МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД.01.10 Основы безопасности и защиты Родины
Код и наименование специальности/профессии:
09.01.03 «Оператор информационных систем и ресурсов».
Квалификация выпускника:
оператор информационных систем и ресурсов.
Профиль получаемого профессионального образования:
технический
Форма обучения: очно
Курс:1
2024 г.
ОДОБРЕНО
предметной(цикловой)комиссией
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
Протокол № 1 от «30» 08. 2024г.
Подпись
Председатель П(Ц)К
_______ Мусаева М.М.
Подпись
ФИО
Шабанова М.М.
ФИО
______ 2024г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОД.01.10 «Основы безопасности
жизнедеятельности» является обязательной частью общеобразовательной дисциплины
ПОП-П в соответствии с ФГОС СПО по профессии 09.0Е03 «Оператор информационных
систем и ресурсов»
разработана на основе требований:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. Ш273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования;
- Концепции Национальной программы повышения уровня бережливого производства
населения РФ;
- ФГОС СОО утв. приказом Минобрнауки России от 11 ноября 2022 г. № 974;
с учетом:
- профиля получаемого образования.
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (разработаны Департаментом государственной политики в
сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ
«Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №
06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных
учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных
Отделом профессионального образования Министерства образования и науки Республики
Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2024/2025 учебный год.
Разработчик:
Рамазанов Мухтар Магомедшарипович преподаватель
специальных д цип н ГБПОУ Р„
Рецензенты/ эксперты:
/_Абдурахманова Г.Б.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД.01.10 Основы безопасности и защиты Родины
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОД.01.10 Основы безопасности и защиты Родины» является
обязательной частью общеобразовательного цикла ПОП-П в соответствии с ФГОС СПО по
профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 06, ОК 07.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код
ПК, ОК
ОК 06
ОК 07
Умения
описывать значимость своей
профессии
применять стандарты
антикоррупционного
поведения
соблюдать нормы
экологической безопасности
определять направления
ресурсосбережения
в рамках профессиональной
деятельности по профессии,
осуществлять работу с
соблюдением принципов
бережливого производства
организовывать
профессиональную
деятельность с учетом знаний
об изменении климатических
условий региона
Знания
сущность гражданско-патриотической
позиции, общечеловеческих ценностей
значимость профессиональной
деятельности по профессии
стандарты антикоррупционного
поведения
и последствия его нарушения
правила экологической безопасности
при ведении профессиональной
деятельности
основные ресурсы, задействованные
в профессиональной деятельности
пути обеспечения ресурсосбережения
принципы бережливого производства
основные направления изменения
климатических условий региона
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД.ОЕЮ Основы безопасности и защиты Родины
L1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОД.ОЕЮ Основы безопасности и защиты Родины» является
обязательной частью социально-гуманитарного цикла ПОП-П в соответствии с ФГОС СПО
по профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 06, ОК 07.
L2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код
ПК, ОК
ОК 06
ОК 07
Умения
описывать значимость своей
профессии
применять стандарты
антикоррупционного
поведения
соблюдать нормы
экологической безопасности
определять направления
ресурсосбережения
в рамках профессиональной
деятельности по профессии,
осуществлять работу с
соблюдением принципов
бережливого производства
организовывать
профессиональную
деятельность с учетом знаний
об изменении климатических
условий региона
Знания
сущность гражданско-патриотической
позиции, общечеловеческих ценностей
значимость профессиональной
деятельности по профессии
стандарты антикоррупционного
поведения
и последствия его нарушения
правила экологической безопасности
при ведении профессиональной
деятельности
основные ресурсы, задействованные
в профессиональной деятельности
пути обеспечения ресурсосбережения
принципы бережливого производства
основные направления изменения
климатических условий региона
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
39
в т.ч. в форме практической подготовки
20
в т. ч.:
теоретическое обучение
17
практические занятия
20
Дифференцированный зачет
Промежуточная аттестация
2
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся
Объем, акад. ч. / в том
числе в форме
практической
подготовки, акад. ч'.
Коды компетенций,
формированию которых
способствует элемент
программы
1
2
3
4
Раздел 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
Тема 1.1. Общие
понятия о системе
«человек — среда
обитания»
Содержание учебного материала
2
ОК 06
ОК 07
1. Опасность и безопасность. Критерии состояния техносферы.
2
2. Человеческий фактор и опасности техносферы. Основные
формы деятельности человека и его энергозатраты.
В том числе практических и лабораторных занятий
2
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 1.2.
Воздействие
опасностей на
человека и
Содержание учебного материала
1. Параметры микроклимата и жизнедеятельность человека
2. Вредные вещества. Акустические колебания и вибрации
'Объем часов на освоение конкретных тем распределяется образовательной организацией самостоятельно
2
2
ОК 06
ОК 07
техносферу
3. Электромагнитные поля и излучения. Электрический ток
4. Сочетанное действие факторов и здоровье человека.
Социальные факторы окружающей среды.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 1. Определение параметров
микроклимата
2
ОК 06
ОК 07
2
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 2. Обеспечение безопасных и комфортных условий жизнедеятельности
Тема 2.1. Защита
среды
Содержание учебного материала
2
ОК 06
ОК 07
1. Вентиляция и кондиционирование. Освещение.
2. Защита атмосферного воздуха. Определение предельно
допустимых выбросов загрязняющих веществ. Средства
защиты атмосферы.
2
3. Защита гидросферы. Средства защиты гидросферы. Питьевая
вода и методы обеспечения ее качества.
4. Защита земель. Обращение с отходами. Требования
безопасности к пищевым продуктам
В том числе практических и лабораторных занятий
2
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.2. Защита от
Содержание учебного материала
2
опасностей
техносферы
ОК 06
1. Анализ опасностей. Средства снижения травмоопасности
технических систем. Защита от механического
травмирования. Средства электробезопасности.
2. Защита от энергетических воздействий. Обобщенное
защитное устройство. Методы и средства защиты от шума и
вибрации. Методы и средства защиты от электромагнитных
полей. Средства защиты от инфракрасного,
ультрафиолетового, лазерного и ионизирующего излучений.
Защита от пожаров и взрывов
ОК 07
2
В том числе практических и лабораторных занятий
2
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 3. Чрезвычайные ситуации
Тема 3.1. Основные
понятия о
чрезвычайных
ситуациях
Содержание учебного материала
3
ОК 06
1. Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные
ситуации техногенного характера.
2. Чрезвычайные ситуации военного, биолого-социального и
террористического характера. Государственное регулирование
в области защиты населения и территорий в чрезвычайных
ситуациях
ОК 07
3
В том числе практических и лабораторных занятий
2
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 3.2.
Безопасность
Содержание учебного материала
1. Безопасность населения в чрезвычайных ситуациях.
2
2
ОК 06
техносферы в
чрезвычайных
ситуациях
Устойчивость функционирования объектов экономики в
чрезвычайных ситуациях. Ликвидация последствий
чрезвычайных ситуаций. Аварийно-спасательные и другие
неотложные работы.
ОК 07
2. Медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях.
В том числе практических и лабораторных занятий
2
Практическое занятие № 2. Оказание первой медицинской
помощи
ОК 06
ОК 07
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 4. Основы военной службы
Тема 4.1.
Законодательство в
области военной
службы
Содержание учебного материала
Воинская обязанность. Военнослужащий - защитник своего
Отечества.
2
ОК 06
ОК 07
2
В том числе практических и лабораторных занятий
2
Практическое занятие № 3-5. Анализ и применение на практике
знаний Конституции РФ, Федеральных законов «Об обороне», «О
статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной
службе».
ОК 06
ОК 07
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 4.2. Боевые
традиции
Вооруженных Сил
Содержание учебного материала
Символы воинской чести. Воинские звания
2
2
ОК 06
России
Основные рода войск Вооруженных Сил России
ОК 07
В том числе практических и лабораторных занятий
Практические занятия №№ 6-8. Занятия в тире
6
Самостоятельная работа обучающихся
Дифференцированный зачет
2
Всего:
39
ОК 06
ОК 07
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Безопасности жизнедеятельности», оснащенный
необходимым
для реализации программы учебной дисциплины оборудованием, приведенным в п. 6.1.2.1
примерной рабочей программы по данной профессии.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Каракеян, В. И. Безопасность жизнедеятельности: учебник и практикум для
среднего профессионального образования / В. И. Каракеян, И. М. Никулина. — 3-е изд.,
перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 313 с. — (Профессиональное
образование).
2. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности:учебник для СПО.-М.:Кнорус,
2021.-282с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Курбатов, В. А. Безопасность жизнедеятельности. Основы чрезвычайных
ситуаций : учебное пособие для СПО / В. А. Курбатов, Ю. С. Рысин, С. Л. Яблочников. —
Саратов : Профобразование, 2020. — 121 с. — ISBN 978-5-4488-0820-3. — Текст :
электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL:
https://www.iprbookshop.ru/93574.htm l
2. Резчиков, Е. А.
Безопасность жизнедеятельности: учебник для среднего
профессионального образования / Е. А. Резчиков, А. В. Рязанцева. — 2-е изд., перераб. и
доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 639 с. — (Профессиональное образование).
— ISBN 978-5-534-13550-3. — Текст: электронный И Образовательная платформа Юрайт
[сайт]. — URL: hups: urait.rii/bcocle/495884.
3. Широков, Ю. А. Защита в чрезвычайных ситуациях и гражданская оборона / Ю.
А. Широков. — 2-е изд., испр. и доп. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 556 с. — ISBN
978-5-81 14-9508-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. —
URL: https://e. 1 anbook.com/book/293030
4. Безопасность жизнедеятельности / Н. В. Горькова, А. Г. Фетисов, Е. М.
Мессинева, И. Б. Мануйлова. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 220 с.
— ISBN 978-5-507-45693-2.— Текст: электронный// Лань : электронно-библиотечная
система. — URL: https://e. lanbook.com/book 279821
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Знания:
понятийно-терминологическую
Не менее 60% верных
терминологию безопасности
ответов
жизнедеятельности;
основы взаимодействия в системе
«человек - среда и обитания»;
методы анализа и защиты от
опасностей техносферы;
методы обеспечения безопасности
жизнедеятельности в штатных и
чрезвычайных ситуациях;
правила оказания первой
медицинской помощи;
правила экологической безопасности
при ведении профессиональной
деятельности;
экономико-правовые и
управленческие аспекты
техносферной безопасности.
Умения:
Верная оценка состояния
идентифицировать основные
опасности среды обитания человека; окружающей среды;
обоснованный выбор
оценивать воздействие опасностей
средств обеспечения
на человека и окружающую среду;
безопасности;
выбирать и применять способы
соблюдение норм
обеспечения безопасности
безопасности.
жизнедеятельности;
оценивать уровни опасности в
техносфере;
соблюдать нормы экологической
безопасности;
определять направления
ресурсосбережения в рамках
профессиональной деятельности по
профессии;
пользоваться экономико-правовой
основой безопасности среды
обитания.
Методы оценки
Тестирование
Экспертная оценка
выполнения
практических работ.