МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД
ГБПОУ РД «Индустриально-промышленный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД. 02.03 Информатика
Код и наименование профессии:
43.01.09 Повар, кондитер
Квалификация выпускника:
Повар, кондитер
Форма обучения:
очная
Курс: 1
Семестр:
1,2
2024 г.
1
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол № / от «/Р » & S
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
2024 г.
Шабанова М.М.
ФИО
Председатель П(Ц)К
Подпись
инь
2024 г.
одпись
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОД.
02.03. Информатика по профессии: 43.0Е09 Повар, кондитер разработана
на основе требований:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по профессии :43.0L09. Повар, кондитер
входящей в состав укрупненной группы УГС 43.00.00. «Сервис и туризм» ,
утвержденного приказом Минобрнауки России от 9.12.2016 №1569);с учетом
требований профессионального стандарта Повар, кондитер утвержденного
приказом Министерства образования и науки зарегистрированного Мини
стерством РФ от 22.12.2016г № 44898
Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобра
зовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной профессио
нальной образовательной программы среднего профессионального образова
ния (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального образо
вания Министерства образования и науки Республики Дагестан
в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации
на 2024/2025 учебный год.
Разработчик: Магомедов Т.М. преподаватель
Рецензенты: Мусаева П. А. преподаватель
ГБПОУ РД ИПК.
ГБПОУ РД ИПК.
2
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИ
ПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4
5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
14
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВО
ЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
16
3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД. 02. 03 Информатика
1.1. Область программы
Программа применяется при изучении дисциплины ОД. 02.03 Информатика в
рамках профессии: 43.01.09 «Повар, кондитер»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образо
вательной программы: дисциплина входит в математический и общий
естественнонаучный цикл. Организационно курс построен как сочетание
лекционной, практической аудиторной (класс ЭВМ) и практической само
стоятельной частей, направленных на достижение следующих целей.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:
Целью курса является:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики
в формирование научной картины мира, роль информационных про
цессов в обществе, биологических и технических системах,
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать
информационные модели реальных объектов и процессов, используя
при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин,
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей путем освоения и использования методов информатики
и средств ИКТ при изучении других дисциплин,
- изучение структуры и содержания потоков информации, виды и
принципы информационного поиска и носителей информации,
- знакомство с классификацией социальных технологий,
- рассмотрение перспектив внедрения электронных информационных
систем в социальную сферу,
- научиться использовать существующее прикладное ПО для обработ
ки информации в профессиональной деятельности.
Кроме того, в рамках данного курса должен быть приобретен практи
ческий опыт обращения с базовыми системными программными продуктами
и пакетами прикладных программ.
В результате изучения курса должны быть получены самые необходимые
сведения по важнейшим вопросам теории и практики информации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать базовые системные программные продукты;
- использовать прикладное программное обеспечение общего назначе
ния для обработки текстовой, графической, числовой информации;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
4
- основные понятия автоматизированной обработки информации, об
щий состав и структуру персональных электронно-вычислительных
машин (ЭВМ) и вычислительных систем;
- базовые системные программные продукты и пакеты прикладных
программ для обработки текстовой, графической, числовой и таблич
ной информации.
Код
ПК, ОК
ПК 6.1-6.4
ОК 1-7, 911
Умения
• пользоваться современными
средствами связи и оргтехни
кой;
• обрабатывать текстовую и
табличную информацию;
• использовать технологии
сбора, размещения, хранения,
накопления, преобразования
и передачи данных в профес
сионально ориентированных
информационных системах;
• использовать в профессио
нальной деятельности раз
личные виды программного
обеспечения,
• применять компьютерные и
телекоммуникационные
средства;
• обеспечивать информацион
ную безопасность;
• применять антивирусные
средства защиты информа
ции;
• осуществлять поиск необхо
димой информации
Знания
• основные понятия автомати
зированной обработки ин
формации;
• общий состав и структуру
персональных компьютеров
и вычислительных систем;
• базовые системные про
граммные продукты в обла
сти профессиональной дея
тельности;
• состав, функции и возмож
ности использования ин
формационных и телеком
муникационных технологий
в профессиональной дея
тельности;
• методы и средства сбора,
обработки, хранения, пере
дачи и накопления инфор
мации;
• основные методы и приемы
обеспечения информацион
ной безопасности
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисципли
ны:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 156 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 156 часа;
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лекции
практические занятия
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
Объем часов
156
156
82
72
2
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов
и тем
1
Раздел 1.
Информационная дея
тельность человека.
Тема 1.1
Основные этапы разви
тия информационного
общества.
Тема 1.2
Этнические и правовые
нормы информационной
деятельности людей.
Информационная без
опасность.
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, Объем Уровень
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
часов освоения
2
3
4
12
Эволюция информатики как науки. Понятие информатики. Этапы развития
информационного общества. Его информатизация. Этапы развития техниче
ских средств и информационных ресурсов.
6
1
Право собственности на информационный продукт: право распоряжения,
право владения, право использования. Правовое регулирование в информа
ционной деятельности людей. Роль государства в правовом регулировании.
Закон РФ «Об информации информатизации и защите информации» как
юридическая основа гарантий прав граждан на информацию. Проблемы,
стоящие перед законодательными органами в части правового обеспечения
информационной деятельности человека. Понятия этики. Этнические нормы
информационной деятельности. Формы внедрения этнических норм. Поня
тия информационная безопасности. Понятия информационной среды. Ос
новные цели информационной безопасности. Источники, виды информаци
онных угроз, и их характеристики.
6
1
Понятия информация. Понятие данных. Сопоставление этих понятий. Свой
ства информации, актуальность, достоверность, доступность, понятность,
полнота, репрезентативность, адекватность, их характеристика. Рассмотре
ние перечисленных свойств на примерах из окружающей жизни. Понятие
34
/
Раздел 2.
Информация и информа
ционные процессы.
Тема 2.1
Информация, свойства
информации, признаки
информации.
ОД. 02.03 Информатика
4
1
7
Тема 2.2
Виды информации и
формы представления.
Тема 2.3
Передача информации,
информационные про
цессы. Кодирование ин
формации.
Тема 2.4
Измерение количества
информации. Системы
счисления информации.
Перевод чисел из десяте
ричной системы счисле
ния в любую другую.
Тема 2.5
Информационное обще
ство.
выборка данных. Рассмотрение примеров геинформационных систем с точки
зрения свойств информации. Адресность информации. Признаки информа
ции, их классификация. Получение информации.
Виды информации и формы представления. Информация, воспринимаемая
2
человеком. Информация, воспринимаемая вычислительной техникой. Си
стема счисления. Представление в компьютере числовой информации. Пред
ставление в компьютере нечисловой информации.
Определение сообщение, сигнал, данные. Процесс передачи информации:
6
источник сообщения, передатчик, линия связи, приемник, потребитель со
общения, источник помех. Системы передачи сообщений. Обработка ин
формации. Информационный процесс. Задача сбора, обмена, хранения и об
работки информации в информационном процессе. Определение код, коди
рование, язык, перекодирование, декодирование, бит, байт. Двоичное коди
рование. Кодирование чисел, текстовой информации, графической и звуко
вой информации, кодирование изображения.
Понятие количество информации. Измерение целесообразности информа
2
ции. Измерение полезности информации. Определение тезаурус, интерпре
татор. Система счисления. Виды систем счисления информации. Единицы
измерения информации. Перевод чисел из десятеричной системы счисления
в любую другу.
Роль и характеристика информационных революций. Краткая характеристи 6
ка ЭВМ и связь с информационной революцией. Характеристика индустри
ального общества. Определение информационное общество. Характеристика
информационного общества. Понятие информатизации. Информатизация как
процесс преобразования индустриального общества в информационное. Ин
формационная культура. Компьютерная грамотность. Вредоносные про
граммы.
2
2
2
1
8
Тема 2.6
Информационные техно
логии. Информационные
ресурсы.
Тема 2.7
Информационная мо
дель. Информационный
объект.
Раздел 3.
Средства информацион
ных и коммуникацион
ных технологий.
Тема 3.1
Аппаратное обеспечение
компьютера.
Определение технология, информационная технология, информационно
6
коммуникационная технология. Сопоставление материальной и информаци
онной технологий. Инструментарий информационной технологии. Инфор
мационные технологии и информационные системы. История развития ин
формационной технологии. Основные свойства информационной техноло
гии. Основные виды ресурсов. Понятие информационного ресурса, инфор
мационного продукта. Рынок информационных продуктов. Информацион
ный ресурс как главный стратегический ресурс страны. Как отражается пра
вильное использование информационных ресурсов на развитии общества.
Понятие объекта (оригинала, прототипа) исследования. Понятие модели
8
объекта. Роль цели при создании модели. Понятие информационной модели
объекта. Понятие адекватности информационной модели. Методы оценки
адекватности модели оригиналу. Рассмотрение и анализ адекватности, об
щих и отличительных свойств нескольких информационных моделей, полу
ченных благодаря заданию разных целей исследования одного и того же
объекта. Сопоставление реального и информационного миров. Роль цели при
таком сравнении. Понятие информационного объекта. Информационные
объекты в окружающем реального мире. Информационные объекты, суще
ствующие в компьютерной среде, формы их представления и возможные
действия с ними на примерах.
16
1
1
■
Система, компоненты, взаимодействие компонентов. Информационное вза
имодействие в системе. Организация компьютерной системы. Архитектура
компьютера. Общая структура и состав персонального компьютера. Маги
страль: шина данных, шина адреса и шина управления. Назначение и функ
ции периферийных устройств компьютера. Внешние запоминающие устрой
ства. Устройства ввода информации: клавиатура, манипуляторы, сенсорные
4
1
9
экраны, сканеры. Устройства вывода информации. Мониторы и видеоадап
теры. Печатающие устройства. История развития вычислительной техники.
Тема 3.2
Виды программного обеспечения. Операционные системы: назначение, со
4
Программное обеспече
став, загрузка. Знакомство с принципами работы в различных операционных
ние компьютера.
системах (Ms DOS, Windows, Linux). Файл и файловая система. Работа с
файловой системы в различных ОС. Архивирование информации. Алгорит
мы и методы архивации. Защита и резервирование информации. Методы
обеспечения безопасности. Антивирусная защита. Резервирование информа
ции. Компьютер и здоровье.
Тема 3.3
Организация компьютерных информационных сетей. Определение: компью 2
Организация компью
терная сеть, концентратор, рабочая станция, сервер, клиент. Локальная сеть
терных сетей. Локальные (одноранговые, сеть с выделенным сервером). Корпоративная сеть. Тополо
сети. Топология сетей.
гия сети. Виды топологий.
Тема 3.4
Определение защита информации. Методы защиты информации: правовые,
2
Основы и методы защи организационные, инженерно-технические. Антивирусная защита. Компью
ты информации.
терные вирусы. Классификация компьютерных вирусов. Резервирование ин
формации.
Тема 3.5
Алгоритмы и программирование. Понятие алгоритма. Алгоритм и его свой 4
Алгоритмы и програм
ства. Формальное исполнение алгоритма. Основные типы алгоритмических
мирование.
структур. Эквивалентность алгоритмических моделей. Построение алгорит
мов. Примеры построения блок-схем алгоритмов. Языки программирования.
Развитие языков программирования. Основные принципы структурного про
граммирования. Программы, управляющие событиями.
Раздел 4.
94
Технологии создания и
преобразования инфор
мационных объектов.
Тема 4.1
Представление об информационной системе. Понятие разомкнутой и за
2
Понятие об информаци мкнутой информационной системы. Классификация информационных си
онных системах. Класси стем. Типовые обеспечивающие подсистемы информационной системы.
фикация информацион-
3
1
1
1
2
10
ных систем. Информаци
онно-коммуникационные
технологии.
Тема 4.2
Обзор современных программ для создания и обработки текста. Интер 2
Технологии создания и
фейса среды текстового процессора Word. Понятие форматирования объекта
обработки текстовой ин текстового документа. Форматы бумаги, используемы для печати текстовых
формации.
документов. Текстовый редактор Word. Назначение, форматирование и ре
дактирование, основные функции и возможности. Использование буфера
обмена. Вставка символов. Вставка формул в документ. Создание шаблона
документа. Колонтитулы. Колонки. Проверка орфографии. Стили оформле
ния. Способы создания таблиц. Поиск и замена текста. Гиперссылка.
Практические занятия:
20
1. Ввод, редактирование и сохранение документа в Word.
2. Копирование и перемещение контекста, поиск и замена контекста,
проверка правописания, просмотр и печать документа в Word.
3. Форматирование символов, абзацев, страниц. Списки, границы и
заливка, использование и создание стилей, табуляторы, колонки в
Word.
4. Создание и обработка графических объектов, вставка рисунков из
файла, создание текстовых эффектов в Word.
5. Создание и редактирование таблиц, вычисления в таблицах в
Word.
6. Использование тезауруса, автозамена, обмен данными между при
ложениями, запись математических формул, использование шаб
лонов в Word.
Тема 4.3
Понятие электронной таблицы. Общая характеристика интерфейса MS Excel. 4
Технология обработки
Технология ввода данных. Создание последовательности дат. Создание чис
табличной информации. ловой последовательности. Быстрое копирование данных с помощью автоза
полнителя. Формулы, функции, мастер функций. Форматирование данных.
Печать готовой таблицы. Шаблоны, входящие в состав MS Excel. Графиче
ские возможности MS Excel.
3
■
•
■ .
3
11
Тема 4.4
Технология создания
мультимедийной инфор
мации.
Тема 4.4
Система управления баз
данных Access.
Практические занятия:
1. Ввод и форматирование данных в Excel.
2. Работа с формулами в Excel.
3. Основные встроенные функции Microsoft Excel.
4. Построение диаграмм в Excel.
5. Организация данных в табличном процессоре Excel.
6. Изучение табличного процессора Excel. Создание формул.
7. Решение задач табулирования функций и построение их графиков
в табличном процессоре Excel.
Обработка данных в табличном процессоре Excel.
Определение мультимедиа. Использование мультимедиа в различных сферах
деятельности. Офисная программа Power Point. Назначение программы Pow
er Point.
Практические занятия:
1. Создание презентации Power Point.
2. Использование графических объектов, звуков фильмов в презентации
Power Point.
3. Создание фотоальбома в Power Point.
4. Добавление гиперссылок, создание и использование управляющих
кнопок в Power Point.
5. Изменение презентации, показ презентации, подготовка презентации к
доставке по Интернету, формирование раздаточного материала. Изме
нение образцов слайдов и цветовых схем в Power Point.
Основные понятия Microsoft Access. Базы данных. Обобщенная технология
работы с Базой данных. Выбор СУБД для создания системы автоматизации.
Категории баз данных. Разновидности баз данных. Основы интерфейса Mi
crosoft Access. Основные элементы интерфейса. Типы объектов входящих в
состав БД Microsoft Access: таблицы, запросы, формы, отчеты, страницы,
макросы, модули. Основы проектирования баз данных в среде Microsoft Ac
cess. Проектирования БД.
Практические занятия:
1. Технология разработки баз данных. Операции с данными в таблице в
Access.
2. Использование фильтра для отбора данных в таблице. Создание и ис
пользование форм в Access.
22
4
3
22
8
3
8
' ■ ■■ .
' ~ -
12
3. Создание и использование запросов и отчетов в Access.
4. Создание web-страниц доступа к данным. Автоматизация выполнения
задач обработки данных. Использование модулей в Access.
5. Создание кнопок с помощью мастера. Связь между таблицами и це
лостность данных в Access.
6. Создание базы данных. Операции с таблицами в Access.
7. Модификация базы данных. Работа с данными при помощи запросов в
Access.
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
Всего:
2
156
13
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспече
нию
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Информатики и информационных технологий»; лаборатория «Информаци
онных технологий»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- методические рекомендации для выполнения самостоятельной аудитор
ной и внеаудиторной самостоятельной работы;
- методические рекомендации для выполнения практических работ;
- перечень теоретических вопросов и практических заданий для подготовки
к зачету;
- варианты заданий к зачету по дисциплине «Информатика».
- программные продукты.
Технические средства обучения:
- компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
- доступ к локальной и глобальной сети.
Консультации - формы проведения консультаций (групповые, индивидуаль
ные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.
А)групповые
Примерная тематика
Работа в Microsoft office
Б) индивидуальные консультации проводятся по мере необходимости
Примечание: консультации проводятся по мере изучения соответствующих
разделов и тем учебной дисциплины за счет консультационного фонда.
14
3.3. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литерату
ры
Основная литература:
1. Симонович С. В. Общая информатика - СПб., 2019.
2. Макарова Н. В. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник 10 кл.
- СПб., 2020.
3. Макарова Н. В. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник 11 кл.
-СПб., 2019.
4. Фиошин М. Е., Ресин А.А., Юнусов С. М. Информатика и ИКТ. Часть 1.
Профильный уровень. Учеб, для общеобразоват. учреждений 10-11 кл. М.,2019.
5. Фиошин М. Е., Ресин А.А., Юнусов С. М. Информатика и ИКТ. Часть 2.
Профильный уровень. Учеб, для общеобразоват. учреждений 10-11 кл. М, 2019.
Дополнительная литература:
1. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник 10 кл.
-М.,2019.
2. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник 11 кл.
-М.,2019.
3. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень. Учебник
Юкл.-М., 2020.
4. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень. Учебник
И кл.-М, 2019.
Ресурсы сети Интернет:
http://fcior.edu.ru (ресурсы для открытой мультимедиа среды).
2. http://infoschool.narod.ru (содержит различные методические материа
лы, статьи, учебники, материалы к урокам, программное обеспечение,
полезные ссылки и др. из области информатики и информационных
технологий).
3. http://schools.tsu.ru/~wawlasov (сборник нормативных материалов по
информатике и информационным технологиям).
4. http://www.openclass.ru (портал - открытый класс; информация по раз
личным интересам).
1.
15
1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИ
ПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования,
а также выполнения обучающимися самостоятельных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)
Умения:
- использовать информационные
ресурсы для поиска и хранения ин
формации;
- использовать информационно
коммуникативные технологии в
профессиональной деятельности;
- обрабатывать текстовую и таблич
ную информацию;
- использовать деловую графику и
мультимедиа-информацию;
- применять антивирусные средства
защиты информации;
- читать (интерпретировать) интер
фейс специализированного про
граммного обеспечения, находить
контекстную помощь, работать с
документацией;
- применять специализированное
программное обеспечение для сбо
ра, хранения и обработки банков
ской информации в соответствии с
изучаемыми
профессиональными
модулями;
- пользоваться автоматизированны
ми системами делопроизводства со
здавать презентации;
- применять методы и средства за
щиты банковской информации;
- осуществлять информационное
обеспечение товародвижения;
Знать:
Формы и методы контроля и оцен
ки результатов обучения
Текущий контроль:
- защита результатов самостоятельной
работы;
- защита практической работы;
- зачет.
16
- основные методы и средства обра
ботки, хранения, передачи и накоп
ления информации;
- назначение, состав, основные ха
рактеристики компьютера;
- назначение и принципы использо
вания системного и прикладного
программного обеспечения;
- технологию поиска информации в
Интернет;
- основные компоненты компью
терных сетей, принципы пакетной
передачи данных, организацию
межсетевого взаимодействия;
- принципы защиты информации от
несанкционированного доступа;
- правовые аспекты использования
информационных технологий и
программного обеспечения;
- основные понятия автоматизиро
ванной обработки
информации;
- направления автоматизации бух
галтерской и коммерческой дея
тельности
назначение, принципы организации
и эксплуатации бухгалтерских ин
формационных систем;
- основные угрозы и методы обес
печения информационной безопас
ности.
Методы контроля:
- фронтальный устный опрос;
- тестирование;
- защита рефератов;
- защита самостоятельных заданий;
- зачет.
17