ОП.04 Основы геодезии 2024

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.04 Основы геодезии

Код и наименование специальности/профессии:
08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».

Квалификация выпускника: техник.
Профиль получаемого профессионального образования:
технический

Форма обучения: очная
Семестр: 4

2024 г

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией

УТВЕРЖДАЮ

Протокол № от «

Шабанова М.М.
(Подпись)

Председате
(ФИО)

Зам. директора по УР

(ФИО)

^0. 05?
2024 г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 Основы геодезии разработана на
основе требований: Приказа Минобрнауки России от 10.0Е2018 N 2(ред. от 0Е09.2022)

"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 08.02.01 Строительство и
эксплуатация зданий и сооружений"
(Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2018 N 49797)

с учетом:

- профиля получаемого образования.
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ в пределах освоения
основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального
образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в соответствии с
рабочим учебным планом образовательной организации .

Разработчики: Саламова Карина Залимхановна
преподаватель специальных дисциплин} ГБПОУ РД ИПК.
Рецензенты/ эксперты:Магомедов Б.А..

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

5. КОНТРОЛЬ

И

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

3

13

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОП.04 ОСНОВЫ
ГЕОДЕЗИИ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа является частью программы подготовки специалистов
среднего звена в соответствии с ФГОС СПО и ПООП СПО по специальности
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
При реализации рабочей программы учебной дисциплины ОП.04 Основы
геодезии могут быть использованы различные образовательные технологии, в том
числе элементы дистанционных образовательных технологий, электронного
обучения.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки
специалистов среднего звена (далее образовательной программы): дисциплина
входит в общепрофессиональный цикл специальности 08.02.01 Строительство и
эксплуатация зданий и сооружений.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- читать ситуации на планах и картах;
- решать задачи на масштабы;
- решать прямую и обратную геодезическую задачу;
- пользоваться приборами и инструментами, используемыми при измерении
линий, углови отметок точек;
- пользоваться приборами и инструментами, используемыми при вынесении
расстояния икоординат;
- проводить камеральные работы по окончании теодолитной съемки и
геометрического нивелирования.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные понятия и термины, используемые в геодезии;
- назначение опорных геодезических сетей;
- масштабы, условные топографические знаки, точность масштаба;
- систему плоских прямоугольных координат;
- приборы и инструменты для измерений: линий, углов и определения
превышений;
- приборы и инструменты для вынесения расстояния и координат;
- виды геодезических измерений.
Перечень формируемых компетенций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общими
компетенциями, включающими в себя способность:
Наименование общих компетенций
Код
современные
средства
поиска,
анализа
ОК 02 Использовать
и
интерпретации
информации,
и информационные технологии для выполнения задач
4

профессиональной деятельности
взаимодействовать
ОК 04 Эффективно
и работать в коллективе и команде
устную
ОК 05 Осуществлять
и
письменную
коммуникацию
на государственном языкеРоссийской Федерации с учетом
особенностей
социального
и культурного контекста
сохранению
окружающей
среды,
ОК 07 Содействовать
ресурсосбережению,
применять
знания
об изменении климата, принципы бережливого производства,
эффективно
действовать
в чрезвычайных ситуациях
профессиональной
документацией
ОК 09 Пользоваться
на
государственном
и иностранном языках
Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя
способность:
Код
ПК
1.1.

ПК
1.2.
ПК
1.3.
ПК
1.4.

Наименование общих компетенций
Подбирать наиболее оптимальные решения из строительных
конструкций и материалов, разрабатывать узлы и детали
конструктивных элементов зданий и сооружений в соответствии
с условиями эксплуатации и назначениями
Выполнять
расчеты
и
конструирование
строительных
конструкций
Разрабатывать
архитектурно-строительные
чертежи
с
использованием средств автоматизированного проектирования
Участвовать в разработке проекта производства работ с
применением информационных технологий

ПК
2.1.

Выполнять подготовительные работы на строительной площадке

ПК
2.2.

Выполнять строительно-монтажные, в том числе отделочные
работы на объекте капитального строительства

ПК
2.3.

Проводить оперативный учет объемов выполняемых работ и
расходов материальных ресурсов
5

ПК
2.4.
ПК
3.1.

ПК
3.2.
ПК
3.3.
ПК
3.5

ПК
4.2.
ПК
5.1.
ПК
6.1.

Осуществлять мероприятия по контролю качества выполняемых
работ и расходуемых материалов
Осуществлять
оперативное
планирование
деятельности
структурных подразделений при проведении строительно­
монтажных работ, в том числе отделочных работ, текущего
ремонта и реконструкции строительных объектов
Обеспечивать работу структурных подразделений при
выполнении производственных заданий
Обеспечивать ведение текущей и исполнительной документации
по выполняемым видам строительных работ
Обеспечивать
соблюдение
требований
охраны
труда,
безопасности жизнедеятельности и защиту окружающей среды
при выполнении строительно-монтажных, в том числе
отделочных работ, ремонтных работ и работ по реконструкции и
эксплуатации строительных объектов
Выполнять мероприятия по технической эксплуатации
конструкций и инженерного оборудования зданий
Составление сводных спецификаций и таблиц потребности в
строительных и вспомогательных материалах и оборудовании
Приемка и хранение строительных и вспомогательных
материалов и оборудования

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы
учебной дисциплины:
Объем образовательной программы - 46 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 46 часов.

6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем образовательной программы (всего)
Объем работы обучающихся во
взаимодействии спреподавателем
в том числе:
теоретическое обучение
практические занятия
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация в форме диф.зачета

7

Объем
часов
46
46

24
16
4
2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

1
Раздел 1.
Т опографические
карты, планы и
чертежи
Тема 1.13адачи
геодезии.
Масштабы

Тема 1.2
Рельеф местности

а-1

. я *•

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Объем
часов

2

3

Содержание учебного материала
Лекции, теоретические занятия
Задачи геодезии. Основные сведения о форме и размерах Земли: физическая
поверхностьземли, уровненная поверхность, геоид, эллипсоид вращения и его
параметры. Определение положение точек земной поверхности, системы
географических и прямоугольных координат. Высоты точек. Превышения.
Балтийская система высот.
Основные термины и понятия: карта, план, профиль. Определение масштаба.
Формы записи масштаба на планах и картах: численная, именованная,
графическая. Точность масштаба. Государственный масштабный ряд.
Методика решения стандартных задач на масштабы.
Условные знаки, классификация условных знаков.
Практическое занятие № 1. Решение задач на масштабы.
Содержание учебного материала
Определение термина «рельеф местности». Основные формы рельефа и их
элементы; характерные точки и линии. Методы изображения основных форм
рельефа. Метод изображения основных форм рельефа горизонталями; высота
сечения, заложение.
Методика определения высот горизонталей и высот точек, лежащих между
горизонталями. Уклон линии. Понятие профиля. Принцип и методика его
построения по линии, заданной на топографической карте.
Практическое занятие № 2. Решение задач по карте (плану) с горизонталями

4

Уровен
ь
освоени
я
4

1

4

6

2

1

2
4

2

Тема 1.3
Ориентирование
направлений

Тема 1.4Прямая и
обратная
геодезические
задачи.

Раздел 2.
Г еодезические
измерения
Тема 2.1.
Сущность
измерений.
Линейные
измерения

Содержание учебного материала

Понятие об ориентировании направлений. Истинные и магнитные азимуты,
склонение
магнитной стрелки. Прямой и обратный азимуты. Румбы. Формулы связи
между румбами и азимутами. Понятие дирекционного угла. Сближение
меридианов. Формулы перехода от
дирекционного угла к азимутам, истинным или магнитным.
Практическое занятие № 3. Определение ориентирных углов направлений
по карте.
Содержание учебного материала
Зарамочное оформление карт и планов. Географическая и прямоугольная
сетки на картах и
планах. Схема определения прямоугольных и географических координат
заданных точек. Сущность прямой и обратной геодезических задач. Алгоритм
решения задач.
Практическое занятие № 4. Определение координат точек по карте.

Содержание учебного материала
Измерение как процесс сравнения одной величины с величиной того же рода,
принятой за единицу сравнения. Факторы и условия измерений. Виды
измерений: непосредственные, косвенные, равноточные, неравноточные.
Погрешность результатов измерений. Мерный комплект. Методикаизмерения
линий лентой.

7

2

1

2

2

1
2

2

2

6

1

Л

Практическое занятие № 8. Нанесение точек теодолитного хода на план.

Самостоятельная работа

4

4
2

Диф.зачет

46

Всего:

8

1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Основы геодезии», оснащенный в соответствии с пунктом 6.1.2.1
образовательной программы по специальности 08.02.01 Строительство и
эксплуатация зданий и сооружений.
Лаборатория «Основы геодезии»., оснащенная в соответствии с п. 6.1.2.3
образовательной программы по специальности 08.02.01 Строительство и
эксплуатация зданий и сооружений.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При
формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается
не менее одного издания из перечисленных ниже печатных и (или) электронных
изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен другими
изданиями.
£’<’

3.2.1. Основные печатные издания
3.2.2. Основные электронные издания
1. Корягина, Н. В. Благоустройство и озеленение населенных мест:
учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. В.
Корягина, А. Н. Поршакова. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 164 с. (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-13892-4. - Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/477110
’i

* U

2. Макаров, К. Н. Инженерная геодезия: учебник для среднего
профессионального образования / К. Н. Макаров. - 2-е изд., испр, и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2021,- 243 с.- (Профессиональное
образование). - ISBN 978-5-534-89564-3. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт
[сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/471391
З.Огуреева, Г. Н. Экологическое картографирование: учебное пособие
для среднего профессионального образования / Г. Н. Огуреева, Т. В. Котова,
Л. Г. Емельянова. - 3-е изд., испр, и доп. - Москва: Издательство Юрайт,
2021. - 147 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-13758-3. Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/476914

4.
Смалев,
В. И. Геодезия с основами картографии и картографического
черчения: учебное пособие для среднего профессионального образования /
В. И. Смалев. Москва:
Издательство
Юрайт,
2021,189 с.но

(Профессиональное образование).- ISBN 978-5-534-14084-2. электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/467771

Текст:

5. Материаловедение: учебник для СПО / А. А. Воробьев, А. М.
Будюкин, В. Г. Кондратенко [и др.]. - Саратов, Москва: Профобразование, Ай
Пи Ар Медиа, 2020. - 356 с. - ISBN 978-5-4488-0866-1, 978-5-4497-0618-8. Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды
СПО PROFобразование: [сайт]. - URL: https://profspo.ru/books/96962
6. Материаловедение: учебное пособие для СПО / С. И. Богодухов, А. Д.
Проскурин, Е. А. Шеин, Е. Ю. Приймак. - Саратов: Профобразование, 2020. 198 с. - ISBN 978-5-4488-0655-1. - Текст: электронный // Электронный ресурс
цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. - URL:
https://profspo.ru/books/91890
7. Кириллова, И. К. Материаловедение : учебное пособие для СПО / И.
К. Кириллова, А. Я. Мельникова, В. В. Райский. - Саратов: Профобразование,
Ай Пи Эр Медиа, 2018. - 127 с. - ISBN 978-5-4488-0145-7, 978-5-4486-0739-4.
- Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной
среды СПО РКОРобразование: [сайт]. - URL: https://profspo.ru/books/73753

8. Перинский, В. В. Материаловедение : словарь для СПО / В. В.
Перинский, И. В. Перинская. - Саратов: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа,
2020. - 109 с. - ISBN 978-5-4488-0736-7, 978-5-4497-0425-2. - Текст:
электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО
РКОРобразование: [сайт]. - URL: https://profspo.ru/books/90537
3.2.3. Дополнительные источники
1. Киселев М.И. Геодезия: учебник / М. И. Киселев, Д. Ш. Михелев. Москва: Академия, 2020. - 384 с

2. Нестеренок М.С. Геодезия: учебное пособие / Нестеренок М,С.н—
Минск: Вышэйшая школа, 2012. — 288 с. — ISBN 978-985-06-2199-3. — Текст:
электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL:
https://www.iprbookshop.ru/20208.html (дата обращения: 08.01.2022). — Режим
доступа: для авторизир. пользователей
3. Федотов, Г. А. Инженерная геодезия: учебник / Г.А. Федотов. — 6-е
изд., перераб, и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 479 с. — (Высшее
образование: Специалитет). — DOI 10.12737/13161. - ISBN 978-5-16-013110-8. Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1087987 (дата
обращения: 08.01.2022). - Режим доступа: по подписке.
4.
СП 126.13330.2017 Геодезические работы в строительстве.
Актуализированная редакция СНиП 3.01.03-84 Окончательная редакция.

5. СП 47.13330.2016 Инженерные изыскания для строительства. Основные
положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96.
6. Геодезия и картография: Журнал [Электронный портал]. - URL:
https://geocartography.ru/
7. Захаров, М. С. Картографический метод и геоинформационные системы в
инженерной геологии: учебное пособие для спо / М. С. Захаров, А. Г. Кобзев. —
Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 116 с. — ISBN 978-5-8114-6701-3.— Текст:
электронный //
Лань:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/151681 (дата обращения: 13.01.2022). — Режим доступа:
для авториз. пользователей.
8. Дьяков, Б. Н. Геодезия: учебник для спо / Б. Н. Дьяков, А. А. Кузин, В. А.
Вальков. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 296 с. — ISBN 978-5-8114-4499-1. —
Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL:
https://eJanbook.com/book/148270 (дата обращения: 13.01.2022). — Режим доступа:
для авториз. пользователей.
<.

в.

>

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Методы оценки
Результаты обучения
Критерии оценки
демонстрирует
знания Оценка
знать:
и
терминов, результатов
основные
понятия
и понятий
термины, используемые в используемых в геодезии
устного
и
демонстрирует знания о письменного
геодезии
назначение
опорных видах опорных геодезических опроса.
сетей и их применении
Оценка
геодезических сетей
масштабы,
условные демонстрирует знания видов результатов
тестирования.
топографические знаки, масштабов и их назначение;
Оценка
масштабирует;
точность масштаба
и
вычерчивает результатов
систему
плоских читает
условные топографические выполнения
прямоугольных
домашних
знаки
координат
,
в
системе заданий.
приборы и инструменты разбирается
прямоугольных Оценка
для измерений: линий, плоских
результатов
углов
и
определения координат;
демонстрирует
знания проведённого
превышений
приборов
и экзамена.
приборы и инструменты устройств
инструментов,
для
при
вынесения расстояния и применяемых
выполнении
геодезических
координат
виды
геодезических измерений;
выполняет
измерений
задачи в соответствии с последовательность
профилем работы
на вычислительной обработки
этапе жизненного цикла геодезических измерений
ОКС
и методы
их демонстрирует знания видов
геодезических измерений и
решения
их назначение демонстрирует
знания задач в соответствии с
профилем работы на этапе
жизненного цикла ОКС и
методов их решения
читает изображение ситуации Оценка
уметь:
результатов
и рельефа местности
читать ситуации на
выполнения
решает задачи на масштабы
планах и картах
определяет прямоугольные практических
решать задачи на

масштабы
решать прямую и
обратную геодезическую
задачу
пользоваться приборами и
инструментами,
используемыми при
измерении линий, углов и
отметок точек
пользоваться приборами
и инструментами,
используемыми при
вынесении расстояния и
координат
проводить камеральные
работы по окончании
теодолитной съемки и
геометрического
нивелирования
решать задачи в
соответствии с профилем
работы на этапе
жизненного цикла ОКС

координаты и ориентирные
углы;
решает прямую и обратную
геодезические задачи
осуществляет линейные и
угловые измерения, а также
измерения
превышения
местности.
производит измерения по
выносу
расстояния
и
координат
выполняет
камеральные
работы
по
окончании
геодезических съемок,
решает задачи в соответствии
с профилем работы на этапе
жизненного цикла ОКС

работ.
Оценка
результатов
проведённого
экзамена.

'■-nr**

ч



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.