МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД.01Л0. Основы безопасности и защиты Родины
Код и наименование профессии: 43.01.09.
Повар, кондитер
Квалификация выпускника:
Повар, кондитер
Форма обучения: очно
Курс: 1
2024 г.
ОДОБРЕНО
предметной(цикловой) комиссией
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
Протокол № 1от «30» 08. 2024 г.
Председатель П(Ц)К
0$?^ Мусаева М.М.
Подпись
ФИО
Подпись
Шабанова М.М.
ФИО
2024 г.
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОД.01.10. «Основы
безопасности и защиты Родины» разработана на основе требований:
-Федерального закона от 29.12.2012г.№ 273 -ФЗ об образовании в РФ.
-Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 9 декабря 2016 г. № 1569 (зарегистрировано в Минюсте России 22 декабря
2016 г. № 44898);«Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования по профессии 43.01.09 Повар,
кондитер».
- профиля получаемого образования;
- рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный
институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от
17.03.2015 № 06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ
общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального
образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в
соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2024/2025 учебный год.
___
Разработчик: Рамазанов М.М.
преподаватель ОБЖ, ГБПОУ РД ИПК.
Рецензенты / эксперты:Абдурахманова Г.Б. ГБПОУ РД ИПК.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
305
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
«ОД.01.10. Основы безопасности и защиты Родины»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОД.01.10. Основы безопасности жизнедеятельности»
является обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС по профессии.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01-10
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код ПК, ОК1
ОК 01-10,
Умения
Знания
-организовывать и проводить
мероприятия по защите
работающих и населения от
негативных воздействий
чрезвычайных ситуаций;
-предпринимать
профилактические меры для
снижения уровня опасностей
различного вида и их
последствий в
профессиональной деятельности
и быту;
-использовать средства
индивидуальной и
коллективной защиты от оружия
массового поражения;
-применять первичные средства
пожаротушения;
-применять профессиональные
знания в ходе исполнения
обязанностей военной службы
на воинских должностях в
соответствии с полученной
профессией;
-владеть способами
бесконфликтного общения и
саморегуляции в повседневной
деятельности и экстремальных
условиях военной службы;
-оказывать первую доврачебную
помощь пострадавшим.
-принципы обеспечения
устойчивости объектов экономики,
прогнозирования развития событий и
оценки последствий при
техногенных чрезвычайных
ситуациях и стихийных явлениях, в
том числе в условиях
противодействия терроризму как
серьезной угрозе национальной
безопасности России;
основные виды
потенциальных опасностей и их
последствия в профессиональной
деятельности и быту, принципы
снижения вероятности их
реализации;
основы военной службы и
обороны государства;
задачи и основные
мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от
оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности
и правила безопасного поведения
при пожарах;
организацию и порядок
призыва граждан на военную службу
и поступления на неё в
добровольном порядке;
основные виды вооружения,
военной техники и специального
снаряжения, состоящих на
вооружении (оснащении) воинских
306
подразделений, в которых имеются
военноучетные специальности,
родственные специальностям СПО;
область применения
получаемых профессиональных
знаний при ис
полнении обязанностей военной
службы;
порядок и правила оказания первой
помощи пострадавшим
307
СТРУКТУРА
2.
И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.L Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем учебной дисциплины
39
в т.ч. в форме практической подготовки
вт. ч.:
теоретическое обучение
17
практические занятия
20
самостоятельная работа
Промежуточная аттестация -дифференцированный зачёт
2
308
2.2. Тематический план и содержание учебной
1
2
3
Коды компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
Раздел 1.
Чрезвычайные
ситуации
Содержание учебного материала
1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного
характера.
2. Чрезвычайные ситуации военного времени
3. Оценка последствий чрезвычайных ситуаций
4. Повышение устойчивости функционирования объекта
экономики (ПУФ 09).
5. Защита персонала объекта и населения в чрезвычайных
ситуациях
6. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций в мирное
и военное время
7. МЧС России Единая государственная система
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС).
8. Гражданская оборона
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Особенности военной службы.
2. Воинская обязанность
3. Военнослужащий - защитник своего Отечества.
8
ОК 01-10
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся
Обязат. часть ОП
Раздел 2.
Основы
военной
1
1
1
1
1
1
1
1
12
8
2
2
2
службы
4. Символы воинской чести.
5. Боевые традиции Вооруженных Сил России.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 3.
Содержание учебного материала
Основы
1 Оказание первой помощи пострадавшим.
медицинских
В том числе практических занятий и лабораторных работ
знаний
Самостоятельная работа обучающихся
Примерный перечень практических/лабораторных работ:
1. Определение первичных и вторичных поражающих факторов ЧС
природного и техногенного характера.
1
1
6
1
1
2
2. Разработка мероприятия по повышению устойчивости
функционирования объектов экономики (ОЭ).
3. Выполнение технического рисунка «План эвакуации».
4. Организация деятельности штаба ГО объекта
5. Анализ и применение на практике знаний Конституции РФ. Федеральных
законов «Об обороне». «О статусе военнослужащих», «О воинской
обязанности и военной службе».
6. Определить показатели понятий «патриотизм» и «верность воинскому
долгу», как основных качества защитника Отечества
Промежуточная аттестация
Всего:
2
39
310
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда, оснащенный
оборудованием: доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по
числу обучающихся), шкафами для хранения муляжей (инвентаря), раздаточного
дидактического материала и др.; техническими средствами компьютером, средствами
аудиовизуализации,
мультимедийным
проектором;
наглядными
пособиями
(натуральными образцами продуктов, муляжами, плакатами, DVD фильмами,
мультимедийными пособиями).
3.2
Информационное обеспечение обучения
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При
формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее
одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в
качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные и электронные издания
1.
Безопасность жизнедеятельности: учебник и практикум для среднего
профессионального образования/ С. В. Абрамова [и др.]; под общей редакцией
В. П. Соломина. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 399 с. — (Профессиональное
образование).— ISBN 978-5-534-02041-0. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489702 (дата обращения:
17.01.2022).
2.
Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды
(техносферная безопасность) в 2 ч. Часть 2 : учебник для среднего профессионального
образования / С. В. Белов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,
2022. — 362 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-9964-8. — Текст :
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://urait.ru/bcode/492045 (дата обращения: 17.01.2022).
3.
Беляков, Г. И. Основы обеспечения жизнедеятельности и выживание в
чрезвычайных ситуациях: учебник для среднего профессионального образования /
Г. И. Беляков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. —
354 с.— (Профессиональное образование).— ISBN 978-5-534-03180-5. — Текст :
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://urait.ru/bcode/491016 (дата обращения: 17.01.2022).
4.
Бурашников, Ю. М. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда на
предприятиях пищевых производств : учебник для спо / Ю. М. Бурашников, А. С.
Максимов. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 496 с. — ISBN 978-5-8114-6480-7.—
Текст: электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/148021 (дата обращения: 14.12.2020). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.
5.
Каракеян, В. И. Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для
среднего профессионального образования / В. И. Каракеян, И. М. Никулина. — 3-е изд.,
перераб. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2022.— 313 с.— (Профессионалы^
образование). — ISBN 978-5-534-04629-8. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489671 (дата обращения:
17.01.2022).
6.
Косолапова, Н. В. Безопасность жизнедеятельности: учебник для СПО / Э.А.
Арустамов, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов. - Москва: Академия, 2020. 208 с.
7.
Курбатов, В. А. Безопасность жизнедеятельности. Основы чрезвычайных
ситуаций : учебное пособие для СПО / В. А. Курбатов, Ю. С. Рысин, С. Л. Яблочников. —
Саратов : Профобразование, 2020. — 121 с. — ISBN 978-5-4488-0820-3. — Текст :
электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО
РЯОРобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/93574
8.
Михаилиди, А. М. Безопасность жизнедеятельности и охрана труда на
производстве : учебное пособие для СПО / А. М. Михаилиди. — Саратов, Москва :
Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2021. — 111 с. — ISBN 978-5-4488-0964-4, 978-54497-0809-0. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной
среды СПО РВОГобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/100492
9.
Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для СПО / Н.В.
Косолапова, Н.А. Прокопенко. - Москва: Академия, 2021. - 368 с.
10.
Суворова, Г. М. Методика обучения безопасности жизнедеятельности :
учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. М. Суворова,
В. Д. Горичева.— 2-е изд., испр. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2022.—
212 с.— (Профессиональное образование).— ISBN 978-5-534-09079-6. — Текст :
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://urait.ru/bcode/491731 (дата обращения: 17.01.2022).
3.2.2. Дополнительные источники
1.
Официальный сайт МЧС РФ [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.mchs.gov.ru/.
2.
Университетская информационная система «РОССИЯ» [Электронный
ресурс]. - URL: https://uisrussia.msu.ru/
3.
Федеральная государственная информационная система «Национальная
электронная библиотека» [Электронный ресурс]. - URL: https://rusneb.ru/
4.
Энциклопедия безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]. URL: http://bzhde.ru/
312
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Правильность,
полнота выполнения
заданий,точность
формулировок,
точность
расчетов,
соответствие
требованиям
Адекватность,
оптимальность выбора
способов действий,
методов, техник,
последовательностей
действий и т.д.
Точность оценки,
самооценки
выполнения
Соответствие
требованиям
инструкций,
регламентов
Рациональность
действий и т.д.
Текущий контроль:
экспертная
оценка
демонстрируемых
умений,
выполняемых
действий, защите
отчетов по
практическим
занятиям;
оценка
заданий для
самостоятельной
работы,
Промежуточная
аттестация;
экспертная
оценка выполнения
практических
заданий на зачете
Полнота ответов,
точность формули
ровок, не менее 75%
Текущий контроль
при проведении:
Освоенные умения:
организовывать
и
проводить
мероприятия по защите работающих и
населения от негативных воздействий
чрезвычайных ситуаций;
-предпринимать профилактические меры
для снижения уровня опасностей
различного вида и их последствий в
профессиональной деятельности и быту;
-использовать средства индивидуальной
и коллективной защиты от оружия
массового поражения;
-применять
первичные
средства
пожаротушения;
-применять профессиональные знания в
ходе исполнения обязанностей военной
службы на воинских должностях в
соответствии с полученной профессией;
-владеть способами бесконфликтного
общения
и
саморегуляции
в
повседневной
деятельности
и
экстремальных
условиях
военной
службы;
-оказывать первую доврачебную помощь
пострадавшим.
Знания:
принципы обеспечения устойчивости
объектов экономики, прогнозирования
развития событий и оценки последст-
письменного/устного
313
вий при техногенных чрезвычайных
ситуациях и стихийных явлениях, в том
числе в условиях противодействия
терроризму
как
серьезной
угрозе
национальной безопасности России;
основные виды потенциальных
опасностей и их последствия в
профессиональной деятельности и быту,
принципы снижения вероятности их
реализации;
основы военной
службы и
обороны государства;
задачи и основные мероприятия
гражданской обороны;
способы защиты населения от
оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и
правила безопасного поведения при
пожарах;
организацию и порядок призыва
граждан
на военную
службу
и
поступления на неё в добровольном
порядке;
основные
виды
вооружения,
военной техники
и
специального
снаряжения, состоящих на вооружении
(оснащении) воинских подразделений, в
которых
имеются
военно-учетные
специальности,
родственные
специальностям СПО;
область применения получаемых
профессиональных
знаний
при
исполнении
обязанностей
военной
службы;
порядок и правила оказания
первой помощи пострадавшим
правильных ответов.
Не менее 75%
правильных ответов.
Актуальность темы,
адекватность
результатов
поставленным целям,
полнота ответов,
точность
формулировок,
адекватность
применения
профессиональной
терминологии
опроса;
-тестирования;
-оценка результатов
самостоятельной
работы (докладов,
рефератов,
теоретической части
проектов, учебных
исследований и т.д.)
Промежуточная
аттестация
в форме
дифференцированно
го зачета в виде:
-письменных/
устных ответов,
-тестирования
314
315