МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД 01.10. Основы безопасности и защиты Родины
Код и наименование профессии:
29.02.10. Конструирование, моделирование и технология изготовления изделий
легкой промышленности (по видам)
Профиль получаемого профессионального образования:
социально-экономический
Форма обучения: очно
Курс: 1
Семестр: 1
2024 г.
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол №
от «.#?» /А/
20ДУ‘ г.
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
^^/77^—- Шабанова М.М.
Подпись
Председатель П(Ц)К
Мусаева М.М.
Подпись
ФИО
Jo
ФИО
20^ г.
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОД 01.10. Основы безопасности и
защиты Родины разработана на основе требований:
-Федерального закона от 29.12.2012г.№ 273 -ФЗ об образовании в РФ.
-Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа
2013 г. № 770 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по профессии 29.02.10. Конструирование,
моделирование и технология изготовления изделий легкой промышленности (по видам) (далее ФГОС, ФГОС СПО).
— Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности/профессии 29.02.10. Конструирование, моделирование и
технология изготовления изделий легкой промышленности (по видам), утвержденного приказом
Минобрнауки России от 18.04.2014 №352
с учетом:
- профиля получаемого образования;
- примерной программы;
- рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (разработаны Департаментом государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с
ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки
России от 17.03.2015 № 06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных
учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ),
разработанных Отделом профессионального образования Министерства образования и
науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной
организации на 2024/2025 учебный год.
Разработчик: Рамазанов Мухтар Магомедшарипович преподаватель специальных дисциплин
ГБПОУ РД ИПК.
Рецензенты/ эксперты:/_Абдурахманова Г.Б.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЕ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся
1
2
Раздел 1.
Чрезвычайные
ситуации
Объем, акад, ч / в том
числе в форме
практической подготовки,
акад, ч
3
Обязат.
часть ОП с
учетом
интенсифи
кации 40%
8
Содержание учебного материала
1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
1
2. Чрезвычайные ситуации военного времени
1
3. Оценка последствий чрезвычайных ситуаций
1
1
4. Повышение устойчивости функционирования объекта экономики
(ПУФ ОЭ).
5. Защита персонала объекта и населения в чрезвычайных ситуациях
6. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций в мирное и
военное время
7. МЧС России Единая государственная система предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
8. Гражданская оборона
1
1
1
1
12
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 2.
Основы военной
службы
8
Содержание учебного материала
1. Особенности военной службы.
2. Воинская обязанность
2
2
Коды
компетенций,
формировани
ю которых
способствует
элемент
программы
4
Обязат. часть
ОП
ОК 01-04.
ОК 08.
ОК 09.
ОК 10
3. Военнослужащий - защитник своего Отечества.
4. Символы воинской чести.
5. Боевые традиции Вооруженных Сил России.
Раздел 3.
Основы
медицинских
знаний
2
1
1
В том числе практических занятий и лабораторных работ
6
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1
1 Оказание первой помощи пострадавшим.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
1
2
Самостоятельная работа обучающихся
Примерный перечень практических/лабораторных работ:
1. Определение первичных и вторичных поражающих факторов ЧС природного и
техногенного характера.
2. Разработка мероприятия по повышению устойчивости функционирования объектов
экономики (ОЭ).
3. Выполнение технического рисунка «План эвакуации».
4. Организация деятельности штаба ГО объекта
5. Анализ и применение на практике знаний Конституции РФ, Федеральных законов «Об
обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной
службе».
6. Определить показатели понятий «патриотизм» и «верность воинскому долгу», как
основных качества защитника Отечества
Промежуточная аттестация
Всего:
2
39
7
3. ПРИМЕРНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЗЛ.Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Безопасности жизнедеятельности и охраны труда», оснащенный в
соответствии с п. 6.1.2.1 образовательной программы по специальности 29.01.07 Портной
Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Каракеян, В. И. Безопасность жизнедеятельности: учебник и практикум для
среднего профессионального образования / В. И. Каракеян, И. М. Никулина. — 3-е изд.,
перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 313 с.
2. Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности: Практикум: учеб, пособие
для учреждений сред. проф. образования /Н.В. Косолапова, Н. А. Прокопенко, Е. Л.
Побежимова. —Москва: Академия, 2020 - 144 с.
3. Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник для учреждений
сред. проф. образования /Н.В. Косолапова, Н. А. Прокопенко, Е. Л. Побежимова. —
Москва: Академия, 2020 - 288 с.
4. Кошелев, А.А. Медицина катастроф. Теория и практика : учебное пособие /
А.А. Кошелев. — 7-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 320 с. — ISBN 9785-8114-4891-3.
6. Микрюков, В.Ю., Безопасность жизнедеятельности : учебник / В.Ю. Микрюков.
— Москва : КноРус, 2022. — 333 с.
7. Широков, Ю. А. Защита в чрезвычайных ситуациях и гражданская оборона :
учебное пособие для спо / Ю. А. Широков. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 488 с. —
ISBN 978-5-8114-6463-0.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Кошелев, А. А. Медицина катастроф. Теория и практика : учебное
пособие для спо / А. А. Кошелев. — 8-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань,
2021. — 320 с. — ISBN 978-5-8114-7046-4.— Текст: электронный// Лань :
электронно-библиотечная система. — URL: https://eJanbook.com/book/154384
(дата обращения: 20.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
2. Каракеян, В. И. Безопасность жизнедеятельности : учебник и
практикум для среднего профессионального образования / В. И. Каракеян,
И. М. Никулина. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,
2022. — 313 с.— (Профессиональное образование).— ISBN 978-5-534-04629-8.
— Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/489671 (дата обращения: 29.01.2022).
3. Курбатов, В. А. Безопасность жизнедеятельности. Основы
чрезвычайных ситуаций : учебное пособие для СПО / В. А. Курбатов, Ю. С.
Рысин, С. Л. Яблочников. — Саратов : Профобразование, 2020. — 121 с. — ISBN
978-5-4488-0820-3. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой
образовательной среды СПО РКОБобразование
:
[сайт]. — URL:
https://profspo.ru/books/93574
8
4. Микрюков, В.Ю., Безопасность жизнедеятельности : учебник / В.Ю.
Микрюков. — Москва : КноРус, 2022. — 333 с. — ISBN 978-5-406-08633-9. —
URL:https://book.ru/book/940372 (дата обращения: 29.01.2022). — Текст :
электронный.
5. Широков, 10. А. Защита в чрезвычайных ситуациях и гражданская
оборона : учебное пособие для спо / 10. А. Широков. — Санкт-Петербург : Лань,
2020. — 488 с. — ISBN 978-5-8114-6463-0.— Текст: электронный// Лань :
электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/148019
(дата обращения: 12.01.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
6. Кривошеин, Д. А. Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие
/ Д. А. Кривошеин, В. П. Дмитренко, Н. В. Горькова. — Санкт-Петербург : Лань,
2019. — 340 с. — ISBN 978-5-8114-3376-6.— Текст: электронный// Лань :
электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/148144
(дата обращения: 12.01.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
3.2.3, Дополнительные источники
1. Балаян, С. Е. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни:
методические указания к выполнению лабораторных работ / С. Е. Балаян. - Набережные
Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2014. - 80
с. - Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. - URL:
https://www.iprbookshop.ru/49923.html (дата обращения: 01.07.2021).
2. Суворова, Г.М. Методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное
пособие для среднего профессионального образования / Г.М. Суворова, В.Д. Горичева. 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Юрайт, 2021. - 212 с. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт
[сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/471671 (дата обращения: 02.07.2021).
3. Безопасность в техносфере: Всероссийский научно-методический и
информационный журнал. Режим доступа: http://www.magbvt.ru.
4. Официальный сайт МЧС РФ. Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru
5. Энциклопедия безопасности жизнедеятельности. Режим доступа: http://bzhde.ru.
9
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знать:
принципы обеспечения устойчивости
объектов экономики, прогнозирования
развития событий и оценки
последствий при техногенных
чрезвычайных ситуациях и стихийных
явлениях,
основные виды потенциальных
опасностей и их последствия в
основы военной службы и обороны
государства;
задачи и основные мероприятия
гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия
массового поражения;
меры пожарной безопасности и
правила безопасного поведения при
пожарах;
организацию и порядок призыва
граждан на военную службу
основные виды вооружения, военной
техники и специального снаряжения,
состоящие на вооружении
(оснащении) воинских подразделений,
- область применения получаемых
профессиональных знаний при
исполнении обязанностей военной
службы;
порядок и правила оказания первой
помощи пострадавшим.
Уметь:
- организовывать и проводить
мероприятия по защите работников и
населения от негативных воздействий
чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические
меры
для снижения уровня опасностей
различного вида и их последствий
- использовать средства
индивидуальной и
коллективной защиты от оружия
массового
поражения;
- применять первичные средства
пожаротушения;
- ориентироваться в перечне военно
учетных специальностей
Критерии оценки
Методы оценки
Уровень правильных
ответов при тестовом
письменном и устном
контроле.
Качество и техническая
грамотность
составленных
рефератов, четкость
изложения материала.
Быстрота ориентации в
представляемом
материале, быстрота
реакции на вопросы
Тестовый и устный
контроль по
заданной тематике
Представление
докладов,
рефератов,
презентаций по
заданной тематике
Дифференцированн
ый зачет
Точность и скорость
выбора средств
индивидуальной и
коллективной защиты в
ЧС.
Точность и
грамотность
использования
конкретных средств
защиты
Грамотность
использования
первичных
средств
пожаротушения;
Скорость и качество
оказания первой
помощи
Оценка выполнения
практических
заданий
Дифференцированн
ый зачет
10