МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД.01. 01 РУССКИЙ ЯЗЫК
Код и наименование профессии:
43.01.09. Повар,кондитер
Квалификация выпускника: Повар, кондитер
Форма обучения: очная
Курс: 1
Семестр: 1,2
2024 г.
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол № 1от «^7» & $ 20
г.
Председатель П(Ц)К
7 Давлятбекова М. М.
Подпись
ФИО
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
Подпись
Шабанова М.М.
ФИО
20/ г.
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОД,01,01, Русский язык
по профессии 43,01,09 Повар, кондитер
Приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 N 1569 (ред. от 17.12.2020)
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по профессии 43.01.09 Повар, кондитер"
(Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2016 N 44898)
•
•
•
•
профиля получаемого образования,
Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный
институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от
17.03.2015 №06-259);
Методических
рекомендаций
по
разработке
рабочих
программ
общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального
образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в
соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2024/2025учебный год.
Разработчик: преподаватель русского языка и литературы первой категории
ГБПОУ РД «ИПК» Мусаева А.М. Лш__
Рецензент: преподаватель русского языка и литературы,первой категории
ГБПОУ РД «ИПК» Давлятбекова М.М г
СОДЕРЖАНИЕ
•
Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной
дисциплины «Русский язык».............................................................................. 4
•
Структура и содержание общеобразовательной дисциплины..................... 8
•
Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины..... 16
•
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины........................................................................................................... 17
•
Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной
дисциплины «Русский язык»
*
дисциплины
Место
в
структуре
основной
профессиональной
образовательной программы
Общеобразовательная дисциплина «Русский язык» является обязательной частью
общеобразовательного цикла образовательной программы СПО в соответствии
с
ФГОС по профессии 43.01.09 Повар, кондитер"
Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
•
Цель общеобразовательной дисциплины
Цель дисциплины «Русский язык»: сформировать у обучающихся знания и умения
в области языка, навыки их применения в практической профессиональной деятельности,
•
Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в
соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК.
Код и наименование
формируемых
компетенций
ОК 04, Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе
и команде
Планируемые результаты освоения дисциплины
Дисциплинарные
Общие
(предметные)
- готовность к саморазвитию,
уметь создавать устные
самостоятельности
и монологические
и
самоопределению;
диалогические
высказывания
-овладение
навыками учебно- различных типов и жанров;
исследовательской.
употреблять языковые средства
проектной
и
социальной в соответствии с речевой
деятельности;
ситуацией
(объем
устных
Овладение универсальными монологических высказываний действиями:
не менее 100 слов, объем
б) совместная деятельность:
диалогического высказывания • понимать
и
использовать не менее 78 реплик); уметь
преимущества
командной
и выступать
публично.
индивидуальной работы;
представлять
результаты
• принимать цели совместной учебно-исследовательской
и
деятельности, организовывать и проектной деятельности;
координировать действия по ее информационнодостижению: составлять план коммуникационные
действий, распределять роли с инструменты и ресурсы для
учетом
мнений
участников решения учебных задач;
обсуждать результаты совместной • сформировать представления
работы;
об аспектах культуры речи:
• координировать и выполнять нормативном, коммуникативном
работу в условиях реального, и этическом; сформировать
виртуального
и системы знаний
о
номах
комбинированного
современного
русского
взаимодействия;
литературного языка и их
• осуществлять
позитивное основных видах (орфоэпические.
стратегическое
поведение
в лексические,
грамматические.
различных ситуациях, проявлять стилистические;
уметь
знание
норм
творчество и воображение, быть применять
инициативным
современного
русского
Овладение
универсальными литературного языка в речевой
корректировать
регулятивными действиями: г) практике,
и
письменные
принятие себя и других людей: устные
• принимать мотивы и аргументы высказывания; обобщать знания
других людей при анализе об
основных
правилах
орфографии
и
пунктуации.
результатов деятельности;
применять
правила
• признавать свое право и право уметь
орфографии и пунктуации в
других людей на ошибки;
• развивать способность понимать практике письма; уметь работать
мир с позиции другого человека; со словарями и справочниками.
в том числе академическими
словарями и справочниками в
электронном формате; - уметь
использовать правила русского
речевого этикета в социальнокультурной,
учебно-научной,
официально- деловой сферах
общения,
в
повседневном
общении.
интернет[коммуникации.
OK 05.
Осуществлять
устную и
письменную
коммуникацию на
государственном
языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста
• сформировать представления о
функциях русского языка в
мире
В
области
эстетического современном
(государственный
язык
воспитания:
• эстетическое отношение к миру, Российской Федерации, язык
общения,
включая эстетику быта, научного и межнационального
технического творчества, спорта, один из мировых языков); о
труда и общественных отношений; русском языке как духовнои
культурной
• способность
воспринимать нравственной
многонационального
различные
виды
искусства. ценности
традиции и творчество своего и народа России; о взаимосвязи
других
народов.
ощущать языка и культуры, языка и
эмоциональное
воздействие истории, языка и личности; об
отражении в русском языке
искусства;
российских
• убежденность в значимости для традиционных
сформировать
личности
и
общества ценностей;
отношение
к
отечественного
и
мирового ценностное
искусства, этнических культурных русскому языку;
знаний
о
традиций и народного творчества; • сформировать
• готовность к самовыражению в признаках текста, его структуре.
разных
видах
искусства, видах информации в тексте;
стремление проявлять качества уметь понимать, анализировать и
комментировать основную
и
творческой личности;
явную
и
Овладение
универсальными дополнительную,
скрытую
(подтекстовую)
действиями:
информацию текстов.
а) общение:
• осуществлять коммуникации во воспринимаемых зрительно и
(или) на слух; выявлять логиковсех сферах жизни;
• распознавать
невербальные смысловые отношения между
в
тексте;
средства
общения,
понимать предложениями
тексты
разных
значение
социальных
знаков. создавать
распознавать
предпосылки функционально-смысловых
тексты
научного,
конфликтных ситуаций и смягчать типов;
публицистического, официальноконфликты;
• развернуто и логично излагать делового стилей разных жанров
свою
точку
зрения
с (объем сочинения не менее 150
использованием языковых средств; слов);
• наличие мотивации к обучению • уметь использовать
ОК 09.
разные
Пользоваться
виды чтения и аудирования,
и личностному развитию;
профессиональной В области ценности научного приемы
информационно-
документацией на познания:
смысловой переработки
государственном и • сформированность
прочитанных и прослушанных
иностранном языках мировоззрения, соответствующего текстов, включая гипертекст,
современному уровню развития графику, инфографику и другое
науки и общественной практики. (объем текста для чтения - 450основанного на диалоге культур, 500 слов; объем прослушанного
способствующего
осознанию или прочитанного текста для
своего места в поликультурном пересказа от 250 до 300 слов);
мире;
уметь
создавать
вторичные
• совершенствование языковой и тексты (тезисы, аннотация, отзыв,
читательской
культуры
как рецензия и другое);
средства взаимодействия между • обобщить знания о языке как
людьми и познания мира;
системе, его основных единицах и
уровнях: обогащение словарного
запаса,
расширение
объема
используемых
в
речи
грамматических
языковых
средств; уметь анализировать
единицы разных уровней, тексты
разных
функциональносмысловых типов.
осознание ценности научной функциональных
разновидностей
деятельности,
готовность языка
(разговорная
речь.
осуществлять
проектную
и функциональные
стили,
язык
исследовательскую
деятельность художественной
литературы),
индивидуально и в группе;
различной жанровой принадлежности;
Овладение
универсальными сформированность представлений о
учебными
познавательными формах существования национального
действиями:
русского языка; знаний о признаках
б)
базовые
исследовательские литературного языка и его роли в
действия:
обществе;
• владеть
навыками
учебно- обобщить знания о функциональных
исследовательской
и
проектной разновидностях языка: разговорной
деятельности, навыками разрешения речи,
функциональных
стилях
проблем;
(научный, публицистический,
• способность и готовность к художественной
литературы;
самостоятельному поиску методов совершенствование
умений
решения
практических
задач. распознавать.
анализировать
и
применению
различных
методов комментировать тексты различных
познания;
функциональных
разновидностей
• овладение видами деятельности по языка
(разговорная
речь,
получению нового знания, его функциональные
стили,
язык
интерпретации, преобразованию и художественной литературы);
применению в различных учебных обобщить знания об изобразительноситуациях, в том числе при создании выразительных средствах русского
учебных и социальных проектов;
языка; совершенствование умений
• формирование научного типа определять
изобразительномышления,
владение
научной выразительные средства языка в тексте
терминологией,
ключевыми
понятиями и методами;
• осуществлять целенаправленный
поиск переноса средств и способов
действия в профессиональную среду
Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины
в т.ч.
1. Основное содержание
в т. ч.:
теоретическое обучение
практические занятия
самостоятельная работа
2. Профессионально ориентированное содержание
(содержание прикладного модуля)
теоретическое обучение
практические занятия
Промежуточная аттестация (экзамен)
Объем в часах
96
96
31
43
12
8
2
6
2
Тематический план и содержание дисциплины
Содержание учебного материала (основное и
Наименование
профессионально- ориентированное),
разделов и тем
лабораторные и практические занятия,
Формируемые
Объем компетенции
часов
прикладной модуль (при наличии)
1
2
Основное содержание
Раздел 1. Язык и речь. Язык как средство общения и форма
существования национальной культуры.
Тема 1.1, Основные Основное содержание
функции языка в Основные функции языка в современном
современном
обществе
3
4
12
ОК 05
ОК 05
2
обществе. Происхождение языка (различные
гипотезы). Язык как естественная и
небиологическая система знаков. Язык и
мышление. Языковая и речевая компетенция.
Социальная природа языка. Этапы культурного
развития языка. Основные принципы русской
орфографии: морфологический, фонетический,
исторический. Реформы русской орфографии
Практические занятия:
Практическая работа. Основные функции языка
2
и формы их реализации в современном обществе
2
Основное содержание
Происхождение русского языка.
ОК 05
2
Индоевропейская языковая семья. Этапы
формирования русской лексики
Заимствования из различных языков как
показатель межкультурных связей.
Признаки заимствованного слова. Этапы
освоения заимствованных слов.
Правописание и произношение заимствованных
слов. Заимствованные слова в профессиональной
лексике. Словарь специальности
Практические занятия:
Практическая работа. Признаки
заимствованного слова. Этапы освоения
заимствованных слов
Тема 1.3. Язык
Основное содержание
Язык как система знаков. Структура языкового знака.
ОК 05
2
как система
знаков
( Злово и его значение. Лексическое и грамматическое
: начение слова. Звук и буква. Уровни языковой системы
II единицы этих уровней. Принципы выделения частей
Iэечи в русском языке
1 Трактические занятия:
IЗрактическая работа. Принципы русской орфографии
Раздел 2. Фонетика, морфология и орфография
2
42
Тема 2.1. Фонетика Основное содержание
и орфоэпия
Фонетика и орфоэпия. Соотношение звука и фонемы,
ОК
04; ОК
05
ОК
04; ОК
05
2
звука и буквы. Чередования звуков: позиционные и
исторические.
Основные
орфоэпические
виды
языковых
норм:
(произносительные
и
акцентологические). Основные правила произношения
гласных, согласных звуков. Характеристика русского
ударения
(разноместное, подвижное).
Орфоэпия и
орфоэпические нормы
Практические занятия:
Практическая работа.
Орфография.
Безударные
4
гласные в корне слова: проверяемые, непроверяемые,
чередующиеся
Тема 2.2.
ОК
04; ОК
05
Основное содержание
Морфемика и
словообразование
Морфемная структура слова. Морфема как единица
2
языка. Классификация морфем: корневые и служебные.
Словообразование. Морфологические способы
словообразования. Неморфологические способы
словообразования. Словообразование и
формообразование.
Практические занятия:
Практическая работа. Правописание звонких и глухих
4
согласных, непроизносимых согласных. Правописание
гласных после шипящих. Правописание Ъ и Ь.
Правописание приставок на -З(-С), ПРЕ-/ПРИ-, гласных
после приставок
Тема 2.3. Имя
существительное
Основное содержание
ОК
04; ОК
05
как часть речи.
Лексико-грамматические разряды существительных:
2
конкретные, абстрактные, вещественные,
собирательные, единичные. Грамматические категории
имени существительного: род, число, падеж.
Склонение имен существительных
Практические занятия:
Практическое занятие. Правописание суффиксов и
2
окончаний имен существительных. Правописание
сложных имен существительных.
Тема 2.4. Имя
ОК
04; ОК
05
Основное содержание
прилагательное как
часть речи.
Лексико-грамматические разряды прилагательных.
2
Разряды прилагательных: качественные,
относительные, притяжательные. Степени сравнения
имен прилагательных. Полная и краткая форма имен
прилагательных. Семантике- стилистические различия
между краткими и полными формами. Грамматические
категории имени прилагательного: род, число, падеж.
Практические занятия:
Практическое занятие. Правописание суффиксов и
2
окончаний имен прилагательных. Правописание
сложных имен прилагательных
Тема 2.5. Имя
ОК
04; ОК
05
Основное содержание
числительное как
часть речи.
Лексико-грамматические разряды имен
2
числительных: количественные, порядковые,
собирательные. Типы склонения имен числительных.
Лексическая сочетаемость собирательных
числительных.
Практические занятия:
Практическая работа. Правописание числительных.
4
Возможности использования цифр. Числительные и
единицы измерения в профессиональной деятельности.
ОК
04; ОК
05
Основное содержание
Тема 2.6.
Местоимение как
часть речи.
Разряды местоимений по семантике: личные,
возвратное, притяжательные, вопросительные,
относительные, неопределенные, отрицательные,
2
указательные, определительные. Дефисное написание
местоимений
Практические занятия:
Практическая работа. Правописание числительных.
2
Правописание местоимений с частицами НЕ и НИ
Тема 2.7. Глагол Основное содержание
ОК
04; ОК
05
как часть речи.
Система грамматических категорий глагола (вид,
2
переходность, залог, наклонение, время, лицо, число,
род). Основа настоящего (будущего) времени глагола и
основа инфинитива (прошедшего времени); их
формообразующие функции
Тема 2.8.
Практические занятия:
Практическая работа. Правописание окончаний и
суффиксов глаголов.
Основное содержание
2
ОК
04; ОК
05
Причастие и
деепричастие как
особые формы
глагола
Действительные и страдательные причастия и
2
способы их образования. Краткие и полные формы
причастий
Практические занятия:
Практическая работа Правописание суффиксов и
2
окончаний глаголов и причастий. Правописание Н и
НН в прилагательных и причастиях. Образование
деепричастий совершенного и несовершенного вида.
Правописание суффиксов деепричастий.
Тема 2.9. Наречие
как часть речи.
Основное содержание .Семантика наречия, его
2
морфологические признаки и синтаксические функции.
Служебные части Разряды наречий по семантике и способам
образования, местоименные наречия. Степени
речи.
сравнении качественных наречий. Разряды предлогов
по семантике, структуре и способам образования.
Разряды союзов по семантике, структуре и способам
образования. Сочинительные и подчинительные союзы
Практические занятия:
Практическая работа. Написание наречий и
соотносимых с ними других частей речи
(знаменательных и служебных). Слова категории
состояния. Правописание производных предлогов и
2
ОК 04;
союзов. Правописание частиц. Правописание частицы
НЕ с разными частями речи. Трудные случаи
1
1
правописание частиц НЕ и НИ
Раздел 3. Синтаксис и пунктуация
18
Тема 3.1. Основные Основное содержание
единицы синтаксиса.
Словосочетание. Сочинительная и подчинительная
связь.
связи
Виды
слов
управление,
согласование,
предложения.
Грамматическая
двусоставного
сказуемого
с
и
двусоставное
основа
простого
предложения.
Согласование
подлежащим.
Односоставные
Неполные
предложения.
Простое
примыкание.
Односоставное
предложения.
нераспространенные
и
Распространенные
2
словосочетании:
в
предложение.
ОК 04;
ОК 05;
ОК 09
ОК
04; ОК
05
предложения
Практические занятия:
Практическая работа. Знаки препинания в простом
предложении. Разбор словосочетаний
содержание.
Тема 3.2
Основное
Второстепенные
предложения
Второстепенные
(определение,
4
члены
2
приложение,
дополнение).
Осложненные
члены предложения. обстоятельство,
предложения. Предложения с однородными членами
и знаки препинания в них. Однородные
неоднородные
определения.
Предложения
обособленными
членами.
Общие
и
с
условия
обособления (позиция, степень распространенности и
др.). Условия обособления определений, приложений,
обстоятельств. Поясняющие и уточняющие члены как
особый вид обособленных членов
Практические занятия:
Практическая работа.
Знаки
препинания
при
однородных членах с обобщающими словами. Знаки
препинания при оборотах с союзом КАК. Разряды
вводных слов и предложений. Знаки препинания при
вводных
словах
и
предложениях,
конструкциях, обращениях
вставных
4
ОК 04:
Тема 3.3. Сложное Основное содержание
ОК
05; ОК
09
предложение
Основные типы сложного предложения по
2
средствам связи и грамматическому значению
(предложения союзные и бессоюзные; сочиненные и
подчиненные). Сложноподчиненное предложение.
Типы придаточных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими
придаточными. Бессоюзные сложные предложения.
Способы передачи чужой речи. Предложения с
прямой и косвенной речью как способ передачи
чужой речи
Практические занятия:
4
Практическая работа. Знаки препинания в
сложносочиненных предложениях. Знаки препинания
в сложноподчиненных предложениях. Знаки
препинания в бессоюзных сложных предложениях.
Знаки препинания в предложения с прямой речью.
Знаки препинания при диалогах. Правила оформления
цитат
8
Прикладной модуль. Раздел 4. Особенности профессиональной
коммуникации.
ОК 04;
ОК 05;
ОК 09
ПК 4.1.;
4.4
Тема 4.1. Язык как Профессионально-ориентированное содержание
профессиональной,
ОК 04;
ОК 05;
ОК 09
социальной и
ПК...
средство
межкультурной
коммуникации.
Практические занятия:
Практическая
работа,
Терминология
и
2
профессиональная лексика. Язык специальности.
Отраслевые терминологические словари
Тема 4.2.
ОК 04;
ОК 05;
ОК 09
Профессионально-ориентированное содержание
Коммуникативный
аспект культуры
ПК...
речи.
Практические занятия: Возможности лексики в
различных функциональных стилях. Проблемы
использования синонимов, омонимов, паронимов.
2
Лексика, ограниченная по сфере использования
(историзмы, архаизмы, неологизмы, диалектизмы,
профессионализмы, жаргонизмы)
Профессионально-ориентированное
Тема 4.3. Деловой
содержание
стиль
ОК 04;
ОК 05;
ОК 09
ПК...
Виды документов. Виды и формы деловой
2
коммуникации. Предмет деловой переписки.
Виды деловых писем. Рекламные тексты в
профессиональной деятельности
Практические занятия:
Практическое занятие. Виды документов в
конкретной специальности.
Самостоятельная работа.
Роль словосочетания в построении предложения.
Односоставные предложения в русском языке:
особенности структуры и семантики.
Синтаксическая роль инфинитива. Предложения
с однородными членами и их функции в
речи.Обособленные члены предложения и их
роль в организации текста.
Структура и стилистическая роль вводных и
вставных конструкций.
Изучение особенностей построения текста разных
функциональных типов.
Составление связного высказывания на заданную
тему, в том числе на лингвистическую
Работа с текстами. Подготовка докладов.
Составление таблиц для систематизации учебного
материала.
Синтаксический анализ словосочетаний и
предложений.
2
12
2
Промежуточная аттестация (Экзамен)
Всего
•
96
Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского
языка.
Эффективность
преподавания
курса
русского
языка
зависит
от
наличия
соответствующего материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями
курса, в первую очередь его многопрофильностью и практической направленностью.
Оборудование учебного кабинета:
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, стендов, схем, плакатов, портретов
выдающихся ученых в языкознания и др.);
• дидактические материалы (задания для контрольных работ, для разных видов
оценочных средств, экзамена и др.);
• технические средства обучения
(персональный
компьютер
с
лицензионным
программным обеспечением; мультимедийный проектор; интерактивная доска, выход в
локальную сеть);
• залы (библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет).
Информационное обеспечение обучения
•
•
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с
момента издания.
•
Рекомендуемые печатные издания по реализации
общеобразовательной
дисциплины представлены в методических рекомендациях по организации обучения.
Основная литература:
1. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб, пособ.
для студ. сред. проф. учеб, заведений. -М., 2021.
2. Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. Русский язык 10-11 классы, 2021
3. Греков В.Ф. Русский язык. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах.
-М.: Просвещение, 2020
4. Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. - М.,
2021.
6. Дейкина А. Д. Русский язык. Учебник для 10-11 классов. - М.: Вербум-М, 2021.
Дополнительная литература:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11
кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2015.
Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. - 4е изд., испр. - М.„ 2006.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. - М., 2005.
Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник
для общеобразоват. Учрежд. - М., 2005.
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. - М., 2005.
Львова С.И. Таблицы по русскому языку. - М., 2003.
Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. - М., 2001.
Солганик Г.Я. От слова к тексту. - М., 1993.
Словари
Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном
русском языке. - СПб., 2012.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. - СПб. 2003.
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность
русской речи. Стилистический словарь вариантов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.,
2011г.
Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание,
произношение, ударение, формы. - М., 2001.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М„ 2005.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2004.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В.
Бурцева. - 3-е изд., стереотипн. - М., 2002.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических
выражений. - 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. - М., 2006.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1992.
Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. М.,2001.
Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. - М., 2005.
Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико
грамматическими формами. -М., 2002.
Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца XX
столетия / Под ред. Т.Н. Скляревской. - М., 2001.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М., 2006.
Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост.
В.В. Бурцева. - М., 2006.
Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь
русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры /
Под ред. Л.Д. Чесноковой. - М., 2000.
Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов
русского языка. - М., 2005.
Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка:
значение и происхождение словосочетаний. - М., 2000.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка:
Происхождение слов. - М., 2000.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова - М., 2000.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Интернет - ресурсы:
•
•
•
•
•
•
http://www.gramota.ru
http://www.uchportal.ru/
http://pedsovet.org/
http://www.rusedu.ru/
http://ru.wikipedia.org
http://globalteka.ru
4.КОНТРОЛБ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
1
Умения /знания
осуществлять речевой самоконтроль;
оценивать
устные
и
письменные
высказывания с точки зрения языкового
оформления, эффективности достижения
поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки
зрения правильности, точности и уместности
их употребления;
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
2
Подготовка и защита рефератов
Устные и письменные упражнения и
задания
Устные и письменные упражнения и
задания;
практические
занятия
тестирования,
а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий
Устные
и письменные упражнения и
проводить лингвистический анализ текстов
различных функциональных стилей и задания;
разновидностей языка;
знать/понимать
связь языка и истории, культуры русского и практические занятия тестирования, а
также выполнения обучающимися
других народов;
индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
смысл понятий: речевая ситуация и ее Пересказ, устная работа с текстом. Устные
компоненты, литературный язык, языковая и письменные упражнения и задания
норма, культура речи; основные единицы и использовать основные виды чтения
уровни языка, их признаки и взаимосвязь (ознакомительно-изучающее,
использовать
основные
виды
чтения ознакомительно-реферативное и др.) в
(ознакомительно-изучающее,
зависимости от коммуникативной задачи;
ознакомительно-реферативное и др.) в
зависимости от коммуникативной задачи;
орфоэпические, лексические,
Устные и письменные упражнения и
грамматические, орфографические и
задания;
практические
занятия
пунктуационные нормы современного
тестирования, а также выполнения
русского литературного языка; нормы
обучающимися индивидуальных заданий
речевого поведения в социально-культурной,
учебно-научной, официально-деловой
сферах общения
извлекать необходимую информацию из Устные и письменные упражнения и
различных источников: учебно-научных задания;
практические
занятия
текстов, справочной литературы, средств тестирования, а также выполнения
массовой информации, в том числе обучающимися индивидуальных заданий
представленных;
создавать
устные
и
письменные Устные и письменные упражнения и
монологические
и
диалогические задания;
высказывания различных типов и жанров в использовать основные виды чтения
учебно-научной (на материале изучаемых (ознакомительно-изучающее,
учебных дисциплин), социально-культурной ознакомительно-реферативное и др.) в
и деловой сферах общения;
зависимости от коммуникативной задачи;
применять в практике речевого общения Устные и письменные упражнения и
основные
орфоэпические,
лексические, задания;
грамматические
нормы
современного использовать основные виды чтения
русского литературного языка;
(ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное и др.) в
зависимости от коммуникативной задачи;
соблюдать
в
практике
письма Диктант Устный и письменный опрос,
орфографические и пунктуационные нормы тестовые задания, контрольное
современного русского литературного языка; тестирование, словарный диктант,
различные письменные задания,
контрольная работа
соблюдать нормы речевого поведения в использовать основные виды чтения
различных сферах и ситуациях общения, в (ознакомительно-изучающее,
том числе при обсуждении дискуссионных ознакомительно-реферативное и др.) в
проблем;
зависимости от коммуникативной задачи;
использовать
основные
приемы различные письменные задания,
информационной переработки устного и контрольная работа
письменного текста;