МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ
ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение РД
«ИНДУСТРИАЛЬНО - ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУП.08 География
Профиль получаемого профессионального образования: технический
Код и наименование специальности: 08.02.01 Строительство и эксплуатация
зданий и сооружений
Квалификация выпускника: техник
Форма обучения: очная
Курс: 1
Семестр: 2
2024 г.
Наименование и код
компетенции
ОК 01. Выбирать способы
решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно
к
различным контекстам
Планируемые результаты
Общие1
Дисциплинарные1
В части трудового воспитания:
- понимать роль и место современной географической науки в
- готовность к труду, осознание ценности системе научных дисциплин, ее участии в решении важнейших
мастерства, трудолюбие;
проблем человечества:
приводить примеры проявления
готовность
к активной деятельности глобальных проблем, в решении которых принимает участие
технологической и социальной направленности, современная географическая наука, на региональном уровне, в
способность инициировать, планировать и разных странах, в том числе в России; определять роль
самостоятельно выполнять такую деятельность; географических наук в достижении целей устойчивого развития;
интерес
к
различным
сферам - освоить и применить знания о размещении основных
профессиональной деятельности,
географических объектов и территориальной организации
Овладение
универсальными
учебными природы и общества (понятия и концепции устойчивого
познавательными действиями:
развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема
а) базовые логические действия:
народонаселения); выбирать и использовать источники
самостоятельно
формулировать
и географической информации для определения положения и
актуализировать проблему, рассматривать ее взаиморасположения объектов в пространстве; описывать
всесторонне;
положение и взаиморасположение географических объектов в
- устанавливать существенный признак или пространстве;
сформировать
системы
комплексных
социально
основания для сравнения, классификации и
обобщения;
ориентированных географических знаний о закономерностях
развития природы, размещения населения и хозяйства: различать
- определять цели деятельности, задавать
географические процессы и явления и распознавать их
параметры и критерии их достижения;
проявления в повседневной жизни; использовать знания об
.58
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить
коррективы
в
деятельность,
оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при
решении жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть
навыками
учебно
исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения,
находить
аргументы
для
доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения
задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную
и практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать
оригинальные подходы и решения;
способность
их
использования
в
познавательной и социальной практике
сравнения свойств изученных географических объектов, явлений
и
проводить
процессов;
процессов
объектов,
между
и
классификацию
явлений;
устанавливать
социально-экономическими
процессами
размещением
явлениями;
и
населения,
природно-ресурсным
и
взаимосвязи
геоэкологическими
условиями
и
условиями
и
природными
между
между
капиталом
географических
природными
и
отраслевой
структурой
хозяйства стран; формулировать и/или обосновывать выводы на
основе использования географических знаний;
- владеть географической терминологией и системой базовых
географических
понятий,
умение
социально-
применять
экономические понятия для решения учебных и (или) практико
ориентированных задач;
- сформировать знания об основных проблемах взаимодействия
природы и общества, о природных и социально-экономических
аспектах
экологических
аспекты
проблем
проблем:
взаимодействия
описывать
природы
географические
и
общества;
приводить примеры взаимосвязи глобальных проблем; приводить
примеры возможных путей решения глобальных проблем;
7
ЛИЙ
ил u
у
OK 02. Использовать
В области ценности научного познания:
современные
-
средства
поиска, анализа и
соответствую ще го
интерпретации
развития
информации,
и
мировоззрения,
сформированность
науки
основанного
и
на
современному
уровню
общественной
практики,
диалоге
культур,
- освоить и применить знания о размещении основных
географических объектов и территориальной организации
технологии
для поликультурном мире;
природы и общества (понятия и концепции устойчивого
выполнения
задач
- совершенствование языковой и читательской развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема
профессиональной
культуры как средства взаимодействия между народонаселения);
выбирать и использовать источники
деятельности
людьми и познания мира;
географической информации для определения положения и
- осознание ценности научной деятельности, взаиморасположения объектов в пространстве; описывать
готовность
осуществлять
проектную
и положение и взаиморасположение географических объектов в
исследовательскую деятельность индивидуально
пространстве;
и в группе;
- сформировать умения проводить наблюдения за отдельными
Овладение универсальными учебными
географическими объектами, процессами и явлениями, их
познавательными действиями: в) работа с
изменениями в результате воздействия природных и
информацией:
антропогенных факторов: определять цели и задачи проведения
- владеть навыками получения информации из наблюдений;
выбирать
форму
фиксации
результатов
источников
разных
типов,
самостоятельно наблюдения;
формулировать обобщения и выводы по
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
результатам наблюдения;
интерпретацию информации различных видов и - сформировать умения находить и использовать различные
форм представления;
источники географической информации для получения новых
- создавать тексты в различных форматах с знаний о природных и социально-экономических процессах и
учетом назначения информации и целевой явлениях, выявления закономерностей и тенденций их развития,
аудитории,
выбирая
оптимальную
форму прогнозирования:
выбирать и использовать источники
представления и визуализации;
географической
информации
(картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
геоинформационные системы), адекватные решаемым задачам;
сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики и другие источники географической информации для выявления
закономерностей социально-экономических, природных и экологических процессов и явлений; определять и
информационные
способствующего
осознанию
своего
места
в
оценивать достоверность, легитимность показатели, характеризующие географические объекты, процессы
информации, ее соответствие правовым и и явления; определять и находить в комплексе источников
недостоверную и противоречивую географическую информацию
морально-этическим нормам;
для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении самостоятельно находить, отбирать и применять различные
когнитивных,
коммуникативных
и методы познания для решения практико-ориентированных задач;
организационных
задач
с
соблюдением
требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических
норм,
норм
информационной
безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации, информационной безопасности
личности;
OK 03. Планировать и В области духовно-нравственного воспитания: - владеть умениями географического анализа и интерпретации
реализовывать
- сформированность нравственного сознания, информации из различных источников: находить, отбирать,
собственное
систематизировать информацию, необходимую для изучения
этического поведения;
профессиональное
и - способность оценивать ситуацию и принимать географических объектов и явлений, отдельных территорий мира
личностное
развитие, осознанные решения, ориентируясь на
и России, их обеспеченности природными и человеческими
предпринимательскую
ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
морально-нравственные нормы и ценности;
деятельность
в - осознание личного вклада в построение представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы,
профессиональной сфере, устойчивого будущего;
диаграммы,
карты)
географическую
информацию;
использовать знания по
- ответственное отношение к своим родителям и формулировать выводы и заключения на основе анализа и
финансовой грамотности в (или) другим членам семьи, созданию семьи на интерпретации
информации
из
различных
источников
различных жизненных
информации;
критически
оценивать
и
основе
осознанного
принятия
ценностей географической
ситуациях
семейной жизни в соответствии с традициями интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников; использовать различные источники географической
народов России;
информации для решения учебных и (или) практико.. i
. 1Г -’
Че.
'( ’ Яй
..
>.
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно
осуществлять
познавательную
деятельность,
выявлять
проблемы,
ставить
и
формулировать
собственные
задачи
в
образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения
проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению
широкой эрудиции в разных областях знаний,
постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки
ситуации, выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно
принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный
интеллект,
предполагающий сформированность:
внутренней
мотивации,
включающей
стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм,
инициативность,
умение
действовать, исходя из своих возможностей;
- осуществлять позитивное стратегическое
поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей
при анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на
ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции
другого человека;
OK 05.
- освоить и применить знания о размещении основных
В области эстетического воспитания:
Осуществлять устную и - эстетическое отношение к миру, включая географических объектов и территориальной организации
письменную
эстетику быта, научного и технического природы и общества (понятия и концепции устойчивого
коммуникацию
на творчества, спорта, труда и общественных развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема
народонаселения); выбирать и использовать источники
государственном
языке отношений;
Российской Федерации с - способность воспринимать различные виды географической информации для определения положения и
учетом
особенностей искусства, традиции и творчество своего и взаиморасположения объектов в пространстве; описывать
социального
и других народов, ощущать эмоциональное положение и взаиморасположение географических объектов в
культурного контекста
воздействие искусства;
пространстве;
сформировать
систему
комплексных
социально
- убежденность в значимости для личности и
общества отечественного и мирового искусства, ориентированных географических знаний о закономерностях
ЛЬ’
ил
этнических культурных традиций и народного развития природы, размещения населения и хозяйства: различать
географические процессы и явления и распознавать их
гворчества;
- готовность к самовыражению в разных видах проявления в повседневной жизни; использовать знания об
основных географических закономерностях для определения и
искусства, стремление проявлять качества
сравнения свойств изученных географических объектов, явлений
гворческой личности;
Овладение универсальными коммуникативными объектов, процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи
между
социально-экономическими
и
геоэкологическими
действиями:
процессами и явлениями; между природными условиями и
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах размещением
населения, между природными условиями и природно-ресурсным
жизни;
- распознавать невербальные средства общения, капиталом и отраслевой структурой хозяйства стран;
понимать
значение
социальных
знаков, формулировать и/или обосновывать выводы на основе
распознавать
предпосылки
конфликтных использования географических знаний;
ситуаций и смягчать конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку
зрения с использованием языковых средств;
OK 06.
осознание
обучающимися
российской - понимать роль и место современной географической науки в
системе научных дисциплин, ее участии в решении важнейших
Проявлять гражданскогражданской идентичности;
приводить примеры проявления
патриотическую позицию,
целенаправленное
развитие
внутренней проблем человечества:
глобальных
проблем,
в
решении
которых принимает участие
демонстрировать
позиции личности
на основе духовно
осознанное поведение на нравственных ценностей народов Российской современная географическая наука, на региональном уровне, в
основе
традиционных Федерации, исторических и национально разных странах, в том числе в России; определять роль
общечеловеческих
культурных традиций, формирование системы географических наук в достижении целей устойчивого развития;
- владеть умениями географического анализа и интерпретации
ценностей, в том числе с значимых ценностно-смысловых установок,
учетом
гармонизации антикоррупционного
мировоззрения, информации из различных источников: находить, отбирать,
межнациональных
и правосознания,
экологической
культуры, систематизировать информацию, необходимую для изучения
межрелигиозных
способности ставить цели и строить жизненные географических объектов и явлений, отдельных территорий мира
и России, их обеспеченности природными и человеческими
отношений, применять планы;
ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических проблем;
стандарты
В части гражданского воспитания:
антикоррупционного
- осознание своих конституционных прав и представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы,
карты)
географическую
информацию;
поведения и..
обязанностей, уважение закона и правопорядка; диаграммы,
формулировать выводы и заключения на основе анализа и
интерпретации
информации
из
различных
источников
.л Jaa ■
. .iaa
:
национальных, информации;
традиционных
принятие
различные источники
демократических ценностей;
ксенофобии, -
национализма,
экстремизма,
по
дискриминации
географической
сформировать умения
религиозным, объяснения
социальным,
и
интерпретировать
информации для
решения
идеологии учебных и (или) практико-ориентированных задач;
противостоять
готовность
оценивать
и информацию, получаемую из различных источников; использовать
гуманистических
общечеловеческих
критически
применять
разнообразных
явлений
географические
и
процессов:
знания
для
объяснять
изученные социально-экономические и геоэкологические процессы и
расовым,национальным признакам;
- готовность вести совместную деятельность в явления; объяснять географические особенности стран с разным
интересах гражданского общества, участвовать в уровнем социально-экономического развития, включая особенности
самоуправлении
общеобразовательной проявления в них глобальных проблем человечества; использовать
в
организации и детско-юношеских организациях;
- умение
социальными особенностях взаимодействия природы и общества для решения
с
взаимодействовать
географические знания о мировом хозяйстве и населении мира, об
институтами в соответствии с их функциями и учебных и (или) практикоориентированных задач;
назначением;
- готовность
к
и
волонтерской
российской
гражданской
гуманитарной
деятельности;
патриотического воспитания:
- сформированность
идентичности,
патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, свой язык и
культуру,
и
прошлое
настоящее
многонационального народа России;
- ценностное
отношение
к
государственным
символам, историческому и природному наследию,
памятникам,
традициям
народов
России,
достижениям России в науке, искусстве, спорте.
- идейная убежденность, готовность к служению
и защите Отечества, ответственность за его
судьбу;
освоенные
обучающимися
межпредметные
понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные,
познавательные,
коммуникативные);
способность
их
использования
в
познавательной
и
социальной
практике,
готовность к самостоятельному планированию и
осуществлению
учебной
деятельности,
организации
учебного
сотрудничества с
педагогическими работниками и сверстниками, к
участию
в
построении
индивидуальной
образовательной траектории;
овладение
навыками
учебно
исследовательской, проектной и социальной
деятельности
сформировать
систему
комплексных
социально
OK 07. Содействовать В области экологического воспитания:
сохранению окружающей - сформированность экологической культуры, ориентированных географических знаний о закономерностях
среды,
понимание влияния социально-экономических развития природы, размещения населения и хозяйства: различать
ресурсосбережению,
процессов на состояние природной и социальной географические процессы и явления и распознавать их
применять знания об
среды,
осознание
глобального
характера проявления в повседневной жизни; использовать знания об
основных географических закономерностях для определения и
изменении
климата, экологических проблем;
принципы бережливого
- планирование и осуществление действий в сравнения свойств изученных географических объектов, явлений
производства, эффективно окружающей среде на основе знания целей и процессов; проводить классификацию географических
действовать
объектов, процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи
устойчивого развития человечества;
между
социально-экономическими
и
геоэкологическими
Ж!
И-”
•
ч '
И
в
ситуациях
чрезвычайных
активное неприятие действий, приносящих вред явлениями;
окружающей среде;
-
умение
неблагоприятные
прогнозировать
экологические
между
условиями
природными
размещением
и
населения, между природными условиями и природно-ресурсным
последствия
капиталом
отраслевой
и
и/или
предпринимаемых формулировать
действий, предотвращать их;
хозяйства
структурой
выводы
обосновывать
на
стран;
основе
использования географических знаний;
- расширение опыта деятельности экологической - владеть умениями географического анализа и интерпретации
направленности;
информации
овладение
исследовательской,
навыками
проектной
различных
из
учебно- систематизировать
социальной
и
деятельности;
источников:
информацию,
находить,
отбирать,
для
изучения
необходимую
географических объектов и явлений, отдельных территорий мира
и
их
России,
обеспеченности
природными
человеческими
и
ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы,
диаграммы,
карты)
формулировать
выводы
интерпретации
географическую
и
заключения
из
информации
географической
интерпретировать
информации;
информацию,
на
информацию;
основе анализа
и
источников
различных
критически
оценивать
получаемую
из
и
различных
источников; использовать различные источники географической
информации
для
решения
учебных
и
(или)
практико
ориентированных задач;
- сформировать умения применять географические знания для
объяснения
явлений
социально-экономические
изученные
процессы
разнообразных
и
явления;
объяснять
и
процессов:
и
объяснять
геоэкологические
географические особенности
стран с разным уровнем социально-экономического развития,
с;
бет
ч
ен>
включая особенности проявления
в них глобальных проблем
человечества; использовать географические знания о мировом
?
хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия
природы и общества для решения учебных и (или) практико
ориентированных задач;
- сформировать умения применять географические знания для
оценки разнообразных явлений и процессов:
оценивать
географические факторы, определяющие сущность и динамику
важнейших социально-экономических и геоэкологических
процессов; оценивать изученные социально-экономические и
геоэкологические процессы и явления;
OK 09.
Пользоваться
профессиональной
документацией
на
государственном
и
иностранном языках
....
..
—_____
Г
д
;...Т
.
- наличие мотивации к обучению и личностному - освоить и применить знания о размещении основных
развитию;
географических объектов и территориальной организации
В области ценности научного познания:
природы и общества (понятия и концепции устойчивого
сформированность
мировоззрения, развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема
соответствующего
современному уровню народонаселения); выбирать и использовать источники
развития науки и общественной практики, географической информации для определения положения и
основанного
на
диалоге
культур, взаиморасположения объектов в пространстве; описывать
способствующего осознанию своего места в положение и взаиморасположение географических объектов в
поликультурном мире;
пространстве;
- совершенствование языковой и читательской - владеть географической терминологией и системой базовых
культуры как средства взаимодействия между географических понятий, умение применять социальнолюдьми и познания мира;
экономические понятия для решения учебных и (или) практико
- осознание ценности научной деятельности,
ориентированных задач;
готовность
осуществлять
проектную и - владеть умениями географического анализа и интерпретации
исследовательскую деятельность индивидуально информации из различных источников: находить, отбирать,
и в группе;
систематизировать информацию, необходимую для изучения
Овладение
универсальными
учебными географических объектов и явлений, отдельных территорий мира
познавательными действиями: б) базовые
и России, их обеспеченности природными и человеческими
исследовательские действия:
ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
■ .iii-iJ- -■ 1‘ p-‘f'
Нь*
.iiS*
представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы,
- владеть навыками учебно-исследовательской и выводы и заключения на основе анализа и интерпретации
проектной деятельности, навыками разрешения информации из различных источников географической
информации; критически оценивать и интерпретировать
проблем;
получаемую
из
различных
источников;
- способность и готовность к самостоятельному информацию,
использовать различные источники географической информации
поиску методов решения практических задач,
для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
применению различных методов познания;
- овладение видами деятельности по получению - сформировать умения применять географические знания для
нового
знания,
его
интерпретации, объяснения разнообразных явлений и процессов: объяснять
геоэкологические
преобразованию и применению в различных изученные социально-экономические и
учебных ситуациях, в том числе при создании процессы и явления; объяснять географические особенности
стран с разным уровнем социально-экономического развития,
учебных и социальных проектов;
- формирование научного типа мышления, включая особенности проявления в них глобальных проблем
владение научной терминологией, ключевыми человечества; использовать географические знания о мировом
хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия
понятиями и методами;
-осуществлять
целенаправленный
поиск природы и общества для решения учебных и (или) практико
переноса средств и способов действия в ориентированных задач;
профессиональную среду
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Объем в
часах*
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины
. feJ
-
в т. ч.:
Основное содержание
39
в т. ч.:
теоретическое обучение
17
практические занятия
16
*Профессионально-ориентированное
прикладного модуля)
в т. ч.:
содержание
(содержание
4
теоретическое обучение
2
практические занятия
2
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
2
^Профессионально-ориентированное содержание может быть распределено /
разделам (темам) или сконцентрировано в разделе Прикладной модуль
■НГ
2.2. Тематический план и содержание дисциплины «География»
Объём
Содержание учебного материала (основное и профессионально
часов
ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной
3
2
Основное содержание
Введение
Введение. Источники географической информации. География как наука.
Ее роль и значение в системе наук. Источники географической
информации и методы работы с ними. Традиционные и новые методы
1
географических исследований. Географические карты различной
тематики и их практическое использование.
«Сырые» источники информации и методы работы с ними (видеоблоги,
тематические группы в соцсетях, художественная литература,
Раздел 1. Общая характеристика мира
Содержание учебного материала
Тема 1.1.
Современная
Теоретическое обучение
политическая карта Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и
мира
современные особенности. Субъекты политической карты мира.
Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные
образования.
Группировка стран по площади территории и численности населения.
1
Формы правления, типы государственного устройства и формы
государственного режима Типология стран по уровню социальноэкономического развития. Условия и особенности социальноэкономического развития развитых и развивающихся стран и их типы.
Понятие о политической географии. Влияние международных отношений
на политическую карту мира. Региональные и локальные конфликты.
Практическое занятие
■ Л. Ц -JT- . л
№ 1: «Ознакомление с политической картой мира»
1
Содержание учебного материала
Наименование
разделов и тем
1
Ш.
Формируемы
е
4
ОК 01.
ОК 02.
ОК 02.
ОК 04.
ОК 09.
Объём
Содержание учебного материала (основное и профессионально
часов
ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной
Теоретическое обучение
Мировые природные ресурсы. Ресурсообеспеченность. Классификация
видов природных ресурсов (минеральные, земельные, водные,
1
биологические, агроклиматические и т.д.). Размещение различных видов
природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового
океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно
ресурсный потенциал.
№ 2: «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира
2
1
(по выбору)» №3: «Выявление и обозначение регионов с
Содержание учебного материала
Тема 1.3.
Г еография
Теоретическое обучение
населения мира 1. Современная демографическая ситуация.
Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные
регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы.
Демографическая
политика.
Качество
жизни
населения.
1
Территориальные различия в средней продолжительности жизни
населения,
обеспеченности
чистой
питьевой
водой,
уровне
заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения.
Индекс человеческого развития Современная структура населения
Половозрастная структура населения. Расовый, этнолингвистический и
2. Занятость населения. Размещение населения.
Экономически активное и самодеятельное население. Качество рабочей
силы в различных странах мира. Особенности размещения населения в
1
регионах и странах мира. Миграции населения, их основные причины и
направления. Урбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных
регионах и странах мира «Ложная» урбанизация, субурбанизация,
-л t >и’
'
■ урбанизация. Города-миллионеры, «сверхгорода» и
фактическое занятие
Наименование
разделов и тем
Тема 1.2.
География
мировых
природных
ресурсов
Формируемы
е
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 07.
ОК 01.
ОК 02.
Объём
Содержание учебного материала (основное и профессионально
часов
ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной
№ 4: «Анализ особенностей населения в различных странах и регионах
2
мира
(особенности
демографической
ситуации,
расселения,
сравнительная оценка качества жизни населения, сравнительная оценка
Тема 1.4. Мировое Содержание учебного материала
хозяйство
Теоретическое обучение
1. Современные особенности развития мирового хозяйства. Мировая
экономика, исторические этапы ее развития. Международное
географическое разделение труда. Международная специализация и
1
кооперирование. Научно- технический прогресс и его современные
особенности. Современные особенности развития мирового хозяйства.
Социально-экономические
модели
стран.
Интернационализация
производства и глобализация мировой экономики. Региональная
Практическое занятие
№ 5: «Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения
1
производительных
^1Грофессионально-ориентированное содержание
Теоретическое обучение
2. География основных отраслей мирового хозяйства
Топливно-энергетический комплекс мира. Электроэнергетика мира.
1
Топливный баланс мира. Рост производства различных видов топлива.
Газовая, нефтяная, угольная промышленность мира. Альтернативные
источники энергии. Географические особенности развития мировой
е Наименование
разделов и тем
Формируемы
е
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ПК4...
Объём
Содержание учебного материала (основное и профессионально
часов
ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной
№ 9: «Определение и обозначение стран-экспортеров основных видов
1
промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья,
районов международного туризма и отдыха»
Основное содержание
Раздел 2. Региональная характеристика мира
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала
Тема 2.1.
Зарубежная Европа
Теоретическое обучение
1.Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности
географического положения региона. История формирования его
политической карты. Характеристика природноресурсного потенциала.
Особенности населения
Хозяйство стран Зарубежной Европы. Сельское хозяйство. Транспорт.
Туризм.
Особенности
отраслевого
состава
промышленности.
Особенности развития сельского хозяйства Зарубежной Европы. Уровень
2.Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы.
Условия их формирования и развития. Особенности политической
системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли
Практическое занятие
№ 10: «Характеристика особенностей природы, населения и хозяйства
европейской страны»
Содержание учебного материала
Тема 2.2.
Зарубежная Азия Теоретическое обучение
1.Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического
положения региона. История формирования его политической карты.
Кг СйНс . . . «Горячие точки» современной зарубежной Азии. Характерные черты
природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства регионов
зарубежной Азии. *Развитие и размещение предприятий профильной
ST” -
Формируемы
е
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
1
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
1
1
1
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
Содержание учебного материала (основное и профессионально Объём Формируемы
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) часов компетенции
2. Япония, Китай, Индия и страны Персидского залива как ведущие
страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития.
1
Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал,
население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура
Практическое занятие
№11: «Сравнительная характеристика особенностей природы, населения
2
и хозяйства стран Юго-Западной и Юго-Восточной Азии»
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения
региона. История формирования его политической карты. Характерные
ОК 01.
ОК 02.
ресурсного потенциала и особенности населения Африки
1
ОК 03.
Хозяйство стран Африки. Особенности хозяйства стран Африки.
Особенности развития субрегионов Африки. Экономическая отсталость
материка и пути ее преодоления. *Развитие и размещение предприятий
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1. Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического
положения региона. История формирования его политической карты.
Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и
хозяйства. * Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в
ОК 01.
ОК 02.
1
США. Природные ресурсы, население и хозяйство США. Условия их
ОК 03.
развития. Особенности политической системы. Население США.
Ведущие отрасли хозяйства и экономические районы США
Канада. Природные ресурсы и хозяйство Канады. Условия их
О* формирования и развития. Особенности политической системы.
Население Канады. Ведущие отрасли хозяйства и экономические районы
Наименование
разделов и тем
Гема
2.3.
Л J------
Тема
2.4.
Л_____
30
Содержание< учебного материала (основное и профессионально Объём Формируемы
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) часов компетенции
№13: «Оценка современного геополитического и геоэкономического
положения России. Определение роли России и ее отдельных регионов в
2
международном географическом разделении труда»
№14: «Определение отраслевой и территориальной структуры внешней
торговли товарами России»
Раздел 3.
проблемы человечества
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
ОК 01.
Классификация Теоретическое обучение
ОК 02.
глобальных
Глобальные проблемы человечества. Глобальные процессы.
ОК 03.
Глобальные
Континентальные, региональные, зональные, локальные проявления
ОК 04.
прогнозы,гипотез процессов?" Понятие о глобальных проблемах современности —
ОК 05.
проекты
общественных.
Сырьевая,
энергетическая,
демографическая,
1
ОК 06.
экологически проблемы как особо приоритетные, возможные пути их
ОК 07.
Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. * Влияние
предприятий профильной отрасли на глобальные проблемы.
Роль географии в решении глобальных проблем человечества
Дифференцированный зачет
2ч
39 ч
Всего
По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования
необходимых лабораторных, практических и иных занятий. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3.
Наименование
разделов и тем
Объём
Содержание учебного материала (основное и профессионально
часов
ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной
2. Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности
географического положения региона. История формирования его
политической карты. Население Латинской Америки
Хозяйство стран Латинской Америки. Отрасли международной
специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные
группировки
Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия
их формирования и развития. Особенности политической системы.
Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и
1 фактическое занятие
№12:
«Составление
сравнительной
экономико-географической
2
характеристики двух стран Северной и Латинской Америки»
Содержание учебного материала
Тема 2.5.
Австралия и
Теоретическое обучение
1. Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности
Океания
географического положения региона. История формирования его
1
политической карты. Особенности природноресурсного потенциала,
населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура
хозяйства Австралии и Новой Зеландии. *Развитие и размещение
Гема 2.6. Россия Содержание учебного материала
в
Теоретическое обучение
современном мире
1. Россия на политической карте мира. Изменение географического,
геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX
1
— XXI веков. Место России в мировом хозяйстве, ее участие в
международной
торговле
товарами
и
других
формах
•Лс
внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры
хозяйства. География отраслей международной специализации РФ.
'Г
О
..
1 фактические занятия
Наименование
разделов и тем
Формируемы
е
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены
следующие
специальные
помещения:
наличия
учебного
кабинета
«Гуманитарных и социальных дисциплин»
Оборудование учебного кабинета:
• посадочные места по количеству обучающихся;
• рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным
обеспечением мультимедиа, проектор.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
Интерактивная доска, компьютерные столы и стулья.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
1. Комплект учебно-наглядных пособий:
• атлас мира
• контурные карты
• карта мира
2. Комплект электронных пособий:
Развивающие фильмы: «Глобальное потепление», «Транссибирский экспресс»,
«Циклопические постройки мира», «Путешествие по Австралии» и др.
3.1.
3.2.
Информационное обеспечение реализации программы
1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендованные для использования в
образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания.
2. Рекомендуемые
печатные
издания
по
реализации
общеобразовательной
дисциплины
представлены
в
методических
рекомендациях по организации обучения.
33
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на
формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и
темам содержания учебного материала.
Общая/професс
иональная
компетенция
ОКОЕ
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ок 05:..
ОК 06Г"
ОК07Г”
ОК 09.
Раздел/Тема
Р 1,Темы 1.2,1.3, 1.4
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
Р 1,Темы 1.1.Д.2, 1.3, 1.4
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
Р 1,Тема 1.3; 1.4.
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 1.1., 1.4.
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 2.1, 2.2
Р 3, Темы 3.1
Р 1, Гемы 1.2.
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 1.2.
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Гема 1.1.
Тип оценочных мероприятий
г
л
. ..
тестирование
Кейс задания географический
диктант устный опрос
фронтальный письменный
опрос эссе, доклады,
рефераты оценка к .
составленных презентаций цо
темам раздела
оценка работы с картами
атласа мира, заполнение
контурных карт контрольная
работа оценка
самостоятельн
о
выполненных заданий
дифференцированный зачет
проводится в форме
тестирования
|
Щ
ОЛ
I
V
Нь'..Т'
X
5. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Гладкий Ю.Н., Николина В.В., География 10кл.-М:Просвещение,2022Ж
2. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 10-11 кл. - М.з
Дрофа, 2021.
3. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география
мира. 10 кл. -М.: Просвещение, 2021.
4. ХоминаВ.Н. География Юкл.-М: Просвещение,2022
5. Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. — М.:
Дрофа,2021.
6. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира 10-11
кл. - М.: Просвещение, 2022
7. География для колледжей: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / А. В. Коломиец [и др.] ; под редакцией
А. В. Коломийца, А. А. Сафонова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2023.— 362 с.— (Профессиональное образование).—
ISBN 978-5-534-16137-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа
Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/530520 (дата обращения:
28.08.2023).3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО
Дополнительные источники:
1. Аксакалова Г.П., Петрова Н.Н. и др. Учебно-тренировочные материаль
для подготовки к единому государственному экзамену. География. - М.
Интеллект-Центр, 2021.
2. Атлас «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. Под ре;
В.П. Максаковского. - М.: Дрофа - ДиК, 2020.
3. Гладкий Ю.Н. и др. Дайте планете шанс. - М.: Просвещение, 2021
4. География людей. Рабочая тетрадь. / А. Наумов, В. Холина. - А
Открытый мир, 2019
5. География населения и хозяйство мира. Рабочая тетрадь для 10-11 i
/А. Наумов, В. Холина. - М.: Открытый мир, 2021.
6. Контурные карты «Экономическая и социальная георафия мира». 10
- М.: Дрофа - ДиК, 2021.