МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПЦ.08 Безопасность жизнедеятельности
Код и наименование специальности/профессии:
43.01.09
«Повар, кондитер».
Квалификация выпускника:
повар, кондитер.
Форма обучения: очная
Курс: 2
2024 г.
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол №1от «30» 08. 2024 г.
Председатель П(Ц)К
_______ Мусаева М.М.
Подпись
ФИО
Рабочая программа учебной дисциплины
разработана на основе требований:
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
Подпись
Шабанова М.М.
ФИО
________ 2024 г.
ОПЦ.08
Безопасность
жизнедеятельности
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 9 декабря 2016 г. № 1569
(зарегистрировано в Минюсте России 22 декабря 2016 г. № 44898);
по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер».
с учетом:
- профиля получаемого образования.
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на
базе основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности
среднего
профессионального
образования
(разработаны
Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» (письмо Департамента государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
- Методических
рекомендаций
по
разработке
рабочих
программ
общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального
образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в
соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2024/2025 уче&гыйгод.
Разработчик:
,
7/
Рамазанов М.М. преподаватель специальных дисциплин
ГБПОУ РД ИПК. " [
.. ,
Рецензенты/ эксперты:5
/Абдурахманова Г.Б.
2
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПЦ.07
«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 43.01.09
«ПОВАР, КОНДИТЕР»
1.1.
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОПЦ.08 «Безопасность жизнедеятельности»
является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с
ФГОС СПО по профессии 43.01.09 Повар, кондитер.
Рабочая программа учебной дисциплины ОПЦ.08 «Безопасность жизнедеятельности»
может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках
реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01-10
Код ПК, ОК7
ОК01-Ю,
Умения
Знания
-организовывать и проводить
мероприятия по защите
работающих и населения от
негативных воздействий
чрезвычайных ситуаций;
-предпринимать
профилактические меры для
снижения уровня опасностей
различного вида и их
последствий в
профессиональной деятельности
и быту;
-использовать средства
индивидуальной и
коллективной защиты от оружия
массового поражения;
-применять первичные средства
пожаротушения;
-применять профессиональные
знания в ходе исполнения
обязанностей военной службы
на воинских должностях в
соответствии с полученной
профессией;
-владеть способами
бесконфликтного общения и
саморегуляции в повседневной
деятельности и экстремальных
условиях военной службы;
-оказывать первую доврачебную
помощь пострадавшим.
-принципы обеспечения
устойчивости объектов экономики,
прогнозирования развития событий и
оценки последствий при
техногенных чрезвычайных
ситуациях и стихийных явлениях, в
том числе в условиях
противодействия терроризму как
серьезной угрозе национальной
безопасности России;
основные виды
потенциальных опасностей и их
последствия в профессиональной
деятельности и быту, принципы
снижения вероятности их
реализации;
основы военной службы и
обороны государства;
задачи и основные
мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от
оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности
и правила безопасного поведения
при пожарах;
организацию и порядок
призыва граждан на военную службу
и поступления на неё в
добровольном порядке;
основные виды вооружения,
военной техники и специального
1 В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты.
4
снаряжения, состоящих на
вооружении (оснащении) воинских
подразделений, в которых имеются
военноучетные специальности,
родственные специальностям СПО;
область применения
получаемых профессиональных
знаний при ис
полнении обязанностей военной
службы;
порядок и правила оказания первой
помощи пострадавшим
Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины ОПЦ.08
«Безопасность жизнедеятельности»
Максимальная учебная нагрузка обучающихся 78 часа, в том числе: обязательной
аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов
5
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПЦ.08 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» по специальности 43.01.09
«Повар, кондитер»
2.1. Объём учебной дисциплины ОП.08 «Безопасность жизнедеятельности» и виды
учебной работы
Виды учебной работы
Объём часов
Максимальная учебная нагрузка
78
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
78
В том числе:
Лекций
34
Практические занятия
42
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
2
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОПЦ.08 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебная дисциплина ОПЦ.08 "Безопасность жизнедеятельности» изучается в течение одного семестра"
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа
обучающихся
1
Раздел 1. Гражданская оборона
Тема 1.1
Единая
государственн
ая система
предупрежден
ия и
ликвидации
ЧС
Тема 1.2
Организация
гражданской
обороны
Объем часов
2
3
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
Содержание учебного материала
Содержание учебного материала
ОК 01-10,
1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС
2
Содержание учебного материала
1 .Оружие массового поражения и его поражающие факторы.
2.Средства индивидуальной защиты от оружия массового поражения.
3.Средства коллективной защиты от оружия массового поражения.
8
г
ОК01-Ю.
2
1
4.Приборы радиационной и химической разведки и контроля.
5.Правила поведения и действия людей в зонах радиоактивного, химического
заражения и в очаге биологического поражения.
6.Организация хранения и использования средств индивидуальной защиты
Практическая работа № 1 - 4
1 .Применение средств индивидуальной защиты в ЧС (противогазы, ВМП, ОЗК).
2
2.Организация хранения и использования средств индивидуальной защиты .
4
3.Планирование и проведение мероприятий ГО
4
1
1
1
10
ОК 01-10.
7
Тема 1.3.
Защита
населения и
территорий
при
стихийных
бедствиях
Тема 1.4.
Защита
населения и
территорий
при авариях
(катастрофах)
на транспорте
Тема 1.5.
Защита
населения и
территорий
при авариях
(катастрофах)
на
производствен
ных объектах
Тема 1.6.
Обеспечение
безопасности
при
неблагоприят
ной
экологической
обстановке
Тема 1.7.
Обеспечение
безопасности
Содержание учебного материала
1 .Защита населения и территорий при ЧС природного характера
Практическая работа № 5
Изучение классификации ЧС.
2
2
4
Практическая работа № 6
Изучение и отработка поведения в условиях ЧС на транспорте.
ОК 01-10,
4
ОК 01-10,
Содержание учебного материала
1 .Защита населения территории при ЧС техногенного характера.
2.Первичные средства пожаротушения.
Практическая работа № 7 - 9
1.Выполнение работы по прогнозированию техногенной катастрофы.
2.Применение первичных средств пожаротушения.
3.Планирование и организация выполнения эвакуационных мероприятий на
объекте экономики.
Содержание учебного материала
2
1
1
8
ОК 01-10,
1
ОК 01-10,
4
2
2
1 .Обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке
Содержание учебного материала
1 .Обеспечение безопасности при нахождении на территории введения боевых
действий и во время общественных беспорядков.
2.Обеспечение безопасности в случае захвата заложником.
4
1
ОК 01-10,
1
8
при
неблагоприят
ной
социальной
обстановке
3.Обеспечение безопасности при обнаружении подозрительных предметов, угрозе
совершения и совершенном теракте.
4.Основные мероприятия по противодействию терроризму.
Практическая работа № 10 - 12
1.Выполнение основных мероприятий по противодействию терроризму.
2. Организация мероприятий по повышению устойчивости функционирования
объекта экономики в условиях ЧС.
3.Выявление правовой основы и главных направлений безопасности России.
I
1
5
2
2
1
Раздел 2. Основы военной службы
Содержание учебного материала
Тема 2.1.
Вооруженные
Силы России
на
современном
этапе
7
1 .Состав и организационная структура Вооруженных Сил России. Виды
Вооруженных Сил и рода войск.
3
2.Виды Вооруженных Сил и управление вооруженными силами.
2
3.Воинская обязанность и комплектование Вооруженных Сил личным составом.
Порядок прохождения военной службы.
3
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Уставы
Вооруженных
Сил России
1.Военная присяга. Боевое знамя воинской части.
2
2.Уставы Вооруженных Сил России - законы воинской жизни.
2
Тема 2.3.
Боевые
традиции
4
Содержание учебного материала
1.Патриотизм и верность воинскому долгу — качество защитника Отечества.
ОК 01-10,
ОК 01-10,
2
ОК 01-10,
2
9
Вооруженных
Сил России
Тема 2.4.
Огневая
подготовка
Тема 2.5.
Медико санитарная
подготовка
Практическая работа № 13-18
6
1 .Определение роли ВС РФ как основы обороны государства.
1
2.Определение правовой основы военной службы.
1
3.Выявление порядка подготовки военных кадров для ВС РФ.
1
4.Изучение основных видов вооружения, военной техники и специального
снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в
которых имеются военно - учетные специальности, родственные специальностям
СПО.
1
5.Отработка порядка приема военной присяги.
1
6.Изучение примеров героизма и войскового товарищества российских воинов.
1
Практическая работа № 19-21
2
1 .Материальная часть автомата Калашникова.
1
2.Отработка нормативов по неполной разборке и сборке автомата.
1
Содержание учебного материала
1.Общие сведения о ранах, осложнения ран, способах остановки кровотечения и
обработки ран.
ОК01-Ю,
2
ОК 01-10,
1
2.Первая (доврачебная) помощь при ожогах (термических, химических,
электрических)
3.Оказание первой помощи пострадавшим при кровотечениях, переломах,
профилактике осложнения ран, приобретении практических умений наложения
повязок, закрутки шин)
1
4.Оказание реанимационной помощи
______________
10
Практическая работа № 22-24
3
1.Оказание реанимационной помощи.
1
2.Оказание первой помощи пострадавшим при кровотечениях, переломах,
профилактике осложнения ран, приобретении практических умений наложения
повязок, закрутки шин.
1
3.Первая медицинская помощь при ожогах (термических, химических,
электрических).
1
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
2
Всего:
78
11
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной диециплины требует наличие кабинета
безопасности жизнедеятельности.
Необходимое оборудование учебного кабинета:
• Общевойсковой защитный комплект (ОЗК)
• Общевойсковой противогаз или противогаз ГП-7
• Изолирующий противогаз в комплекте с регенеративным патроном
• Респиратор Р-2
• Индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8,9,10,11)
• Ватно-марлевая повязка
• Противопыльная тканевая маска
• Медицинская сумка в комплекте
• Носилки санитарные
• Аптечка индивидуальная (АИ-2)
• Бинты марлевые
• Бинты эластичные
• Жгуты кровоостанавливающие резиновые
• Индивидуальные перевязочные пакеты
• Косынки перевязочные
• Ножницы для перевязочного материала прямые
• Шприц-тюбики одноразового пользования (без наполнителя)
• Шинный материал (металлические. Дитерихса)
• Огнетушители порошковые (учебные)
• Огнетушители пенные (учебные)
• Огнетушители углекислотные (учебные)
• Устройство отработки прицеливания
• Учебные автоматы АК-74
• Винтовки пневматические
• Комплект плакатов по Гражданской обороне
• Комплект плакатов по Основам военной службы
• Войсковой прибор химической разведки (ВПХР)
• Рентгенметр ДП-5В
Технические средства обучения:
• Аудио-, видео-, проекционная аппаратура
• Аудиовизуальные средства
• Электронные образовательные и информационные ресурса
12
2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Печатные издания
1. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности -М.: ОИЦ
«Академия», 2018
2. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Безопасность жизнедеятельности - М.: ООО «КноРус».
2019
3. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Безопасность жизнедеятельности. Практикум - М.: ООО
«КноРус», 2018
4. Арустамов А.Э., Прокопенко Н.А., Косолапова Н.В., Гуськова Г.В. Безопасность
жизнедеятельности - М.: ОИЦ «Академия», 2019.
5. Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности -М.: ОИЦ «Академия», 2018.
6. Латчук, В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс: учебник для учащихся 10
класса / В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов и др. - М .: Дрофа; ДИК, 2019 - 320 с.
7. Леонтьева И.А. Безопасность жизнедеятельности (краткий конспект лекций): учебное
пособие для студентов СПО - М.: ОИЦ, 2018г.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1 сайт МЧС РФ: сайт И Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru
2. сайт МВД РФ: сайт // Режим доступа: http://www.mvd.ru
3. сайт Минобороны РФ: сайт И Режим доступа: http://www.mil.ru
4 сайт ФСБ РФ: сайт И Режим доступа: hltp:/A ww.lsb.ru
3.2.3. Дополнительные источники
Не предусмотрены.
13
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОПЦ.08 «Безопасность жизнедеятельности» по специальности 43.01.09
«Повар, кондитер»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения занятий, а также выполнения обучающимися внеаудиторной
самостоятельной работы.
Результаты обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)
Коды
Формы и методы контроля и
формируемых
оценки результатов обучения
профессиональных
и общих
компетенций
Освоенные умения:
ОК 1 - 11
Формы контроля обучения:
- организовывать и проводить
- выполнение практических заданий,
мероприятия по защите
тестовый контроль, устная проверкаработающих и населения от
индивидуальный и фронтальный
негативных воздействий
опрос;
чрезвычайных ситуаций;
-выполнение контрольных работ;
- предпринимать
оценка результатов выполнения
профилактические меры для
самостоятельной внеаудиторной
снижения уровня опасностей
работы;
различного вида и их
- анализ ответов и выступлений
последствий в
студентов на занятиях;
профессиональной
- решение ситуационных задач,
деятельности и быту;
подготовленных обучающимися;
- использовать средства
Формы оценки результативности
обучения:
индивидуальной и
коллективной защиты от
-традиционная система отметок в
оружия массового поражения;
баллах за каждую выполненную
работу, на основе которых
- применять первичные
средства пожаротушения;
выставляется итоговая отметка
- ориентироваться в перечне
Методы контроля направлены на
военно-учетных
проверку умения учащихся:
специальностей и
-выполнять условия задания на
самостоятельно определять
творческом уровне с представлением
собственной позиции;
среди них родственные
полученной специальности;
-делать осознанный выбор способов
-применять профессиональные
действий из ранее известных;
знания в ходе исполнения
-осуществлять коррекцию
обязанностей военной службы
(исправление) сделанных ошибок на
на воинских должностях в
новом уровне предлагаемых заданий;
соответствии с полученной
-работать в группе и представлять,
специальностью;
как свою, так и позицию группы;
- владеть способами
Методы оценки результатов
обучения:
бесконфликтного общения и
саморегуляции в повседневной
- формирование результата итоговой
деятельности и экстремальных
аттестации по дисциплине на основе
суммы результатов текущего
условиях военной службы;
-оказывать первую помощь
контроля;
пострадавшим.
- анализ ответов и выступлений
студентов на занятиях.
Усвоенные знания:
- принципы обеспечения
14
устойчивости объектов
экономики, прогнозирования
развития событий и оценки
последствий при техногенных
чрезвычайных ситуациях и
стихийных явлениях, в том
числе в условиях
противодействия терроризму
как серьезной угрозе
национальной безопасности
России;
- основные виды
потенциальных опасностей и
их последствия в
профессиональной
деятельности и быту,
принципы снижения
вероятности их реализации;
- основы военной службы и
обороны государства;
- задачи и основные
мероприятия гражданской
обороны;
-способы защиты населения от
оружия массового поражения;
- меры пожарной безопасности
и правила безопасного
поведения при пожарах;
-организацию и порядок
призыва граждан на военную
службу и поступления на неё в
добровольном порядке;
- основные виды вооружения,
военной техники и
специального снаряжения,
состоящих на вооружении
(оснащении) воинских
подразделений, в которых
имеются военно-учетные
специальности, родственные
специальностям СПО;
- область применения
получаемых
профессиональных знаний при
исполнении обязанностей
военной службы;
- порядок и привила оказания
первой помощи пострадавшим.
15