ОП.14 Гражданское насление в противодействии распростронению идеологии терроризма 2024

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.14 ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА

Профиль получаемого профессионального образования: технический
Код и наименование специальности/профессии:
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Квалификация выпускника: техник

Форма обучения: очная
Курс: 4.
Семестр : 8.

2024г

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией

Протокол № от «^0»
Председатель П(Ц)К
______________
(Подпись)

0%

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

2024 г.

,,ДУ=7//

Шабанова М.М. ^^ФИО)
(Подпись)

№______

WHO)

2024 г.

Рабочая программа учебной дисциплины 0П.14 ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В
ПРОТИВОДЕЙСТВИИ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА разработана на основе требований: Приказа Минобрнауки России от 10.01.2018 N
2(ред. от 01.09.2022) "Об утверждении федерального государственного образова­
тельного стандарта среднего профессионального образования по специальности
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"
(Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2018 N 49797)
с учетом:

- профиля получаемого образования.
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ в пределах освое­
ния основной профессиональной образовательной программы среднего профессио­
нального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессиональ­
ного образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в соот­
ветствии с рабочим учебны^цпланом образовательной организации .

Разработчики:
Рецензенты/ эксперты/

'______ Ибрагимова И,И.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В
ПРОТИВОДЕЙСТВИИ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ
ТЕРРОРИЗМА»

1.1. Область применения программы
Учебная дисциплина ОП.14 «Гражданское население в противодействии
распространения идеологии терроризма» является обязательной частью
общепрофессионального цикла примерной основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация
зданий и сооружений".
Реализация данной Программы обусловлена насущной необходимостью
формирования у обучающихся общих представлений о внешней и внутренней
политике, проводимой Российской Федерацией в сфере обеспечения
национальной безопасности в тесной увязке с проблемами, связанными с
организационными и правовыми аспектами противодействия идеологии
терроризма и религиозно-политического экстремизма в современных условиях.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной
программы:
дисциплина
входит
в
цикл
«Общепрофессиональных дисциплин».
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
Стратегическая цель: настоящей Программы заключается в формировании
социально-политических компетенций обучающихся посредством правильного ь
понимания и умения теоретически различать виды терроризма в процессе
изучения таких базовых понятий как: терроризм, идеология терроризма,
террористическая угроза, террористический акт, международный терроризм,
экстремизм, сепаратизм, ксенофобия, мигрантофобия, национализм, шовинизм,
межнациональные и межконфессиональные конфликты, информационная среда,
национальная безопасность и др.

Цель программы: формирование коммуникативной, социально­
психологической, социально-правовой, информационной и социально­
личностной компетенции у обучающихся.
Исходя из изложенного ранее, данная Программа ориентирована на решение
следующих задач:

- понимание основных форм социально-политического насилия
(социально-политическая компетентность);
4

- знания содержания основных документов и нормативно-правовых
актов противодействия терроризму в РФ, а также приоритетных задач
государства в борьбе с терроризмом (политическая грамотность);
- знания задач системного изучения угроз общественной безопасности,
принципов прогнозирования и ранней диагностики террористических актов,
методов предотвращения, нейтрализации и надёжного блокирования их
деструктивных форм, разрушительных для общества (методологическая
грамотность);
- создание представления о процессе ведения «информационных» войн и
влияние этого процесса на дестабилизацию социально-политической и
экономической обстановки в регионах РФ (информационная компетентность);
- воспитание уважительного отношения к различным этнокультурам и
религиям (коммуникативная компетентность);
- знание основных рисков и угроз национальной безопасности России
(информационная компетентность).

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В

ПРОТИВОДЕЙСТВИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной деятельности

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка
Обязательная аудиторная учебная нагрузка
в том числе:
Лекционные занятия
Самостоятельная работа
Итоговая аттестация в форме зачета

6

39
39
37

2

3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

№
урока

1

2

Содержание учебного материала,
практические занятия,
самостоятельная работа
3

Объем
часов
4

Время на
изучение
темы
5

Уровень
освоения

1

1,2

6

Модуль 1. Сущность современного терроризма, идеология, типология и его
крайняя общественная опасность

Тема 1.1
Исторические
корни и
эволюция
терроризма

Тема 1.2
Современный
терроризм:
понятие,
сущность,
разновидности

6

Содержание учебного материала
1

Предыстория
терроризма.
Идейные
основы
европейского революционного террора. Революционный
террор в России (вторая треть XIX — начало XX вв.).

Содержание учебного материала

7

'2

Тема 1.3
Между народи
ый терроризм
как глобальная
геогюлитическ
ая проблема
современности
Тема 1.4
Особенности
идеологическо
го влияния
террористичес
ких сообществ
на гражданское
население
Тема 1.5
Идеология

3

4

5

6

Определение понятия «терроризм». Общая
характеристика терроризма как идеологии насилия.
Структурные элементы терроризма. Разновидности
терроризма.Причины
и
факторы
современного
терроризма. Коррупция как один из ключевых
факторов возникновения идеологии терроризма в
современной России.

Содержание учебного материала
Сущность и идеология современного международного
терроризма.
Глобальная
контртеррористическая
стратегия ООН.
Идеология крайнего национализма (шовинизма).
Идеология расизма Идеология сепаратизма. Идеология
ваххабизма
Содержание учебного материала:
Специфика
преступных
идеологем
террористов.
Факторы, влияющие на формирование идеологии
участников террористических групп и организаций

Содержание учебного материала:
Понятие и сущность «молодежного экстремизма».
8

8

1

2

5

1

2

4

1

1,2

4

2

1,2

4

1

1,2

терроризма и
«молодежный»
экстремизм

Причины «молодежного экстремизма».
1. Молодежный экстремизм;
2. Профилактика экстремизма в молодежной среде;
3. Экстремизм: понятие, особенности.
Зачет
Итого

9

6

2
39

3. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ«ГРАЖДАНСКОЕ
НАСЕЛЕНИЕ
В
ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
РАСПРОСТРАНЕНИЯ
ИДЕОЛОГИИ
ТЕРРОРИЗМА»
3.1. Материально-техническое обеспечение.

Реализация программы дисциплины осуществляется в учебном кабинете по
Основам безопасности жизнедеятельности.
Оборудование учебного кабинета:
рабочее место преподавателя;
рабочие места по количеству обучающихся;
комплект учебно-наглядных пособий: плакаты, презентации, фильмы
компьютер
телевизор
и
мультимедийная и проекционная аппаратура.
3. 2. Информационное обеспечение.

1.

2.

3.

4.

5.
6.
7.

Перечень нормативно-законодательной литературы:
Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на
расширенном заседании Совета Безопасности России: [Электронный
ресурс] - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/transcripts
Государственная программа Правительства РФ «Информационное
общество» (2011-2020 гг.).
Доктрина информационной безопасности России (2000 г. Утверждена
президентом Российской Федерации В.В. Путиным 9 сентября 2000 г.,
№ Пр-189).
Законы РФ «О средствах массовой информации»; «О порядке
освещения деятельности органов государственной власти в
государственных средствах массовой информации»; «Об информации,
информационных технологиях и о защите информации»; «Об участии
в международном информационном обмене»; «Об обеспечении
доступа к информации о деятельности государственных органов и
органов местного самоуправления».
Конституция Российской Федерации. Постатейный комментарий. - М.:
Республика, 2014.
Концепция общественной безопасности в Российской Федерации.
Приказ Минобранауки РФ от 4июня 2008 г. № 170 «О комплексе мер
по противодействию терроризму в сфере образования и науки» от 4
июня
"10

2008 г. № 170.
8. Стратегия государственной антинаркотической политики Российской
Федерации до 2020 г, (утв. Указом Президента РФ от 9 июня 2010 г. №
690).
9. Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с
терроризмом» (с изменениями от 7 августа 2000 г., 21 ноября 2002 г.,
ЗОиюня 2003 г., 22 августа 2004 г.).
10. Федеральный закон РФ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии
терроризму» с новой редакцией и дополнениями от 28.06.2014 № 179ФЗ, от 05.05.2014, от 02.11.2013, от 23.07.2013, от 08.11.2011, от
03.05.2011.

11

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
1. Ю.Г. Сапронов, Безопасность жизнедеятельности, учебник для СПР,
Москва, Академия, 2018, 336 с.
2. Методические
рекомендации
по
внедрению
дополнительной
образовательной программы (модуля) «Гражданское население в
противодействии распространению
идеологии
терроризма»
в
образовательные
программы
профессиональных образовательных
организаций Костромской области / Сост. Головцов А.Н. - Кострома:
КОИРО, 2019.-30 с.

Дополнительные источники
1. Косолапова Н.В., Прокопенко Н. А. «Безопасности жизнедеятельности:
учебник для среднего профессионального образования, Москва, КНОРУС,
2018. - 192 с.
2. Авдеев Ю.И., Арсеньев В.В., Найденко В.Н. Экстремизм в современной
России: истоки, содержание, типология (часть первая) // Социологическая
наука и социальная практика. 2018. № 2.
3. Авдеев Ю.И. Терроризм в современной России: состояние, возможные
перспективы, некоторые вопросы противостояния // Противодействие
терроризму. Проблемы XXI века. Counter-Terrorism. 2019. № 3. С. 4-20.
4. Аджиева Е.М. Толерантность как принцип поведения культурной личности и
мера противодействия экстремизму // Молодежный экстремизм: истоки,
предупреждение, профилактика: Материалы международной научнопрактической конференции (23-24 мая 2014 г.): В 2 ч. М.: НОУ ВПО
«МПСУ»; Воронеж: МОДЭК, 2014. Ч. IL С. 146-150.
<.
5. Алексеев О.Н. Противодействие терроризму в США: опыт и проблемы //
Теория и практика общественного развития. 2018. № 7.
6. Антонян Ю.М., Белокуров Г.И., Боковиков А.К. Природа этнорелигиозного
терроризма / Под ред. Ю.М. Антоняна. М., 2018.

12

Интернет-ресурсы:

1.
Гражданская защита (оборона) на предприятии на сайте
для первичного звена сил ГО http://go-oborona.narod.ru.
2.
Культура безопасности жизнедеятельности на сайте
по формированию культуры безопасности среди
населения РФ http://www.kbzhd.ru.
3.
Официальный сайт МЧС России: http://www.mchs.gov.ru.
4.
Портал Академии Гражданской защиты: http://www.amchs.ru/portal.
5.
Портал Правительства России: http://govemment.ru.
6.
Портал Президента России: http://kremlin.ru.
7.
Портал «Радиационная, химическая и биологическая
защита»: http://www.rhbz.ru/main.html.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ «ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В
ПРОТИВОДЕЙСТВИИ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ
ТЕРРОРИЗМА»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляются
преподавателем в процессе проведения устного и письменного опроса,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий,
исследований.
Формы и методы контроля и оценки

Результаты обучения
13

(освоенные
умения,
усвоенные
знания)
Должен уметь:
- проводить поиск
информации в источниках разного
типа;
- анализировать информацию,
представленную в разных знаковых
системах (текст, таблица, карта,
схема);
- устанавливать причинноследственные связи;
- участвовать в дискуссиях по
проблемам, формулируя собственную
позицию по обсуждаемым вопросам,
используя
для
аргументации
сведения;
- представлять результаты
изучения
материала
в
формах
реферата,
сочинения,
исследовательского
проекта,
публичной презентации;
- определять собственную
позицию по отношению к явлениям
современной жизни, исходя из их
исторической обусловленности;

результатов обучения

Должен знать:
- основы и политические
технологии противодействия
экстремизму и терроризму, отличий
террора, терроризма и
террористической угрозы, их
сущности и специфики;
- основные законодательные и
нормативно-правовые документы в
сфере обеспечения безопасности и
противодействия террористической
угрозе;
- социокультурные, религиозные и
этнические аспекты
антитеррористической политики,

- Устные опросы.
- Оценка реферата, письменных,
практических работ.
" Наблюдение за выполнением
работ
на
теоретических
и
практических занятиях.
- Оценка результатов
выполнения письменных тестов.

- Анализ выполнения
практических работ, заданий к
самостоятельной работе.
Анализ оценок за
практические работы, выполненные
в рамках освоения разделов и тем и
учебной дисциплины.
- Письменная проверочная
работа.
- выполнения заданий к
самостоятельной работе,
предполагающих поиск, переработку
и представление учебной
информации.
- Оценка подготовленных
таблиц, схем, презентаций.
- Анализ на соответствие
реферата, исследовательского
проекта, публичной презентации.

J____________________ _______<____
14

специфики проявления фактора
конфессиональной и этнической
принадлежности представителей
различных социальных групп в росте
террористической угрозы;
- основы информационно­
психологического воздействия на
социум для формирования
антитеррористического сознания и
поведения населения, механизмов и
последствий экстремизма и
терроризма;
- механизмы и формы участия
институтов гражданского общества в
эффективном противодействии
экстремизму и терроризму;

15



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.