ПМ.02 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ ПРОГРАММНЫХ МОДУЛЕЙ 2024

ОДОБРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

предметной (цикловой) комиссией

Зам. директора по УР

Протокол №^от «^с?»

Cd* 2024 г.

Председатель П(Ц)К
.Магомедова З.А.
ФИО

Рабочая программа профессионального учебного цикла, «ПМ.02 Осуществление интеграции
программных модулей» но специальности: 09.02.07 Информационные системы и
программирование разработана на основе требований:
- Приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 N 1547
(ред. от 01.09.2022)
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 09.02.07 Информационные системы и
программирование"
(Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2016 N 44936) профиля получаемого
образования,

примерной программы,
Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного
общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального
образования (разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный институт
развития образования» (письмо Департамента государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных
учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных
Отделом профессионального образования Министерства образования и науки Республики
Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации.
Разработчики: преподаватель ГБПОУ РД «Индустриально-промышленный колледж»,

Магомедова З.А.
(ПОДП1

Рецензенты: преподаватель Магомедова И.А.

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«ПМ.02 Осуществление интеграции программных модулей»
1.1. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен освоить
основной вид деятельности Осуществление интеграции программных модулей
соответствующие ему общие компетенции и профессиональные компетенции:
1.1.1. Перечень общих компетенций
Наименование общих компетенций
Код
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой
ОК 02
для выполнения задач профессиональной деятельности

1.1.2. Перечень профессиональных компетенций
Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
Код
Осуществление интеграции программных модулей
ВД 02
Выполнять интеграцию модулей в программное обеспечение.
ПК 2.2
Выполнять
отладку
программного
модуля
с
использованием
ПК 2.3
специализированных программных средств.
ПК 2.4
Осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев для
программного обеспечения.
1.1.3. В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен:
Владеть
Модели процесса разработки программного обеспечения; основные
навыками принципы процесса разработки программного обеспечения; основные
подходы к интегрированию программных модулей; основы верификации и
аттестации программного обеспечения.
Уметь
Использовать выбранную систему контроля версий; использовать методы
для получения кода с заданной функциональностью и степенью качества.
Знать
Модели процесса разработки программного обеспечения; основные
принципы процесса разработки программного обеспечения; основные
подходы к интегрированию программных модулей; основы верификации и
аттестации программного обеспечения.
1.2. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля

Всего часов
439
в том числе в форме практической подготовки
Из них на освоение МДК.02.01
76
в том числе самостоятельная работа
Из них на освоение МДК.02.02
85
в том числе самостоятельная работа
Из них на освоение МДК.02.03
54
в том числе самостоятельная работа
практики, в том числе учебная
108
производственная
Промежуточная аттестация
6

20
20

16
108

383

Наименования разделов
профессионального
модуля

1
ПК 2.2 -ПК
2.4 ОК 02

2
Раздел 1. Разработка
программного обеспечения

ПК 2.2 -ПК
2.4 ОК 02

Раздел 2. Средства
разработки программного
обеспечения

ПК 2.2 -ПК
2.4 ОК 02

Всего,
час.

Объем профессионального модуля, ак. час.

Практики

Обучение по МДК

В том числе

Всего

Лабораторн
ых и
практически
х занятий

Консульта
ции

Самостоятельная
работа

7

8

3

4

5

6

76

56

76

56

20

85

65

85

65

20

Раздел 3. Моделирование в
программных системах

56

40

56

40

16

Учебная практика

108

108

Производственная практика

108

108

Промежуточная аттестация
(экзамен по модулю)

6

6

439

383

Всего:

Промежуточная
аттестация

Коды
профессио
нальных и
общих
компетенц
ИЙ

В т.ч. в форме
практической подготовки

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2.1. Структура профессионального модуля

Учебная

Производст
венная

9

10

11

108

108
6
217

161

56

6

108

108

2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля (ПМ)

Для специальностей

Наименование
разделов и тем
профессионального
модуля (ПМ),
междисциплинарных
курсов (МДК)

Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия, самостоятельная учебная работа обучающихся,
курсовая работа (проект)

1

2

Объем, акад, ч
/ в том числе в
форме
практической
подготовки,
акад, ч
3

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4

РАЗДЕЛ 1. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

МДК. 02.01 Разработка
Тема 2.1.1 Основные
понятия и
стандартизация
требований к
программному
обеспечению

программного обеспечения
Содержание
Понятия требований, классификация, уровни требований. Методологии и
стандарты, регламентирующие работу с требованиями.
Современные принципы и методы разработки программных приложений.
Методы организации работы в команде разработчиков. Системы контроля
версий
Основные подходы к интегрированию программных модулей.
Стандарты кодирования.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие «Анализ предметной области»
Практическое занятие «Разработка и оформление технического задания»
Практическое занятие «Построение архитектуры программного средства»
Практическое занятие «Изучение работы в системе контроля версий»
Самостоятельная работа
Содержание

76
24

10
ПК 2.2 -ПК 2.4
ОК 02

8

6
24

Тема 2.1.2 Описание и
анализ требований.
Диаграммы IDEF

Тема 2.1.3 Оценка
качества
программных средств

Описание требований: унифицированный язык моделирования - краткий
словарь. Диаграммы UML.
Описание и оформление требований (спецификация). Анализ требований и
стратегии выбора решения
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Лабораторная работа «Построение диаграммы Вариантов использования и
диаграммы. Последовательности»
Лабораторная работа «Построение диаграммы Кооперации и диаграммы
Развертывания»
Лабораторная работа «Построение диаграммы Деятельности, диаграммы
Состояний и диаграммы Классов»
Лабораторная работа «Построение диаграммы компонентов»
Лабораторная работа «Построение диаграмм потоков данных»
Самостоятельная работа
Содержание
Цели и задачи и виды тестирования. Стандарты качества программной
документации. Меры и метрики.
Тестовое покрытие.
Тестовый сценарий, тестовый пакет.
Анализ спецификаций. Верификация и аттестация программного
обеспечения.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Лабораторная работа «Разработка тестового сценария»
Лабораторная работа «Оценка необходимого количества тестов»
Лабораторные работы «Разработка тестовых пакетов»
Лабораторные работы «Оценка программных средств с помощью метрик»
Лабораторные работы «Инспекция программного кода на предмет
соответствия стандартам кодирования»
Самостоятельная работа

РАЗДЕЛ 2. СРЕДСТВА РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

8

ПК 2.2 -ПК 2.4
ОК 02
10

6
28

8

ПК 2.2 -ПК 2.4
ОК 02

12

8

МДК.02.02 Средства разработки программного обеспечения
Содержание
Тема 2.2.1
Современные
Понятие репозитория проекта, структура проекта.
технологии и
Виды, цели и уровни интеграции программных модулей. Автоматизация
инструменты
бизнес-процессов.
интеграции
Выбор источников и приемников данных, сопоставление объектов данных.
Транспортные протоколы. Стандарты форматирования сообщений.
Организация работы команды в системе контроля версий.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Лабораторная работа «Разработка структуры проекта»
Лабораторная работа «Разработка модульной структуры проекта
(диаграммы модулей)»
Лабораторная работа «Разработка перечня артефактов и протоколов
проекта»
Лабораторная работа «Настройка работы системы контроля версий (типов
импортируемых файлов, путей, фильтров и др. параметров импорта в
репозиторий)»
Лабораторная работа «Разработка и интеграция модулей проекта
(командная работа)»
Лабораторная работа «Отладка отдельных модулей программного проекта»
Лабораторная работа «Организация обработки исключений»
Самостоятельная работа
Содержание
Тема 2.2.2
Инструментарий
Отладка программных продуктов. Инструменты отладки. Отладочные
тестирования и
классы.
анализа качества
Ручное и автоматизированное тестирование. Методы и средства
программных средств организации тестирования.
Инструментарии анализа качества программных продуктов в среде
разработке.
Обработка исключительных ситуаций. Методы и способы идентификации
сбоев и ошибок.

85
42

18

ПК 2.2 -ПК 2.4
ОК 02
14

10
43

17

ПК 2.2 -ПК 2.4
ОК 02

Выявление ошибок системных компонентов.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Лабораторная работа «Применение отладочных классов в проекте»
Лабораторная работа «Отладка проекта»
Лабораторная работа «Инспекция кода модулей проекта»
Лабораторная работа «Тестирование интерфейса пользователя средствами
инструментальной среды разработки»
Лабораторная работа «Разработка тестовых модулей проекта для
тестирования отдельных модулей»
Лабораторная работа «Выполнение функционального тестирования»
Лабораторная работа «Тестирование интеграции»
Лабораторная работа «Документирование результатов тестирования»
Самостоятельная работа

16

10

РАЗДЕЛ 3. МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПРОГРАММНЫХ СИСТЕМАХ

МДК.02.03 Моделирование в программных системах
Тема 2.3Л Основы
Содержание
моделирования.
Понятие решения. Множество решений, оптимальное решение. Показатель
Детерминированные
эффективности решения
задачи
Математические модели, принципы их построения, виды моделей.
Задачи: классификация, методы решения, граничные условия.
Общий вид и основная задача линейного программирования. Симплекс метод.
Транспортная задача. Методы нахождения начального решения
транспортной задачи. Метод потенциалов.
Общий вид задач нелинейного программирования. Графический метод
решения задач нелинейного программирования. Метод множителей
Лагранжа.
Основные понятия динамического программирования: шаговое управление,
управление операцией в целом, оптимальное управление, выигрыш на
данном шаге, выигрыш за всю операцию, аддитивный критерий,
мультипликативный критерий.

56
28

10

ПК 2.2 -ПК 2.4
ОК 02

Тема 2.3.2 Задачи в
условиях
неопределенности

Простейшие задачи, решаемые методом динамического программирования.
Методы хранения графов в памяти ЭВМ. Задача о нахождении кратчайших
путей в графе и методы ее решения.
Задача о максимальном потоке и алгоритм Форда-Фалкерсона.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Лабораторная работа «Построение простейших математических моделей.
Построение простейших статистических моделей»
Лабораторная работа «Решение простейших однокритериальных задач»
Лабораторная работа «Задача Коши для уравнения теплопроводности»
Практическая работа «Сведение произвольной задачи линейного
программирования к основной задаче линейного программирования»
Лабораторная работа «Решение задач линейного программирования
симплекс-методом»
Лабораторная работа «Нахождение начального решения транспортной
задачи. Решение транспортной задачи методом потенциалов»
Лабораторная работа «Применение метода стрельбы для решения линейной
краевой задачи»
Лабораторная работа «Задача о распределении средств между
предприятиями»
Лабораторная работа «Задача о замене оборудования»
Лабораторная работа «Нахождение кратчайших путей в графе. Решение
задачи о максимальном потоке»
Самостоятельная работа
Содержание
Системы массового обслуживания: понятия, примеры, модели.
Основные понятия теории марковских процессов: случайный процесс,
марковский процесс, граф состояний, поток событий, вероятность
состояния, уравнения Колмогорова, финальные вероятности состояний.
Схема гибели и размножения.
Метод имитационного моделирования. Единичный жребий и формы его
организации. Примеры задач

10

8
28

12

ПК 2.2 -ПК 2.4
ОК 02

Понятие прогноза. Количественные методы прогнозирования: скользящие
средние, экспоненциальное сглаживание, проектирование тренда.
Качественные методы прогноза
Предмет и задачи теории игр. Основные понятия теории игр: игра, игроки,
партия, выигрыш, проигрыш, ход, личные и случайные ходы,
стратегические игры, стратегия, оптимальная стратегия.
Антагонистические матричные игры: чистые и смешанные стратегии.
Методы решения конечных игр: сведение игры mxn к задаче линейного
программирования, численный метод - метод итераций.
Область применимости теории принятия решений. Принятие решений в
условиях определенности, в условиях риска, в условиях неопределенности.
Критерии принятия решений в условиях неопределенности. Дерево
решений.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическая работа «Составление систем уравнений Колмогорова.
Нахождение финальных вероятностей. Нахождение характеристик
простейших систем массового обслуживания.»
Практическая работа «Решение задач массового обслуживания методами
имитационного моделирования»
Практическая работа «Построение прогнозов»
Практическая работа «Решение матричной игры методом итераций»
Лабораторная работа «Моделирование прогноза»
Лабораторная работа «Выбор оптимального решения с помощью дерева
решений»
Самостоятельная работа
Учебная практика по модулю
Производственная практика
Промежуточная аттестация
Всего

8

8
108
108
6
439

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ЗЛ. Для реализации программы профессионального модуля должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Лаборатории «Программного обеспечения и сопровождения компьютерных систем»,
оснащенные в соответствии с п. 6.1.2.3 образовательной программы по специальности.
Оснащенные базы практики в соответствии с п 6.1.2.5 образовательной программы по
специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для
использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организации выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже
печатных и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть
дополнен другими изданиями.

3.2.1. Основные печатные издания
1. Рудаков А.И. Технология разработки программных продуктов: учебник для студ.
учреждений сред. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2022. - 208 с.
3.2.2. Основные электронные издания
Гагарина Л.Г. Технология разработки программного обеспечения: учебное пособие. —
М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2023. — 400 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN
978-5-8199-0812-9. - Текст: электронный. - URL:https://znanium.com/catalog/product/l794453
(дата обращения: 13.12.2023). - Режим доступа: по подписке.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Код и наименование
профессиональных
и общих
компетенций,
формируемых
в рамках модуля
ПК 2.2 Выполнять
интеграцию модулей
в программное
обеспечение

Критерии оценки

Оценка «отлично» - в системе контроля версий
выбрана верная версия проекта, проанализирована
его архитектура, архитектура доработана для
интеграции нового модуля; выбраны способы
форматирования данных и организована их
постобработка, транспортные протоколы и форматы
сообщений обновлены (при необходимости);
протестирована интеграция модулей проекта и
выполнена отладка проекта с применением
инструментальных средств среды; выполнена
доработка модуля и дополнительная обработка
исключительных ситуаций в том числе с созданием
классов-исключений (при необходимости);
определены качественные показатели полученного
проекта; результат интеграции сохранен в системе
контроля версий.
Оценка «хорошо» - в системе контроля версий
выбрана верная версия проекта, его архитектура
доработана для интеграции нового модуля; выбраны
способы форматирования данных и организована их
постобработка, транспортные протоколы и форматы
сообщений обновлены (при необходимости);
выполнена отладка проекта с применением
инструментальных средств среды; выполнена
доработка модуля и дополнительная обработка
исключительных ситуаций (при необходимости);
определены качественные показатели полученного
проекта; результат интеграции сохранен в системе
контроля версий.
Оценка «удовлетворительно» - в системе контроля
версий выбрана верная версия проекта, его
архитектура доработана для интеграции нового
модуля; выбраны способы форматирования данных и
организована их постобработка, форматы сообщений
обновлены (при необходимости); выполнена отладка
проекта с применением инструментальных средств
среды; выполнена доработка модуля (при
необходимости); результат интеграции сохранен в
системе контроля версий.
Оценка «отлично» - в системе контроля версий
ПК 2.3 Выполнять
выбрана верная версия проекта; протестирована
отладку
интеграция
модулей проекта и выполнена отладка
программного модуля
проекта с применением инструментальных средств
с использованием
среды; проанализирована и сохранена отладочная
информация; выполнена условная компиляция

Методы оценки

Экзамен/зачет в
форме
собеседования:
практическое
задание по
обеспечению
интеграции
заданного модуля
в предложенный
программный
проект.
Защита отчетов по
практическим и
лабораторным
работам
Интерпретация
результатов
наблюдений за
деятельностью
обучающегося в
процессе
практики

специализированных
программных средств

ПК 2.4 Осуществлять
разработку тестовых
наборов и тестовых
сценариев для
программного
обеспечения

ОК 02. Осуществлять
поиск, анализ и
интерпретацию
информации,
необходимой для
выполнения задач
профессиональной
деятельности.

проекта в среде разработки; определены
качественные показатели полученного проекта в
полном объеме; результаты отладки сохранены в
системе контроля версий.
Оценка «хорошо» - в системе контроля версий
выбрана верная версия проекта; протестирована
интеграция модулей проекта и выполнена отладка
проекта с применением инструментальных средств
среды; выполнена условная компиляция проекта в
среде разработки; определены качественные
показатели полученного проекта в достаточном
объеме; результаты отладки сохранены в системе
контроля версий.
Оценка «удовлетворительно» - в системе контроля
версий выбрана верная версия проекта; выполнена
отладка проекта с применением инструментальных
средств среды; выполнена условная компиляция
проекта в среде разработки; определены
качественные показатели полученного проекта в
достаточном объеме; результаты отладки сохранены
в системе контроля версий.
Оценка «отлично» - обоснован размер тестового
покрытия, разработан тестовый сценарий и тестовые
пакеты в соответствии с этим сценарием в
соответствии с минимальным размером тестового
покрытия, выполнено тестирование интеграции и
ручное тестирование, выполнено тестирование с
применением инструментальных средств, выявлены
ошибки системных компонент (при наличии),
заполнены протоколы тестирования.
Оценка «хорошо»- обоснован размер тестового
покрытия, разработан тестовый сценарий и тестовые
пакеты в соответствии с этим сценарием, выполнено
тестирование интеграции и ручное тестирование,
выполнено тестирование с применением
инструментальных средств, заполнены протоколы
тестирования.
Оценка «удовлетворительно»- определен размер
тестового покрытия, разработан тестовый сценарий и
тестовые пакеты, выполнено тестирование
интеграции и ручное тестирование, частично
выполнено тестирование с применением
инструментальных средств, частично заполнены
протоколы тестирования.
- использование различных источников, включая
электронные ресурсы, медиаресурсы, Интернетресурсы, периодические издания по специальности
для решения профессиональных задач

Экспертное
наблюдение за
выполнением
работ



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.