МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
Образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
С00.02.02 Химия
Код и наименование специальности/профессии:
43.02 .15Поварское и кондитерское дело
Квалификация выпускника: специалист по поварскому и кондитерскому делу
Форма обучения : очная
Курс 1
2024г
ОДОБРЕНО
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
предметной (цикловой) комиссией
естественно-математического цикла
Протокол №1
Шабанова М.М..
Подпись
ФИО
от 28.08.. 2024 г.
Пр^Матель П. (Ц) К
Магомедова А,А.
Гпэдпись
ФИО
_28._
08.
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины С00.02.02
разработана на основе требований:
-Федерального закона от 29.12.2012 г.№ 273 -ФЗ об образовании в РФ.
2024г
Химия
- Федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования, по специальности 43.02.15 Поварское и
кондитерское дело, утвержденного приказом Минобрнауки России от
9.12.2016№1565 (зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2016№44828) (ред. от
17.12.2020г №747, от 03.07.2024г №464)
- с учетом:
- профиля получаемого образования.
- примерной программы
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный
институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России
от17.03.2015 № 06-259);
- Методических
рекомендаций
по
разработке
рабочих
программ
общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального
образования Министерства образования и науки Республики Дагестан
в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации нд 2024/2025
учебный год.
/7
Разработчик Гаджиева Н. А. учитель химии и биолоИш
Рецензенты : Умарова М.Б.________ С/'
/______
t
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ..........................................................................................................................
1.1. Область применения программы................................................................................... .
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы (ППССЗ/ППКСЗ):................................................................................................
1.3. Цели и задачи дисциплины, результаты освоения дисциплины:.................................
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:..............
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ...............................
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы..............................
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины.........................
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .....................
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
3.2 Информационное обеспечение обучения...................................................
••
4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ
ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.......................
5. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:..................................................................................
КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА.............................................................
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ХИМИЯ
Ы.Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины С0002.02 Химия является частью
основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов
среднего звена в соответствии с ФГОС третьего поколения плюс по специальности
09.02.07 «Информационные системы и программирование»
1.2. Место учебной дисциплины С0002.02 Химия в структуре основной
профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «Химия»
входит в общеобразовательный цикл и относится к профессиональным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Целью освоения дисциплины С0002.02. Химия является подготовка студентов к
эффективному использованию современных знаний в области общей и неорганической
химии
Задачи дисциплины:
- дать комплекс теоретических и практических знаний в области химии;
- сформировать способности понимать химическую суть процессов и использовать
основные законы химии .
- обучить основным методикам химического анализа и умению использовать их на
практике;
- сформировать навыки химического мышления у студентов.
В результате изучения учебной дисциплины С0002.02. Химия студент
должен знать:
- роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение
в жизни современного общества;
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула,
масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклеотиды и изотопы, s-, р-, d-, fорбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления,
гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса,
молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные
соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация,
кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление,
электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект
реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, теплота образования, энтропия,
химическое равновесие, константа, углеродный скелет, функциональная группа,
гомология ,структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в
неорганической и органической химии;
- основные законы химии: закон сохранения массы вещества, периодический закон,
закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в
кинетике и термодинамике;
- основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической
диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений (включая
стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;
-классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
- природные источники углеводородов и способы их переработки;
- вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и
сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и
органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол,
этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза,
крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы,
жиры, мыла и моющие средства.
В результате освоения учебной дисциплины СОО 02.02 Химия обучающийся
должен уметь:
- называть изученные вещества по "тривиальной" и международной номенклатурам;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона,
тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической
решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление
смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи,
принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер
взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической
химии;
выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших
неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к
изученным классам соединений;
- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием
различных источников (справочных, и научных и научно-популярных изданий,
компьютерных баз данных, ресурсов интернета);
-использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и
ее представление в различных формах; использование приобретенных знаний и умений в
практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания глобальных проблем, состоящих перед человечеством: экологических,
энергетических и сырьевых;
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на
производстве;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм
человека и другие живые организмы;
- безлопастной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных
условиях и оценки их последствий;
- распознание и идентификации важнейших веществ и материалов;
- оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных
источников
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими
общими компетенциями (далее - ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной
деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать
знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного
контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе
с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять
стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого
уровня физической подготовленности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках.
(п. 3.2 в ред. Приказа Минпросвещения России от 01.09.2022 N 796)
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 112 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 110 часа;
самостоятельной работы обучающегося 2 часа..
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
Лабораторные работы, практические занятия
Лекции
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
112
Итоговая аттестация в форме экзамена
2
по
58
50
2
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины СОО 02.02. Химия
Наименование разделов и
тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Лекция:
1. Органическая химия-химия соединений углерода.
2. Теория хим. строение орг. веществ.
3. Значение теории А.М. Бутлерова.
4. Электронная природа хим. связи в орг. соединениях.
Самостоятельная работа:
1. Подготовить сообщение на тему: «Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева»
(индивидуальный проект)
Практическое занятие:
1. Семинар по теме «Строение органических веществ».
Теория хим. строения орг.
веществ.
Лекция:
1. Предельные углеводороды. Строение метана.
2. Изомерия и номенклатура алканов.
3. Химические свойства алканов. Получение и применение алканов.
4. Нахождение молекулярной формулы вещества
5. Циклопарафины.
Объем
часов
1
1
1
1
Уровень
освоения
2
2
2
2
3
1
1
1
1
2
2
Практическое занятие:
1. Семинар по теме «алканы».
2. Решение задач на нахождение молекулярной формулы вещества.
3. П/р «Определение углерода, водорода, кислорода орг. вещества»
4. Семинар по теме «Циклопарафины»
2
2
2
2
Непредельные
углеводороды.
Лекция:
1. Этилен. Строение, номенклатура алкенов.
2. Хим. свойства алкенов. Получение и применение алкенов.
3. Диеновые углеводороды.
4. Алкины. Строение, свойства, получение и применение
1
1
1
1
Непредельные
углеводороды.
Практическое занятие:
1. Семинар по теме «алкены».
2. П/р «Получение этилена и опыты с ним».
3. Семинар « диеновые углеводороды».
4. Семинар «алкины».
5. Обобщение и закрепление знаний о непредельных углеводородах.
6. Генетическая связь между углеводородами.
7. Решение задач
2
2
2
2
2
2
2
Ароматические
углеводороды.
Лекция:
1. Бензол. Строение, получение и применение.
2. Свойства бензола. Гомологи бензола.
1
1
1
1
1
1
1
Практическое занятие:
1. Семинар «ароматические УВ»
—2—
2. Обобщение знаний об углеводородах.
2
3. Генетическая связь предельных, непредельных и ароматических углеводородов
2
Природные источники ув.
Спирты и фенолы.
Лекция:
1. Природные и попутные нефтяные газы.
2. Нефть. Перегонка нефти. Крекинг нефти.
3. Коксохимическое производство. Деловая
промышленность».
игра:
Лекция:
1. Одноатомные спирты. Получение и применение спиртов.
2. Хим. свойства спиртов.
Практическое занятие:
1. Губительное действие спиртов на организм человека.
Лекция:
1. Многоатомные спирты.
2. Фенолы. Строение, получение.
Практическое занятие:
1. Обобщение и закрепление знаний.
2. Генетическая связь между ув. и спиртами.
3. П/р « хим. свойства спиртов».
4.Решение задач
«Нефтехимическая
-2—
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Альдегиды и карбоновые
кислоты.
Сложные эфиры. Жиры.
Лекция:___ __________________________ ____________
1. Альдегиды. Кетоны.
2. Карбоновые кислоты.
3. Получение карбоновых кислот.
4. Хим. свойства карбоновых кислот.
5. Непредельные карбоновые кислоты
21
1
1
1
1
1
1
1
1
Практическое занятие:
Альдегиды. Реакция серебряного зеркала
1. Связь между классами. Практикум.
2. Семинар по теме «Карбоновые кислоты».
3. П/р « получение и свойства карбоновых кислот».
4.Генетическая связь между классами карбоновых кислот и др. соединениями
2
2
2
2
2
2
2
2
Лекция:
1. Сложные эфиры.
2. Жиры. Состав, строение, свойства.
3. Переработка жиров. Понятие о СМС.
1
1
2
1
1
1
Практическое занятие:
1. П/р «синтез этилового эфира уксусной кислоты».
2
2
Углеводы.
Лекция:
1. Понятие и классификация углеводов. Глюкоза.
2. Хим. свойства глюкозы.
3. Фруктоза-изомер глюкозы. Рибоза и дезоксирибоза.
4. Сахароза и мальтоза.
5. Крахмал. Превращение крахмалов пищи в организме.
6. Целлюлоза.
-ъ1
1
1
2
2
-41
1
1
1
1
Практическое занятие:
1. Обобщение знаний о кислородосодержащих соединениях
2
2
Лекция:
1. Амины. Строение, свойства.
2. Анилин-представитель ароматических аминов.
1
1
1
1
Практическое занятие:
1. Решение задач и упражнений
2
2
Белки и нуклеиновые
кислоты.
Лекция:
1. Белки как высокомолекулярные соединения.
2. Биологические функции белков. Ферменты.
1
1
1
1
Синтетические
высокомолекулярные
соединения.
Лекция:
1. Понятие о ВМС.
2. Пластмассы. Синтетические каучуки.
3. Синтетические волокна
Азотосодержащие
органические соединения.
Экзамен
2
2
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия:
- учебного кабинета химии
- лаборатории химии
Оборудование для кабинета химии, лабораторное оборудование по химии
1.
2.
3.
4.
Учебники.
Комплект учебно-методических пособий.
Компьютер.
Видеопроектор.
Плакаты, стенды, учебные фильмы, электронные пособия
о
о
о
о
о
Портреты химиков (комплект)
Таблица "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева"
Таблица плакат "Растворимость кислот, солей и оснований в воде"
Комплект видеофильмов по химии на DVD-Дисках
Комплект транспарантов (прозрачных пленок) по химии
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительн
литературы
Основные источники:
1. Рудзитис Г. Е, Фельдман Ф.Г М, Просвещение, 2019
2. Габриелян О.С, Лысова Г.Г, М, дрофа, 2018
Дополнительные источники:
1. Цветков Л. А Органическая химия. Учебник для 10-11
Гуманитарный издательский центра ВЛАДОС, 2020
2. Егоров А.С. Репетитор по химии, Ростов- на -Дону, Феникс, 2021
Периодические издания:
1. Журнал Химия в школе
2. Газета Учитель Дагестана
Интернет ресурсы:
1 .большая советская энциклопедияЬЦр://Ь§е.8с1-ПЬ.сот/
2. электронная библиотечная CHCTeMahttp://www.book.ru/
3. лучшая учебная 4HTepapTypahttp://st-books.ru/
классов,
4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Характеристика основных видов учебной деятельности
студентов (на уровне учебных действий)
Раздел 1 ...
Теория хим строения орг Реферат
веществ
Предельные УВ
Вывод формул
Подготовка рфератов
Решение задач с неполными данными
Непредельные УВ
Подготовка докладов и рефератов
Содержание обучения
Раздел 2 ...
Вывод формул
Выполнение опытов
Подготовка презентаций
источники Защита рефератов
Ароматические УВ
Природные
УВ
Спирты и фенолы
Наблюдение опытов и экспериментов
Вывод формул
Альдегиды и карбоновые Решение задач и уравнений
Наблюдение за экспериментами
кислоты
Сложные эфиры. Жиры
Подготовка рецензий, отзывов, сообщений
Работа с учебником
Подготовка докладов
Углеводы
Защита рефератов
Распознавание синтетических волокон
Синтетические ВМС
Периодический закон и Работа с таблицей
периодическая система Составление электронных оболочек
ДИ.Менделеева
Работа с таблицей
Неметаллы
Подготовка докладов
Просмотр видеоматериала
Металлы
Работа с раздаточным материалом
5. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
Критерии оценки проектной работы:
1. Актуальность темы и ее практическая значимость;
2. Межпредметные связи; оригинальность раскрытия темы (решения проблемы),
подходов, предлагаемых решений с использованием компьютерных
информационных технологий;
3. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта;
4. количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
5. объем проработанного материала и глубина проработки;
6. количество предлагаемых решений;
7. полнота раскрытия темы, полнота использованной информации, разнообразие ее
источников;
8. интеллектуальная активность, эрудиция, инициатива, креативность,
9. степень осмысления использованной информации.
Критерии оценки учебно- исследовательских работ
1. Актуальность выбранной проблемы (личностная и социальная значимость).
2. Гуманистический потенциал работы и поликультурное пространство
проекта/исследования.
3. Правильность составления научного аппарата работы, четкость и
конкретность в постановке цели и задач, определении объекта и
предмета проекта/исследования, выдвижении гипотезы.
4. Умение интегрировать и применять в деятельности информацию из разных областей
науки, техники, для решения проблемы.
5. Умение планировать деятельность, корректировать ее в зависимости от полученных
результатов, а также умение проектировать дальнейшие перспективы реализации проекта.
6. Наличие нового продукта/знания в результате создания проекта/исследования.
Сформированность навыков устной и письменной речи. Научный стиль изложения,
7.
литературный язык работы.
8. Умение структурировать содержательную часть проектной/исследовательской работы,
создавать качественную презентацию, применять компьютерные технологии.