ОП.06 Криминология и предупреждение преступлений 2024

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.06 Криминология и предупреждение преступлений

Код и наименование специальности: 40.02.02 «Правоохранительная деятельность»

Квалификация выпускника:

юрист

Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический

Форма обучения: очная
Курс:
2,3
Семестр:
3,4,5.

2024 г.

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией

Протокол № 1 от «ДА>
20^^ г.
ПредседательШЦ)К
_____ Исаадаева Д.А
ИодгМсь
ФИО

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР

Подпись

3$

Шабанова М.М.
ФИО

сО<Р

20^ г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 Криминалистика разработана на основе
требований:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 12.05.2014 N 509 (ред. от
13.07.2021) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 Правоохранительная
деятельность" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2014 N 33737) с учетом:
- профиля получаемого образования.
- Рекомендаций по организации получения среднего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (разработаны Департаментом государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно
с ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки
России от 17.03.2015 № 06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных дисциплин в
пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего
профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом
профессионального образования Министерства образования и науки Республики
Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2024/2025 учебный год.

Разработчик: преподаватель специальных дисциплин ГБПОУДДИПК.
Рецензенты/ эксперты:
__________

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.06 Криминология и предупреждение преступлений»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП.06 Криминология и предупреждение преступлений» является
обязательной частью профессиональный учебного цикла ПОП-П соответствии с ФГОС СПО по
специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 10, ОК 11, ОК 12,
ОК 13.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код ОК,
Дисциплинарные результаты
ПК
Умения
Знания
ОК 10
выявлять обстоятельства,
социальную природу преступности и ее
ОК 11
способствующие преступности, в том
основные характеристики и формы
ОК 12
числе коррупции
проявления
ОК 13
осуществлять деятельность по
особенности лиц, совершивших
ПК 1.1
предупреждению и профилактике
преступления
ПК 1.2
преступлений
и
иных
правонарушений,
ПК 1.3
в том числе коррупционных
ПК 1.4
особенности криминальной среды
ПК 1.11
ПК 1.12
механизм индивидуального преступного
поведения
криминологическую характеристику
отдельных видов и групп преступлений
основные цели и задачи государственной
политики в сфере противодействия
коррупции
детерминанты коррупции, особенности
их проявления в механизме преступного
поведения
организационно-правовые средства
предупреждения и профилактики
правонарушений, в том числе
организационные, правовые и
тактические основы предупреждения
коррупции в правоохранительных
органах, основные направления
профилактики коррупционного
поведения сотрудников и служащих
правоохранительных органов

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

154

в т. ч.:

теоретическое обучение

100

практические занятия

52

Промежуточная аттестация

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов
и тем

1
Тема 1. Понятие, предмет
и система криминологии
Тема 2 История развития
учения о преступности

Тема 3. Развитие и
современное состояние
российской
криминологии.

Тема 4. Методика
криминологических
исследований

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

2
Содержание
Понятие «криминологии». Предмет криминологии.
Система криминологии. Задачи криминологии на современном этапе.
Содержание
Основные периоды в истории развития учения о преступности. Классический период.
Позитивистский период.
Социологическое направление. Современный период развития учения о преступности.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 1. Решение задач по теме «Развитие и современное состояние
российской криминологии» в MS Excel.
Практическое занятие № 2. Решение задач по теме «Развитие и современное состояние
российской криминологии» в MS Excel.
Содержание
Развитие криминологии в дореволюционный период. Криминология в 20-30-х годах.
Развитие криминологии в 60-х годах и ее современное состояние.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 3. Решение задач по теме «Развитие и современное состояние
российской криминологии» в MS Excel.
Практическое занятие № 4. Решение задач по теме «Развитие и современное состояние
российской криминологии» в MS Excel.
Содержание
Понятие методологии и методологии в криминологии.
Статистические методы, применяемые в криминологии.
Социологические и психологические методы, применяемые в криминологических
исследованиях. Иные методы криминологических исследований.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 5. Решение задач по теме «Методика криминологических
исследований» в MS Excel.

Объем, акад, ч /
в том числе
в форме
практической
подготовки,
акад, ч
3

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК 10. ОК И

4

4

ОК
ОК
ПК
ПК
ПК

10. ОК 11
12. ОК 13.
1.1. ПК 1.2.
1.3. ПК 1.4.
1.11.ПК 1.12.

ОК
ОК
ПК
ПК
ПК

10. ОК 11
12. ОК 13.
1.1. ПК 1.2.
1.3. ПК 1.4.
1.11. ПК 1.12.

ОК
ОК
ПК
ПК
ПК

10. ОК 11
12. ОК 13.
1.1. ПК 1.2.
1.3. ПК 1.4.
1.11. ПК 1.12.

2
2

2
2
2

2

4
4

2

Тема 5. Преступность

Тема 6. Латентная
преступность

Тема 7.
Личность преступника

Тема 8. Причины,
условия, механизм
преступного поведения

Практическое занятие № 6. Решение задач по теме «Методика криминологических
исследований» в MS Excel.
Практическое занятие № 7. Решение задач по теме «Методика криминологических
исследований» в MS Excel.
Содержание
Понятие преступности и ее свойства. Генезис преступности. Историческая изменчивость.
Социальная природа преступности и ее основные характеристики и формы проявления.
Количественные признаки преступности. Качественные признаки преступности. География
преступности в России.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 8.
Решение задач по теме «Преступность» в MS Word, MS Excel.
Практическое занятие № 9.
Решение задач по теме «Преступность» в MS Word, MS Excel.
Содержание
Понятие и общая характеристика латентной преступности. Причины существования латентной
преступности.
Методика измерения латентной преступности.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 10.
Решение задач по теме «Латентная преступность» в MS Word, MS Excel.
Практическое занятие № 11.
Решение задач по теме «Латентная преступность» в MS Word, MS Excel.
Содержание
Особенности лиц, совершивших преступления. Уровни криминологического изучения
личности преступника.
Соотношение социального и биологического в личности преступника. Структура личности
преступника. Классификация и типология преступников
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 12.
Решение задач по теме «Личность преступника» в MS Word.
Практическое занятие № 13
Решение задач по теме «Личность преступника» в MS Word.
Содержание
Понятие механизма преступного поведения.
Мотивация преступления. Роль конкретной ситуации.
Планирование преступления. Совершение преступления.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 14.

2
4

4

2

ОК
ПК
ПК
ПК

12. ОК 13.
1.1. ПК 1.2.
1.3. ПК 1.4.
1.11. ПК 1.12.

ОК
ОК
ПК
ПК

10. ОК И
12. ОК 13.
1.1. ПК 1.4.
1.11. ПК 1.12.

ОК
ОК
ПК
ПК
ПК

10. ОК 11
12. ОК 13.
1.1. ПК 1.2.
1.3. ПК 1.4.
1.11. ПК 1.12.

ОК
ОК
ПК
ПК
ПК

10. ОК И
12. ОК 13.
1.1. ПК 1.2.
1.3. ПК 1.4.
1.11. ПК 1.12.

2
2

6

2
2

2

4

2
2

6

4

_____ ______ ____

Тема 9. Причины и
условия преступности

Тема 10. Жертвы и
социальные последствия
преступности

Тема 11.
Предупреждение
(профилактика)
преступности

Тема 12. Общая
криминологическая
характеристика и
классификация
преступлений

Тема 13. Преступность
несовершеннолетних

Решение задач по теме «Причины, условия, механизм преступного поведения» в MS Word.
Содержание
Общефилософский и специальный подход к пониманию причин преступности. Экономические
отношения и преступность. Особенности криминальной среды
Социальные отношения и преступность. Политические интересы и преступность.
Нравственное состояние общества и преступность. Механизм индивидуального преступного
поведения
Условия, способствующие совершению преступлений. Самокоррнация преступности. Причины
и условия преступности в России в конце XX и начале XXI в.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 15.
Решение задач по теме «Причины и условия преступности» в MS Word.
Содержание
Потерпевший и его роль в механизме совершения преступления.
Виктимологическая профилактика. Социальные последствия преступности.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 16
Решение задач по теме «Жертвы и социальные последствия преступности» в MS Word.
Содержание
Понятие, цели, система и принципы предупреждения преступности. Характеристика системы
предупреждения
Правовое регулирование предупреждения преступлений
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 17
Решение задач по теме «Предупреждение (профилактика) преступности» в MS Word.
Содержание
Понятие
«криминологическая
характеристика
преступлений».
Криминологическая
характеристика отдельных видов и групп преступлений.
Три группы криминологической характеристики преступлений.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 18
Решение задач по теме «Общая криминологическая характеристика и классификация
преступлений» в MS W/ord.
Содержание
Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних. Особенности
преступности несовершеннолетних. Личностные характеристики несовершеннолетних
преступников
Нервно-психические аномалии несовершеннолетних преступников. Причины и условия,
способствующие совершению преступлений несовершеннолетними.

2

4

ОК
ПК
ПК
ПК

12. ОК 13.
1.1. ПК 1.2.
1.3. ПК 1.4.
1.1 1.

2

4

4
2

ОК И. ОК 12.
ПК 1.1. ПК 1.2.
ПК 1.3. ПК 1.4.

4

6

ОК 10-ОК 13.
ПК 1.1. ПК 1.2.
ПК 1.3.

2

6

ОК 10-ОК 13.
ПК 1.1. ПК 1.2.
ПК 1.3.

4

6

ОК 10-ОК 13.
ПК 1.1.ПК 1.2.
ПК 1.3. ПК 1.4.

Предупреждение преступности несовершеннолетних
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 19.
Решение задач по теме «Преступность несовершеннолетних» в MS Word.
Тема 14. Экономическая
Содержание
преступность.
Понятие экономической преступности. Состояние экономической преступности.
Возникновение и детерминация экономической преступности.
Детерминация экономической преступности. Предупреждение экономической преступности.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 20.
Решение задач по теме «Экономическая преступность» в MS Word.
Тема 15. Организованная Содержание
преступность
Понятие, признаки организованной преступности. Критерии оценки организованной
преступности. Особенности организованной преступности. Структурно-функциональные
характеристики организованной преступности.
Коррупция — основной признак организованной преступности. Истоки и развитие
организованной преступности в России. Личность участника преступных объединений.
Основные цели и задачи государственной политики в сфере противодействия коррупции.
Основные направления борьбы с организованной преступностью. Детерминанты коррупции,
особенности их проявления в механизме преступного поведения
Тема 16.
Содержание
Профессиональная
Понятие профессиональной преступности. История профессиональной преступности.
преступность
Характеристика криминального профессионализма. Причины и предупреждение
профессиональной преступности
Тема 17. Насильственная Содержание
преступность
Состояние и основные особенности насильственной преступности. Причины и условия
насильственных преступлений.
Характеристика личности насильственных преступников. Предупреждение насильственных
преступлений
Тема 18. Неосторожная
Содержание
преступность
Понятие и состояние неосторожной преступности. Причины и условия неосторожной
преступности
Особенности личности неосторожного преступника. Предупреждение неосторожной
преступности
Промежуточная аттестация
ИТОГО____________________________________________________________________________________________________

4

4

ОК
ПК
ПК
ПК

10-ОК 13.
1.1. ПК 1.2.
1.3. ПК 1.4.
1.11. ПК 1.12.

2

4

ОК Ю-ОК 13.
ПК 1.4. ПК 1.11.
ПК 1.12.

6

4

4

4

2
154

ОК Ю-ОК 13.
ПК 1.1. ПК 1.2.
ПК 1.11. ПК 1.12.

ОК Ю-ОК 12.
ПК 1.3. ПК 1.4.
ПК 1.11. ПК 1.12.

ОК Ю-ОК 13.
ПК 1.1. ПК 1.2.
ПК 1.3

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие
специальные помещения:
Кабинет «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин»; «центр (класс)
деловых игр», оснащенные в соответствии с п. 6.1.2.1 образовательной программы по
специальности.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.

3.2.1. Основные печатные и электронные издания
1. Криминология и предупреждение преступлений : учебник для среднего
профессионального образования / В. И. Авдийский [и др.] ; под редакцией В. И.
Авдийского, Л. А. Букалеровой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство
Юрайт, 2023. — 301 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05098-1. —
Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/511604 (дата обращения: 04.07.2023).
2. Афанасьева, О. Р. Криминология и предупреждение преступлений : учебник и
практикум для среднего профессионального образования / О. Р. Афанасьева, М. В.
Гончарова. В. И. Шиян. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023.
— 356 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16558-6. — Текст :
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://urait.ru/bcode/531284 (дата обращения: 04.07.2023).
3. Решетников, А. Ю. Криминология и предупреждение преступлений : учебное
пособие для среднего профессионального образования / А. Ю. Решетников, О. Р.
Афанасьева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 168 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00171-6. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511771 (дата
обращения: 04.07.2023).
3.2.2. Дополнительные источники
1.
CYBERLENINKA : научная электронная библиотека : [сайт]. - Москва, 2014.
-. - URL; https://cyberleninka.ru// - Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. - Текст:
электронный.
2.
Гарант.РУ : информационно-правовой портал. - Обновляется в течение суток.
- URL: http://www, garant.ru/. - Текст : электронный.
3СудАкт: [сайт]. - Обновляется в течение суток. - URL: https://sudact.ru/. Текст : электронный.
4.
ПРАВО.РУ: [сайт]. - Обновляется в течение суток. - URL: https://pravo.ru/. Текст: электронный.
5РАПСИ: Российское агентство правовой и судебной информации : [сайт]:
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных
технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ИА
№ ФС77-57654 от 8 апреля 2014 года. - URL: http://rapsin.ews.ги/. - Текст: электронный.
10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения
Критерии оценки
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
- выявлять обстоятельства,
Разрабатывает решения по
способствующие
выявлению
обстоятельств,
преступности, в том числе
способствующих
коррупции
преступности, в том числе
коррупции
в
процессе
выполнения
практических
заданий в малых группах
- осуществлять деятельность
по предупреждению и
профилактике преступлений
и иных правонарушений, в
том числе коррупционных

Решение ситуационных задач
с использованием метода
моделирования типичных
ситуаций по предупреждению
и профилактике преступлений
и иных правонарушений, в
том числе коррупционных;

Методы оценки

Экспертное наблюдение,
оценка решения
профессиональных задач,
оценка результатов
деятельности на
практическом занятии,
оценка тестового
контроля.
Экспертное наблюдение,
оценка решения
профессиональных задач,
оценка результатов
деятельности на
практическом занятии,
оценка тестового
контроля.

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
-социальную природу
Раскрывает
социальную
преступности и ее основные природу преступности и ее
характеристики и формы
основные характеристики и
проявления
формы проявления

- особенности лиц,
совершивших преступления

-особенности криминальной
среды

Экспертное наблюдение,
оценка решения
профессиональных задач,
оценка результатов
деятельности на
практическом занятии,
оценка тестового
контроля.
Характеризует
особенности Экспертное наблюдение,
лиц,
совершивших оценка решения
профессиональных задач,
преступления
оценка результатов
деятельности на
практическом занятии,
оценка тестового
контроля.
Знает
особенности Экспертное наблюдение,
оценка решения
криминальной среды
профессиональных задач,
оценка результатов
деятельности на
практическом занятии,
оценка тестового
контроля.

11

-механизм индивидуального
преступного поведения

Понимает механизм
индивидуального преступного
поведения

-криминологическую
характеристику отдельных
видов и групп преступлений

Решение профессиональных
задач при осуществлении
профессиональной
деятельности

-основные цели и задачи
государственной политики в
сфере противодействия
коррупции;

Четко излагает основные цели
и задачи государственной
политики в сфере
противодействия коррупции;

-детерминанты коррупции,
особенности их проявления
в механизме преступного
поведения;

Перечисляет
характеристику
детерминантам
особенностям их
механизме
поведения;

-организационно-правовые
средства предупреждения и
профилактики
правонарушений, в том
числе организационные,
правовые и тактические
основы предупреждения
коррупции в
правоохранительных
органах, основные
направления профилактики
коррупционного поведения
сотрудников и служащих
правоохранительных
органов

Четко
и
быстро,
ориентируется
в
организационно-правовых
средствах предупреждения и
профилактики
правонарушений, в том числе
организационных, правовых и
тактических
основы
предупреждения коррупции в
правоохранительных органах,
основные
направления
профилактики
коррупционного
поведения
сотрудников
и служащих
правоохранительных органов

и

дает

коррупции,
проявления в
преступного

Экспертное наблюдение,
оценка решения
профессиональных задач,
оценка результатов
деятельности на
практическом занятии,
оценка тестового
контроля.
Экспертное наблюдение,
оценка решения
профессиональных задач,
оценка результатов
деятельности на
практическом занятии,
оценка тестового
контроля.
Экспертное наблюдение,
оценка решения
профессиональных задач,
оценка результатов
деятельности на
практическом занятии,
оценка тестового
контроля.
Экспертное наблюдение,
оценка решения
профессиональных задач,
оценка результатов
деятельности на
практическом занятии,
оценка тестового
контроля.
Экспертное наблюдение,
оценка решения
профессиональных задач,
оценка результатов
деятельности на
практическом занятии,
оценка тестового
контроля.

12



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.