МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГЦ.05. «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Код и наименование специальности/профессии:
21.02.02 «Бурение нефтяных и газовых скважин».
Профиль получаемого профессионального образования:
технический
Квалификация выпускника:
техник-технолог.
Форма обучения: очно
Курс: 2
2024 г.
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол № от «_>£»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
Л 2024 г.
(Ц)К
__ Иаадаева Д.А.
ФИО
Шабанова М.М.
ФИО
тт'ьЛ-'-—
Подпись
. 2024 г.
Рабочая программа учебной дисциплины СГЦ.05. Основы финансовой грамотности
для специалистов 2Е02.02 «Бурение нефтяных и газовых скважин»
разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Концепции Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности
населения РФ;
- Приказ Минпросвещения России от 15.09.2022 N 836 об утверждении ФГОС СОО
по специальности 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин" (Зарегистрировано в
Минюсте России 20.10.2022 N 70631)
с учетом:
- профиля получаемого образования,
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных
дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ),
разработанных Отделом профессионального образования Министерства
образования и науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным
планом образовательной организации.
Разработчики: преподаватель ГБПОУ РД «Индустриально-промышленного колледжа»
Мусаева М. М.
(подпись)
Рецензенты
Ахмедова Х.А.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
СГЦ.05 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «СГЦ.05 Основы финансовой грамотности» является
обязательной частью социально-гуманитарного цикла основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 21.02.02 Бурение нефтяных и
газовых скважин
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01; 02; ПК
2.3
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код
Знания
Умения
ПК, ОК
ОК.01;
ОК 02;
ПК 2.3
разбираться в финансовых институтах
и финансовых продуктах, а также о
способах получения информации об
этих продуктах и институтах из
различных источников;
использовать полученную
информацию в процессе принятия
решений о сохранении и накоплении
денежных средств, при оценке
финансовых рисков, при сравнении
преимуществ и недостатков
различных финансовых услуг в
процессе выбора;
использовать такие способы
повышения благосостояния, как
инвестирование денежных средств,
использование пенсионных фондов,
создание собственного бизнеса
основные банковские услуги,
работу с ценными бумагами,
налоговую систему РФ, основы
страхования, финансовые
механизмы деятельности фирм,
основы бизнес-планирования, роль
денег в современном мире и
возможные денежные риски, основ
построения семейного бюджета
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
78
в т. ч.:
теоретическое обучение
48
практические занятия
28
Самостоятельная работа
2
Промежуточная аттестация
5
2.2.Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
1
2
3
Обязат. часть
ОП
Раздел 1 Основы финансовой грамотности
Тема 1. Рациональное
Содержание учебного материала
пользование
1. Банковская система России. Система страхования вкладов (ССВ). Сберегательный вклад,
банковскими услугами
ставка процента, капитализация процентов.
2. Банковский кредит, эффективная ставка процента по кредиту, виды кредитов для
физических лиц, ипотека, рефинансирование кредита.
3. Кредитная карта
В том числе практических и лабораторных занятий
Расчёт % по кредиту
Тема 2. Фондовый
рынок
Объем, акад, ч /
в том числе в
форме
практической
подготовки,
акад, ч
В том числе практических и лабораторных занятий
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Ценные бумаги и их виды. Инвестиционные характеристики ценных бумаг. Доходность
ценных бумаг. Долевые, долговые и производные ценные бумаги.
2. Инвестиционный портфель.
3. Фондовая биржа, биржевой индекс, брокер, управляющая компания, доверительное
управление.
4. Пассивное и активное инвестирование, валютный курс, рынок FOREX
6
4
Коды компетенций
и личностных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК.ОЦОК 02; ОК
03; ОК 04; ОК 05;
ОК 06; ОК 09;
ПК 2.3
6
6
ОК.01;ОК 02; ОК
03; ОК 04; ОК 05;
ОК 06; ОК 09;
ПК 2.3
Тема 3. Страхование
Тема 4. Налоговая
система
Тема 5. Пенсионное
обеспечение и
финансовое
благополучие в старости
Тема 6. Экономика
В том числе практических и лабораторных занятий
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Страхование как способ защиты от непредвиденных расходов.
2. Страховой случай, страховая премия, страховая выплата.
3. Страхование имущества. Страхование гражданской ответственности, обязательное
страхование, добровольное страхование, ОСАГО, КАСКО. Личное страхование, обязательное
медицинское страхование (ОМС), добровольное медицинское страхование. Страхование
жизни.
4. Страховая компания
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие Определение страховых выплат при наступлении страхового случая
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Налоги и налоговые льготы.
2. Налоги, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), объект налогообложения, налоговая база,
налоговый период, налоговый резидент, налоговая ставка, налог на имущество, земельный
налог, транспортный налог, пропорциональный и прогрессивный налог, налоговый агент.
3. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), налоговая декларация, налоговые
вычеты, пеня
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие Расчёт % НДС
Практическое занятие 3 Заполнение декларации 3-НДФЛ
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Пенсия, страховой стаж, обязательное пенсионное страхование. Пенсионный фонд РФ
(ПФР). Добровольные (дополнительные) пенсионные накопления, негосударственные
пенсионные фонды (НПФ).
2. Альтернативные способы накопления на пенсию
В том числе практических и лабораторных занятий
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
7
4
ОК.01;ОК 02; ОК
03; ОК 04; ОК 05;
ОК 06; ОК 09;
ПК 2.3
6
4
ОК.01; ОК 02; ОК
03; ОК 04; ОК 05;
ОК 06; ОК 09;
ПК 2.3
6
4
ОК.01;ОК 02; ОК
03; ОК 04; ОК 05;
ОК 06; ОК 09;
ПК 2.3
10
ОК.01;ОК 02; ОК
фирмы
Тема 7.
Предпринимательство
Тема 8. Денежная
система
1. Финансовые механизмы деятельности фирмы.
2. Резюме, испытательный срок, заработная плата, премии и бонусы, не денежные бонусы.
3. Лист нетрудоспособности, отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребёнком,
выходное пособие.
4. Выручка, издержки и прибыль фирмы.
5. Спрос на труд, профсоюз, безработица, пособие по безработице
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие Составление резюме
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Этапы создания бизнеса.
2. Предпринимательство, предприниматель. Показатели эффективности фирмы, факторы,
влияющие на прибыль компании, рыночная стоимость компании.
3. Бизнес-идея, бизнес-ангелы, венчурные фонды, бизнес-инкубаторы.
4. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, общество с ограниченной
ответственностью (ООО), закрытое акционерное общество (ЗАО).
5. Бизнес-план
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие Составление бизнес-плана
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Деньги в современном мире.
2. Доходы и расходы семьи. Семейный бюджет. Инфляция, валютный риск, кредитный риск,
ценовой риск, физический риск, предпринимательский риск.
3. Экономический кризис.
4. Финансовое мошенничество, финансовая пирамида, способы сокращения финансовых
рисков
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие Построение семейного бюджета
Самостоятельная работа обучающихся
Промежуточная
аттестация
Всего:
03; ОК 04; ОК 05;
ОК 06; ОК 09;
ПК 2.3
4
6
4
8
2
2
78
8
ОК.01; ОК 02; ОК
03; ОК 04; ОК 05;
ОК 06; ОК 09;
ПК 2.3
ОК.01; ОК 02; ОК
03; ОК 04; ОК 05;
ОК 06; ОК 09;
ПК 2.3
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Многофункциональной подготовки», оснащенный в соответствии с п. 6.1.2.1
образовательной программы по специальности 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых
скважин
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и /или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и /или электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Жданова, А.О. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся / А.О.
Жданова, Е.В. Савицкая. - Москва : ВАКО, 2020. - 400 с. - (Учимся разумному
финансовому поведению). - ISBN 978-5-408-04500-6. - Текст: непосредственный.
2. Фрицлер, А.В. Основы финансовой грамотности: учебное пособие для среднего
профессионального образования/ А.В. Фрицлер, Е.А. Тарханова. - Москва: Юрайт, 2021. 154 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-13794-1. - Текст:
непосредственный.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение. Практикум : учебное пособие для
среднего профессионального образования / В. Г. Пансков, Т. А. Левочкина. — Москва :
Юрайт, 2021. — 319 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-01097-8.
— URL: https://urait.ru/bcode/469486 (дата обращения: 01.08.2021). — Режим доступа :
Электронно-библиотечная система Юрайт. — Текст : электронный.
2. Шимко, П. Д. Основы экономики : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / П. Д. Шимко. — Москва : Издательство Юрайт, 2022.
— 380 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-01368-9. — Текст :
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://urait.ru/bcode/490075.
2.2.3. Дополнительные источники
1. Справочно-правовая система Консультант плюс : официальный сайт. - Москва,
2021 - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 27.07.2021). - Текст : электронный.
Федеральной службы государственной статистики (Росстат): официальный сайт. Москва, 2021 - URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 27.07.2021). - Текст :
электронный.
2. Рейтинговое агентство Эксперт : [сайт]. - Москва, 2021 - URL: http://www.
raexpert.ru (дата обращения: 27.07.2021). - Текст : электронный.
СПАРК - Система профессионального анализа рынков и компаний: [сайт]. Москва,2021 - URL: http://www.spark-interfax.ru (дата обращения: 27.07.2021). - Текст :
электронный.
9
3. Информационная система Bloomberg : официальный сайт. - Москва, 2021 URL: http://www.bloomberg.com (дата обращения: 27.07.2021). - Текст : электронный.
4. Московская биржа : официальный сайт. - Москва, 2021 - URL: moex.com (дата
обращения: 27.07.2021). - Текст : электронный.
5. Правительство Российской Федерации : официальный сайт. - Москва. Обновляется в течение суток. - URL: http://govemment.ru (дата обращения: 27.07.2021). Текст : электронный.
6. Инвестиционный интернет-портал Investfunds : [сайт]. - Москва, 2021, URL:
https://investfunds.ru/ (дата обращения: 27.07.2021). - Текст : электронный.
7. Экономический факультет МГУ : [сайт]. - 2021. - URL: https ://АписЬ.ги/(дата
обращения: 27.07.2021). - Текст : электронный.
8. Учебное пособие «Азбука предпринимателя» для потенциальных и
начинающих предпринимателей/АО «Корпорация «МСП» - Москва: АО «Корпорация
«МСП», 2016. - 140 с. - Текст: электронный.
9. Центральный банк России: [сайт]. - 2021. - URL: https://fincult.info/ (дата
обращения: 27.07.2021). - Текст : электронный.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
Знать:
демонстрирует
знания
основные понятия финансовой основных
понятий
грамотности
и
основные финансовой грамотности;
законодательные
акты,
ориентируется
в
регламентирующие ее вопросы;
нормативно-правовой
базе,
виды принятия решений в регламентирующей вопросы
условиях
ограниченности финансовой грамотности;
ресурсов;
способен
планировать
основные виды планирования; личный
и
семейный
устройство
банковской бюджеты;
системы, основные виды банков и
владеет
знаниями
для
их операций;
обоснования и реализации
сущность понятий «депозит» и бизнес-идеи;
дает
характеристику
«кредит», их виды и принципы;
схемы кредитования физических различным видам банковских
лиц;
операций, кредитов, схем
основным
устройство налоговой системы, кредитования,
виды
налогообложения видам ценных бумаг и
физических лиц;
налогообложения физических
признаки
финансового лиц;
мошенничества;
владеет
знаниями
основные виды ценных бумаг формирования
и их доходность;
инвестиционного
портфеля
формирование
физических лиц;
умеет определять признаки
инвестиционного портфеля;
классификацию
инвестиций, финансового мошенничества;
основные разделы бизнес-плана;
применяет знания при
виды страхования;
участии на страховом рынке;
виды
пенсий,
способы
демонстрирует знания о
увеличения пенсий
видах пенсий и способах
10
Методы оценки
Устный опрос.
Тестирование.
Подготовка доклада
и презентации по
заданной теме
увеличения
пенсионных
накоплений
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
Уметь:
применяет теоретические
Решение
применять
теоретические знания
по
финансовой ситуационных задач.
знания
по
финансовой грамотности
для
Обсуждение
грамотности для практической практической деятельности и
практических
деятельности и повседневной повседневной жизни;
ситуаций.
жизни;
планирует свои доходы и
Решение кейса.
взаимодействовать
в расходы
и
грамотно
Деловая игра.
коллективе и работать в команде; применяет
полученные
рационально планировать свои знания
для
оценки
доходы и расходы;
собственных экономических
грамотно
применять действий
в
качестве
полученные знания для оценки потребителя,
страхователя,
собственных
экономических налогоплательщика,
члена
действий в качестве потребителя, семьи и гражданина;
налогоплательщика, страхователя,
выполняет
практические
члена семьи и гражданина;
задания,
основанные
на
использовать приобретенные ситуациях,
связанных
с
знания
для
выполнения банковскими
операциями,
практических
заданий, рынком
ценных
бумаг,
основанных
на
ситуациях, страховым рынком, фондовой
связанных
с
банковскими и валютной биржами;
операциями, рынком ценных
проводит анализ состояния
бумаг,
страховым
рынком, финансовых
рынков,
фондовой и валютной биржами;
используя
различные
анализирует
состояние источники информации;
финансовых рынков, используя
определяет
назначение
различные
источники видов налогов и рассчитывает
информации;
НДФЛ, налоговый вычет;
определять назначение видов
ориентируется в правовых
налогов и применять полученные нормах по защите прав
знания для расчёта НДФЛ, потребителей
финансовых
налоговых вычетов, заполнения услуг и выявляет признаки
налоговой декларации;
мошенничества
на
рынке
в
применять правовые нормы по финансовом
защите
прав
потребителей отношении физических лиц;
финансовых услуг и выявлять
планирует и анализирует
признаки
мошенничества
на семейный бюджет и личный
финансовом рынке в отношении финансовый план;
физических лиц;
составляет
обоснование
планировать и анализировать бизнес-идеи;
семейный бюджет и личный
применяет
полученные
финансовый план;
знания
для
увеличения
составлять
обоснование пенсионных накоплений
бизнес-идеи;
применять полученные знания
для
увеличения
пенсионных
накоплений
11