ОПЦ.04 Гражданское население и противодействие распранение идеологии терроризма 2024

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПЦ.04 ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА

Профиль получаемого профессионального образования:
технический.
Код и наименование специальности:

09.01.03. Оператор информационных систем и ресурсов
Квалификация выпускника: оператор информационных систем и ресурсов

Форма обучения: очная

2024 г.

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией

Протокол № 1от
» CkP 20otyr.
Председатель П(Ц)К
_____ Магомедова З.А.
Подпись
ФИО
ЙЛ 0^
20^fr.

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР

Подпись

ФИО

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Гражданское население в
противодействии распространения идеологии терроризма» составлена в соответствии с требованиями к
дополнительному образованию Федеральных государственных образовательных стандартов, в
соответствии с Комплексным планом противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на
2019-2023 гг.
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Гражданское население в
противодействии распространения идеологии терроризма» предназначена для обучающихся при
подготовке специалистов среднего звена по профессии СПО 09.01.03 Оператор информационных систем
и ресурсов и ориентирована на формирование у них основ антитеррористической идеологии.
Рабочая программа общепрофессионального учебного предмета «Гражданское население в
противодействии распространения идеологии терроризма» разработана на основе требований:
-Федерального закона от 29.12.2012г.№ 273 -ФЗ об образовании в РФ.
- -Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования,
утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012г. №413 (зарегистрировано в
Минюсте России 07.06.2012г. № 24480);
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального
образования по профессии
09.01.03. Оператор информационных систем и ресурсов,
утвержденный приказом Минпросвещения России от ll.ll.2022r.N974 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов.
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N 29569)
с учетом:
- профиля получаемого образования;
- примерной программы;
- рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного
общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального
образования (разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный институт
развития образования» (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных учебных
дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы
среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом
профессионального образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в
соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на 2024/2025учебный
год.

Разработчики: Магомедов И.А.преподаватель спец, дисциплин
Рецензенты: Ибрагимова И.И

зам. директора ГБПОУ РД ИПК

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ

4

ДИСЦИПЛИНЫ «ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ
ТЕРРОРИЗМА»
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ

7

ДИСЦИПЛИНЫ «ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В
ПРОТИВОДЕЙСТВИИ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ
ТЕРРОРИЗМА»

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

13

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА»

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ
ТЕРРОРИЗМА»

3

15

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ «ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В
ПРОТИВОДЕЙСТВИИ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА»

1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Гражданское население в
противодействии распространения идеологии терроризма» предназна- чена для изучения в ГБПОУ
РД «Индустриально-промышленный колледж» реализующего образовательную программу
среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы СПО на базе
основного общего образования при подготовке квалифицированных специалистов среднего звена
по профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов
Программа составлена в соответствии с требованиями к дополнительному образованию
Федеральных государственных образовательных стандартов, в соответствии с Комплексным
планом противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 - 2023 гг.
Реализация данной Программы обусловлена насущной необходимостью формирования у
обучающихся общих представлений о внешней и внутренней политике, проводимой Российской
Федерацией в сфере обеспечения национальной безопасности в тесной увязке с проблемами,
связанными с организационными и правовыми аспектами противодействия идеологии терроризма
и религиозно- политического экстремизма в современных условиях

1.2. Общая характеристика учебной дисциплины
Стратегическая цель заключается в формировании социально-политических
компетенций обучающихся посредством правильного понимания и умения теоретически
различать виды терроризма в процессе изучения таких базовых понятий, как: терроризм,
идеология терроризма, террористическая угроза, террористический акт, международный
терроризм, экстремизм, сепаратизм, ксенофобия, мигрантофобия, национализм, шовинизм,
межнациональные и межконфессиональные конфликты, информационная среда, национальная
безопасность, безопасность личности, культура межнационального общения и др.
Кроме того, целью этой Программы является формирование коммуникативной, социально­
психологической, социально-правовой, информационной и социально-личностной компетенций у
обучающихся.
Исходя из изложенного ранее, данная Программа ориентирована на решение следующих
задач.

1.

Теоретические задачи:

— понимание основных
политическая компетентность);

форм

социально-политического

насилия

(социально-

— знание содержания основных документов и нормативно-правовых актов
противодействия терроризму в Российской Федерации, а также приоритетных задач государства в
борьбе с терроризмом (политическая грамотность);
— знание задач системного изучения угроз общественной безопасности, принципов
4

прогнозирования и ранней диагностики террористических актов, методов предотвращения,
нейтрализации и надежного блокирования их деструктивных форм, разрушительных для общества
(методологическая грамотность);
2. Практические задачи:
— умение выявлять факторы формирования экстремистских взглядов и радикальных
настроений в молодежной среде (информационная компетентность);

— знание конституционных прав и обязанностей граждан, правовых основ обеспечения
безопасности (социально-правовая компетентность);
— знание нормативно-правовой базы противодействия терроризму (социально-правовая
компетентность);
3. Воспитательные задачи (формирование социально-личностных компетенций):
—

формирование гражданственности, патриотизма, социальной активности обучающихся;

— формирование представления о роли семейного воспитания в преодолении негативных
этноконфессиональных установок;

1.3. Место учебной дисциплины «Гражданское население в противодействии
распространения идеологии терроризма» в учебном плане профессиональной образовательной
программы: дисциплина входит в вариативную часть общепрофессионального учебного цикла
образовательной программы по профессии

1.4 Результаты освоения учебной дисциплины «Гражданское население в противодействии
распространения идеологии терроризма»
В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы следующие
знания:
1. основ и политических технологий противодействия экстремизму и терроризму,
отличий террора, терроризма и террористической угрозы, их сущности и специфики;

2. основных законодательных и нормативно-правовых документов в сфере обеспечения
безопасности и противодействия террористической угрозе;
3. социокультурных, религиозных и этнических аспектов антитеррористической политики,
специфики проявления фактора конфессиональной и этнической принадлежности представителей
различных социальных групп в росте террористической угрозы;
4. основ информационно-психологического воздействия на социум для формирования
антитеррористического сознания и поведения населения, механизмов и последствий экстремизма
и терроризма;
5. механизмов и форм участия институтов гражданского общества в эффективном
противодействии экстремизму и терроризму;
Промежуточный контроль в форме дифференцированного зачета.

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА»

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной деятельности
Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка
Обязательная аудиторная учебная нагрузка
в том числе:
лекционные занятия

36
36

практические занятия
Самостоятельная работа
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

16
2

18

6

3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем

№
урока

Содержание учебного материала, практические занятия,
самостоятельная работа

1
2
3
Модуль 1. Сущность современного терроризма, идеология, типология и его крайняя общественная
опасность
Тема 1.1 Исторические корни и
Содержание учебного материала
эволюция терроризма
Предыстория терроризма. Идейные основы европейского
революционного террора. Революционный террор в России
(вторая треть XIX — начало XX вв.).
1

Первый теоретик терроризма (М. Робеспьер). Истоки
терроризма в России.
Содержание учебного материала
Определение понятия «терроризм». Общая характеристика
терроризма как идеологии насилия.

Тема 1.2 Современный
терроризм: понятие, сущность,
разновидности

2

Тема 1.3 Международный
терроризм как глобальная
геополитическая проблема
современности

Тема 1.4 Виды экстремистских
идеологий как концептуальных
основ идеологии терроризма
Тема 1.5 Особенности

3

4

Объем
часов

Время на
изучение
темы

4

5

12

2

1
1

2
1

Причины и факторы современного терроризма. Коррупция как
один из ключевых факторов возникновения идеологии
терроризма в современной России. Структурные элементы
терроризма.

Содержание учебного материала
Сущность и идеология современного международного
терроризма. Глобальная контртеррористическая стратегия
ООН.
Международное сотрудничество в противодействии
терроризму.
Содержание учебного материала:
Идеология крайнего национализма. Идеология расизма
Идеология сепаратизма. Идеология ваххабизма
Общие негативные антиобщественные качества
Содержание учебного материала:
7

1
2

1
1
2

1
1
2

5

Специфика преступных идеологий террористов. Факторы,
влияющие на формирование идеологии участников
террористических групп и организаций

Содержание учебного материала:
Понятие и сущность «молодежного экстремизма». Причины
«молодежного экстремизма».
6
Основные формы проявления «молодежного экстремизма».
рористической идеологии как фактор общественной безопасности
в современной России
Содержание учебного материала:

2

10

2

7

Правовые основы и принципы государственной политики в
сфере противодействия терроризму. Виды ответственности:
административная, уголовная. УКРФ статья 206-207

8

Практическое
занятие
Особенности
государственной
политики по противодействию терроризму в современной
России.
Юридические
и
организационные
аспекты
профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и
(или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

2

9

Практическое занятие Сущность понятия «национальная
безопасность».
Стратегии
национальной
безопасности
Российской Федерации до 2020 года. Концепция общественной
безопасности в Российской Федерации от 20 ноября 2013 года.
Терроризм как один из основных источников угроз
общественной безопасности в современной России.

2

10

Практическое занятие Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до
2020 года, указанном законодательном акте.

2

11

Практическое занятие Глобальное развитие информационных
технологий. Двойственность роли информационно­
коммуникационных технологий.

2

12

Практическое занятие Злоупотребление высокими
технологиями как фактор возникновения кибертерроризма.
Сущность понятий кибертерроризма.

2

13

Практическое занятие Противодействие кибертерроризму как
важная государственная задача по обеспечению
информационной безопасности гражданского населения.

2

14

15

16

17

Содержание учебного материала:
Социально важные функции Интернета: коммуникативная;
интегрирующая; актуализирующая; геополитическая;
социальная.
Практическое занятие Способы использования террористами
Интернета. Общая характеристика террористических сообществ
в Интернете.

2

2

Практическое занятие Интернет как идеологическая площадка
для пропаганды, вербовки сторонников террористов, а также
потенциальных исполнителей актов террора.

2

Содержание учебного материала:

2

Международное законодательство. Международные стандарты
в области предупреждения преступлений в информационно­
коммуникационной сфере.

ференцированного зачета

2

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение

Реализация программы дисциплины осуществляется в совмещенном учебном
кабинете

Оборудование учебного кабинета:

- рабочее место преподавателя;
- рабочие места по количеству обучающихся;
- комплект учебно-наглядных пособий: плакаты, презентации, фильмы
- инструкции для выполнения практических, самостоятельных работ.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень литературы:
1. Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на расширенном
заседании Совета Безопасности России: [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.kremlin.ru/transcripts
2. Государственная программа Правительства РФ «Информационное общество» (20112020 гг.).

3. Доктрина информационной безопасности России (2000 г. Утверждена президентом
Российской Федерации В.В. Путиным 9 сентября 2000 г.,
№ Пр-189).
4. Законы РФ «О средствах массовой информации»; «О порядке освещения
деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой
информации»; «Об информации, информационных технологиях и о защите
информации»; «Об участии в международном информационном обмене»; «Об
обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и
органов местного самоуправления».

5. Конституция Российской Федерации. Постатейный комментарий. - М.: Республика,
2014.
6. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации.

7. Приказ Минобранауки РФ от 4 июня 2008 г. № 170 «О комплексе мер по
противодействию терроризму в сфере образования и науки» от 4 июня 2008 г. № 170.
8. Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до
2020 г. (утв. Указом Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690).
9. Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» (с
изменениями от 7 августа 2000 г., 21 ноября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004
г.).
10. Федеральный закон РФ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» с
новой редакцией и дополнениями от 28.06.2014 № 179-ФЗ, от 05.05.2014, от
02.11.2013, от 23.07.2013, от 08.11.2011, от 03.05.2011.
11. Практические рекомендации по тематике формам и методам проведения
10

информационно-пропагандистских
кампаний
антитеррористической
и
антиэкстремистской направленности [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://ulgov.ru/page/index/permlink/id/3880
12. Сибиряков С. Чем может быть полезен России израильский антитеррористический
опыт?
[Электронный
ресурс]
Режим
доступа:
http://www.russian.kiev.ua/material.php?id=l 1605285
13. Сляднева Н.А. Международный терроризм и добровольный ПИАР: симбиоз,
порожденный новым информационным режимом XXI в. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.e-ioumal.ru/besop-st4- 21.html

14. Бойко А., Ушаков С. Компьютерная форма терроризма и ее легализация
[Электронный
ресурс]
Режим
доступа:
http://www.crimeresearch.org/library/kiberl .htm

15. Бутгер М. Электронный терроризм угроза XXI века [Электронный ресурс] - Режим
доступа: http://www.crime-research.org/library/kiber.htm 16.Голубев В. Кибертерроризм как
новая форма терроризма [Электронный
ресурс] - Режим доступа: http://www.crime- research.org/library/Gol tem3.htm
17. Голубев В., Сайтарлы Т. Проблемы борьбы с кибертерроризмом в современных
условиях
[Электронный
ресурс]
Режим
доступа:
http://www.crimeresearch.org/library/e-terrorism.htm
18. Эфиров С.А. Терроризм как катастрофогенный фактор [Электронный ресурс] - Режим
доступа: http://conflictolog.isras.ru/93-4-2.html

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляются
преподавателем в процессе проведения устного и письменного опроса, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Должен уметь:
- проводить поиск
информации в источниках разного типа;
- анализировать информацию,
представленную в разных знаковых
системах (текст, таблица, карта, схема);
- устанавливать причинноследственные связи;
- участвовать в дискуссиях по
проблемам, формулируя собственную
позицию по обсуждаемым вопросам,
используя для аргументации сведения;
- представлять результаты
изучения материала в формах реферата,
сочинения, исследовательского проекта,
публичной презентации;
- определять собственную
позицию по отношению к явлениям
современной жизни, исходя из их
исторической обусловленности;

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
- Анализ выполнения
практических работ, заданий к
самостоятельной работе.
Анализ оценок за практические
работы, выполненные в рамках освоения
разделов и тем и учебной дисциплины.
- Письменная проверочная
работа.
- выполнения заданий к
самостоятельной работе, предполагающей
поиск, переработку и представление
учебной информации.
- Оценка подготовленных
таблиц, схем, презентаций.
- Анализ на соответствие
реферата, исследовательского проекта,
публичной презентации.

Должен знать:
- основы и политические технологии
противодействия экстремизму и
терроризму, отличий террора, терроризма и
террористической угрозы, их сущности и
специфики;
- основные законодательные и
нормативно-правовые документы в сфере
обеспечения безопасности и
противодействия террористической
угрозе;
- социокультурные, религиозные и
этнические аспекты антитеррористической
политики, специфики проявления фактора
конфессиональной и этнической
принадлежности представителей различных

- Устные опросы.
- Оценка реферата, письменных,
практических работ.
- Наблюдение за выполнением
работ на теоретических и практических
занятиях.
- Оценка результатов
выполнения письменных тестов.

12

социальных групп в росте
террористической угрозы;
- основы информационно­
психологического воздействия на социум
для формирования антитеррористического
сознания и поведения населения,
механизмов и последствий экстремизма и
терроризма;
- механизмы и формы участия
институтов гражданского общества в
эффективном противодействии
экстремизму и терроризму;

13



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.