МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПЦ 10. Основы финансовой грамотности
Код и наименование профессии:
43.01.09 Повар, кондитер
Квалификация выпускника:
повар, кондитер
Форма обучения: очная
Курс 2
2024г.
1
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол №^т
Off
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
2024 г.
Подпись
Исаадаева Д.А.
ФИО
fftff
Шабанова М.М.
ФИО
2024 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОПЦ.Ю. Основы финансовой грамотности для профессии
43.01.09. Повар, кондитер разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Концепции Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения
РФ;
- ФГОС СОО (утв. приказом Минобрнауки России от; 9.12.2016 г. № 1569 (зарегистрировано в
Минюсте России 22 декабря 2016 г. № 44898);
с учетом:
— профиля получаемого образования,
-
Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного
общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального
образования (разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный институт
развития образования» (письмо Департамента государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России;
Разработчики: преподаватель ГБПОУ РД «Индустриально-промышленного колледжа»
М.М.Мусаева
(подпись)
Ахмедова X. А.
Рецензенты:
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.................................................
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ............................................................
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ..............................................................
4. КОНТРОЛБ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.......................................
3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
1.1. Область применения программы
Учебная дисциплина «Основы финансовой грамотности» относится к общепрофессиональному
циклу. Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки
квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС), разработанной в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по
профессии среднего профессионального образования 43.01.09 Повар, кондитер.
Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку
финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными
средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские
депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам,
ни нашим обучающимся явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При
этом нужно учитывать, что сегодняшние обучающиеся — это завтрашние активные участники
финансового рынка.
Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой
грамотности обучающихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их
практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий
момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за
финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Учебная дисциплина Основы финансовой грамотности предполагает знакомство обучающихся с
азами финансовой грамотности, формирование навыков работы с основными финансовыми
инструментами, законами финансового рынка и нормативными документами, изучение основ
финансовой арифметики.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Учебная дисциплина «Основы финансовой грамотности» изучается в общепрофессиональном цикле
учебного плана.
Содержание программы реализуется в пределах освоения обучающимися программы подготовки
квалифицированных рабочих, служащих по профессии 43.01.09 Повар, кондитер с получением
среднего общего образования.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины
В программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся компетенций,
необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы.
Общие компетенции
4
Код
компетенции
ОК 01.
Формулировка
компетенции
Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным
контекстам
Знания, умения
Умения:
распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/илз
социальном контексте;
анализировать задачу и/или проблему и выделять е<
составные части;
определять этапы решения задачи;
выявлять
и
эффективно
искать
информацию 5
необходимую для решения задачи и/или проблемы;
составить план действия;
определить необходимые ресурсы;
владеть
актуальными
методами
работы
3
профессиональной и смежных сферах;
реализовать составленный план;
оценивать результат и последствия своих действш 1
(самостоятельно или с помощью наставника)
Знания:
актуальный профессиональный и социальный контекст, в
котором приходится работать и жить;
основные источники информации и ресурсы для решени я
задач и проблем в профессиональном и/или социальноел
контексте;
алгоритмы выполнения работ в профессиональной и
смежных областях;
методы работы в профессиональной и смежных сферах;
структуру плана для решения задач;
порядок
оценки
результатов
решения
зада ч
профессиональной деятельности
ОК 02.
Осуществлять поиск,
анализ и
интерпретацию
информации,
необходимой для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
руководителем
Умения:
определять задачи для поиска информации;
определять необходимые источники информации;
планировать процесс поиска;
структурировать получаемую информацию;
выделять наиболее значимое в перечне информации;
оценивать практическую значимость результатов поиска
оформлять результаты поиска
Знания:
5
номенклатура
информационных
источнике>в,
применяемых в профессиональной деятельности;
приемы структурирования информации;
формат оформления результатов поиска информации
OK 03.
Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие
Умения:
определять
актуальность
нормативно-правовой
документации в профессиональной деятельности;
применять современную научную профессиональную
терминологию;
определять и выстраивать траектории профессионального
развития и самообразования
Знания:
содержание
актуальной
нормативно-правовой
документации;
современная научная и профессиональная терминология;
возможные траектории профессионального развития и
самообразования
OK 04.
Работать в коллективе
и команде,
эффективно
взаимодействовать с
коллегами,
руководством,
клиентами
Умения:
организовывать работу коллектива и команды;
взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
в ходе профессиональной деятельности
Знания:
психологические основы деятельности
психологические особенности личности;
основы проектной деятельности
OK 05.
Осуществлять устную
и письменную
коммуникацию на
государственном
языке с учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста
коллектива,
Умения:
грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по
профессиональной тематике на государственном языке,
проявлять толерантность в рабочем коллективе
Знания:
особенности социального и культурного контекста;
правила оформления документов и построения устных
сообщений.
6
ОК И
Использовать знания
Умения:
по финансовой
рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам 1
грамотности,
кредитования;
планировать
определять
инвестиционную
привлекательност Ь
предпринимательскую
коммерческих идей
в рамках профессионально Й
деятельность в
деятельности;
профессиональной
определять источники финансирования
сфере
Знания:
основы предпринимательской деятельности основы
финансовой грамотности
правила разработки бизнес-планов
порядок выстраивания презентации
кредитные банковские продукты
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 78часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объём часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
78
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
78
В том числе;
лекционные занятия
34
практические занятия
42
Итоговая аттестация в форме дифференцированного
зачёта
2
8
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов Содержание учебного материала,
Объём Коды
и тем
самостоятельная работа обучающихся часов компетенц
на занятии, внеаудиторная
ий,
самостоятельная работа.
формирова
НИЮ
которых
способству
ет элемент
программы
1
Введение
2
3
Вводное занятие. Цели и задачи курса.
Актуальность изучения основ
финансовой грамотности при освоении
профессии.
2
2
Раздел 1. Бюджет и
бюджетная система
ОК.1,ОК.2,
ОК.З,
ОК.4, ОК.5,
ОК. И
1. Бюджет и бюджетная система РФ, и
бюджетный процесс.
2. Формирование бюджета РФ,
Основные статьи доходов и расходов
2
бюджета.
3. Региональные и муниципальные
бюджеты
2
Практическая работа:
Бюджет и его социально экономическое
значение для развития РФ. Использовать
Интернет-ресурсы.
6
Раздел 2. Семейная
экономика. Личный и
семейный бюджет: его
роль в современной
жизни общества.
1 .Личный бюджет, источники его
формирования, основные направления
распределения.
Бюджет семьи, источники доходов
семейного бюджета.
2. Семейный бюджет, источники его
формирования и основные направления
9
2
4
ОК.1,ОК.2,
ОК.З,
ОК.4, ОК.5,
ОК. 11
Практическая работа:
Различать личный бюджет и бюджет
семьи. Дефицит бюджета.
Использование полученных доходов на
различных этапах жизни семьи.
Контроль расходов, считать и
фиксировать, на что тратятся
полученные деньги.
2
Раздел 3. Банки: чем
они могут быть вам
полезны
6
ОК.1,ОК.2,
ОК.З,
ОК.4, ОК.5,
ОК. 11
1. Банковская система России. Текущие
4
счета и дебетовые карты
2
2. Кредиты: когда их брать и как оценить.
Виды кредитов. Прочие услуги банков
4
Практическое занятие:
Тест «Банки и их роль в жизни семьи».
Расчёт процентов кредита
4
Раздел 4. Налоги:
почему их надо платить
и чем грозит неуплата
1 .Зачем нужны налоги, и какие виды
налогов существуют
2. Налоговый кодекс
2
2
3. Налоговая декларация, налоговые
вычеты, пеня.
Практические занятия
Формирование практических
навыков по оптимизации личного
бюджета в части применения
налоговых льгот с целью
уменьшения налоговых выплат
физических лиц. Формирование
практических навыков получения
социальных и имущественных
налоговых вычетов как
инструмента сокращения затрат на
приобретение имущества,
образование, лечение, и др. Опрос.
Доклады на тему
1 .Возникновение и развитие
налогообложения.
2.Возникновение и развитие налогов в
древней Руси.
____________________
10
8
ОК.1,ОК.2,
ОК.З,
ОК.4, ОК.5,
ОК. 11
Раздел 5. Обеспеченная
старость:
Возможности
пенсионного
накопления
2
ОК.1,ОК.2,
ОК.З,
ОК.4, ОК.5,
ОК. И
1. Понятие и значение пенсии,
2
государственная пенсионная система в
РФ
2. Пенсионный фонд РФ и его
функции, негосударственные
пенсионные фонды
3. Трудовая и социальная пенсия,
корпоративная пенсия
4. Инструменты для увеличения
размера пенсионных накоплений.
6
Практические занятия
Расчет своей будущей пенсии (задачи по
пенсионному обеспечению).
Сравнительный анализ доступных
финансовых инструментов,
используемых для формирования
пенсионных накоплений. Тренинг.
Развитие навыков планирования и
прогнозирования. Устный доклад на
тему - «Изменения в пенсионном
законодательстве»
Раздел 6. Финансовые
механизмы работы
фирмы
4
1.Взаимоотношения работодателя и
сотрудников
2. Резюме, испытательный срок,
заработная плата, премии и бонусы,
неденежные бонусы, лист
нетрудоспособности, отпуск по
беременности и родам, отпуск по уходу
за ребёнком, выходное пособие.
Выручка, издержки и прибыль фирмы.
3. Банкротство фирмы, спрос на труд,
профсоюз, безработица, пособие по
безработице.
Практическая работа:
Составление резюме.
Работа с конспектом.
2
2
6
4
Раздел 7. Собственный
бизнес: как создать и не
потерять
11
ОК.1,ОК.2,
ОК.З,
ОК.4, ОК.5,
ОК. 11
ОК.1,ОК.2,
ОК.З,
ОК.4, ОК.5,
ОК. 11
Раздел 8. Риски в мире
денег: как защититься
от разорения
1 .Чем предпринимательская
деятельность отличается от работы по
2
найму. Что такое успешная компания.
2.Бизнес-идея, бизнес-ангелы, венчурные
фонды, бизнес-инкубаторы.
2
2.Создание собственной компании.
Юридическое лицо.
Индивидуальный предприниматель,
общество с ограниченной
ответственностью (ООО), закрытое
акционерное общество
(ЗАО), бизнес-план, лизинг.
Практическая работа:
8
Работа с конспектом, написание бизнесплана.
Формирование навыков по поиску
актуальной информации по стар тапам
и ведению бизнеса. Составление
бизнес-плана. Ведение простых
расчетов, прибыли, доходов. Доклад на
тему «Понятие бизнес-плана и его
значение»
4
1 .Оценка и контроль рисков своих
сбережений. Экономические кризисы.
Финансовое мошенничество
2.Признаки финансовых пирамид
ОК.1,ОК.2,
ОК.З,
ОК.4, ОК.5,
ОК. 11
2
2
6
Практические занятия
Формирование навыков безопасного
поведения потребителя на финансовом
рынке.
2
Дифференцированный зачёт
78
ИТОГО:
12
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие
специальные помещения:
Кабинет «Общепрофессионального цикла», оснащенный оборудованием:
рабочее место преподавателя
посадочные места по количеству обучающихся
доска классная
стенд информационный
учебно-наглядные пособия;
техническими средствами обучения:
компьютерная техника с лицензионным программным обеспечением и возможностью
подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
мультимедийная установка или иное оборудование аудиовизуализации.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь
печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в
образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией
выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных
изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Сидорова, Е. Ю. Налоги и налогообложение : учебник / Е. Ю. Сидорова, Д. Ю. Бобошко. —
Москва : ИНФРА-М, 2021. — 235 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16016714-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1221162 (дата обращения:
13.01.2022). - Режим доступа: по подписке.
2. Каджаева М.Р. Финансовая грамотность: учебное пособие для студ.учреждений
сред.проф.образования/М.Р.Каджиева, С.В.Дубровская, А.Р.Елисеева. - Москва.: Издательский центр
«Академия», 2019.-288 с. ISBN 978-5-4468-7883-3
3.2.2. Основные электронные издания
1. Солодовников Ю. Л. Экономика и управление в здравоохранении : учебное пособие для спо
/ Ю. Л. Солодовников. — 6-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 312 с. — ISBN 978-58114-7205-5.— Текст: электронный// Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/156384 (дата обращения: 14.01.2022). — Режим доступа: для авториз.
пользователей
2. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Д. В. Бураков [и др.] ; под редакцией Д. В. Буракова. — 2-е изд.,
перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 366 с. — (Профессиональное образование).
__ ISBN 978-5-534-10231-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/429626
3. Фрицлер, А. В. Основы финансовой грамотности: учебное пособие для среднего
профессионального образования / А. В. Фрицлер, Е. А. Тарханова. — Москва : Издательство Юрайт,
2021.— 154 с.— (Профессиональное образование).— ISBN 978-5-534-13794-1. — Текст :
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/46689 7
3.2.3. Дополнительные источники
13
1. Всё о будущей пенсии для учёбы и жизни [Электронный
http://www.pfrf.ru/files/id/press_center/pr/ uchebnik/SchoolBook_20 181 .pdf
ресурс].
URL:
2. Рекомендации по заполнению справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах
Банк
имущественного характера, представляемых в
http://www.cbr.ru/statichtml/file/25510/mintrud.pdf
России
[Электронный
ресурс].
URL:
3. Романова И.Б., Айнуллова Д.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика [Электронный
ресурс]. URL: http:// window.edu.ru/resource/473/74473/files/ulstu201 l-28.pdf
4. Банковские услуги и отношения людей с банками: курс лекций [Электронный ресурс]. URL:
http://fmc.hse.ru/ bezdudnivideo
5. Банковские услуги и отношения людей с банками: курс лекций [Электронный ресурс]. URL:
http://fmc.hse.ru/ bezdudnivideo
6. Финансовые пирамиды и финансовое мошенничество: курс лекций [Электронный ресурс].
URL: https://fmc.hse.ru/ vaginvideo
7. Финансовый портал «РБК Quote» [Электронный ресурс]. URL: https://quote.rbc.ru
8. Сайт компании «Финансовый инвестиционный консультант» [Электронный ресурс]. URL:
http://vip-money.com
9. Агентство по страхованию вкладов [Электронный ресурс]. URL: www.asv.org.ru
10. Аинансовый информационный портал [Электронный ресурс]. URL: www.banki.ru
11. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: www.cbr.ru
12. Федеральный фонд ОМС [Электронный ресурс]. URL: www.ffoms.ru
13. Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего
профессионального образования [Электронный ресурс]. URL: www.fmc.hse.ru
14. Федеральная налоговая служба (ФНС России) [Электронный ресурс]. URL!
www.nalog.ru/rn77
15. Журнал «Налоговая политика и практика» [Электронный ресурс]. URL: www.nalogkodeks.ru
16. Сайт «Всё о страховании» [Электронный ресурс]. URL: www.o-strahovanie.ru
17. Пенсионный фонд Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: www.pfrf.r
18. ПАО «Сбербанк России» [Электронный ресурс]. URL: . www.sberbank.ru
19. НПФ «ВТБ Пенсионный фонд» [Электронный ресурс]. URL: www.vtbnpf.ru
20. Бухгалтерские новости и статьи [Электронный ресурс]. URL: https://nalog-nalog.ru
21. НПФ «Сбербанк» [Электронный ресурс]. URL: https://npfsberbanka.ru
22. Финансовый портал (данные по финансовым рынкам России) [Электронный ресурс]. URL:
http://ru.investing.com
23. Словарь финансово-экономических терминов [Электронный ресурс]/ А.В. Шаркова [и др.].
— Электрон, текстовые данные. — М.: Дашков и К, 2017.
1168 с.
URL.
http://www.iprbookshop.ru/62447.html.— ЭБС «IPRbooks»
14
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения 1
знания:
- основные понятия финансовой
грамотности и основные
законодательные акты,
регламентирующие ее вопросы;
- виды принятия решений в
условиях ограниченности ресурсов;
- основные виды планирования;
- устройство банковской системы,
основные виды банков и их
операций;
сущность понятий «депозит»
и «кредит», их виды и принципы;
схемы кредитования
физических лиц;
устройство налоговой
системы, виды налогообложения
физических лиц;
признаки финансового
мошенничества;
основные виды ценных бумаг
и их доходность;
формирование
инвестиционного портфеля;
классификацию инвестиций,
основные разделы бизнес-плана;
виды страхования;
- виды пенсий,способы увеличения
пенсий
Умения
- анализировать состояние
финансовых рынков, используя
различные источники информации;
- применять теоретические знания
по финансовой грамотности для
практической деятельности и
повседневной жизни;
- сопоставлять свои потребности и
возможности, оптимально
распределять свои материальные и
трудовые ресурсы, составлять
семейный бюджет и личный
финансовый план;
Критерии оценки
- правильное изложение
основных понятий
финансовой грамотности,
используя нормативную и
правовую документацию;
- владение знаниями
различных банковских
операций, кредитов, схем
кредитования, основных
видов ценных бумаг,
налогообложения физических
лиц, страхования и
пенсионного обеспечения.
Методы оценки
Тестовый контроль с
применением
информационных
технологий.
Экспертная оценка
правильности выполнения
заданий по работе с
информацией, документами
Экспертная оценка решения
ситуационных задач.
Зачет
- соблюдение основных норм
налогового и финансового
законодательства при
оформлении кредита,
различных видов
страхования;
- использование материалов
из информационных
источников в текстовой,
цифровой и графической
формах для понимания
основных экономических
тенденций и формирования
финансовых планов;
Экспертная оценка
выполнения практических
заданий, выполнения
условий учебных ролевых
игр
Зачет
1 В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты
15
- грамотно применять полученные
знания для оценки собственных
экономических действий в качестве
потребителя, налогоплательщика,
страхователя, члена семьи и
гражданина;
- анализировать и извлекать
информацию, касающуюся личных
финансов, из источников
различного типа и источников,
созданных в различных знаковых
системах (текст, таблица, график,
диаграмма, аудиовизуальный ряд и
др-);
- оценивать и принимать
ответственность за рациональные
решения и их возможные
последствия для себя, своего
окружения и общества в целом
- принятие финансовых
решений с учетом знаний о
правах потребителей;
- способность выполнять
практические
задания,
основанные на ситуациях,
связанных с банковскими
операциями, рынком ценных
бумаг, страховым рынком,
фондовой
и
валютной
биржами;
способность выявлять
признаки мошенничества на
финансовом
рынке
в
отношении физических лиц.
16