МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПД.02 ФИЗИКА
Код и наименование специальности:21.02.02 «Бурение нефтяных и газовых скважин».
Квалификация выпускника: техник-технолог.
Профиль получаемого профессионального образования: технический
Форма обучения: очная
Курс:
1
Семестр:
1.2.
2024 г.
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол № от «
Председатель П(Ц)К
Р/р
' (Подпись)
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
2024г.
(Подпись)
(ФИО)
&Q. ог,
(ФИО)
2024 г.
Рабочая программа общеобразовательного цикла ПД.02 ФИЗИКА образовательной программы в
соответствии с приказом Минпросвещения России от 15.09.2022 N 836
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профес
сионального образования по специальности 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.10.2022 N 70631) 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых
скважин"
с учетом:
- профиля получаемого образования.
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освое
ния образовательных программ среднего профессионального образования на базе основно
го общего образования с учетом требований федеральных государственных образователь
ных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального
образования (разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный институт
развития образования» (письмо Департамента государственной политики в сфере подго
товки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных учеб
ных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной про
граммы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных От
делом профессионального образования Министерства образования и науки Республики Да
гестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2024/2025 учебный год.
Разработчики: Алиризаев А.Н
_____ преподаватель ГБПОУ РД ИПК.
Рецензенты/ эксперты:
заведующий отделением ГБПОУ РД ИПК.
2
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Реализация среднего общего образования на базе основного общего образования в пределах
Общеобразовательная дисциплина ПД.02.
«Физика» является обязательной частью
общеобразовательного цикла образовательной программы по специальности 21.02.02 Бурение
нефтяных и газовых скважин"
Программа разработана на основании требований ФГОС среднего общего образования с учетом
профессиональной направленности получаемой профессии/специальности. На изучение
дисциплины «Физика» на базовом уровне отводится пять зачетных единиц.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: Учебная дисциплина ПД.02 Физика входит в состав обязательной предметной
области естественные науки среднего общего образования.
В учебном плане учебная дисциплина ПД.02 Физика входит в состав общеобразовательных
учебных дисциплин: по выбору, формируемых из обязательных предметных областей.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
3 результате освоения дисциплины студент должен уметь:
Наименование результата обучения
код
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и
У1
искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную
индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и
поглощение света атомом; фотоэффект;
отличать гипотезы от научных теорий;
У2
делать выводы на основе экспериментальных данных;
УЗ
приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой
У4
для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических
выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и
научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний: законов
У5
механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов
электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой
физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию,
Уб
содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
применять полученные знания для решения физических задач;
У7
определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
У8
измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их
У9
погрешностей;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
У10
повседневной жизни:
для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования
У11
транспортных
средств,
бытовых
электроприборов,
средств
радиои
телекоммуникационной связи;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей
У12
среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды.
У13
4
СОДЕРЖАНИЕ
Название разделов
СТр
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
4
2. Структура и содержание учебной дисциплины
6
3. Условия реализации учебной дисциплины
9
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
10
3
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
Наименование результата обучения
код
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество,
31
взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро,
ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа,
32
механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя
кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный
электрический заряд;
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения
33
энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной
индукции, фотоэффекта;
34
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие
физики.
1.4. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины ПД.02
Физика:
Программой предусмотрено наряду и одновременно с реализацией основных целей общего
образования, создание теоретической базы общетехнической и специальной профессиональной
подготовки студентов. Профильная составляющая программы учитывает естественнонаучный
профиль специальности 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин"Это отражено в
содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы,
глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, видах
внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся. В программе учебной дисциплины
ФИЗИКА, реализуемой при подготовке обучающихся по специальностям естественнонаучного
профиля повышенное внимание в программе уделено изучению раздела «Механика» и отдельных
тем раздела «Молекулярная физика и термодинамика». Изучению тем экологического
содержания, что позволяет проиллюстрировать и конкретизировать физические теории, явления с
помощью учебного материала предметов профессионального цикла; разъяснить значимость
физики как основы природообустройства; решать задачи с профессионально направленным
содержанием; показать практическое применение физических теорий и законов в обычной жизни.
Помимо этого, задания для внеаудиторной самостоятельной работы связаны с
познавательной деятельностью обучающихся для привлечения дополнительного материала,
сопряженного с профессиональной сферой деятельности.
В программу, наряду с базовым компонентом курса физики включен профессионально
значимый учебный материал, который позволит:
- проиллюстрировать и конкретизировать физические теории, явления, законы и понятия;
- показать практические применения физических теорий и законов в производственной
практике;
- решать задачи с профессионально направленным содержанием;
Таким образом, удается:
во-первых, показать, что физика служит теоретической базой для овладения методикой и
технологией данной специальности;
во-вторых, повысить интерес обучающихся к физике и усилить мотивы ее изучения за счет
иллюстраций профессиональной значимости курса физики.
К профессионально значимой части курса отнесены знания (законы, понятия, факты,
практические применения и т.п.) и умения (решать и составлять задачи, производить расчеты,
пользоваться измерительными приборами и инструментами и т.п.), которые формируются при
изучении курса физики и значимы для процесса овладения специальностью, способствуют
совершенствованию профессиональной подготовки.
5
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться общие компетенции
(ОК)
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат
выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
ПК 1.1. Выбирать оптимальный вариант проводки глубоких и сверхглубоких скважин в
различных горно-геологических условиях.
ПК 1.2. Выбирать способы и средства контроля технологических процессов бурения.
ПК 1.3. Решать технические задачи по предотвращению и ликвидации осложнений и
аварийных ситуаций.
ПК 1.4. Проводить работы по подготовке скважин к ремонту; осуществлять подземный
ремонт скважин.
2. Обслуживание и эксплуатация бурового оборудования.
ПК 2.1. Производить выбор бурового оборудования в соответствии с геолого-техническими
условиями проводки скважин.
ПК 2.2. Производить техническое обслуживание бурового оборудования, готовить буровое
оборудование к транспортировке.
ПК 2.3. Проводить проверку работы контрольно-измерительных приборов, автоматов,
предохранительных устройств, противовыбросового оборудования.
ПК 2.4. Осуществлять оперативный контроль за техническим состоянием наземного и
подземного бурового оборудования.
ПК 2.5. Оформлять технологическую и техническую документацию по обслуживанию и
эксплуатации бурового оборудования.
3. Организация деятельности коллектива исполнителей.
6
ПК 3.1. Обеспечивать профилактику производственного травматизма и безопасные условия
труда.
ПК 3.2. Организовывать работу бригады по бурению скважины в соответствии с
технологическими регламентами.
ПК 3.3. Контролировать и анализировать процесс и результаты деятельности коллектива
исполнителей, оценивать эффективность производственной деятельности.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 270 часа, в том числе:
самостоятельной работы студента 55час.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Объем часов
270
Вид учебной деятельности
Максимальная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
Лекции
практические занятия
Индивидуальны проэкт
в том числе:
Самост. Работа
Итоговая аттестация экзамен
22-70
33-66
20
55
4
7
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ПД..02 Физика
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
индивидуальный проект
2
Содержание учебного материала:
Физика — фундаментальная наука о природе.
Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости.
Эксперимент и теория в процессе познания природы.
Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в
процессе познания природы. Физическая величина. Физические законы. Границы
применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Понятие о
физической картине мира. Погрешности измерений физических величин. Значение
физики при освоении профессий СПО и специальностей СПО44
Раздел 1. Механика
Содержание учебного материала:
Тема 1.1
Механическое движение и его виды. Материальная точка. Скалярные и
Основы
векторные
кинематики
физические величины. Относительность механического движения. Система
отсчета.
Принцип относительности Галилея. Способы описания движения. Траектория.
Путь.
Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Уравнение
движения.
Мгновенная и средняя скорости. Ускорение. Прямолинейное движение с
постоянным
ускорением. Движение с постоянным ускорением свободного падения.
Равномерное
движение точки по окружности, угловая скорость. Центростремительное
ускорение.
Кинематика абсолютно твердого тела
Содержание учебного материала:
Тема 1.2
Основная задача динамики. Сила. Масса. Законы механики Ньютона. Силы в
Основы динамики
природе.
1
Введение.
Физика и методы
научного познания
Объем
часов
3
4
4
4
Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции
4
ОК 03
ОК 05
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 07
Сила тяжести и сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения.
Первая
космическая скорость. Движение планет и малых тел Солнечной системы. Вес.
16
Невесомость. Силы упругости. Силы трения
Тема 1.3
Законы сохранения
в
механике
Содержание учебного материала:
Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное
движение. Механическая работа и мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная
энергия. Закон сохранения механической энергии. Работа силы тяжести и силы
упругости. Консервативные силы. Применение законов сохранения. Использование
законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических
исследований, границы применимости классической механики. Практическое
применение физических знаний в повседневной жизни для использования
простых механизмов, инструментов, транспортных средств
Решение задач с профессиональной направленностью по разделу «Механика»
Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика
Содержание учебного материала:
Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса
молекул и атомов. Броуновское движение. Силы и энергия межмолекулярного
взаимодействия. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Идеальный газ.
кинетическойтеории Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов.
Температура и ее измерение. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая
шкала температуры. Температура
звезд. Скорости движения молекул и их измерение. Уравнение состояния
идеального газа. Изопроцессы и их графики. Газовые законы. Молярная газовая
постоянная
Решение задач с профессиональной направленностью
Практические занятие:
Практическая работа №1. Изучение одного из изопроцессов
Содержание учебного материала:
Тема 2.2
Основы
Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и
термодинамики
теплота
как формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость.
Количество теплоты. Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики.
Адиабатный процесс. Второе начало термодинамики. Принцип действия тепловой
машины. Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Холодильные машины.
Охрана природы
Тема 2.1
Основы
молекулярно
4
2
4
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 07
2
6
4
17
Тема 2.3
Решение задач с профессиональной направленностью
2
Содержание учебного материала:
6
18
Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и
Агрегатные
относительная влажность воздуха. Приборы для определения влажности
состояния вещества и
воздуха. Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления.
фазовые переходы
Критическое состояние вещества. Перегретый пар и его использование в технике.
Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости.
Энергия поверхностного слоя. Ближний порядок. Поверхностное натяжение.
Смачивание. Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления.
Характеристика твердого состояния вещества. Кристаллические и аморфные тела.
Упругие свойства твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел.
Пластическая (остаточная) деформация. Тепловое расширение твердых тел и
жидкостей. Коэффициент линейного расширения. Коэффициент объёмного
расширения. Учет расширения в технике. Плавление. Удельная
теплота плавления. Кристаллизация. Практическое применение в повседневной
жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твердых тел
Решение задач с профессиональной направленностью
Практические занятия:
Практическая работа №2 Определение влажности воздуха.
Практическая работа №3 Определение коэффициента поверхностного
натяжения жидкости
Самостоятельная работа №1 «Молекулярная физика и термодинамика»
Раздел 3. Электродинамика
Содержание учебного материала:
Тема 3.1
Электрическое поле
Электрические заряды. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения
заряда.
Закон Кулона. Электрическая постоянная. Электрическое поле. Напряженность
электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электрическом
поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Работа сил
электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Связь между
напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. Электроемкость.
Единицы электроемкости. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею.
Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля. Применение
конденсаторов
Решение задач с профессиональной направленностью
Практические занятия:
Практическая работа №4. Определение электрической емкости конденсаторов
2
6
6
5
6
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 07
ПК...
2
6
19
Тема 3.2
Законы
постоянного тока
Содержание учебного материала:
Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока.
Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи. Зависимость электрического
сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника.
Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры.
Температурный коэффициент сопротивления. Сверхпроводимость. Работа и мощность
постоянного тока. Тепловое действие тока. Закон Джоуля—Ленца. Электродвижущая
сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Электрические цепи. Параллельное
и последовательное соединение проводников. Законы Кирхгофа для узла. Соединение
источников электрической энергии в батарею
6
Решение задач с профессиональной направленностью
Практические занятия:
Практическая работа №5 Определение удельного сопротивления проводника.
Практическая работа №6 Определение термического коэффициента сопротивления
меди.
Практическая работа №7 Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления
источника тока. Практическая работа №8 Изучение законов последовательного и
параллельного соединений проводников.
Практическая работа №9 Исследование зависимости мощности лампы
накаливания от напряжения на её зажимах.
Практическая работа №10 Определение КПД электроплитки
4
Самостоятельная работа №2 «Электрическое поле. Законы постоянного тока»
Содержание учебного материала:
Тема 3.3
Электрический ток в
Электрический ток в металлах, в электролитах, газах, в вакууме. Электролиз.
различных средах
Закон электролиза Фарадея. Электрохимический эквивалент. Виды газовых разрядов.
Термоэлектронная эмиссия. Плазма. Электрический ток в полупроводниках.
Собственная и примесная проводимости. Р-n переход. Применение полупроводников.
Полупроводниковые приборы
Решение задач с профессиональной направленностью
6
6
6
6
6
5
4
2
20
Практические занятия:
Практическая работа №11 Определение электрохимического эквивалента меди
Тема 3.4
Магнитное поле
Содержание учебного материала:
Вектор индукции магнитного поля. Напряженность магнитного поля. Действие
магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Взаимодействие токов. Сила
Ампера. Применение силы Ампера. Магнитный поток. Работа по перемещению
проводника с током в магнитном поле. Действие магнитного поля на движущийся
заряд. Сила Лоренца. Применение силы Лоренца. Определение удельного заряда.
Магнитные свойства вещества. Магнитная проницаемость. Солнечная активность и её
влияние на Землю. Магнитные бури
Решение задач с профессиональной направленностью
Содержание учебного материала:
Тема 3.5
Электромагнитная
Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Закон электромагнитной
индукция
индукции. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся
проводниках. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока.
Взаимосвязь электрических и магнитных полей. Электромагнитное поле
Решение задач с профессиональной направленностью
Практические занятия:
Практическая работа №12 Изучение явления электромагнитной индукции
Самостоятельная работа №3 «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»
Раздел 4. Колебания и волны
Содержание учебного материала:
Тема 4.1
Механические
Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические
колебания и волны колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Свободные
затухающие механические колебания. Математический маятник. Пружинный маятник.
Вынужденные механические колебания. Резонанс. Поперечные и продольные волны.
Характеристики волны. Звуковые волны. Ультразвук и его применение
Тема 4.2
Содержание учебного материала:
6
8
2
6
2
6
10
6
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 07
ПК ...
8
21
Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в
Электромагнитные
колебания и волны колебательном контуре. Формула Томсона. Затухающие электромагнитные колебания.
Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические
колебания. Переменный ток. Генератор переменного тока. Емкостное и индуктивное
сопротивления переменного тока. Активное сопротивление. Закон Ома для
электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Резонанс
в электрической цепи. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача
и распределение электроэнергии. Электромагнитное поле как особый вид материи.
Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Вибратор Герца.
Открытый колебательный контур. Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о
радиосвязи. Принцип радиосвязи. Применение электромагнитных волн.
Решение задач с профессиональной направленностью
Практические занятия:
Практическая работа №13 Изучение работы трансформатора
Самостоятельная работа № 4 «Колебания и волны»
Раздел 5. Оптика
Содержание учебного материала:
Тема 5.1
Природа света
Точечный источник света. Скорость распространения света. Законы отражения
и преломления света. Солнечные и лунные затмения. Принцип Гюйгенса. Полное
отражение. Линзы. Построение изображения в линзах. Формула тонкой линзы.
Увеличение линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Телескопы.
Сила света. Освещённость. Законы освещенности
Тема 5.2
Решение задач с профессиональной направленностью
Практические занятия:
Практическая работа №14 Определение показателя преломления стекла
Содержание учебного материала:
2
6
10
6
2
6
6
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ПК ...
Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких
Волновые свойства
пленках. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике.
света
Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная
решетка. Понятие о голографии. Поляризация поперечных волн. Поляризация света.
Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. Виды излучений. Виды
спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Спектральный анализ.
Спектральные классы звезд. Ультрафиолетовое излучение. Инфракрасное излучение.
Рентгеновские лучи. Их природа и свойства. Шкала электромагнитных излучений
Практические занятия:
Практическая работа № 15 Определение длины световой волны с помощью
дифракционной решетки.
Практическая работа №16 Наблюдение сплошного и линейчатого спектров
Самостоятельная работа № 5 «Оптика»
Движение со скоростью света. Постулаты теории относительности и следствия
Тема 5.3
Специальная теория из них.Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Энергия покоя. Связь массы
и энергии свободной частицы. Элементы релятивистской динамики
относительности
Раздел 6. Квантовая физика
Содержание учебного материала:
Тема 6.1
Квантовая оптика
Квантовая гипотеза Планка. Тепловое излучение. Корпускулярно-волновой
дуализм. Фотоны. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Соотношение
неопределенностей Гейзенберга. Давление света. Химическое действие света. Опыты
П.Н. Лебедева и Н.И. Вавилова. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.
Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов.
Применение фотоэффекта
Тема 6.2
Физика атома и
атомного ядра
Содержание учебного материала:
Развитие взглядов на строение вещества. Модели строения атомного ядра.
Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Э.
Резерфорда. Модель атома водорода по Н. Бору. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.
Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Радиоактивные превращения.
Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова Черенкова. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость
атомных ядер.Ядерные реакции. Ядерная энергетика. Энергетический выход ядерных
реакций. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная
ядерная
6
6
10
2
4
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 07
4
23
реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Термоядерный синтез.
Энергия звезд. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое
действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы
Самостоятельная работа № 6 «Квантовая физика»
Раздел 7. Строение Вселенной
Тема 7.1
Содержание учебного материала:
Солнечная система: планеты и малые тела, система Земля—Луна
Строение
Солнечной
системы
Содержание учебного материала:
Тема 7.2
Строение и эволюция Солнца и звёзд. Классификация звёзд. Звёзды и
Эволюция Вселенной
источники их энергии. Галактика. Современные представления о строении и
эволюции Вселенной.
Практические занятия:
Практическая работа №17. Изучение карты звездного неба
Промежуточная аттестация: экзамен
Всего:
15
2
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 07
6
4
270
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач
24
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного
кабинета физики.
Оборудование учебного кабинета:
У
посадочные места обучающихся;
У рабочее место преподавателя;
J рабочая меловая доска;
У наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки,
раздаточный материал, комплекты лабораторных работ).
Технические средства обучения:
УПК;
У Видеопроектор;
У проекционный экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)
Основные источники
1. Дмитриева В.Ф. Задачи по физике: учеб, пособие. - М., 2020
2. Дмитриева В.Ф. Физика: учебник. - М., 2018
3. Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник- М., 2020
4. Генденштейн Л.Э. Дик Ю.И. Физика. Учебник- М., 2020
5. Генденштейн Л.Э, Л.А. Кирик, Физика. Задачник -М-2020
6. Генденштейн Л.Э, Л.А. Кирик, Физика. Задачник -М-2020
7. Мякишев Г. Я., Б. Б. Буховцев Физика: учеб общеобразоват. учреждений /, изд. - М.:
Просвещение 2019
8. Мякишев Г. Я. Физика. Механика. Учебник.-Дрофа М-2019
9. Мякишев Г. Я, Синяков А.З. Физика. Молекулярная физика и термодинамика. Учебник Дрофа М-2019
10. Мякишев Г. Я, Синяков А.З. Физика. Электродинамика. Учебник для 10-11кл. Дрофа М2019
11. Мякишев Г. Я, Синяков А.З. Физика. Колебания и волны. Учебник Дрофа М-2019
12. Мякишев Г. Я, Синяков А.З. Физика. Оптика. Квантовая физика. Учебник Дрофа М-2019
Дополнительные источники
1. Л.А.Кирик, Ю.И. Дик Физика , Сборник заданий и самостоятельных работ Москва 2020
2. Т.И.Трофимова, Физика в таблицах и формулах Академия 2020
Электронные издания (электронные ресурсы)
(Единаяколлекция цифровых образовательных ресурсов)
У www.alleng.ru/edu/phys.htm (Образовательныересурсы Интернета—Физика).
У https//fiz. 1 September, ru (учебно-методическая газета «Физика»),
У www.nuclphys. sinp.msu.ru
(Ядерная физика в Интернете).
У www.college.ru/fizika .
У http://www.class-fizika.narod.ru
У http://www.afizika.ru/videoop
У http://phisiks.claw.ru/phizika/mexanika/mexanika.html
J http://somit.ru/karta.htm
/ http://markx.narod.ru/fiz
КОНТРОЛБ
4.
И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Формы и методы контроля и оценки
Результаты обучения
результатов обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
1
3
Предметые
-сформированность представлений о роли и месте Текущий контроль (тестирование, устный
физики в современной научной картине мира; и письменный опрос, доклад, сообщение,
понимание физической сущности наблюдаемых во отчет), практико-ориентированное
Вселенной явлений, роли физики в формировании задание, практические занятия,
кругозора
и
функциональной
грамотности самостоятельные и контрольные работы.
человека для решения практических задач;
Формализованное наблюдение за
-владение
основополагающими
физическими навыками использования Интернетпонятиями,
закономерностями, законами
и ресурсов.
теориями; уверенное использование физической
терминологии и символики
-владение
основными
методами
научного
познания, используемыми в физике: наблюдением,
описанием, измерением, экспериментом;
-умения обрабатывать результаты измерений,
обнаруживать зависимость между физическими
величинами, объяснять полученные результаты и
делать выводы;
-сформированность умения решать физические
задачи;
-сформированность умения применять полученные
знания для объяснения условий протекания
физических явлений в природе, профессиональной
сфере и для принятия практических решений в
повседневной жизни;
-сформированность собственной позиции по
отношению
к
физической
информации,
получаемой из разных источников.
Личностные
-чувство гордости и уважения к истории и Текущий контроль (устный и письменный
достижениям отечественной физической науки; опрос, доклад, практико-ориентированное
физически
грамотное
поведение
в задание).
профессиональной деятельности и быту при
обращении с приборами и устройствами;
- готовность к продолжению образования и
повышения
квалификации
в
избранной
профессиональной деятельности и объективное
осознание роли физических компетенций в этом;
умение использовать
достижения
современной физической науки и физических
технологий
для повышения
собственного
интеллектуального развития
в
выбранной
профессиональной деятельности;
- умение самостоятельно добывать новые
для себя физические знания, используя для этого
доступные источники информации;
- умение выстраивать конструктивные
взаимоотношения в команде по решению общих
задач;
- умение управлять своей познавательной
деятельностью, проводить самооценку уровня
собственного интеллектуального развития
Метапредметные
использование
различных
видов
познавательной деятельности
для
решения
физических задач, применение основных методов
познания (наблюдения, писания, измерения,
эксперимента) для изучения различных сторон
окружающей действительности;
использование
основных
интеллектуальных операций: постановки задачи,
формулирования гипотез, анализа и синтеза,
сравнения, обобщения, систематизации, выявления
причинно-следственных связей, поиска аналогов,
формулирования выводов для изучения различных
сторон физических объектов, явлений и процессов,
с
которыми
возникает
необходимость
сталкиваться в профессиональной сфере;
- умение генерировать идеи и определять
средства, необходимые для их реализации;
умение
использовать
различные
источники
для
получения
физической
информации, оценивать ее достоверность;
- умение анализировать и представлять
информацию в различных видах;
умение
публично
представлять
результаты собственного исследования, вести
дискуссии, доступно и гармонично сочетая
содержание
и
формы
представляемой
информации.
Текущий контроль (тестирование, устный
и письменный опрос, доклад, сообщение,
отчет), практико-ориентированное
задание. Формализованное наблюдение за
навыками использования Интернетресурсов.