СОО.01.03 История 2024

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ
ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

С00.01.03 История

Код и наименование специальности: 43.02.15 Поварское и кондитерское дело"

Квалификация выпускника: Специалист по поварскому и кондитерскому делу

Форма обучения: очная

Курс: 1

Семестр :1.2

2024г.

ОДОБРЕНО
предметной(цикловой) комиссией

Протокол №^>т

С£

УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по УР

2024 г.

2+
ФИО

Подпись

№-0 %

2024г.

2024 г.

Рабочая программа учебной общеобразовательной дисциплины

С00.01.03 История

разработана на основе:
-Федерального закона от 29.12.2012 г.№ 273 -ФЗ об образовании в РФ.
-Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
утвержденного
приказом
Приказ
Минобрнауки
России
от
09.12.2016
N
1565
(ред. от 17.12.2020)"0б утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.15 Поварское и
кондитерское дело"
(Зарегистрировано в Минюсте России от20.12.2016 N 44828)
с учетом:
-профиля получаемого образования ;
- примерной программы;
- рекомендаций по организации получения среднего общего образования в предела^
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на
базе основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности
среднего
профессионального
образования(разработаны
Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный институт развития
образования »(письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России 17.03.2015г № 06-259);
- Методических
рекомендаций
по
разработке
рабочих
программ
общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального
образования Министерства образования и науки Республики Дагестан
в соответствии с рабочим
учебным планом образовательной организации на
2024/2025учебный год

Разработчики: Мусаева Зух
Рецензенты / эксперты:

Алиевна преподаватель истории ГБПОУ РД «ИПК»

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО

Общеобразовательная дисциплина «История» является обязательной
частью общеобразовательного
цикла образовательной
программы
в
соответствии с ФГОС по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело"
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:

1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины
Главной целью общего исторического образования является формирование у
обучающегося целостной картины российской и мировой истории. Учитывающей взаимосвязь
всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность
вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю,
формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и
общества, а также современного образа России

1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в
соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС С00
Особое значение дисциплина имеет при формировании ОК и ПК

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Код и наименование
формируемых компетенций
ОК 01. Выбирать способы
решения
задач
профессиональной
деятельности применительно
к различным контекстам

Планируемые результаты освоения дисциплины

Общие

Дисциплинарные1

В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности
мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности
технологической
и
социальной
направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность;
интерес
к
различным
сферам
профессиональной деятельности,
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно
формулировать
и
актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
- устанавливать существенный признак или
основания для сравнения, классификации и
обобщения;
- определять цели деятельности, задавать
параметры и критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать
риски последствий деятельности;

-уметь критически анализировать для решения познавательной
задачи аутентичные исторические источники разных типов
(письменные, вещественные, аудиовизуальные) по истории
России и зарубежных стран XX - начала XXI в., оценивать их
полноту и достоверность, соотносить с историческим периодом;
выявлять общее и различия; привлекать контекстную
информацию при работе с историческими источниками;
-владеть комплексом хронологических умений, умение
устанавливать причинно-следственные, пространственные
связи исторических событий, явлений, процессов с
древнейших времен до настоящего времени;
-уметь анализировать, характеризовать и сравнивать
исторические события, явления, процессы с древнейших
времен до настоящего времени

1 Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО от 12.08.2022г. № 732 для базового уровня изучения, для
углубленного уровня изучения

5

- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть
навыками
учебно­
исследовательской
и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения,
находить
аргументы
для
доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения
задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать
оригинальные подходы и решения;
способность
их
использования
в
познавательной и социальной практике
OK 02.
Использовать В области ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения,
современные средства поиска,
анализа и интерпретации соответствующего современному уровню
информации,
и развития науки и общественной практики,
основанного
на
диалоге
культур,
информационные технологии
для
выполнения
задач способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
профессиональной
- совершенствование языковой и читательской
деятельности
культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;

- уметь осуществлять с соблюдением правил информационной
безопасности поиск исторической информации по истории
России и зарубежных стран XX - начала XXI в. в справочной
литературе, сети Интернет, средствах массовой информации для
решения познавательных задач; оценивать полноту и
достоверность информации с точки зрения ее соответствия
исторической действительности;
- уметь объяснять критерии поиска исторических источников и
находить их; учитывать при работе специфику современных
источников социальной и личной информации; объяснять
значимость конкретных источников при изучении событий и

6

- осознание ценности научной деятельности, процессов истории России и истории зарубежных стран;
опыта
осуществления
учебно­
готовность
осуществлять
проектную
и приобретение
исследовательскую
деятельность исследовательской деятельности
индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из
источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и
форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с
учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность
информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной
безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации, информационной безопасности
личности
готовность
к
саморазвитию, - приобретать опыт осуществления проектной деятельности в
OK 04.
Эффективно
форме участия в подготовке учебных проектов по новейшей
взаимодействовать и работать самостоятельности и самоопределению;
истории, в том числе - на региональном материале (с
в коллективе и команде
использованием ресурсов библиотек, музеев и т.д.);

7

-овладение
навыками
учебно­
исследовательской, проектной и социальной
деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
6) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по
ее достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в
условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое
поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей
при анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей
на ошибки;
- развивать способность понимать мир с
позиции другого человека

- приобретать опыт взаимодействия с людьми другой культуры,
национальной и религиозной принадлежности на основе
ценностей современного российского общества: идеалов
гуманизма, демократии, мира и взаимопонимания между
народами, людьми разных культур; уважения к историческому
наследию народов России

8

OK 05. Осуществлять устную и
письменную коммуникацию
на государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и культурного
контекста

В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая
эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда и общественных
отношений;
- способность воспринимать различные виды
искусства, традиции и творчество своего и
других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и
общества отечественного и мирового искусства,
этнических культурных традиций и народного
творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах
искусства, стремление проявлять качества
творческой личности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах
жизни;
распознавать невербальные средства
общения, понимать значение социальных
знаков,
распознавать
предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку
зрения с использованием языковых средств

- уметь составлять описание (реконструкцию) в устной и
письменной форме исторических событий, явлений, процессов
истории родного края, истории России и всемирной истории XX начала XXI в. и их участников, образа жизни людей и его
изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать
собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на
фактический материал, в том числе используя источники разных
типов;
- отстаивать историческую правду в ходе дискуссий и других
форм межличностного взаимодействия, а также при
разработке и представлении учебных проектов и исследований
по новейшей истории, аргументированно критиковать
фальсификации отечественной истории; рассказывать о
подвигах народа при защите Отечества, разоблачать
фальсификации отечественной истории

ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать осознанное
поведение на основе
традиционных
общечеловеческих ценностей,
в том числе с учетом гармо-

осознание обучающимися российской
гражданской идентичности;
- целенаправленное развитие внутренней
позиции личности на основе духовно­
нравственных ценностей народов Российской
Федерации, исторических и национально­
культурных традиций, формирование системы

- понимать значимость России в мировых политических и
социально-экономических процессах XX - начала XXI в., знание
достижений страны и ее народа; умение характеризовать
историческое значение Российской революции, Гражданской
войны, нэпа, индустриализации и коллективизации в СССР,
решающую роль Советского Союза в победе над нацизмом,
значение советских научно-технологических успехов, освоения

9

низации межнациональных и
межрелигиозных отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения

значимых ценностно-смысловых установок,
антикоррупционного
мировоззрения,
правосознания, экологической культуры,
способности ставить цели и строить жизненные
планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и
обязанностей,
уважение
закона
и
правопорядка;
-принятие традиционных национальных,
общечеловеческих
гуманистических
и
демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам;
- готовность вести совместную деятельность в
интересах гражданского общества, участвовать
в самоуправлении в общеобразовательной
организации
и
детско-юношеских
организациях;
- умение взаимодействовать с социальными
институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской
деятельности;
патриотического воспитания:
- сформированное^ российской гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;

космоса; понимание причин и следствии распада СССР,
возрождения Российской Федерации как мировой державы,
воссоединения Крыма с Россией, специальной военной
операции на Украине и других важнейших событий XX - начала
XXI в.; особенности развития культуры народов СССР (России);
- знать имена героев Первой мировой, Гражданской, Великой
Отечественной войн, исторических личностей, внёсших
значительный вклад в социально-экономическое, политической
и культурное развитие России в XX - начале XXI в.;
-уметь составлять описание (реконструкцию) в устной и
письменной форме исторических событий, явлений, процессов
истории родного края, истории России и всемирной истории XX начала XXI в. и их участников, образа жизни людей и его
изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать
собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на
фактический материал, в том числе используя источники разных
типов;
- уметь выявлять существенные черты исторических событий,
явлений,
процессов;
систематизировать
историческую
информацию в соответствии с заданными критериями;
сравнивать изученные исторические события, явления,
процессы;
- уметь
устанавливать
причинно-следственные,
пространственные, временные связи исторических событий,
явлений, процессов; характеризовать их итоги; соотносить
события истории родного края и истории России в XX - начале
XXI в.; определять современников исторических событий
истории России и человечества в целом в XX - начале XXI в.;
- уметь анализировать текстовые, визуальные источники
исторической информации, в том числе исторические
карты/схемы, по истории России и зарубежных стран XX - начала
XXI в.; сопоставлять информацию, представленную в различных
источниках; формализовать историческую информацию в виде
таблиц, схем, графиков, диаграмм;

10

- ценностное отношение к государственным
символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов
России, достижениям России в науке, искусстве,
спорте, технологиях и труде;
идейная убежденность, готовность к
служению и защите Отечества, ответственность
за его судьбу;
освоенные обучающимися
межпредметные
понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные,
познавательные,
ко м му н и кати в н ые);
способность
их
использования
в
познавательной и социальной практике,
готовность к самостоятельному- планированию
и осуществлению учебной деятельности,
организации учебного сотрудничества с
педагогическими работниками и сверстниками,
к участию в построении индивидуальной
образовательной траектории;
овладение
навыками
учебно­
исследовательской, проектной и социальной
деятельности

- уметь защищать историческую правду, не допускать умаления
подвига народа при защите Отечества, готовность давать отпор
фальсификациям российской истории;
- знать ключевые события, основные даты и этапы истории
России и мира в XX - начале XXI в.; выдающихся деятелей
отечественной и всемирной истории; важнейшие достижения
культуры, ценностные ориентиры;
- понимать значимость роли России в мировых политических и
социально-экономических процессах с древнейших времен до
настоящего времени;
-уметь характеризовать вклад российской культуры в мировую
культуру;
- иметь сформированное™ представлений о предмете, научных
и социальных функциях исторического знания, методах
изучения исторических источников

3.3. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен быть готов к выполнению основных видов деятельности, предусмотренных
настоящим ФГОС СПО, согласно выбранной квалификации специалиста среднего звена, указанной в пункте 1.12 настоящего ФГОС СПО.
Таблица N 2

11

2.

Структура и содержание общеобразовательной дисциплины

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Базовый уровень
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины

136

Основное содержание

132

вт. ч.:
теоретическое обучение

24-40

практические занятия

38-30

Самостоятельная работа

4

Промежуточная аттестация (Дифф.зачет)

2

12

12

2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала

2
1
Раздел 1. Россия в годы Первой мировой войны и Первая мировая война и послевоенный кризис Великой
Российской революции (1914-1922)
Основное содержание
Тема 1.1.
Россия и мир в
Новейшая история как этап развития человечества. Мир в начале XX в.3 Новейшая история:
годы Первой
понятие, хронологические рамки, периодизация. Развитие индустриального общества.
мировой войны
Технический прогресс. Изменение социальной структуры общества. Политические течения:
либерализм, консерватизм, социал-демократия, анархизм. Рабочее и социалистическое
движение. Профсоюзы.
Мир империй - наследие XIX в. Империализм и колонии. Национализм. Старые и новые
лидеры индустриального мира. Блоки великих держав: Тройственный союз, Антанта.
Региональные конфликты и войны в конце XIX - начале XX в.
Россия накануне Первой мировой войны: проблемы внутреннего развития, внешняя
политика.
Причины и начало и ход Первой мировой войны. Стремление великих держав к переделу
мира. Убийство в Сараево. Нападение Австро-Венгрии на Сербию. Вступление в войну
европейских держав. Цели и планы сторон. Сражение на Марне. Позиционная война. Боевые
действия на австро-германском и Кавказском фронтах, взаимодействие с союзниками по
Антанте. Брусиловский прорыв и его значение. Изменения в составе воюющих блоков
(вступление в войну Османской империи, Италии, Болгарии). Четверной союз. Верден. Сомма.
Люди на фронтах и в тылу. Националистическая пропаганда. Новые методы ведения войны.
Власть и общество в годы войны. Положение населения в тылу воюющих стран. Вынужденные
переселения, геноцид (трагедия русофилов Галиции, армянского народа и др.). Рост
антивоенных настроений.
Завершающий этап войны. Объявление США войны Германии. Бои на Западном фронте.
Революция в России и выход Советской России из войны. Капитуляция государств Четверного
союза.
Российское государство и общество в годы Первой мировой войны.
Патриотический подъем на начальном этапе Первой мировой войны. Массовый героизм
воинов. Людские потери. Политизация и начало морального разложения армии.

Объем
часов

3

Формируемые общие
и профессиональные
компетенции
4
ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 06

8

8

ОК 02
ОК 05
ОК 06

—
Жирным шрифтом выделены названия укрупненных блоков содержания.
13

Тема 1.2.
Основные этапы и
хронология
революционных
событий 1917 г.
Первые
революционные
преобразования
большевиков

Власть, экономика и общество в условиях войны. Милитаризация экономики. Формирование
военно-промышленных комитетов. Пропаганда патриотизма и восприятие войны обществом.
Содействие гражданского населения армии и создание общественных организаций помощи
фронту. Введение государством карточной системы снабжения в городе и разверстки в
деревне.
Нарастание экономического кризиса и смена общественных настроений. Кадровая чехарда
в правительстве. Взаимоотношения представительной и исполнительной ветвей власти.
Прогрессивный блок и его программа. Распутинщина и десакрализация власти. Политические
партии и война: оборонцы, интернационалисты и пораженцы. Влияние большевистской
пропаганды. Возрастание роли армии в жизни общества.
Итоги Первой мировой войны. Политические, экономические, социальные и культурные
последствия Первой мировой войны.
Основное содержание
Причины Великой российской революции и ее начальный этап.
Понятие Великой российской революции, продолжавшейся от свержения самодержавия до
создания Советского Союза. Три основных этапа: Февральская революция, Октябрьская
революция, Гражданская война. Российская империя накануне революции. Территория и
население. Объективные и субъективные причины обострения экономического и
политического кризиса. Война как революционизирующий фактор. Национальные и
конфессиональные проблемы. Незавершенность и противоречия модернизации. Основные
социальные слои, политические партии и их лидеры накануне революции.
Основные этапы и хронология революционных событий 1917 г. Февраль - март: восстание в
Петрограде и падение монархии. Конец Российской империи. Отклики внутри страны: Москва,
периферия, фронт, национальные регионы. Формирование Временного правительства и
программа его деятельности. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его
декреты.
Весна - лето 1917 г.: зыбкое равновесие политических сил при росте влияния большевиков
во главе с В.И. Лениным. Июльский кризис и конец двоевластия. Восстановление
патриаршества. Выступление Корнилова против Временного правительства. Провозглашение
России республикой. Свержение Временного правительства и взятие власти большевиками 25
октября (7 ноября) 1917 г. В. И. Ленин как политический деятель.
Первые революционные преобразования большевиков.
Первые мероприятия большевиков в политической, экономической и социальной сферах.
Борьба за армию. Декрет о мире и заключение Брестского мира. Национализация

10

8

ОК
ОК
ОК
ОК

02
04
05
06

____________________

14

промышленности. Декрет о земле и принципы наделения крестьян землей. Отделение Церкви
от государства.
Созыв и разгон Учредительного собрания. Слом старого и создание нового госаппарата.
Советы как форма власти. ВЦИК Советов. Совнарком. ВЧК по борьбе с контрреволюцией и
саботажем. Создание Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ). Первая Конституция РСФСР
1918 г.
Практические занятия
Первые революционные преобразования большевиков. Работа с источниками

Тема 1.3.
Гражданская
война и ее
последствия.
Культура
Советской России
в период
Гражданской
войны

Основное содержание
Причины и этапы Гражданской войны в России.
Установление советской власти в центре и на местах осенью 1917 - весной 1918 г. Начало
формирования основных очагов сопротивления большевикам. Ситуация на Дону. Позиция
Украинской Центральной рады. Восстание чехословацкого корпуса.
Гражданская война как общенациональная катастрофа. Человеческие потери. Причины,
этапы' и основные события Гражданской войны. Военная интервенция. Палитра
антибольшевистских сил: их характеристика и взаимоотношения. Идеология Белого
движения. Положение населения на территориях антибольшевистских сил. Будни села:
красные продотряды и белые реквизиции.
Политика "военного коммунизма". Продразверстка, принудительная трудовая повинность,
административное распределение товаров и услуг. Разработка плана ГОЭЛРО. Создание
регулярной Красной Армии. Использование военспецов. Выступление левых эсеров. Красный
и белый террор, их масштабы. Убийство царской семьи. Ущемление прав Советов в пользу
чрезвычайных органов: ЧК, комбедов и ревкомов.
Особенности Гражданской войны на Украине, в Закавказье и Средней Азии, в Сибири и на
Дальнем Востоке. Польско-советская война. Поражение армии Врангеля в Крыму.
Причины победы Красной Армии в Гражданской войне. -Вопрос о земле. Национальный
фактор в Гражданской войне. Декларация прав народов России и ее значение. Эмиграция и
формирование русского зарубежья. Последние отголоски Гражданской войны в регионах в
конце 1921-1922 г.
Создание Государственной комиссии по просвещению и Пролеткульта. Наглядная агитация
и массовая пропаганда коммунистических идей. Национализация театров и кинематографа.
Пролетаризация вузов, организация рабфаков. Антирелигиозная пропаганда и секуляризация
жизни общества. Ликвидация сословных привилегий. Законодательное закрепление
равноправия полов.

2
10

6
ОК
ОК
ОК
ОК

02
04
05
06

15

Повседневная жизнь. Городской быт: бесплатный транспорт, товары по карточкам,
субботники и трудовые мобилизации. Комитеты бедноты и рост социальной напряженности в
деревне. Проблема массовой детской беспризорности
Практические занятия
Революция и Гражданская война в России. Общественно-политическая и социокультурная
жизнь в РСФСР в годы Гражданской войны. Работа с историческими источниками:
агитационные плакаты, исторические революционные и военные песни, отражающие события
Гражданской войны.Тесты.
Профессионально-ориентированное содержание
*«Жизнь в катастрофе»: культура повседневности и стратегии выживания в годы великих потрясений
(технологическая карта 1 примерного учебно-методического комплекса). Наш край в 1914-1922 гг.

2

2

Раздел 2. Межвоенный период (1918-1939). СССР в 1920-1930-е годы

Тема 2.1.
СССР в 20-е годы.
Новая
экономическая
политика

Основное содержание
Социально-экономический и политический кризис в РСФСР в начале 20-х гг.
Катастрофические последствия Первой мировой и Гражданской войн. Демографическая
ситуация в начале 1920-х гг. Экономическая разруха. Голод 1921-1922 гг. и его преодоление.
Реквизиция церковного имущества, сопротивление верующих и преследование
священнослужителей. Крестьянские восстания в Сибири, на Тамбовщине, в Поволжье и
другие. Кронштадтское восстание.
Отказ большевиков от "военного коммунизма" и переход к новой экономической политике
(НЭП). Использование рыночных механизмов и товарно-денежных отношений для улучшения
экономической ситуации. Замена продразверстки в деревне единым продналогом.
Стимулирование кооперации. Финансовая реформа 1922-1924 гг. Создание Госплана и
разработка годовых и пятилетних планов развития народного хозяйства. Учреждение в СССР
звания Героя Труда (1927 г., с 1938 г. - Герой Социалистического Труда).

ОК
ОК
ОК
ОК
ОК 01, ОК
ОК 05,

01
02
04
05
02, ОК 04
ОК 06

6

6

ОК
ОК
ОК
ОК

02
04
05
06

_____________________

16

Тема 2.2.
Советский Союз в
конце
1920-х1930-е гг.

Предпосылки и значение образования СССР. Принятие Конституции СССР 1924 г. Ситуация в
Закавказье и Средней Азии. Создание новых национальных образований в 1920-е гг. Политика
"коренизации" и борьба по вопросу о национальном строительстве.
Ликвидация небольшевистских партий и установление в СССР однопартийной политической
системы. Смерть В. И. Ленина и борьба за власть. Ситуация в партии и возрастание роли
партийного аппарата. Ликвидация оппозиции внутри ВКП(б) к концу 1920-х гг.
Социальная политика большевиков. Положение рабочих и крестьян. Эмансипация женщин.
Социальные лифты. Становление системы здравоохранения. Охрана материнства и детства.
Борьба с беспризорностью и преступностью. Меры по сокращению безработицы. Положение
бывших представителей "эксплуататорских классов". Деревенский социум: кулаки, середняки
и бедняки. Сельскохозяйственные коммуны, артели и ТОЗы
Основное содержание
Индустриализация в СССР. "Великий перелом". Перестройка экономики на основе
командного администрирования. Форсированная индустриализация. Создание рабочих и
инженерных кадров. Социалистическое соревнование. Ударники и стахановцы. Ликвидация
частной торговли и предпринимательства. Кризис снабжения и введение карточной системы.
Коллективизация сельского хозяйства и ее трагические последствия. Раскулачивание.
Сопротивление крестьян. Становление колхозного строя. Создание МТС. Голод в «зерновых»
районах СССР в 1932-1933 гг. как следствие коллективизации.
Крупнейшие стройки первых пятилеток в центре и национальных республиках.
Строительство Московского метрополитена. Создание новых отраслей промышленности.
Форсирование военного производства и освоения новой техники. Ужесточение трудового
законодательства. Результаты, цена и издержки модернизации. Превращение СССР в аграрно­
индустриальную державу. Ликвидация безработицы.
Утверждение культа личности Сталина. Партийные органы как инструмент сталинской
политики. Органы госбезопасности и их роль в поддержании диктатуры. Ужесточение
цензуры. "История ВКП(б). Краткий курс". Усиление идеологического контроля над
обществом. Введение паспортной системы. Массовые политические репрессии 1937-1938 гг.
Результаты репрессий на уровне регионов и национальных республик. Репрессии против
священнослужителей.
ГУЛАГ.
Роль принудительного труда
в осуществлении
индустриализации и в освоении труднодоступных территорий.
Советская социальная и национальная политика 1930-х гг. Пропаганда и реальные
достижения. Конституция СССР 1936 г.

10

8

ОК
ОК
ОК
ОК

02
04
05
06

17

Практические занятия
Итоги и цена советской модернизации. Индустриализация в СССР. Коллективизация.

Тема 2.3.
Культурное
пространство
советского
общества в 19201930-е гг.

Основное содержание
Повседневная жизнь и общественные настроения в годы нэпа. Повышение общего уровня
жизни. Нэпманы и отношение к ним в обществе.
"Коммунистическое чванство". Разрушение традиционной морали. Отношение к семье,
браку, воспитанию детей. Советские обряды и праздники. Наступление на религию.
Пролеткульт и нэпманская культура. Борьба с безграмотностью. Основные направления в
литературе и архитектуре. Достижения в области киноискусства. Советский авангард.
Создание национальной письменности и смена алфавитов. Деятельность Наркомпроса.
Рабфаки. Культура и идеология.
Создание "нового человека". Пропаганда коллективистских ценностей. Воспитание
интернационализма и советского патриотизма. Общественный энтузиазм периода первых
пятилеток. Развитие спорта. Освоение Арктики. Эпопея челюскинцев. Престижность военной
профессии и научно-инженерного труда. Учреждение звания Героя Советского Союза (1934)
и первые награждения.
Культурная революция. От обязательного начального образования к массовой средней
школе. Установление жесткого государственного контроля над сферой литературы и
искусства. Создание творческих союзов и их роль в пропаганде советской культуры.
Социалистический реализм. Литература и кинематограф 1930-х гг.
Наука в 1930-е гг. Академия наук СССР. Создание новых научных центров. Выдающиеся
ученые и конструкторы гражданской и военной техники. Формирование национальной
интеллигенции.
Повседневность 1930-х гг. Снижение уровня доходов населения по сравнению с периодом
нэпа. Деньги, карточки и очереди. Из деревни в город: последствия вынужденного
переселения и миграции населения. Жилищная проблема. Коллективные формы быта.
Возвращение к традиционным ценностям в середине 1930-х гг. Досуг в городе. Пионерия и
комсомол. Военно-спортивные организации. Материнство и детство в 1930-е гг. Жизнь в
деревне
Практические занятия
Культурная революция тест/задания. Работа с историческими источниками: агитационные
плакаты, анализ произведений художественной литературы (Зощенко М.М., Островский Н.А.,
Булгаков М.А. и др.), исторических песен об «успехах народного хозяйства».

2
8

6

ОК
ОК
ОК
ОК

02
04
05
06

2

_____________________

18

Тема 2.4.
Революционные
события 1918 начала 1920-х гг.
ВерсальскоВашингтонская
система. Мир в
1920-е - 1930-е
гг. Нарастание
агрессии в мире в
1930-х гг.

Мир в 1918-1939 гг.: от войны к миру. Распад империй и образование новых национальных
государств в Европе. Планы послевоенного устройства мира. 14 пунктов В. Вильсона
Парижская мирная конференция. Лига Наций. Вашингтонская конференция. ВерсальскоВашингтонская система.
Революционные события 1918-1919 гг. в Европе. Ноябрьская революция в Германии.
Веймарская республика. Образование Коминтерна. Венгерская советская республика.
Страны Европы и Северной Америки в 1920-1930-е гг.
Рост влияния социалистических партий и профсоюзов. Приход лейбористов к власти в
Великобритании. Зарождение фашистского движения в Италии; Б. Муссолини. Приход
фашистов к власти и утверждение тоталитарного режима в Италии.
Стабилизация 1920-х гг. Эра процветания в США. Мировой экономический кризис 1929-1933
гг. и начало Великой депрессии. Проявления и социально-политические последствия кризиса.
"Новый курс" Ф.Д. Рузвельта (цель, мероприятия, итоги). Кейнсианство. Государственное
регулирование экономики.
Альтернативные стратегии выхода из мирового экономического кризиса. Становление
нацизма в Германии. НСДАП; А. Гитлер. Приход нацистов к власти. Нацистский режим в
Германии (политическая система, экономическая политика, идеология). Нюрнбергские
законы. Подготовка Германии к войне. Установление авторитарных режимов в странах Европы
в 1920-1930-х гг.
Борьба против угрозы фашизма. Тактика единого рабочего фронта и Народного фронта.
Приход к власти и политика правительств Народного фронта во Франции, Испании.
Франкистский мятеж и гражданская война в Испании (участники, основные сражения).
Позиции европейских держав в отношении Испании. Советская помощь Испании. Оборона
Мадрида. Поражение Испанской Республики.
Распад Османской империи. Провозглашение Турецкой Республики. Курс преобразованийМ.
Кемаля Ататюрка. Страны Восточной и Южной Азии. Революция 1925-1927 гг. в Китае.
Режим Чан Кайши и гражданская война с коммунистами. "Великий поход" Красной армии
Китая. Национально-освободительное движение в Индии в 1919-1939 гг. Индийский
национальный конгресс. М. К. Ганди.
Мексиканская революция 1910-1917 гг., ее итоги и значение. Реформы и революционные
движения в латиноамериканских странах. Народный фронт в Чили.
Международные отношения в 1920-1930-х гг.
Версальская система и реалии 1920-х гг. Планы Дауэса и Юнга. Советское государство в
международных отношениях в 1920-х гг. (Генуэзская конференция, соглашение в Рапалло,
выход СССР из дипломатической изоляции). Пакт Бриана- Келлога. "Эра пацифизма".
Нарастание агрессии в мире в 1930-х гг. Агрессия Японии против Китая (1931-1933). Итало­
эфиопская война (1935). Инициативы СССР по созданию системы коллективной безопасности.

6

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

19

Агрессивная политика Германии в Европе (оккупация Рейнской зоны, аншлюс Австрии).
Судетский кризис. Мюнхенское соглашение и его последствия. Политика "умиротворения"

Тема 2.5.
Внешняя
политика СССР в
1920-1930-е
годы.СССР
накануне Великой
Отечественной
войны

агрессора. Создание оси Берлин - Рим - Токио. Японо-китайская война. Советско-японские
конфликты у оз. Хасан и р. Халхин-Гол. Британско-франко-советские переговоры в Москве.
Советско-германский договор о ненападении и его последствия.
Развитие культуры в 1914-1930-х гг.
Научные открытия первых десятилетий XX в. (физика, химия, биология, медицина и другие).
Технический прогресс в 1920-1930-х гг. Изменение облика городов.
"Потерянное поколение": тема войны в литературе и художественной культуре. Основные
направления в искусстве. Модернизм, авангардизм, сюрреализм, абстракционизм, реализм.
Ведущие деятели культуры первой трети XX в. Кинематограф 1920-1930-х гг. Тоталитаризм и
культура. Массовая культура. Олимпийское движение
Основное содержание
Внешняя политика СССР в 1920-е гг. Внешняя политика: от курса на мировую революцию к
концепции построения социализма в одной стране. Деятельность Коминтерна как инструмента
мировой революции. Договор в Рапалло. Выход СССР из международной изоляции. Вступление
СССР в Лигу Наций.
Возрастание угрозы мировой войны. Попытки организовать систему коллективной
безопасности в Европе. Советские добровольцы в Испании и в Китае. Вооруженные
конфликты на озере Хасан, реке Халхин-Гол.
СССР накануне Великой Отечественной войны. Мюнхенский договор 1938 г. и угроза
международной изоляции СССР. Заключение договора о ненападении между СССР и Германией
в 1939 г. Зимняя война с Финляндией. Включение в состав СССР Латвии, Литвы и Эстонии;
Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии
Практические занятия
Противоречия внешней политики СССР: деятельность НКИД и Коминтерна. Результативность
внешней политики СССР межвоенного периода. Работа с историческими источниками и
исторической картой. СССР накануне ВеликойОтечественной войны -тесты.

12

8

ОК
ОК
ОК
ОК

02
04
05
06

2

Профессионально ориентированное содержание

«По плану ГОЭЛРО»: становление советской энергетики. Работники электростанций в годы великих свершений
(технологическая карта 2 примерного учебно-методического комплекса)
Наш край в 1920-1930-е гг.

2

ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК
05, ОК 06
ПК...5

20

Раздел 3. Вторая мировая война: причины, состав участников, основные этапы и события, итоги. Великая
Отечественная война. 1941-1945 годы
Основное содержание
Тема 3.1.
Начало Второй
Начало Второй мировой войны. Причины Второй мировой войны. Нападение Германии на
мировой войны.
Польшу и начало мировой войны. Стратегические планы главных воюющих сторон. Разгром
Начальный
Польши. Блицкриг. "Странная война". Советско-финляндская война и ее международные
период Великой
последствия. Захват Германией Дании и Норвегии. Разгром Франции и ее союзников. Битва за
Отечественной
Британию. Агрессия Германии и ее союзников на Балканах.
войны (июнь 1941
Положение в оккупированных странах. "Новый порядок". Нацистская политика геноцида,
- осень 1942)
холокост. Концентрационные лагеря. Принудительная трудовая миграция и насильственные
переселения. Коллаборационизм. Движение Сопротивления. Партизанская война в
Югославии.
1941 год. Начало Великой Отечественной войны и войны на Тихом океане. Нападение
Германии на СССР. Планы Германии в отношении СССР; план "Барбаросса", план "Ост".
Соотношение сил противников на 22 июня 1941 г. Вторжение Германии и ее сателлитов на
территорию СССР. Начало Великой Отечественной войны. Ход событий на советскогерманском фронте в 1941 г. Брестская крепость. Массовый героизм воинов, представителей
всех народов СССР. Причины поражений Красной Армии на начальном этапе войны.
Чрезвычайные меры руководства страны, образование Государственного комитета обороны.
Роль партии в мобилизации сил на отпор врагу. Создание дивизий народного ополчения.
Смоленское сражение. Наступление советских войск под Ельней. Начало блокады Ленинграда.
Оборона Одессы и Севастополя. Срыв гитлеровских планов молниеносной войны.
Битва за Москву. Наступление гитлеровских войск: Москва на осадном положении. Парад 7
ноября 1941 г. на Красной площади. Переход в контрнаступление и разгром немецкой
группировки под Москвой. Наступательные операции Красной Армии зимой - весной 1942 г.
Итоги Московской битвы. Блокада Ленинграда. Героизм и трагедия гражданского населения.
Эвакуация ленинградцев. Дорога жизни.
Перестройка экономики на военный лад. Эвакуация предприятий, населения и ресурсов.
Введение норм военной дисциплины на производстве и транспорте.
Нацистский оккупационный режим. Генеральный план "Ост". Нацистская пропаганда.
Массовые преступления гитлеровцев против советских граждан. Концлагеря и гетто.
Холокост. Этнические чистки на оккупированной территории СССР. Нацистский плен.
Уничтожение военнопленных и медицинские эксперименты над заключенными. Угон
советских людей в Германию. Разграбление и уничтожение культурных ценностей.

ОК 01, ОК 02, ОК 04
ОК 05, ОК 06

8

8
ОК
ОК
ОК
ОК

02
04
05
06

21

Тема 3.2.
Коренной
перелом в ходе
войны (осень
1942 - 1943 г.)

Начало массового сопротивления врагу. Восстания в нацистских лагерях. Развертывание
партизанского движения.
Нападение японских войск на Перл-Харбор, вступление США в войну. Формирование
Антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз
Основное содержание
Коренной перелом в войне. Сталинградская битва. Германское наступление весной - летом
1942 г. Поражение советских войск в Крыму. Битва за Кавказ. Оборона Сталинграда. Приказ
№ 227 «Ни шагу назад!». Дом Павлова. Героическая борьба армий В.И. Чуйкова и М.С.
Шумилова против немецко-фашистских войск. Окружение неприятельской группировки под
Сталинградом и разгром гитлеровцев. Н.Ф. Ватутин, А.И. Еременко, К.К. Рокоссовский. Итоги
и значение победы Красной армии под Сталинградом. Начало коренного перелома в войне.
Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г. Значение героического сопротивления
Ленинграда.
Битва на Курской дуге. Соотношение сил. Провал немецкого наступления. Танковые
сражения под Прохоровкой и Обоянью. Переход советских войск в наступление. Итоги и
значение Курской битвы.
Битва за Днепр. Освобождение Левобережной Украины и форсирование Днепра.
Освобождение Киева. Итоги наступления Красной Армии летом - осенью 1943 г.
За линией фронта. Развертывание массового партизанского движения. Антифашистское
подполье в крупных городах. Значение партизанской и подпольной борьбы для победы над
врагом.
Сотрудничество с врагом (коллаборационизм): формы, причины, масштабы. Создание
гитлеровцами воинских формирований из советских военнопленных. Антисоветские
национальные военные формирования в составе вермахта. Судебные процессы на территории
СССР над военными преступниками и пособниками оккупантов в 1943-1946 гг.
СССР и союзники.
Война в Северной Африке. Высадка союзнических войск в Италии и падение режима
Муссолини. Перелом в войне на Тихом океане. Тегеранская конференция. "Большая тройка"
Практические занятия
Коренной перелом в ходевойны (осень 1942 - 1943 г.)тестовые задания.Работа с
исторической картой.

8

6

ОК
ОК
ОК
ОК

02
04
05
06

2

Т1

Тема 3.3.
Человек и
культура в годы
Великой
Отечественной
войны

Тема 3.4.
Победа СССР в
Великой
Отечественной
войне.
Завершение
Второй мировой
войны

Основное содержание
Человек и война: единство фронта и тыла.
"Все для фронта, все для победы!". Трудовой подвиг народа. Роль женщин и подростков в
промышленном и сельскохозяйственном производстве. Самоотверженный труд ученых.
Помощь населения фронту.
Повседневность военного времени. Фронтовая повседневность. Боевое братство. Женщины
на войне. Письма с фронта и на фронт. Повседневность в советском тылу. Военная дисциплина
на производстве. Карточная система и нормы снабжения в городах. Положение в деревне.
Стратегии выживания в городе и на селе. Государственные меры и общественные инициативы
по спасению детей.
Культурное пространство в годы войны. Песня "Священная война" - призыв к
сопротивлению врагу. Советские писатели, композиторы, художники, ученые в условиях
войны. Песенное творчество и фольклор. Кино военных лет. Государство и Церковь в годы
войны. Патриотическое служение представителей религиозных конфессий. Культурные и
научные связи с союзниками.
Приказ № 227 «Ни шагу назад!». Битва за Кавказ. Оборона Сталинграда. Героическая борьба
армий В.И. Чуйкова и М.С. Шумилова против немецко-фашистских войск. Окружение
неприятельской группировки под Сталинградом и разгром гитлеровцев. Н.Ф. Ватутин, А.И.
Еременко, К.К. Рокоссовский. Итоги и значение победы Красной армии под Сталинградом.
Начало коренного перелома в войне
Основное содержание
Освобождение Правобережной Украины и Крыма. Наступление советских войск в
Белоруссии и Прибалтике. Боевые действия в Восточной и Центральной Европе и
освободительная миссия Красной Армии. Встреча на Эльбе. Висло-Одерская операция. Битва
за Берлин. Капитуляция Германии. Репатриация советских граждан в ходе войны и после ее
окончания.
Война и общество. Восстановление хозяйства в освобожденных районах. Начало советского
атомного проекта. Реэвакуация и нормализация повседневной жизни. Депортации
репрессированных народов. Взаимоотношения государства и Церкви.
Открытие второго фронта в Европе. Восстания против оккупантов и их пособников в
европейских странах. Конференции руководителей ведущих держав Антигитлеровской
коалиции; Ялтинская конференция 1945 г.: основные решения. Роль СССР в разгроме
нацистской Германии и освобождении народов Европы. Потсдамская конференция. Судьба

6

6
ОК
ОК
ОК
ОК

02
04
05
06

ОК
ОК
ОК
ОК

02
04
05
06

10

6

послевоенной Германии. Политика денацификации, демилитаризации, демонополизации,
демократизации (четыре "Д").
Советско-японская война 1945 г. Разгром Квантунской армии. Ядерные бомбардировки
японских городов американской авиацией и их последствия. Капитуляция Японии.
Нюрнбергский трибунал и Токийский процесс над военными преступниками Германии и
Японии. Итоги Второй мировой войны.
Создание ООН. Осуждение главных военных преступников. Нюрнбергский и Токийский
судебные процессы.
Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. Решающий вклад СССР в победу
Антигитлеровской коалиции. Людские и материальные потери. Изменение политической
карты мира
Практические занятия
Завершающий период Великой Отечественной войны. Разгром милитаристской Японии.
Работа с исторической картой. Уроки войны.Тесты.

Профессионально ориентированное содержание
Медицина в годы Великой Отечественной войны. Подвиг медицинских работников на фронте и в тылу
(технологическая карта 3 примерного учебно-методического комплекса)
Наш край в 1941-1945 гг.
Раздел 4. СССР в 1945-1991 годы. Послевоенный мир

Тема 4.1.
Мир и
международные
отношения в годы
холодной войны
(вторая половина
половине XX века)

Основное содержание
Основные этапы развития международных отношений во второй половине 1940-х - 2020-х гг.
От мира к холодной войне. Речь У. Черчилля в Фултоне. Доктрина Трумэна. План Маршалла.
Разделенная Европа. Раскол Германии и образование двух германских государств. Совет
экономической взаимопомощи, Формирование двух военно-политических блоков (НАТО и
ОВД).
Международные кризисы и региональные конфликты в годы холодной войны (Берлинские
кризисы, Корейская война, войны в Индокитае, Суэцкий кризис, Карибский (Кубинский)
кризис). Создание Движения неприсоединения. Гонка вооружений. Война во Вьетнаме.
Разрядка международной напряженности в конце 1960-х - первой половине 1970-х гг.
Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах. Договор о нераспространении
ядерного оружия (1968). Пражская весна 1968 г. и ввод войск государств - участников ОВД в
Чехословакию. Урегулирование германского вопроса (договоры ФРГ с СССР и Польшей,

2

2

ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 06
ПК...6
ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 06

6

6

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

6 Отражается единица ПК, формируемая прикладным модулем (профессионально-ориентированным содержанием) в соответствии с ФГОС реализуемой
специальности/профессии СПО

24

четырехстороннее соглашение по Западному Берлину). Договоры об ограничении
стратегических вооружений (ОСВ). Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе
(Хельсинки, 1975 г.).
Ввод советских войск в Афганистан (1979). Возвращение к политике холодной войны.
Наращивание стратегических вооружений. Американский проект СОИ. Провозглашение
советской концепции нового политического мышления в 1980-х гг. Революции 1989-1991 гг.
в странах Центральной и Восточной Европы, их внешнеполитические последствия. Распад СССР
и восточного блока.
Соединенные Штаты Америки. Послевоенный экономический подъем. Развитие
постиндустриального общества. Общество потребления. Демократы и республиканцы у
власти: президенты США и повороты политического курса. Социальные движения (борьба
против расовой сегрегации, за гражданские права, выступления против войны во Вьетнаме).
Внешняя политика США во второй половине XX - начале XXI в. Развитие отношений с СССР,
Российской Федерацией.
Страны Западной Европы. Экономическая и политическая ситуация в первые послевоенные
годы. Научно-техническая революция. Становление социально ориентированной рыночной
экономики. Германское "экономическое чудо". Установление V республики во Франции,
Лейбористы и консерваторы в Великобритании. Начало европейской интеграции (ЕЭС).
"Бурные шестидесятые". "Скандинавская -модель" социально-экономического развития.
Падение диктатур в Греции, Португалии, Испании. Экономические кризисы 1970-х - начала
1980-х гг. Неоконсерватизм. Европейский союз.
Страны Центральной и Восточной Европы во второй половине XX - начале XXI в. Революции
второй половины 1940-х гг. и установление режимов «народной демократии». СЭВ и ОВД.
Достижения и проблемы социалистического развития в 1950-е гг. Выступления в ГДР (1953),
Польше и Венгрии (1956). Югославская модель социализма. Пражская весна 1968 г. и ее
подавление. Движение "Солидарность" в Польше. Перестройка в СССР и страны восточного
блока. Революции 1989-1990 гг. в странах Центральной и Восточной Европы. Распад ОВД, СЭВ.
Образование новых государств на постсоветском пространстве.
Страны Азии, Африки во второй половине XX в.: проблемы и пути модернизации.
Обретение независимости и выбор путей развития странами Азии и Африки.
Страны Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии. Освободительная борьба и
провозглашение национальных государств в регионе. Китай: провозглашение республики;
социалистический эксперимент; Мао Цзэдун и маоизм; экономические реформы конца 1970х - 1980-х гг. и их последствия; современное развитие. Разделение Вьетнама и Кореи на
государства с разным общественно-политическим строем. Индия: провозглашение
независимости; курс Неру; внутренняя и внешняя политика современного индийского
государства.

25

Тема 4.2.
СССР в 1945-1953
гг.

Успехи модернизации. Япония после Второй мировой войны: от поражения к лидерству.
Восстановление суверенитета страны. Японское "экономическое чудо". Новые
индустриальные страны (Сингапур, Южная Корея).
Страны Ближнего Востока и Северной Африки. Турция: политическое развитие, достижения
и проблемы модернизации. Иран: реформы 1960-1970-х гг.; исламская революция.
Афганистан: смена политических режимов, роль внешних сил.
Провозглашение независимых государств на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Палестинская проблема. Создание государства Израиль. Египет: выбор пути развития;
внешнеполитический курс. Суэцкий конфликт. Арабо-израильские войны и попытки
урегулирования на Ближнем Востоке. Политическое развитие арабских стран в конце XX начале XXI в. "Арабская весна" и смена политических режимов в начале 2010-х гг.
Гражданская война в Сирии.
Страны Тропической и Южной Африки. Этапы провозглашения независимости ("год
Африки", 1970-1980-е гг.). Выбор путей развития. Попытки утверждения демократических
режимов и возникновение диктатур. Организация Африканского единства. Система апартеида
на юге Африки и ее падение. Сепаратизм. Гражданские войны и этнические конфликты в
Африке.
Страны Латинской Америки во второй половине XX в.
Положение стран Латинской Америки в середине XX в.: проблемы внутреннего развития,
влияние США. Аграрные реформы и импортозамещающая индустриализация.
Националреформизм. Революция на Кубе. Диктатуры и демократизация в странах Латинской
Америки. Революции конца 1960-х- 1970-х гг. (Перу, Чили, Никарагуа)
Основное содержание
Влияние последствий войны на советскую систему и общество. Разруха. Демобилизация
армии. Социальная адаптация фронтовиков. Репатриация. Рост беспризорности и решение
проблем послевоенного детства. Рост преступности.
Ресурсы и приоритеты восстановления. Демилитаризация экономики и переориентация на
выпуск гражданской продукции. Восстановление индустриального потенциала страны.
Сельское хозяйство и положение деревни. Репарации, их размеры и значение для экономики.
Советский атомный проект, его успехи и значение. Начало гонки вооружений. Положение на

8

6

ОК 02
ОК 05
ОК 06

26

послевоенном потребительском рынке. Колхозный рынок. Голод 1946-1947 гг. Денежная
реформа и отмена карточной системы (1947).
Сталин и его окружение. Ужесточение административно-командной
системы.
Соперничество в верхних эшелонах власти. Усиление идеологического контроля.
Послевоенные репрессии. "Ленинградское дело". Борьба с космополитизмом. "Дело врачей".
Сохранение трудового законодательства военного времени на период восстановления
разрушенного хозяйства. Союзный центр и национальные регионы: проблемы
взаимоотношений.
Рост влияния СССР на международной арене. Начало холодной войны. Доктрина Трумэна.
План Маршалла. Формирование биполярного мира. Советизация Восточной и Центральной
Европы. Взаимоотношения со странами народной демократии. Создание Совета
экономической взаимопомощи. Организация Североатлантического договора (НАТО).
Создание по инициативе СССР Организации Варшавского договора. Война в Корее.
Практические занятия
1.СССР в 1945-1953гг.Тестовые задания.

Тема 4.3.
СССР в середине
1950-х - первой
половине 1960-х
гг.

Смена политического курса. Смерть Сталина и настроения в обществе. Борьба за власть в
советском руководстве. Переход политического лидерства к Н.С. Хрущеву. Первые признаки
наступления оттепели в политике, экономике, культурной сфере. XX съезд партии и
разоблачение культа личности Сталина. Реакция на доклад Хрущева в стране и мире. Начало
реабилитации жертв массовых политических репрессий и смягчение политической цензуры.
Возвращение депортированных народов. Особенности национальной политики. Утверждение
единоличной власти Хрущева.
Культурное пространство и повседневная жизнь. Изменение общественной атмосферы.
Шестидесятники. Литература, кинематограф, театр, живопись: новые тенденции. Образование и наука.
Приоткрытие железного занавеса. Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957г. Популярные
формы досуга. Неофициальная культура. Хрущев и интеллигенция.Антирелигиозные кампании.
Гонения на Церковь. Диссиденты. Самиздат и тамиздат.
Социально-экономическое развитие СССР. "Догнать и перегнать Америку". Попытки решения
продовольственной проблемы. Освоение целинных земель.
Научно-техническая революция в СССР. Военный и гражданский секторы экономики. Создание
ракетно-ядерного щита. Начало освоения космоса. Запуск первого спутника Земли. Исторические
полеты Ю.А. Гагарина и первой в мире женщины-космонавта В.В. Терешковой. Влияние НТР на
перемены в повседневной жизни людей.
Реформы в промышленности. Переход от отраслевой системы управления к совнархозам.Расширение прав
союзных республик. Изменения в социальной и профессиональной структуре советского общества к
началу 1960-х гг. Преобладание горожан над сельским

2

2

ОК
ОК
ОК
ОК

02
04
05
06

'll

Тема 4.4.
Советское
общество в
середине 1960-х
- начале 1980-х
гг.

населением. Положение и проблемы рабочего класса, колхозного крестьянства и
интеллигенции. Востребованность научного и инженерного труда.
XXII съезд КПСС и Программа построения коммунизма в СССР. Воспитание "нового
человека". Бригады коммунистического труда. Общественные формы управления. Социальные
программы. Реформа системы образования. Пенсионная реформа. Массовое жилищное
строительство. Рост доходов населения и дефицит товаров народного потребления.
Внешняя политика. СССР и страны Запада. Международные военно-политические кризисы,
позиция СССР и стратегия ядерного сдерживания (Суэцкий кризис 1956 г., Берлинский кризис
1961 г., Карибский кризис 1962 г.). СССР и мировая социалистическая система. Распад
колониальных систем и борьба за влияние в странах третьего мира.
Конец оттепели. Нарастание негативных тенденций в обществе. Кризис доверия власти.
Новочеркасские события. Смещение Н.С. Хрущева
Основное содержание
Советское государство и общество в середине 1960-х - начале 1980-х гг.
Приход к власти Л.И. Брежнева: его окружение и смена политического курса.
Десталинизация и ресталинизация. Экономические реформы 1960-х гг. Новые ориентиры
аграрной политики. Косыгинская реформа. Конституция СССР 1977 г. Концепция "развитого
социализма".
Нарастание застойных тенденций в экономике и кризис идеологии. Замедление темпов
развития. Новые попытки реформирования экономики. Цена сохранения СССР статуса
сверхдержавы. Рост масштабов и роли ВПК. Трудности развития агропромышленного
комплекса. Советские научные и технические приоритеты. Создание топливноэнергетического комплекса (ТЭК).
Повседневность в городе и в деревне. Рост социальной мобильности. Миграция населения
в крупные города и проблема неперспективных деревень. Популярные формы досуга
населения. Уровень жизни разных социальных слоев. Социальное и экономическое развитие
союзных республик. Общественные настроения. Потребительские тенденции в советском
обществе. Дефицит и очереди.
Развитие физкультуры и спорта в СССР. XXII летние Олимпийские игры 1980 г. в Москве.
Литература и искусство: поиски новых путей. Авторское кино. Авангардное искусство.
Неформалы (КСП, движение КВН и другие). Диссидентский вызов. Борьба с инакомыслием.
Судебные процессы. Цензура и самиздат.

6

2

ОК
ОК
ОК
ОК

02
04
05
06

. 28

Тема 4.5.
Политика
«перестройки».
Распад
СССР
(1985-1991 га.)

Новые вызовы внешнего мира. Между разрядкой и конфронтацией. Возрастание
международной напряженности. Холодная война и мировые конфликты. Пражская весна и
снижение международного авторитета СССР. Достижение военно-стратегического паритета с
США. Политика разрядки. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в
Хельсинки. Ввод войск в Афганистан. Подъем антикоммунистических настроений в Восточной
Европе. Кризис просоветских режимов.
Л.И. Брежнев в оценках современников и историков
Политика перестройки. Распад СССР (1985-1991).
Нарастание кризисных явлений в социально-экономической
и
идейно­
политической сферах. Резкое падение мировых цен на нефть и его негативные
последствия для советской экономики. М.С. Горбачев и его окружение: курс на
реформы. Антиалкогольная кампания 1985 г. и ее противоречивые результаты.
Чернобыльская
трагедия.
Реформы
в
экономике,
в
политической
и
государственной сферах. Законы о госпредприятии и об индивидуальной трудовой
деятельности. Принятие закона о приватизации государственных предприятий.
Гласность и плюрализм. Политизация жизни и подъем гражданской активности
населения. Либерализация цензуры. Общественные настроения и дискуссии в
обществе. Отказ от догматизма в идеологии. Вторая волна десталинизации.
История страны как фактор политической жизни. Отношение к войне в
Афганистане. Неформальные политические объединения.
Новое мышление М.С. Горбачева. Изменения в советской внешней политике.
Односторонние уступки Западу. Роспуск СЭВ и Организации Варшавского
договора. Объединение Германии. Начало вывода советских войск из Центральной
и Восточной Европы. Завершение холодной войны.
Демократизация советской политической системы. XIX конференция КПСС и ее
решения. Альтернативные выборы народных депутатов. Съезды народных
депутатов - высший орган государственной власти. I съезд народных депутатов
СССР и его значение. Демократы первой волны, их лидеры и программы.
Подъем национальных движений, нагнетание националистических и
сепаратистских настроений. Обострение межнационального противостояния:
Закавказье, Прибалтика

2

ОК
ОК
ОК
ОК

02
04
05
06

29

Коммунистической партии РСФСР. I съезд народных депутатов РСФСР и его решения.
Противостояние союзной и российской власти. Введение поста Президента и избрание М.С.
Горбачева Президентом СССР. Избрание Б.Н. Ельцина Президентом РСФСР. Углубление
политического кризиса.
Усиление центробежных тенденций и угрозы распада СССР. Декларация о государственном
суверенитете РСФСР. Дискуссии о путях обновления Союза ССР. Ново-Огаревский процесс и
попытки подписания нового Союзного договора. "Парад суверенитетов". Референдум о
сохранении СССР. Превращение экономического кризиса в стране в ведущий политический
фактор. Нарастание разбалансированности в экономике. Введение карточной системы
снабжения. Реалии 1991 г.: конфискационная денежная реформа, трехкратное повышение
государственных цен, пустые полки магазинов. Разработка союзным и российским
руководством программ перехода к рыночной экономике. Радикализация общественных
настроений. Забастовочное движение. Новый этап в государственно-конфессиональных
отношениях.
Попытка государственного переворота в августе 1991 г. Планы ГКЧП и защитники Белого
дома. Победа Ельцина. Ослабление союзной власти. Распад структур КПСС. Оформление
фактического распада СССР. Беловежские и Алма-Атинские соглашения, создание
Содружества Независимых Государств (СНГ).
Реакция мирового сообщества на распад СССР. Россия как преемник СССР на международной
арене
Профессионально ориентированное содержание
Успехи и проблемы атомной энергетики в СССР. Советские атомщики на службе Родине, (технологическая карта 4
примерного учебно-методического комплекса). Наш край в 1945-1991 гг.
Раздел 5.
российская veoepai ия в iyyz-zuzc/ гг. современный мир в условиях глооализации
Основное содержание
Тема 5.1.
Становление
Б.Н. Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ. Правительство
новой России
реформаторов во главе с Е.Т. Гайдаром. Начало радикальных экономических преобразований.
Либерализация цен. "Шоковая терапия". Ваучерная приватизация. Гиперинфляция, рост цен
(1992—1999 гг.)

2

8
2

ОК 01, ОК 02, ОК 05,
ОК 06, ПК...7
ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 06
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

30

и падение жизненного уровня населения. Безработица. Черный рынок и криминализация
жизни. Рост недовольства граждан первыми результатами экономических реформ.
Нарастание политико-конституционного кризиса в условиях ухудшения экономической
ситуации. Указ Б.Н. Ельцина № 1400 и его оценка Конституционным судом. Возможность
мирного выхода из политического кризиса. Трагические события осени 1993 г. в Москве.
Всенародное голосование (плебисцит) по проекту Конституции России 1993 г. Ликвидация
Советов и создание новой системы государственного устройства. Принятие Конституции
России 1993 г. и ее значение. Становление российского парламентаризма. Разделение
властей. Проблемы построения федеративного государства. Утверждение государственной
символики.
Обострение межнациональных и межконфессиональных отношений в 1990-е гг.
Подписание Федеративного договора (1992) и отдельных соглашений центра с республиками.
Взаимоотношения центра и субъектов Федерации. Военно-политический кризис в Чеченской
Республике.
■ Корректировка курса реформ и попытки стабилизации экономики. Роль иностранных
займов. Тенденции деиндустриализации и увеличения зависимости экономики от мировых
цен на энергоносители. Ситуация в российском сельском хозяйстве и увеличение зависимости
от экспорта продовольствия. Финансовые пирамиды. Дефолт 1998 г. и его последствия.
Повседневная жизнь россиян в условиях реформ. Свобода средств массовой информации
(далее - СМИ). Свобода предпринимательской деятельности. Возможность выезда за рубеж.
Кризис образования и науки. Социальная поляризация общества и смена ценностных
ориентиров. Безработица и детская беспризорность. Проблемы русскоязычного населения в
бывших республиках СССР.
Новые приоритеты внешней политики. Россия - правопреемник СССР на международной
арене. Значение сохранения Россией статуса ядерной державы. Взаимоотношения с США и
странами Запада. Россия на постсоветском пространстве. СНГ и союз с Белоруссией. Военно­
политическое сотрудничество в рамках СНГ.
Российская многопартийность и строительство гражданского общества. Основные
политические партии и движения 1990-х гг., их лидеры и платформы. Кризис центральной
власти. Обострение ситуации на Северном Кавказе. Вторжение террористических группировок
в Дагестан. Добровольная отставка Б.Н. Ельцина
Практические занятия
Повседневная жизнь россиян в условиях реформ /тесты. Занятие с использованием
музейно-педагогических технологий.

2

Тема 5.2.
Современный
мир. Гповальные
проблемы
человечества

Тема 5.3.
Россия в XXI веке:
вызовы времени и
задачи
модернизации

Современный мир. Глобальные проблемы человечества. Существование и распространение
ядерного оружия. Проблема природных ресурсов и экологии. Проблема беженцев. Эпидемии
в современном мире. Процессы глобализации и развитие национальных государств.
Внешняя политика США конце XX - начале XXI в. Развитие отношений с Российской
Федерацией. Европейский союз.
Разделение Чехословакии. Распад Югославии и война на Балканах. Агрессия НАТО против
Югославии. Развитие восточноевропейских государств в XXI в. (экономика, политика,
внешнеполитическая ориентация, участие в интеграционных процессах).
«Оранжевые» революции на постсоветском пространстве.
Политическое развитие арабских стран в конце XX - начале XXI в. "Арабская весна" и смена
политических режимов в начале 2010-х гг. Гражданская война в Сирии.
"Левый поворот" в Латинской Америке в конце XX в.
Развитие науки и культуры во второй половине XX - начале XXI в.
Развитие науки во второй половине XX - начале XXI в. (ядерная физика, химия, биология,
медицина). Научно-техническая революция. Использование ядерной энергии в мирных целях.
Достижения в области космонавтики (СССР, США). Развитие электротехники и робототехники.
Информационная революция. Интернет.
Течения и стили в художественной культуре второй половины XX - начала XXI в.: от
модернизма к постмодернизму. Литература. Живопись. Архитектура: новые технологии,
концепции, художественные решения. Дизайн. Кинематограф. Музыка: развитие традиций и
авангардные течения. Джаз. Рок-музыка. Массовая культура. Молодежная культура
Практические занятия
Тесты/ Современный мир. Глобальныепроблемы человечества.
«Оранжевые» революции на постсоветском пространстве и в развивающихся странах.
Работа с историческими источниками.
Человек в стремительно меняющемся мире: культура и научно-технический прогресс.
Дискуссия по методу «метаплана».

Основное содержание
Россия в XXI в.: вызовы времени и задачи модернизации.
Политические и экономические приоритеты. Вступление в должность Президента В.В.
Путина и связанные с этим ожидания. Начало преодоления негативных последствий 1990-х гг.
Основные направления внутренней и внешней политики. Федерализм и сепаратизм. Создание
Федеральных округов. Восстановление единого правового пространства страны.
Разграничение властных полномочий центра и регионов. Террористическая угроза и борьба с
ней. Урегулирование кризиса в Чеченской Республике. Построение вертикали власти и
гражданское общество. Военная реформа.

1

8

Основное содержание

2

ОК
ОК
ОК
ОК

02
04
05
06

ОК
ОК
ОК
ОК

02
04
05
06

2

8

2

32

Экономический подъем 1999-2007 гг. и кризис 2008 г. Структура экономики, роль
нефтегазового сектора и задачи инновационного развития. Крупнейшие инфраструктурные
проекты. Сельское хозяйство. Россия в системе мировой рыночной экономики. Начало (2005)
и продолжение (2018) реализации приоритетных национальных проектов.
Президент Д.А. Медведев, премьер-министр В.В. Путин. Основные направления внешней и
внутренней политики. Проблема стабильности и преемственности власти.
Избрание В.В. Путина Президентом Российской Федерации в 2012 г. и переизбрание на
новый срок в 2018 г. Вхождение Крыма в состав России и реализация инфраструктурных
проектов в Крыму (строительство Крымского моста, трассы "Таврида" и других).
Конституционная реформа (2020).
Новый облик российского общества после распада СССР. Социальная и профессиональная
структура. Занятость и трудовая миграция. Миграционная политика. Основные принципы и
направления государственной социальной политики. Реформы здравоохранения.
Пенсионные реформы. Реформирование образования, культуры, науки и его результаты.
Начало конституционной реформы. Снижение средней продолжительности жизни и
тенденции депопуляции. Государственные программы демографического возрождения
России. Разработка семейной политики и меры по поощрению рождаемости. Пропаганда
спорта и здорового образа жизни и их результаты. XXII Олимпийские и XI Паралимпийские
зимние игры в Сочи (2014), успехи российских спортсменов, допинговые скандалы и их
последствия для российского спорта. Чемпионат мира по футболу и открытие нового образа
России миру.
Постановка
государством
вопроса
о
социальной ответственности
бизнеса.
Модернизация бытовой сферы. Досуг. Россиянин в глобальном информационном
пространстве: СМИ, компьютеризация, Интернет. Массовая автомобилизация. Военнопатриотические движения. Марш "Бессмертный полк". Празднование 75-летия Победы в
Великой Отечественной войне (2020).
Внешняя политика в конце XX - начале XXI в. Утверждение новой Концепции внешней
политики Российской Федерации (2000) и ее реализация. Постепенное восстановление
лидирующих позиций России в международных отношениях. Современная концепция
российской внешней политики. Участие в международной борьбе с терроризмом и в
урегулировании локальных конфликтов. Оказание помощи Сирии в борьбе с международным
терроризмом и в преодолении внутриполитического кризиса (с 2015 г.). Приближение
военной инфраструктуры НАТО к российским границам и ответные меры. Односторонний
выход США из международных соглашений по контролю над вооружениями и последствия для
России. Создание Россией нового высокоточного оружия и реакция в мире.

33

3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация
истории.

программы дисциплины требует

наличия

учебного

кабинета

Оборудование учебного кабинета: наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, исторических
карт, плакатов, портретов выдающихся исторических личностей, атласов); информационно­
коммуникационные средства; экранно- звуковые пособия; комплект технической документации, в том
числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
библиотечный фонд кабинета, (учебники, учебно-методические комплекты (УМК) (в т.ч. и
мультимедийные)). Библиотечный фонд кабинета может быть дополнен энциклопедиями,
справочниками, научной, научно-популярной и другой литературой по вопросам исторического
образования.

Технические средства обучения: мультимедийный комплекс.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные
ресурсы,
рекомендованные
для
использования
в
образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания.
2. Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной
дисциплины представлены в методических рекомендациях по организацииобучения.

36

4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через
дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций
по разделам и темам содержания учебного материала.________________________________________
Код и наименование
Раздел/Тема
Тип оценочных
формируемых компетенций
мероприятий
ОК 01. Выбирать способы решения Р 1, П-о/с8
Диагностическая работа
задач профессиональной
Контрольная работа
Р 2, П-о/с
деятельности применительно
Самооценка и
Р 3, П-о/с
к различным контекстам
взаимооценка
Р 4, П-о/с
Презентация
мини­
Р 5, П-о/с
проектов
ОК 02. Использовать современные
Р 1, Тема 1.1,1.2,1.3, П-о/с
Устный и
письменный
средства поиска, анализа и
Р 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, опрос
интерпретации информации, и
Результаты
выполнения
П-о/с
информационные технологии для
Р 3, Темы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, П- учебных заданий
выполнения задач
Разработка
маршрута
о/с
профессиональной деятельности
образовательного
Р 4, Темы 4.1,4.2, 4.3, 4.4, 4.5,
путешествия
П-о/с
Практические работы
Р 5, Темы 5.1, 5.2, 5.3, П-о/с
Промежуточная аттестация
ОК 04. Эффективно
Р 1, Тема 1.2,1.3, П-о/с
(выполнение
взаимодействовать и работать в
Р 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5,
экзаменационных
коллективе и команде
П-о/с
заданий)
Р 3, Темы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, По/с
Р 4, Темы 4.1, 4.3, 4.4, 4.5, По/с
Р 5, Темы 5.1, 5.2, 5.3, П-о/с
ОК 05. Осуществлять устную и
Р1, Тема 1.1,1.2,1,3 П-о/с
письменную коммуникацию на
Р 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5
государственном языке
П-о/с
Российской Федерации с учетом
Р 3, Темы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, Пособенностей социального и
о/с
культурного контекста
Р 4, Темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5
П-о/с
Р 5, Темы 5.1, 5.2, 5.3 П-о/с
ОК Об. Проявлять гражданскоР1,Тема 1.1,1.2,1.3. П-о/с
патриотическую позицию,
Р 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5
демонстрировать осознанное
П-о/с
поведение на основе
РЗ, Темы 3.1, 3.2, 3.4 П-о/с
традиционных общечеловеческих
Р 4, Темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5,
ценностей, в том числе с учетом
П-о/с
гармонизации межнациональных
Р 5, Темы 5.1, 5.2, 5.3, П-о/с
и межрелигиозных отношений,
применять стандарты
антикоррупционного поведения

ПК...

П-о/с

8 Профессионально-ориентированное содержание

37

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОУД.05.История

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
t
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета истории; мастерских
не предусмотрено, лабораторий не предусмотрено

Оборудование учебного кабинета: рабочая доска, наглядные пособия (учебники, карты,
адаптированные конспекты, синхронные таблицы, тестовый материал, индивидуальные
карты мониторинга учебных знаний),рабочие места по количество обучающихся;

рабочее место преподавателя ;методические разработки уроков и мероприятий.

Рекомендуемая литература для студентов и преподавателей.

,

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Для студентов

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования —
М„ 2022г.
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического,
естественно-научного, социально-экономического профилей: 2ч: учебник для студ. учреждений
сред.проф. образования — М., 2023г..
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического,
естественно-научного, социально-экономического профилен. Дидактические материалы: учеб,
пособие для студ. учреждений сред.проф. образования — М., 2022г.
Гаджиев К.С., Закаурцева Т.А., Родригес А.М., Пономарев М.В. Новейшая история стран Европы и
Америки. XX век: в Зч. 4.2. 1945-2000. - М„ 2022.

ЗагладинН.В.,Петров Ю.А. История (базовый уровень). 11 класс. - М., 2022.
Санин Г.А. Крым. Страницы истории. - М., 2023.

Сахаров А.Н., ЗагладинН.В.История (базовый уровень). 10 класс. - М., 2022.
Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др. История. 10 класс. - М.: Просвещение. 2023.

Кишенкова. Сборник тестовых заданий. История России. Старшая школа. 10—11 кл. — М., 2021.
История Государства Российского. Жизнеописания. Т. 1—9. — М., 2022.

Для преподавателей
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации».

t



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.