МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОП.09 Стандартизация, сертификация и техническое
документирование
Профиль получаемого профессионального образования: технический
Код и наименование специальности: 09.02.07. Информационные системы и
программирование
Квалификация выпускника: программист
Форма обучения: очная.
Курс : 2
Семестр: 4
2024г.
УТВЕРЖДАЮ
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол №
от «ч5сГ»
Председатель П(Ц)К
______ ____________ Магомедова З.А.
подпись
(J1
ФИО
2024 г.
Зам. директора по УР
Шабанова М.М.
ФИО
<<£?»
подпись
2024 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 Стандартизация, сертификация и техническое
документирование
разработана на основе требований:
-Федерального закона от 29.12.2012 г.№ 273 -ФЗ об образовании в РФ.
-Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования,
утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012г. №413 (зарегистрировано в Минюсте
России 07.06.2012г. № 24480);
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности: 09.02.07. Информационные системы и программирование,
утвержденного приказом Минобрнауки России от 09.12. 2016 г. № 1547, (Зарегистрировано в
Минюсте России 26.12.2016 N 44936)
с учетом:
- профиля получаемого образования;
- примерной программы;
- рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего
образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и
получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (разработаны
Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки
России совместно с ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от
17.03.2015 №06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных дисциплин в пределах
освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования, разработанных Отделом профессионального образования Министерства образования и
науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2024/2025 учебный год.
Разработчик: Магомедова С.А. , преподаватель спец, дисциплин ГБПОУ РД ИПК.
Рецензент: Магомедова Р.М. , заведующая отделением «Информатика и ИКТ»
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
6. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТАНДАРТИЗАЦИЯ, СЕРТИФИКАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ
1.1 Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Дисциплина «Стандартизация, сертификация и техническое документирование» является
частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с
ФГОС по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование».
1.2 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины,
планируемыми результатами освоения образовательной программы
соотнесенные
с
Освоение дисциплины направлено на формирование:
общих компетенций:
ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к
различным контекстам
Знать: и определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию,
необходимую для решения задачи и/или проблемы
Уметь: составлять план действия; определять необходимые ресурсы; реализовывать
составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с
помощью наставника)
ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и
информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
Знать: номенклатуру информационных источников, применяемых в профессиональной
деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска
информации, современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и
программное обеспечение в профессиональной деятельности в том числе с использованием
цифровых средств
Уметь: применять средства информационных технологий для решения профессиональных
задач; использовать современное программное обеспечение; использовать различные цифровые
средства для решения профессиональных задач
ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
Знать: методы командной работы
Уметь: взаимодействовать и работать в коллективе.
профессиональных компетенций:
ПК 2.1 Разрабатывать требования к программным модулям на основе анализа проектной и
технической документации на предмет взаимодействия компонент
Знать: модели процесса разработки программного обеспечения
Уметь: использовать специализированные графические средства построения и анализа
архитектуры программных продуктов
Иметь практический опыт: при разработке и оформлении требований к программным модулям
по предложенной документации; отладке программных модулей
ПК 3.1 Осуществлять ревьюирование программного кода в соответствии с технической
документацией
Знать: технологии решения задачи планирования и контроля развития проекта
Уметь: работать с проектной документацией, разработанной с использованием графических
языков спецификаций;
4
Иметь практический опыт: выполнять построение заданных моделей программного средства с
помощью графического языка (обратное проектирование)
ПК 5.2 Разрабатывать проектную документацию на разработку информационной системы в
соответствии с требованиями заказчика
Знать: показатели качества и методы их оценки
Уметь: осуществлять математическую и информационную постановку задач по обработке
информации
Иметь практический опыт: при разработке проектной документацию на информационную
систему
ПК 5.6 Разрабатывать техническую документацию на эксплуатацию информационной
системы
Знать: системы качества
Уметь: разрабатывать проектную документацию на эксплуатацию информационной системы
Иметь практический опыт: разрабатывать проектную документацию на информационную
систему;
ПК 6.1 Разрабатывать техническое задание на сопровождение информационной системы
Знать: классификацию информационных систем
Уметь: поддерживать документацию в актуальном состоянии
Иметь практический опыт: разрабатывать техническое задание на сопровождение
информационной системы в соответствии с предметной областью
ПК 6.3 Разрабатывать обучающую документацию для пользователей информационной
системы
Знать: основные термины и определения в области сертификации
Уметь: разрабатывать обучающие материалы для пользователей по эксплуатации ИС
Иметь практический опыт: выполнять разработку обучающей документации информационной
системы
ПК 6.4 Оценивать качество и надежность функционирования информационной системы в
соответствии с критериями технического задания
Знать: организационную структуру сертификации
Уметь: применять документацию систем качества
Иметь практический опыт: выполнять оценку качества и надежности функционирования
информационной системы на соответствие
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
Знать:
- методы командной работы
- и определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию,
необходимую для решения задачи и/или проблемы
номенклатуру информационных источников, применяемых в профессиональной
деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска
информации, современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и
программное обеспечение в профессиональной деятельности в том числе с использованием
цифровых средств
- модели процесса разработки программного обеспечения
- технологии решения задачи планирования и контроля развития проекта
- показатели качества и методы их оценки
- системы качества
- классификацию информационных систем
- основные термины и определения в области сертификации
- организационную структуру сертификации
Уметь:
- взаимодействовать и работать в коллективе
- составлять план действия; определять необходимые ресурсы; реализовывать
составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с
помощью наставника)
- применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач;
использовать современное программное обеспечение; использовать различные цифровые
средствадля решения профессиональных задач
- использовать специализированные графические средства построения и анализа
архитектуры программных продуктов
- работать с проектной документацией, разработанной с использованием графических
языков спецификаций;
- осуществлять математическую и информационную постановку задач по обработке
информации
- разрабатывать проектную документацию на эксплуатацию информационной системы
- поддерживать документацию в актуальном состоянии
- разрабатывать обучающие материалы для пользователей по эксплуатации ИС
- применять документацию систем качества
Иметь практический опыт:
- при разработке и оформлении требований к программным модулям по предложенной
документации; отладке программных модулей
- выполнять построение заданных моделей программного средства с помощью
графическогоязыка (обратное проектирование)
- при разработке проектной документацию на информационную систему
- разрабатывать проектную документацию на информационную систему;
- разрабатывать техническое задание на сопровождение информационной системы в
соответствии с предметной областью
- выполнять разработку обучающей документации информационной системы
- выполнять оценку качества и надежности функционирования информационной системы
насоответствие.
6
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем программы учебной дисциплины и виды работы
Объем в
академических часах
очная форма обуче
ния
74
32
30
10
Диф.зачет 2
Вид учебной работы
Объем учебной дисциплины
Теоретическое обучение
Практические занятия
Самостоятельные работы
Промежуточная аттестация/ Форма контроля
7
II
3. Тематический план и содержание программы учебной дисциплины
Стандартизация,
сертификация и техническое документирование
Наименование
разделов и тем
Формы
организации
учебной
деятельности
обучающихся
Теоретическое
обучение
Тема 1. Основы
стандартизации
Содержание форм организации учебной деятельности обучающихся
Объем
часов
(очная
форма)
Государственная система стандартизации Российской Федерации.
Обеспечение качества и безопасности процессов, продукции и услуг в
сфере информационных технологий, требований международных стан
дартов серии ИСО 9000 в части создания систем менеджмента качества,
структуры и основных требований национальных и международных
стандартов в сфере средств информационных технологий
Стандартизация в различных сферах. Организационная структура
технического комитета ИСО 176, модель описания системы качества в
стандартах ИСО 9001 и 9004 и модель функционирования системы ме
неджмента качества (СМК), основанной на процессном подходе.
Международная стандартизация. Федеральное агентство по техниче
скому регулированию и метрологии РФ и его основные задачи, межгосу
дарственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации Со
дружества Независимых Государств и других национальных организаци
ях.
Организация работ по стандартизации в Российской Федерации.
Правовые основы стандартизации и ее задачи. Органы и службы по
стандартизации. Порядок разработки стандартов. Государственные кон
троль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов.
Маркировка продукции знаком соответствия государственным стандар
там. Нормоконтроль технической документации.
Техническое регулирование и стандартизация в области ИКТ.
Обеспечение качества и безопасности процессов, продукции и услуг в
сфере информационных технологий, требований международных стан
дартов серии ИСО 9000 в части создания систем менеджмента качества,
8
Уровень
освоения
1
12
структуры и основных требований национальных и международных
стандартов в сфере средств информационных технологий.
Организация работ по стандартизации в области ИКТ и открытые
системы. Федеральное агентство по техническому регулированию и
метрологии РФ и его основные задачи, межгосударственный совет по
стандартизации, метрологии и сертификации Содружества Независимых
Государств и других национальных организациях.
Стандарты и спецификации в области информационной безопасно
сти:
Российское и зарубежное законодательство в области ИБ. Обзор между
народных и национальных стандартов и спецификаций в области ИБ:
«Оранжевая книга», ИСО 15408 и др.
Системы менеджмента качества. Менеджмент качества. Предпосылки
развития менеджмента качества. Принципы обеспечения качества про
граммных средств. Основные международные стандарты в области ИТ:
ISO/IEC 9126, ISO/IEC 14598 и ИСО/МЭК 9126-1
Практическое
занятие
(в том числе в форме практической подготовки)
Нормативно-правовые документы и стандарты в области защиты
информации и информационной безопас- ности
Стандарты и спецификации в области информационной
безопасности.
Система технического регулирования РФ. Национальная система
стандартизации РФ. Анализ структуры стандартов разных видов на
соответствие ГОСТ Р 1.5 - 2012. Нормативно -правовые документы и
стандарты в области защиты информации и информационной
безопасности
Индивидуальное задание "Применениезаконов о защите прав
Самостоятельные
потребителей"
работы
9
12
4
2
Теоретическое
обучение
Тема 2. Основы
сертификации
Практическое
занятие
Самостоятельные
работы
Теоретическое
обучение
Тема 3. Техниче
ское документоведение
Практическое
занятие
Сущность и проведение сертификации. Сущность сертификации. Про
ведение сертификации. Правовые основы сертификации. Организацион
но-методические
принципы сертификации. Деятельность ИСО в области сертификации.
Деятельность МЭК в сертификации.
Нормативно-правовые документы и стандарты в области защиты
информации и информационной безопасности. Международные пра
вовые и нормативные акты обеспечения информационной безопасности
процессов переработки информации. Отечественное организационное,
правовое и нормативное обеспечении и регулирование в сфере информа
ционной безопасности. Система менеджмента информационной безопас
ности.
Сертификация систем обеспечения качества. Экологическая сертификация. Сертификация информационно-коммуникационных технологий и
система ИНКОМТЕХСЕРТ
1
11
Нормативно -правовые документы и стандарты в области защиты
информации и информационной безопасности. Системы менеджмента
качества. Стандарты и спецификации в области информационной
безопасности. Анализ маркировочных знаков на электротехнической
продукции
8
Оформить карту- спецификациюпроизводственного процесса.
3
Основные виды технической и технологической документации. Ви
ды технической и технологической документации. Стандарты оформле
ния документов, регламентов, протоколов по информационным систе
мам.
(в том числе в форме практической подготовки)
Обсуждение рефератов по темам: «Системы менеджмента каче- ства»,
«Стандарты и спецификации в области информационной безопас
ности», «Основные виды технической и технологической документации»
Основные виды технической и технологической документации. Единая
система программной документации. Оформление программной
10
2
1
9
10
2
документации в соответствии с ГОСТ «Единая система программной
документации». Оформление Листа утверждения и Титульного листа
программного документа в соответствии с ГОСТ «Единая система
программной документации». Нормоконтроль программной
документации
Самостоятельные
Составление технического задания. Составление руководства
пользователя.
работы
Промежуточная аттестация (или указать формы контроля) - диф. зачет (4 семестр)
ИТОГО:
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
11
3
2
74
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
•
Требования к материально-техническому обеспечению образовательной про
граммы
Для реализации образовательной дисциплины организация должна располагать
инфраструктурой, обеспечивающей проведение всех видов практических занятий, преду
смотренных учебным планом, образовательной программой. А также:
- Лаборатория «Вычислительной техники, архитектуры персонального компьютера
и периферийных устройств»
- оснащение:
№ Наименование оборудования
Техническое описание
I. Специализированная мебель и системы хранения
Основное оборудование:
Стол ученический
регулируемый по высоте
Стул ученический
регулируемый по высоте
Дополнительное оборудование:
Магнитно-маркерная доска / флипчарт модель подходит для письма (рисования)
маркерами и для размещения бумажных ма
териалов с помощью магнитов
II. Технические средства
Основное оборудование:
Сетевой фильтр
с предохранителем
Интерактивный
программно диагональ интерактивной доски должна со
аппаратный комплекс мобильный или ставлять не менее 65” дюймов (165,1 см);
стационарный, программное обеспе для монитора персонального компьютера и
ноутбука - не менее 15,6” (39,6 см), план
чение
шета- 10,5” (26,6 см)1
Дополнительное оборудование:
для воспроизведения звука любой моди
Колонки
фикации
любой модификации
Web-камера
III. Демонстрационные учебно-наглядные пособия
Основные:
нет
Наглядные пособия
Дополнительные:
- Компьютеров обучающихся - 12 шт
оборудование
- Компьютер преподавателя - 1 шт
- Аппаратное обеспечение: 2 сетевые платы,
процессор Core i3, оперативная память объ
емом 8 Гб; HD 500 Gb
- Операционная система: Windows
- Пакет офисных программ, общего и про
фессионального
назначения:
FreeCAD,
KiCad, EDA, FidoCadJ, Мой оффис
EclipselDEforJavaEEDevelopers,
MicrosoftVisualStudio, AndroidStudio, Web Appach, Ninja IDE, Gimp, Eclipse, Python,
1 Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
12
Web Browser - Chrome, Sublime Text 3,
Notepad ++ windows и RedOS, Blender,
SketchUp.
Сервер в лаборатории (аппаратное обеспе
чение: 2 сетевые платы, 8-х ядерный про
цессор с частотой 3 ГГц, оперативная па
мять объемом 16 Гб, жесткие диски общим
объемом 2 Тб, программное обеспечение:
Windows Server 2019, лицензионная анти
вирусная программа (Kaspersky antivirus) ,
лицензионная программа восстановления
данных ( Hetman Partition Recovery), лицен
зионная программы по виртуализации ( Java
32-64 bits).
- Технические средства обучения: Интерак
тивная доска (IQ BOARD с передвижной
подставкой), Проектор (Epson)
Интерактивная камера - 1 шт
Рециркулятор - 1 шт
- оснащение помещений, задействованных при организации самостоятельной и
воспитательной работы:
помещения для организации самостоятельной и воспитательной работы должны
быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к информационно
телекоммуникационной сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную инфор
мационно-образовательную среду образовательной организации.
Требования к учебно-методическому обеспечению
Учебно-методический материал по дисциплине включает: лекции; практические
занятия, рефераты, перечень вопросов к текущему контролю и промежуточной
аттестации.
•
13
5. Информационное обеспечение реализации программы
5.1 Основная литература
1. Сергеев, А. Г. Стандартизация и сертификация : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / А. Г. Сергеев, В. В. Терегеря. — Москва : Издательство Юрайт,
2023. — 323 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04315-0. — Текст :
электроннй // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511948.
Дополнительная литература
1. Сергеев, А. Г. Сертификация : учебник и практикум для среднего профессионального
образования / А. Г. Сергеев, В. В. Терегеря. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 195 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04550-5. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511946.
2. Атрошенко, Ю. К. Метрология, стандартизация и сертификация. Сборник лабораторных
и практических работ : учебное пособие для среднего профессионального образования / Ю. К.
Атрошенко, Е. В. Кравченко. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 178 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07981-4. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —URL: https://urait.ru/bcode/516856 .
3. Радкевич, Я. М. Метрология, стандартизация и сертификация в 3 ч. Часть 2.
Стандартизация : учебник для среднего профессионального образования / Я. М. Радкевич, А. Г.
Схиртладзе. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 481 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10238-3. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517656.
4. Радкевич, Я. М. Метрология, стандартизация и сертификация в 3 ч. Часть 3.
Сертификация : учебник для среднего профессионального образования / Я. М. Радкевич, А. Г.
Схиртладзе. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 132 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10239-0. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517659.
5.2 Методическая литература
1. Стандартизация, сертификация и техническое документирование: методические материалы
для студентов специальности СПО 09.02.07 "Информационные системы и программирование"
очной формы обучения / ФГБОУ ВО "Кузбас. гос. техн, ун-т им. Т. Ф. Горбачева", Каф.
металлореж. станков и инструментов; сост. К. П. Петренко. - Кемерово: КузГТУ, 2018. - 55 с. URL: http://library.kuzstu.ru/meto.php?n=9335 (дата обращения: 13.01.2020). - Текст: электронный.
5.3Интернет ресурсы
1. Официальный сайт Кузбасского государственного технического университета имени
Т.Ф.Горбачева. Режим доступа: https://kuzstu.ru/.
2. Официальный сайт филиала КузГТУ в г. Белове. Режим доступа: http://belovokyzgty.ru .
3. Электронная обучающая система филиала КузГТУ в г. Белове.
Режим
flocTvna:http://eos.belovokyzgty.ru/.
4. Электронные библиотечные системы:
- Образовательная платформа Юрайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://urait.ru/.
- Электронная библиотечная система «Лань» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://e.lanbook.com/
- Электронная библиотека издательства Академия [Электронный ресурс]. - Режим
flocTvna:https://academia-library.ru/
- Электронная библиотечная система ZNANIUM.COM [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https://znanium.com/
16
б.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, написания рефератов, вы
полнении практического задания.
Содержание обучения
Тема 1. Основы стандартизации
Тема 2. Основы сертификации
Тема 3. Техническое документоведение
Характеристика основных видов учебной дея
тельности студентов
(на уровне учебных действий)
Опрос. Практическое задание
Обсуждение рефератов
Результаты подготовки обучающихся при освоении рабочей программы учебной
дисциплины определяются оценками:
Оценка
Содержание
Проявления
Студент не обладает
Обнаруживаются пробелы в знаниях
необходимой
системой основного программного материала, до
Неудовлетворительно знаний и умений
пускаются принципиальные ошибки в
выполнении предусмотренных програм
мой заданий
Обнаруживаются знания основного
Уровень оценки резуль
татов обучения показывает, программного материала в объеме, необ
что студенты обладают ходимом для дальнейшей учебы и пред
необходимой
системой стоящей работы по специальности (про
знаний и владеют некото фессии); студент справляется с выполне
рыми умениями по дисци нием заданий, предусмотренных про
плине. Студенты способны граммой, знаком с основной литерату
Удовлетворительно
понимать и интерпретиро рой, рекомендованной программой. Как
вать освоенную информа правило, оценка "удовлетворительно"
цию, что является основой выставляется студентам, допустившим
успешного формирования погрешности в ответе и при выполнении
умений и навыков для ре заданий, но обладающим необходимыми
шения практикоориентиро знаниями для их устранения под руко
водством преподавателя
ванных задач
Обнаруживается полное знание про
Уровень
осознанного
владения учебным матери граммного материала; студент, успешно
алом и учебными умения выполняющий предусмотренные в про
ми, навыками и способами грамме задания, усвоивший основную
деятельности по дисци литературу, рекомендованную в про
плине; способны анализи грамме. Как правило, оценка "хорошо"
Хорошо
ровать, проводить сравне выставляется студентам, показавшим си
ние и обоснование выбора стематический характер знаний по дис
методов решения заданий в циплине и способным к их самостоя
практико-ориентированных тельному пополнению и обновлению в
ходе дальнейшей учебной работы и про
ситуациях
фессиональной деятельности
Обнаруживается всестороннее, сиУровень оценки резульОтлично
17
татов обучения студентов
по дисциплине является
основой для формирования
общих и профессиональ
ных компетенций, соответ
ствующих
требованиям
ФГОС СПО. Студенты
способны
использовать
сведения из различных ис
точников для успешного
исследования и поиска ре
шения в нестандартных
практико-ориентированных
ситуациях
18
стематическое и глубокое знание про
граммного материала, умение свободно
выполнять задания, предусмотренные
программой; студент, усвоивший основ
ную и знакомый с дополнительной лите
ратурой, рекомендованной программой.
Как правило, оценка "отлично" выстав
ляется студентам, усвоившим взаимо
связь основных понятий дисциплины в
их значении для приобретаемой профес
сии, проявившим творческие способно
сти в понимании, изложении и использо
вании программного материала
7. Фонд оценочных средств для проведения текущего
промежуточнойаттестации обучающихся по дисциплине
контроля,
7.1 Паспорт фонда оценочных средств
№ Наименовани Содержание (темы)
Код
Результаты, необходимые для
е разделов
раздела
компе формирования соответствующей
дисциплины
тенции
компетенции
1 Основы
1.1. Государственная
стандартизац система
стандартизации
ИИ.
Российской
Федерации.
1.2. Стандартизация
в различных сферах.
1.3. Международная
стандартизация.
1.4.
Организация
работ по
стандартизации в
Российской
Федерации.
1.5.
Техническое
регулирование
и
стандартизация
в
области ИКТ.
1.6.
Организация
работ по
стандартизации
в
области
ИКТ
и
открытые системы.
1.7. Стандарты и
спецификации в
ОК 1,
ОК 2,
ОК 4,
ПК 3.1,
ПК 5.2,
5.6,
ПК 6.1,
6.3, 6.4
Знать:
- правовые основы метрологии,
стандартизации и сертификации;
- основные понятия и определения
метрологии,
стандартизации
и
сертификации;
- основные положения систем
(комплексов) общетехнических и
организационно-методических
стандартов;
- показатели качества и методы их
оценки;
- системы качества;
- основные термины и определения
в области сертификации;
-организационную
структуру
сертификации;
- системы и схемы сертификации.
Уметь:
- применять требования
нормативных актов к
основным
видам
продукции
(услуг)
и
процессов;
- применять документацию систем
20
Форма
текущего
контроля
результатов,
необходимых
ДЛЯ
формирования
соответствую
щей
компетенции
Опрос по
контрольным
вопросам.
Оформление и
защита отчетов
по
практическим
занятиям.
области
информационной
безопасности.
1.8. Системы
менеджмента
качества.
2 Основы
2.1. Сущность и
сертификации проведение
сертификации.
2.2. Нормативно
правовые документы
и стандарты в в
области защиты
информации и
информационной
безопасности.
ОК 1,
ОК 2,
ОК 4,
ПК 2.1,
ПК
3.1, ПК
5.2, 5.6,
ПК 6.1,
6.3,6.4
3 Техническое 3.1. Основные виды
и
документовед технической
технологической
ение.
документации.
ОК 1,
ОК 2,
ОК 4,
ПК 2.1,
ПК 3.1,
ПК 5.2,
5.6, ПК
6.1,
6.3,6.4
качества;
- применять основные правила и
документы системы сертификации
Российской Федерации.
Иметь практический опыт:
разработки
и
оформления
требований
к
программным
модулям
по
предложенной
документации;
- построения заданных моделей
программного средства с помощью
графического
языка
(обратное
проектирование);
разработки
проектной
документации на информационную
систему;
- разработки технического задания
на
сопровождение
информационной
системы
в
соответствии
с
предметной
областью;
разработки
обучающей
документации
информационной
системы;
- оценки качества и надежности
функционирования
информационной
системы
на
соответствие
техническим
требованиям;
выполнения регламентов по
обновлению,
техническому
сопровождению, восстановлению
данных информационной системы;
- формирования необходимых для
работы информационной системы
требований к конфигурации
локальных компьютерных сетей;
Опрос по
контрольным
вопросам.
Оформление и
защита отчетов
по
практическим
занятиям.
Опрос по
контрольным
вопросам.
Оформление и
защита отчетов
по
практическим
занятиям.
7.2 Типовые контрольные задания или иные материалы
Оценочные средства при текущем контроле
Опрос по контрольным вопросам.
При проведении текущего контроля обучающимся будет письменно задано два вопроса, на
которые они должны дать ответы.
Примеры контрольных вопросов:
1. Функции и методы стандартизации.
2. Схемы и порядок сертификации систем качества.
По каждой работе студенты самостоятельно оформляют отчеты на бумажном носителе в
рукописном виде. Оценочными средствами для текущего контроля по защите отчетов являются
контрольные вопросы к практическим занятиям. При проведении текущего контроля студентам
будет письменно задано два вопроса, на которые они должны дать ответы.
21
Примерные вопросы для защиты практических работ и текущего контроля
1. Правовые основы стандартизации, ее задачи.
2. Нормативные правовые акты по стандартизации в Российской Федерации.
3. Основные положения Федерального закона «О техническом регулировании» в области
стандартизации в Российской Федерации.
4. Основные положения Федеральный закона «О стандартизации в Российской Федерации».
5. Государственный надзор и контроль за соблюдением обязательных требований стандартов.
6. Ответственность за нарушение обязательных требований стандартов.
7. Концепция национальной стандартизации. Основные направления совершенствования
национальной системы стандартизации.
8. Функции и методы стандартизации.
9. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации.
10. Нормативные документы по стандартизации.
11. Категории и комплексы стандартов.
12. Органы и службы по стандартизации.
13. Функции, задачи и организационная структура Технического комитета по стандартизации
№269.
14. Порядок разработки стандартов.
15. Порядок разработки национальных стандартов их актуализация.
16. Каталогизация продукции для федеральных государственных нужд.
17. Региональные и международные организации по стандартизации.
18. Функции и задачи Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
по стандартизации (ГОССТАНДАРТ).
19. Функции, задачи и организационная структура научно-технической комиссии по
стандартизации, Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации.
20. Нормативные правовые акты по сертификации в Российской Федерации.
21. Ответственность за нарушение требований по безопасности и правил сертификации
товаров.
22. Основные проблемы и направления развития сертификации.
23. Качество продукции и услуг.
24. Основные положения Федерального закона «О защите прав потребителей».
25. Основные положения Федерального закона «О техническом регулировании» в области
сертификации.
26. Классификация систем сертификации.
27. Формы подтверждения соответствия.
28. Правила по проведению сертификации в РФ.
29. Участники и объекты сертификации.
30. Функции и обязанности органа по сертификации и испытательных (измерительных)
лабораторий.
31. Органы по сертификации и испытательные лаборатории.
32. Аккредитация органов по сертификации и испытательных (измерительных) лабораторий
(центры).
33. Виды сертификатов. Порядок заполнения бланка сертификата соответствия. Срок
действия сертификатов.
34. Схемы и порядок подтверждения соответствия в виде обязательной сертификации.
35. Схемы и порядок подтверждения соответствия в виде добровольной сертификации.
36. Схемы и порядок подтверждения соответствия в виде декларирования.
37. Схемы и порядок сертификации систем качества.
38. Порядок применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям
технических регламентов Таможенного союза.
22
39. Органы по сертификации и испытательные (измерительные) лаборатории (центры)
Таможенного союза.
40. Функции, задачи и организационная структура Евразийской экономической комиссии.
41. Функции, задачи и организационная структура регистра систем качества.
42. Функции и задачи Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
по сертификации (ГОССТАНДАРТ).
43. Функции, задачи и организационная структура научно-технической комиссии по
подтверждению соответствия Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и
сертификации.
44. Международные и Европейские органы в области сертификации, опыт ведущих стран в
области сертификации.
45. Основные виды технической и технологической документации.
46. Стандарты оформления документов.
47. Стандарты оформления регламентов.
48. Стандарты оформления протоколов по информационным системам.
49. Правила формирования технической документации при разработке автоматизированных
информационных систем.
Критерии оценивания:
- 90-100 баллов - при правильном и полном ответе на два вопроса;
- 80-89 баллов - при правильном и полном ответе на один из вопросов и правильном, но не
полном ответе на другой из вопросов;
-60-70 баллов - при правильном и неполном ответе на два вопроса или правильном и полном
ответе только на один из вопросов;
-0-59 баллов - при отсутствии правильных ответов на вопросы, при правильном и неполном
ответе только на один из вопросов.
Количество баллов
0-59
60-79 80-89 90-100
3
4
5
Шкала оценивания
2
7.3 Оценочные средства при промежуточной аттестации
Формой промежуточной аттестации является дифференцированный зачет, в процессе
которого определяется сформированность обозначенных в рабочей программе компетенций. На
дифференцированном зачете студент выполняет два задания.
Примерные задания на дифференцированный зачет:
1. Осуществить поиск наименования стандарта по его обозначению (ГОСТ 19138.0-85) и
наименованию "Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия". По штрих коду EAN-13
735858135559 изучить его структуру, определить код страны, изготовителя и товара, проверить
подлинность по контрольному разряду.
2. Осуществить поиск наименования стандарта по его обозначению (ГОСТ 12.1.0409-853 и
наименованию "ГСП. Нормальные условия измерений при поверке. Общие требования". По штрих
коду EAN-13 610839400089 изучить его структуру, определить код страны, изготовителя и товара,
проверить подлинность по контрольному разряду.
Критерии оценивания
- 90-100 баллов - правильно решены два задания:
- демонстрирует умения: применять требования нормативных актов к основным видам
продукции (услуг) и процессов; применять документацию систем качества; применять основные
правила и документы системы сертификации Российской Федерации.
23
- демонстрирует знания: правовых основ метрологии, стандартизации и сертификации;
основных понятий и определений метрологии, стандартизации и сертификации; основных
положений систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;
показателей качества и методов их оценки; систем качества; основных терминов и определений в
области сертификации; организационной структуры сертификации; систем и схем сертификации.
- 80-89 баллов: оба задания решены выполнены не менее чем на 50%, допускает
неточностиили незначительные ошибки при демонстрации умений или знаний.
- 60-70 баллов: одно из заданий решено не верно, другое решено на 50%, допускает
неточности или незначительные ошибки при демонстрации умений и знаний.
- 0-59 баллов: отсутствуют правильные решения на оба задания, допускает грубые
ошибкипри демонстрации умений и/или знаний.
80-89
90-100
Количество баллов
0-59
60-79
Шкала оценивания
2
4
5
3
7.4 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений,
практического опыта деятельности, характеризующие этапы формирования
компетенций
Порядок организации проведения текущего контроля и промежуточной аттестации
представлен в Положении о проведении текущего контроля и промежуточной аттестации
обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего профессионального
образования в КузГТУ (Ип 06/-10).
Иные сведения и (или) материалы
При осуществлении образовательного процесса применяются следующие образовательные
технологии:
- традиционная с использованием современных технических средств;
- модульная;- интерактивная.
24