ОД. 02.03 Информатика 2024

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД
ГБПОУ РД «Индустриально-промышленный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОД. 02.03 Информатика

Код и наименование профессии:
43.01.09 Повар, кондитер

Квалификация выпускника:
Повар, кондитер

Форма обучения:

очная

Курс: 1

Семестр:

1,2

2024 г.

1

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол № / от «/Р » & S

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР

2024 г.
Шабанова М.М.
ФИО

Председатель П(Ц)К

Подпись

инь
2024 г.

одпись

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОД.
02.03. Информатика по профессии: 43.0Е09 Повар, кондитер разработана
на основе требований:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по профессии :43.0L09. Повар, кондитер
входящей в состав укрупненной группы УГС 43.00.00. «Сервис и туризм» ,
утвержденного приказом Минобрнауки России от 9.12.2016 №1569);с учетом
требований профессионального стандарта Повар, кондитер утвержденного
приказом Министерства образования и науки зарегистрированного Мини­
стерством РФ от 22.12.2016г № 44898
Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобра­
зовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной профессио­
нальной образовательной программы среднего профессионального образова­
ния (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального образо­
вания Министерства образования и науки Республики Дагестан
в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации
на 2024/2025 учебный год.

Разработчик: Магомедов Т.М. преподаватель

Рецензенты: Мусаева П. А. преподаватель

ГБПОУ РД ИПК.

ГБПОУ РД ИПК.

2

СОДЕРЖАНИЕ

стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИ­

ПЛИНЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

14

ДИСЦИПЛИНЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВО­
ЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД. 02. 03 Информатика
1.1. Область программы
Программа применяется при изучении дисциплины ОД. 02.03 Информатика в
рамках профессии: 43.01.09 «Повар, кондитер»

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образо­
вательной программы: дисциплина входит в математический и общий
естественнонаучный цикл. Организационно курс построен как сочетание
лекционной, практической аудиторной (класс ЭВМ) и практической само­
стоятельной частей, направленных на достижение следующих целей.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:
Целью курса является:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики
в формирование научной картины мира, роль информационных про­
цессов в обществе, биологических и технических системах,
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать
информационные модели реальных объектов и процессов, используя
при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин,
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей путем освоения и использования методов информатики
и средств ИКТ при изучении других дисциплин,
- изучение структуры и содержания потоков информации, виды и
принципы информационного поиска и носителей информации,
- знакомство с классификацией социальных технологий,
- рассмотрение перспектив внедрения электронных информационных
систем в социальную сферу,
- научиться использовать существующее прикладное ПО для обработ­
ки информации в профессиональной деятельности.
Кроме того, в рамках данного курса должен быть приобретен практи­
ческий опыт обращения с базовыми системными программными продуктами
и пакетами прикладных программ.
В результате изучения курса должны быть получены самые необходимые
сведения по важнейшим вопросам теории и практики информации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать базовые системные программные продукты;
- использовать прикладное программное обеспечение общего назначе­
ния для обработки текстовой, графической, числовой информации;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
4

- основные понятия автоматизированной обработки информации, об­
щий состав и структуру персональных электронно-вычислительных
машин (ЭВМ) и вычислительных систем;
- базовые системные программные продукты и пакеты прикладных
программ для обработки текстовой, графической, числовой и таблич­
ной информации.
Код
ПК, ОК
ПК 6.1-6.4
ОК 1-7, 911

Умения
• пользоваться современными
средствами связи и оргтехни­
кой;
• обрабатывать текстовую и
табличную информацию;
• использовать технологии
сбора, размещения, хранения,
накопления, преобразования
и передачи данных в профес­
сионально ориентированных
информационных системах;
• использовать в профессио­
нальной деятельности раз­
личные виды программного
обеспечения,
• применять компьютерные и
телекоммуникационные
средства;
• обеспечивать информацион­
ную безопасность;
• применять антивирусные
средства защиты информа­
ции;
• осуществлять поиск необхо­
димой информации

Знания
• основные понятия автомати­
зированной обработки ин­
формации;
• общий состав и структуру
персональных компьютеров
и вычислительных систем;
• базовые системные про­
граммные продукты в обла­
сти профессиональной дея­
тельности;
• состав, функции и возмож­
ности использования ин­
формационных и телеком­
муникационных технологий
в профессиональной дея­
тельности;
• методы и средства сбора,
обработки, хранения, пере­
дачи и накопления инфор­
мации;
• основные методы и приемы
обеспечения информацион­
ной безопасности

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисципли­
ны:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 156 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 156 часа;

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лекции
практические занятия
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

Объем часов

156
156
82
72

2

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов
и тем
1

Раздел 1.
Информационная дея­
тельность человека.

Тема 1.1
Основные этапы разви­
тия информационного
общества.
Тема 1.2
Этнические и правовые
нормы информационной
деятельности людей.
Информационная без­
опасность.

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, Объем Уровень
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
часов освоения
2
3
4
12

Эволюция информатики как науки. Понятие информатики. Этапы развития
информационного общества. Его информатизация. Этапы развития техниче­
ских средств и информационных ресурсов.

6

1

Право собственности на информационный продукт: право распоряжения,
право владения, право использования. Правовое регулирование в информа­
ционной деятельности людей. Роль государства в правовом регулировании.
Закон РФ «Об информации информатизации и защите информации» как
юридическая основа гарантий прав граждан на информацию. Проблемы,
стоящие перед законодательными органами в части правового обеспечения
информационной деятельности человека. Понятия этики. Этнические нормы
информационной деятельности. Формы внедрения этнических норм. Поня­
тия информационная безопасности. Понятия информационной среды. Ос­
новные цели информационной безопасности. Источники, виды информаци­
онных угроз, и их характеристики.

6

1

Понятия информация. Понятие данных. Сопоставление этих понятий. Свой­
ства информации, актуальность, достоверность, доступность, понятность,
полнота, репрезентативность, адекватность, их характеристика. Рассмотре­
ние перечисленных свойств на примерах из окружающей жизни. Понятие

34

/

Раздел 2.
Информация и информа­
ционные процессы.
Тема 2.1
Информация, свойства
информации, признаки
информации.

ОД. 02.03 Информатика

4

1

7

Тема 2.2
Виды информации и
формы представления.
Тема 2.3
Передача информации,
информационные про­
цессы. Кодирование ин­
формации.

Тема 2.4
Измерение количества
информации. Системы
счисления информации.
Перевод чисел из десяте­
ричной системы счисле­
ния в любую другую.
Тема 2.5
Информационное обще­
ство.

выборка данных. Рассмотрение примеров геинформационных систем с точки
зрения свойств информации. Адресность информации. Признаки информа­
ции, их классификация. Получение информации.
Виды информации и формы представления. Информация, воспринимаемая
2
человеком. Информация, воспринимаемая вычислительной техникой. Си­
стема счисления. Представление в компьютере числовой информации. Пред­
ставление в компьютере нечисловой информации.
Определение сообщение, сигнал, данные. Процесс передачи информации:
6
источник сообщения, передатчик, линия связи, приемник, потребитель со­
общения, источник помех. Системы передачи сообщений. Обработка ин­
формации. Информационный процесс. Задача сбора, обмена, хранения и об­
работки информации в информационном процессе. Определение код, коди­
рование, язык, перекодирование, декодирование, бит, байт. Двоичное коди­
рование. Кодирование чисел, текстовой информации, графической и звуко­
вой информации, кодирование изображения.
Понятие количество информации. Измерение целесообразности информа­
2
ции. Измерение полезности информации. Определение тезаурус, интерпре­
татор. Система счисления. Виды систем счисления информации. Единицы
измерения информации. Перевод чисел из десятеричной системы счисления
в любую другу.

Роль и характеристика информационных революций. Краткая характеристи­ 6
ка ЭВМ и связь с информационной революцией. Характеристика индустри­
ального общества. Определение информационное общество. Характеристика
информационного общества. Понятие информатизации. Информатизация как
процесс преобразования индустриального общества в информационное. Ин­
формационная культура. Компьютерная грамотность. Вредоносные про­
граммы.

2

2

2

1

8

Тема 2.6
Информационные техно­
логии. Информационные
ресурсы.

Тема 2.7
Информационная мо­
дель. Информационный
объект.

Раздел 3.
Средства информацион­
ных и коммуникацион­
ных технологий.

Тема 3.1
Аппаратное обеспечение
компьютера.

Определение технология, информационная технология, информационно­
6
коммуникационная технология. Сопоставление материальной и информаци­
онной технологий. Инструментарий информационной технологии. Инфор­
мационные технологии и информационные системы. История развития ин­
формационной технологии. Основные свойства информационной техноло­
гии. Основные виды ресурсов. Понятие информационного ресурса, инфор­
мационного продукта. Рынок информационных продуктов. Информацион­
ный ресурс как главный стратегический ресурс страны. Как отражается пра­
вильное использование информационных ресурсов на развитии общества.
Понятие объекта (оригинала, прототипа) исследования. Понятие модели
8
объекта. Роль цели при создании модели. Понятие информационной модели
объекта. Понятие адекватности информационной модели. Методы оценки
адекватности модели оригиналу. Рассмотрение и анализ адекватности, об­
щих и отличительных свойств нескольких информационных моделей, полу­
ченных благодаря заданию разных целей исследования одного и того же
объекта. Сопоставление реального и информационного миров. Роль цели при
таком сравнении. Понятие информационного объекта. Информационные
объекты в окружающем реального мире. Информационные объекты, суще­
ствующие в компьютерной среде, формы их представления и возможные
действия с ними на примерах.
16

1

1

■

Система, компоненты, взаимодействие компонентов. Информационное вза­
имодействие в системе. Организация компьютерной системы. Архитектура
компьютера. Общая структура и состав персонального компьютера. Маги­
страль: шина данных, шина адреса и шина управления. Назначение и функ­
ции периферийных устройств компьютера. Внешние запоминающие устрой­
ства. Устройства ввода информации: клавиатура, манипуляторы, сенсорные

4

1

9

экраны, сканеры. Устройства вывода информации. Мониторы и видеоадап­
теры. Печатающие устройства. История развития вычислительной техники.
Тема 3.2
Виды программного обеспечения. Операционные системы: назначение, со­
4
Программное обеспече­
став, загрузка. Знакомство с принципами работы в различных операционных
ние компьютера.
системах (Ms DOS, Windows, Linux). Файл и файловая система. Работа с
файловой системы в различных ОС. Архивирование информации. Алгорит­
мы и методы архивации. Защита и резервирование информации. Методы
обеспечения безопасности. Антивирусная защита. Резервирование информа­
ции. Компьютер и здоровье.
Тема 3.3
Организация компьютерных информационных сетей. Определение: компью­ 2
Организация компью­
терная сеть, концентратор, рабочая станция, сервер, клиент. Локальная сеть
терных сетей. Локальные (одноранговые, сеть с выделенным сервером). Корпоративная сеть. Тополо­
сети. Топология сетей.
гия сети. Виды топологий.
Тема 3.4
Определение защита информации. Методы защиты информации: правовые,
2
Основы и методы защи­ организационные, инженерно-технические. Антивирусная защита. Компью­
ты информации.
терные вирусы. Классификация компьютерных вирусов. Резервирование ин­
формации.
Тема 3.5
Алгоритмы и программирование. Понятие алгоритма. Алгоритм и его свой­ 4
Алгоритмы и програм­
ства. Формальное исполнение алгоритма. Основные типы алгоритмических
мирование.
структур. Эквивалентность алгоритмических моделей. Построение алгорит­
мов. Примеры построения блок-схем алгоритмов. Языки программирования.
Развитие языков программирования. Основные принципы структурного про­
граммирования. Программы, управляющие событиями.
Раздел 4.
94
Технологии создания и
преобразования инфор­
мационных объектов.
Тема 4.1
Представление об информационной системе. Понятие разомкнутой и за­
2
Понятие об информаци­ мкнутой информационной системы. Классификация информационных си­
онных системах. Класси­ стем. Типовые обеспечивающие подсистемы информационной системы.
фикация информацион-

3

1

1

1

2

10

ных систем. Информаци­
онно-коммуникационные
технологии.
Тема 4.2
Обзор современных программ для создания и обработки текста. Интер­ 2
Технологии создания и
фейса среды текстового процессора Word. Понятие форматирования объекта
обработки текстовой ин­ текстового документа. Форматы бумаги, используемы для печати текстовых
формации.
документов. Текстовый редактор Word. Назначение, форматирование и ре­
дактирование, основные функции и возможности. Использование буфера
обмена. Вставка символов. Вставка формул в документ. Создание шаблона
документа. Колонтитулы. Колонки. Проверка орфографии. Стили оформле­
ния. Способы создания таблиц. Поиск и замена текста. Гиперссылка.
Практические занятия:
20
1. Ввод, редактирование и сохранение документа в Word.
2. Копирование и перемещение контекста, поиск и замена контекста,
проверка правописания, просмотр и печать документа в Word.
3. Форматирование символов, абзацев, страниц. Списки, границы и
заливка, использование и создание стилей, табуляторы, колонки в
Word.
4. Создание и обработка графических объектов, вставка рисунков из
файла, создание текстовых эффектов в Word.
5. Создание и редактирование таблиц, вычисления в таблицах в
Word.
6. Использование тезауруса, автозамена, обмен данными между при­
ложениями, запись математических формул, использование шаб­
лонов в Word.
Тема 4.3
Понятие электронной таблицы. Общая характеристика интерфейса MS Excel. 4
Технология обработки
Технология ввода данных. Создание последовательности дат. Создание чис­
табличной информации. ловой последовательности. Быстрое копирование данных с помощью автоза­
полнителя. Формулы, функции, мастер функций. Форматирование данных.
Печать готовой таблицы. Шаблоны, входящие в состав MS Excel. Графиче­
ские возможности MS Excel.

3

■

•

■ .

3

11

Тема 4.4
Технология создания
мультимедийной инфор­
мации.

Тема 4.4
Система управления баз
данных Access.

Практические занятия:
1. Ввод и форматирование данных в Excel.
2. Работа с формулами в Excel.
3. Основные встроенные функции Microsoft Excel.
4. Построение диаграмм в Excel.
5. Организация данных в табличном процессоре Excel.
6. Изучение табличного процессора Excel. Создание формул.
7. Решение задач табулирования функций и построение их графиков
в табличном процессоре Excel.
Обработка данных в табличном процессоре Excel.
Определение мультимедиа. Использование мультимедиа в различных сферах
деятельности. Офисная программа Power Point. Назначение программы Pow­
er Point.
Практические занятия:
1. Создание презентации Power Point.
2. Использование графических объектов, звуков фильмов в презентации
Power Point.
3. Создание фотоальбома в Power Point.
4. Добавление гиперссылок, создание и использование управляющих
кнопок в Power Point.
5. Изменение презентации, показ презентации, подготовка презентации к
доставке по Интернету, формирование раздаточного материала. Изме­
нение образцов слайдов и цветовых схем в Power Point.
Основные понятия Microsoft Access. Базы данных. Обобщенная технология
работы с Базой данных. Выбор СУБД для создания системы автоматизации.
Категории баз данных. Разновидности баз данных. Основы интерфейса Mi­
crosoft Access. Основные элементы интерфейса. Типы объектов входящих в
состав БД Microsoft Access: таблицы, запросы, формы, отчеты, страницы,
макросы, модули. Основы проектирования баз данных в среде Microsoft Ac­
cess. Проектирования БД.
Практические занятия:
1. Технология разработки баз данных. Операции с данными в таблице в
Access.
2. Использование фильтра для отбора данных в таблице. Создание и ис­
пользование форм в Access.

22

4

3

22

8

3

8

' ■ ■■ .

' ~ -

12

3. Создание и использование запросов и отчетов в Access.
4. Создание web-страниц доступа к данным. Автоматизация выполнения
задач обработки данных. Использование модулей в Access.
5. Создание кнопок с помощью мастера. Связь между таблицами и це­
лостность данных в Access.
6. Создание базы данных. Операции с таблицами в Access.
7. Модификация базы данных. Работа с данными при помощи запросов в
Access.
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

Всего:

2
156

13

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспече­
нию

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Информатики и информационных технологий»; лаборатория «Информаци­
онных технологий»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- методические рекомендации для выполнения самостоятельной аудитор­
ной и внеаудиторной самостоятельной работы;
- методические рекомендации для выполнения практических работ;
- перечень теоретических вопросов и практических заданий для подготовки
к зачету;
- варианты заданий к зачету по дисциплине «Информатика».
- программные продукты.

Технические средства обучения:
- компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
- доступ к локальной и глобальной сети.
Консультации - формы проведения консультаций (групповые, индивидуаль­
ные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.
А)групповые
Примерная тематика
Работа в Microsoft office
Б) индивидуальные консультации проводятся по мере необходимости
Примечание: консультации проводятся по мере изучения соответствующих
разделов и тем учебной дисциплины за счет консультационного фонда.

14

3.3. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литерату­
ры
Основная литература:
1. Симонович С. В. Общая информатика - СПб., 2019.
2. Макарова Н. В. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник 10 кл.
- СПб., 2020.
3. Макарова Н. В. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник 11 кл.
-СПб., 2019.
4. Фиошин М. Е., Ресин А.А., Юнусов С. М. Информатика и ИКТ. Часть 1.
Профильный уровень. Учеб, для общеобразоват. учреждений 10-11 кл. М.,2019.
5. Фиошин М. Е., Ресин А.А., Юнусов С. М. Информатика и ИКТ. Часть 2.
Профильный уровень. Учеб, для общеобразоват. учреждений 10-11 кл. М, 2019.
Дополнительная литература:
1. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник 10 кл.
-М.,2019.
2. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник 11 кл.
-М.,2019.
3. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень. Учебник
Юкл.-М., 2020.
4. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень. Учебник
И кл.-М, 2019.

Ресурсы сети Интернет:

http://fcior.edu.ru (ресурсы для открытой мультимедиа среды).
2. http://infoschool.narod.ru (содержит различные методические материа­
лы, статьи, учебники, материалы к урокам, программное обеспечение,
полезные ссылки и др. из области информатики и информационных
технологий).
3. http://schools.tsu.ru/~wawlasov (сборник нормативных материалов по
информатике и информационным технологиям).
4. http://www.openclass.ru (портал - открытый класс; информация по раз­
личным интересам).
1.

15

1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИ­
ПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования,
а также выполнения обучающимися самостоятельных заданий.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)
Умения:
- использовать информационные
ресурсы для поиска и хранения ин­
формации;
- использовать информационно­
коммуникативные технологии в
профессиональной деятельности;
- обрабатывать текстовую и таблич­
ную информацию;
- использовать деловую графику и
мультимедиа-информацию;
- применять антивирусные средства
защиты информации;
- читать (интерпретировать) интер­
фейс специализированного про­
граммного обеспечения, находить
контекстную помощь, работать с
документацией;
- применять специализированное
программное обеспечение для сбо­
ра, хранения и обработки банков­
ской информации в соответствии с
изучаемыми
профессиональными
модулями;
- пользоваться автоматизированны­
ми системами делопроизводства со­
здавать презентации;
- применять методы и средства за­
щиты банковской информации;
- осуществлять информационное
обеспечение товародвижения;
Знать:

Формы и методы контроля и оцен­
ки результатов обучения

Текущий контроль:
- защита результатов самостоятельной
работы;
- защита практической работы;
- зачет.

16

- основные методы и средства обра­
ботки, хранения, передачи и накоп­
ления информации;
- назначение, состав, основные ха­
рактеристики компьютера;
- назначение и принципы использо­
вания системного и прикладного
программного обеспечения;
- технологию поиска информации в
Интернет;
- основные компоненты компью­
терных сетей, принципы пакетной
передачи данных, организацию
межсетевого взаимодействия;
- принципы защиты информации от
несанкционированного доступа;
- правовые аспекты использования
информационных технологий и
программного обеспечения;
- основные понятия автоматизиро­
ванной обработки
информации;
- направления автоматизации бух­
галтерской и коммерческой дея­
тельности
назначение, принципы организации
и эксплуатации бухгалтерских ин­
формационных систем;
- основные угрозы и методы обес­
печения информационной безопас­
ности.

Методы контроля:
- фронтальный устный опрос;
- тестирование;
- защита рефератов;
- защита самостоятельных заданий;
- зачет.

17



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.