EH.02 Информатика 2024

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
Образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕН.02 Информатика

Профиль получаемого профессионального образования:
Технический

Код и наименование профессии /специальности:
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Квалификация выпускника: Техник
Форма обучения: очная
Курс: 2

Семестр :3

2024 г.

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол № от «
ОК 2024 г.
Председатель
_______ угаева З.М.
Подпись I

ФИО

№2024 г.

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР
Шабанова М.М.

Подпись

ФИО

30

0£

2024 г.

Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02 Информатика по специ­
альности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
разработана на основе требований: Приказа Минобрнауки России от
10.01.2018 N 2
(ред. от 01.09.2022)
"Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования по специальности
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"
(Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2018 N 49797)
с учетом:
- профиля получаемого образования,
примерной программы,
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ сред­
него профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разрабо­
танных Отделом профессионального образования Министерства об­
разования и науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим
учебным планом образовательной организации на 2024/2025 учеб­
ный год.
Разработчик: преподаватель ГБПО
Магомедов Тимур Мухтарович__
(подпись)

Рецензенты/ эксперты: Магомедова
Р.М.

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИ­
НЫ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

8
13

15

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН. 02 Информатика

1.1. Область применения программы
Программа применяется при изучении дисциплины ЕН.02 Информатика в
рамках профессии: Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образо­
вательной программы: дисциплина входит в математический и общий
естественнонаучный цикл. Организационно курс построен как сочетание
лекционной, практической аудиторной (класс ЭВМ) и практической самостоятельной частей, направленных на достижение следующих целей:_______
Наименование общих компетенций
Код
Использовать современные средства поиска, анализа
ОК 02
и интерпретации информации,
и информационные технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности
Эффективно взаимодействовать
ОК 04
и работать в коллективе и команде
ОК 05
Осуществлять устную
и письменную коммуникацию
на государственном языке Российской Федерации с уче­
том особенностей социального
и культурного контекста
ОК 07
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсо­
сбережению, применять знания
об изменении климата, принципы бережливого производ­
ства, эффективно действовать
в чрезвычайных ситуациях
ОК 09
Пользоваться профессиональной документацией
на государственном
и иностранном языках
Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя
способность:
Код
ПК 1.3.

Наименование общих компетенций
Разрабатывать архитектурно-строительные чертежи с ис­
пользованием средств автоматизированного проектиро4

вания
ПК 1.4.
ПК 3.2.

ПК5.1.

ПК 5.2.

Участвовать в разработке проекта производства работ с
применением информационных технологий
Обеспечивать работу структурных подразделений при
выполнении производственных заданий
Составление сводных спецификаций и таблиц
потребности в строительных и вспомогательных
материалах и оборудовании
Формирование базы данных по строительным и
вспомогательным материалам и оборудованию в привязке
к поставщикам и (или) производителям

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:
Целью курса является:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики
в формирование научной картины мира, роль информационных про­
цессов в обществе, биологических и технических системах,
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать
информационные модели реальных объектов и процессов, используя
при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин,
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей путем освоения и использования методов информатики
и средств ИКТ при изучении других дисциплин,
- изучение структуры и содержания потоков информации, виды и
принципы информационного поиска и носителей информации,
- знакомство с классификацией социальных технологий,
- рассмотрение перспектив внедрения электронных информационных
систем в социальную сферу,
- научиться использовать существующее прикладное ПО для обработ­
ки информации в профессиональной деятельности.
Кроме того, в рамках данного курса должен быть приобретен практи­
ческий опыт обращения с базовыми системными программными продуктами
и пакетами прикладных программ.
В результате изучения курса должны быть получены самые необходимые
сведения по важнейшим вопросам теории и практики информации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать базовые системные программные продукты;
- использовать прикладное программное обеспечение общего назначе­
ния для обработки текстовой, графической, числовой информации;

5

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные понятия автоматизированной обработки информации, об­
щий состав и структуру персональных электронно-вычислительных
машин (ЭВМ) и вычислительных систем;
- базовые системные программные продукты и пакеты прикладных
программ для обработки текстовой, графической, числовой и таблич­
ной информации.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисципли­
ны:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 108 часов;

6

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лекции
практические занятия
Самостоятельная работа
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

Объем часов
108
108

48
48
8
4

7

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов
и тем
1
Раздел 1.
Информационная дея­
тельность человека.

Тема 1.1
Основные этапы разви­
тия информационного
общества.

Тема 1.2
Этнические и правовые
нормы информационной
деятельности людей.
Информационная без­
опасность.

Содержание учетного материала, лабораторные и практические работы, Объем Уровень
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если
часов освоения
предусмотрены/
2
4
3
•
•
■
10
Эволюция информатики как науки. Понятие информатики. Этапы развития
информационного общества. Его информатизация. Этапы развития техниче­
ских средств и информационных ресурсов.
8
Практическое занятие:
Изучение специальной литературы, электронных ресурсов и подготовка со­
общений по вопросам:
1. История докомпьютерной эпохи.
2. Достижения научно-технического прогресса, вызванные передом
от механизированного информационного обмена к автоматизи­
рованному.
4
Право собственности на информационный продукт: право распоряжения,
право владения, право использования. Правовое регулирование в информа­
ционной деятельности людей. Роль государства в правовом регулировании.
Закон РФ «Об информации информатизации и защите информации» как
юридическая основа гарантий прав граждан на информацию. Проблемы, сто­
ящие перед законодательными органами в части правового обеспечения ин­
формационной деятельности человека. Понятия этики. Этнические нормы
информационной деятельности. Формы внедрения этнических норм. Поня­
тия информационная безопасности. Понятия информационной среды. Ос­
новные цели информационной безопасности. Источники, виды информаци­
онных угроз, и их характеристики.

1

-

1

8

Раздел 2.
Информация и инфор­
мационные процессы.
Тема 2.1
Информация, свойства
информации, признаки
информации.

.

,

.

»

.

....

6
Практическое занятие:
Изучение специальной литературы, электронных ресурсов и подготовка со­
общений по вопросам:
1. Законы, указы, постановления об авторском праве: на книгу, на
программный продукт, на картину, на песню.
2. Названия справочников, журналов, газет, в которых можно найти
информацию: о программных продуктах, о компьютерах, об ин­
формационных системах, о новинках мировой киноиндустрии.
3. Информационная среда перечисленных объектов и возможные
информационные угрозы: школа, библиотека, ваша семья, су­
пермаркет, кинотеатр, любая другая среда на ваш выбор.

У

•

-

Понятия информация. Понятие данных. Сопоставление этих понятий. Свой­ 8
ства информации, актуальность, достоверность, доступность, понятность,
полнота, репрезентативность, адекватность, их характеристика. Рассмотре­
ние перечисленных свойств на примерах из окружающей жизни. Понятие
выборка данных. Рассмотрение примеров геинформационных систем с точки
зрения свойств информации. Адресность информации. Признаки информа­
ции, их классификация. Получение информации.
8
Самостоятельная работа
10
Практическое занятие:
Изучение специальной литературы, электронных ресурсов и подготовка со­
общений по вопросам:
1. При каких условиях данные становятся информацией.
2. Отличия иллюстрированной информации от данных.
3. Представление информации в разных формах.
4. Группировка информации по признакам.

1

9

Тема 2.2
Виды информации и
формы представления.

Тема 2.3
Передача информации,
информационные про­
цессы. Кодирование ин­
формации.

Тема 2.4
Измерение количества
информации. Системы
счисления информации.
Перевод чисел из десяте-

Виды информации и формы представления. Информация, воспринимаемая
человеком. Информация, воспринимаемая вычислительной техникой. Си­
стема счисления. Представление в компьютере числовой информации. Пред­
ставление в компьютере нечисловой информации.
Практическое занятие:
Изучение специальной литературы, электронных ресурсов и подготовка со­
общений по вопросам:
1. Стандарты представления в компьютере нечисловой информации.
Определение сообщение, сигнал, данные. Процесс передачи информации:
источник сообщения, передатчик, линия связи, приемник, потребитель со­
общения, источник помех. Системы передачи сообщений. Обработка ин­
формации. Информационный процесс. Задача сбора, обмена, хранения и об­
работки информации в информационном процессе. Определение код, коди­
рование, язык, перекодирование, декодирование, бит, байт. Двоичное коди­
рование. Кодирование чисел, текстовой информации, графической и звуко­
вой информации, кодирование изображения.
Практическое занятие:
Изучение специальной литературы, электронных ресурсов и подготовка со­
общений по вопросам:
1. Смысл теория Котельникова В. А. На какой вопрос она отвечает.
2. Личного наблюдения информационных процессов.
3. Кодирование персональных данных с помощью кода Морзе.
4. Кодирование слов ИНФОРМАТИКА, КОМПЬЮТЕР, ЧЕЛОВЕК, с
помощью шифра Цезаря.
Понятие количество информации. Измерение целесообразности информа­
ции. Измерение полезности информации. Определение тезаурус, интерпрета­
тор. Система счисления. Виды систем счисления информации. Единицы из­
мерения информации. Перевод чисел из десятеричной системы счисления в
любую другу.

10

2

4

8

2

8

/
4

2

10

ричной системы счисле­
ния в любую другую.
Тема 2.5
Информационные техно­
логии. Информационные
ресурсы.

Тема 2.6
Информационная мо­
дель. Информационный
объект.

Практическое занятие

4

Определение технология, информационная технология, информационно­
коммуникационная технология. Сопоставление материальной и информаци­
онной технологий. Инструментарий информационной технологии. Инфор­
мационные технологии и информационные системы. История развития ин­
формационной технологии. Основные свойства информационной техноло­
гии. Основные виды ресурсов. Понятие информационного ресурса, инфор­
мационного продукта. Рынок информационных продуктов. Информацион­
ный ресурс как главный стратегический ресурс страны. Как отражается пра­
вильное использование информационных ресурсов на развитии общества.
Практическое занятие:
Изучение специальной литературы, электронных ресурсов и подготовка со­
общений по вопросам:
1. Классификация информационных технологий.
2. Понятия информационного продукта, услуги, информационной
услуги.
Понятие объекта (оригинала, прототипа) исследования. Понятие модели объ­
екта. Роль цели при создании модели. Понятие информационной модели
объекта. Понятие адекватности информационной модели. Методы оценки
адекватности модели оригиналу. Рассмотрение и анализ адекватности, об­
щих и отличительных свойств нескольких информационных моделей, полу­
ченных благодаря заданию разных целей исследования одного и того же
объекта. Сопоставление реального и информационного миров. Роль цели при
таком сравнении.
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2

Всего:

1

10
■ '• < 2

’" ’ -■

'□■'■Л4'..' •

2

1

2
108

11

■ ■ ?-Л'

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспече­
нию
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Информа­
тики и информационных технологий»; лаборатория «Информационных технологий»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- методические рекомендации для выполнения самостоятельной аудиторной и внеауди­
торной самостоятельной работы;
- методические рекомендации для выполнения практических работ;
- перечень теоретических вопросов и практических заданий для подготовки к зачету;
- варианты заданий к зачету по дисциплине «Информатика».
- программные продукты.

Технические средства обучения:
- компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
- доступ к локальной и глобальной сети.

Консультации - формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письмен­
ные, устные) определяются образовательным учреждением.
А)групповые
Примерная тематика
Работа в Microsoft office
Б) индивидуальные консультации проводятся по мере необходимости
Примечание: консультации проводятся по мере изучения соответствующих разделов и тем
учебной дисциплины за счет консультационного фонда.

12

3.3. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литерату­
ры
Основная литература:
1. Симонович С. В. Общая информатика - СПб., 2017.
2. Макарова Н. В. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник 10 кл. - СПб.,
2015.
3. Макарова Н. В. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник 11 кл. - СПб.,
2016.
4. Фиошин М. Е., Ресин А.А., Юнусов С. М. Информатика и ИКТ. Часть 1. Профиль­
ный уровень. Учеб, для общеобразоват. учреждений 10-11 кл. - М., 2018.
5. Фиошин М. Е., Ресин А.А., Юнусов С. М. Информатика и ИКТ. Часть 2. Профиль­
ный уровень. Учеб, для общеобразоват. учреждений 10-11 кл. - М., 2018.

Дополнительная литература:

1. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник 10 кл. - М., 2008.
2. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник 11 кл. - М., 2011.
3. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень. Учебник 10 кл. - М.,
2008.
4. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень. Учебник 11 кл. - М.,
2008.

13

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования,
а также выполнения обучающимися самостоятельных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Умения:
- использовать информационные ресурсы
для поиска и хранения информации;
- использовать информационно­
коммуникативные технологии в профес­
сиональной деятельности;
- обрабатывать текстовую и табличную
информацию;
- использовать деловую графику и муль­
тимедиа-информацию;
- применять антивирусные средства защи­
ты информации;
- читать (интерпретировать) интерфейс
специализированного
программного
обеспечения, находить контекстную по­
мощь, работать с документацией;
- применять специализированное про­
граммное обеспечение для сбора, хране­
ния и обработки банковской информации
в соответствии с изучаемыми профессио­
нальными модулями;
- пользоваться автоматизированными си­
стемами делопроизводства создавать пре­
зентации;
- применять методы и средства защиты
банковской информации;
- осуществлять информационное обеспе­
чение товародвижения;
Знать:
- основные методы и средства обработки,
хранения, передачи и накопления инфор­
мации;
- назначение, состав, основные характери­
стики компьютера;
- назначение и принципы использования
системного и прикладного программного
обеспечения;
- технологию поиска информации в Ин­
тернет;
- основные компоненты компьютерных
сетей, принципы пакетной передачи дан­
ных, организацию межсетевого взаимо­
действия;

Формы и методы контроля и оценки ре­
зультатов обучения

Текущий контроль:
- защита результатов самостоятельной
работы;
- защита практической работы;
- зачет.

Методы контроля:
- фронтальный устный опрос;
- тестирование;
- защита рефератов;
- защита самостоятельных заданий;
- зачет.

14

- принципы защиты информации от не­
санкционированного доступа;
- правовые аспекты использования ин­
формационных технологий и программ­
ного обеспечения;
- основные понятия автоматизированной
обработки
информации;
- направления автоматизации бухгалтер­
ской и коммерческой деятельности
назначение, принципы организации и экс­
плуатации бухгалтерских информацион­
ных систем;
- основные угрозы и методы обеспечения
информационной безопасности.

15



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.