МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
Образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.02 Информатика
Профиль получаемого профессионального образования:
Технический
Код и наименование профессии /специальности:
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Квалификация выпускника: Техник
Форма обучения: очная
Курс: 2
Семестр :3
2024 г.
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол № от «
ОК 2024 г.
Председатель
_______ угаева З.М.
Подпись I
ФИО
№2024 г.
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
Шабанова М.М.
Подпись
ФИО
30
0£
2024 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02 Информатика по специ
альности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
разработана на основе требований: Приказа Минобрнауки России от
10.01.2018 N 2
(ред. от 01.09.2022)
"Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования по специальности
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"
(Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2018 N 49797)
с учетом:
- профиля получаемого образования,
примерной программы,
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ сред
него профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разрабо
танных Отделом профессионального образования Министерства об
разования и науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим
учебным планом образовательной организации на 2024/2025 учеб
ный год.
Разработчик: преподаватель ГБПО
Магомедов Тимур Мухтарович__
(подпись)
Рецензенты/ эксперты: Магомедова
Р.М.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИ
НЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
8
13
15
3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН. 02 Информатика
1.1. Область применения программы
Программа применяется при изучении дисциплины ЕН.02 Информатика в
рамках профессии: Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образо
вательной программы: дисциплина входит в математический и общий
естественнонаучный цикл. Организационно курс построен как сочетание
лекционной, практической аудиторной (класс ЭВМ) и практической самостоятельной частей, направленных на достижение следующих целей:_______
Наименование общих компетенций
Код
Использовать современные средства поиска, анализа
ОК 02
и интерпретации информации,
и информационные технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности
Эффективно взаимодействовать
ОК 04
и работать в коллективе и команде
ОК 05
Осуществлять устную
и письменную коммуникацию
на государственном языке Российской Федерации с уче
том особенностей социального
и культурного контекста
ОК 07
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсо
сбережению, применять знания
об изменении климата, принципы бережливого производ
ства, эффективно действовать
в чрезвычайных ситуациях
ОК 09
Пользоваться профессиональной документацией
на государственном
и иностранном языках
Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя
способность:
Код
ПК 1.3.
Наименование общих компетенций
Разрабатывать архитектурно-строительные чертежи с ис
пользованием средств автоматизированного проектиро4
вания
ПК 1.4.
ПК 3.2.
ПК5.1.
ПК 5.2.
Участвовать в разработке проекта производства работ с
применением информационных технологий
Обеспечивать работу структурных подразделений при
выполнении производственных заданий
Составление сводных спецификаций и таблиц
потребности в строительных и вспомогательных
материалах и оборудовании
Формирование базы данных по строительным и
вспомогательным материалам и оборудованию в привязке
к поставщикам и (или) производителям
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:
Целью курса является:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики
в формирование научной картины мира, роль информационных про
цессов в обществе, биологических и технических системах,
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать
информационные модели реальных объектов и процессов, используя
при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин,
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей путем освоения и использования методов информатики
и средств ИКТ при изучении других дисциплин,
- изучение структуры и содержания потоков информации, виды и
принципы информационного поиска и носителей информации,
- знакомство с классификацией социальных технологий,
- рассмотрение перспектив внедрения электронных информационных
систем в социальную сферу,
- научиться использовать существующее прикладное ПО для обработ
ки информации в профессиональной деятельности.
Кроме того, в рамках данного курса должен быть приобретен практи
ческий опыт обращения с базовыми системными программными продуктами
и пакетами прикладных программ.
В результате изучения курса должны быть получены самые необходимые
сведения по важнейшим вопросам теории и практики информации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать базовые системные программные продукты;
- использовать прикладное программное обеспечение общего назначе
ния для обработки текстовой, графической, числовой информации;
5
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные понятия автоматизированной обработки информации, об
щий состав и структуру персональных электронно-вычислительных
машин (ЭВМ) и вычислительных систем;
- базовые системные программные продукты и пакеты прикладных
программ для обработки текстовой, графической, числовой и таблич
ной информации.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисципли
ны:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 108 часов;
6
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лекции
практические занятия
Самостоятельная работа
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
Объем часов
108
108
48
48
8
4
7
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов
и тем
1
Раздел 1.
Информационная дея
тельность человека.
Тема 1.1
Основные этапы разви
тия информационного
общества.
Тема 1.2
Этнические и правовые
нормы информационной
деятельности людей.
Информационная без
опасность.
Содержание учетного материала, лабораторные и практические работы, Объем Уровень
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если
часов освоения
предусмотрены/
2
4
3
•
•
■
10
Эволюция информатики как науки. Понятие информатики. Этапы развития
информационного общества. Его информатизация. Этапы развития техниче
ских средств и информационных ресурсов.
8
Практическое занятие:
Изучение специальной литературы, электронных ресурсов и подготовка со
общений по вопросам:
1. История докомпьютерной эпохи.
2. Достижения научно-технического прогресса, вызванные передом
от механизированного информационного обмена к автоматизи
рованному.
4
Право собственности на информационный продукт: право распоряжения,
право владения, право использования. Правовое регулирование в информа
ционной деятельности людей. Роль государства в правовом регулировании.
Закон РФ «Об информации информатизации и защите информации» как
юридическая основа гарантий прав граждан на информацию. Проблемы, сто
ящие перед законодательными органами в части правового обеспечения ин
формационной деятельности человека. Понятия этики. Этнические нормы
информационной деятельности. Формы внедрения этнических норм. Поня
тия информационная безопасности. Понятия информационной среды. Ос
новные цели информационной безопасности. Источники, виды информаци
онных угроз, и их характеристики.
1
-
1
8
Раздел 2.
Информация и инфор
мационные процессы.
Тема 2.1
Информация, свойства
информации, признаки
информации.
.
,
.
»
.
....
6
Практическое занятие:
Изучение специальной литературы, электронных ресурсов и подготовка со
общений по вопросам:
1. Законы, указы, постановления об авторском праве: на книгу, на
программный продукт, на картину, на песню.
2. Названия справочников, журналов, газет, в которых можно найти
информацию: о программных продуктах, о компьютерах, об ин
формационных системах, о новинках мировой киноиндустрии.
3. Информационная среда перечисленных объектов и возможные
информационные угрозы: школа, библиотека, ваша семья, су
пермаркет, кинотеатр, любая другая среда на ваш выбор.
У
•
-
Понятия информация. Понятие данных. Сопоставление этих понятий. Свой 8
ства информации, актуальность, достоверность, доступность, понятность,
полнота, репрезентативность, адекватность, их характеристика. Рассмотре
ние перечисленных свойств на примерах из окружающей жизни. Понятие
выборка данных. Рассмотрение примеров геинформационных систем с точки
зрения свойств информации. Адресность информации. Признаки информа
ции, их классификация. Получение информации.
8
Самостоятельная работа
10
Практическое занятие:
Изучение специальной литературы, электронных ресурсов и подготовка со
общений по вопросам:
1. При каких условиях данные становятся информацией.
2. Отличия иллюстрированной информации от данных.
3. Представление информации в разных формах.
4. Группировка информации по признакам.
1
9
Тема 2.2
Виды информации и
формы представления.
Тема 2.3
Передача информации,
информационные про
цессы. Кодирование ин
формации.
Тема 2.4
Измерение количества
информации. Системы
счисления информации.
Перевод чисел из десяте-
Виды информации и формы представления. Информация, воспринимаемая
человеком. Информация, воспринимаемая вычислительной техникой. Си
стема счисления. Представление в компьютере числовой информации. Пред
ставление в компьютере нечисловой информации.
Практическое занятие:
Изучение специальной литературы, электронных ресурсов и подготовка со
общений по вопросам:
1. Стандарты представления в компьютере нечисловой информации.
Определение сообщение, сигнал, данные. Процесс передачи информации:
источник сообщения, передатчик, линия связи, приемник, потребитель со
общения, источник помех. Системы передачи сообщений. Обработка ин
формации. Информационный процесс. Задача сбора, обмена, хранения и об
работки информации в информационном процессе. Определение код, коди
рование, язык, перекодирование, декодирование, бит, байт. Двоичное коди
рование. Кодирование чисел, текстовой информации, графической и звуко
вой информации, кодирование изображения.
Практическое занятие:
Изучение специальной литературы, электронных ресурсов и подготовка со
общений по вопросам:
1. Смысл теория Котельникова В. А. На какой вопрос она отвечает.
2. Личного наблюдения информационных процессов.
3. Кодирование персональных данных с помощью кода Морзе.
4. Кодирование слов ИНФОРМАТИКА, КОМПЬЮТЕР, ЧЕЛОВЕК, с
помощью шифра Цезаря.
Понятие количество информации. Измерение целесообразности информа
ции. Измерение полезности информации. Определение тезаурус, интерпрета
тор. Система счисления. Виды систем счисления информации. Единицы из
мерения информации. Перевод чисел из десятеричной системы счисления в
любую другу.
10
2
4
8
2
8
/
4
2
10
ричной системы счисле
ния в любую другую.
Тема 2.5
Информационные техно
логии. Информационные
ресурсы.
Тема 2.6
Информационная мо
дель. Информационный
объект.
Практическое занятие
4
Определение технология, информационная технология, информационно
коммуникационная технология. Сопоставление материальной и информаци
онной технологий. Инструментарий информационной технологии. Инфор
мационные технологии и информационные системы. История развития ин
формационной технологии. Основные свойства информационной техноло
гии. Основные виды ресурсов. Понятие информационного ресурса, инфор
мационного продукта. Рынок информационных продуктов. Информацион
ный ресурс как главный стратегический ресурс страны. Как отражается пра
вильное использование информационных ресурсов на развитии общества.
Практическое занятие:
Изучение специальной литературы, электронных ресурсов и подготовка со
общений по вопросам:
1. Классификация информационных технологий.
2. Понятия информационного продукта, услуги, информационной
услуги.
Понятие объекта (оригинала, прототипа) исследования. Понятие модели объ
екта. Роль цели при создании модели. Понятие информационной модели
объекта. Понятие адекватности информационной модели. Методы оценки
адекватности модели оригиналу. Рассмотрение и анализ адекватности, об
щих и отличительных свойств нескольких информационных моделей, полу
ченных благодаря заданию разных целей исследования одного и того же
объекта. Сопоставление реального и информационного миров. Роль цели при
таком сравнении.
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2
Всего:
1
10
■ '• < 2
’" ’ -■
'□■'■Л4'..' •
2
1
2
108
11
■ ■ ?-Л'
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспече
нию
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Информа
тики и информационных технологий»; лаборатория «Информационных технологий»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- методические рекомендации для выполнения самостоятельной аудиторной и внеауди
торной самостоятельной работы;
- методические рекомендации для выполнения практических работ;
- перечень теоретических вопросов и практических заданий для подготовки к зачету;
- варианты заданий к зачету по дисциплине «Информатика».
- программные продукты.
Технические средства обучения:
- компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
- доступ к локальной и глобальной сети.
Консультации - формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письмен
ные, устные) определяются образовательным учреждением.
А)групповые
Примерная тематика
Работа в Microsoft office
Б) индивидуальные консультации проводятся по мере необходимости
Примечание: консультации проводятся по мере изучения соответствующих разделов и тем
учебной дисциплины за счет консультационного фонда.
12
3.3. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литерату
ры
Основная литература:
1. Симонович С. В. Общая информатика - СПб., 2017.
2. Макарова Н. В. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник 10 кл. - СПб.,
2015.
3. Макарова Н. В. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник 11 кл. - СПб.,
2016.
4. Фиошин М. Е., Ресин А.А., Юнусов С. М. Информатика и ИКТ. Часть 1. Профиль
ный уровень. Учеб, для общеобразоват. учреждений 10-11 кл. - М., 2018.
5. Фиошин М. Е., Ресин А.А., Юнусов С. М. Информатика и ИКТ. Часть 2. Профиль
ный уровень. Учеб, для общеобразоват. учреждений 10-11 кл. - М., 2018.
Дополнительная литература:
1. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник 10 кл. - М., 2008.
2. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник 11 кл. - М., 2011.
3. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень. Учебник 10 кл. - М.,
2008.
4. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень. Учебник 11 кл. - М.,
2008.
13
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования,
а также выполнения обучающимися самостоятельных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Умения:
- использовать информационные ресурсы
для поиска и хранения информации;
- использовать информационно
коммуникативные технологии в профес
сиональной деятельности;
- обрабатывать текстовую и табличную
информацию;
- использовать деловую графику и муль
тимедиа-информацию;
- применять антивирусные средства защи
ты информации;
- читать (интерпретировать) интерфейс
специализированного
программного
обеспечения, находить контекстную по
мощь, работать с документацией;
- применять специализированное про
граммное обеспечение для сбора, хране
ния и обработки банковской информации
в соответствии с изучаемыми профессио
нальными модулями;
- пользоваться автоматизированными си
стемами делопроизводства создавать пре
зентации;
- применять методы и средства защиты
банковской информации;
- осуществлять информационное обеспе
чение товародвижения;
Знать:
- основные методы и средства обработки,
хранения, передачи и накопления инфор
мации;
- назначение, состав, основные характери
стики компьютера;
- назначение и принципы использования
системного и прикладного программного
обеспечения;
- технологию поиска информации в Ин
тернет;
- основные компоненты компьютерных
сетей, принципы пакетной передачи дан
ных, организацию межсетевого взаимо
действия;
Формы и методы контроля и оценки ре
зультатов обучения
Текущий контроль:
- защита результатов самостоятельной
работы;
- защита практической работы;
- зачет.
Методы контроля:
- фронтальный устный опрос;
- тестирование;
- защита рефератов;
- защита самостоятельных заданий;
- зачет.
14
- принципы защиты информации от не
санкционированного доступа;
- правовые аспекты использования ин
формационных технологий и программ
ного обеспечения;
- основные понятия автоматизированной
обработки
информации;
- направления автоматизации бухгалтер
ской и коммерческой деятельности
назначение, принципы организации и экс
плуатации бухгалтерских информацион
ных систем;
- основные угрозы и методы обеспечения
информационной безопасности.
15