МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Г осу дарственное бюджетное профессионал ы юе
образовательно учреждение РД
« Индустриально - промышленный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД. 01.05. БИОЛОГИЯ
Код и наименование спениальности/про(Ьессяи:29.02.10 Конструирование,
моделирование и технологии изготовления легкой промышленности
Квалификация выпускника: технолог-конструктор
Форма обучения: очная
Курс 1
2025г
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
естественно-математического цикла
Протокол №1
от 28, 08. 2025 г.
Предс^щтедь П. (Ц) К
Магомедова А.А.
Подпись
ФИО
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
Подпись
Шабанова М.М.
ФИО
,2025 г.
Рабочая программа средней общеобразовательной программы ОД. 01.05. Биология
разработана на основе требований- Федерального закона от 29.12.2012 г.№ 273 -ФЗ
об образовании в РФ.
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 12.05.2014 №>509
с учетом: -профиля получаемого образования.
- примерной программы
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и полу”
;•
профессии или специальности среднего профессионального образен ; : • ;
(разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный
институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от
17.03.2015 №06-259);
- Методических
рекомендаций
по
разработке
рабочих
программ
общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального
образования Министерства образования и науки Республики Дагестана в
соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2025/2026 учебный год.
Разработчик: Гаджиева Н.А. учитель биологии
Рецензенты: Умарова М.Б
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ...........................
1.1 Область применения программы..........................................................
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы........................................................................
1.3 Цели и задачи дисциплины-требования к результатам освоения дисциплины.
1.4 Количество часов на освоение рабочей программы учебной
дисциплины....................................................................................................
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ...............
2.1 Тематический план и и содержание учебной дисциплины................
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .........................
3.1
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению..............................................................................................................
3.2 Информационное обеспечение обучения..............................................
4ЖОНТРОЛБ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ...............................................................................................
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БИОЛОГИЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОД. 01,05.Биология является частью
образовательной программы СПО программы подготовки специалистов среднего звена в
соответствии с ФГОС по специальности 29.02.10 «Конструирование, моделирование и
изготовление изделий легкой промышленности.»
1.2. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО программы
подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ): дисциплина «Биология» входит в
общеобразовательную подготовку и относится к общеобразовательным дисциплинам.
Программа направлена на формирование общих компетенций (ОК):
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими
общими компетенциями (далее - ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач
применительно к различным контекстам;
профессиональной деятельности
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной
деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать
знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного
контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе
с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять
стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого
уровня физической подготовленности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание рабочей программы «Биология» направлено на достижение
следующих целей:
• получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка,
Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о
живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической
науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного
познания;
• овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль
биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных
технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за
экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных
изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся
достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и
противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий,
концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с
различными источниками информации;
• воспитание убежденности в необходимости познания живой природы,
необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным
ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента
при обсуждении биологических проблем;
• использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни
для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по
отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью;
обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при
травмах, соблюдение правил поведения в природе.
Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
• личностных-.
- сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям
отечественной биологической науки; представления о целостной естественно
научной картине мира;
- понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на
окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы
деятельности человека;
- способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в
образовательной и профессиональной деятельности; возможности
информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию
информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения
в профессиональной сфере;
- способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами
толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами,
работе в коллективе;
- готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий,
катастроф, стихийных бедствий;
- обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и
экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;
- способность использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений,
вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма,
наркомании); правил поведения в природной среде;
- готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях,
отравлениях пищевыми продуктами;
• метапредметных’.
- осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание
мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
- повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических
явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру;
сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий,
концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с
различными источниками информации;
- способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с
использованием современных информационно-коммуникационных
технологий;
- способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути
ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу
глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и
рационального использования природных ресурсов;
- умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности
людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе;
проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и
антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
способность применять биологические и экологические знания для анализа
прикладных проблем хозяйственной деятельности;
- способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно
научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения
научных и профессиональных задач;
- способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области
биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
• предметных’.
- сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной
картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной
грамотности для решения практических задач;
- владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее
уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической
терминологией и символикой;
- владение основными методами научного познания, используемыми при биологических
исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением
наблюдений; выявление и оценка антропогенных
изменений в природе;
- сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать
элементарные биологические задачи;
- сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации,
получаемой из разных источников, глобальным экологическим
проблемам и путям их решения.
В результате изучения учебной дисциплины «Биология» обучающийся
должен знать:
• основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории,
эволюционного учения, учения В.И. Вернадского о биосфере, законы Г. Менделя,
закономерностей изменчивости и наследственности;
• строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом,
структуры вида и экосистем;
• сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия
искусственного
и
естественного
отбора,
формирование
приспособленности,
происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в
экосистемах и биосфере;
• вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической
науки;
• биологическую терминологию и символику;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
• объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад
биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира;
единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние
алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное
развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние
мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и
окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в
развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных
заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения
многообразия видов;
• решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы
скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи
питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
• выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие
мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах
своей местности;
• сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой
природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и
агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор,
половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и
анализа;
• анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни
и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной
деятельности в окружающей среде;
• изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
• находить информацию о биологических объектах в различных источниках
(учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах
сети Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни.
• для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний,
стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в
природной среде;
• оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях,
отравлениях пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии
(клонирование, искусственное оплодотворение)
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
• максимальная учебная нагрузка - 39 часов;
• обязательная аудиторная учебная нагрузка - - 39 часов;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Трудоемкость часов
1 семестр
Общая трудоемкость
39
Аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе:
Лекционные занятия
35
17
Самостоятельная работа
Практические занятия
4
17
Вид итогового контроля (зачет, экзамен, контрольная работа)
!
j|
1
Зачет 1
.J
Наименование
разделов и тем занятий
1
Введение
Содержание учебного материала,
практические занятия и самостоятельная
работа обучающихся
2
Содержание учебного материала
Лекция-презентация со вспомогательными
техническими средствами обучения
Биология как наука. Краткая история развития
биологии. Признаки живых организмов.
Многообразие живых организмов. Уровневая
организация живой природы и эволюция.
Методы познания живой природы. Общие
закономерности биологии. Предмет изучения
обобщающего курса «Биология», цели и
задачи курса. Изучение основных
закономерностей возникновения, развития и
существования жизни па Земле и современной
ее организации. Роль биологии в
формировании современной
естественнонаучной картины мира и в
практической деятельности людей.
Соблюдение правил поведения в природе,
бережное отношение к биологическим
объектам (растениям и животным и их
сообществам) и их охрана.
Демонстрации
Биологические системы разного уровня:
клетка, организм, популяция, экосистема,
биосфера.
Объем
часов
УровевИ
освоенЛ
3
4
Я
1
2
1
41
д
Раздел 1. Основы цитологии
Тема 1.1. Методы цитологии.
Клеточная теория
Тема 1.2.Особенности
химического состава
клетки. Вода и ее роль в
жизнедеятельности клетки.
Минеральные вещества и их
роль в клетке
Содержание учебного материала
Лекция
Что такое клетка. Её размеры. Какие методы и
приборы используют для изучения клеток.
Создатели
клеточной
теории.
Каковы
основные положения клеточной теории
Содержание учебного материала
Лекция-презентация со вспомогательными
техническими средствами обучения
Химические элементы клетки. Химические
вещества клетки. Роль воды в клетке.
Свойства воды. Минеральные вещества
клетки и их роль.
Практическое занятие:2
Клетка структурная единица живого.
пи
л
1
1
2
2
1
________ ta
2 1
Содержание учебного материала
г
Тема 1.3. Органические
вещества. Углеводы и их роль
в жизнедеятельности клетки.
Липиды и их роль в
жизнедеятельности клетки.
Лекция с использованием наглядных
пособий. Углеводы и их классификация.
Функции углеводов. Липиды и их
классификация. Функции липидов
Практическое занятие: 3
Моно, дисахариды, полисахариды. Липиды,
классификация.
2
2
1
1
2
Содержание учебного материала
Тема 1.4. Строение и функции
белков. Ферменты
Лекция. Белки и их строение. Классификация
белков.
Уровни организации белковой
молекулы. Функции белков. Свойства белков.
Денатурация белка.
2
2
1
1
Содержание учебного материала
Лекция. Нуклеиновые кислоты и их типы.
Строение ДНК и РНК. Типы РНК
2
Практическое занятие: Органические
вещества клетки.
2
Тема 1.5. Нуклеиновые
кислоты
и их роль в жизнедеятельности.
Содержание учебного материала
Лекция. Биологические мембраны.
Органоиды клетки. Клеточное ядро.
Хромосомы, строение, функции.
1
1
1 1
2
1
Тема 1.6.Строение
эукариотической клетки.
Практическое занятие: Органоиды клеток
эукариот.
1
Тема 1.11.Вирусы
Содержание учебного материала
Лекция
. Вирусы. Сравнение неклеточных и
клеточных форм жизни.
Демонстрации
Виды вирусов. Строение вируса табачной
мозаики. Спид.
Практическое занятие:8
Вирусы. Строение вирусов.
Тема 1.12. Питание клетки
Содержание учебного материала
Лекция с интерактивной презентацией
Способы питания.
Демонстрации
Представители автотрофных и гетеротрофных
организмов
1
1
1
2 |
1
1
Содержание учебного материала
Тема 1.13.0бмен веществ в
клетке
Проблемная лекция с интерактивной
презентацией. Гомеостаз, пластический и
энергетический обмен. Метаболизм
Демонстрация наглядного пособия " Обмен
веществ в клетке
г
>
Тема 1.14. Энергетический
обмен обмен
Содержание учебного материала
Лекция:
Энергетический обмен в клетке.
Диссимиляция. Этапы энергетического
обмена: подготовительный, бескислородный,
кислородный
Демонстрация наглядного пособия "Этапы
энергетического обмена"
Практическое занятие: Гликолиз, дыхание.
Тема 1.1. Жизненный цикл
клетки. Деление клетки.
Митоз
• г
t
2 ’
1
1
2
I4
Содержание учебного материала
Практическое занятие: 12
Митоз. Биологическая роль митоза.
2
2
J
Тема 1.5. Оплодотворение
Практическое занятие: Виды
оплодотворения.
1
J
Тема 1.6. Индивидуальное
развитие.
Тема 1.7 История развития
генетики.
Гибридологический метод
Тема 1.8 Закономерности
наследственности и
изменчивости
Тема 4.1. Основные методы
селекции и биотехнологии
Практическое занятие: онтогенез. Типы
онтогенеза.
Периоды
онтогенеза.
Зародышевое развитие организмов. Этапы
эмбрионального развития млекопитающих.
Взаимодействие
частей
развивающегося
зародыша. Постэмбриональный период.
Сходство зародышей и эмбриональная
дивергенция признаков.
Практическое занятие:
Законы Менделя. Моногибридное,
дигибридное скрещивание.
Практическое занятие: Изменчивость. Виды
изменчивости. Модификационная и
наследственная изменчивость. Норма
реакции.
Мутации.
Практическое занятие: селекция.
Полиплоидия и отдаленная гибридизация.
Искусственный мутагенез. Биотехнология.
Генная инженерия. Клеточная инженерия.
Практическое занятие: возникновение
жизни на Земле. Гипотезы о происхождении
жизни (креационизм,гипотеза
самопроизвольного зарождения жизни,
Тема 5.9. Возникновение
гипотеза панспермии, гипотеза
жизни на Земле
биохимической эволюции). Современные
представления о происхождении
жизни (гипотеза абиогенного зарождения
жизни) Демонстрация наглядных пособий.
Практическое занятие: Компоненты
Тема: Эволюция биосферы.
биосферы. Функции живого вещества
Дифференцированный зачет:
Всего;
39 часов
1
2
2
2
2
i
!
I
S
i'
2
1
1
1J
*
2
2
З.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
реализации дисциплины
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебной аудитории:
-посадочные места студентов;
•
рабочее место преподавателя;
•
рабочая меловая доска;
•
демонстрационный стол;
•
наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды,
карточки, раздаточный дидактический материал, справочный материал).
•
комплект учебно-методических пособий по биологии;
•
лабораторное оборудование (микроскоп и микропрепараты, модель ДНК,
гербарий, лабораторная посуда и химические реактивы)
•
видеоматериалы
Технические средства обучения:
•
Ноутбук
•
мультимедийный проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения. (Перечень рекомендуемых учебных
изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы).
Основные источники:
1. Каменский А.А. Биология. Общая биология. 10-11 класс.: учебник под ред. А.А.
Каменский, Е.А. Крикунов, В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2018.- 368 с.
2. Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень).
1 Окласс.—М.,2020..
Дополнительные источники:
ЕИонцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. — М., 2019.
2. Лукаткин А.С., Ручин А.Б., Силаева Т.Б. и др. Биология с основами экологии: учебник
для
студ.
учреждений
высшего.
образования.
—
М.,
2018.
3. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Биология: учебник для студ..
4. Никитинская
Т.В. Биология:
карманный
справочник.
—
М.,
2019
б.Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Биология. Общая биология: базовый
уровень,
10—Пкласс.—М.,
2019
6.Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Иванова Т. В. Биология (базовый уровень). 10—И
класс. — М., 2019
Заяц Биология 2021г.
И нтернет-ресурсы:
!'
1. http://www.ebio.ru/Электронный учебник по биологии. Представлены
разделы: ботаника, зоология, анатомия, общая биология, экология.
I
2. http://evolution.powernet.ru/ Теория эволюции как она есть: материалы по
| Теории биологической эволюции. Представлены различные материалы,
посвященные теории биологической эволюции.
|| 3. www. window, edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам
i Интернета по биологии).
i 4. www.znanium.com- сайта института
| i5.wk.com /idbiorepetitor
___________________________________________
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, промежуточного
контрольного тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных
заданий, рефератов.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Коды
формируемых
общих
компетенций
знания:
основные положения биологических ОК-2, ОК - 4,
теорий и закономерностей: клеточной ОК-5, ОК-6,
теории, эволюционного учения, учения ОК-08
В.И. Вернадского о биосфере, законы Г.
Менделя, закономерностей изменчивости и
наследственности;
строение
и
функционирование ОК-2, ОК-4,
биологических объектов: клетки, генов и ОК-5,
хромосом, структуры вида и экосистем;
Формы и методы контроля и
оценки результатов
обучения
Промежуточное тестирование.
Проверка тетради.
Устный опрос.
Проверка тетради.
Проверка домашних задач.
Оценивание
практических
работ.
Промежуточный контроль.
сущность биологических процессов:
размножения, оплодотворения, действия
искусственного и естественного отбора,
формирование
приспособленности,
происхождение видов, круговорот веществ
и
превращение
энергии
в
клетке,
организме, в экосистемах и биосфере;
ОК-2, ОК-3,
ОК-4, ОК-8,
ОК-9
вклад выдающихся (в том числе
отечественных)
ученых
в
развитие
биологической науки;
биологическую
терминологию
и
символику.
ОК-1, ОК-3,
ОК-04, ОК-9
умения:
- объяснять роль биологии в формировании
научного
мировоззрения;
вклад
биологических теорий в формирование
современной естественно-научной картины
мира; единство живой и неживой природы,
родство живых организмов; отрицательное
влияние алкоголя, никотина, наркотических
веществ
на
эмбриональное
и
постэмбриональное развитие человека;
влияние экологических факторов на живые
организмы, влияние мутагенов на растения,
животных и человека; взаимосвязи и
взаимодействие организмов и окружающей
среды; причины и факторы эволюции,
изменяемость видов; нарушения в развитии
организмов, мутации и их значение в
возникновении
наследственных
заболеваний; устойчивость, развитие и
смены
экосистем;
необходимость
сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические
задачи; составлять элементарные схемы
скрещивания и схемы переноса веществ и
передачи энергии в экосистемах (цепи
питания); описывать особенности видов по
морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к
среде обитания, источники и наличие
мутагенов в окружающей среде (косвенно),
антропогенные изменения в экосистемах
своей местности;
сравнивать биологические объекты:
химический состав тел живой и неживой
природы, зародышей человека и других
животных, природные экосистемы и
агроэкосистемы своей местности; процессы
ОК-2, ОК-4,
ОК-5,
Оценивание практических
заданий.
Промежуточный контроль.
Фронтальный
и
индивидуальный опрос
Проверка тетради.
Проверка домашних заданий.
Работа с учебником.
Устный опрос.
Проверка тетради.
Защита рефератов.
Промежуточное тестирование.
Диктант по определениям.
Устный опрос.
ОК-3, ОК-4,
ОК 08
Проверка тетради.
Проверка домашних заданий.
Оценивание
практических
работ.
Промежуточный контроль.
Фронтальный
и
индивидуальный опрос.
Работа с учебником.
ОК-2, ОК-3,
ОК-4, ОК08, ОК-9
Оценивание практических
заданий.
Промежуточный контроль.
Проверка тетради.
Проверка домашних заданий.
ОК-4, ОК-5,
ОК-6
Оценивание практических
заданий.
Фронтальный и
индивидуальный опрос
ОК-2, ОК-3,
ОК-5, ОК-6
Фронтальный и
индивидуальный опрос.
Выполнение
практических
заданий.
(естественный и искусственный отбор,
половое и бесполое размножение) и делать
выводы и обобщения на основе сравнения и
анализа;
- анализировать и оценивать различные
гипотезы о сущности, происхождении
жизни
и
человека,
глобальные
экологические проблемы и их решения,
последствия собственной деятельности в
окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на
биологических моделях;
- находить информацию о биологических
объектах
в
различных
источниках
(учебниках,
справочниках,
научнопопулярных
изданиях,
компьютерных
базах, ресурсах сети
Интернет)
и
критически ее оценивать.
ОК-2, ОК-3,
ОК-4, ОК-8
Устный опрос.
Просмотр
и
видеофильма.
ОК-1, ОК-3,
OK-05, ОК-9
ОК-4, ОК-5,
ОК-6, ОК-08
Выполнение
практических
заданий.
Работа
с
литературой,
интернет-источниками.
Устный опрос.
анализ