ОУП.05. ФИЗИКА 2024

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУП.05. ФИЗИКА
Код и наименование профессии:

34.02.01 Сестринское дело
Квалификация: 34.02.01 Младшая медицинская сестра /мед.брат

Форма обучения -очная

Курс: 1

2024 г.

1

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол №^эт «

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по учебной работе

2024г.
Шабанова М.М <^^/'772
ФИО
Подпись

№

О Л

2024г.

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУП.05. Физика по
специальности: 34.02.01 Сестринское дело
разработана на основе требований:
Приказ
Минпросвещения
России
от
04.07.2022
N
527
"Об утверждении
федерального
государственного
образовательного стандарта среднего
профессионального
образования
по
специальности
34.02.01
Сестринское
дело"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2022 N 69452)- Федерального государственного
образовательного стандарта среднего
профессионального образования, утвержденного приказом
Минобрнауки России 12.05.2014г. №502 с учетом:

- профиля получаемого образования,
- примерной программы,

- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего
образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и
получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (разработаны
Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки
России совместно с ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от
17.03.2015 №06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных учебных
дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего
профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального
образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим
учебным планом образовательной организации на 2024/2024 учебный год.

Разработчики: преподаватель ГБПОУ РД «Индустриально-промышленный колледж», Отличник
образования РД,Почётный работник сферы образованя РФ.
У.С. Исмаилов

(подпись)
Рецензенты:
2

СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины.....................................

4

2. Структура и содержание учебной дисциплины.............................................

7

3. Условия реализации программы, дисциплины...............................................

16

4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины...............................
5. Лист дополнений и изменений........................................................................

17
18

3

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины Физика
Область применения программы
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для
изучения физики в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного
общего образования при подготовке специалистов среднего звена.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01 Сестринское
дело.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины
«Физика», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего
образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего
профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы «Физика» направлено на достижение следующих целей:
» освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в
основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области
физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах
научного познания природы;
о овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для
объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практически
использовать физические знания; оценивать достоверность естественно-научной
информации;
» развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных
источников информации и современных информационных технологий;
о воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования
достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости
сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к
мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания;
готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства
ответственности за защиту окружающей среды;
* использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач
повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального
природопользования и охраны окружающей среды и возможность применения знаний
при решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов
компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного
общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки
специалистов среднего звена (ППССЗ).

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Учебная дисциплина «Физика» является учебным предметом по выбору из обязательной

4

предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования. Учебная
дисциплина «Физика» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на
базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).
Учебная дисциплина «Физика» входит в состав общеобразовательных учебных дисциплин по
выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего
образования, для специальностей СПО соответствующего профиля профессионального
образования.

Требования к результатам освоения дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Физика» обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
® личностных:
- чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической
науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при
обращении с приборами и устройствами;
- готовность к продолжению образования и повышения квалификации в из- бранной
профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических
компетенций в этом;
- умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для
повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной
деятельности;
- умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого

доступные источники информации;
- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих
задач;
- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня
собственного интеллектуального развития;
- заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том
числе цифровой (ЛР 10).
• метапредметных:
- использование различных видов познавательной деятельности для решения физических
задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения,
эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
- использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи,
формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации,
выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов
для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с
которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
- умение использовать различные источники для получения физической информации,
оценивать ее достоверность;
- умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
- умение публично представлять результаты собственного исследования, вестидискуссии,
доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;
•» предметных:

5

- сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной
картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений,
роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для
решения практических задач;
- владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и
теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;
- владение основными методами научного познания, используемыми в физике:
наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
- умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между
физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
- сформированность умения решать физические задачи;
- сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий
протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия
практических решений в повседневной жизни;
- сформированность собственной позиции по отношению к физической информации,
получаемой из разных источников.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 78 час, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78часов;
- самостоятельной работы обучающегося

6

2. Структура и содержание учебной дисциплины
Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем
часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

78

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

лекции

32

практические занятия

44

Консультации
2

Дифференцированный зачет

7

2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физика»
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся

Объем
часов

Уровень
освоения

1

2

3

4

1 семестр

28/6/18

Раздел 1. Механика

Тема 1.1
Физика в
познании
вещества, поля,
пространства и
времениТема 1.2
Кинематика
материальной
точки

22/4/11
Содержание учебного материала

20/0

1

Что изучает физика. Органы чувств как источник информации об окружающем мире

1

2

Эксперимент. Закон. Теория. Физические модели. Идея атомизма. Фундаментальные
взаимодействия

1

Содержание учебного материала

4/2/2

3-4

Траектория. Закон движения. Перемещение. Скорость. Равномерное прямолинейное
движение. Ускорение

1

5-6

Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Графики
зависимости пути, перемещения, скорости и ускорения от времени при
равнопеременном движении. Баллистическое движение. Кинематика периодического
движения

1

Практическое занятие

7-8

Тема 1.3
Динамика
материальной точки

2

Решение задач с применением формул прямолинейного движения

Содержание учебного материала

9-10

2
4/0/2

Принцип относительности Галилея. Первый, Второй и Третий законы Ньютона

11-12 Гравитационная сила. Закон всемирного тяготения. Силы тяжести, упругости. Вес
тела. Сила трения. Применение законов Ньютона. Составление таблицы «Знаю - Хочу
узнать - Узнал» (приём технологии развития критического мышления).

8

1
1

Тема 1.4
Законы сохранения

Содержание учебного материала

4/2/1

13-14 Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. Работа
Потенциальная энергия тела при гравитационном и упругом взаимодействиях
15-16 Кинетическая энергия. Мощность. Закон сохранения
Абсолютно неупругое и абсолютно упругое столкновения

силы.

1

механической энергии.

1

Практическое занятие

_
2

17-18 Решение задач с применением законов изменения механической энергии
Тема 1.5
Динамика
периодическо
го движения

Содержание учебного материала

Тема 1.6
Статика

Содержание учебного материала

2/0/3

19-20 Движение тел в гравитационном поле. Динамика свободных колебаний. Колебательная
система под действием внешних сил, не зависящих от времени. Вынужденные
колебания. Резонанс

21

•

Условия равновесия для поступательного и вращательного движения. Центр тяжести
(центр масс) системы материальных точек и твёрдого тела

Содержание учебного материала

22

1

1/0/2

Самостоятельная работа обучающихся в виде написания эссе: «Условия физиологическогои
психологического равновесия человека»

Тема 1.7
Релятивистсая
механика

2

1

2

1/0/1

Постулаты специальной теории относительности. Относительность времени.
Замедление времени. Релятивистский закон сложения скоростей. Взаимосвязь энергии
и массы

9

1

Раздел 2. Молекулярная физика
Тема 2.1
Молекулярная
структура
вещества
Тема 2.2
Молекулярно­
кинетическая
теорияидеального
газа
Тема 2.3
Термодинамика

18/4/11

Содержание учебного материала

2/0/1 ’

23-24 Масса атомов. Молярная масса. Агрегатные состояния вещества

1

■

2/0/2

Содержание учебного материала

25-26 Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Уравнение КлайперонаМенделеева. Изопроцессы. Составление таблицы «Знаю - Хочу узнать - Узнал»
(прием технологии развития критического мышления).

Содержание учебного материала

1

4/2/2

27-28 Внутренняя энергия. Работа газа при изопроцессах. Первый закон термодинамики

1

29-30 Адиабатический процесс. Тепловые двигатели. Второй закон термодинамики

1

Практическое занятие

2

31-32 Решение задач с применением законов термодинамики

Тема 2.4
Жидкость и пар

............................

Содержание учебного материала

2

2/2/2

33

Испарение. Конденсация. Давление насыщенногопара. Влажность воздуха

1

34

Кипение жидкости. Поверхностное натяжение. Смачивание, капиллярность

1

10

2 семестр

Тема 2.5
Твёрдое тело
Тема 2.6
Механические
волны. Акустика

34/10/23
Содержание учебного материала

*

Содержание учебного материала

35-36 Механические свойства твердых тел. Распространение волн в упругой среде.
Периодические, стоячие, звуковые волны.Высота звука. Эффект Доплера. Тембр,
громкость звука
Раздел 3. Электростатика
Тема
3.1
Силы
электромагнитного
взаимодействия
г неподвижных
1 зарядов
Тема 3.2
Энергия
электромагнитного
взаимодействия
неподвижных
зарядов

2/0/2

Содержание учебного материала

1

6/0/3
2/0/1

37-38 Электрический заряд. Квантование заряда. Электризация тел. Закон сохранения заряда.
Закон Кулона.
Равновесие статических зарядов. Напряжённость электростатического поля. Линии
напряжённости электростатического поля. Принцип суперпозиции электростатических
полей
Содержание учебного материала

1

I

4/0/2

39-40 Работа сил электростатического поля. Потенциал электростатического поля.
Электрическое поле в веществе. Диэлектрики и проводники в электростатическом поле

1

41-42 Распределение зарядов по поверхности проводника. Электроёмкость уединённого
проводника. Электроёмкость и соединения конденсатора. Энергия электростатического

1

11

ПОЛЯ

Раздел 4. Электродинамика

12/4/6

Тема 4.1
Постоянный
электрический ток

4/2/2

Содержание учебного материала

43-44 Электрический ток. Сила тока. Источник тока. Источник тока в электрической цепи.
Закон Ома для однородного проводника (участка цепи)
Сопротивление проводника. Зависимость удельного сопротивления проводников и
полупроводников от температуры. Сверхпроводимость. Соединения проводников.
Расчёт сопротивления электрических цепей

1

45-46 Закон Ома для замкнутой цепи. Расчёт силы тока и напряжения в электрических цепях.
Измерение силы тока и напряжения. Тепловое действие электрического тока. Закон
Джоуля-Ленца. Передача мощности электрического тока от источника к потребителю.
Электрический ток в растворах и расплавах электролитов

1

Практическое занятие

2

47-48 Решение задач с применением формул для определения силы тока и напряжения в
электрических цепях
Тема 4.2
Магнетизм

Содержание учебного материала

2

4/0/1

49-50 Магнитное взаимодействие. Магнитное поле электрического тока. Магнитное поле.
Действие магнитного поля на проводник с током. Рамка с током в однородном
магнитном поле. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы

1

51-52 Масс-спектрограф и циклотрон. Пространственные траектории заряженных частиц в
магнитном поле. Взаимодействие электрических токов.
Магнитный поток. Энергия магнитного поля тока. Магнитное поле в веществе.
Ферромагнетизм

1

12

(прием технологии развития критического мышления).
Тема 4.3
Электромагнетизм

Тема 4.4
Цепи переменного
тока

Содержание учебного материала

2/0/1

■ - -1.................

53-54 ЭДС в проводнике, движущемся в магнитном поле, Электромагнитная индукция.
Способы получения индукционного тока.
Опыты Генри. Использование электромагнитной индукции. Генерирование
переменного электрического тока. Передача электроэнергии на расстояние

Содержание учебного материала

1

2/2/2

55-56 Резистор цепи переменного тока. Конденсатор в цепи переменного тока.
Катушка индуктивности в цепи переменного тока. Свободные гармонические
электромагнитные колебания в колебательном контуре. Колебательный контур в цепи
переменного тока.
Примесный полупроводник - составная часть элементов схем. Полупроводниковый
диод. Транзистор -

Практическое занятие

1

2

57-58 Решение задач с применение формул для вычисления мощности переменного тока,
электроёмкости конденсаторов, напряжённости электрического поля

2

Раздел 5 Электромагнитное излучение

12/2/6

Тема 5.1
Излучение и
прём
электромагнитн
ых волн радио- и
СВЧ-диапазона

4/0/1

Содержание учебного материала

59-60 Электромагнитные волны. Распространение
переносимая электромагнитными волнами

электромагнитных волн.

Энергия,

1

61-62 Давление и импульс электромагнитных волн. Спектр электромагнитных волн. Радио- и
СВЧ-волны в средствах связи. Радиотелефонная связь, радиовещание

1

13

.....

Тема 5.2
Геометрическая
оптика

Тема 5.3
Волновая
оптика
Тема 5.4 Квантовая
теория
электромагнитного
излучения вещества

Содержание учебного материала

4/0/1

63-64 Принцип Гюйгенса. Отражение и преломление волн. Дисперсия света. Построение
изображений и хода лучей при преломлении света. Линзы.

1

65-66 Собирающие линзы. Изображение предмета в собирающей линзе. Формула тонкой
собирающей линзы. Рассеивающие линзы. Изображение предмета в рассеивающей
линзе. Фокусное расстояние и оптическая сила системы из двух линз. Человеческий
глаз как оптическая система. Оптические приборы, увеличивающие угол зрения

1

Содержание учебного материала

2/0/2

67-68 Интерференция волн. Взаимное усиление и ослабление волн в пространстве.
Интерференция и дифракция света. Дифракционная решётка

Содержание учебного материала

1

2/2/2

69-70 Тепловое излучение. Фотоэффект. Корпускулярно-волновой дуализм.
Волновые свойства частиц. Строение атома. Теория атома водорода.
Поглощение и излучение света атомом. Лазер. Электрический разряд в газах
Практическое занятие

1

2

Раздел б.Физика высоких энергий

6/2/4

Тема 6.1
Физика атомного
ядра

4/2/2

Содержание учебного материала

71-72 Состав атомного ядра. Энергия связи нуклонов в ядре. Естественная радиоактивность.
Закон радиоактивного распада. Искусственная радиоактивность. Использование
энергии деления ядер. Ядерная энергетика

14

1

73-74 Термоядерный синтез. Ядерное оружие. Биологическое действие радиоактивных
излучений

Практическое занятие

1
2

75-76 Решение задач с применением формул энергий связи и закона радиоактивного распада
для вычисления энергий выделяемых при делении ядер
Тема 6.2
Содержание учебного материала
Элементарные
частицы
Дифференцированный зачёт по физике

2
2/0/2

2

2 семестр

44

Всего
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

15

78

3. Условия реализации учебной программы дисциплины
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Программа реализуется в кабинете физики и астрономии № ЗООа (кафедра медицинской
и биологической физики, биокорпуса ИГМУ).
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места студентов;
- шкаф для хранения учебно-методической документации.
Технические средства обучения: лабораторные установки, таблицы, классная доска.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Касьянов, В. А. Физика. Базовый уровень. 10 класс : учебник / В. А. Касьянов. - 11-е изд.,
стереотип. - Москва : Просвещение, 2022. - 301 с. (30 экз.)
2. Касьянов, В. А. Физика. Базовый уровень. 11 класс : учебник / В. А. Касьянов. - 10-е изд.,
стереотип. - Москва : Просвещение, 2022. - 288 с. (30 экз.)
Дополнительные источники:
1. Федорова, В. Н. Физика : учебник / Федорова В. Н., Фаустов Е. В. - 2-е изд., перераб. и
доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 400 с. - ISBN 978-5-9704-5203-5. - Текст :
электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL :
https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970452035.html
Интернет-ресурсы:
1. ЕДИНОЕ ОКНО Доступа к информационным ресурсам http://window.edu.ru / . «Единое
окно доступ к образовательным ресурсам" (ИС "Единое окно ")
2. ЭБС «Консультант студента СПО» (подписка с 01.11.2021г. по 31.10.2022г.) - Электронная
библиотека среднего специального учебного заведения http://www.medcollegelib.ru .
3. ЭБС «Лань» (подписка с 15.01.2021г. по 15.01.2022г.)-доступ предоставляется к 75
изданиям гуманитарного блока (по заявке Кафедры клинической, социальной психологии и
гуманитарных наук и СПО) http://e.lanbook.com /.
4. ЭБС «IPRbooks» (подписка с 01.03.2021г. по 01.03.2022г.) - https://www.iprbookshop.ru/ .
5. Электронная библиотечная система ЭБС IPRbooks https://www.iprbookshop.ru /
6. https//fiz. lseptember.ru (учебно-методическая газета «Физика»),
7. www.kvant.mccme.ru (научно-популярный физико-математический журнал «Квант»),
8. www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
9. www.ru/book (Электронная библиотечная система).
10. www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).

16

4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами
индивидуальных заданий.
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения

Результаты обучения

- сформированность представлений о роли и - оценка результатов при решении примеров и
месте физики в современной научной
прикладных задач в области профессиональной
картине мира; понимание физической
деятельности;
сущности наблюдаемых во Вселенной - тестирование
явлений, роли физики в формировании
кругозора
и функциональной
грамотности человека
для решения практических задач;

- владение
основополагающими
физическими
понятиями,
закономерностями, законами и теориями;
уверенное
использование
физической
терминологии и символики;

- оценка правильности и точности знанияосновных
физических понятий;
- оценка
результатов
индивидуального
контроля при решении примеров и задач;
- оценка устных ответов на занятиях;

- владение основными методами научного - оценка
результатов
выполнения
познания, используемыми в физике:
индивидуальных домашних заданий;
наблюдением,
описанием, измерением, - оценка
результатов
работы
на
экспериментом;
практических занятиях

- умения
обрабатывать
результаты - оценка выполнения рефератов, проектов,типовых
расчетов
измерений, обнаруживать зависимость
между физическими величинами, объяснять
полученные результаты и
делать выводы;
- сформированность
умения
решать - оценка результатов работы на занятиях и
физические задачи;
выполнения домашних заданий
- сформированность
умения
применять - оценка результатов работы на занятиях и
полученные
знания
для
объяснения
выполнения домашних заданий;
условий протекания физических явлений в — тестирование
природе, профессиональной сфере и для
принятия практических
решений в повседневной жизни;
- сформированность
собственной
позиции по отношению к физической
информации, получаемой из разныхисточников.

- оценка результатов работы на занятиях и
выполнения домашних заданий

17

Тематический план учебной дисциплины Физика
(общеобразовательная подготовка)
№ п/п
Лек Пр.
ции зан
1

2
3

4

■ 5
6

' 7
8

9
10
•и

12

Что изучает физика. Органы чувств как источник информации об
окружающем мире.
Эксперимент. Закон. Теория. Физические модели.
Фундаментальные взаимодействия
Траектория. Закон движения. Перемещение. Скорость. Равномерное
прямолинейное движение. Ускорение
Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение
тел. Графики зависимости пути, перемещения, скорости и ускорения от
времени при равнопеременном движении. Баллистическое движение.
Кинематика периодического движения
1 Решение задач с применением формул прямолинейного движения
Принцип относительности Галилея. Первый, Второй и Третий законы
Ньютона
Гравитационная сила. Закон всемирного тяготения. Силы тяжести,
упругости. Вес тела. Сила трения. Применение законов Ньютона
Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. Работа силы.
Потенциальная энергия тела при гравитационном и упругом
взаимодействиях
Кинетическая энергия. Мощность. Закон сохранения механической энергии.
Абсолютно неупругое и абсолютно упругое столкновения
2 Решение задач с примененйем законов изменения механической энергии
Движение тел в гравитационном поле. Динамика свободных колебаний.
Колебательная система под действием внешних сил, не зависящих от
времени. Вынужденные колебания. Резонанс
Условия равновесия для поступательного и вращательного движения. Центр
тяжести (центр масс) системы материальных точек и твёрдого тела
Постулаты специальной теории относительности. Относительность времени.
Замедление времени. Релятивистский закон сложения скоростей.
Взаимосвязь энергии и массы
Масса атомов. Молярная масса. Агрегатные состояния вещества

14

15
16

3

17
18

Темы

Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Уравнение
Клайперона-Менделеева. Изопроцессы
Внутренняя энергия. Работа газа при изопроцессах. Первый закон
термодинамики
Адиабатический процесс. Тепловые двигатели. Второй закон термодинамики
Решение задач с применением законов термодинамики
Испарение. Конденсация. Давление насыщенного пара. Влажность воздуха
Кипение жидкости. Поверхностное натяжение. Смачивание, капиллярность

19

Часы
Лек Пр.
ции зан
1

1
2

2

2

2
2
2
2

2
2
1
1

2

2
2
2

2
1

1

материальной среде
Итого за 1-й семестр
Механические свойства твердых тел. Распространение волн в упругой среде.
1
Периодические, стоячие, звуковые
волны. Высота звука. Эффект Доплера. Тембр, громкость звука
Электрический заряд. Электризация тел. Законсохранения заряда.
2
Закон Кулона. Равновесие статических зарядов.
Напряжённость электростатического поля. Линии напряжённости
электростатического поля. Принцип суперпозиции электростатических
полей
Работа сил электростатического поля. Потенциал электростатического поля.
3
Электрическое поле в веществе. Диэлектрики и проводники в
электростатическом поле
Распределение зарядов по поверхности проводника. Электроёмкость
J 4
уединённого проводника. Электроёмкость и соединения конденсатора.
Энергия электростатического поля
Электрический ток. Сила тока. Источник тока. Источник тока в
' 5
электрической цепи. Закон Ома для однородного проводника (участка цепи).
Сопротивление проводника. Зависимость удельного сопротивления
проводников и полупроводников от температуры. Сверхпроводимость.
Соединения проводников. Расчёт сопротивления электрических цепей
Закон Ома для замкнутой цепи. Расчёт силы тока и напряжения в
электрических цепях. Измерение силы тока и напряжения. Тепловое
6
действие электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Передача мощности
электрического тока от источника к потребителю. Электрический ток в
растворах и расплавах электролитов
Решение задач с применением формул для определения силы тока и
1
напряжения в электрических цепях
Магнитное взаимодействие. Магнитное поле электрического тока.
Магнитное поле. Действие магнитного поля на проводник с током. Рамка с
7
током в однородном магнитном поле. Действие магнитного поля на
движущиеся заряженные частицы
Масс-спектрограф и циклотрон. Пространственные траектории заряженных
частиц в магнитном поле. Взаимодействие электрических токов. Магнитный
8
поток. Энергия магнитного поля тока. Магнитное поле в веществе.
Ферромагнетизм
ЭДС в проводнике, движущемся в магнитном поле, Электромагнитная
индукция. Способы получения индукционного тока. Опыты Генри.
■ 9
Использование электромагнитной индукции. Генерирование переменного
электрического тока. Передача электроэнергии на расстояние
Резистор цепи переменного тока. Конденсатор в цепи переменного тока.
Катушка индуктивности в цепи переменного тока. Свободные
гармонические электромагнитные колебания в колебательном контуре.
10
Колебательный контур в цепи переменного тока.
Полупроводниковый диод. Транзистор
2

Решение задач с применение формул для вычисления мощности
переменного тока, электроёмкости конденсаторов, напряжённости

20

28

6

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

электрического поля
Электромагнитные волны.'Распространение электромагнитных волн.
11
Энергия, переносимая электромагнитными волнами
Давление и импульс электромагнитных волн. Спектр электромагнитных
12
волн. Радио- и СВЧ-волны в средствах связи. Радиотелефонная связь,
радиовещание
Принцип Гюйгенса. Отражение и преломление волн. Дисперсия света.
13
Построение изображений и хода лучей при преломлении света. Линзы
Собирающие линзы. Изображение предмета в собирающей линзе. Формула
тонкой собирающей линзы. Рассеивающие линзы. Изображение предмета в
14
рассеивающей линзе. Фокусное расстояние и оптическая сила системы из
двух линз. Человеческий глаз как оптическая система. Оптические приборы.
Увеличивающие угол зрения
Интерференция волн. Взаимное усиление и ослабление волн в пространстве.
15
Интерференция и дифракция света. Дифракционная решётка
Тепловое излучение. Фотоэффект. Корпускулярно-волновой дуализм.
16
Волновые свойства частиц. Строение атома. Теория атома водорода.
Поглощение и излучение света атомом. Лазер. Электрический разряд в газах
Состав атомного ядра. Энергия связи нуклонов в ядре. Естественная
радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Искусственная
17
радиоактивность. Использование энергии деления ядер. Ядерная энергетика
Термоядерный синтез. Ядерное оружие. Биологическое действие
18
радиоактивных излучений
Решение задач с применением формул энергий связи и закона
3 радиоактивного распада для вычисления энергий выделяемых при делении
ядер
Дифференцированный зачёт
Итого за 2-й семестр
Всего часов по плану: теоретические/практические
ИТОГО

21

1
1
2

2

2
2

2

2
2
2
8
14

36
64
78



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.