МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СГЦ.01 История России
Код и наименование специальности: 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин.
Квалификация выпускника: техник-технолог
Профиль получаемого образования: технический
Форма обучения: очная
Курс: 2
Семестр: 3
2024г.
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол №от «
УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по УР
Шабанова М. М. /л
2024 г.
<
2024г.
Рабочая программа учебной общеобразовательной дисциплины СГЦ.01 История России
разработана
на
основе:Приказа
Минпросвещения
России
от
15.09.2022
N
836
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых
скважин"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.10.2022 N 70631)
с учетом:
-профиля получаемого образования;
рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на
базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования(разработаны Департаментом государственной политики в
сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ
«Федеральный институт развития образования»(письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России 17.03.2015г № 06259);
Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных
дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы
среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом
профессионального образования Министерства образования и науки Республики Дагестане
соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на 2024/2025
учебный год
Разработчики: Мусаева Зухра Алиевна преподаватель истории ГБПОУ РД «ИПК»
Рецензенты / эксперты:
У?
/,/
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«СГЦ.01 История России»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина СГЦ.01 История России является обязательной частью социально
гуманитарного цикла ПОП-П в соответствии с ФГОС СПО по специальности 21.02.02 Бурение
нефтяных и газовых скважин.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 04, ОК 05, ОК 06.
Код
компетенции
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
1. Общие компетенции
ОК 04
ОК 05
ОК 06
Формулировка
компетенции
Знания, умения
Эффективно
взаимодействовать
и работать в коллективе и
команде
Умения:
организовывать работу коллектива и команды
взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в
ходе профессиональной деятельности
Знания:
психологические основы деятельности коллектива,
психологические особенности личности
основы проектной деятельности
Осуществлять устную
Умения:
и письменную
грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по
коммуникацию
профессиональной тематике
на государственном языке
на государственном языке, проявлять толерантность в
Российской Федерации с
рабочем коллективе
учетом особенностей
Знания:
социального
особенности социального и культурного контекста
и культурного контекста
правила оформления документов и построения устных
сообщений
Проявлять гражданскоУмения:
патриотическую позицию,
описывать значимость своей специальности
демонстрировать осознанное
применять стандарты антикоррупционного поведения
поведение
Знания:
на основе традиционных
сущность гражданско-патриотической позиции,
общечеловеческих ценностей, общечеловеческих ценностей
в том числе
значимость профессиональной деятельности
с учетом гармонизации
по специальности
межнациональных
стандарты антикоррупционного поведения
и межрелигиозных
и последствия его нарушения
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
78
в т. ч.:
теоретическое обучение
34-42
Промежуточная аттестация ДИФФ.ЗАЧЕТ
2
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
1
2
Объем, акад, ч / в
том числе в форме
практической
подготовки, акад ч
Коды
компетенций и
личностных
результатов1,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
Введение в курс
Содержание учебного материала
Введение в курс «История России» в контексте специальности. Актуализация знаний,
полученных в общеобразовательном курсе. Преемственность исторического знания. Значение
истории для современного человека. Периодизация ( основные этапы новейшей истории
России).
Основные особенности новейшего времени.
СССР - сверхдержава.
Период расцвета СССР.
СССР (Россия) и международные отношения.
Кризис и распад СССР новая Россия.
Раздел 1. Российская Федерация на рубеже XX-XXI вв.
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Основные
Итоги и последствия реформ 1990-х г. г.
направления
Формирование новой государственности.
развития РФ на Вступление в должность Президента РФ В. В. Путина. Построение вертикали власти и
рубеже XX-XXI гражданское общество.
вв.
Приоритетные направления развития экономики.
Президент Д. А. Медведев. Избрание В. В. Путина Президентом в 2012 г. и переизбрание в 2018
г. Государственные программы.
Проблема распространения в России западной системы ценностей.
1 В соответствии с Приложением 3 ПООП.
6
12
18
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
Тема 1.2.
Очаги
напряженности
на
постсоветском
пространстве
Пропаганда традиционных общечеловеческих ценностей.
Основные направления внешней политики РФ на рубеже XX-XXI в. в. Новая концепция
внешней политики РФ.
Восстановление лидирующих позиций России в международных отношениях.
Взаимоотношения России с ключевыми регионами мира (Западая Европа, США, Азиатский
регион, Латинская Америка и др.) Проблема расширения НАТО. Взаимоотношения с США.
Создание Россией нового оружия.
Содержание учебного материала
Постсоветское пространство и формирование очагов напряженности.
Кризис государственности на Северном Кавказе. Первая Чеченская война: причины, итоги,
Хасавюртовские соглашения и их последствия.
Борьба с терроризмом в РФ и контртеррористическая операция на Северном Кавказе.
Вооруженные конфликты в Закавказье. Грузия и Южная Осетия. Операция по «принуждению
Грузии к миру». Конфликт в Нагорном Карабахе: исторические истоки и современная ситуация.
Российская миротворческая деятельность.
Вооруженный конфликт в Приднестровье. Роль РФ в его урегулировании. А. Лебедь.
Политический кризис в Украине в 2014 г. и начало вооруженного конфликта на Юго-Востоке
Украины. Минские соглашения. Вхождение Крыма в состав России.
Раздел 2. Россия в система современных международных отношений
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Вооруженное
Международное вооруженное вмешательство и миротворческая деятельность.
вмешательство «Цветные революции» и их роль в современных международных отношениях. «Арабская
и
весна». Пресечение агрессии и свержение режима С. Хусейна в Ираке.
миротворческа
Гуманитарное вмешательство НАТО в Югославию в 1999 г. Проблема Косова.
я деятельность
Вооруженный конфликт в Сирии и российская военная операция.
Контртеррористическая операция сил НАТО в Афганистане. Режим талибов.
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
7
16
12
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
ОК 01
РФ в процессе
глобализации
Место РФ в системе современных международных отношений
Международные организации: определение, классификация.
Участие РФ в международных организациях.
РФ в системе мировой экономики. Санкции и контрсанкции.
«Газовые споры». «Северный поток».
Глобальные угрозы международной безопасности.
Экологические проблемы, угроза изменения климата.
Борьба с распространением ОМУ. Пандемия: опыт борьбы и последствия.
Духовный кризис в Европе.
Самостоятельная работа (примерная тематика)
Промежуточная аттестация: зачет
Всего:
18
2
78
8
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Социально-гуманитарных и математических дисциплин», оснащённый в
соответствии с п. 6.1.1. образовательной программы по специальности 21.02.02 Бурение
нефтяных и газовых скважин.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и /или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и /или электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Артемов, В. В. История (для всех специальностей СПО): учебник для студентов
учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 3-е изд., стер. Москва Академия, 2020. - 256 с.
2. Зуев, М. Н. История России XX - начала XXI века: учебник и практикум для
среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — Москва:
Издательство Юрайт, 2022. — 299 с.
3. История (для всех специальностей СПО): учебник для студентов учреждений
сред. Проф. Образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 4-е изд., испр. - Москва:
Издательский центр «Академия», 2021. - 256 с.
4. История Отечества: С древнейших времен до наших дней: учебник для студентов
учреждений сред. Проф. Образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 19-е изд. Испр. М.: Издательский центр «Академия», 2021. - 384 с
5. История: Учебное пособие / Самыгин П. С., Самыгин С. И., Шевелев В. Н.,
Шевелева Е. В. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2021. - 528 с.: 60x90 1/16. - (Среднее
профессиональное образование) (Переплёт) ISBN 978-5-16-004507-8
6. История России XX - начала XXI века: учебник для среднего профессионального
образования / Д. О. Чураков [и др.]; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 3-е
изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 311 с.
7. Сафонов, А. А. История (конец XX - начало XXI века): учебное пособие для
среднего профессионального образования / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. - Москва :
Издательство Юрайт, 2022. - 245 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Зуев, М. Н. История России XX - начала XXI века учебник и практикум для
среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — Москва,
Издательство Юрайт, 2022. — 299 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-01245-3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/491562 (дата обращения: 10.02.2022).
2. История России XX - начала XXI века учебник для среднего профессионального
образования / Д. О. Чураков [и др.]; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 3-е
изд., перераб. и доп. — Москва, Издательство Юрайт, 2020. — 311 с. —
(Профессиональное образование).— ISBN 978-5-534-13853-5. — Текст: электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467055 (дата
обращения: 10.02.2022).
9
3. Сафонов, А. А. История (конец XX — начало XXI века): учебное пособие для
среднего профессионального образования / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. — Москва:
Издательство Юрайт, 2022.----- 245 с. - (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-12892-5. — Текст электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/496927 (дата обращения: 10.02.2022).
3.2.3. Дополнительные источники
1. Артемов, В. В. История учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /
В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 15-е изд., испр. - Москва Академия, 2016. - 448 с. ISBN 978-5-4468-2871-5. - Текст: непосредственный.
2. История России. XX - начало XXI века учебник для среднего
профессионального образования / Л.И. Семенникова [и др.]
под редакцией Л.И.
Семенниковой. - 7-е изд., испр. и доп. - Москва: Юрайт, 2020. - 328 с. (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-09384. - Текст: непосредственный.
3. Князев, Е. А. История России XX век: учебник для среднего профессионального
образования / Е.А. Князев. - Москва: Юрайт, 2021. - 234 с. - (Профессиональное
образование). -ISBN 978-5-534-13336-3. - Текст: непосредственный.
4.
Санин, Г.
А.
Крым.
Страницы истории:
пособие для учителей
общеобразовательных организаций / Г. А. Санин. - Москва: Просвещение, 2015. - 80 с. ISBN 978-5- 09-034351-0. - Текст непосредственный
5. Бугров, К. Д. История России: учебное пособие для СПО / К. Д. Бугров, С. В.
Соколов. — 2-е изд. — Саратов: Профобразование, 2021. — 125 с. — ISBN 978-5-44881105-0. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды
СПО РЛОРобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/104903
10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
Знать:
Оценку «отлично» заслуживает
основные
источники студент, твёрдо знающий
информации
программный материал, системно и
и ресурсы для решения задач грамотно излагающий его,
и проблем
демонстрирующий необходимый
в профессиональном и/или уровень компетенций, чёткие,
социальном контексте
сжатые ответы на дополнительные
приемы
структурирования вопросы, свободно владеющий
информации
понятийным аппаратом.
формат
оформления Оценку «хорошо» заслуживает
результатов
поиска студент, проявивший полное знание
информации,
современные программного материала,
средства
и
устройства демонстрирующий сформированные
информатизации
на достаточном уровне умения и
порядок
выстраивания навыки, указанные в программе
презентации
компетенции, допускающий
психологические
основы непринципиальные неточности при
деятельности
коллектива, изложении ответа на вопросы.
психологические особенности Оценку «удовлетворительно»
личности;
заслуживает студент,
правила
оформления обнаруживший знания только
документов и построения основного материала, но не
устных сообщений
усвоивший детали, допускающий
сущность гражданскоошибки принципиального
патриотической позиции,
характера, демонстрирующий не до
конца сформированные
общечеловеческих ценностей
компетенции, умения
систематизировать материал и
делать выводы.
Оценку «неудовлетворительно»
заслуживает студент, не усвоивший
основного содержания материала,
не умеющий систематизировать
информацию, делать необходимые
выводы, чётко и грамотно отвечать
на заданные вопросы,
демонстрирующий низкий уровень
овладения необходимыми
компетенциями.
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
Уметь:
Оценку «отлично» заслуживает
выявлять и эффективно искать студент, твёрдо знающий
информацию, необходимую программный материал, системно и
для решения задачи и/или грамотно излагающий его,
проблемы
демонстрирующий необходимый
определять задачи для поиска уровень компетенций, чёткие,
сжатые ответы на дополнительные
информации
определять
необходимые вопросы, свободно владеющий
понятийным аппаратом.
источники информации
И
Методы оценки
Оценка результатов
устного и письменного
опроса.
Оценка результатов
тестирования.
Оценка результатов
самостоятельной
работы.
Оценка результатов
выполнения домашних
заданий.
Оценка результатов
дифференцированного
зачёта.
Оценка результатов
выполнения
практических работ.
Оценка результатов
самостоятельной
работы.
Оценка результатов
дифференцированного
зачёта.
планировать процесс поиска;
структурировать получаемую
информацию
выделять наиболее значимое в
перечне информации
применять
современную
научную профессиональную
терминологию
грамотно излагать свои мысли
и оформлять документы по
профессиональной тематике
на государственном языке,
проявлять толерантность в
рабочем коллективе
описывать значимость своей
специальности
Оценку «хорошо» заслуживает
студент, проявивший полное знание
программного материала,
демонстрирующий сформированные
на достаточном уровне умения и
навыки, указанные в программе
компетенции, допускающий
непринципиальные неточности при
изложении ответа на вопросы.
Оценку «удовлетворительно»
заслуживает студент,
обнаруживший знания только
основного материала, но не
усвоивший детали, допускающий
ошибки принципиального
характера, демонстрирующий не до
конца сформированные
компетенции, умения
систематизировать материал и
делать выводы.
Оценку «неудовлетворительно»
заслуживает студент, не усвоивший
основного содержания материала,
не умеющий систематизировать
информацию, делать необходимые
выводы, чётко и грамотно отвечать
на заданные вопросы,
демонстрирующий низкий уровень
овладения необходимыми
компетенциями.
12