательские обобщить
разновидностях языка: разговорной речи.
действия:
стилях
(научный.
• владеть
навыками
учебно- функциональных
официальноисследовательской и проектной публицистический,
деятельности,
навыками деловой),_____________языке
художественной
литературы;
разрешения проблем;
• способность и готовность к совершенствование умений распознавать.
самостоятельному поиску методов анализировать и комментировать тексты
решения
практических
задач, различных функциональных разновидностей
применению различных методов языка (разговорная речь, функциональные
стили, язык художественной литературы);
познания;
знания
об
изобразительно• овладение видами деятельности обобщить
по получению нового знания, его выразительных средствах русского языка;
умений
определять
интерпретации, преобразованию и совершенствование
средства
применению в различных учебных изобразительно-выразительные

ситуациях, в том числе при языка в тексте
создании учебных и социальных
проектов;
• формирование научного типа
мышления,
владение
научной
терминологией,
ключевыми
понятиями и методами;
• осуществлять
целенаправленный поиск переноса
средств и способов действия в
профессиональную среду

Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины
в т.ч.
1. Основное содержание
в т. ч.:
теоретическое обучение
практические занятия
самостоятельная работа
2. Профессионально ориентированное содержание

(содержание прикладного модуля)
теоретическое обучение
практические занятия
Промежуточная аттестация (экзамен)

Объем в часах
96
96

33
39
12

8
2
6
4

Тематический план и содержание дисциплины
Содержание учебного материала

Наименование
разделов и тем

(основное и профессионально­
ориентированное), лабораторные и
практические занятия, прикладной

Формируемые
Объем

компетенции

часов

модуль (при наличии)
1

2
Основное содержание
Раздел 1. Язык и речь. Язык как средство общения и форма
существования национальной культуры.
Тема 1.1, Основные Основное содержание
Основные функции языка в современном
функции языка в

современном

обществе. Происхождение языка

обществе

(различные гипотезы). Язык как

3

4

12

ОК 05
ОК 05

2

естественная и небиологическая система

знаков. Язык и мышление. Языковая и
речевая компетенция. Социальная природа

языка. Этапы культурного развития языка.

Основные принципы русской орфографии:
морфологический, фонетический,
исторический. Реформы русской

орфографии
Практические занятия:
Практическая работа. Основные функции

2

языка и формы их реализации в

современном обществе

Тема 1.2
Происхождение

Основное содержание
Происхождение русского языка.

русского языка.

Индоевропейская языковая семья. Этапы

ОК 05

2

Индоевропейская формирования русской лексики
языковая семья. Заимствования из различных языков как

Этапы

формирования
русской лексики

показатель межкультурных связей.

Признаки заимствованного слова. Этапы

освоения заимствованных слов.
Правописание и произношение
заимствованных слов. Заимствованные
слова в профессиональной лексике. Словарь

специальности
Практические занятия:
Практическая работа. Признаки

2

заимствованного слова. Этапы освоения

заимствованных слов

Тема 1.3. Язык как Основное содержание
Язык как система знаков. Структура языкового знака. 2
система знаков

ОК 05

Слово и его значение. Лексическое и грамматическое

значение слова. Звук и буква. Уровни языковой системы

и единицы этих уровней. Принципы выделения частей
речи в русском языке
Практические занятия:
Практическая работа. Принципы русской орфографии
Раздел 2. Фонетика, морфология и орфография

2
42

Тема 2.1. Фонетика Основное содержание

и орфоэпия

ОК
04; ОК
05
ОК
04; ОК
05

Фонетика и орфоэпия. Соотношение звука и фонемы, 2
звука и буквы. Чередования звуков: позиционные и

исторические.

Основные

орфоэпические

виды

языковых

норм:

(произносительные

и

акцентологические). Основные правила произношения
гласных, согласных звуков. Характеристика русского

ударения

(разноместное,

подвижное).

Орфоэпия

и

орфоэпические нормы
Практические занятия:
Практическая работа.
Орфография.
Безударные 4
гласные в корне слова: проверяемые, непроверяемые,

чередующиеся
Тема 2.2.

ОК
04; ОК
05

Основное содержание

Морфемика и

словообразован ие

Морфемная структура слова. Морфема как единица

2

языка. Классификация морфем: корневые и служебные.
Словообразование. Морфологические способы

словообразования. Неморфологические способы
словообразования.Словообразование и
формообразование.

Практические занятия:
Практическая работа. Правописание звонких и глухих

4

согласных, непроизносимых согласных. Правописание

гласных после шипящих. Правописание Ъ и Ь.

Правописание приставок на -З(-С), ПРЕ-/ПРИ-, гласных

после приставок

Тема 2.3. Имя

___

Основное содержание

О
К 04;
ОК
05

существительное как

часть речи.
Лексико-грамматические разряды

2

существительных: конкретные, абстрактные,

вещественные, собирательные, единичные.
Грамматические категории имени существительного:

эод, число, падеж. Склонение имен существительных

Практические занятия:
Практическое занятие. Правописание суффиксов и

2

окончаний имен существительных. Правописание
сложных имен существительных.
Тема 2.4. Имя

Основное содержание

О
К 04;
ОК
05

прилагательное как

часть речи.
Лексико-грамматические разряды прилагательных.

2

Разряды прилагательных: качественные,

относительные, притяжательные. Степени сравнения
имен прилагательных. Полная и краткая форма имен
прилагательных. Семантике- стилистические

различия между краткими и полными формами.
Грамматические категории имени прилагательного:

род, число, падеж.
Практические занятия:
Практическое занятие. Правописание суффиксов и

2

окончаний имен прилагательных. Правописание

сложных имен прилагательных
Тема 2.5. Имя

числительное как

Основное содержание

О
К 04;
ОК
05

часть речи.

3

Лексико-грамматические разряды имен

числительных: количественные, порядковые,
собирательные. Типы склонения имен числительных.

Лексическая сочетаемость собирательных

числительных.

Практические занятия:
Практическая работа. Правописание числительных.

1

Возможности использования цифр. Числительные и

единицы измерения в профессиональной
деятельности.

Основное содержание

О
К 04;
ОК
05

Тема 2.6.
Местоимение как

часть речи.

2

Разряды местоимений по семантике: личные,

возвратное, притяжательные, вопросительные,
относительные, неопределенные, отрицательные,

указательные, определительные. Дефисное
написание местоимений

Практические занятия:
Практическая работа. Правописание числительных.

2

Правописание местоимений с частицами НЕ и НИ

ОК 04;
ОК 05

Тема 2.7. Глагол Основное содержание
как часть речи.

Система грамматических категорий глагола (вид,

4

переходность, залог, наклонение, время, лицо, число,

род). Основа настоящего (будущего) времени глагола
и основа инфинитива (прошедшего времени); их
формообразующие функции
Практические занятия:
Практическая работа. Правописание окончаний и

2

Тема 2.8.

Причастие и
деепричастие как

особые формы

глагола

суффиксов глаголов.
Основное содержание

ОК 04;
ОК 05
2

Действительные и страдательные причастия и

способы их образования. Краткие и полные формы
причастий

Практические занятия:
Практическая работа Правописание суффиксов и

2

окончаний глаголов и причастий. Правописание Н и
НН в прилагательных и причастиях. Образование

деепричастий совершенного и несовершенного вида.

Правописание суффиксов деепричастий.

Основное содержание .Семантика наречия, его

Тема 2.9. Наречие

как часть речи.

2

ОК 04;

морфологические признаки и синтаксические

Служебные части функции. Разряды наречий по семантике и способам
образования, местоименные наречия. Степени
речи.
сравнении качественных наречий. Разряды предлогов
по семантике, структуре и способам образования.
Разряды союзов по семантике, структуре и способам
образования. Сочинительные и подчинительные

союзы
Практические занятия:
Практическая работа. Написание наречий и

2

соотносимых с ними других частей речи
(знаменательных и служебных). Слова категории

состояния. Правописание производных предлогов и
союзов. Правописание частиц. Правописание частицы
НЕ с разными частями речи. Трудные случаи

правописание частиц НЕ и НИ

Раздел 3. Синтаксис и пунктуация

18

Тема 3.1. Основные Основное содержание

единицы синтаксиса.
Словосочетание. Сочинительная и подчинительная

связь.

Виды

согласование,

связи

управление,

словосочетании:

в

слов

примыкание.

предложение.

Односоставное

предложения.

Грамматическая

и

Простое

двусоставное

основа

простого

2

ОК 04;
ОК 05;
ОК 09
ОК
04; ОК
05

двусоставного

с

сказуемого

предложения.

Согласование

подлежащим.

Односоставные

Неполные

предложения.
Распространенные

предложения.

нераспространенные

и

предложения

Практические занятия:
Практическая работа. Знаки препинания в простом
предложении. Разбор словосочетаний
Тема 3.2

Основное

Второстепенные

предложения

содержание.

члены

Второстепенные

(определение,

4

2

ОК 04;

приложение,

дополнение).
Осложненные
члены предложения. обстоятельство,
предложения. Предложения с однородными членами

и

знаки

препинания

неоднородные

них.

в

определения.

обособленными

членами.

и

Однородные

Предложения
Общие

с

условия

обособления (позиция, степень распространенности и
др.). Условия обособления определений, приложений,
обстоятельств. Поясняющие и уточняющие члены как

особый вид обособленных членов
Практические занятия:
Практическая работа.

Знаки

препинания

при

4

однородных членах с обобщающими словами. Знаки

препинания при оборотах с союзом КАК. Разряды

вводных слов и предложений. Знаки препинания при
вводных

словах

и

предложениях,

вставных

конструкциях, обращениях
ОК
05; ОК
09

Тема 3.3. Сложное Основное содержание
предложение

Основные типы сложного предложения по
средствам связи и грамматическому значению
(предложения союзные и бессоюзные; сочиненные и

подчиненные). Сложноподчиненное предложение.
Типы придаточных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими
придаточными. Бессоюзные сложные предложения.

Способы передачи чужой речи. Предложения с
прямой и косвенной речью как способ передачи

чужой речи

2

4

Практические занятия:
Практическая работа. Знаки препинания в

сложносочиненных предложениях. Знаки препинания
в сложноподчиненных предложениях. Знаки

препинания в бессоюзных сложных предложениях.
Знаки препинания в предложения с прямой речью,

Знаки препинания при диалогах. Правила оформления

цитат

8

Прикладной модуль. Раздел 4. Особенности профессиональной
коммуникации.

Тема 4.1. Язык как Профессионально-ориентированное содержание
средство

профессиональной,

социальной и

межкультурной

коммуникации.

Практические занятия:
Практическая
работа,

Терминология

и

ОК 04;
ОК 05;
ОК 09
ПК 4.1.;
4.4
ОК 04;
ОК 05;
ОК 09
ПК...

2

профессиональная лексика. Язык специальности.
Отраслевые терминологические словари

Тема 4.2.

ОК 04;
ОК 05;
ОК 09
ПК...

Профессионально-ориентированное содержание

Коммуникативный

аспект культуры
речи.
Практические занятия: Возможности лексики в
различных функциональных стилях. Проблемы
использования синонимов, омонимов, паронимов.
Лексика, ограниченная по сфере использования
(историзмы, архаизмы, неологизмы, диалектизмы,
профессионализмы, жаргонизмы)
Тема 4.3, Деловой
Профессионально-ориентированное
содержание
стиль

Виды документов. Виды и формы деловой

2

ОК 04;
ОК 05;
ОК 09
ПК...
2

коммуникации. Предмет деловой переписки.

Виды деловых писем. Рекламные тексты в

профессиональной деятельности

Практические занятия:
Практическое занятие. Виды документов в

2

конкретной специальности.
Самостоятельная работа.
Роль словосочетания в построении предложения.
Односоставные предложения в русском языке:
особенности структуры и семантики.
Синтаксическая роль инфинитива. Предложения
с однородными членами и их функции в
речи.Обособленные члены предложения и их
роль в организации текста.
Структура и стилистическая роль вводных и
вставных конструкций.
Изучение особенностей построения текста разных
функциональных типов.
Составление связного высказывания на заданную
тему, в том числе на лингвистическую
Работа с текстами. Подготовка докладов.
Составление таблиц для систематизации учебного
материала.
Синтаксический анализ словосочетаний и
предложений.

Промежуточная аттестация (экзамен)

12

4

Промежуточная аттестация (Экзамен)
96

Всего

Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского
языка.
•

Эффективность

преподавания

курса

русского

языка

зависит

от

наличия

соответствующего материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями
курса, в первую очередь его многопрофильностью и практической направленностью.

Оборудование учебного кабинета:
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, стендов, схем, плакатов, портретов
выдающихся ученых в языкознания и др Л;
• дидактические материалы (задания для контрольных работ, для разных видов

оценочных средств, экзамена и др Л;
• технические

средства

обучения

(персональный

компьютер

с

лицензионным

программным обеспечением; мультимедийный проектор; интерактивная доска, выход в

локальную сеть);
• залы (библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет).
•

Информационное обеспечение обучения

•

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации

должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с
момента издания.
•

Рекомендуемые печатные

издания по реализации общеобразовательной

дисциплины представлены в методических рекомендациях по организации обучения.
Основная литература:
1. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб, пособ.
для студ. сред. проф. учеб, заведений. -М., 2021.
2. Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М А.Мищерина. Русский язык 10-11 классы, 2021
3. Греков В.Ф. Русский язык. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах.
-М.: Просвещение, 2020
4. Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. - М.,
2021.
6.Дейкина А.Д. Русский язык. Учебник для 10-11 классов. - М.: Вербум-М, 2021.
Дополнительная литература:
• Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11
кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2015.
• Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. - 4е изд., испр. - М., 2006.
• Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. - М., 2005.
• Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник
для общеобразоват. Учрежд. -М., 2005.

•
•
•
•

•
•
•

•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•

•

•
•
•
•

Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. - М., 2005.
Львова С.И. Таблицы по русскому языку. - М., 2003.
Пахнова Т. М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. - М.,2001.
Солганик Г.Я. От слова к тексту. - М., 1993.
Словари
Горбачевич К. С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном
русском языке. - СПб., 2012.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. - СПб. 2003.
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность
русской речи. Стилистический словарь вариантов. - 2-е изд., испр. и доп. - М„
2011г.
Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание,
произношение, ударение, формы. - М., 2001.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М., 2005.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2004.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В.
Бурцева. - 3-е изд., стереотипн. - М., 2002.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических
выражений. - 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. - М., 2006.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1992.
Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. М., 2001.
Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. - М., 2005.
Скорлуповская Е.В., Снетова Т.П. Толковый словарь русского языка с лексико­
грамматическими формами. -М., 2002.
Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца XX
столетия / Под ред. Т.Н. Скляревской. - М., 2001.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М., 2006.
Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост.
В.В. Бурцева. -М., 2006.
Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь
русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры /
Под ред. Л.Д. Чесноковой. - М., 2000.
Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов
русского языка. - М., 2005.
Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка:
значение и происхождение словосочетаний. - М., 2000.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка:
Происхождение слов. - М., 2000.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова - М., 2000.

Интернет - ресурсы:
• http://www. gramota.ru
• http://www.uchportal.ru/
• http://pedsovet. org/
• http://www. rusedu. ru/
• http://ru.wikipedia.org
• http://globalteka.ru

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)

1
Умения /знания
осуществлять речевой самоконтроль;
оценивать
устные
и
письменные
высказывания с точки зрения языкового
оформления, эффективности достижения
поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки
зрения правильности, точности и уместности
их употребления;

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
___

2
Подготовка и защита рефератов
Устные и письменные упражнения и
задания

Устные и письменные упражнения и
практические
занятия
задания;
тестирования, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий
проводить лингвистический анализ текстов Устные и письменные упражнения и
различных функциональных стилей и задания;
разновидностей языка;
знать/пони мать
связь языка и истории, культуры русского и практические занятия тестирования, а
также выполнения обучающимися
других народов;
индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
смысл понятий: речевая ситуация и ее Пересказ, устная работа с текстом. Устные
компоненты, литературный язык, языковая и письменные упражнения и задания
норма, культура речи; основные единицы и использовать основные виды чтения
уровни языка, их признаки и взаимосвязь (ознакомительно-изучающее,
использовать
основные
виды
чтения ознакомительно-реферативное и др.) в
(ознакомительно-изучающее,
зависимости от коммуникативной задачи;
ознакомительно-реферативное и др.) в
зависимости от коммуникативной задачи;
орфоэпические, лексические,
Устные и письменные упражнения и
грамматические, орфографические и
задания;
практические
занятия
пунктуационные нормы современного
тестирования, а также выполнения
русского литературного языка; нормы
обучающимися индивидуальных заданий
речевого поведения в социально-культурной,
учебно-научной, официально-деловой
сферах общения
извлекать необходимую информацию из Устные и письменные упражнения и
различных источников: учебно-научных задания;
практические
занятия
текстов, справочной литературы, средств тестирования, а также выполнения
массовой информации, в том числе обучающимися индивидуальных заданий
представленных;
создавать
устные
и
письменные Устные и письменные упражнения и
монологические
и
диалогические задания;
высказывания различных типов и жанров в использовать основные виды чтения
учебно-научной (на материале изучаемых (ознакомительно-изучающее,
учебных дисциплин), социально-культурной ознакомительно-реферативное и др.) в
и деловой сферах общения;
зависимости от коммуникативной задачи;

применять в практике речевого общения Устные и письменные упражнения и
основные
орфоэпические,
лексические, задания;

грамматические
нормы
современного использовать основные виды чтения
русского литературного языка;
(ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное и др.) в
зависимости от коммуникативной задачи;
соблюдать
в
практике
письма Диктант Устный и письменный опрос,
орфографические и пунктуационные нормы тестовые задания, контрольное
современного русского литературного языка; тестирование, словарный диктант,
различные письменные задания,
контрольная работа
соблюдать нормы речевого поведения в использовать основные виды чтения
различных сферах и ситуациях общения, в (ознакомительно-изучающее,
том числе при обсуждении дискуссионных ознакомительно-реферативное и др.) в
проблем;
зависимости от коммуникативной задачи;

использовать
основные
приемы различные письменные задания,
информационной переработки устного и контрольная работа
письменного текста;



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.