МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
С00.01.01 РУССКИЙ ЯЗЫК
Профиль получаемого профессионального образования:
социально-экономический.
Код и наименование специальности:
40,02.02 Правоохранительная деятельность
Квалификация выпускника:
юрист
Форма обучения: очная
Курс: 1
Семестр: 1,2
2024 г.
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол № 1от
20 ^^г.
Председатель П(Ц)К
Давлятбек°ва М. М.
Подпись
ФИО
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
'^2^——Шабанова М.М.
Подпись
ФИО
2^4 г.
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины СОО.01.01 Русский язык
по специальности 40,02,02 Правоохранительная деятельность
разработана на основе требований:
Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 N 509 (ред.от 03.07.2024)
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 40.02.02 Правоохранительная
деятельность
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2014г. N 33737)профиля получаемого
образования,
- примерной программы,
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный
институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от
17.03.2015 №06-259);
- Методических
рекомендаций
по
разработке
рабочих
программ
общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального
образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в
соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2024/2025 учебный год.
Разработчик: преподаватель русского языка и литературы первой категории
ГБПОУ РД «ИПК» Мусаева AM.
Рецензент: преподаватель русского языка и литературы
ГБПОУ РД «ИПК» Давлятбекова М.М г Л,
ггегории
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной
дисциплины «Русский язык»............................................................................ 4
2.
Структура и содержание общеобразовательной дисциплины................ 8
3.
Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины ..16
4.
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины.................................................................................................................... 17
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной
дисциплины «Русский язык»
1.1.
Место
дисциплины
в
структуре
основной
профессиональной образовательной программы
Общеобразовательная дисциплина «Русский язык» является
обязательной частью
общеобразовательного цикла образовательной программы СПО в соответствии
с
ФГОС по специальности :40,02,02 Правоохранительная деятельность
1.2.
1.2.1.
Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
Цель общеобразовательной дисциплины
Цель дисциплины «Русский язык»: сформировать у обучающихся знания и умения в
области языка, навыки их применения в практической профессиональной деятельности.
1.2.2.
Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в
соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК
OK 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и культурного
контекста
- сформировать представления о функциях русского языка в
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику современном мире (государственный язык Российской
быта, научного и технического творчества, спорта Федерации, язык межнационального общения, один из
мировых языков); о русском языке как духовно
труда и общественных отношений;
- способность
воспринимать
различные
виды нравственной и культурной ценности многонационального
искусства, традиции и творчество своего и других народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и
народов,
ощущать эмоциональное воздействие истории, языка и личности; об отражении в русском языке
традиционных
российских
духовно-нравственных
искусства;
- убежденность в значимости для личности и ценностей; сформировать ценностное отношение к
общества отечественного и мирового искусства, русскому языку;
этнических культурных традиций и народного - сформировать знаний о признаках текста, его структуре,
видах информации в тексте; уметь понимать, анализировать
творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах и комментировать основную и дополнительную, явную и
(подтекстовую)
информацию текстов,
искусства, стремление проявлять качества творческой скрытую
воспринимаемых зрительно и (или) на слух; выявлять
личности;
логико-смысловые отношения между предложениями в
Овладение
универсальными
тексте; создавать тексты разных функционально-смысловых
коммуникативными
типов; тексты научного, публицистического, официальнодействиями:
______________ ____ я______
ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках
—~—---------------------
- наличие мотивации к обучению и личностному - уметь использовать разные виды чтения и аудирования,
приемы
информационно-смысловой
переработки
развитию;
прочитанных и прослушанных текстов, включая гипертекст,
В области ценности научного познания:
- сформированное^
мировоззрения, графику, инфографику и другое (объем текста для чтения соответствующего современному уровню развития 450-500 слов; объем прослушанного или прочитанного
науки и общественной практики, основанного на текста для пересказа от 250 до 300 слов); уметь создавать
диалоге культур, способствующего осознанию своего вторичные тексты (тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и
места в поликультурном мире;
другое);
- совершенствование языковой и читательской - обобщить знания о языке как системе, его основных
культуры как средства взаимодействия между единицах и уровнях: обогащение словарного запаса,
расширение объема используемых в речи грамматических
людьми и познания мира;
осознание
ценности
научной
деятельности, функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные
язык
художественной
литературы),
различной
жанровой
готовность
осуществлять
проектную
и стили,
сформированность
представлений
о
формах
исследовательскую деятельность индивидуально и в принадлежности;
существования национального русского языка; знаний о признаках
группе;
Овладение
универсальными
учебными литературного языка и его роли в обществе;
- обобщить знания о функциональных разновидностях языка: разговорной
познавательными действиями:
речи, функциональных стилях (научный, публицистический, официально
б) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и деловой),
языке
проектной
деятельности,
навыками
разрешения художественной литературы; совершенствование умений распознавать,
анализировать и комментировать тексты различных функциональных
проблем;
способность и готовность к самостоятельному разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык
поиску методов решения практических задач, художественной литературы);
- обобщить знания об изобразительно-выразительных средствах русского
применению различных методов познания;
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины
Объем в часах
96
в т.ч.
96
1. Основное содержание
вт.ч.:
теоретическое обучение
33
практические занятия
39
самостоятельная работа
12
2. Профессионально ориентированное содержание
(солепжание ппикладного
вт. ч.:
модуля)
8
теоретическое обучение
2
практические занятия
6
Промежуточная аттестация (экзамен)
2
Тематический план и содержание дисциплины
Содержание учебного материала (основное и
Формируемые
Наименование
профессионально- ориентированное),
Объем
разделов и тем
лабораторные и практические занятия,
часов
компетенции
прикладной модуль (при наличии)
1
2
Основное содержание
Раздел 1. Язык и речь. Язык как средство общения и форма
существования национальной культуры.
Тема 1.1. Основные Основное содержание
Основные функции языка в современном
функции языка в
современном
обществе
3
4
12
ОК 05
ОК 05
2
обществе. Происхождение языка (различные
гипотезы). Язык как естественная и
небиологическая система знаков. Язык и
мышление. Языковая и речевая компетенция.
Социальная природа языка. Этапы культурного
развития языка. Основные принципы русской
орфографии: морфологический, фонетический,
исторический. Реформы русской орфографии
Практические занятия:
Практическая работа. Основные функции языка
2
и формы их реализации в современном обществе
Тема 1.2
Происхождение
Основное содержание
Происхождение русского языка.
русского языка.
Индоевропейская языковая семья. Этапы
Индоевропейская
языковая семья.
ОК 05
2
формирования русской лексики
Заимствования из различных языков как
Этапы формирования показатель межкультурных связей.
русской лексики Признаки заимствованного слова. Этапы
освоения заимствованных слов.
Правописание и произношение
заимствованных слов. Заимствованные слова в
профессиональной лексике. Словарь
специальности
Практические занятия:
Практическая работа. Признаки
заимствованного слова. Этапы освоения
заимствованных слов
2
Тема 1.3. Язык как Основное содержание
Язык как система знаков. Структура языкового знака.
система знаков
Слово и его значение.
ОК 05
2
Лексическое и грамматическое
значение слова. Звук и буква. Уровни языковой системы и
единицы этих уровней. Принципы выделения частей речи в
русском языке
Практические занятия:
Практическая работа. Принципы русской орфографии
Раздел 2. Фонетика, морфология и орфография
2
42
Тема 2.1. Фонетика и Основное содержание
орфоэпия
Фонетика и орфоэпия. Соотношение звука и фонемы, звука
ОК
04; ОК
05
ОК
04; ОК
05
2
и буквы. Чередования звуков: позиционные и исторические.
Основные
виды
языковых
норм:
орфоэпические
(произносительные и акцентологические). Основные правила
произношения гласных, согласных звуков. Характеристика
русского ударения (разноместное, подвижное). Орфоэпия и
орфоэпические нормы
Практические занятия:
Практическая работа. Орфография. Безударные гласные в
4
корне слова: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся
Тема 2.2.
ОК
04; ОК
05
Основное содержание
Морфемика и
словообразование
Морфемная структура слова. Морфема как единица языка.
2
Классификация морфем: корневые и служебные.
Словообразование. Морфологические способы
словообразования. Неморфологические способы
словообразования.Словообразование и формообразование.
Практические занятия:
Практическая работа. Правописание звонких и глухих
4
согласных, непроизносимых согласных. Правописание
гласных после шипящих. Правописание Ъ и Ь. Правописание
приставок на -З(-С), ПРЕ-/ПРИ-, гласных после приставок
Тема 2.3. Имя
Основное содержание
О
К 04;
ОК
05
существительное как
часть речи.
Лексико-грамматические разряды существительных:
2
конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные,
здиничные. Грамматические категории имени
существительного: род, число, падеж. Склонение имен
существительных
Практические занятия:
Практическое занятие. Правописание суффиксов и
2
окончаний имен существительных. Правописание
сложных имен существительных.
Тема 2.4. Имя
О
К 04;
ОК
05
Основное содержание
прилагательное как
часть речи.
Лексико-грамматические разряды прилагательных.
2
Разряды прилагательных: качественные, относительные,
притяжательные. Степени сравнения имен
прилагательных. Полная и краткая форма имен
прилагательных. Семантико- стилистические различия
между краткими и полными формами. Грамматические
категории имени прилагательного: род, число, падеж.
Практические занятия:
Практическое занятие. Правописание суффиксов и
2
окончаний имен прилагательных. Правописание сложных
имен прилагательных
Тема 2.5. Имя
О
К 04;
ОК
05
Основное содержание
числительное как часть
речи.
Лексико-грамматические разряды имен числительных:
1
количественные, порядковые, собирательные. Типы
склонения имен числительных. Лексическая
сочетаемость собирательных числительных.
Практические занятия:
Практическая работа. Правописание числительных.
Возможности использования цифр. Числительные и
единицы измерения в профессиональной деятельности.
1
О
404;
ЭК
)5
Основное содержание
Тема 2.6. Местоимение
как часть речи.
2
Разряды местоимений по семантике: личные,
возвратное, притяжательные, вопросительные,
относительные, неопределенные, отрицательные,
указательные, определительные. Дефисное написание
местоимений
Трактические занятия:
Практическая работа. Правописание числительных.
2
Правописание местоимений с частицами НЕ и НИ
Тема 2.7. Глагол
ОК
04; ОК
05
Основное содержание
как часть речи.
Система грамматических категорий глагола (вид,
4
переходность, залог, наклонение, время, лицо, число,
род). Основа настоящего (будущего) времени глагола и
основа инфинитива (прошедшего времени); их
формообразующие функции
Тема 2.8.
Практические занятия:
Практическая работа. Правописание окончаний и
суффиксов глаголов.
Основное содержание
2
ОК
04; ОК
05
Причастие и
деепричастие как
особые формы
глагола
Действительные и страдательные причастия и способы
2
их образования. Краткие и полные формы причастий
Практические занятия:
Практическая работа Правописание суффиксов и
окончаний глаголов и причастий. Правописание Н и НН в
прилагательных и причастиях. Образование деепричастий
2
совершенного и несовершенного вида. Правописание
суффиксов деепричастий.
Основное содержание Семантика наречия, его
Тема 2.9. Наречие
как часть речи.
ОК 04;
2
морфологические признаки и синтаксические функции.
Служебные части Разряды наречий по семантике и способам образования,
местоименные наречия. Степени сравнении качественных
речи.
наречий. Разряды предлогов по семантике, структуре и
способам образования. Разряды союзов по семантике,
структуре и способам образования. Сочинительные и
подчинительные союзы
Практические занятия:
Практическая работа. Написание наречий и
2
соотносимых с ними других частей речи (знаменательных
и служебных). Слова категории состояния. Правописание
производных предлогов и союзов. Правописание частиц.
Правописание частицы НЕ с разными частями речи.
Трудные случаи правописание частиц НЕ и НИ
Раздел 3. Синтаксис и пунктуация
18
Тема 3.1. Основные Основное содержание
единицы синтаксиса.
Словосочетание. Сочинительная и подчинительная связь.
Виды
связи
управление,
в
слов
словосочетании:
примыкание.
Односоставное
и
Грамматическая
основа
Простое
ОК 04;
ОК 05;
ОК 09
ОК
04; ОК
05
2
согласование,
предложение.
двусоставное
предложения.
простого
двусоставного
предложения. Согласование сказуемого с подлежащим.
Односоставные предложения.
Неполные предложения.
Распространенные и нераспространенные предложения
Практические занятия:
Практическая работа. Знаки препинания в простом
предложении. Разбор словосочетаний
Тема 3.2
Второстепенные
Основное
содержание.
Второстепенные
4
члены
предложения (определение, приложение, обстоятельство,
члены предложения. дополнение). Осложненные предложения. Предложения с
однородными членами и знаки препинания в них
Однородные и неоднородные определения. Предложения
2
ОК 04;
с обособленными членами. Общие условия обособления
(позиция, степень распространенности и др.). Условия
обособления определений, приложений, обстоятельств.
Поясняющие и уточняющие члены как особый вид
обособленных членов
Практические занятия:
Практическая работа. Знаки препинания при однородных
4
членах с обобщающими словами. Знаки препинания при
оборотах с союзом КАК.
Разряды вводных слов и
предложений. Знаки препинания при вводных словах и
предложениях, вставных конструкциях, обращениях
Тема 3.3. Сложное Основное содержание
ОК
05; ОК
09
предложение
2
Основные типы сложного предложения по средствам
связи и грамматическому значению (предложения
союзные и бессоюзные; сочиненные и подчиненные).
Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных
предложений. Сложноподчиненные предложения с
несколькими придаточными. Бессоюзные сложные
предложения. Способы передачи чужой речи.
Предложения с прямой и косвенной речью как способ
передачи чужой речи
4
Практические занятия:
Практическая работа. Знаки препинания в
сложносочиненных предложениях. Знаки препинания в
сложноподчиненных предложениях. Знаки препинания в
бессоюзных сложных предложениях. Знаки препинания в
предложения с прямой речью. Знаки препинания при
диалогах. Правила оформления цитат
Прикладной модуль. Раздел 4. Особенности профессиональной
коммуникации.
8
Тема 4.1. Язык как Профессионально-ориентированное содержание
средство
профессиональной,
социальной и
Практические занятия:
Практическая
работа,
Терминология
и
2
ОК 04; ОК
05; ОК 09
ПК 4.1.;
4.4
ОК 04; ОК
05; ОК 09
ПК...
8. Солганик Г.Я. От слова к тексту. - М., 1993.
Словари
1.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном
русском языке. - СПб., 2012.
2.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. - СПб. 2003.
3.
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность
русской речи. Стилистический словарь вариантов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.,
2011г.
4.
Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание,
произношение, ударение, формы. - М., 2001.
5.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М., 2005.
6.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2004.
7.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В.
Бурцева. - 3-е изд., стереотипн. - М., 2002.
8.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических
выражений. - 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. - М., 2006.
9.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1992.
10.
Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. —
М.,2001.
11.
Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. - М., 2005.
12.
Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико
грамматическими формами. - М., 2002.
13.
Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца XX
столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. - М., 2001.
14.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М., 2006.
15.
Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост.
В.В. Бурцева. - М., 2006.
16.
Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь
русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры /
Под ред. Л.Д. Чесноковой. - М., 2000.
17.
Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов
русского языка. - М., 2005.
18.
Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка:
значение и происхождение словосочетаний. - М., 2000.
19.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка:
Происхождение слов. - М., 2000.
20.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова - М., 2000.
Интернет - ресурсы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
http://www. gramota.ru
http://www.uchportal.ru/
http://pedsovet.org/
http://www.rusedu.ru/
http://ru.wikipedia.org
http://globalteka. ru
4.КОНТРОЛБ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
1
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
2
Умения /знания
осуществлять речевой самоконтроль;
Подготовка и защита рефератов
оценивать устные и письменные высказывания Устные и письменные упражнения и задания
с точки зрения языкового оформления,
эффективности
достижения
поставленных
коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки Устные и письменные упражнения и задания
зрения правильности, точности и уместности их практические занятия тестирования, а также
употребления;
выполнения обучающимися индивидуальные
заданий
проводить лингвистический анализ текстов Устные и письменные упражнения и задания
различных
функциональных
стилей
и
разновидностей языка;
знать/понимать
связь языка и истории, культуры русского и практические занятия тестирования, а также
других народов;
выполнения обучающимися индивидуальных
заданий, проектов, исследований.
смысл понятий: речевая ситуация и ее Пересказ, устная работа с текстом. Устные и
компоненты, литературный язык, языковая письменные упражнения и задания
норма, культура речи; основные единицы и использовать основные виды чтения
уровни языка, их признаки и взаимосвязь (ознакомительно-изучающее,
использовать
основные
виды
чтения ознакомительно-реферативное и др.) в
(ознакомительно-изучающее, ознакомительно зависимости от коммуникативной задачи;
реферативное и др.) в зависимости от
коммуникативной задачи;
орфоэпические, лексические, грамматические,
Устные и письменные упражнения и задания
орфографические и пунктуационные нормы
практические занятия тестирования, а также
современного русского литературного языка;
выполнения обучающимися индивидуальны? :
нормы речевого поведения в социально
заданий
культурной, учебно-научной, официально
деловой сферах общения
извлекать
необходимую
информацию
из Устные и письменные упражнения и задания
различных
источников:
учебно-научных практические занятия тестирования, а также
текстов, справочной литературы, средств выполнения обучающимися индивидуальны? ■
массовой
информации,
в
том
числе заданий
представленных;
создавать
устные
и
письменные Устные и письменные упражнения и задания
монологические и диалогические высказывания использовать основные виды чтения
различных типов и жанров в учебно-научной (ознакомительно-изучающее,
(на материале изучаемых учебных дисциплин), ознакомительно-реферативное и др.) в
социально-культурной и деловой
сферах зависимости от коммуникативной задачи;
общения;
применять в практике речевого общения
основные
орфоэпические,
лексические,
грамматические нормы современного русского
литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические
и
пунктуационные
нормы
современного
русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в
различных сферах и ситуациях общения, в том
числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать
основные
информационной
переработки
письменного текста;
приемы
устного
и
Устные и письменные упражнения и задания
использовать основные виды чтения
(ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное и др.) в
зависимости от коммуникативной задачи;
Диктант Устный и письменный опрос,
тестовые задания, контрольное тестирование
словарный диктант, различные письменные
задания, контрольная работа
использовать основные виды чтения
(ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное и др.) в
зависимости от коммуникативной задачи;
различные письменные задания, контрольная
работа