ОД.01.10 Основы безопасности и защиты родины 2024

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОД.01.10 Основы безопасности и защиты Родины

Код и наименование специальности/профессии:
09.01.03 «Оператор информационных систем и ресурсов».
Квалификация выпускника:
оператор информационных систем и ресурсов.

Профиль получаемого профессионального образования:
технический

Форма обучения: очно

Курс:1

2024 г.

ОДОБРЕНО
предметной(цикловой)комиссией

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР

Протокол № 1 от «30» 08. 2024г.
Подпись

Председатель П(Ц)К
_______ Мусаева М.М.
Подпись
ФИО

Шабанова М.М.
ФИО
______ 2024г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОД.01.10 «Основы безопасности
жизнедеятельности» является обязательной частью общеобразовательной дисциплины
ПОП-П в соответствии с ФГОС СПО по профессии 09.0Е03 «Оператор информационных
систем и ресурсов»
разработана на основе требований:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. Ш273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования;
- Концепции Национальной программы повышения уровня бережливого производства
населения РФ;
- ФГОС СОО утв. приказом Минобрнауки России от 11 ноября 2022 г. № 974;
с учетом:
- профиля получаемого образования.
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (разработаны Департаментом государственной политики в
сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ
«Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №
06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных
учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных
Отделом профессионального образования Министерства образования и науки Республики
Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2024/2025 учебный год.

Разработчик:
Рамазанов Мухтар Магомедшарипович преподаватель
специальных д цип н ГБПОУ Р„
Рецензенты/ эксперты:
/_Абдурахманова Г.Б.

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД.01.10 Основы безопасности и защиты Родины
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОД.01.10 Основы безопасности и защиты Родины» является
обязательной частью общеобразовательного цикла ПОП-П в соответствии с ФГОС СПО по
профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 06, ОК 07.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания

Код
ПК, ОК
ОК 06

ОК 07

Умения

описывать значимость своей
профессии
применять стандарты
антикоррупционного
поведения

соблюдать нормы
экологической безопасности
определять направления
ресурсосбережения
в рамках профессиональной
деятельности по профессии,
осуществлять работу с
соблюдением принципов
бережливого производства
организовывать
профессиональную
деятельность с учетом знаний
об изменении климатических
условий региона

Знания

сущность гражданско-патриотической
позиции, общечеловеческих ценностей
значимость профессиональной
деятельности по профессии
стандарты антикоррупционного
поведения
и последствия его нарушения
правила экологической безопасности
при ведении профессиональной
деятельности
основные ресурсы, задействованные
в профессиональной деятельности

пути обеспечения ресурсосбережения

принципы бережливого производства
основные направления изменения
климатических условий региона

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД.ОЕЮ Основы безопасности и защиты Родины
L1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОД.ОЕЮ Основы безопасности и защиты Родины» является
обязательной частью социально-гуманитарного цикла ПОП-П в соответствии с ФГОС СПО
по профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 06, ОК 07.

L2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код
ПК, ОК
ОК 06

ОК 07

Умения

описывать значимость своей
профессии
применять стандарты
антикоррупционного
поведения

соблюдать нормы
экологической безопасности
определять направления
ресурсосбережения
в рамках профессиональной
деятельности по профессии,
осуществлять работу с
соблюдением принципов
бережливого производства
организовывать
профессиональную
деятельность с учетом знаний
об изменении климатических
условий региона

Знания

сущность гражданско-патриотической
позиции, общечеловеческих ценностей
значимость профессиональной
деятельности по профессии

стандарты антикоррупционного
поведения
и последствия его нарушения
правила экологической безопасности
при ведении профессиональной
деятельности
основные ресурсы, задействованные
в профессиональной деятельности

пути обеспечения ресурсосбережения

принципы бережливого производства
основные направления изменения
климатических условий региона

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

39

в т.ч. в форме практической подготовки

20

в т. ч.:

теоретическое обучение

17

практические занятия

20

Дифференцированный зачет
Промежуточная аттестация

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся

Объем, акад. ч. / в том
числе в форме
практической
подготовки, акад. ч'.

Коды компетенций,
формированию которых
способствует элемент
программы

1

2

3

4

Раздел 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
Тема 1.1. Общие
понятия о системе
«человек — среда
обитания»

Содержание учебного материала

2

ОК 06
ОК 07

1. Опасность и безопасность. Критерии состояния техносферы.
2

2. Человеческий фактор и опасности техносферы. Основные
формы деятельности человека и его энергозатраты.
В том числе практических и лабораторных занятий

2

Самостоятельная работа обучающихся

Тема 1.2.
Воздействие
опасностей на
человека и

Содержание учебного материала
1. Параметры микроклимата и жизнедеятельность человека

2. Вредные вещества. Акустические колебания и вибрации

'Объем часов на освоение конкретных тем распределяется образовательной организацией самостоятельно

2
2

ОК 06
ОК 07

техносферу

3. Электромагнитные поля и излучения. Электрический ток

4. Сочетанное действие факторов и здоровье человека.
Социальные факторы окружающей среды.
В том числе практических и лабораторных занятий

Практическое занятие № 1. Определение параметров
микроклимата

2

ОК 06
ОК 07

2

Самостоятельная работа обучающихся

Раздел 2. Обеспечение безопасных и комфортных условий жизнедеятельности
Тема 2.1. Защита
среды

Содержание учебного материала

2
ОК 06
ОК 07

1. Вентиляция и кондиционирование. Освещение.

2. Защита атмосферного воздуха. Определение предельно
допустимых выбросов загрязняющих веществ. Средства
защиты атмосферы.

2

3. Защита гидросферы. Средства защиты гидросферы. Питьевая
вода и методы обеспечения ее качества.
4. Защита земель. Обращение с отходами. Требования
безопасности к пищевым продуктам

В том числе практических и лабораторных занятий

2

Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.2. Защита от

Содержание учебного материала

2

опасностей
техносферы

ОК 06

1. Анализ опасностей. Средства снижения травмоопасности
технических систем. Защита от механического
травмирования. Средства электробезопасности.
2. Защита от энергетических воздействий. Обобщенное
защитное устройство. Методы и средства защиты от шума и
вибрации. Методы и средства защиты от электромагнитных
полей. Средства защиты от инфракрасного,
ультрафиолетового, лазерного и ионизирующего излучений.
Защита от пожаров и взрывов

ОК 07
2

В том числе практических и лабораторных занятий

2

Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 3. Чрезвычайные ситуации
Тема 3.1. Основные
понятия о
чрезвычайных
ситуациях

Содержание учебного материала

3
ОК 06

1. Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные
ситуации техногенного характера.
2. Чрезвычайные ситуации военного, биолого-социального и
террористического характера. Государственное регулирование
в области защиты населения и территорий в чрезвычайных
ситуациях

ОК 07

3

В том числе практических и лабораторных занятий

2

Самостоятельная работа обучающихся
Тема 3.2.
Безопасность

Содержание учебного материала

1. Безопасность населения в чрезвычайных ситуациях.

2
2

ОК 06

техносферы в
чрезвычайных
ситуациях

Устойчивость функционирования объектов экономики в
чрезвычайных ситуациях. Ликвидация последствий
чрезвычайных ситуаций. Аварийно-спасательные и другие
неотложные работы.

ОК 07

2. Медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях.
В том числе практических и лабораторных занятий

2

Практическое занятие № 2. Оказание первой медицинской
помощи

ОК 06
ОК 07

Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 4. Основы военной службы

Тема 4.1.
Законодательство в
области военной
службы

Содержание учебного материала
Воинская обязанность. Военнослужащий - защитник своего
Отечества.

2

ОК 06
ОК 07

2

В том числе практических и лабораторных занятий

2

Практическое занятие № 3-5. Анализ и применение на практике
знаний Конституции РФ, Федеральных законов «Об обороне», «О
статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной
службе».

ОК 06
ОК 07

Самостоятельная работа обучающихся
Тема 4.2. Боевые
традиции
Вооруженных Сил

Содержание учебного материала

Символы воинской чести. Воинские звания

2
2

ОК 06

России

Основные рода войск Вооруженных Сил России

ОК 07

В том числе практических и лабораторных занятий

Практические занятия №№ 6-8. Занятия в тире

6

Самостоятельная работа обучающихся
Дифференцированный зачет

2

Всего:

39

ОК 06
ОК 07

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Безопасности жизнедеятельности», оснащенный
необходимым
для реализации программы учебной дисциплины оборудованием, приведенным в п. 6.1.2.1
примерной рабочей программы по данной профессии.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Каракеян, В. И. Безопасность жизнедеятельности: учебник и практикум для
среднего профессионального образования / В. И. Каракеян, И. М. Никулина. — 3-е изд.,
перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 313 с. — (Профессиональное
образование).
2. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности:учебник для СПО.-М.:Кнорус,
2021.-282с.

3.2.2. Основные электронные издания
1. Курбатов, В. А. Безопасность жизнедеятельности. Основы чрезвычайных
ситуаций : учебное пособие для СПО / В. А. Курбатов, Ю. С. Рысин, С. Л. Яблочников. —
Саратов : Профобразование, 2020. — 121 с. — ISBN 978-5-4488-0820-3. — Текст :
электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL:
https://www.iprbookshop.ru/93574.htm l
2. Резчиков, Е. А.
Безопасность жизнедеятельности: учебник для среднего
профессионального образования / Е. А. Резчиков, А. В. Рязанцева. — 2-е изд., перераб. и
доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 639 с. — (Профессиональное образование).
— ISBN 978-5-534-13550-3. — Текст: электронный И Образовательная платформа Юрайт
[сайт]. — URL: hups: urait.rii/bcocle/495884.
3. Широков, Ю. А. Защита в чрезвычайных ситуациях и гражданская оборона / Ю.
А. Широков. — 2-е изд., испр. и доп. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 556 с. — ISBN
978-5-81 14-9508-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. —
URL: https://e. 1 anbook.com/book/293030
4. Безопасность жизнедеятельности / Н. В. Горькова, А. Г. Фетисов, Е. М.
Мессинева, И. Б. Мануйлова. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 220 с.
— ISBN 978-5-507-45693-2.— Текст: электронный// Лань : электронно-библиотечная
система. — URL: https://e. lanbook.com/book 279821

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения

Критерии оценки

Знания:
понятийно-терминологическую
Не менее 60% верных
терминологию безопасности
ответов
жизнедеятельности;
основы взаимодействия в системе
«человек - среда и обитания»;
методы анализа и защиты от
опасностей техносферы;
методы обеспечения безопасности
жизнедеятельности в штатных и
чрезвычайных ситуациях;
правила оказания первой
медицинской помощи;
правила экологической безопасности
при ведении профессиональной
деятельности;
экономико-правовые и
управленческие аспекты
техносферной безопасности.
Умения:
Верная оценка состояния
идентифицировать основные
опасности среды обитания человека; окружающей среды;
обоснованный выбор
оценивать воздействие опасностей
средств обеспечения
на человека и окружающую среду;
безопасности;
выбирать и применять способы
соблюдение норм
обеспечения безопасности
безопасности.
жизнедеятельности;
оценивать уровни опасности в
техносфере;
соблюдать нормы экологической
безопасности;
определять направления
ресурсосбережения в рамках
профессиональной деятельности по
профессии;
пользоваться экономико-правовой
основой безопасности среды
обитания.

Методы оценки

Тестирование

Экспертная оценка
выполнения
практических работ.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.