МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
QIL02 Техническая механика
Код и наименование специальности/профессии:
08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».
Квалификация выпускника: техник.
Профиль получаемого профессионального образования:
технический
Форма обучения: очная
Семестр:6
2024 г.
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол № от «_
Председател
» Og
2024 г.
Гугаева З.М.
ФИО
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
—
Шабанова
М.М.
Подпись
4/Q
£<£
ФИО
2024г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Техническая механика разрабо
тана на основе требований: Приказа Минобрнауки России от 10.01.2018 N 2
(ред. от 01.09.2022) "Об утверждении федерального государственного образова
тельного стандарта среднего профессионального образования по специальности
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"
(Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2018 N 49797)
с учетом:
- профиля получаемого образования
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ в преде
лах освоения основной профессиональной образовательной программы
среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разрабо
танных Отделом профессионального образования Министерства образо
вания и науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным
планом образовательной организации.
едов Б.А. преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ РД
Разработчик:
ИПК______
Гугаева З.М.
Рецензенты/ экёйерты:
на государственном
и иностранном языках
Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя
способность:
Код
ПК 1.2.
ПК 1.4.
ПК 2.1.
ПК 2.3.
ПК 2.4.
ПК 3.2.
ПК 3.3.
ПК 4.2.
ПК 4.3
ПК 4.4.
ПК 5.1.
ПК 6.1.
ПК 6.2.
Наименование общих компетенций
Выполнять расчеты и конструирование строительных
конструкций
Участвовать в разработке проекта производства работ с
применением информационных технологий
Выполнять подготовительные работы на строительной
площадке
Проводить оперативный учет объемов выполняемых ра
бот и расходов материальных ресурсов
Осуществлять мероприятия по контролю качества выпол
няемых работ и расходуемых материалов
Обеспечивать работу структурных подразделений при
выполнении производственных заданий
Обеспечивать ведение текущей и исполнительной
документации по выполняемым видам строительных
работ
Выполнять мероприятия по технической эксплуатации
конструкций и инженерного оборудования зданий
Принимать участие в диагностике технического
состояния конструктивных элементов эксплуатируемых
зданий, в том числе отделки внутренних и наружных
поверхностей конструктивных элементов
эксплуатируемых зданий
Осуществлять мероприятия по оценке технического
состояния и реконструкции зданий
Составление сводных спецификаций и таблиц
потребности в строительных и вспомогательных
материалах и оборудовании
Приемка и хранение строительных и вспомогательных
материалов и оборудования
Организация выдачи строительных и вспомогательных
материалов и оборудования
Цели и задачи технической механики, требования к результатам осво
ения учебной дисциплины.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
2.1.
- выполнять расчеты на прочность, жесткость, устойчивость элементов соору
жений;
- определять опорные реакции балок, ферм, рам;
- определять внутренние усилия в сечениях конструкций, строить их эпюры;
- строить эпюры напряжений.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- законы механики деформируемого тела, виды деформаций;
- определение направлений реакций связи;
- определение момента силы относительно точки, проекции силы на ось;
- типы нагрузок и виды опор конструкций;
- моменты инерции и сопротивления простых сечений.
Количество часов на освоение рабочей программы технической меха
ники.
Максимальная учебная нагрузка обучающегося - 90 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка - 90 часов,
2.2.
3
Wi
Т?;
'Я
2.2. Тематический план и содержание дисциплины.
Наименование разделов и
тем
Содержание учебного материала и практические работы
Содержание учебного материала.
1. Роль и значение механики в строительстве и других отраслях техники.
Механическое движение. Равновесие. Скалярные и векторные величины.
Геометрическое сложение векторов.
Проекция вектора на ось.
Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА
Тема 1.1. Основные поня
Содержание учебного материала.
1, Сила, система сил. Эквивалентные системы сил. Равнодействующая
тия и аксиомы статики
системы сил и уравновешивающая. Гипотеза о малости деформаций.
Аксиомы статики.
2. Связи и их реакции. Принцип освобождения от связей. Правила опре
деления реакций. Шарнирно-подвижная и шарнирно-неподвижная опо
ры. Реальный объект и его расчетные схемы.
Тема 1.2. Плоские системы Содержание учебного материала.
1 .Понятие пары сил. Свойства пар сил.
сил. Условия равновесия
Момент силы относительно точки. Условие равенства нулю.
плоских систем сил.
2. Уравнения равновесия плоских систем сил.
Методика решения задач на равновесие плоской системы сил.
3. Статически определимые плоские фермы. Общие сведения о них.
Определение усилий в стержнях методами вырезания узлов и сквозного
sjA.
-zL. >
сечения.
Введение.
8
Уро
вень
знания
2
2
2
6
2
Объем
часов
ПОГ:
.■
гГ
Тема 2.3. Геометрические
характеристики сечений.
Тема 2.4. Напряжение.
А.-*
' А ч.
3. Построение схем взаимодействия элементов шарнирных балок.
4. Построение эпюр N, Q и МИЗг. для рам.
5. Определение внутренних усилий в произвольном сечении арки.
Содержание учебного материала.
1. Центр тяжести (ц. т.). Определение координат ц. т. сложных сечений,
составленных из простых геометрических фигур. Статический момент
площади. Профили проката.
2. Моменты инерции: осевой полярный. Моменты инерции простейших
сечений - прямоугольного, круглого, кольцевого. Зависимость между
осевыми моментами инерции относительно параллельных осей. Главные
центральные моменты инерции сечений.
Практические занятия.
1. Определение координат ц. т. сечений, составленных из простых гео
метрических фигур и профилей проката.
2. Определение моментов инерции сечений, составленных из простей
ших геометрических фигур и стандартных профилей проката.
Самостоятельная работа
Содержание учебного материала.
1. Общий порядок определения напряжений при различных видах де
формаций.
Напряжение при растяжении и сжатии. Закон Р. Гука.
2. Определение напряжений в соединительных элементах конструкций
при расчетах на смятие и сдвиг.
3. Напряжения в поперечном сечении бруса круглого сечения при кру
чении.
4. Нормальные напряжения (о) при чистом изгибе. Осевой момент со
противления.
5. Касательные напряжения (т) при прямом изгибе.
4
2
10
4
2
2
■■'ГИ •
>
TV
Практические занятия.
14
1. Решение задач на определение напряжений в заклепочных, болтовых,
сварных соединениях и сопряжениях на деревянных врубках.
2. Определение о и т при прямом изгибе.
Обобщение и систематизация знаний по теме.
Тема 2.5. Механические
испытания материалов.
Содержание учебного материала.
1. Механические испытания материалов: цель, виды испытаний.
Диаграммы растяжения и сжатия пластичных и хрупких материалов, их
механические характеристики.
Допускаемое напряжение и коэффициент запаса прочности.
6
2
Тема 2.6. Расчет конструк
ций на прочность и устой
чивость.
Содержание учебного материала.
1. Типы расчетов на прочность и устойчивость, последовательность их
выполнения.
Расчеты на прочность по допускаемым напряжениям при сжатии брусь
ев большой жесткости и растяжении любых.
2. Основы расчета конструкций по предельным состояниям.
Расчеты на устойчивость центрально-сжатых гибких стержней с приме
нением коэффициента продольного изгиба.
Рациональные формы поперечных сечений сжатых стержней.
3. Расчеты балок на прочность при прямом изгибе: а) по нормальным
напряжениям.
Рациональные формы сечений балок, применяемых в строительстве;
б) по касательным напряжениям. Случаи, в которых необходима про
верка прочности балки по касательным напряжениям.
4. Расчеты на прочность при косом изгибе.
5. Понятие о внецентренном сжатии и растяжении. Расчеты на проч
ность.
6. Подпорные стены: общие сведения о них. Активное давление сыпуче- |
2
2
пр.
го тела на стену. Меры по предотвращению сдвига и опрокидывания
стены. Пассивное давление.
Тема 2.7. Расчеты на жест
кость.
Содержание учебного материала.
1. Определение перемещений с помощью таблиц.
Расчеты на жесткость балок.
Содержание учебного материала.
1. Общие понятия. Степень статической неопределимости. Канониче
ские уравнения.
Принцип и порядок расчета статически неопределимых конструкций ме
тодом сил.
Применение метода сил к расчету простейших статически неопредели
мых систем.
2. Неразрезные балки: общие сведения о них. Уравнения трех моментов.
■;Н'-
.
Тема 2.8. Расчеты статиче
ски неопределимых кон
струкций.
Экзамен
Всего
4
2
2
2
6
90
1
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Технической механики», оснащенный в соответствии с пунк
том 6.1.2.1. образовательной программы по специальности 08.02.01 Строи
тельство и эксплуатация зданий и сооружений.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной орга
низации должен иметь печатные и /или электронные образовательные и ин
формационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При
формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбира
ется не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и
/или электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть
дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1.
Атапин, В. Г. Сопротивление материалов: учебник и практикум для
среднего профессионального образования / В. Г. Атапин. - 2-е изд., перераб,
и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 342 с. - (Профессиональное
образование). - ISBN 978-5-534-09059-8. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт
[сайт]. - URL: ttps://urait.ru/bcode/472762
2.
Атапин, В. Г. Сопротивление материалов. Практикум: учебное пособие
для среднего профессионального образования / В. Г. Атапин. - 2-е изд., испр,
и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 218 с. - (Профессиональное
образование). - ISBN 978-5-534-04128-6. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт
[сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/472761
3.
Атапин, В. Г. Сопротивление материалов. Сборник заданий с примера
ми их решений: учебное пособие для среднего профессионального образова
ния / В. Г. Атапин. - 2-е изд., испр, и доп. - Москва: Издательство Юрайт,
2021. - 151 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-04135-4.
- Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL:
https://urait.ru/bcode/472763
4.
Ахметзянов, М. X. Техническая механика (сопротивление материалов):
учебник для среднего профессионального образования / М. X. Ахметзянов, И.
Б. Лазарев. - 2-е изд., перераб, и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. 297 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-09308-7. - Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/470063
5.
Бабанов, В. В. Техническая (строительная) механика: учебник и прак
тикум для среднего профессионального образования / В. В. Бабанов. -
13
13. Дементьев, Ю. Н. Электротехника и электроника. Электрический при
вод: учебное пособие для СПО / Ю. Н. Дементьев, А. Ю. Чернышев, И. А.
Чернышев; под редакцией Р. Ф. Бекишев. - Саратов: Профобразование, 2017.
- 223 с. - ISBN 978-5-4488-0144-0. - Текст: электронный И Электронный ре
сурс цифровой образовательной среды СПО РКОРобразование: [сайт]. - URL:
https://profspo.ru/books/66403
14. Доронин, Ф. А. Теоретическая механика: учебное пособие для спо / Ф.
А. Доронин. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 480 с. — ISBN 978-5-81146750-1. —Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. —
URL: https://eJanbook.com/book/152461 (дата обращения: 13.01.2022). — Ре
жим доступа: для авториз. пользователей.
15. Жуков В. Г. Механика. Сопротивление материалов: учебное пособие
для СПО / В. Г. Жуков. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 416 с. — ISBN
978-5-8114-6578-1. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная
система. —URL: https://eJanbook.com/book/148951 (дата обращения:
13.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
. - МОСКВА: Издательский центр «Академия», 2016. - 528 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1.
Sopromato.ru [Электронный ресурс]. URL: https://sopromato.ru/
2. Строительная механика [Электронный ресурс]. URL:
http://stroitmeh.ru/
3.2.3. Дополнительные источники
1. Олофинская, В. П. Техническая механика. Сборник тестовых заданий:
учебное пособие / В.П. Олофинская. — 2-е изд., испр, и доп. — Москва:
ИНФРА-М, 2021. — 132 с. — (Среднее профессиональное образование). ISBN 978-5-16-016753-4. - Текст: электронный. - URL:
https://znanium.com/catalog/product/1221360 (дата обращения: 08.01.2022). Режим доступа: по подписке.
2. 2. Васильков, Г. В. Строительная механика. Динамика и устройство со
оружений : учебное пособие для спо / Г. В. Васильков, 3. В. Буйко. —
Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 256 с. — ISBN 978-5-8114-7012-9. —
Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL:
https://eJanbook.com/book/153952 (дата обращения: 13.01.2022). — Режим
доступа: для авториз. пользователей.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Критерии оценки
Методы оценки
Результаты обучения
формулирует и применяет за Оценка результа
знать:
коны механики;
тов устного и
законы механики дефор
письменного
мируемого твердого тела, применяет метод проекций
опроса.
виды деформаций, основ при определении усилий в
ные расчеты
соответствии с заданными
Оценка результа
определение направления силами;
тов тестирования.
называет основные виды де Оценка результа
реакции связи
типы нагрузок и виды
формаций (растяжение и сжа тов самостоя
опор балок, ферм, рам
тие, сдвиг и кручение, попе
тельной работы.
определение момента си речный и продольный изгиб); Оценка результа
лы относительно точки,
рассчитывает различные ви тов выполнения
его свойства;
ды деформации в соответ
домашних зада
ствии с заданием
ний.
деформации и напряже
перечисляет типы связей в
Оценка результа
ния, возникающие в стро соответствии с классифика
тов проведённого
ительных элементах при
цией;
экзамена.
работе под нагрузкой
формулирует и применяет
моменты инерции про
принцип освобождения от
стых сечений элементов и связей;
н"
определяет реакции связей в
др.
'S3
17 ■'
соответствии с заданием
называет типы нагрузок в со
ответствии с классификаци
ей;
перечисляет виды опор и их
к.
1
реакции;
>I'
определяет реакции опор в
соответствии с заданием;
формулирует и применяет
правило замены опор опор
ными реакциями;
применяет метод проекций
при определении опорных
реакций в соответствии с за
данными силами;
составляет уравнения равно
весия
определяет величину и знак
момента силы относительно _________________