СОО.01.01 РУССКИЙ ЯЗЫК 2024

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
С00.01.01 РУССКИЙ ЯЗЫК

Профиль получаемого профессионального образования:
социально-экономический.

Код и наименование специальности:

40,02.02 Правоохранительная деятельность

Квалификация выпускника:

юрист

Форма обучения: очная
Курс: 1

Семестр: 1,2

2024 г.

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол № 1от
20 ^^г.
Председатель П(Ц)К
Давлятбек°ва М. М.
Подпись
ФИО

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР

'^2^——Шабанова М.М.

Подпись

ФИО
2^4 г.

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины СОО.01.01 Русский язык
по специальности 40,02,02 Правоохранительная деятельность

разработана на основе требований:
Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 N 509 (ред.от 03.07.2024)
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 40.02.02 Правоохранительная
деятельность
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2014г. N 33737)профиля получаемого
образования,
- примерной программы,
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный
институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от
17.03.2015 №06-259);
- Методических
рекомендаций
по
разработке
рабочих
программ
общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального
образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в
соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2024/2025 учебный год.

Разработчик: преподаватель русского языка и литературы первой категории
ГБПОУ РД «ИПК» Мусаева AM.
Рецензент: преподаватель русского языка и литературы
ГБПОУ РД «ИПК» Давлятбекова М.М г Л,

ггегории

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной
дисциплины «Русский язык»............................................................................ 4

2.

Структура и содержание общеобразовательной дисциплины................ 8

3.

Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины ..16

4.

Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной

дисциплины.................................................................................................................... 17

1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной
дисциплины «Русский язык»

1.1.

Место

дисциплины

в

структуре

основной

профессиональной образовательной программы
Общеобразовательная дисциплина «Русский язык» является

обязательной частью

общеобразовательного цикла образовательной программы СПО в соответствии

с

ФГОС по специальности :40,02,02 Правоохранительная деятельность
1.2.

1.2.1.

Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:

Цель общеобразовательной дисциплины
Цель дисциплины «Русский язык»: сформировать у обучающихся знания и умения в

области языка, навыки их применения в практической профессиональной деятельности.

1.2.2.

Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в

соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК

OK 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и культурного
контекста

- сформировать представления о функциях русского языка в
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику современном мире (государственный язык Российской
быта, научного и технического творчества, спорта Федерации, язык межнационального общения, один из
мировых языков); о русском языке как духовно­
труда и общественных отношений;
- способность
воспринимать
различные
виды нравственной и культурной ценности многонационального
искусства, традиции и творчество своего и других народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и
народов,
ощущать эмоциональное воздействие истории, языка и личности; об отражении в русском языке
традиционных
российских
духовно-нравственных
искусства;
- убежденность в значимости для личности и ценностей; сформировать ценностное отношение к

общества отечественного и мирового искусства, русскому языку;
этнических культурных традиций и народного - сформировать знаний о признаках текста, его структуре,
видах информации в тексте; уметь понимать, анализировать
творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах и комментировать основную и дополнительную, явную и
(подтекстовую)
информацию текстов,
искусства, стремление проявлять качества творческой скрытую
воспринимаемых зрительно и (или) на слух; выявлять
личности;
логико-смысловые отношения между предложениями в
Овладение
универсальными
тексте; создавать тексты разных функционально-смысловых
коммуникативными
типов; тексты научного, публицистического, официальнодействиями:
______________ ____ я______

ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках

—~—---------------------

- наличие мотивации к обучению и личностному - уметь использовать разные виды чтения и аудирования,
приемы
информационно-смысловой
переработки
развитию;
прочитанных и прослушанных текстов, включая гипертекст,
В области ценности научного познания:
- сформированное^
мировоззрения, графику, инфографику и другое (объем текста для чтения соответствующего современному уровню развития 450-500 слов; объем прослушанного или прочитанного
науки и общественной практики, основанного на текста для пересказа от 250 до 300 слов); уметь создавать
диалоге культур, способствующего осознанию своего вторичные тексты (тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и

места в поликультурном мире;
другое);
- совершенствование языковой и читательской - обобщить знания о языке как системе, его основных
культуры как средства взаимодействия между единицах и уровнях: обогащение словарного запаса,
расширение объема используемых в речи грамматических
людьми и познания мира;

осознание
ценности
научной
деятельности, функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные
язык
художественной
литературы),
различной
жанровой
готовность
осуществлять
проектную
и стили,
сформированность
представлений
о
формах
исследовательскую деятельность индивидуально и в принадлежности;
существования национального русского языка; знаний о признаках
группе;
Овладение
универсальными
учебными литературного языка и его роли в обществе;
- обобщить знания о функциональных разновидностях языка: разговорной
познавательными действиями:
речи, функциональных стилях (научный, публицистический, официально­
б) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и деловой),
языке
проектной
деятельности,
навыками
разрешения художественной литературы; совершенствование умений распознавать,
анализировать и комментировать тексты различных функциональных
проблем;
способность и готовность к самостоятельному разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык
поиску методов решения практических задач, художественной литературы);
- обобщить знания об изобразительно-выразительных средствах русского
применению различных методов познания;

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины

2.1.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины

Объем в часах

96

в т.ч.

96

1. Основное содержание

вт.ч.:

теоретическое обучение

33

практические занятия

39

самостоятельная работа

12

2. Профессионально ориентированное содержание

(солепжание ппикладного
вт. ч.:

модуля)

8

теоретическое обучение

2

практические занятия

6

Промежуточная аттестация (экзамен)

2

Тематический план и содержание дисциплины
Содержание учебного материала (основное и

Формируемые

Наименование

профессионально- ориентированное),

Объем

разделов и тем

лабораторные и практические занятия,

часов

компетенции

прикладной модуль (при наличии)

1

2
Основное содержание
Раздел 1. Язык и речь. Язык как средство общения и форма
существования национальной культуры.
Тема 1.1. Основные Основное содержание
Основные функции языка в современном
функции языка в

современном
обществе

3

4

12

ОК 05

ОК 05
2

обществе. Происхождение языка (различные

гипотезы). Язык как естественная и
небиологическая система знаков. Язык и

мышление. Языковая и речевая компетенция.
Социальная природа языка. Этапы культурного

развития языка. Основные принципы русской
орфографии: морфологический, фонетический,
исторический. Реформы русской орфографии

Практические занятия:
Практическая работа. Основные функции языка

2

и формы их реализации в современном обществе

Тема 1.2

Происхождение

Основное содержание
Происхождение русского языка.

русского языка.

Индоевропейская языковая семья. Этапы

Индоевропейская
языковая семья.

ОК 05
2

формирования русской лексики

Заимствования из различных языков как

Этапы формирования показатель межкультурных связей.
русской лексики Признаки заимствованного слова. Этапы
освоения заимствованных слов.
Правописание и произношение

заимствованных слов. Заимствованные слова в

профессиональной лексике. Словарь

специальности
Практические занятия:
Практическая работа. Признаки

заимствованного слова. Этапы освоения

заимствованных слов

2

Тема 1.3. Язык как Основное содержание
Язык как система знаков. Структура языкового знака.
система знаков
Слово и его значение.

ОК 05
2

Лексическое и грамматическое

значение слова. Звук и буква. Уровни языковой системы и

единицы этих уровней. Принципы выделения частей речи в

русском языке

Практические занятия:
Практическая работа. Принципы русской орфографии
Раздел 2. Фонетика, морфология и орфография

2
42

Тема 2.1. Фонетика и Основное содержание
орфоэпия

Фонетика и орфоэпия. Соотношение звука и фонемы, звука

ОК
04; ОК
05
ОК
04; ОК
05

2

и буквы. Чередования звуков: позиционные и исторические.

Основные

виды

языковых

норм:

орфоэпические

(произносительные и акцентологические). Основные правила

произношения гласных, согласных звуков. Характеристика
русского ударения (разноместное, подвижное). Орфоэпия и

орфоэпические нормы

Практические занятия:
Практическая работа. Орфография. Безударные гласные в

4

корне слова: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся

Тема 2.2.

ОК
04; ОК
05

Основное содержание

Морфемика и

словообразование

Морфемная структура слова. Морфема как единица языка.

2

Классификация морфем: корневые и служебные.

Словообразование. Морфологические способы
словообразования. Неморфологические способы
словообразования.Словообразование и формообразование.
Практические занятия:
Практическая работа. Правописание звонких и глухих

4

согласных, непроизносимых согласных. Правописание
гласных после шипящих. Правописание Ъ и Ь. Правописание
приставок на -З(-С), ПРЕ-/ПРИ-, гласных после приставок

Тема 2.3. Имя

Основное содержание

О

К 04;
ОК
05

существительное как

часть речи.
Лексико-грамматические разряды существительных:

2

конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные,
здиничные. Грамматические категории имени

существительного: род, число, падеж. Склонение имен
существительных

Практические занятия:
Практическое занятие. Правописание суффиксов и

2

окончаний имен существительных. Правописание
сложных имен существительных.

Тема 2.4. Имя

О
К 04;
ОК
05

Основное содержание

прилагательное как

часть речи.
Лексико-грамматические разряды прилагательных.

2

Разряды прилагательных: качественные, относительные,
притяжательные. Степени сравнения имен
прилагательных. Полная и краткая форма имен
прилагательных. Семантико- стилистические различия

между краткими и полными формами. Грамматические
категории имени прилагательного: род, число, падеж.

Практические занятия:
Практическое занятие. Правописание суффиксов и

2

окончаний имен прилагательных. Правописание сложных
имен прилагательных
Тема 2.5. Имя

О
К 04;
ОК
05

Основное содержание

числительное как часть

речи.

Лексико-грамматические разряды имен числительных:

1

количественные, порядковые, собирательные. Типы
склонения имен числительных. Лексическая
сочетаемость собирательных числительных.
Практические занятия:
Практическая работа. Правописание числительных.
Возможности использования цифр. Числительные и

единицы измерения в профессиональной деятельности.

1

О
404;
ЭК
)5

Основное содержание

Тема 2.6. Местоимение

как часть речи.
2

Разряды местоимений по семантике: личные,
возвратное, притяжательные, вопросительные,

относительные, неопределенные, отрицательные,
указательные, определительные. Дефисное написание

местоимений

Трактические занятия:
Практическая работа. Правописание числительных.

2

Правописание местоимений с частицами НЕ и НИ

Тема 2.7. Глагол

ОК
04; ОК
05

Основное содержание

как часть речи.
Система грамматических категорий глагола (вид,

4

переходность, залог, наклонение, время, лицо, число,
род). Основа настоящего (будущего) времени глагола и

основа инфинитива (прошедшего времени); их

формообразующие функции

Тема 2.8.

Практические занятия:
Практическая работа. Правописание окончаний и
суффиксов глаголов.
Основное содержание

2

ОК
04; ОК
05

Причастие и
деепричастие как

особые формы

глагола

Действительные и страдательные причастия и способы

2

их образования. Краткие и полные формы причастий
Практические занятия:
Практическая работа Правописание суффиксов и

окончаний глаголов и причастий. Правописание Н и НН в

прилагательных и причастиях. Образование деепричастий

2

совершенного и несовершенного вида. Правописание

суффиксов деепричастий.
Основное содержание Семантика наречия, его

Тема 2.9. Наречие

как часть речи.

ОК 04;

2

морфологические признаки и синтаксические функции.

Служебные части Разряды наречий по семантике и способам образования,
местоименные наречия. Степени сравнении качественных
речи.

наречий. Разряды предлогов по семантике, структуре и
способам образования. Разряды союзов по семантике,
структуре и способам образования. Сочинительные и

подчинительные союзы
Практические занятия:
Практическая работа. Написание наречий и

2

соотносимых с ними других частей речи (знаменательных
и служебных). Слова категории состояния. Правописание

производных предлогов и союзов. Правописание частиц.
Правописание частицы НЕ с разными частями речи.

Трудные случаи правописание частиц НЕ и НИ
Раздел 3. Синтаксис и пунктуация

18

Тема 3.1. Основные Основное содержание

единицы синтаксиса.
Словосочетание. Сочинительная и подчинительная связь.
Виды

связи

управление,

в

слов

словосочетании:

примыкание.

Односоставное

и

Грамматическая

основа

Простое

ОК 04;
ОК 05;
ОК 09
ОК
04; ОК
05

2

согласование,
предложение.

двусоставное

предложения.

простого

двусоставного

предложения. Согласование сказуемого с подлежащим.

Односоставные предложения.

Неполные предложения.

Распространенные и нераспространенные предложения

Практические занятия:
Практическая работа. Знаки препинания в простом
предложении. Разбор словосочетаний
Тема 3.2

Второстепенные

Основное

содержание.

Второстепенные

4

члены

предложения (определение, приложение, обстоятельство,

члены предложения. дополнение). Осложненные предложения. Предложения с
однородными членами и знаки препинания в них
Однородные и неоднородные определения. Предложения

2

ОК 04;

с обособленными членами. Общие условия обособления

(позиция, степень распространенности и др.). Условия
обособления определений, приложений, обстоятельств.
Поясняющие и уточняющие члены как особый вид
обособленных членов
Практические занятия:
Практическая работа. Знаки препинания при однородных

4

членах с обобщающими словами. Знаки препинания при

оборотах с союзом КАК.

Разряды вводных слов и

предложений. Знаки препинания при вводных словах и

предложениях, вставных конструкциях, обращениях

Тема 3.3. Сложное Основное содержание

ОК
05; ОК
09

предложение

2

Основные типы сложного предложения по средствам
связи и грамматическому значению (предложения

союзные и бессоюзные; сочиненные и подчиненные).
Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных
предложений. Сложноподчиненные предложения с

несколькими придаточными. Бессоюзные сложные
предложения. Способы передачи чужой речи.

Предложения с прямой и косвенной речью как способ

передачи чужой речи

4

Практические занятия:

Практическая работа. Знаки препинания в

сложносочиненных предложениях. Знаки препинания в

сложноподчиненных предложениях. Знаки препинания в
бессоюзных сложных предложениях. Знаки препинания в
предложения с прямой речью. Знаки препинания при
диалогах. Правила оформления цитат

Прикладной модуль. Раздел 4. Особенности профессиональной
коммуникации.

8

Тема 4.1. Язык как Профессионально-ориентированное содержание
средство

профессиональной,
социальной и

Практические занятия:
Практическая
работа,

Терминология

и

2

ОК 04; ОК
05; ОК 09
ПК 4.1.;
4.4
ОК 04; ОК
05; ОК 09
ПК...

8. Солганик Г.Я. От слова к тексту. - М., 1993.
Словари
1.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном
русском языке. - СПб., 2012.
2.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. - СПб. 2003.
3.
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность
русской речи. Стилистический словарь вариантов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.,
2011г.
4.
Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание,
произношение, ударение, формы. - М., 2001.
5.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М., 2005.
6.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2004.
7.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В.
Бурцева. - 3-е изд., стереотипн. - М., 2002.
8.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических
выражений. - 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. - М., 2006.
9.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1992.
10.
Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. —
М.,2001.
11.
Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. - М., 2005.
12.
Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико­
грамматическими формами. - М., 2002.
13.
Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца XX
столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. - М., 2001.
14.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М., 2006.
15.
Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост.
В.В. Бурцева. - М., 2006.
16.
Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь
русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры /
Под ред. Л.Д. Чесноковой. - М., 2000.
17.
Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов
русского языка. - М., 2005.
18.
Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка:
значение и происхождение словосочетаний. - М., 2000.
19.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка:
Происхождение слов. - М., 2000.
20.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова - М., 2000.

Интернет - ресурсы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.

http://www. gramota.ru
http://www.uchportal.ru/
http://pedsovet.org/
http://www.rusedu.ru/
http://ru.wikipedia.org
http://globalteka. ru

4.КОНТРОЛБ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)

1

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения

2

Умения /знания
осуществлять речевой самоконтроль;
Подготовка и защита рефератов
оценивать устные и письменные высказывания Устные и письменные упражнения и задания
с точки зрения языкового оформления,
эффективности
достижения
поставленных
коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки Устные и письменные упражнения и задания
зрения правильности, точности и уместности их практические занятия тестирования, а также
употребления;
выполнения обучающимися индивидуальные
заданий
проводить лингвистический анализ текстов Устные и письменные упражнения и задания
различных
функциональных
стилей
и
разновидностей языка;
знать/понимать
связь языка и истории, культуры русского и практические занятия тестирования, а также
других народов;
выполнения обучающимися индивидуальных
заданий, проектов, исследований.
смысл понятий: речевая ситуация и ее Пересказ, устная работа с текстом. Устные и
компоненты, литературный язык, языковая письменные упражнения и задания
норма, культура речи; основные единицы и использовать основные виды чтения
уровни языка, их признаки и взаимосвязь (ознакомительно-изучающее,
использовать
основные
виды
чтения ознакомительно-реферативное и др.) в
(ознакомительно-изучающее, ознакомительно­ зависимости от коммуникативной задачи;
реферативное и др.) в зависимости от
коммуникативной задачи;
орфоэпические, лексические, грамматические,
Устные и письменные упражнения и задания
орфографические и пунктуационные нормы
практические занятия тестирования, а также
современного русского литературного языка;
выполнения обучающимися индивидуальны? :
нормы речевого поведения в социально­
заданий
культурной, учебно-научной, официально­
деловой сферах общения
извлекать
необходимую
информацию
из Устные и письменные упражнения и задания
различных
источников:
учебно-научных практические занятия тестирования, а также
текстов, справочной литературы, средств выполнения обучающимися индивидуальны? ■
массовой
информации,
в
том
числе заданий
представленных;
создавать
устные
и
письменные Устные и письменные упражнения и задания
монологические и диалогические высказывания использовать основные виды чтения
различных типов и жанров в учебно-научной (ознакомительно-изучающее,
(на материале изучаемых учебных дисциплин), ознакомительно-реферативное и др.) в
социально-культурной и деловой
сферах зависимости от коммуникативной задачи;
общения;

применять в практике речевого общения
основные
орфоэпические,
лексические,
грамматические нормы современного русского
литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические
и
пунктуационные
нормы
современного
русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в
различных сферах и ситуациях общения, в том
числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать
основные
информационной
переработки
письменного текста;

приемы
устного
и

Устные и письменные упражнения и задания
использовать основные виды чтения
(ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное и др.) в
зависимости от коммуникативной задачи;
Диктант Устный и письменный опрос,
тестовые задания, контрольное тестирование
словарный диктант, различные письменные
задания, контрольная работа
использовать основные виды чтения
(ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное и др.) в
зависимости от коммуникативной задачи;
различные письменные задания, контрольная
работа



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.