МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГЦ.04 Физическая культура
Код и наименование профессии /специальности:
09.01.03 «Оператор информационных систем и ресурсов»
Профиль получаемого профессионального образования:
технический
Квалификация выпускника:
Оператор информационных систем и ресурсов
Форма обучения: очная
Курс 2,3,4
2024г.
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
Протокол № 1 от «30» 08. 2024 г.
Предееда/е
Подпись
П(Ц)К
Мусаева М.М
ФИО
Подпись
ФИО
Рабочая программа СГЦ.04 «Физическая культура» является обязательной частью социально
гуманитарного цикла ПОП-П в соответствии с ФГОС СПО по профессии 09.0ЕОЗ «Оператор
информационных систем и ресурсов»
разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»;
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования;
- Концепции Национальной программы повышения уровня бережливого производства
населения РФ;
- ФГОС СОО утв. приказом Минобрнауки России от 11 ноября 2022 г. № 974;
с учетом:
- профиля получаемого образования.
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (разработаны Департаментом государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с
ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки
России от 17.03.2015 № 06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных
учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ),
разработанных Отделом профессионального образования Министерства образования и
науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом
образовательной организаци11ща:-2024/2025 учебный год.
Разработчики: Багомедов М.Ш.
Рецензенты/ эксперты: Исамагомедова А.Д.
преподаватель ГБПОУ РД ИПК.
ГБПОУ РД ИПК
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГЦ.04 Физическая культура
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «СГЦ.04 Физическая культура» является обязательной частью
социально-гуманитарного цикла ПОП-П в соответствии с ФГОС СПО по профессии 09.01.03
Оператор информационных систем и ресурсов.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 06, ОК 07, ОК
08.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код
Умения
Знания
ПК, ОК
ОК 06
описывать значимость своей
профессии
применять стандарты
антикоррупционного поведения
ОК 07
соблюдать нормы
экологической безопасности
определять направления
ресурсосбережения
в рамках профессиональной
деятельности по профессии,
осуществлять работу с
соблюдением принципов
бережливого производства
организовывать
профессиональную
деятельность с учетом знаний
об изменении климатических
условий региона
ОК 08
использовать физкультурнооздоровительную деятельность
для укрепления здоровья,
достижения жизненных
и профессиональных целей
применять рациональные
приемы двигательных функций
в профессиональной
сущность гражданско-патриотической
позиции, общечеловеческих ценностей
значимость профессиональной
деятельности по профессии
стандарты антикоррупционного
поведения
и последствия его нарушения
правила экологической безопасности
при ведении профессиональной
деятельности
основные ресурсы, задействованные
в профессиональной деятельности
пути обеспечения ресурсосбережения
принципы бережливого производства
основные направления изменения
климатических условий региона
роль физической культуры
в общекультурном, профессиональном
и социальном развитии человека
основы здорового образа жизни
деятельности
пользоваться средствами
профилактики перенапряжения,
характерными для данной
профессии
условия профессиональной
деятельности
и зоны риска физического здоровья
для профессии
средства профилактики
перенапряжения
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
48
Обязательные аудиторные учебные занятия (всего)
42
в т. ч.:
теоретическое обучение
6
практические занятия
34
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачёт
4
2
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
1
2
Раздел 1. Основы физической культуры
Тема
1.1. Содержание учебного материала
Физическая
Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении
культура
в Здоровья. Самоконтроль студентов физическими упражнениями и
профессиональной
спортом. Контроль уровня совершенствования профессионально важных
подготовке и
психофизиологических качеств
социокультурное
Самостоятельная работа обучающихся
развитие личности
Раздел 2. Легкая атлетика
Тема 2.1. Бег на Содержание учебного материала
короткие
В том числе практических и лабораторных занятий
дистанции.
Практическое занятие № 1. Техника безопасности на занятия Л/а. Техника
Прыжок в длину с беговых упражнений. Совершенствование техники высокого и низкого
места
старта, стартового разгона, финиширования.
Практическое занятие № 2. Совершенствование техники бега на
дистанции 100 м., контрольный норматив. Совершенствование техники
бега
на
дистанции
300
м.,
контрольный
норматив.
Совершенствование техники бега на дистанции 500 м., контрольный
1 Объем часов на освоение конкретных тем распределяется образовательной организацией самостоятельно
Объем, акад. ч. /
в том числе в
форме
практической
подготовки,
акад. ч1.
3
Коды компетенций,
формированию
которых способствует
элемент программы
4
6
2
2
2
ОК 06
ОК 07
ОК 08
10
2
2
ОК 06
ОК 07
ОК 08
норматив.
Практическое занятие № 3. Совершенствование техники прыжка в длину с
места, контрольный норматив
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.2. Бег на Содержание учебного материала
длинные дистанции В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 4. Овладение техникой старта, стартового
разбега, финиширования. Разучивание комплексов специальных
упражнений. Техника бега по дистанции (беговой цикл). Техника бега по
пересеченной местности (равномерный, переменный, повторный шаг)
Практическое занятие № 5. Техника бега на дистанции 2000 м,
контрольный норматив. Техника бега на дистанции 3000 м, без учета
времени. Техника бега на дистанции 5000 м, без учета времени
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.3. Бег на Содержание учебного материала
средние дистанции
В том числе практических и лабораторных занятий
Прыжок в длину с Практическое занятие № 6. Выполнение контрольного норматива: бег
разбега.
ЮОметров на время. Выполнение К.Н.: 500 метров - девушки, 1000
Метание снарядов.
метров - юноши.
Практическое занятие № 7. Выполнение контрольного норматива: прыжка
в длину с разбега способом «согнув ноги». Техника прыжка способом
«Согнув ноги» с 3-х, 5-ти, 7-ми шагов.
Практическое занятие № 8. Техника прыжка «в шаге» с укороченного
разбега. Целостное выполнение техники прыжка в длину с разбега,
контрольный норматив.
Практическое занятие № 9. Техника метания гранаты. Техника метания
гранаты, контрольный норматив.
Самостоятельная работа обучающихся
2
2
ОК 06
ОК 07
ОК 08
ОК 06
ОК 07
ОК 08
Раздел 3. Баскетбол
Тема 3.1. Техника
выполнения
ведения
мяча, передачи и
броска мяча в
кольцо с места
8
Содержание учебного материала
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 10. Овладение техникой выполнения ведения
мяча, передачи и броска мяча с места. Овладение и закрепление техникой
ведения и передачи мяча в баскетболе
2
ОК 06
ОК 07
ОК 08
2
ОК 06
ОК 07
ОК 08
2
ОК 06
ОК 07
ОК 08
2
ОК 06
ОК 07
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 3.2. Техника
выполнения
ведения
и передачи мяча в
движении, ведение
- 2 шага - бросок
Содержание учебного материала
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 11. Техника ведения и передачи мяча в движении
и броска мяча в кольцо - «ведение - 2 шага - бросок».
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 3.3. Техника
выполнения
штрафного броска,
ведение, ловля и
передача мяча в
колоне и кругу,
правила баскетбола
Содержание учебного материала
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 12. Совершенствование техники выполнения
штрафного броска, ведение, ловля и передача мяча в колоне и кругу.
Совершенствование техники выполнения перемещения в защитной стойке
баскетболиста.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема
3.4. Содержание учебного материала
Совершенствование
В том числе практических и лабораторных занятий
техники владения
баскетбольным
Практическое занятие № 13. Выполнение контрольных нормативов:
мячом
«ведение - 2 шага - бросок», бросок мяча с места под кольцо.
Совершенствовать технические элементы баскетбола в учебной игре.
ОК 08
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 4. Волейбол
Тема 4.1. Техника
перемещений,
стоек,
технике
верхней и
нижней передач
двумя руками
Тема 4.2. Техника
нижней подачи и
приёма после неё
Тема 4.3. Техника
прямого
нападающего удара
10
Содержание учебного материала
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 14. Отработка действий: стойки в волейболе,
перемещения по площадке. Подача мяча: нижняя прямая, нижняя боковая,
верхняя прямая, верхняя боковая. Прием мяча. Передача мяча.
Нападающие удары. Блокирование нападающего удара. Страховка у
сетки. Обучение технике передачи мяча двумя руками сверху и снизу на
месте и после перемещения. Отработка тактики игры: расстановка
игроков, тактика игры в защите, в нападении, индивидуальные действия
игроков с мячом, без мяча, групповые и командные действия игроков,
взаимодействие игроков.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 15. Отработка техники нижней подачи и приёма
после неё
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 16. Отработка техники прямого нападающего
удара
ОК 06
ОК 07
ОК 08
2
2
2
ОК 06
ОК 07
ОК 08
ОК 06
ОК 07
ОК 08
Самостоятельная работа обучающихся
Тема
4.4
Совершенствование
техники владения
волейбольным
мячом
Содержание учебного материала
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 17. Приём контрольных нормативов: передача
мяча над собой снизу, сверху. Приём контрольных нормативов: подача
мяча на точность по ориентирам на площадке.
Учебная игра с применением изученных положений. Отработка техники
владения техническими элементами в волейболе.
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 5. Легкоатлетическая гимнастика
Тема
5.1. Содержание учебного материала
Легкоатлетическая
В том числе практических и лабораторных занятий
гимнастика, работа Практическое занятие № 17. Выполнение упражнений для развития
на тренажерах
различных групп мышц. Круговая тренировка на 5 - 6 станций.
Самостоятельная работа обучающихся
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачёт
Всего:
2
2
ОК 06
ОК 07
ОК 08
6
2
2
2
6
2
44
ОК 06
ОК 07
ОК 08
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЗЛ. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Спортивный зал, оснащенный необходимым для реализации программы учебной
дисциплины оборудованием, приведенным в п. 6.1.2.2 примерной образовательной
программы по данной профессии.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1.
Быченков, С. В. Физическая культура : учебное пособие для СПО / С.
В. Быченков, О. В. Везеницын. — 2-е изд. — Саратов: Профобразование, Ай Пи Эр
Медиа, 2018. — 122 с.
2.
Муллер А.Б. Физическая культура: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / А.Б. Муллер [и др.]. - Москва: Издательство
Юрайт, 2021. - 424 с. - (Профессиональное образование).
3.2.2. Основные электронные издания
1. Физическая культура: учебное пособие для среднего профессионального
образования / Е. В. Конеева [и др.]; под редакцией Е. В. Конеевой. — 2-е изд., перераб. и
доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 599 с. — (Профессиональное образование).
— ISBN 978-5-534-13554-1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495018 .
2. Филиппова, Ю. С. Физическая культура [Электронный ресурс]: учебно
методическое пособие / Ю. С. Филиппова. — М.: ИНФРА-М, 2020. — 197 с. - Режим
доступа: https://znanium.com/catalog/product/1071372
3. Садовникова, Л. А. Физическая культура для студентов, занимающихся в
специальной медицинской группе : учебное пособие для спо / Л. А. Садовникова. — 2-е
изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 60 с. — ISBN 978-5-8114-7201-7. — Текст :
электронный //
Лань
:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/156380
4. Журин, А. В. Волейбол. Техника игры / А. В. Журин. — 3-е изд., стер. — СанктПетербург : Лань, 2023. — 56 с. — ISBN 978-5-507-46039-7.— Текст: электронный//
Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/295964
5. Бардамов, Г. Б. Базовая подготовка к сдаче нормативов комплекса ГТО / Г. Б.
Варламов, А. Г. Шаргаев, С. В. Бадлуева. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 144 с. —
ISBN 978-5-507-44133-4.— Текст: электронный// Лань : электронно-библиотечная
система. — URL: https://e.lanbook.com/book/255971
6. Базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности: спортивные
игры / В. П. Овчинников, А. М. Фокин, О. А. Габов [и др.] ; Под ред.: Овчинников В. П..
— Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 152 с. — ISBN 978-5-507-45118-0.— Текст:
электронный //
Лань
:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/284144
7. Федякин, А. А. Теория и организация адаптивной физической культуры / А. А.
Федякин. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 212 с. — ISBN 978-5-507-45552-2.—
Текст: электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/311903
8. Агеева, Г. Ф. Теория и методика физической культуры и спорта / Г. Ф. Агеева, Е.
Н. Карпенкова. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 68 с. — ISBN 978-5507-45936-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/292016
3.2.3. Дополнительные источники
1. Психология физической культуры и спорта: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / А.Е. Ловягина [и др.]; под редакцией А.Е. Ловягиной. Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 338 с. - (Профессиональное образование)
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Знания:
роль физической культуры в
Отражение в портфолио
общекулыурном,
роли физической
культуры, принципов
профессиональном и
социальном развитии
здорового образа жизни,
организации здоровье
человека;
основы здорового образа
сберегающего режима
жизни;
работы и рабочего места,
условия профессиональной
патриотической позиции
деятельности и зоны риска
и общечеловеческих
физического здоровья для
ценностей.
профессии;
средства профилактики
ИЛИ
перенапряжения;
Не менее 60%
сущность гражданскоправильных ответов
патриотической позиции,
теста.
общечеловеческих ценностей.
Умения:
Соответствие
использовать физкультурнонормативам
оздоровительную
деятельность для укрепления
здоровья, достижения
Методы оценки
Портфолио
и/или тестирование.
Наблюдения
выполнения
работ
в
ходе
практических
жизненных и
профессиональных целей;
применять рациональные
приемы двигательных
функций в профессиональной
деятельности; пользоваться
средствами профилактики
перенапряжения,
характерными для данной
профессии;
взаимодействовать с
коллегами.