МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД.01.05 БИОЛОГИЯ
ПРОФИЛЬ ПОЛУЧАЕМОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ:Естественнонаучный
Код и наименование профессии: 09.01.03 оператор информационных
систем и ресурсов.
Форма обучения :очная
Курс 1
Семестр 1
2024
1
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по НМР
Протокол №1 от «28_» _08. 2024 г.
Подпись
Председатель П(Ц)К
Подпись
и
Магомедова А А
ФИО
Шабанова М.М.
ФИО
им
20 At г.
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОД.01.05 БИОЛОГИЯ
разработана на основе требований Министерства просвещения РФ приказ от 11 ноября 2022
г. N 974 об утверждении Федерального образовательного стандарта среднего
профессионального образования по профессии 09.01.03 оператор информационных систем и
ресурсов .
с учетом:
-профиля получаемого образования.
-примерной программы.
-рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (разработаны Департаментом государственной политики в
сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки Росси от 17.03.2015№06-259);
-методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных
учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных
Отделом профессионального образованияМинистерства образования и науки Республики
Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
z
2024/2025 учебный год.
■/
Разработчик: Качагова Салихат Рабазановна, преподаватель Биологии/ИПК—
2
Содержание
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ........................
1.1. Область применения программы.....................................................................................
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы.........................................................................................................................
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:......
1.4. Общая характеристика учебной дисциплины
1.5. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:...............
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.....................................
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ..............................................
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.......................
3.2 Информационное обеспечение обучения..........................................................................
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины биология, является частью
программы подготовки специалистов среднего звена -программы подготовки
квалифицированных рабочих и служащих) 09.01.03 оператор информационных систем и
ресурсов .
Программа общеобразовательной учебной дисциплины биология, может быть использована
в профессиональных образовательных организациях, реализующих общеобразовательную
подготовку среднего общего образования в пределах освоения программ подготовки
квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: (ППССЗ)
Учебная дисциплина биология изучается в общеобразовательном цикле учебного плана
ППССЗ/ ППКРС на базе основного общего образования с получением среднего общего
образования.
Учебная дисциплина биология входит в состав обязательной предметной области
естественных наук ФГОС среднего общего образования.
В учебном плане место учебной дисциплины биология - в составе естественнонаучного
профиля профессионального образования. Дисциплина входит в состав базовых дисциплин
общеобразовательного цикла ППССЗ/ППКРС.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
Содержание программы «Биология» направлено на достижение следующих целей:
• получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм,
Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой
природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в
формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
• овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических
знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять
живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и
выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать
информацию о живых объектах;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,
обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений
биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей
развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и
происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
4
• воспитание убежденности в необходимости познания живой природы,
необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным
ресурсам и 6 окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента
при обсуждении биологических проблем;
• использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной
жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по
отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью;
обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при
травмах, соблюдение правил поведения в природе.
Освоение содержания учебной дисциплины
«Биология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
— сформировалось чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной
биологической науки; представления о целостной естественно- научной картине мира;
— понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на
окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы
деятельности человека;
— способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в
образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды
для обеспечения продуктивного самообразования;
— владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию
информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в
профессиональной сфере;
— способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами
толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе
в коллективе;
— готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий,
катастроф, стихийных бедствий;
— обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и
экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;
— способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других
заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил
поведения в природной среде;
— готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях,
отравлениях пищевыми продуктами;
• метапредметных:
—осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание
мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
— повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений;
выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и
противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций,
гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными
источниками информации;
5
—способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с
использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
— способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути
ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу
глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и
рационального использования природных ресурсов;
— умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности
людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить
наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и
антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах; 7
— способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных
проблем хозяйственной деятельности;
—способность к самостоятельному проведению исследований, постановке
естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для
решения научных и профессиональных задач;
— способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области
биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
• предметных:
—сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной
картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной
грамотности для решения практических задач;
— владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее
уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и
символикой;
— владение основными методами научного познания, используемыми при биологических
исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением
наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
— сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать
элементарные биологические задачи;
— сформированность собственной позиции по отношению к биологической ин формации,
получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их
решения.
6
1.4 Общая характеристика учебной дисциплины
Дисциплина «Биология» изучается на базовом уровне.
Дисциплина «Биология» имеет междисциплинарную связь с предметами
общеобразовательного и дисциплинами общепрофессионального цикла химия,
география, основы безопасности жизнедеятельности, а также междисциплинарными
курсами (далее - МДК) профессионального цикла.
Дисциплина «Биология» имеет междисциплинарную связь с учебной дисциплиной
«Основы безопасности жизнедеятельности» социально-гуманитарного цикла в части
развития математической, финансовой, читательской, естественно-научной грамотности,
а также формирования общих компетенций в сфере работы с информацией,
самоорганизации и самоуправления, коммуникации.
Содержание дисциплины направлено на достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов обучения, регламентированных ФГОС СОО. В профильную
составляющую по дисциплине входит профессионально ориентированноесодержание,
необходимое для формирования у обучающихся общих и профессиональных
компетенций.
В целях подготовки обучающихся к будущей профессиональной деятельности при
изучении учебной дисциплины «Биология» особое внимание уделяется развитию
коммуникативных умений (формулировать, аргументировать и критиковать), формированию
основ логического мышления в части проверки истинности и ложности угверждений,
цепочек утверждений, формулировки отрицаний, а также необходимых и достаточных
условий.
В процессе освоения дисциплины «Биология» у обучающихся целенаправленно
формируются универсальные учебные действия, включая формирование компетенций
обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности, которые в
свою очередь обеспечивают преемственность формирования общих компетенций ФГОС
СПО.
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к
различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и
информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие,
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по
правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том
числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять
стандарты антикоррупционного поведения;
7
OK 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять
знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в
процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической
подготовленности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном
языках.
1.5. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Объем в
часах
Вид учебной работы
Объем образовательной программы УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Основное содержание
39
в т. ч.:
теоретическое обучение
14
практические занятия
23
Промежуточная аттестация (дифференцированный
зачет)
2
8
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного
формы
организации
обучающихся
материала и
деятельности
Объеме
часах
10
1 .Структурнофункциональная
организация клеток
Содержание учебного материала
1. Строение клетки живого организма.
Обмен веществ и жизненный циклклетки.
2. Особенности строения прокариотической
и эукариотической клетки.
Бактерии - прокариоты.Строение,
классификация ,роль бактерий в природе .
Важнейшие органические вещества, входящие
в состав клетки.
3. Свойства хромосом. Основные
компоненты клетки
Строение функция и роль в организме.
4. Структура белковой молекулы-первичная,
вторичная, третичная, четвертичная. Свойства
и функции белков в организме.
Виды нуклеиновых кислот.
5. Строение молекул ДНК и РНК. ДНК носитель генетической информации.
Роль нуклеиновых кислот в организме.
Ассимиляция и диссимиляция. Диссимиляция,
катаболизм
2
2
2
2
2
10
Код
образовател ьног
о результата
ФГОС СПО
Практические занятия
ПЗ 1. Сравнение вирусных и
бактериальных заболеваний
ПЗ 2. Решение задач на определение
последовательности нуклеотидов
2
2
10
ОРГАНИЗМ.
Содержание учебного материала
РАЗМНОЖЕНИЕ И
1. Мейоз-1, мейоз-2. Биологическая роль
ИНДИВИДУАЛЬНО
мейоза. Онтогенез - индивидуальное
Е РАЗВИТИЕ
развитие
организма.
ОРГАНИЗМОВ
2. Становление генетики как науки.
Исторические сведения. Значение
ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ
генетики в разных сферах жизни.
И СЕЛЕКЦИИ
3. Основные понятия генетики
4. Первый закон - закон единообразия
гибридов первого поколения.
5. Полное и неполное доминирование.
Второй закон Менделя - закон
расщепления.
6. Комбинативная изменчивость.
Классификация, свойства мутаций.
7. Методы селекции растений и животных.
Отбор и гибридизация.Биотехнология.
8. Генная и клеточная инженерия.
2.
4
2
4
Практические занятия
ПЗ 3 Решение задач на моногибридное
скрещивание.
ПЗ 4 Решение задач на дигибридное
скрещивание.
2
2
ПЗ 6 Решение задач на сцепленное
наследование генов
2
11
ОК01
ОК 02
ОК 04
ОК 07
Наименование
разделов и тем
3. ЭВОЛЮЦИОННОЕ
УЧЕНИЕ
Содержание учебного
формы
организации
обучающихся
материала и
деятельности
Объеме
часах
ПЗ 7 Сравнение типов мутаций при
передаче наследственных признаков
2
Содержание учебного материала
1. Современная синтетическая теория
эволюции.Концепция вида. Критерии
вида. Современные представления о
видообразовании (С.С. Четвериков, И.И
Шмальгаузен).
2. Микро и макроэволюция
3. Движущий отбор, стабилизирующий
отбор, половой отбор.
4. Приспособительные особенности
строения Аллопатрическое и
симпатрическое видообразование.
5. Основные результаты и доказательства
макроэволюции.
6. Доказательства макроэволюции
органического мира.
4
2
2
Практические занятия
ПЗ 8 Сравнительный анализ гипотез
возникновения жизни на Земле
ПЗ 9 Сравнение развития основных
классов живых организмов
2
1
Д.ЗАЧЕТ
2
ВСЕГО
39
Код
образовательног о
результата
ФГОС СПО
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии.
Оборудование учебного кабинета:
•
- посадочные места по количеству обучающихся;
•
- рабочее место преподавателя;
•
- комплект учебно-методической документации;
•
- комплект учебно-наглядных пособий: модели структур ДНК,
динамические пособия, портреты ученых, схемы, таблицы, транспаранты,
муляжи, гербарные экземпляры мутаций у растений, скелет, магнитная
доска.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
•
- компьютеры, принтер, сканер, модем (спутниковая система),
проектор, плоттер, программное обеспечение общего и
профессионального назначения, комплект учебно-методической
документации;
•
- автоматизированное рабочее место преподавателя,
автоматизированные рабочие места учащихся;
•
- методические пособия, интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники
Обязательная:
1. Константинов В.М. Общая биология: Учебник / В.М.
Константинов. — М.: Академия,2019. — 304 с
2. Тулякова О. В. Биология. Учебное пособие. — М.:
Директмедиа Паблишинг, 2020. —450 с. \
3. Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и
природоохранной деятельности /Е.И. Тупикин. — М.:
Academia, 2019. — 16 с.
4. Шустанова Т. А. Биология в схемах, таблицах и рисунках.
Учебное пособие. — М.:Феникс, 2020. — 142 с.
Дополнительные источники
1. https://sbio.info/
2. http://www.virtulab.net/
3.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - URL:
http://school-collection.edu.ru/ Информационная система «Единое окно
доступа к образовательным ресурсам».
- URL: http://window.edu.ru/
4. КиберЛенинка. - URL: http://cyberleninka.ru/
5. Министерство
образования и
науки Российской Федерации.
URL:https://minobmauki.gov.ru/ Научная электронная
библиотека (НЭБ). - URL: http://www.elibrary.ru
6. Федеральный портал «Российское образование». - URL: http://www.edu.ru
7. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - URL:
http://fcior.edu.ru/
8. Российский образовательный портал «Всем, кто учится» www.alleng.ru
9. Всероссийские интернет-олимпиады. - URL: https://online-olympiad.ru/
10. www.sbio.info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).
11. www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по
биологии).
12. www.5ballov.ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).
13. www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm (Телекоммуникационные викторины по биологии —
экологии на сервере Воронежского университета).
14. www.biology.ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный
учебник по биологии, On-line тесты).
15. www.informika.ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).
16. www.nrc.edu. ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника,
разработанного в Московском государственном открытом университете).
17. www.nature.ok.ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологического
центра МГУ им. М. В. Ломоносова).
18. www.kozlenkoa.narod. ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно,
биологии, химии, другим предметам).
19. www.schoolcity.by (Биология в вопросах и ответах).
20. www.bril2002.narod.ru (Биология для школьников. Краткая,компактная, но
достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника»,
«Зоология» «Человек»
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы
контроля и оценки
результатов обучения
Освоенные умения:
- практические занятия;
- тестирования;
- контрольные работы;
- семинарские занятия.
- объяснять роль биологии в формировании
научного мировоззрения; вклад биологических
теорий в формирование современной естественно
научной картины мира; единство живой и неживой
природы, родство живых организмов;
отрицательное влияние алкоголя, никотина,
наркотических веществ на эмбриональное и
постэмбриональное развитие человека; влияние
экологических факторов на живые организмы,
влияние мутагенов на растения, животных и
человека; взаимосвязи и взаимодействие
организмов и окружающей среды; причины и
факторы эволюции, изменяемость видов;
нарушения в развитии организмов, мутации и их
значение в возникновении наследственных
заболеваний; устойчивость, развитие и смены
экосистем; необходимость сохранения
многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи;
составлять элементарные схемы скрещивания и
схемы переноса веществ и передачи в экосистемах
(цепи питания); описывать особенности видов по
морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде
обитания, источники и наличие мутагенов в
окружающей среде (косвенно), антропогенные
изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать биологические объекты: химический
состав тел живой и неживой природы, зародышей
человека и других животных, природные
экосистемы и агроэкосистемы своей местности;
15
процессы (естественный и искусственный отбор,
половое и бесполое размножение) и делать
выводы и обобщения на основе сравнения и
анализа;
- анализировать и оценивать различные гипотезы о
сущности, происхождении и жизни человека,
глобальные экологические проблемы и их
решения, последствия собственной деятельности в
окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на
биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах
в различных источниках (учебниках,
справочниках, научно-популярных изданиях,
компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и
критически её оценивать.
Усвоенные знания:
основные положения биологических теорий и
закономерностей:
- клеточной теории;
- эволюционного учения;
- учения В.И. Вернадского о биосфере;
- законы Г. Менделея,
16