ПМ.01 РАЗРАБОТКА МОДУЛЕЙ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ 2024

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

«ПМ.01 Разработка модулей программного обеспечения для
компьютерных систем»

Код и наименование специальности:
09.02.07 Информационные системы и программирование

Профиль получаемого образования: технический

Квалификация: 09.02.07 программист
Форма обучения: очная
Курс: 3, 4
Семестр: 5, 6, 7, 8

2024 г.

ОДОБРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

предметной (цикловой) комиссией

Зам. директора по УР

Orf?

Протокол № rf от

2024 г.

Председатель П(Ц)К
_____ _____________ Магомедова З.А.
подпись/

ФИО

Шабанова М.М.
ФИО

.^7^-—
подпись

Orf

2024 г.

Рабочая программа профессионального учебного цикла, «ПМ.01 Разработка модулей
программного обеспечения для компьютерных систем» по специальности: 09.02.07
Информационные системы и программирование разработана на основе требований:
- Приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 N 1547 (ред. от 01.09.2022) "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование"
(Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2016 N 44936) профиля получаемого
образования,
- примерной программы,
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного
общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального
образования (разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный институт
развития образования» (письмо Департамента государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных
учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных
Отделом профессионального образования Министерства образования и науки Республики
Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2024/2025 гг.
Разработчики: преподаватель ГБПОУ РД «Индустриально-промышленный колледж»,
Магомедова З.А.

Рецензенты: преподаватель Рахманова К.А.

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«ПМ.01 Разработка модулей программного обеспечения для компьютерных систем»
1.1. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен освоить
основной вид деятельности Разработка модулей программного обеспечения для
компьютерных систем соответствующие ему общие компетенции и профессиональные
компетенции:
1.1.1. Перечень общих компетенций
Код
Наименование общих компетенций
ОК 01
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам
1.1.2. Перечень профессиональных компетенций
Код
Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
ВД01
Разработка модулей программного обеспечения для компьютерных систем
ПК 1.1
Формировать алгоритмы разработки программных модулей в соответствии с
ПК 1.2
техническим заданием.
ПК 1.3
Разрабатывать программные модули в соответствии с техническим заданием.
Выполнять
отладку
программных
модулей
с
использованием
специализированных программных средств.
1.1.3. В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен:
В разработке кода программного продукта на основе готовой спецификации на
Владеть
уровне модуля; использовании инструментальных средств на этапе отладки
навыками

Уметь

Знать

программного продукта; проведении тестирования программного модуля по
определенному сценарию; использовании инструментальных средств на этапе
отладки программного продукта; разработке мобильных приложений.
Осуществлять разработку кода программного модуля на языках низкого и
высокого уровней; создавать программу по разработанному алгоритму как
отдельный модуль; выполнять отладку и тестирование программы на уровне
модуля; осуществлять разработку кода программного модуля на современных
языках программирования; уметь выполнять оптимизацию и рефакторинг
программного кода; оформлять документацию на программные средства.
Основные этапы разработки программного обеспечения; основные принципы
технологии структурного и объектно-ориентированного программирования;
способы оптимизации и приемы рефакторинга; основные принципы отладки
и тестирования программных продуктов.

1.2. Количество часов, отводимое па освоение профессионального модуля
Всего часов
929
в том числе в форме практической подготовки___

Из них на освоение МДК.01.01

_____ 203

в том числе самостоятельная работа.
на освоение МДК.01.02
______
в том числе самостоятельная работа.
на освоение МДК.01.03
______
в том числе самостоятельная работа.
на освоение МДК.01.04
______
в том числе самостоятельная работа

практики, в том числе учебная
Промежуточная

70
162
50
168
44
138
42

_____ 108

производственная
аттестация_____ 6

144

683

Тема 1.1.5
Событийно­
управляемое
программирование

Тема 1.1.6
Оптимизация и
рефакторинг кода

Тема 1.1.7
Разработка
пользовательского
интерфейса

Тема 1.1.8 Основы
ADO.Net

Использование основных шаблонов.
Использование порождающих шаблонов.
Использование структурных шаблонов.
Использование поведенческих шаблонов.
Самостоятельная работа.
Содержание
Событийно-управляемое программирование
Элементы управления. Диалоговые окна. Обработчики событий.
Введение в графику
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Разработка приложения с использованием текстовых компонентов
Разработка приложения с несколькими формами.
Разработка приложения с не визуальными компонентами.
Разработка игрового приложения.
Разработка приложения с анимацией.
Самостоятельная работа.
Содержание
Методы оптимизации программного кода.
Цели и методы рефакторинга.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Оптимизация и рефакторинг кода.
Самостоятельная работа.
Содержание
Правила разработки интерфейсов пользователя.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Разработка интерфейса пользователя.
Самостоятельная работа.
Содержание
Работа с базами данных
Доступ к данным

10
28
8

ПК 1.1 ПК 1.2
ПК 1.3 ОК 01

10

10
26
8
8

10
18
8

6
4
37

6

ПК 1.1 ПК 1.2
ПК 1.3 ОК 01

ПК 1.1 ПК 1.2
ПК 1.3 ОК 01

ПК 1.1 ПК 1.2
ПК 1.3 ОК 01

Создание таблицы, работа с записями.
Способы создания команд
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Создание приложения с БД
Создание запросов к БД
Создание хранимых процедур
Самостоятельная работа.
Курсовые работы

5

6
20

РАЗДЕЛ 1.2 ПОДДЕРЖКА И ТЕСТИРОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ МОДУЛЕЙ
МДК.01.02 Поддержка и тестирование программных модулей
Тема 1.2.1 Отладка Содержание
и тестирование
Тестирование как часть процесса верификации программного обеспечения.
программного
Виды ошибок.Методы отладки.
обеспечения
Методы тестирования.
Классификация тестирования по уровням.
Тестирование производительности
Регрессионное тестирование.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Тестирование «белым ящиком»
Тестирование «черным ящиком»
Модульное тестирование
Интеграционное тестирование
Самостоятельная работа.
Тема 1.2.2
Содержание
Документирование Средства разработки технической документации. Технологии разработки
документов.
Документирование программного обеспечения в соответствии с Единой системой
программной документации.

162
90

28
ПК 1.1 ПК 1.2
ПК 1.3 ОК 01
32

30
72

28

ПК 1.1 ПК 1.2
ПК 1.3 ОК 01

Автоматизация разработки технической документации Автоматизированные
средства оформления документации
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Оформление документации на программные средства с использованием
инструментальных средств.
Самостоятельная работа.
РАЗДЕЛ 1.3 РАЗРАБОТКА МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ
МДК.01.03 Разработка мобильных приложений
Содержание
Тема 1.3.1
Основные
Основные платформы мобильных приложений, сравнительная характеристика
платформы и
Нативные приложения, веб-приложения, гибридные и кроссплатформенные
языки разработки
приложения, их области применения
мобильных
Основные языки для разработки мобильных приложений (Java, Objective-C и др.)
приложений
Инструменты разработки мобильных приложений (JDK/ AndroidStudio/ WebView/
Phonegap и др.)
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Установка инструментария и настройка среды для разработки мобильных
приложений
Установка среды разработки мобильных приложений с применением виртуальной
машины
Самостоятельная работа.
Тема 1.3.2 Создание Содержание
и тестирование
Инструментарий среды разработки мобильных приложений
модулей для
Структура типичного мобильного приложения
мобильных
Элементы управления и контейнеры
приложений
Работа со списками
Способы хранения данных
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Создание эмуляторов и подключение устройств
Настройка режима терминала

24
20
168
82

36

ПК 1.1 ПК 1.2
ПК 1.3 ОК 01
24

22
86

30

34

ПК 1.1 ПК 1.2
ПК 1.3 ОК 01

Создание нового проекта
Изучение и комментирование кода
Лабораторная работа «Изменение элементов дизайна
Обработка событий: подсказки
Обработка событий: цветовая индикация
Подготовка стандартных модулей
Обработка событий: переключение между экранами
Передача данных между модулями
Тестирование и оптимизация мобильного приложения
Самостоятельная работа.

22

РАЗДЕЛ МОДУЛЯ 4. СИСТЕМНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ
МДК.01.04 Системное программирование
Содержание
Тема 1.4.1
Программирование Подсистемы управления ресурсами.
на языке низкого
Управление процессами.
уровня
Управление потоками.
Параллельная обработка потоков.
Создание процессов и потоков.
Обмен данными между процессами. Передача сообщений.
Анонимные и именованные каналы.
Сетевое программирование сокетов.
Динамически подключаемые библиотеки DLL
Сервисы.
Виртуальная память. Выделение памяти процессам.
Работа с буфером экрана.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Использование потоков.
Обмен данными.
Сетевое программирование сокетов.

138
138

40

ПК 1.1 ПК 1.2
ПК 1.3 ОК 01

36

Работы с буфером экрана.
Самостоятельная работа.
Курсовые работы
Учебная практика
Производственная практика
Промежуточная аттестация
Всего

42
20
108
144
6
929

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Для реализации программы профессионального модуля должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Лаборатория «Программного обеспечения и сопровождения компьютерных систем»,
оснащенные в соответствии с п. 6.1.2.3 образовательной программы по специальности.
Оснащенные базы практики в соответствии с п 6.1.2.5 образовательной программы по
специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для
использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организации выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже
печатных и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть
дополнен другими изданиями.

3.2.1. Основные печатные издания
1. Федорова Г.Н. Разработка модулей программного обеспечения для компьютерных
систем: учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2020. - 384 с.
3.2.2. Основные электронные издания
3.2.3. Дополнительные источники
1. Белугина С.В. Разработка программных модулей программного обеспечения для
компьютерных систем, Прикладное программирование. - СПб.: Лань, 2021 - 312 с.
2. Гниденко И. Г. Технология разработки программного обеспечения: учебное пособие
для среднего профессионального образования. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 235 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05047-9. — Текст: электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472502 (дата
обращения: 13.12.2022).

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Код и наименование
профессиональных
и общих компетенций,
формируемых
в рамках модуля

ПК 1.1 Формировать
алгоритмы разработки
программных модулей в
соответствии с
техническим заданием

ПК 1.2 Разрабатывать
программные модули в
соответствии с
техническим заданием

Критерии оценки

Методы оценки

Оценка «отлично» - техническое задание
проанализировано, алгоритм разработан,
соответствует техническому заданию и оформлен в
соответствии со стандартами, пояснены его
основные структуры. Дополнительно для
квалификаций «Программист» и «Технический
писатель»: указаны использованные стандарты в
области документирования; выполнена оценка
сложности алгоритма
Оценка «хорошо» -алгоритм разработан, оформлен в
соответствии со стандартами и соответствует
заданию, пояснены его основные структуры.
Дополнительно для квалификаций
«Программист» и «Технический писатель»:
выполнена оценка сложности алгоритма
Оценка «удовлетворительно» - алгоритм
разработан и соответствует заданию.
Оценка «отлично» - программный модуль (для
квалификации «Специалист по тестированию в
области информационных технологий»: тестовый
модуль) разработан по имеющемуся алгоритму в
среде разработки (Дополнительно для
квалификаций «Программист» на указанном
языке программирования) методами объектноориентированного/ структурного программирования
и полностью соответствует техническому заданию,
соблюдены и пояснены основные этапы разработки;
документация на модуль оформлена и соответствует
стандартам.
Оценка «хорошо» - программный модуль (для
квалификации «Специалист по тестированию в
области информационных технологий»: тестовый
модуль) разработан по имеющемуся алгоритму в
среде разработки (Дополнительно для
квалификаций «Программист» на указанном
языке программирования) методами объектноориентированного/ структурного программирования
и практически соответствует техническому заданию
с незначительными отклонениями, пояснены
основные этапы разработки; документация на
модуль оформлена и соответствует стандартам.

Экзамен/зачет в
форме
собеседования:
практическое
задание по
построению
алгоритма
в соответствии с
техническим
заданием

Защита отчетов
по практическим
и лабораторным
работам

ПК 1.3 Выполнять
отладку программных
модулей с
использованием
специализированных
программных средств

ОК01.
Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным контекстам.

Оценка «удовлетворительно» - программный модуль
(для квалификации «Специалист по
тестированию в области информационных
технологий»: тестовый модуль) разработан по
имеющемуся алгоритму в среде разработки
(Дополнительно для квалификаций
«Программист» на указанном языке
программирования) методами объектноориентированного/ структурного программирования
и соответствует техническому заданию;
документация на модуль оформлена без
существенных отклонений от стандартов.
Оценка «отлично» - выполнена отладка модуля
(Дополнительно для квалификаций
«Программист» и «Специалист по тестированию
в области информационных технологий»: с
использованием инструментария среды
проектирования); с пояснением особенностей
отладочных классов; сохранены и представлены
результаты отладки.
Оценка «хорошо» - выполнена отладка модуля
(Дополнительно для квалификаций
«Программист» и «Специалист по тестированию
в области информационных технологий»: с
использованием инструментария среды
проектирования); сохранены и представлены
результаты отладки.
Оценка «удовлетворительно» - выполнена отладка
модуля, пояснены ее результаты.

- обоснованность постановки цели, выбора и
применения методов и способов решения
профессиональных задач;
- адекватная оценка и самооценка эффективности и
качества выполнения профессиональных задач

Экспертное
наблюдение зг1
выполнением
работ



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.