СГЦ.03 Безопасность жизнедеятельности 2024

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГЦ.ОЗ. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Код и наименование специальности/профессии:

09.01.03 «Оператор информационных систем и ресурсов».
Квалификация выпускника:
оператор информационных систем и ресурсов.
Профиль получаемого профессионального образования:

технический

Курс: 2

Семестр: 3

2024 г.

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией

Протокол №

от «1» 08. 2024г.

Председатель П(Ц)К
_______ Мусаева М.М.
Подш^ь
Ф ИО

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР

УТ' /AwL--'
Шабанова М.М.
Подпись
ФИО

2024 г.

Рабочая программа учебной дисциплины СГЦ.ОЗ «Безопасность жизнедеятельности»
является обязательной частью общеобразовательной дисциплины
ПОП-П в соответствии с ФГОС СПО по профессии 09.0ЕОЗ «Оператор информационных систем и
ресурсов»
разработана на основе требований:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Концепции Национальной программы повышения уровня бережливого производства
населения РФ;
- ФГОС СОО утв. приказом Минобрнауки России от 11 ноября 2022 г. № 974;
с учетом:
- профиля получаемого образования.
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (разработаны Департаментом государственной политики
в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФРАУ
«Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015
№ 06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных
учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных
Отделом профессионального образования Министерства образования и науки Республики
Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2024/2025 учебный год.

Разработчик:_____ .
Рамазанов Мухтар Магомедшарипович преподаватель
специальных дисциплин ГБПОУ РД ИДК.
Рецензенты/ эксперты:
/ Абдурахманова Г.Б.

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГЦ.ОЗ Безопасность жизнедеятельности
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Учебная дисциплина «СГЦ.ОЗ Безопасность жизнедеятельности» является обязательной
частью социально-гуманитарного цикла ПОП-П в соответствии с ФГОС СПО по профессии
09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 06, ОК 07.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

В
и знания

рамках

Код
ПК, ОК
ОК 06

ОК 07

программы

учебной

дисциплины

Умения

описывать значимость своей
профессии
применять стандарты
антикоррупционного
поведения

соблюдать нормы
экологической безопасности
определять направления
ресурсосбережения
в рамках профессиональной
деятельности по профессии,
осуществлять работу с
соблюдением принципов
бережливого производства
организовывать
профессиональную
деятельность с учетом знаний
об изменении климатических
условий региона

обучающимися

осваиваются

умения

Знания
сущность гражданско-патриотической
позиции, общечеловеческих ценностей
значимость профессиональной
деятельности по профессии
стандарты антикоррупционного
поведения
и последствия его нарушения
правила экологической безопасности
при ведении профессиональной
деятельности
основные ресурсы, задействованные
в профессиональной деятельности

пути обеспечения ресурсосбережения

принципы бережливого производства
основные направления изменения
климатических условий региона

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГЦ.ОЗ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

по специальности 09.0L03 «Оператор информационных систем и ресурсов»

L
2.

Объём учебной дисциплины СГЦ.ОЗ «Безопасность жизнедеятельности» и виды учебной
работы
Виды учебной работы

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

Объём часов

36

В том числе:

Лекций

16

Практические занятия

18

Дифференцированный зачет

2

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОПД.06 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебная дисциплина ОП.06 "Безопасность жизнедеятельности» изучается в течение одного семестра"
Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем
часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Гражданская оборона

Тема 1.1. Единая
государственная система
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций
Тема 1.2. Организация

гражданской обороны

Содержание учебного материала

2

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС

ОК 06
ОК 07

Ядерное оружие. Химическое и биологическое оружие. Средства
индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового заражения.
Правила поведения и действия людей в зонах радиоактивного, химического
заражения и в очаге биологического поражения.

Практические занятия:

4

№1 «Средства индивидуальной защиты от оружия массового заражения.

Отработка нормативов по надеванию противогаза и

ОЗК».
№2 «Средства коллективной защиты от оружия массового заражения»
№ 3 «Приборы радиационной и химической разведки и контроля»

6

Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов, выполнение

заданий по учебнику.
Тема 1.3. Защита населений и

территорий при стихийных
бедствиях.

Тема 1.4. Защита населения и

территорий при авариях
(катастрофах) при ЧС.

Содержание учебного материала

2

Защита при землетрясениях, извержениях вулканов, ураганов, бурях, смерчах,
грозах. Защит при снежных заносах, сходе лавин, метели, вьюги, селях,
оползнях. Защита при наводнениях, лесных, степных и торфяных пожарах.
Содержание учебного материала

ОК 06
ОК 07

2

Защита при автомобильных и железнодорожных авариях (катастрофах).
Защита при авариях (катастрофах) на воздушном и водном транспорте. Защита
при авариях (катастрофах) на пожароопасных объектах. Защита при авариях
(катастрофах) на взрывоопасных объектах. Защита при авариях (катастрофах)
на гидродинамически опасных объектах. Защита при авариях (катастрофах) на
химически опасных объектах Защита при авариях (катастрофах) на
радиационно - опасных объектах.

Практические занятия:

ОК 06
ОК 07

4

№4 «Отработка порядка и правил действий при возникновении пожара

пользование средствами пожаротушения»
«Отработка действий при возникновении
сильнодействующих ядовитых веществ»

№5

аварий

с

выбросом

№6 «Отработка действий при возникновении радиационной аварии»

Тема 1.5. Обеспечение

Содержание учебного материала

1

7

безопасности при
неблагоприятной
экологической обстановке

Обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановки.
Обеспечение безопасности при эпидемии. Обеспечение безопасности при
нахождении на территории ведения боевых действий и во время
общественных беспорядков. Обеспечение безопасности в случае захвате
заложником. Обеспечение безопасности при обнаружении подозрительных
предметов, угрозе совершении и совершенном теракте.

ОК 06
ОК 07

Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов, ответы на

вопросы по учебнику.
Раздел 2.
Основы военной службы.
Тема 2.1. Вооруженные Силы

России на современном этапе.

Тема 2.2. Устав Вооруженных

Сил России

Содержание учебного материала

2

ОК 06

Состав и организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных
Сил и роды войск. Система руководства и управления Вооруженными Силами.
Воинская обязанность и комплектование Вооруженных Сил личным составом.
Порядок прохождения военной службы.
Содержание учебного материала

ОК 07

2

Военная присяга. Боевое знамя воинской части. Военнослужащие и
взаимоотношения между ними. Внутренний порядок, размещение и быт
военнослужащих. Суточный наряд роты. Воинская дисциплина. Караульная
служба. Обязанности и действия часового.

ОК 06

ОК 07

Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов, ответы на

вопросы по учебнику, изучение нормативных документов. Общевоинских
уставов ВС РФ
Тема 2.3. Строевая подготовка

Содержание учебного материала

1

Строи и управление им.
Практические занятия:

2

8

№7 «Строевая стойка и повороты на месте»
№8 «Движение строевым и походным шагом, бегом, шагом на месте»

№9 «Повороты в движении»

№10 «Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении»
№11 «Выход из строя и постановка в строй, подход к начальнику и отход от

него»
№12 «Построение и перестроение в одношереножный

и двухшереножный
строй, выравнивание, размыкание и смыкание строя, повороты строя на месте»

№ 13 «Построение и отработка движения походным строем»
№ 14 «Выполнение воинского приветствия в строю, на месте и в движении»

Тема 2.4.Огневая подготовка

Содержание учебного материала

2

ОК 06

Материальная часть автомата Калашникова. Подготовка автомата к стрельбе.
Ведение огня из автомата
Практические занятия:

ОК 07
2

№15 «Неполная разборка и сборка автомата»

№16 «Отработка нормативов по неполной разборке и сборке автомата»
№ 17 «Принятие положения для стрельбы, подготовка автомата к стрельбе,

прицеливание»
Тема 2.5. Медико-

Содержание учебного материала

2

санитарная подготовка

9

Общие сведения о ранах, осложнения ран, способах остановки кровотечения и
обработки ран. Порядок наложения повязки при ранении головы, туловища,
верхних и нижних конечностей. Первая (доврачебная) помощь при ушибах,
переломах, вывихах, растяжениях связок и синдроме длительного
сдавливания. Первая (доврачебная) помощь при ожогах. Первая (доврачебная)
помощь при поражении электрическим током. Первая (доврачебная) помощь
при утоплении. Первая (доврачебная) помощь при перегревании,
переохлаждении организма, при обморожении и общем замерзании. Первая
(доврачебная) помощь при отравлениях.

Практические занятия:

ОК 06

ОК 07

6

№ 18 «Наложение кровоостанавливающего жгута (закрутки), пальцевое

прижатие артерии»
№

19 «Наложение повязок на голову, туловище, верхних и нижних

конечностей»
№ 20 «Наложение шины на место перелома, транспортировка пораженного»

№ 21 «Отработка на тренажере прекардиального удара и искусственного
дыхания»
№ 22 «Отработка на тренажере непрямого массажа сердца»

№ 23 «Отработка приемов первой помощи при ушибах, вывихах, растяжений

связок»

Дифференцированный зачет

2

Итого

36

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализация

программы учебной дисциплины требует наличие учебного

кабинета.

Необходимое оборудование учебного кабинета:

• Общевойсковой защитный комплект (ОЗК)
• Общевойсковой противогаз или противогаз ГП-7
• Изолирующий противогаз в комплекте с регенеративным патроном
• Респиратор Р-2
• Индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8,9,10,11)

• Ватно-марлевая повязка

• Противопыльная тканевая маска

» Медицинская сумка в комплекте
® Носилки санитарные

• Аптечка индивидуальная (АИ-2)
• Бинты марлевые

• Бинты эластичные
• Жгуты кровоостанавливающие резиновые
• Индивидуальные перевязочные пакеты
• Косынки перевязочные
• Ножницы для перевязочного материала прямые
• Шприц-тюбики одноразового пользования (без наполнителя)

» Шинный материал (металлические, Дитерихса)
• Огнетушители порошковые (учебные)
• Огнетушители пенные (учебные)

• Огнетушители углекислотные (учебные)
• Устройство отработки прицеливания
• Учебные автоматы АК-74

« Винтовки пневматические
• Комплект плакатов по Гражданской обороне
• Комплект плакатов по Основам военной службы
• Войсковой прибор химической разведки (ВПХР)

• Рентгенметр ДП-5В
Технические средства обучения:

• Аудио-, видео-, проекционная аппаратура
• Аудиовизуальные средства

• Электронные образовательные и информационные ресурса

11

2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Печатные издания

1. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности -М.: ОИЦ
«Академия», 2018
2. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Безопасность жизнедеятельности - М.: ООО «КноРус»,
2019
3. Косолапова И.В., Прокопенко Н.А. Безопасность жизнедеятельности. Практикум - М.: ООО
«КноРус», 2018
4. Арустамов А.Э., Прокопенко Н.А., Косолапова Н.В., Гуськова Г.В. Безопасность
жизнедеятельности - М.: ОИЦ «Академия», 2019.
5. Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности - М.: ОИЦ «Академия», 2018.
6. Латчук, В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс: учебник для учащихся 10
класса / В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов и др. - М .: Дрофа; ДИК, 2019 - 320 с.
7. Леонтьева И.А. Безопасность жизнедеятельности (краткий конспект лекций): учебное
пособие для студентов СПО - М.: ОИЦ, 2018г.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)

1 сайт МЧС РФ: сайт // Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru
2. сайт МВД РФ: сайт // Режим доступа: http://www.mvd.ru
3. сайт Минобороны РФ: сайт// Режим доступа: http://www.mil.ru
4 сайт ФСБ РФ: сайт // Режим доступа: http://www.lsb.ru
3.2.3. Дополнительные источники

Не предусмотрены.

12

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ СГЦ.ОЗ. «Безопасность жизнедеятельности» по специальности 09.01.03
«Оператор информационных систем и ресурсов»

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе

проведения

занятий,

а

также

выполнения

обучающимися

внеаудиторной

самостоятельной работы.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)

Коды
формируемых
профессиональных
и общих
компетенций

ОК 6
Освоенные умения:
- организовывать и проводить
ОК 7
мероприятия по защите
работающих и населения от
негативных воздействий
чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать
профилактические меры для
снижения уровня опасностей
различного вида и их
последствий в профессиональной
деятельности и быту;
- использовать средства
индивидуальной и коллективной
защиты от оружия массового
поражения;
- применять первичные средства
пожаротушения;
- ориентироваться в перечне
военно-учетных специальностей
и самостоятельно определять
среди них родственные
полученной специальности;
-применять профессиональные
знания в ходе исполнения
обязанностей военной службы на
воинских должностях в
соответствии с полученной
специальностью;
- владеть способами
бесконфликтного общения и
саморегуляции в повседневной
деятельности и экстремальных
условиях военной службы;
-оказывать первую помощь
пострадавшим.

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения

Формы контроля обучения:
- выполнение практических заданий,
тестовый контроль, устная проверкаиндивидуальный и фронтальный
опрос;
-выполнение контрольных работ;
оценка результатов выполнения
самостоятельной внеаудиторной
работы;
- анализ ответов и выступлений
студентов на занятиях;
- решение ситуационных задач,
подготовленных обучающимися;
Формы оценки результативности
обучения:
-традиционная система отметок в
баллах за каждую выполненную
работу, на основе которых
выставляется итоговая отметка
Методы контроля направлены на
проверку умения учащихся:
-выполнять условия задания на
творческом уровне с представлением
собственной позиции;
-делать осознанный выбор способов
действий из ранее известных;
-осуществлять коррекцию
(исправление) сделанных ошибок на
новом уровне предлагаемых заданий;
-работать в группе и представлять,
как свою, так и позицию группы;

Методы оценки результатов
обучения'.
- формирование результата итоговой
аттестации по дисциплине на основе
суммы результатов текущего
контроля;
- анализ ответов и выступлений
студентов на занятиях.
13

Усвоенные знания:
- принципы обеспечения
устойчивости объектов
экономики, прогнозирования
развития событий и оценки
последствий при техногенных
чрезвычайных ситуациях и
стихийных явлениях, в том числе
в условиях противодействия
терроризму как серьезной угрозе
национальной безопасности
России;
- основные виды потенциальных
опасностей и их последствия в
профессиональной деятельности
и быту, принципы снижения
вероятности их реализации;
- основы военной службы и
обороны государства;
- задачи и основные мероприятия
гражданской обороны;
-способы защиты населения от
оружия массового поражения;
- меры пожарной безопасности и
правила безопасного поведения
при пожарах;
-организацию и порядок призыва
граждан на военную службу и
поступления на неё в
добровольном порядке;
- основные виды вооружения,
военной техники и специального
снаряжения, состоящих на
вооружении (оснащении)
воинских подразделений, в
которых имеются военно­
учетные специальности,
родственные специальностям
СПО;
- область применения
получаемых профессиональных
знаний при исполнении
обязанностей военной службы;
- порядок и привила оказания
первой помощи пострадавшим.

14



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.