ОПЦ.01 Связь, Основы информационных и коммуникационных технологии 2024

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение РД «Индустриальнопромьппленный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПЦ.01 СВЯЗЬ, ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ
И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Профиль получаемого профессионального образования: технический

Код и наименование профессии: 09.01.03. Оператор информационных систем и ресурсов

Квалификация выпускника: Оператор информационных систем и ресурсов
Форма обучения: очная
Курс: 2

Семестр: 3, 4

2024

1

ОДОБРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

предметной (цикловой) комиссией
общеобразовательных и гуманитарных
дисциплин

Зам. директора по УР

Протокол № 1 от

г.

'""Шабанова М.М.

Подпись

ФИО

__________________20 А7

Председатель П(Ц)К
Магомедова З.А.

Подпись

ФИО

Рабочая программа общепрофессионального учебного предмета ОПЦ.01 Связь, основы
информационных и коммуникационных технологий
разработана на основе требований:
-Федерального закона от 29.12.2012г.№ 273 -ФЗ об образовании в РФ.

-

-

-Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012г. №413
(зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012г. № 24480);
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
среднего
профессионального образования по профессии 09.01.03. Оператор информационных
систем и ресурсов, утвержденный приказом Минпросвещения России от
ll.ll.2022r.N974
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по специальности 09.01.03 Оператор
информационных систем и ресурсов. (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013
N 29569)
с учетом:
-

-

профиля получаемого образования;
примерной программы;
рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного
общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального
образования (разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный институт
развития образования» (письмо Департамента государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных
учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных
Отделом профессионального образования Министерства образования и науки Республики
Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2024/2025учебный год.

Разработчик: Магомедов Т.М.

Рецензенты: Магомедов Р.Б.

преподаватель ГБПОУ РД ИПК

■ директора по ИКТ ГБПОУ РД ИПК

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 СВЯЗЬ, ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Связь, основы информационных и коммуникационных
технологий» является обязательной частью общепрофессионального цикла основной
образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 02.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и

знания
Код ПК, ОК

Умения

Знания

ПК1.1,
ПК 1.2,
ПК 1.3,
ПК 1.4,
ПК 1.5,
ПК 1.6,
ПК1.7,
ОК 02.

использовать
программное
обеспечение в профессиональной
деятельности;
использовать
информационные
ресурсы для поиска и хранения
информации;
обрабатывать
текстовую
и
табличную
информацию;
использовать деловую графику и
мультимедиаинформацию;
использовать технологии сбора,
размещения,
хранения,
накопления, преобразования и
передачи данных;
обрабатывать
текстовую
и
числовую информацию;
применять
мультимедийные
технологии
обработки
и
представления информации;
обрабатывать
информацию,
используя
средства
пакетов
прикладных программ.

понятие информационных систем и
информационных
технологий,
автоматизированной
обработки
информации;
основные правила и методы работы
с пакетами прикладных программ;
возможности сетевых технологий
работы с информацией;
методы
и
средства
сбора,
обработки, хранения, передачи и
накопления информации;
принципы защиты информации от
несанкционированного доступа
теоретические основы, виды и
структуру баз данных;
принципы
классификации
и
кодирования информации;
номенклатура
информационных
источников,
применяемых
в
профессиональной деятельности;
приемы
структурирования
информации; формат оформления
результатов поиска информации;
основы
современных
систем
управления базами данных.

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

36

в т.ч. в форме практической подготовки

17

в т. ч.:
теоретическое обучение

17

практические работы

17

Самостоятельная работа

-

Промежуточная аттестация (дифф.зачет)

2

5

1.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

1

2

Объем, акад. ч. /
в том числе в
форме
практической
подготовки,
акад. ч.

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

3

4

Раздел 1. Виды информации и методы ее обработки

4/2

Тема 1.1. Виды и
свойства
информации

2/2

Содержание учебного материала
Информация и формы ее представления. Основные характеристики информации.
Основные форматы текстовых, графических, аудио и видеофайлов.

2

ПК 1.1, ПК 1.2,
ПК2.1,ПК 2.2,
ПК 2.3, ОК 02,
ОК 05, ОК 09

Классификация информационных технологий.

В том числе практических и лабораторных занятий

2

Лабораторная работа № 1. Конвертирование и сохранение файлов в различных
форматах

2

Самостоятельная работа обучающихся
Тема 1.2.
Базовые
информационные
процессы, их

*

Содержание учебного материала

2

Извлечение информации. Транспортирование информации. Обработка
информации.

2

В том числе практических и лабораторных занятий

6

характеристика и
модели

Самостоятельная работа обучающихся

Л

Раздел 2. Применение информационных технологий для разработки служебных документов

6/6

Тема 2.1.
Основные
технологии
разработки
текстовых
документов

2/2

Содержание учебного материала
1. Основные правила и методы разработки служебных документов.
2. Настройка режимов отображения документов и параметров страницы.

2

3. Редактирование и форматирование документов. Подготовка шаблонов
документов.
4. Вставка таблиц и графических элементов в текстовые документы.
В том числе практических и лабораторных занятий
Лабораторная работа № 2.
Создание и форматирование текстовых документов из заданных фрагментов, в
том числе многостраничных. Подготовка и сохранение шаблонов документов.
Вставка таблиц и графических элементов в текстовые документы
Самостоятельная работа обучающихся

Тема 2.2
Применение
электронных
таблиц

Содержание учебного материала

2

2

2/4

1. Основные встроенные функции электронных таблиц.

2. Обработка числовых данных средствами электронных таблиц.

2

3. Построение диаграмм и графиков.
В том числе практических и лабораторных занятий

4

7

Лабораторная работа № 3. Создание и заполнение электронных таблиц на основе
представленных данных. Фильтрация и группировка данных в электронных
таблицах.

2

Лабораторная работа № 4. Вычисления в электронных таблицах. Построение
графиков и диаграмм в электронных таблицах. Анимированные графики.

2

Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 3. Технологии создания мультимедийных документов

6/6

Тема 3.1.
Современные
мультимедийные
ресурсы

2/2

Содержание учебного материала

1. Классификации и сферы применения мультимедийных ресурсов.
2. Образовательные ресурсы

2

3. Бизнес-приложения

В том числе практических и лабораторных занятий

2

Лабораторная работа № 5. Подготовка презентации по образовательным ресурсам
с добавлением мультимедийных эффектов.

2

Самостоятельная работа обучающихся
Тема 3.2.
Применение вебтехнологий

Содержание учебного материала

4/4

1.

Основные поисковые системы. Правила использования информационного
контента.

2

2.

Основные сервисы и методы публикации информации в сети.

2

В том числе практических и лабораторных занятий

4

8

Лабораторная работа № 6. Поиск и систематизация заданной информации.
Подготовка материалов для размещения в сети.

2

Лабораторная работа № 7. Выбор сервиса и публикация материалов в сети.

2

Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 4. Основы обработки информации в базах данных

4/4

Тема 4.1.
Основные
принципы
хранения
информации в
базах данных

2/2

Содержание учебного материала

Основные понятия баз данных: реляционные таблицы, установление связей между
таблицами.

2

В том числе практических и лабораторных занятий

2

Лабораторная работа № 7. Обновление информации в базе данных.

2

Самостоятельная работа обучающихся
Тема 4.2.
Обработка и
обновление
информации в
таблицах баз
данных

Содержание учебного материала

2/2

Понятие запроса. Конструктор запросов. Формирование отчета по заданным
параметрам.

2

В том числе практических и лабораторных занятий

2

Лабораторная работа № 8. Создание и сохранение запросов и отчетов для
заданной базы данных.

2

Самостоятельная работа обучающихся
Промежуточная аттестация

2

Всего:

36

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Лаборатория «Информационных технологий», оснащенная необходимым для
реализации программы учебной дисциплины оборудованием, приведенным в п. 6.1.2.3
рабочей программы по данной профессии.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для
использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже
печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может
быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Гохберг, Г. С. Информационные технологии: учебник для СПО / Г. С. Гохберг, А. В.
Зафиевский, А. А. Короткин. Изд. 3-е, стереотип. - М.: ИЦ «Академия», 2022.-240с.
2. Петлина, Е. М. Информационные технологии в профессиональной деятельности:
учебное пособие для СПО / Е. М. Петлина, А. В. Горбачев. —Саратов: Профобразование 2022.
—111с.

3.2.2. Основные электронные издания
1. Гвоздева, В. А. Информатика, автоматизированные информационные технологии и
системы [Электронный ресурс]: учебник / В.А. Гвоздева. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2023. —
542 с.
2. Петлина Е.М. Информационные технологии в профессиональной деятельности:
учебное пособие для СПО / Петлина Е.М., Горбачев А.В.. — Саратов: Профобразование, 2021.
— 111с. — ISBN 978-5-4488-1113-5. — Текст: электронный // IPR SMART: [сайт]. — URL:
https://www.iprbookshop.ru/104886.html
3.
Советов,
Б. Я. Информационные технологии:
учебник для
среднего
профессионального образования / Б. Я. Советов, В. В. Цехановский. — 7-е изд., перераб. и
доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 327 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-06399-8. —Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
4. Журавлев, А. Е. Информатика. Практикум в среде Microsoft Office 2023/2024/ А. Е.
Журавлев. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 124 с. — ISBN 978-5-50745697-0. — Текст: электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/279833
5. Зубова, Е. Д. Информатика и ИКТ : учебное пособие для спо / Е. Д. Зубова. — 3-е
изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 180 с. — ISBN 978-5-8114-9557-3. — Текст :
электронный //
Лань
:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/200465
6. Калмыкова, С. В. Работа с таблицами на примере Microsoft Excel / С. В. Калмыкова,
Е. Ю. Ярошевская, И. А. Иванова. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 136 с.

11

— ISBN 978-5-507-44924-8.— Текст: электронный// Лань : электронно-библиотечная
система. — URL: https://e.lanbook.com/book/249632
7. Жук, Ю. А. Информационные технологии: мультимедиа : учебное пособие для спо /
Ю. А. Жук. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 208 с. — ISBN 978-5-8114-6829-4. — Текст :
электронный //
Лань
:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/l 53641
8. Малахов, С. В. Операционные системы и оболочки / С. В. Малахов. — СанктПетербург : Лань, 2023. — 120 с. — ISBN 978-5-507-45326-9. — Текст : электронный // Лань :
электронно-библиотечная система. — URL: https://e.Ianbook.com/book/302690
9. Бурняшов, Б. А. Офисные пакеты «Мой Офис», «Р7-Офис». Практикум / Б. А.
Бурняшов. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 136 с. — ISBN 978-5-507-45495-2. — Текст ;
электронный //
Лань
:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/302636

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины

Знания:
понятие информационных систем и
информационных технологий,
автоматизированной обработки
информации;
основные правила и методы работы с
пакетами прикладных программ;
возможности сетевых технологий работы с
информацией;
методы и средства сбора, обработки,
хранения, передачи и накопления
информации;
принципы защиты информации от
несанкционированного доступа
теоретические основы, виды и структуру
баз данных;
принципы классификации и кодирования
информации;
номенклатура информационных
источников, применяемых в
профессиональной деятельности; приемы
структурирования информации; формат
оформления результатов поиска
информации

Не менее 60% верных
ответов

Тестирование

12

основы архитектуры аппаратных средств;
принципы функционирования аппаратных
средств вычислительной техники;
принципы работы операционных систем;
основы современных систем управления
базами данных.
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
Умения:
использовать программное обеспечение в
профессиональной деятельности;
использовать информационные ресурсы
для поиска и хранения информации;
обрабатывать текстовую и табличную
информацию; использовать деловую
графику и мультимедиаинформацию;
использовать технологии сбора,
размещения, хранения, накопления,
преобразования и передачи данных;
обрабатывать текстовую и числовую
информацию;
применять мультимедийные технологии
обработки и представления информации;
обрабатывать информацию, используя
средства пакетов прикладных программ.

Результаты выполнения
заданий соответствуют
заданным шаблонам и
требованиям.
При выполнении заданий

использованы
рациональные методы и
средства обработки
информации.

Оценка
результатов
выполнения
практической
работы

Экспертное
наблюдение за
ходом
выполнения
практической
работы

13



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.