ОПЦ.02 Анатомия и физиологии человека. 2024

ОПЦ.02 Анатомия и физиологии человека.

ОДОБРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

предметной (цикловой) комиссией

Зам. директора по учебной работе

Шабанова М.М.

Протокол № 1 от 30.08.2024г

Подпись

Председатель П(Ц)К

Подпись

ФИО

ФИО

30.08.2024г

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОПЦ.02 Анатомия и
физиология человека.

разработана на основе требований:
- Федерального закона от 04.07.2022 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Федерального
образования;

государственного

образовательного

стандарта

основного

общего

- Концепции Национальной программы повышения уровня бережливого производства
населения РФ;
- ФГОС СОО (утв. приказом Минобрнауки России от 04.07.2022
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2022 № 694552); с учетом:

№

527;

- профиля получаемого образования;
примерной программы;
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных дисциплин в
пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего
профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом
профессионального образования Министерства образования и науки Республики
Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2024/2025 учебный год.

Разработчик: Магомедова Н.А
Рецензенты/ эксперты:

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОПЦ.02. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Анатомия и физиология человека» является обязательной
частью общепрофессионального цикла примерной образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК
08.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код1
Знания
Умения
ПК, ОК, ЛР
ОК 01, ок - применять знания о строении и
- строение человеческого тела и
02, ОК 08
функциональные системы
функциях органов и систем
организма человека при оказании человека, их регуляция и
ПК З.1., ПК сестринской помощи и
саморегуляция при взаимодействии
3.2., ПК 3.3., сестринского ухода за
с внешней средой.
ПК 4,1., ПК пациентами.
- основная медицинская
4.2., ПК 4.3.,
терминология;
ПК 4.5., ПК
-строение, местоположение и
4.6., ПК 5.1.,
функции органов тела человека;
ПК 5.2., ПК
-физиологические характеристики
5.3., ПК 5.4.
основных процессов
жизнедеятельности организма
ЛР 6, ЛР 7,
человека;
ЛР 9, ЛР 13
-функциональные системы
человека, их регуляцию и
саморегуляцию при
взаимодействии с внешней средой.

1 Можно привести коды личностных результатов реализации программы воспитания с учетом особенностей
профессии/специальности в соответствии с Приложением 3 ПООП.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

191

в т. ч.:
теоретическое обучение

91

практические занятия

85

Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация (экзамен)

13
2

Кость как орган.
Соединение костей.
Основы миологии.

1 .Общий план строения скелета человека.
2. Строение кости как органа, классификация костей скелета
человека.
3. Соединения костей.
4. Строение сустава. Классификация суставов, биомеханика
суставов
8
5. Скелет головы, туловища, верхних и нижних конечностей.
6. Мышца как орган. Вспомогательный аппарат мышц.
7. Классификация мышц, группы мышц.
8. Мышечное сокращение. Утомление мышц.
9. Мышцы головы и шеи, туловища, верхних и нижних
конечностей
16
В том числе практических и лабораторных занятий
8
Практические занятия № 2 - 9
Морфофункциональная характеристика скелета и аппарата
движения.
С помощью муляжей, фантомов и анатомических атласов
изучение
- строения костей черепа (мозговой и лицевой отделы),
соединений костей черепа; изучение особенностей черепа
новорожденного; проецирование на поверхности тела отдельных
костей и их частей: сосцевидный отросток височной кости,
наружный затылочный бугор, теменные и лобные бугры;
- мышц головы (жевательные и мимические, их расположение и
функции);
- строения позвоночного столба, грудной клетки; проецирование
на поверхности тела отдельных костей и их частей: яремной
вырезки грудины, мечевидного отростка грудины, остистых
отростков позвонков;
- мышц живота, груди, спины;

ОК 08
ПК З.1., ПК
3.2., ПК 3.3.,
ПК 4,1., ПК
4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК
4.6., ПК 5.1.,
ПК 5.2., ПК
5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13

Тема 3.1 Система
органов дыхания.
Анатомия и
физиология органов
дыхания.

Содержание учебного материала
1 .Обзор дыхательной системы. Роль системы дыхания для
организма. Значение кислорода.
2.Этапы дыхания.
3. Строение и функции органов дыхательной системы.
4. Потребность дышать, структуры организма человека, её
удовлетворяющие
5. Условно-рефлекторная и произвольная регуляция дыхания.
6. Дыхание при физической работе, при повышенном и
пониженном барометрическом давлении.
7. Резервные возможности системы дыхания.
8.3ащитные дыхательные рефлексы. Дыхание при речи.
9. Функциональная система поддержания постоянства газового
состава крови
В том числе практических и лабораторных занятий
Практические занятия № 10-12
Изучение с помощью препаратов, муляжей, таблиц топографии
органов дыхательной системы, строения и функций
воздухоносных путей (полость носа, гортань, трахея, главные
бронхи).
Демонстрация на муляже проекции хрящей гортани, бифуркации
трахеи, правого и левого главных бронхов.
Изучение строения легких с использованием препаратов,
планшетов и муляжей. Изучение строения плевры, плевральной
полости. Опасность перелома ребер при сердечно-легочной
реанимации.
Демонстрация на муляже верхних и нижних границ легких

Определение частоты дыхательных движений в минуту в покое и
после физической нагрузки. Спирометрия. Дыхательные объемы.

8

4

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК З.1., ПК
3.2., ПК 3.3.,
ПК 4,1., ПК
4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК
4.6., ПК 5.1.,
ПК 5.2., ПК
5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13

Раздел 4. Морфофункциональная характеристика системы кровообращения. Процесс
кровообращения и лимфообращения
Тема 4.1.
Содержание учебного материала
Общие данные о
1 .Кровообращение. Общий план строения сердечно-сосудистой
строении и функциях
системы.
сердечно-сосудистой
2. Морфофункциональная характеристика системы крово- и
системы.
лимфообращения.
3. Кровеносные сосуды. Круги кровообращения.
4. Роль и место системы кровообращения в поддержании
жизнедеятельности организма.
5. Изменение органного кровообращения при мышечной
нагрузке, приеме пищи, при гипоксии, стрессе и других
состояниях.
6. Микроциркуляция, её роль в механизме обмена жидкости
различных веществ между кровью и тканями
Содержание учебного материала
Тема 4.2.
Строение и
1 .Положение и строение сердца, границы и проекция на грудную
деятельность сердца
клетку.
2.Цикл сердечной деятельности.
3.Особенности свойств сердечной мышцы. Понятие о
возбудимости, проводимости, сократимости и автоматии сердца.
4. Проводящая система сердца, её функциональные особенности.
5. Сердечный цикл и его фазовая структура.
6. Систолический и минутный объемы крови, сердечный индекс.
7. Работа сердца. Регуляция сердечной деятельности.
8. Принципы наружного массажа сердца при сердечно-легочной
реанимации
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 13

2

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК З.1., ПК
3.2., ПК 3.3.,
ПК 4,1., ПК
4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК
4.6., ПК 5.1.,
ПК 5.2., ПК
5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13

4

2

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК З.1., ПК
3.2., ПК 3.3.,
ПК 4,1., ПК
4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК
4.6., ПК 5.1.,
ПК 5.2., ПК
5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13

Содержание учебного материала
1 .Значение лимфатической системы.
2. Лимфа и ее состав.
3. Лимфатические сосуды.
4. Движение лимфы.
5. Критерии оценки деятельности лимфатической системы.
6. Взаимоотношения лимфатической системы с иммунной
системой.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 16
Изучение с использованием препаратов, муляжей, планшетов
лимфатической системы человека. Месторасположение
поверхностных лимфоузлов (затылочных, околоушных, шейных,
поднижнечелюстных, подмышечных, локтевых, паховых).
Лимфатические сосуды, лимфоидные органы, функции
лимфатической системы. Критерии оценки деятельности
лимфатической системы.
Самостоятельная работа:
Закрепить изучение по атласам, учебникам, конспектом.
Подготовиться к контролю знаний.
Раздел 5 Морфофункциональная характеристика системы органов пищеварения.
Процесс пищеварения. Обмен веществ и энергии
Тема 5.1
Содержание учебного материала
Строение и функции
1 .Общий план строения пищеварительной системы.
пищеварительной
2. Значение пищеварения и методы его исследования.
системы
3. Переваривающая, всасывающая и двигательная функции
органов пищеварения.
4. Строение стенки желудочно-кишечного тракта и
пищеварительных желез.
5. Топография и строение органов желудочно-кишечного тракта,
Тема 4.4.
Лимфатическая
система

2

2

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК З.1., ПК
3.2., ПК 3.3.,
ПК 4,1., ПК
4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК
4.6., ПК 5.1.,
ПК 5.2., ПК
5.3., ПК5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13

10

2

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК З.1., ПК
3.2., ПК 3.3.,
ПК 4,1., ПК
4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК

печени, поджелудочной железы.
6.Брюшина, строение. Образования брюшины: связки, брыжейки,
сальники.
7.Отношение органов брюшной полости к брюшине.
Тема 5.2 Полость рта,
глотка, пищевод,
желудок:строение и
функции.

Тема 5.3
Пищеварительные
железы. Печень и
поджелудочная железа.

Содержание учебного материала
1 .Процессы пищеварения на уровне полости рта.
2. Механическая и химическая обработка пищи.
3. Состав пищеварительных соков, деятельность ферментов.
6
4. Регуляция процессов пищеварения со стороны эндокринной и
нервной систем.
5. Состав и свойства слюны. Регуляция слюноотделения.
6. Акт глотания. Регуляция глотания.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практические занятия № 17,18
Топография органов пищеварительного тракта с характеристикой
их функции. Изучение строения и функций полости рта, органов
полости рта. Изучение строения и функций глотки, пищевода.
Изучение расположения, места открытия выводных протоков
2
слюнных желез.
Определение проекции желудка на поверхности передней
брюшной стенки на фантоме. Изучение с использованием
препаратов, муляжей, планшетов желудка, функции органа.
Изучение состава и свойств желудочного сока.
Содержание учебного материала
1 .Печень как пищеварительная железа. Функции печени как
жизненно-важного органа.
4
2. Желчь, ее состав. Пути желчевыведения.
3. Регуляция выработки желчи. Желчевыводящие пути.
4. Поджелудочная железа. Поджелудочный сок: состав и

4.6., ПК 5.1.,
ПК 5.2., ПК
5.3., ПК5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК З.1., ПК
3.2., ПК 3.3.,
ПК 4,1., ПК
4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК
4.6., ПК 5.1.,
ПК 5.2., ПК
5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК З.1., ПК
3.2., ПК 3.3.,
ПК 4,1., ПК

Тема 5.4
Кишечник: строение и
пищеварение в нем.

значение.
5.Регуляция выработки поджелудочного сока
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 19
Определение проекции поджелудочной железы, печени,
желчного пузыря на поверхности передней брюшной стенки на
фантоме. Изучение с использованием препаратов, муляжей,
планшетов поджелудочной железы, печени, желчного пузыря.
Желчь, состав, свойства. Изучение желчевыводящих путей.
Содержание учебного материала
1 .Процессы пищеварения на уровне тонкой и толстой кишки.
2. Механическая и химическая обработка пищи.
3. Состав пищеварительных соков, деятельность ферментов.
4. Полостное и пристеночное пищеварение. Всасывание.
5. Регуляция процессов пищеварения со стороны эндокринной и
нервной систем.
6. Роль микроорганизмов в процессе пищеварения в толстой
кишке
В том числе практических и лабораторных занятий
Практические занятия № 20,21
Изучение с использованием препаратов, муляжей, планшетов
строения и функций кишечника. Тонкая кишка - расположение,
проекция на переднюю брюшную стенку. Изучение пищеварения
в тонкой кишке.
Изучение строения толстой кишки с использованием муляжей,
атласов, планшетов, макропрепаратов. Проекция отделов толстой
кишки на брюшную стенку. Изучение пищеварения в толстой
кишке под действием ферментов кишечного сока и бактерий.
Формирование каловых масс. Состав каловых масс. Акт
дефекации, его регуляция. Составление сравнительной

4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК
4.6., ПК 5.1.,
ПК 5.2., ПК
5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13

4

2

2

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК З.1., ПК
3.2., ПК 3.3.,
ПК 4,1., ПК
4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК
4.6., ПК 5.1.,
ПК 5.2., ПК
5.3., ПК5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13

Тема 5.5
Обмен веществ и
энергии. Обмен белков,
жиров и углеводов.

Тема 5.7
Обмен энергии и тепла.
Т ерморегуляция
организма

характеристики строения стенки желудка, тонкой и толстой
кишки и характеристики процессов пищеварения в различных
отделах пищеварительного тракта.
Содержание учебного материала
1 .Общее понятие об обмене веществ в организме.
2.Обмен веществ между организмом и внешней средой как
основное условие жизни и сохранение гомеостаза.
3.Пластическая и энергетическая роль питательных веществ.
4.Общее представление об обмене и специфическом синтезе в
организме белков, жиров, углеводов.
5.Азотистое равновесие. Положительный и отрицательный
азотистый баланс.
6.Значение минеральных веществ и микроэлементов.

Содержание учебного материала
1 .Постоянство температуры внутренней среды организма как
необходимое условие нормального протекания метаболических
процессов.
2. Температура человека и ее суточное колебание.
3. Температура различных участков кожных покровов и
внутренних органов человека.
4. Физическая и химическая терморегуляция.
5.Обмен веществ как источник образования теплоты.
6. Роль отдельных органов в терморегуляции. Теплоотдача.
Способы отдачи теплоты с поверхности тела (излучение,
испарение, проведение).
7. Физиологические механизмы теплоотдачи.
8. Центр терморегуляции. Нервные и гуморальные механизмы

2

4

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК З.1., ПК
3.2., ПК 3.3.,
ПК 4,1., ПК
4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК
4.6., ПК 5.1.,
ПК 5.2., ПК
5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13
ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК З.1., ПК
3.2., ПК 3.3.,
ПК 4,1., ПК
4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК
4.6., ПК 5.1.,
ПК 5.2., ПК
5.3., ПК5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13

терморегуляции.
9.Функциональная система, обеспечивающая поддержание
температуры внутренней среды при изменении температуры
внешней среды.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 22
Изучение обмен веществ и энергии организма с внешней средой.
Оценка пищевого рациона. Заслушивание подготовленных
сообщений и рекомендаций по диетотерапии
Раздел 6 Морфофункциональная характеристика органов выделения.
Процесс выделения. Система органов репродукции.
Содержание учебного материала
Тема 6.1 Общие
вопросы анатомии и
1 .Процесс выделения. Роль выделительных органов в
физиологии
поддержании постоянства внутренней среды. Выделительная
мочевыделительной
функция других систем организма.
системы.
2. Топография и строение органов мочевыделительной системы.
Строение и функции
3. Критерии оценки деятельности мочевыделительной системы.
почек
4. Механизм образования мочи. Состав и свойства первичной и
вторичной мочи в норме.
5. Регуляция деятельности почек нервной и эндокринной
системами.
6. Адаптивные изменения функции почек при различных
условиях внешней среды.
7. Клиническое значение исследования мочи. Понятие о
полиурии, анурии, олигурии, гематурии.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практические занятия № 23, 24
Определение топографии органов мочевыделительной системы
на муляжах, таблицах с указанием функциональной
особенностей каждого органа.

2

4

4
4

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК З.1., ПК
3.2., ПК 3.3.,
ПК 4,1., ПК
4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК
4.6., ПК 5.1.,
ПК 5.2., ПК
5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13

Тема 6.3
Мочевыводящие пути.
Физиология органов
мочевыведения.

Тема 6.4
Процесс репродукции.
Половая система
человека

Определение проекции почек на поверхности поясничной
области (на фантоме, друг на друге). Изучение строения почек.
Фиксирующий аппарат, структурно-функциональная единица
почки - нефрон. Изучение особенностей кровоснабжения почки.
Содержание учебного материала
1.Строение мочевыводящих путей: мочеточники, мочевой
пузырь, мочеиспускательный канал.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практические занятия № 25,26
Изучение с использованием препаратов, муляжей, планшетов
мочеточников, мочевого пузыря, мочеиспускательного канала:
мужского и женского. Критерии оценки процесса выделения.
Изучение клинических анализов мочи. Наличие клеток эпителия,
лейкоцитов, эритроцитов, белка, сахара как свидетельство
патологических процессов в организме.

Содержание учебного материала
Первичные и вторичные половые признаки. Наружные и
внутренние половые органы мужчины. Топография и строение
органов мужской половой системы Особенности
гистологического строения мужской половых желез.
Эндокринная деятельность половых желез
Наружные и внутренние половые органы женщины. Топография
и строение органов
женской половой системы Особенности гистологического
строения женских половых желез. Эндокринная деятельность
половых желез. Менструальный цикл
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 27

2

4

4

4

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК З.1., ПК
3.2., ПК 3.3.,
ПК 4,1., ПК
4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК
4.6., ПК 5.1.,
ПК 5.2., ПК
5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР
9, ЛР13
___

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК З.1., ПК
3.2., ПК 3.3.,
ПК 4,1., ПК
4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК
4.6., ПК 5.1.,
ПК 5.2., ПК
5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13

регуляция процессов
жизнедеятельности.
Анатомо­
физиологическая
характеристика
эндокринных желёз

Тема 8.2
Нервная регуляция
процессов
жизнедеятельности.
Общая характеристика
строения и
деятельности нервной
системы.

1 .Понятие гуморальной регуляции деятельности организма
человека.
2. Гормоны, их структура, значение. Тканевые гормоны.
3. Понятие о гипоталамо-гипофизарной системе.
4. Нарушения функции эндокринных желез.
5. Классификация желез внутренней секреции
6. Топография эндокринных желез, особенности строения.
7. Механизмы действия гормонов, биологический эффект
В том числе практических и лабораторных занятий
Практические занятия № 30, 31
Определение с помощью таблиц, муляжей, топографии
эндокринных желез. Изучение строения гипофиза, эпифиза,
щитовидной железы, паращитовидных желез, надпочечников,
поджелудочной железы, половых желез. Функциональная
характеристика гормонов, с указанием проявлений гипо- и
гиперфункции.
Гормон вилочковой железы.
Содержание учебного материала
1 .Интегрирующая роль нервной системы. Центральна и
периферическая нервная система.
2. Соматическая и вегетативная нервная система.
3.Деятельность нервной системы (виды нейронов, рефлекторная
дуга, синапс, медиаторы).
4. Понятие рефлекса, классификация рефлексов.
5. Спинной мозг: строение и функции.
6. Головной мозг: строение и функции.
7. Топография, строение и функции отделов головного мозга,
оболочки мозга. Кора больших полушарий. Локализация
функции в коре головного мозга
8. Спинномозговые нервы. Черепные нервы.

4

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК З.1., ПК
3.2., ПК 3.3.,
ПК 4,1., ПК
4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК
4.6., ПК 5. Г,
ПК 5.2., ПК
5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13

6

4

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК З.1., ПК
3.2., ПК 3.3.,
ПК 4,1., ПК
4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК
4.6., ПК 5.1.,
ПК 5.2., ПК
5.3., ПК 5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13_______

Тема 8.3
Периферическая
нервная система

Тема 8.4.
Вегетативная нервная
система

9.Вегетативная нервная система.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практические занятия № 32,33
Изучение строения спинного мозга (утолщения, борозды,
конский хвост, центральный канал, серое и белое вещество,
сегменты, корешки, проводящие пути, оболочки) Расположение
спинного мозга с указанием взаимоотношения между серым и
4
белым веществом и особенностями формирования
спинномозговых нервов.
Изучение строения головного мозга с помощью препаратов,
муляжей, таблиц. Определение и описание топографии отделов
головного мозга с характеристикой строения и функции их
образований
Содержание учебного материала
Периферическая нервная система. Спинномозговые нервы.
2
Нервные сплетения. Черепные нервы.
2
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 34
Изучение с помощью препаратов, таблиц, муляжей
периферической нервной системы. Образование спинномозговых
нервов. Нервные сплетения: топография, область иннервации
2
шейного, плечевого, пояснично-крестцового сплетения.
Определение проекции шейного, плечевого, поясничнокрестцового сплетений. Черепные нервы: состав нерва, область
иннервации.

Содержание учебного материала
1 .Вегетативная нервная система, симпатический
парасимпатический отделы вегетативной нервной системы.
2.Вегетативные сплетения.

2

ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК З.1., ПК
3.2., ПК 3.3.,
ПК 4,1., ПК
4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК
4.6., ПК 5.1.,
ПК 5.2., ПК
5.3., ПК5.4.
ЛР 6, ЛР 7, ЛР
9, ЛР 13
ОК 01, ОК 02,
ОК 08
ПК З.1., ПК

компьютерная техника с лицензионным программным обеспечением и
возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
мультимедийная установка или иное оборудование аудиовизуализации.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.

3.2.1. Основные печатные издания
1. Брин В. Б. Анатомия и физиология человека. Физиология в схемах и таблицах :
учебное пособие для спо / В. Б. Брин. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021.
— 608 с. — ISBN 978-5-8114-7040-2
2. Брин В. Б., Кокаев Р. И. и др. Физиология с основами анатомии. Практические
заня-тия : учебное пособие / В. Б. Брин, Р. И. Кокаев, Ж. К. Албегова, Т. В. Молдован. —
2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 492 с. — ISBN 978-5-8114-5216-3
3. Брусникина О. А. Анатомия и физиология человека. Рабочая тетрадь : учебное
по-собие для спо / О. А. Брусникина. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. —
144 с. — ISBN 978-5-8114-7108-9
4. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека. Иллюстрированный
учебник Москва: «ГЭОТАР-Медиа», 2020 - 672 с. ISBN: 978-5-9704-4594-5, 978-5-97045759-7
5. Караханян К. Г. Анатомия и физиология человека. Сборник ситуационных задач :
учебное пособие для спо / К. Г. Караханян, Е. В. Карпова. — 2-е изд., стер. — СанктПетербург : Лань, 2021, — 72 с. — ISBN 978-5-8114-7453-0.
6. Кондакова Э. Б. Рабочая тетрадь по анатомии и физиологии : учебное пособие
для спо / Э. Б. Кондакова, И. Ю. Графова. — 4-е изд., испр. — Санкт-Петербург : Лань,
2022. — 104 с. — ISBN 978-5-8114-9239-8.
7. Кондакова Э. Б. Рабочая тетрадь по анатомии и физиологии. Ответы : учебное
посо-бие / Э. Б. Кондакова, И. Ю. Графова. — Санкт-Петербург : Лань, 2018. — 80 с. —
ISBN 978-5-8114-2649-2
8. Нижегородцева О. А. Анатомия и физиология человека. Дневник практических
за-нятий : учебное пособие для спо / О. А. Нижегородцева. — 3-е изд., стер. — СанктПетербург : Лань, 2021. — 220 с. — ISBN 978-5-8114-6688-7.
9. Нижегородцева О. А. Анатомия и физиология человека. Рабочая тетрадь для
внеа-удиторной работы : учебное пособие / О. А. Нижегородцева. — 2-е изд., стер. —
Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 196 с. — ISBN 978-5-8114-5270-5.
10. Сай Ю. В. Анатомия и физиология человека. Словарь терминов и понятий :
учебное пособие для спо / Ю. В. Сай, Н. М. Кузнецова. — 3-е изд., стер. — СанктПетербург : Лань, 2022. — 116 с. — ISBN 978-5-8114-9152-0
11. Сай Ю. В. Анатомия и физиология человека и основы патологии. Пособие для
под-готовки к экзамену : учебное пособие / Ю. В. Сай, Л. Н. Голубева, А. В. Баев. —
Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 196 с. — ISBN 978-5-8114-4892-0.

12. Смольянникова Н.В., Фалина Е.Ф., Сагун В.А. Анатомия и физиология
человека: учебник. Москва: ГЭОТАР-Медиа- 2021. - 560 с.- ISBN 978-5-9704-6228-7
13. Федюкович, Н.И., Анатомия и физиология человека : учебник - Ростов-на Дону,
Феникс, 2021. - 573 с.: ил. - (среднее медицинское образование) ISBN 978-5-222-30111-1
14. Швырев, А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии :
учеб, для мед. колледжей / А.А. Швырев;. - Ростов на Дону : Издательство Феникс, 2021.
-411 с. - (Среднее медицинское образование) ISBN 978-5-222-34893-2.

3.2.2. Основные электронные издания
Брин В. Б. Анатомия и физиология человека. Физиология в схемах и таблицах :
учеб-ное пособие для спо / В. Б. Брин. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021.
— 608 с. — ISBN 978-5-8114-7040-2. — Текст : электронный // Лань : электронно­
библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/154378 (дата обращения:
14.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Брин В. Б., Кокаев Р. И. и др. Физиология с основами анатомии. Практические за­
нятия : учебное пособие / В. Б. Брин, Р. И. Кокаев, Ж. К. Албегова, Т. В. Молдован. — 2-е
изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 492 с. — ISBN 978-5-8114-5216-3. —
Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/l 36179 (дата обращения: 14.01.2022). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.
Брусникина О. А. Анатомия и физиология человека. Рабочая тетрадь : учебное
посо-бие для спо / О. А. Брусникина. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. —
144 с. — ISBN 978-5-8114-7108-9. — Текст : электронный // Лань : электронно­
библиотечная система. — URL: https://е. 1 anbook,com/book/155673 (дата обращения:
14.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
1. Гайворонский, И. В. Анатомия и физиология человека. Иллюстрированный
учебник / И. В. Гайворонский [и др. ] ; под ред. И. В. Гайворонского. - Москва : ГЭОТАРМедиа, 2020. - 672 с. : ил. - 672 с. - ISBN 978-5-9704-5759-7. - Текст : электронный // ЭБС
"Консультант
студента"
:
[сайт].
URL
:
https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970457597.html

2. Дробинская, А. О. Анатомия и физиология человека: учебник для среднего
профессионального образования / А. О. Дробинская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2020. — 414 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-00684-1. — Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/452350

3. Замараев, В. А. Анатомия: учебное пособие для среднего профессионального
образования / В. А. Замараев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт,
2020. — 268 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07846-6. — Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453012
4. Караханян К. Г. Анатомия и физиология человека. Сборник ситуационных задач :
учебное пособие для спо / К. Г. Караханян, Е. В. Карпова. — 2-е изд., стер. — СанктПетербург : Лань, 2021. — 72 с. — ISBN 978-5-8114-7453-0. — Текст : электронный //
Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.laiibook.com/book/l 60133 (дата
обращения: 14.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
5. Кондакова Э. Б. Рабочая тетрадь по анатомии и физиологии : учебное пособие
для спо / Э. Б. Кондакова, И. Ю. Графова. — 4-е изд., испр. — Санкт-Петербург : Лань,

2022. — 104 с. — ISBN 978-5-8114-9239-8. — Текст : электронный // Лань : электронно­
библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/l 89366 (дата обращения:
14.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
6. Кондакова, Э. Б. Рабочая тетрадь по анатомии и физиологии. Ответы : учебное
посо-бие / Э. Б. Кондакова, И. Ю. Графова. — Санкт-Петербург : Лань, 2018. — 80 с. —
ISBN 978-5-8114-2649-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная
система. — URL: https://e.lanbook.com/book/l01859 (дата обращения: 14.01.2022). —
Режим доступа: для авториз. пользователей.
7. Нижегородцева О. А. Анатомия и физиология человека. Дневник практических
заня-тий : учебное пособие для спо / О. А. Нижегородцева. — 3-е изд., стер. — СанктПетербург : Лань, 2021. — 220 с. — ISBN 978-5-8114-6688-7. — Текст : электронный //
Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e. lanbook.com/book/151668 (дата
обращения: 14.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
8. Нижегородцева О. А. Анатомия и физиология человека. Рабочая тетрадь для
внеауди-торной работы : учебное пособие / О. А. Нижегородцева. — 2-е изд., стер. —
Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 196 с. — ISBN 978-5-8114-5270-5. — Текст :
электронный
//
Лань
:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/l 38190 (дата обращения: 14.01.2022). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.
9. Сай Ю. В. Анатомия и физиология человека. Словарь терминов и понятий :
учебное пособие для спо / Ю. В. Сай, Н. М. Кузнецова. — 3-е изд., стер. — СанктПетербург : Лань, 2022. — 116 с. — ISBN 978-5-8114-9152-0. — Текст : электронный //
Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/187695 (дата
обращения: 14.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей
10. Сай Ю. В. Анатомия и физиология человека и основы патологии. Пособие для
подго-товки к экзамену : учебное пособие / Ю. В. Сай, Л. Н. Голубева, А. В. Баев. 4—
Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 196 с. — ISBN 978-5-8114-4892-0. — Текст :
электронный
//
Лань
:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/136172 (дата обращения: 14.01.2022). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.
11. Сапин, М. Р. Анатомия человека : атлас : учеб, пособие для медицинских
училищ и колледжей / М. Р. Сапин, 3. Г. Брыксина, С. В. Клочкова. - Москва : ГЭОТАРМедиа, 2022. - 376 с. - ISBN 978-5-9704-6577-6. - Текст : электронный // URL :
http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970465776.html
12. Смольянникова, Н. В. Анатомия и физиология человека : учебник / Н. В.
Смольянникова, Е. Ф. Фалина, В. А. Сагун. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : ГЭОТАРМедиа, 2021. - 592 с. - ISBN 978-5-9704-6228-7. - Текст : электронный // URL :
http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970462287.html
3.2.3. Дополнительные источники
1.
. Топоров, Т.Н.,Панасенко, Н.И. Словарь терминов по клинической
анатомии / Т.Н.Топоров, Н.И. Панасенко.-Москва : Медицина, 2020. - 463 с.; 25 см.; ISBN
5-225-02707-5
2.
Анатомия - анатомический атлас человека [Электронный ресурс] | Электрон, дан. — М.: Webstudia.biz - URL: http://www,anatomy.tj/, свободный. — Загл. с
экрана.- Яз. рус.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения 3
знания:
- строение человеческого тела и
функциональные системы
человека, их регуляцию и
саморегуляцию при
взаимодействии с внешней
средой.
- основную медицинскую
терминологию;
-строение, местоположение и
функции органов тела человека;
-физиологические
характеристики основных
процессов жизнедеятельности
организма человека;
-функциональные системы
человека, их регуляцию и
саморегуляцию при
взаимодействии с внешней
средой
Умения
- применять знания о строении и
функциях органов и систем
организма человека при
оказании сестринской помощи и
сестринского ухода за
пациентами.

Критерии оценки
- демонстрация знаний
анатомических
образований, уверенно
представляя их на скелете,
муляже и называя
соответствующие
функции;
- демонстрация проекций
зон внутренних органов
при необходимости
оказания медицинской
помощи;
- при описании строения и
функции органа уверенное
использование
медицинской
терминологии

Методы оценки
Тестовый контроль с
применением
информационных
технологий.
Экспертная оценка
правильности
выполнения заданий
Экспертная оценка
решения ситуационных
задач.
Устный опрос
Работа с немыми
иллюстрациями
Экзамен

- правильное определение
топографии органов;
- свободное применение
знаний анатомии при
решении практических
заданий по оказанию
сестринской помощи при
различных изменениях
физиологических
процессов
- оценка и определение
нарушений
физиологических
показателей функций
организма, используя
данные нормальных
показателей

Экспертная оценка
выполнения
практических заданий
Экзамен

3 В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.