ОПЦ.04 Основы патологии
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОПЦ.04. ОСНОВЫ ПАТОЛОГИИ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы патологии» является обязательной частью
общепрофессионального цикла примерной образовательной программы в соответствии с
ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК
03
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Знания
Умения
Код1
ПК, ОК, ЛР
ОК 01, ок - определять признаки типовых
02, ОК 03, патологических процессов и
ОК 08
отдельных заболеваний в
организме человека;
ПК З.1., ПК - определять морфологию
3.2., ПК 3.3., патологически измененных
ПК 4,1., ПК тканей и органов
4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК
4.6., ПК 5.1.,
ПК 5.2., ПК
5.3., ПК5.4.
ЛР9
- общих закономерности развития
патологии клеток, органов и
систем в организме человека;
- структурно- функциональных
закономерностей развития и
течения типовых патологических
процессов и отдельных
заболеваний;
- клинических проявлений
воспалительных реакций, форм
воспаления;
- клинических проявлений
патологических изменений в
различных органах и системах
организма;
- стадий лихорадки.
1 Можно привести коды личностных результатов реализации программы воспитания с учетом особенностей
профессии/специальности в соответствии с Приложением 3 ПООП.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
3
1
2
Раздел 1. Общая нозология
2
Содержание учебного материала
Тема 1.1.
1 .Предмет и задачи патологии, ее связь с медико-биологическими и
Предмет и задачи
патологии.
клиническими дисциплинами.
2. Понятие о патологическом процессе, патологической реакции,
Введение в
патологическом состоянии, типовом патологическом процессе.
нозологию.
3. Характеристика понятия “повреждение” как основы патологии клетки.
Связь нарушений обмена веществ, структуры и функции с повреждением
2
клеток. Основные причины повреждения.
4.Общая этиология болезней. Понятие о факторах риска. Значение внешних и
внутренних факторов, роль реактивности организма в возникновении,
развитии и исходе болезни.
5. Патогенез и морфогенез болезней. Периоды болезни.
6. Понятия «симптомы» и «синдромы», их клиническое значение.
7. Исходы болезни. Терминальное состояние.
Раздел 2. Общепатологические процессы
2 В соответствии с Приложением 3 ПООП.
Объем
в часах
Коды
компетенций и
личностных
результатов2,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
2
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 08
ПК З.1., ПК 3.2.,
ПК 3.3., ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК 5.1., ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР9
20
Тема 2.1.
Альтерация.
Патология обмена
веществ.
Тема 2.2.
Альтерация.
Некроз.
Содержание учебного материала
1 .Альтерация, понятие, виды.
2. Дистрофия - определение, сущность.
3. Причины развития дистрофий, механизмы развития. Классификация
дистрофий.
4. Паренхиматозные дистрофии - белковые (диспротеинозы), жировые
(липидозы), углеводные.
5. Мезенхимальные или стромально-сосудистые дистрофии (белковые,
жировые, углеводные).
6. Смешанные дистрофии - следствие нарушения обмена сложных белков и
минералов.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 1
Изучение клинико-морфологических признаков различных видов дистрофии,
механизмов развития, исходов.
Изучение микро- и макропрепаратов.
Содержание учебного материала
1. Смерть клетки как исход ее повреждения, виды.
2. АПОП тоз - генетически запрограммированный процесс.
3. Некроз - омертвение тканей. Исходы некроза: благоприятный и
неблагоприятный.
4
2
2
2
2
-
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 2
Изучение макроскопической и микроскопической характеристики некроза.
Виды некроза: коагуляционный (гангрена-сухая, влажная, пролежень;
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 08
ПК З.1., ПК 3.2.,
ПК 3.3., ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК 5.1., ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР9
2
2
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 08
ПК З.1., ПК 3.2.,
ПК 3.3., ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК 5.1., ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР9
Патология
терморегуляции.
Лихорадка.
Тема 2.6.
Опухоли
1. Типовые формы нарушения терморегуляции. Основные формы расстройств
теплорегуляции: гипер- и гипотермия.
2. Структурно-функциональные расстройства в организме. Тепловой удар.
Солнечный удар.
3. Приспособительные реакции организма при гипертермии.
4. Гипотермия: виды, стадии и механизмы развития. Структурно
функциональные расстройства в организме. Приспособительные реакции при
гипотермии.
5 .Лихорадка. Причины лихорадочных реакций; инфекционные и
неинфекционные лихорадки. Пирогенные вещества.
6. Стадии лихорадки. Формы лихорадки в зависимости от степени подъема
температуры и типов температурных кривых.
7. Структурно-функциональные изменения при лихорадке.
8. Роль нервной, эндокринной и иммунной систем в развитии лихорадки.
9.Отличие лихорадки от гипертермии.
10.Клиническое значение лихорадки.
Содержание учебного материала
1 .Опухоли. Характеристика опухолевого процесса. Факторы риска
опухолевого процесса.
2.Предопухолевые (предраковые) состояния и изменения, их сущность и
морфологическая характеристика.
3.Этиология и патогенез опухолей. Канцерогенные агенты.
4.Основные свойства опухоли. Морфогенез опухоли. Морфологический
атипизм. Виды роста опухоли.
5. Доброкачественные и злокачественные опухоли: разновидности и
сравнительная характеристика.
6. Метастазирование. Рецидивирование опухолей.
7. Действие опухолей на организм человека.
8. Рак, его виды. Саркома, ее виды.
9.Опухоли меланинобразующей ткани.
2
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 08
ПК З.1., ПК 3.2.,
ПК 3.3., ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК 5.1., ПК 5.2.,
ПК5.3., ПК 5.4.
ЛР9
2
2
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 08
ПК З.1., ПК 3.2.,
ПК 3.3., ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК 5.1., ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР9
Тема 2.7.
Компенсаторно
приспособительны
е реакции
Содержание учебного материала
1. Приспособление и компенсация: понятия, определение. Виды
компенсаторных реакций.
2. Стадии компенсаторных реакций.
3. Процессы, которые лежат в основе компенсации: регенерация, гипертрофия,
гиперплазия.
4. Регенерация, уровни. Способность тканей к регенерации.
5.Заживление ран.
6. Гипертрофия: рабочая, викарная, нейрогуморальная. Исходы регенерации.
Г иперплазия.
7. Понятие метаплазии, значение для организма.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 4
Изучение компенсаторно-приспособительных реакций и опухолей по микрои макропрепаратам
Раздел З.Частная патология
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Патология крови
1. Патология крови: патология плазмы крови и патология форменных
элементов.
2. Нарушение объема циркулирующей крови, изменение кислотности крови,
кислотно-основное состояние, осмотическое давление крови.
3. Растворы с различным осмотическим давлением, используемые в медицине.
4. Патология эритроцитов: эритроцитоз, эритропения, эритремия, гемолиз.
Виды анемий.
5.Патология лейкоцитов: лейкоцитоз, лейкемия, лейкопения,
лимфогранулематоз.
6. Патология тромбоцитов: тромбоцитоз, тромбопения, болезнь Верльгофа.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 5
Изучение патологии крови по макро- и микропрепаратам.
4
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 08
ПК З.1., ПК 3.2.,
ПК 3.3., ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК 5.1., ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР9
2
2
2
12
2
-
2
2
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 08
ПК З.1., ПК 3.2.,
ПК 3.3., ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК 5.1., ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР9
Тема 3.2.
Патология
сердечно
сосудистой
системы
Тема 3.3.
Патолотия
дыхания
Содержание учебного материала
1 .Причины заболеваний сердечно-сосудистой системы.
2. Нарушение автоматизма и возбудимости, нарушение проводимости.
3. Болезни сердца: воспалительные и невоспалительные.
4. Клинико-морфологическая характеристика патологических процессов при
заболеваниях сердца. Стадии инфаркта миокарда.
б.Сердечная недостаточность. Компенсаторные механизмы при заболеваниях
сердца, исходы. Проявления декомпенсации сердечной деятельности.
6. Патология сосудов. Атеросклероз. Причины и стадии развития
атеросклероза. Исходы атеросклероза.
7. Гипертоническая болезнь, стадии гипертонической болезни. Первичная
(идиопатическая) и вторичная (симптоматическая) гипертензия.
8. Гипотонические состояния (сосудистая недостаточность): обморок,
коллапс, шок.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 6
Изучение патологии сердца и сосудов по микро- и макропрепаратам.
Содержание учебного материала
1.Проявления патологии органов дыхания: нарушение проведения воздуха,
нарушение газообмена, повреждение дыхательного центра.
2. Болезни органов дыхания: воспалительные и невоспалительные.
3. Бронхопневмония, крупозная пневмония. Этиология, стадии развития.
4.Общие признаки заболеваний органов дыхания. Одышка, кашель, асфиксия.
Периодическое дыхание.
5. Пневмоторакс. Деструктивные заболевания легких.
6. Нарушение внутреннего дыхания - гипоксия.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 7
Изучение причин и признаков патологии органов дыхания по макро- и
4
2
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 08
ПК З.1., ПК 3.2.,
ПК 3.3., ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК 5.1., ПК 5.2.,
ПК5.3., ПК 5.4.
ЛР9
2
2
2
-
2
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 08
ПК З.1., ПК 3.2.,
ПК 3.3., ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК 5.1., ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР9
Тема 3.4.
Патология органов
пищеварения
Тема 3.5.
Патология органов
мочевыделения
Итоговое занятие
Всего:
микропрепаратам. Компенсаторно-приспособительные реакции.
Профилактика заболеваний органов дыхания.
Содержание учебного материала
1. Патология органов пищеварения: причины, общие проявления.
2. Болезни органов пищеварения: воспалительные и невоспалительные.
3. Гастрит: с пониженной кислотностью, с повышенной кислотностью,
причины, морфологические изменения. Ахилия.
4. Язвенная болезнь, причины, возможные осложнения: кровотечение,
перфорация, пенетрация, перитонит.
5. Панкреатит. Воспаление кишечника.
6. Гепатит, причины, клинико-морфологические изменения.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 8
Изучение патологии органов пищеварения по макро- и микропрепаратам.
Содержание учебного материала
1 .Изменение количества мочи и ритма мочеиспускания. Изменение состава
мочи.
2. Болезни почек и мочевыводящих путей: гломерулонефрит, пиелонефрит,
мочекаменная болезнь, почечная недостаточность.
3. Причины заболеваний мочевыводящей системы, основные клинические и
мочевые симптомы.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 9
Изучение патологии мочевыделительной системы по микро- и
макропрепаратам.
Промежуточная аттестация (зачет)
2
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 08
ПК З.1., ПК 3.2.,
ПК 3.3., ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК 5.1., ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР9
-
2
2
2
ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 08
ПК З.1., ПК 3.2.,
ПК 3.3., ПК 4,1.,
ПК 4.2., ПК 4.3.,
ПК 4.5., ПК 4.6.,
ПК 5.1., ПК 5.2.,
ПК 5.3., ПК 5.4.
ЛР9
-
2
2
2
37
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Анатомии и физиологии человека с основами патологии», оснащенный
оборудованием:
Рабочее место преподавателя.
Посадочные места по количеству обучающихся.
Доска классная.
Стенд информационный.
Учебно-наглядные пособия: плакаты, фотографии, фотоснимки, рентгеновские
снимки, схемы, таблицы, макропрепараты, микропрепараты;
техническими средствами обучения:
компьютерная техника с лицензионным программным обеспечением и
возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
мультимедийная установка или иное оборудование аудиовизуализации.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Караханян К. Г. Основы патологии. Сборник ситуационных задач : учебное посо
бие для спо / К. Г. Караханян, Е. В. Карпова. — 2-е изд., испр. — Санкт-Петербург : Лань,
2022. — 40 с. — ISBN 978-5-8114-9237-4.
2. Кузьмина Л. П. Основы патологии. Рабочая тетрадь : учебное пособие для спо /
Л. П. Кузьмина. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 68 с. — ISBN 9785-8114-7649-7
3. Мустафина И. Г. Основы патологии. Практикум : учебное пособие для спо / И. Г.
Мустафина. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 376 с. — ISBN 978-58114-7051-8.
4. Мустафина И. Г. Основы патологии. Курс лекций : учебное пособие для спо / И.
Г. Мустафина. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 184 с. — ISBN 978-58114-7052-5.
5. Мустафина И. Г. Основы патологии : учебник для спо / И. Г. Мустафина. — 2-е
изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань. 2021. — 436 с. — ISBN 978-5-8114-8071-5.
https://eJanbook.com/book/154390 (дата обращения: 14.01.2022). — Режим доступа: для
авториз. пользователей
8. Пауков В.С. Основы патологии [Электронный ресурс] : учебник / В.С. Пауков. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 288 с. Доступ из ЭБС «Коне, студ.»
9. Сай Ю. В. Анатомия и физиология человека и основы патологии. Пособие для
подготовки к экзамену : учебное пособие / Ю. В. Сай, Л. Н. Голубева, А. В. Баев. —
Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 196 с. — ISBN 978-5-8114-4892-0. — Текст :
электронный
//
Лань
:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/l 36172 (дата обращения: 14.01.2022). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.
3.2.3. Дополнительные источники
1. Бледнова А.М. Основы патологии : курс лекций [для мед. колледжей] / А.М.
Бледнова ; ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России, колледж. - Ростов-на-Дону : Изд-во
РостГМУ, 2019. - 68 с. [Электронный ресурс]. URL: //rostgmu.ru/
2. Топоров Т.Н., Панасенко Н.И. Словарь терминов по клинической анатомии /
Т.Н.Топоров, Н.И. Панасенко.-Москва : Медицина, 2020. - 463 с.; 25 см.; ISBN 5-22502707-5
3. Консультант студента : ЭБС. - Москва : ООО «ИПУЗ». - URL:
http://www.studmedlib.ru
fL_Med-Edu.ru: медицинский видеопортал. - URL: http://www.mededu.ru/
У_Федеральная электронная медицинская библиотека Минздрава России. - URL:
http://www.femb.ru/feml/ , http://feml.scsml.rssi.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения 3
знания:
- общих закономерности
развития патологии клеток,
органов и систем в организме
человека;
- структурно- функциональных
закономерностей развития и
течения типовых патологических
процессов и отдельных
заболеваний;
- клинических проявлений
воспалительных реакций, форм
воспаления;
- клинических проявлений
патологических изменений в
различных органах и системах
организма;
- стадий лихорадки.
Умения
- определять признаки типовых
патологических процессов и
отдельных заболеваний в
организме человека;
- определять морфологию
патологически измененных
тканей и органов
Критерии оценки
- полное раскрытие
понятий и точность
употребления научных
терминов;
- демонстрация знаний
закономерностей течения
патологических процессов
и отдельных заболеваний;
- сравнение здоровых и
патологически
измененных тканей и
органов;
Методы оценки
Тестовый контроль с
применением
информационных
технологий.
Экспертная оценка
правильности
выполнения заданий
Экспертная оценка
решения ситуационных
задач.
Устный опрос
Работа с немыми
иллюстрациями
Экзамен
- способность определить
признаки повреждения,
воспаления и нарушения
кровообращения по
заданию преподавателя;
- описание
макропрепаратов и
микропрепаратов,
демонстрирующих
типовые патологические
изменения тканей и
органов;
- проведение анализа
основных клинических
проявлений заболеваний
различных органов и
систем;
Экспертная оценка
выполнения
практических заданий
Экзамен
3 В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты