ОП.01 ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И СРЕДЫ 2024

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Республики Дагестан «ИПК»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.01. Операционные системы и среды

Профиль получаемого профессионального образования:
технический

Код и наименование специальности:
09.02.07 “ Информационные системы и программирование”

Квалификация выпускника: программист
Форма обучения: очная
Курс: 2
Семестр: 4

2024 г.

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией

Протокол №/от «X’&fZOoWr.
Председатель П(Ц)К

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
'77'1^"'"

М.М.

Подпись

Подпйсь

ФИО

Шабанова

Ж

СЧ-'

ФИО
20х^.

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01. Операционные системы и среды
разработана на основе требований:
Приказа Минобрнауки России от 09.12.2016 N 1547 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по
специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование"
(Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2016 N 44936)с учетом:
- профиля получаемого образования.
- примерной программы;
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (разработаны Департаментом государственной политики в
сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ
«Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 11.05.2017 №
170511);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных
учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных
Отделом профессионального образования Министерства образования и науки Республики
Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на 2024/2025
учебный год.

Разработчик: Магомедова И.А., преподаватель ГБПОУ РД «ИПК»
Рецензенты:
ФИО

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРО­
ГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБ­
НОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.01 Операционные системы и среды»

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Операционные системы и среды» является обязательной частью
общепрофессионального цикла ПОП-П в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.07
Информационные системы и программирование.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии OK.Ol, ОК.02, ОК.05,
ОК.09.
1.2 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код
ПК, ОК
ОК.01,
ОК.02,
ОК.05,
ОК.09,
ПК 4.1,
ПК 4.4,
ПК 6.4,
ПК 6.5,
ПК 7.2,
ПК 7.3,
ПК 7.5,
ПК 10.1

Умения

Знания

Управлять параметрами загрузки опе­
рационной системы.
Выполнять конфигурирование аппа­
ратных устройств.
Управлять
учетными
записями,
настраивать параметры рабочей сре­
ды пользователей.
Управлять дисками и файловыми си­
стемами, настраивать сетевые пара­
метры, управлять разделением ресур­
сов в локальной сети.

Основные понятия, функции, состав iI
принципы работы операционных си
стем.
Архитектуры современных операцион
ных систем.
Особенности построения и функциони
рования семейств операционных систех1
"Unix" и "Windows".
Принципы управления ресурсами в one
рационной системе.
Основные задачи администрирования i1
способы их выполнения в изучаемы?
операционные системах.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины
в т. ч.:
теоретическое обучение
лабораторные работы
практические занятия
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация (экзамен)

Объем в часах
102
32
38
28
4

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся

1

2

Тема 1. История,
назначение и
функции ОС

Содержание учебного материала
История, назначение, функции и виды операционных систем

Тема 2. Архитектура операционной системы
Тема 3. Общие
сведения о про­
цессах и потоках

Содержание учебного материала
Структура операционных систем. Виды ядра операционных систем
Микроядерная архитектура (модель клиент-сервер)
Содержание учебного материала
Модель процесса. Создание процесса. Завершение процесса. Иерархия процесса. Состоя­
ние процесса. Реализация процесса
Применение потоков. Классификация потоков. Реализация потоков
Содержание учебного материала
Взаимодействие и планирование процессов
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Абстракция памяти
Виртуальная память
Разработка, реализация и сегментация страничной реализации памяти
Содержание учебного материала
1. Файловая система, ввод и вывод информации

Тема 4. Взаимодействие и планирование процессов
Тема 5. Управление памятью

Тема 6. Файловая
система, ввод и
вывод информа­
ции
Тема 7. Работа в
операционных

Содержание учебного материала
1. Управление безопасностью

Объем, акад,
ч / в том
числе в
форме
практической
подготовки,
акад, ч

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

3

4

32

ОК.01,
ОК.02,
ОК.05,
ОК.09,
ПК 4.1,
ПК 4.4,
ПК 6.4,
ПК 6.5,
ПК 7.2,
ПК 7.3,
ПК 7.5,
ПК 10.1

4

6

6

4

4

4

4

5

системах и средах 2. Планирование и установка операционной системы.
Перечень практических работ:
• Использование сервисных программ поддержки интерфейсов. Настройка рабочего стола. Настройка систе­
мы с помощью Панели управления. Работа со встроенными приложениями.
• Управление памятью.
• Управление процессами с помощью команд операционной системы для работы с процессами.
• Исследование соотношения между представляемым и истинным объёмом занятой дисковой памяти. Изуче­
ние влияния количества файлов на время, необходимое для их копирования.
• Работа с программой «Файл-менеджер Проводник». Работа с файловыми системами и дисками.
• Диагностика и коррекция ошибок операционной системы, контроль доступа к операционной системе.
• Установка и настройка системы. Установка параметров автоматического обновления системы. Установка
новых устройств. Управление дисковыми ресурсами.
• Работа с командами в операционной системе. Использование команд работы с файлами и каталогами. Рабо­
та с дисками.
• Конфигурирование файлов. Управление процессами в операционной системе. Резервное хранение, команд­
ные файлы.
• Работа с текстовым редактором. Работа с архиватором. Работа с операционной оболочкой.
Изучение эмуляторов операционных систем. Установка операционной системы.
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Анализ преимуществ, недостатков, проблем многопоточности в операционных системах, представление ре­
зультатов анализа в виде отчёта
2. Создание презентации на тему «Порядок загрузки операционной системы Windows»
3. Подготовка доклада на тему «Аппаратные ресурсы системы и конфликты»
4. Самостоятельная работа обучающихся: подготовка доклада «Домены защиты и списки управления досту­
пом»
5. Подготовка доклада на тему «Виды вирусных программ»
6. Выполнение индивидуальных заданий, оформление отчетов по практическим работам
7. Работа в операционных системах и средах.
Промежуточная аттестация
Всего:

38

28

4
102

6

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения
Перечень знаний, осваивае­
мых в рамках дисциплины:
Основные понятия, функции,
состав и принципы работы
операционных систем.
Архитектуры
современных
операционных систем.
Особенности построения и
функционирования семейств
операционных систем "Unix"
и "Windows".
Принципы управления ресур­
сами в операционной системе.
Основные задачи админи­
стрирования и способы их
выполнения в изучаемых опе­
рационные системах.
Перечень умений, осваивае­
мых в рамках дисциплины:
Управлять параметрами за­
грузки операционной систе­
мы.
Выполнять конфигурирование
аппаратных устройств.
Управлять учетными запися­
ми, настраивать параметры
рабочей среды пользователей.
Управлять дисками и файло­
выми системами, настраивать
сетевые параметры, управлять
разделением ресурсов в ло­
кальной сети.

Критерии оценки
«Отлично» - теоретическое содер­
жание курса освоено полностью,
без пробелов, умения сформирова­
ны, все предусмотренные програм­
мой учебные задания выполнены,
качество их выполнения оценено
высоко.
«Хорошо» - теоретическое содер­
жание курса освоено полностью,
без пробелов, некоторые умения
сформированы недостаточно, все
предусмотренные
программой
учебные задания выполнены, неко­
торые виды заданий выполнены с
ошибками.
«Удовлетворительно» - теоретиче­
ское содержание курса освоено ча­
стично, но пробелы не носят суще­
ственного характера, необходимые
умения работы с освоенным мате­
риалом в основном сформированы,
большинство
предусмотренных
программой обучения учебных за­
даний выполнено, некоторые из вы­
полненных
заданий
содержат
ошибки.
«Неудовлетворительно» - теоре­
тическое содержание курса не осво­
ено, необходимые умения не сфор­
мированы, выполненные учебные
задания содержат грубые ошибки.

Методы оценки
Примеры форм и ме­
тодов контроля и
оценки.
Компьютерное тести­
рование на знание
терминологии по те­
ме;
Тестирование;
Контрольная работа.
Самостоятельная ра­
бота.
Защита реферата.
Семинар.
Защита курсовой ра­
боты (проекта).
Выполнение проекта;
Наблюдение за вы­
полнением практиче­
ского задания, (дея­
тельностью студента)
Оценка выполнения
практического задания(работы)
Подготовка и выступ­
ление с докладом, со­
общением, презента­
цией.
Решение ситуацион­
ной задачи.

Перечень вопросов для подготовки к экзамену по учебной дисциплине
Операционные системы и среды:

1. История развития операционных систем. Основные понятия и типовая
структура.
2. Функции операционных систем. Операционные системы семейства
UNIX.
3. Структура операционных систем. Виды ядра операционных систем.
4. Микроядерная архитектура (модель клиент-сервер).
5. Понятие интерфейсов в операционной системе. Процессы-демоны.
8

6. Использование сервисных программ поддержки интерфейсов рабочего
стола. Настройка системы с помощью Панели управления. Работа со
встроенными приложениями.
7. Процессы в операционной системе: процессы, примитивы, нити.
8. Предполагаемая среда выполнения процессов.
9. Введение в состояние процессов. Диаграмма переходов.
10. Создание процессов. Анализ состояния процессов.
11. Функции ядра операционной системы: прерывания, синхронизация;
синхронные и асинхронные прерывания.
12. Применение потоков. Классификация потоков. Реализация потоков.
13. Назначение планировщика. Алгоритмы планирования.
14. Состав планировщика. Зависимости.
15. Взаимодействие и планирование процессов и потоков.
16. Управление процессами с помощью команд операционной системы для
работы с процессами.
17. Общие понятия: виртуальная и физическая память.
18. Сегментарная и страничная организация памяти.
19. Механизмы управления памятью в UNIX и Windows системах.
20. Управление памятью.
21. Организация хранения данных на диске.
22. Файловые системы. Каталоги. Операции над файлами и каталогами.
23. Принципы организации файловых систем UNIX и Windows.
24. Работа с файлами и каталогами в командной строке систем Windows
(Windows 10).
25. Работа с файлами и каталогами в командной строке систем UNIX
(LINUX Ubuntu).
26. Диагностика и коррекция ошибок операционной системы, контроль до­
ступа к операционной системе.
27. Установка и настройка системы. Установка параметров обновления си­
стемы. Установка новых устройств. Управление дисковыми ресурсами.
28. Конфигурирование файлов. Управление процессами в операционной си­
стеме. Резервное хранение, командные файлы.
29. Изучение эмуляторов операционных систем. Установка операционной
системы Windows 10.
30. Установка операционной системы LINUX.
31. Настройка операционной системы LINUX.
32. Управление безопасностью в операционных системах.

9



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.