МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПЦ.ОЗ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Профиль получаемого профессионального образования: технический
Код и наименование специальности: 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин
Квалификация выпускника: техник-технолог
Форма обучения: очная
Курс 2
Семестр 3,4
2024 г.
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по НМР
20 ^/г.
Протокол № от « АО>
Шабанова М.М.
ФИО
Подпись
Председатель П(Ц)К
ФИО
Подпись
..
.
20
г.
20
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОПЦ.ОЗ
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ» разработана на основе
требований:
Приказа Минпросвещения России от 15.09.2022 N 836
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых
скважин"(3арегистрировано в Минюсте России 20.10.2022 N 70631) с
учетом:
-профиля получаемого образования.
-рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (разработаны Департаментом государственной политики
в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки Росси от 17.03.2015№06-259);
-методических рекомендаций по разработке рабочих программ образовательных
учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных
Отделом профессионального образования Министерства образования и науки Республики
Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
з
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.ОЗ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
1.1 Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП.ОЗ Экологические основы природопользования»
является обязательной частью общепрофессионального цикла образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 21.02.02 Бурение нефтяных и
газовых скважин
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК
02, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания:
Код
Умения
Знания
ПК, ок
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 3.1
ПК 3.5
ПК 4.1
Уметь:
Знать:
анализировать
и
прогнозировать экологические
последствия различных видов
производственной
деятельности;
- анализировать причины
возникновения экологических
аварий и катастроф;
выбирать
методы,
технологии
и
аппараты
утилизации газовых выбросов,
стоков, твердых отходов;
- определять экологическую
пригодность
выпускаемой
продукции;
оценивать
состояние
экологии окружающей среды на
производственном объекте
виды и
классификацию
природных
ресурсов,
условия
устойчивого состояния экосистем;
- задачи охраны окружающей
среды,
природоресурсный
потенциал и охраняемые природные
территории Российской Федерации;
основные
источники
и
масштабы образования отходов
производства;
основные
источники
техногенного
воздействия
на
окружающую
среду,
способы
предотвращения и улавливания
выбросов,
методы
очистки
промышленных
сточных
вод,
принципы
работы
аппаратов
обезвреживания и очистки газовых
выбросов и стоков производств;
- правовые основы, правила и
нормы
природопользования
и
экологической безопасности;
принципы
и
методы
рационального
природопользования, мониторинга
окружающей среды, экологического
контроля
и
экологического
регулирования;
принципы
и
правила
международного сотрудничества в
области природопользования и
охраны окружающей среды
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Объем в часах
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины
108
34-72
Теоретическая часть
2
Промежуточная аттестация дифф.зачет
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов
и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
1
2
Раздел 1. Особенности взаимодействия природы и общества
Тема 1.1.
Содержание
1. Экология как наука. Цели и задачи экологии.
Природоохранны
2. Основные методы экологии. Понятие о среде обитания. Биосфера.
й потенциал
3. Основные экологические законы, регулирующие взаимодействия в
системе «общество — природа».
4. Особенности антропогенного воздействия на окружающую среду;
преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на условия
существования.
Тема 1.2.
Содержание
1. Понятие о природоресурсном потенциале.
Природные
2. Классификация природных ресурсов и полезных ископаемых.
ресурсы
и
3. Ресурсный цикл. Первичное и вторичное природопользование.
рациональное
4. Общее и специальное природопользование.
природопользова
5. Мероприятия по рациональному использованию природных ресурсов.
ние
6. Способы предотвращения и ликвидации последствий загрязнения
вредными веществами в окружающей среде.
7. Мероприятия по предупреждению загрязнения окружающей среды.
1 Объем часов на освоение конкретных тем распределяется образовательной организацией самостоятельно.
6
Объем, акад, ч
/ в том числе
в форме
практической
подготовки,
акад, ч1
3
Обязат. часть
ОП
34-72
10
20
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 3.1
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
ПК 1.1
ПК 1.2
8. Ликвидационные работы по ограничению экологического ущерба.
Тема 1.3.
Загрязнение
окружающей
среды
токсичными
и
радиоактивными
веществами
Содержание
1. Понятие о загрязнениях окружающей среды, их классификация и
характеристика.
2. Источники и основные группы загрязняющих веществ атмосферы
России.
3. Источники и основные группы загрязняющих веществ гидросферы
России.
4. Источники и основные группы загрязняющих веществ лито - сферы
России.
5. Чрезвычайные ситуации — источник мощного воздействия на
окружающую среду. Загрязнения биосферы.
6. Антропогенное и естественное загрязнение.
7. Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнение биосферы.
8. Основные загрязнители, их классификация.
9. Нормирование содержание ЗВ в ОПС.
10. Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и
радиоактивных веществ. Трансграничный перенос ЗВ.
И. Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов.
«Зеленая» революция, и ее последствия.
12. Способы предотвращения и ликвидации последствий заражения
токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды.
Понятие экологического риска.
13. Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за
факторами, воздействующими на окружающую среду; оценка и
прогнозирование состояния окружающей среды. Влияние урбанизации
и научно-технического кризиса на биосферу.
14. Экологический кризис. Признаки и причины возникновения.
15. Пути выхода из экологического кризиса.
16. Экологические проблемы современности, причины, последствия и пути
решения.
17. Перспективы и принципы создания неразрушающих природу
производств, в том числе по вопросам утилизации бытовых и
7
42
ПК 3.1
ПК 4.1
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 3.1
ПК 3.5
ПК 4.1
производственных отходов.
18. Современное состояние окружающей природной среды в РФ и РБ.
Раздел 2. Правовые и социальные вопросы природопользования
Тема 2.1.
Содержание
1. История Российского природоохранного законодательства. Основные
Г осударственные
природоохранные законы и подзаконные акты.
и общественные
2. Международное сотрудничество в области ООС, участие России в
мероприятия по
деятельности
международных
природоохранных
организаций.
предотвращению
Международные конференции по ООС.
разрушающих
3. Концепции перехода России на путь устойчивого развития.
воздействий на
4. Органы управления и надзора по охране природы, их цели и задачи.
природу.
5. Природоохранное просвещение.
Природоохрапны
6. Сохранение видового разнообразия планеты. Размещения производства
й надзор
и проблема отходов.
7. Новые технологии добычи и переработки сырья
Тема 2.2.
Содержание
1. Правовая и юридическая ответственность предприятий за нарушение
Юридическая и
состояния окружающей среды. Понятие об экологической оценке производств
экономическая
(ЭЭ, ОВДС, экологический аудит).
ответственность
предприятий,
загрязняющих
сред
Дифф.зачет
Всего
26
4
2
108
8
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
ПК 3.5
ПК 4.1
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
ПК 3.5
ПК 4.1
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие
специальные помещения:
Кабинет «Экологических основ природопользования», оснащенный в
соответствии с п. 6.1.2.1 примерной образовательной программы по специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные
ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании
библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного
издания из перечисленных ниже печатных и (или) электронных изданий в качестве
основного, при этом список может быть дополнен другими изданиями.
3.2.1. Основные печатные и электронные издания
1.
Константинов В.М. Экологические основы природопользования : учебник для
студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Константинов, Ю.Б.Хван.- 21-е изд.,
стер. - Москва : Издательский центр «Академия», 2022. - 240 с. - URL: https://academiamoscow.ru/catalogue/4883/674378/
2.
Латышенко, К. П. Мониторинг загрязнения окружающей среды : учебник и
практикум для среднего профессионального образования / К. П. Латышенко. — 2-е изд.,
перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 424 с. — (Профессиональное
образование).— ISBN 978-5-534-14372-0. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511879 (дата обращения:
25.05.2023).
3.
Хандогина, Е. К. Экологические основы природопользования : учебное
пособие / Е.К. Хандогина, Н.А. Герасимова, А.В. Хандогина ; под общ. ред. Е.К.
Хандогиной. — 2-е изд. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2022. — 160 с. — (Среднее
профессиональное образование). - ISBN 978-5-00091-475-5. - Текст : электронный. - URL:
https://znanium.com/catalog/product/1843835 (дата обращения: 24.05.2023). - Режим
доступа: по подписке.
4. Хван, Т. А. Экологические основы природопользования : учебник для среднего
профессионального образования / Т. А. Хван. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2023. — 278 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-16564-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/531290 (дата обращения: 25.05.2023).
3.2.2. Дополнительные источники:
1. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" № 7-ФЗ от 10.01.2002 (ред.
от 31.07.2020);
2. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» №33-Ф3 от
14.03.1995 (ред. от 31.07.2020)
3. Федеральный закон «О животном мире» №52-ФЗ от 24.04.1995 (ред. от
24.04.2020)14 ГН 2.1.5.689-98 Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических
веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового
водопользования
4.
«Экология», периодический журнал, Россия, Екатеринбург.
9
5. «Экология и жизнь», научно-популярный и образовательный журнал,
Россия, Москва.
6. «Экология производства», ежемесячный научно-практический журнал,
Россия, Москва.
7.
Гулькова А.Н. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая
экспертиза : учебно - методический комплекс / под общ.ред. А.Н. Гулькова. - М.:
Проспект, 2017.- 192 с.
8.
Кольцов В.Б. Процессы и аппараты защиты окружающей среды : учебник и
практикум для академ. Бакалавриата / В.Б. Кольцов, О.В. Кольцова; под общ. ред. В.И.
Каракеяна - М. : Издательство Юрайт, 2016. - 588 с.
9.
Основы нефтегазового дела :Учебник для вузов. - 3-е изд., испр. И доп. Уфа.: ООО «ДизайнПолиграфСервис», 2017. - 528с.
10.
Эко-портал «Вся экология» - URL: http://ecoportal.ru/
11.
Научно-практический портал «Экология Производства» - URL:
http://ecoindustry.ru
12.
Информационный ресурс со справочной информацией для экологов
«Эколог-профессионал» - URL: http://www.eco-profi.info
10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
Знать:
- владеет профессиональной
виды
и
терминологией;
классификацию природных
- демонстрирует знания в
ресурсов,
условия области охраны окружающей
среды
устойчивого
состояния
и
рационального
экосистем;
природопользования: задачам,
задачи
охраны
основным источникам, методам
окружающей
среды,
очистки, принципов работы
природоресурсный
аппаратов;
потенциал и охраняемые
- демонстрирует знания по
природные
территории
правовым основам, правилам и и
Российской Федерации;
нормам
природопользования,
- основные источники и
экологической безопасности;
масштабы
образования
- демонстрирует знания по
отходов производства;
принципам
и
правилам
- основные источники международного сотрудничества
техногенного воздействия в области природопользования и
на окружающую среду,
охраны окружающей среды.
способы предотвращения и
улавливания
выбросов,
методы
очистки
промышленных
сточных
вод, принципы работы
аппаратов обезвреживания
и
очистки
газовых
выбросов
и
стоков
производств;
правовые основы,
правила
и
нормы
природопользования
и
экологической
безопасности;
- принципы и методы
рационального
природопользования,
мониторинга окружающей
среды,
экологического
контроля и экологического
регулирования;
- принципы и правила
международного
сотрудничества в области
природопользования
и
охраны окружающей среды
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
11
Методы оценки
Текущий контроль
успеваемости
осуществляется в
форме:
- контрольных работ
по основным темам
курса;
- тестовый контроль;
контроль
хода
выполнения
самостоятельной
работы студентов.
Промежуточный
контроль дифференцированн
ый зачет.
Уметь:
анализировать
и
прогнозировать
экологические последствия
различных
видов
производственной
деятельности;
анализировать
причины
возникновения
экологических аварий и
катастроф;
выбирать методы,
технологии и аппараты
утилизации
газовых
выбросов, стоков, твердых
отходов;
определять
экологическую
пригодность выпускаемой
продукции;
- оценивать состояние
окружающей
экологии
среды
на
производственном объекте.
демонстрирует умения
анализировать и прогнозировать
экологические
последствия
различных
видов
производственной деятельности;
демонстрирует умения
анализировать
причины
возникновения
экологических
аварий и катастроф;
демонстрирует умения
выбирать методы, технологии и
аппараты утилизации газовых
выбросов,
стоков,
твердых
отходов;
демонстрирует умения
определять
экологическую
пригодность
выпускаемой
продукции;
демонстрирует умения
оценивать состояние экологии
окружающей
среды
на
производственном объекте.
12
Текущий контроль
успеваемости
осуществляется в
форме:
- контрольных работ
по основным темам
курса;
- тестовый контроль;
контроль
хода
выполнения
самостоятельной
работы студентов.
Промежуточный
контроль дифференцированны
й зачет.