МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Республики Дагестан «ИПК»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01. Операционные системы и среды
Профиль получаемого профессионального образования:
технический
Код и наименование специальности:
09.02.07 “ Информационные системы и программирование”
Квалификация выпускника: программист
Форма обучения: очная
Курс: 2
Семестр: 4
2024 г.
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол №/от «X’&fZOoWr.
Председатель П(Ц)К
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
'77'1^"'"
М.М.
Подпись
Подпйсь
ФИО
Шабанова
Ж
СЧ-'
ФИО
20х^.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01. Операционные системы и среды
разработана на основе требований:
Приказа Минобрнауки России от 09.12.2016 N 1547 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по
специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование"
(Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2016 N 44936)с учетом:
- профиля получаемого образования.
- примерной программы;
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (разработаны Департаментом государственной политики в
сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ
«Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 11.05.2017 №
170511);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных
учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных
Отделом профессионального образования Министерства образования и науки Республики
Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на 2024/2025
учебный год.
Разработчик: Магомедова И.А., преподаватель ГБПОУ РД «ИПК»
Рецензенты:
ФИО
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРО
ГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБ
НОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.01 Операционные системы и среды»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Операционные системы и среды» является обязательной частью
общепрофессионального цикла ПОП-П в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.07
Информационные системы и программирование.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии OK.Ol, ОК.02, ОК.05,
ОК.09.
1.2 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код
ПК, ОК
ОК.01,
ОК.02,
ОК.05,
ОК.09,
ПК 4.1,
ПК 4.4,
ПК 6.4,
ПК 6.5,
ПК 7.2,
ПК 7.3,
ПК 7.5,
ПК 10.1
Умения
Знания
Управлять параметрами загрузки опе
рационной системы.
Выполнять конфигурирование аппа
ратных устройств.
Управлять
учетными
записями,
настраивать параметры рабочей сре
ды пользователей.
Управлять дисками и файловыми си
стемами, настраивать сетевые пара
метры, управлять разделением ресур
сов в локальной сети.
Основные понятия, функции, состав iI
принципы работы операционных си
стем.
Архитектуры современных операцион
ных систем.
Особенности построения и функциони
рования семейств операционных систех1
"Unix" и "Windows".
Принципы управления ресурсами в one
рационной системе.
Основные задачи администрирования i1
способы их выполнения в изучаемы?
операционные системах.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины
в т. ч.:
теоретическое обучение
лабораторные работы
практические занятия
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация (экзамен)
Объем в часах
102
32
38
28
4
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся
1
2
Тема 1. История,
назначение и
функции ОС
Содержание учебного материала
История, назначение, функции и виды операционных систем
Тема 2. Архитектура операционной системы
Тема 3. Общие
сведения о про
цессах и потоках
Содержание учебного материала
Структура операционных систем. Виды ядра операционных систем
Микроядерная архитектура (модель клиент-сервер)
Содержание учебного материала
Модель процесса. Создание процесса. Завершение процесса. Иерархия процесса. Состоя
ние процесса. Реализация процесса
Применение потоков. Классификация потоков. Реализация потоков
Содержание учебного материала
Взаимодействие и планирование процессов
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Абстракция памяти
Виртуальная память
Разработка, реализация и сегментация страничной реализации памяти
Содержание учебного материала
1. Файловая система, ввод и вывод информации
Тема 4. Взаимодействие и планирование процессов
Тема 5. Управление памятью
Тема 6. Файловая
система, ввод и
вывод информа
ции
Тема 7. Работа в
операционных
Содержание учебного материала
1. Управление безопасностью
Объем, акад,
ч / в том
числе в
форме
практической
подготовки,
акад, ч
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
3
4
32
ОК.01,
ОК.02,
ОК.05,
ОК.09,
ПК 4.1,
ПК 4.4,
ПК 6.4,
ПК 6.5,
ПК 7.2,
ПК 7.3,
ПК 7.5,
ПК 10.1
4
6
6
4
4
4
4
5
системах и средах 2. Планирование и установка операционной системы.
Перечень практических работ:
• Использование сервисных программ поддержки интерфейсов. Настройка рабочего стола. Настройка систе
мы с помощью Панели управления. Работа со встроенными приложениями.
• Управление памятью.
• Управление процессами с помощью команд операционной системы для работы с процессами.
• Исследование соотношения между представляемым и истинным объёмом занятой дисковой памяти. Изуче
ние влияния количества файлов на время, необходимое для их копирования.
• Работа с программой «Файл-менеджер Проводник». Работа с файловыми системами и дисками.
• Диагностика и коррекция ошибок операционной системы, контроль доступа к операционной системе.
• Установка и настройка системы. Установка параметров автоматического обновления системы. Установка
новых устройств. Управление дисковыми ресурсами.
• Работа с командами в операционной системе. Использование команд работы с файлами и каталогами. Рабо
та с дисками.
• Конфигурирование файлов. Управление процессами в операционной системе. Резервное хранение, команд
ные файлы.
• Работа с текстовым редактором. Работа с архиватором. Работа с операционной оболочкой.
Изучение эмуляторов операционных систем. Установка операционной системы.
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Анализ преимуществ, недостатков, проблем многопоточности в операционных системах, представление ре
зультатов анализа в виде отчёта
2. Создание презентации на тему «Порядок загрузки операционной системы Windows»
3. Подготовка доклада на тему «Аппаратные ресурсы системы и конфликты»
4. Самостоятельная работа обучающихся: подготовка доклада «Домены защиты и списки управления досту
пом»
5. Подготовка доклада на тему «Виды вирусных программ»
6. Выполнение индивидуальных заданий, оформление отчетов по практическим работам
7. Работа в операционных системах и средах.
Промежуточная аттестация
Всего:
38
28
4
102
6
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Перечень знаний, осваивае
мых в рамках дисциплины:
Основные понятия, функции,
состав и принципы работы
операционных систем.
Архитектуры
современных
операционных систем.
Особенности построения и
функционирования семейств
операционных систем "Unix"
и "Windows".
Принципы управления ресур
сами в операционной системе.
Основные задачи админи
стрирования и способы их
выполнения в изучаемых опе
рационные системах.
Перечень умений, осваивае
мых в рамках дисциплины:
Управлять параметрами за
грузки операционной систе
мы.
Выполнять конфигурирование
аппаратных устройств.
Управлять учетными запися
ми, настраивать параметры
рабочей среды пользователей.
Управлять дисками и файло
выми системами, настраивать
сетевые параметры, управлять
разделением ресурсов в ло
кальной сети.
Критерии оценки
«Отлично» - теоретическое содер
жание курса освоено полностью,
без пробелов, умения сформирова
ны, все предусмотренные програм
мой учебные задания выполнены,
качество их выполнения оценено
высоко.
«Хорошо» - теоретическое содер
жание курса освоено полностью,
без пробелов, некоторые умения
сформированы недостаточно, все
предусмотренные
программой
учебные задания выполнены, неко
торые виды заданий выполнены с
ошибками.
«Удовлетворительно» - теоретиче
ское содержание курса освоено ча
стично, но пробелы не носят суще
ственного характера, необходимые
умения работы с освоенным мате
риалом в основном сформированы,
большинство
предусмотренных
программой обучения учебных за
даний выполнено, некоторые из вы
полненных
заданий
содержат
ошибки.
«Неудовлетворительно» - теоре
тическое содержание курса не осво
ено, необходимые умения не сфор
мированы, выполненные учебные
задания содержат грубые ошибки.
Методы оценки
Примеры форм и ме
тодов контроля и
оценки.
Компьютерное тести
рование на знание
терминологии по те
ме;
Тестирование;
Контрольная работа.
Самостоятельная ра
бота.
Защита реферата.
Семинар.
Защита курсовой ра
боты (проекта).
Выполнение проекта;
Наблюдение за вы
полнением практиче
ского задания, (дея
тельностью студента)
Оценка выполнения
практического задания(работы)
Подготовка и выступ
ление с докладом, со
общением, презента
цией.
Решение ситуацион
ной задачи.
Перечень вопросов для подготовки к экзамену по учебной дисциплине
Операционные системы и среды:
1. История развития операционных систем. Основные понятия и типовая
структура.
2. Функции операционных систем. Операционные системы семейства
UNIX.
3. Структура операционных систем. Виды ядра операционных систем.
4. Микроядерная архитектура (модель клиент-сервер).
5. Понятие интерфейсов в операционной системе. Процессы-демоны.
8
6. Использование сервисных программ поддержки интерфейсов рабочего
стола. Настройка системы с помощью Панели управления. Работа со
встроенными приложениями.
7. Процессы в операционной системе: процессы, примитивы, нити.
8. Предполагаемая среда выполнения процессов.
9. Введение в состояние процессов. Диаграмма переходов.
10. Создание процессов. Анализ состояния процессов.
11. Функции ядра операционной системы: прерывания, синхронизация;
синхронные и асинхронные прерывания.
12. Применение потоков. Классификация потоков. Реализация потоков.
13. Назначение планировщика. Алгоритмы планирования.
14. Состав планировщика. Зависимости.
15. Взаимодействие и планирование процессов и потоков.
16. Управление процессами с помощью команд операционной системы для
работы с процессами.
17. Общие понятия: виртуальная и физическая память.
18. Сегментарная и страничная организация памяти.
19. Механизмы управления памятью в UNIX и Windows системах.
20. Управление памятью.
21. Организация хранения данных на диске.
22. Файловые системы. Каталоги. Операции над файлами и каталогами.
23. Принципы организации файловых систем UNIX и Windows.
24. Работа с файлами и каталогами в командной строке систем Windows
(Windows 10).
25. Работа с файлами и каталогами в командной строке систем UNIX
(LINUX Ubuntu).
26. Диагностика и коррекция ошибок операционной системы, контроль до
ступа к операционной системе.
27. Установка и настройка системы. Установка параметров обновления си
стемы. Установка новых устройств. Управление дисковыми ресурсами.
28. Конфигурирование файлов. Управление процессами в операционной си
стеме. Резервное хранение, командные файлы.
29. Изучение эмуляторов операционных систем. Установка операционной
системы Windows 10.
30. Установка операционной системы LINUX.
31. Настройка операционной системы LINUX.
32. Управление безопасностью в операционных системах.
9