МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОП.15 Организация предпринимательской
деятельности и основы бережного производства
Код и наименование профессии /специальности:
09.02.07. «Информационные системы и программирование».
Профиль получаемого профессионального образования:
технический
Квалификация выпускника:
программист
Форма обучения:
очно
курс 2
2024г.
ОДОБРЕНО
УТВЕРЖДАЮ
предметной (цикловой) комиссией
Зам. директора по УР
Протокол №(от «-Зс2»
СК? 2024г.
,
27^/^—Шабанова М.М.
Подпись
Председатель П(Ц)К
<*?
Исаадаева Д.А.
Подпись
ФИО
2024г.
ФИО
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 15 Организация предпринимательской
деятельности и основы бережного производства разработана на основе требований:
-Федерального закона от 29.12.2012 г.№ 273 -ФЗ об образовании в РФ.
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного
приказом Минобрнауки России от 17.05.2012г. №413 (зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012г. №
24480);
— Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по
специальности: 09.02.07. Информационные системы и программирование, утвержденного приказом
Минобрнауки России от 09.12. 2016 г. № 1547, (Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2016 N
44936)
с учетом:
-
-
профиля получаемого образования;
примерной программы;
рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего
образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и
получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования
(разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный институт развития образования»
(письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных дисциплин в пределах
освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования, разработанных Отделом профессионального образования Министерства образования
и науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной
организации на 2024/2025 учебный год.
Разработчик: Мусаева М.М..
Рецензенты ; Ахмедова Х.А.
преподаватель правовых дисциплин ГБПОУ РД ИПК.
СОДЕРЖАНИЕ
1
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
4
6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
9
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
11
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы предпринимательской деятельности и принципы бережливого производства»
1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов
среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 09.02.07 Информационные системы и
программирование
1.2 Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Общепрофессиональная дисциплина входит в профессиональный учебный цикл.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины- требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
рассчитывать коэффициент рыночной активности;
рассчитать метод рентабельности инвестиций;
определить сумму налогов;
определить последствия снижения цены.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
содержание и современные формы предпринимательства;
виды предпринимательской деятельности;
организацию и развитие собственного дела
механизм функционирования предприятий различных организационно- правовых форм;
риск в деятельности предпринимателя;
конкуренцию предпринимателей и предпринимательскую тайну;
взаимодействие предпринимателей с кредитными организациями;
культуру предпринимательства;
налогообложение предпринимательской деятельности.
Профессиональные (ПК) и общие (ОК) компетенции, которые актуализируются при изучении
учебной дисциплины:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к
различным контекстам
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере
1.4 Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 39 часов, в том числе:
аудиторной учебной работы обучающегося - 39 часов, в том числе практических занятий 18 часов,
теоретических занятий 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего)
в том числе:
теоретические занятия
практические занятия
Самостоятельная учебная работа обучающегося (всего)
в том числе:
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Объем
часов
39
37
37
2
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Основы предпринимательской деятельности и принципы бережливого производства»
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и
практические работы, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работ (проект) (если
_предусмотрены)
1
2
Тема 1
Содержание учебного материала
Содержание и
1. Содержание и современные формы
современные формы
предпринимательства Основные сферы
предпринимательства
предпринимательской деятельности. Цели и
функции предпринимательства. Условия развития
предпринимательства.
Тема 2
Содержание учебного материала
Виды
1. Виды предпринимательской
предпринимательской
деятельности Понятие об индивидуальной
деятельности
предпринимательской деятельности. Определение
малого предпринимательства и его критерии в
России. Субъекты малого предпринимательства.
Значение и задачи малого предприятия. Плюсы и
минусы малого предпринимательства. Развитие
малого предпринимательства. Государственная
поддержка малого предпринимательства.
Тема 3
Содержание учебного материала
Организация и
1. Организацию и развитие собственного дела
развитие
Этапы создания собственного дела. Порядок
собственного дела
создания нового предприятия. Франчайзинг, его
сущность, преимущества и недостатки.
Назначение венчурного капитала и селенговых
операций. Отношения с партнерами.
Взаимоотношения с клиентами.
Изучение бизнес-плана предпринимателя.
Расчёт объёмов продаж.
Содержание учебного материала
Тема 4
Механизм
1. Механизм функционирования предприятий
функционирования
различных организационно-правовых форм
предприятий
Факторы, влияющие на выбор организационно
различных
правовой формы предприятия. Экономические
организационно
условия, определяющие деятельность
правовых форм
фирмы... Основные показатели деятельности
фирмы
Расчет цены товара.
Расчёт финансового результата и рентабельности.
Содержание учебного материала
Тема 5
Риск в деятельности
1. Риск в деятельности предпринимателя
предпринимателя
2. Пути и методы снижения риска в деятельности
предпринимательства Банкротство предприятий
Содержание учебного материала
Тема 6
Конкуренция
1. Конкуренция предпринимателей и
Объем
часов
Уровень
освоения
3
4
ОК 01
ОК 03
ОК04
окю
ОКИ
2
4
ОК 01
ОК 03
ОК04
окю
ОКИ
2
2
6
ОК 01
ОК 03
ОК04
окю
ОКИ
2
2
2
6
ОК 01
ОК 03
ОК04
окю
ОКИ
2
2
2
2
2
4
2
ОК 01
предпринимателей и
предпринимательская
тайна
предпринимательская тайна
2. Конкуренция и конкурентоспособность,
конкурентные преимущества. Формирование
стратегии повышения конкурентоспособности.
Реклама.
Тема 7
Содержание учебного материала
Взаимодействие
1. Внешняя и внутренняя предпринимательская
предпринимателей с
среда. Взаимодействие предпринимателей с
кредитными
кредитными организациями
организациями
2. Условия предоставления кредитов и этапы
кредитования
Тема 8
Содержание учебного материала
Налогообложение
1.
Понятие и характеристика общего режима
предпринимательской
Налогообложение предпринимательской
деятельности
деятельности.
Особенности налогообложения частного
предпринимателя Налоговая политика
государства в отношении субъектов малого и
среднего бизнеса. Системы налогообложения,
применяемые субъектами малого и среднего
бизнеса. Налогообложения. Специальные
налоговые режимы: упрощенная система
налогообложения (УСН), система
налогообложения в виде единого налога на
вмененный доход по отдельным видам
предпринимательской деятельности (ЕНВД).
Понятие и характеристика системы
налогообложения для сельскохозяйственных
товаропроизводителей.
Дифференцированный зачет
Всего:
2
ОК 03
ОК04
ОК10
ОКИ
4
ОК 01
ОК 03
ОК04
ОК10
ОКИ
8
ОК 01
ОК 03
ОК04
окю
ОКИ
2
2
2
2
3
39
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики.
Рабочая программа может быть реализована с применением различных образовательных
технологий, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и
электронного обучения.
Оборудование учебного кабинета: доска, автоматизированные рабочие места на 13 обучающихся,
автоматизированное рабочее место преподавателя, принтер, аудиоколонки, интерактивная маркерная доска, 3D принтер, мультимедиапроектор.
Основное оборудование: «Компьютер и здоровье», «Области использования вычислительной
техники», «...Это должен знать каждый», «Техника безопасности», комплект учебно-методической
документации, комплект учебников по количеству обучающихся.
Демонстрационные средства обучения: тематические папки дидактических материалов,
программное обеспечение общего и профессионального назначения.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет- ресурсов, дополнительной литературы
перечень учебных изданий, электронных изданий, электронных и Интернет-ресурсов,
образовательных платформ, электронно-библиотечных систем, веб-систем для организации
дистанционного обучения и управления им, используемые в образовательном процессе как
основные и дополнительные источники.
Основные источники:
Основы предпринимательской деятельности: учебное пособие. - / Т.М. Голубева.- М. Форум, 2018256 с.
Основы предпринимательской деятельности: учебное пособие. - 2-е изд. / Т.М. Голубева.- НИЦ
ИНФРА-М,2016.-226с.
Менеджмент: учебник для СПО / Г.Б. Казначеевская.- М.: КНОРУС, 2015. - 240 с.
Менеджмент: учебник для СПО / В.И. Сетков,- М.: КНОРУС, 2015. - 160 с.
Дополнительные источники:
Бараненко С. П. Основы предпринимательства: учеб, пособие /С. П. Бараненко, М. Н. Дудин, Н. В.
Лясников. - М.: Центрполиграф, 2010.
Брунова В. И. Основы предпринимательства: учеб, пособие / В. И. Брунова
[и др.]; под ред. В. И. Бруновой; СПбГАСУ. - СПб., 2018. - 106 с
Малое предпринимательство: организация, управление, экономика: Учебное пособие/Горфинкель
В.Я.; Горфинкель В.Я Инфра-М,.; 2010 - 349с. ; ГРИФ Минобрнауки. РФ
Буров В.Ю.Основы предпринимательства: учебное пособие / В.Ю.Буров. - Чита.:..., 2018. - 441 с.
Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: учебник
для НПО - М.: «Академия», 2019.
Минаева Н.А. Экономика и предпринимательство. Лекции, деловые
игры и упражнения М.: ВЛАДОС, 2019.
Электронные издания (электронные ресурсы):
Справочно-информационный ресурс поддержки предпринимателей -www.businessvoc.ru
Система самодиагностики деловых возможностей предпринимателей- www.businesstest.ru
Электронный Центр малого бизнеса - www.tradecenter.ru
Видеоматериал «Уроки для начинающих предпринимателей: бесплатные видео для
самостоятельного обучения»- https://vse-kursy.com/read/994-uroki-dlya-nachinayuschihpredprinimatelei.html
Предпринимательство [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по
экономическим специальностям / Университетская библиотека онлайн (ЭБС); под ред. В. Я.
Горфинкеля, Г. Б. Поляка. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. - 700 с. («Золотой фонд российских учебников»). - Режим доступа: http://ww.biblioclub.rU/book/l 16987/
Цифровая образовательная среда СПО РЛОГобразование:
Герасимова, О. О. Основы предпринимательской деятельности : пособие / О. О. Герасимова. —
Минск : Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2021. — 269 с. —
ISBN 978-985-503-905-2. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной
среды СПО РИОГобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/93392 — Режим доступа:
для авторизир. пользователей
Электронно-библиотечная система:
IPR BOOKS - http://www.iprbookshop.ru/78574.html
Веб-система для организации дистанционного обучения и управления им:
Система дистанционного обучения ОГАПОУ «Алексеевский
колледж» http://moodle.alcollege.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем
в
процессе
проведения
теоретических
и
практических
занятий,
дифференцированного зачета, а также выполнения обучающимися самостоятельной работы.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
1
Освоенные умения:
рассчитывать коэффициент рыночной активности
рассчитать метод рентабельности инвестиций
определить сумму налогов
определить последствия снижения цены
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
2
Устный и письменный опрос,
выполнение самостоятельной работы,
защита практической работы,
дифференцированный зачет.
Усвоенные знания:
Устный и письменный опрос,
содержание и современные формы
выполнение самостоятельной работы,
предпринимательства
защита практической работы,
виды предпринимательской деятельности
дифференцированный зачет.
организацию и развитие собственного дела
механизм функционирования предприятий различных
организационно-правовых форм
риск в деятельности предпринимателя
конкуренцию предпринимателей и
предпринимательскую тайну
взаимодействие предпринимателей с кредитными
организациями
культуру предпринимательства
налогообложение предпринимательской деятельности