ОУП.06 История 2025

СОДЕРЖАНИЕ
1.
2.
3.
4.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОГСЭ.02 История»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОУП.06 История» является обязательной общего гуманитарного
и социально-экономического цикла ПОП-П в соответствии с ФГОС СПО по специальности
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 02, ОК 03, ОК
09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код
ПК, ОК
ОК 02

ОК 03

Умения

Знания

Определять необходимые источни- Приемы структурирования информации
ки информации
Планировать процесс поиска;
структурировать получаемую информацию
Выделять наиболее значимое в перечне информации
Оформлять результаты поиска,
применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач
Применять современную научную Современная научная и профессиональпрофессиональную терминологию ная терминология
Порядок выстраивания презентации

ОК 09

Понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные
и бытовые), понимать тексты на
базовые профессиональные темы
Участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные
темы
Писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы

Правила построения простых и сложных предложений на профессиональные
темы
Основные общеупотребительные глаголы
(бытовая
и профессиональная лексика)
Правила чтения текстов профессиональной направленности

Код и наименование
формируемых компетенций
ОК 01. Выбирать
способырешения
задач
профессиональной
деятельности
применительнок различным
контекстам

Планируемые результаты освоения
дисциплины
Общи
Дисциплинарны
е
е1
В части трудового воспитания:
-уметь критически анализировать для
решения
- готовность
к
труду,
осознание познавательной задачи
аутентичные
исторические
ценности мастерства, трудолюбие;
источники разных типов (письменные, вещественные,
- готовность к активной деятельности аудиовизуальные) по истории России и зарубежных стран
технологической
и
ХХ – начала XXI в., оценивать их полноту и
социальной
направленности, достоверность, соотносить с историческим периодом;
способность инициировать, планировать и выявлять общее и различия; привлекать контекстную
самостоятельно
выполнять
такую информацию при работе с историческими источниками;
деятельность;
-владеть комплексом хронологических умений,
интерес к различным сферам умение
устанавливать
причинно-следственные,
профессиональной деятельности,
пространственные связи исторических событий,
Овладение универсальными учебными явлений, процессов с древнейших времен до настоящего
познавательными действиями:
времени;
а) базовые логические действия:
-уметь анализировать, характеризовать и сравнивать
самостоятельно формулировать и исторические события, явления, процессы с
актуализировать проблему, рассматривать древнейших времен до настоящего времени
ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак
или
основания
для
сравнения,
классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать
параметры и критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия
в рассматриваемых явлениях;
- вносить
коррективы в деятельность,
оценивать
соответствие результатов целям, оценивать
риски последствий деятельности;
5

Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО от
12.08.2022г. № 732 для базового уровня изучения, для углубленного уровня изучения
1

6

- развивать

креативное мышление при
решении жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть
навыками
учебноисследовательской
и
проектной
деятельности, навыками разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные связи
и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу
ее решения, находить аргументы для
доказательства
своих
утверждений,
задавать параметры и критерии решения;
- анализировать
полученные в ходе
решения задачи результаты, критически
оценивать
их
достоверность,
прогнозировать изменение в новых
условиях;
- уметь
переносить
знания
в
познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать
оригинальные подходы и решения;
способность их использования в
познавательной и социальной практике

7

ОК

02.
Использоват
ь современные средства
поиска,
анализа
и
интерпретации
информации,
и
информационные
технологиидля
выполнения
задач
профессиональной
деятельности

В области ценности научного познания:
сформированность мировоззрения,
соответствующего современному уровню
развития
науки
и
общественной
практики, основанного на диалоге
культур, способствующего осознанию
своего места в поликультурном мире;
- совершенствование
языковой
и
читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания
мира;

- уметь

осуществлять
с
соблюдением
правил
информационной
безопасности поиск исторической информации по
истории России и зарубежных стран ХХ – начала XXI в.
в справочной литературе, сети Интернет, средствах массовой
информации для решения познавательных задач;
оценивать полноту и достоверность информации с точки
зрения ее соответствия исторической действительности;
- уметь объяснять критерии поиска исторических
источников и находить их; учитывать при работе
специфику современных источников социальной и
личной информации; объяснять значимость конкретных
источников при изучении событий и

8

- осознание

ценности
научной процессов истории России и истории зарубежных
деятельности, готовность осуществлять стран; приобретение опыта осуществления учебнопроектную
и
исследовательскую исследовательской деятельности
деятельностьиндивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации
из
источников
разных
типов,
самостоятельно осуществлять
поиск,
анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм
представления;
- создавать тексты в различных форматах с
учетом назначения информации и
целевой
аудитории,
выбирая
оптимальную форму представления и
визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность
информации, ее соответствие правовым
и морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных
и коммуникационных технологий в
решении
когнитивных,
коммуникативных и организационных
задач
с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной
безопасности;
- владеть навыками распознавания и
защиты информации, информационной
безопасностиличности
9

ОК 04.

Эффективн

о
взаимодействовать и
работатьв коллективе и
команде

готовность
к
саморазвитию,
самостоятельности и самоопределению;
-

приобретать
опыт
осуществления
проектной
деятельности в
форме участия в подготовке учебных проектов по
новейшей истории, в том числе – на региональном
материале (с использованием ресурсов библиотек, музеев
и т.д.);

10

навыками
учебноисследовательской,
проектной
и
социальнойдеятельности;
Овладение
универсальным
икоммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать
и
использовать
преимущества
командной
и
индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия
по ее достижению: составлять план
действий, распределять роли с учетом
мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в
условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
- осуществлять
позитивное
стратегическое поведение в различных
ситуациях,
проявлять
творчество
и
воображение, быть инициативным Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других
людейпри анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других
людейна ошибки;
- развивать способность понимать мир
спозиции другого человека
-овладение

- приобретать опыт взаимодействия с людьми другой
культуры, национальной и религиозной принадлежности
на основе ценностей современного российского
общества: идеалов гуманизма, демократии, мира и
взаимопонимания между народами, людьми разных
культур; уважения к историческому наследию народов
России

11

ОК 05. Осуществлять
устную иписьменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и культурного
контекста

В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая
эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда и общественных
отношений;
- способность воспринимать различные
виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать
эмоциональное воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности
и общества отечественного и мирового
искусства,
этнических
культурных
традиций и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных
видах искусства, стремление проявлять
качестватворческой личности;
Овладение
универсальным
икоммуникативными действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех
сферах жизни;
- распознавать невербальные средства
общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки
конфликтных
ситуаций
и
смягчать
конфликты;
- развернуто и логично излагать свою
точку зрения с использованием языковых
средств

- уметь составлять описание (реконструкцию) в устной

и письменной форме исторических событий, явлений,
процессов истории родного края, истории России и
всемирной истории ХХ – начала XXI в. и их участников,
образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху;
формулировать и обосновывать собственную точку
зрения (версию, оценку) с опорой на фактический
материал, в том числе используя источники разных типов;
- отстаивать историческую правду в ходе дискуссий и
других форм межличностного взаимодействия, а также
при разработке и представлении учебных проектов и
исследований по новейшей истории, аргументированно
критиковать фальсификации отечественной истории;
рассказывать оподвигах народа при защите Отечества,
разоблачать фальсификации отечественной истории

12

ОК 06. Проявлять
гражданско-патриотическую
позицию, демонстрировать
осознанное поведение на
основе традиционных
общечеловеческих
ценностей,
в том числе с учетом гармо-

осознание обучающимися российской
гражданской идентичности;
- целенаправленное развитие внутренней
позиции личности на основе духовнонравственных
ценностей
народов
Российской Федерации, исторических и
национально- культурных
традиций,
формирование системы
-

- понимать значимость России в мировых политических
и социально-экономических процессах ХХ – начала XXI в.,
знание достижений страны и ее народа; умение
характеризовать историческое значение Российской
революции, Гражданской войны, нэпа, индустриализации и
коллективизации в СССР, решающую роль Советского
Союза в победе над нацизмом,
значение советских научно-технологических успехов,
освоения

13

низации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения

значимых
установок,

ценностно-смысловых
антикоррупционного
мировоззрени
я,
правосознания,
экологической
культуры, способности ставить цели и
строить жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных
прав и обязанностей, уважение закона
и правопорядка;
-принятие традиционных национальных,
общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации
по
социальным,
религиозным,
расовым, национальным
признакам;
- готовность
вести
совместную
деятельность в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении в
общеобразовательной организации и
детско-юношеских организациях;
- умение
взаимодействовать
с
социальными институтами в соответствии с
их функциями и назначением;
- готовность
к
гуманитарной
и
волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:
- сформированность
российской
гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости
за свой край, свою Родину, свой язык и

космоса; понимание причин и следствий распада СССР,
возрождения Российской Федерации как мировой
державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной
военной операции на Украине и других важнейших
событий ХХ – начала XXI в.; особенности развития
культуры народов СССР (России);
- знать имена героев Первой мировой, Гражданской,
Великой Отечественной войн, исторических личностей,
внёсших значительный вклад в социально-экономическое,
политической и культурное развитие России в ХХ – начале
XXI в.;
-уметь составлять описание (реконструкцию) в устной и
письменной форме исторических событий, явлений,
процессов истории родного края, истории России и
всемирной истории ХХ – начала XXI в. и их участников,
образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху;
формулировать и обосновывать собственную точку
зрения (версию, оценку) с опорой на фактический
материал, в том числе используя источники разных типов;
- уметь выявлять существенные черты исторических
событий, явлений, процессов; систематизировать
историческую информацию в соответствии с заданными
критериями; сравнивать изученные исторические
события, явления, процессы;
- уметь
устанавливать
причинноследственные, пространственные, временные связи
исторических
событий,
явлений,
процессов;
характеризовать их итоги; соотносить события истории
родного края и истории России в ХХ – начале XXI в.;
определять современников исторических событий
истории России и человечества в целом в ХХ – начале XXI
в.;
- уметь анализировать текстовые, визуальные источники
14

культуру,
прошлое
и
настоящее исторической информации, в том числе исторические
многонационального народа России;
карты/схемы, по истории России и зарубежных стран ХХ –
начала XXI в.; сопоставлять информацию, представленную в
различных источниках; формализовать историческую
информацию в виде
таблиц, схем, графиков, диаграмм;

15

- ценностное

отношение
к
государственным
символам,
историческому и природному наследию,
памятникам, традициям народов России,
достижениям России в науке, искусстве,
спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к
служению
и
защите
Отечества,
ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные
действия
(регулятивные,
познавательные
,коммуникативные);
способность их использования в
познавательной и социальной практике,
готовность
к
самостоятельному
планированию и осуществлению учебной
деятельности, организации учебного
сотрудничества
с
педагогическими
работниками и сверстниками, к участию в
построении
индивидуальной
образовательной траектории;
овладение навыками учебноисследовательской,
проектной
и
социальнойдеятельности

- уметь защищать историческую правду, не допускать

умаления подвига народа при защите Отечества, готовность
давать отпорфальсификациям российской истории;
- знать ключевые события, основные даты и этапы
истории России и мира в ХХ – начале XXI в.;
выдающихся деятелей отечественной и всемирной
истории; важнейшие достижения культуры, ценностные
ориентиры;
- понимать значимость роли России в мировых
политических и социально-экономических процессах с
древнейших времен донастоящего времени;
-уметь характеризовать вклад российской культуры в
мировую культуру;
- иметь сформированность представлений о предмете,
научных и социальных функциях исторического знания,
методах изучения исторических источников

16

1. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Базовый уровень
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины

78

Основное содержание

78

в т. ч.:
теоретическое обучение

52

практические занятия

12

Самостоятельная работа

12

Промежуточная аттестация (Дифф.зачет)

2

12

12

2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Содержание учебного материала
Наименование
Объем
разделов и тем
часов
1
2
3
Раздел 1. Россия в годы Первой мировой войны и Первая мировая война и послевоенный кризис Великой
Российской революции (1914–1922)
Основное содержание
4
Тема 1.1.
Россия и мир в
Новейшая история как этап развития человечества. Мир в начале ХХ в. 3 Новейшая
годы Первой
история: понятие, хронологические рамки, периодизация. Развитие индустриального
мировой
общества. Технический прогресс. Изменение социальной структуры общества.
войны
Политические течения: либерализм, консерватизм, социал-демократия, анархизм.
Рабочее и социалистическое движение. Профсоюзы.
Мир империй - наследие XIX в. Империализм и колонии. Национализм. Старые и
новые лидеры индустриального мира. Блоки великих держав: Тройственный союз,
Антанта. Региональные конфликты и войны в конце XIX - начале XX в.
Россия накануне Первой мировой войны: проблемы внутреннего развития, 2
внешняя политика.
Причины и начало и ход Первой мировой войны. Стремление великих держав к
переделумира. Убийство в Сараево. Нападение Австро-Венгрии на Сербию.
Вступление в войнуевропейских держав. Цели и планы сторон. Сражение на Марне.
Позиционная война. Боевые действия на австро-германском и Кавказском фронтах,
взаимодействие с союзниками поАнтанте. Брусиловский прорыв и его значение.
Изменения в составе воюющих блоков(вступление в войну Османской империи,
Италии, Болгарии). Четверной союз. Верден. Сомма.Люди на фронтах и в тылу.
Националистическая пропаганда. Новые методы ведения войны.
Власть и общество в годы войны. Положение населения в тылу воюющих стран.
Вынужденные переселения, геноцид (трагедия русофилов Галиции, армянского
народа и др.). Рост антивоенных настроений.
Завершающий этап войны. Объявление США войны Германии. Бои на Западном
фронте. Революция в России и выход Советской России из войны. Капитуляция
государств Четверногосоюза.
Российское государство и общество в годы Первой мировой войны.
Патриотический подъем на начальном этапе Первой мировой войны.

Формируемые общие
и профессиональные
компетенции
4
ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 06

ОК 02
ОК 05
ОК 06

13

14

Тема 1.2.
Основные этапы
ихронология
революционных
событий 1917 г.
Первые
революционные
преобразования
большевиков

Власть, экономика и общество в условиях войны. Милитаризация экономики.
Формирование военно-промышленных комитетов. Пропаганда патриотизма и
восприятие войны обществом. Содействие гражданского населения армии и создание
общественных организаций помощи фронту. Введение государством карточной
системы снабжения в городе и разверстки в деревне.
Нарастание экономического кризиса и смена общественных настроений. Кадровая
чехарда в правительстве. Взаимоотношения представительной и исполнительной
ветвей власти. Прогрессивный блок и его программа. Распутинщина и десакрализация
власти. Политические партии и война: оборонцы, интернационалисты и пораженцы.
Влияние большевистской пропаганды. Возрастание роли армии в жизни общества.
Итоги Первой мировой войны. Политические, экономические, социальные и
культурные последствия Первой мировой войны.
Основное содержание

2

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

15

Тема 1.3.
Гражданская
война и ее
последствия.
Культура
Советской
Россиив период
Гражданской
войны

промышленности. Декрет о земле и принципы наделения крестьян землей. Отделение
Церквиот государства.
Созыв и разгон Учредительного собрания. Слом старого и создание нового
госаппарата. Советы как форма власти. ВЦИК Советов. Совнарком. ВЧК по борьбе с
контрреволюцией и саботажем. Создание Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ).
Первая Конституция РСФСР
1918 г.
Практические занятия
Первые революционные преобразования большевиков. Работа с источниками
Основное содержание

4
4

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
Причины и этапы Гражданской войны в России.
Установление советской власти в центре и на местах осенью 1917 - весной 1918 г.
Начало формирования основных очагов сопротивления большевикам. Ситуация на
Дону. Позиция Украинской Центральной рады. Восстание чехословацкого корпуса.
Гражданская война как общенациональная катастрофа. Человеческие потери.
Причины, этапы и основные события Гражданской войны. Военная интервенция.
Палитра антибольшевистских сил: их характеристика и взаимоотношения.
Идеология Белого движения. Положение населения на территориях

4
16

антибольшевистских сил. Будни села: красные продотряды и белые реквизиции.
Политика "военного коммунизма". Продразверстка, принудительная трудовая
повинность, административное распределение товаров и услуг. Разработка плана
ГОЭЛРО. Создание регулярной Красной Армии. Использование военспецов.
Выступление левых эсеров. Красный и белый террор, их масштабы. Убийство царской
семьи. Ущемление прав Советов в пользу чрезвычайных органов: ЧК, комбедов и
ревкомов.
Особенности Гражданской войны на Украине, в Закавказье и Средней Азии, в
Сибири и на Дальнем Востоке. Польско-советская война. Поражение армии Врангеля в
Крыму.
Причины победы Красной Армии в Гражданской войне. -Вопрос о земле.
Национальный фактор в Гражданской войне. Декларация прав народов России и ее
значение. Эмиграция и формирование русского зарубежья. Последние отголоски
Гражданской войны в регионах в конце 1921-1922 г.
Создание Государственной комиссии по просвещению и Пролеткульта. Наглядная
агитация и массовая пропаганда коммунистических идей. Национализация театров и
кинематографа. Пролетаризация вузов, организация рабфаков. Антирелигиозная
пропаганда и секуляризация жизни общества. Ликвидация сословных привилегий.
Законодательное закрепление
равноправия полов.

17

Повседневная жизнь. Городской быт: бесплатный транспорт, товары по карточкам,
субботники и трудовые мобилизации. Комитеты бедноты и рост социальной
напряженности вдеревне. Проблема массовой детской беспризорности
Практические занятия
Революция и Гражданская война в России. Общественно-политическая и
социокультурная жизнь в РСФСР в годы Гражданской войны. Работа с
историческими источниками: агитационные плакаты, исторические революционные и
военные песни, отражающие события
Гражданской войны.Тесты.
Профессионально-ориентированное содержание
*«Жизнь в катастрофе»: культура повседневности и стратегии выживания в годы великих потрясений
(технологическая карта 1 примерного учебно-методического комплекса). Наш край в 1914-1922 гг.

2

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 01, ОК 02, ОК 04
ОК 05, ОК 06

2

Раздел 2. Межвоенный период (1918–1939). СССР в 1920–1930-е годы
Основное содержание
Тема 2.1.
Социально-экономический и политический кризис в РСФСР в начале 20-х гг.
СССР в 20-е годы.
Катастрофические последствия Первой мировой и Гражданской войн.
Новая
Демографическая
ситуация в начале 1920-х гг. Экономическая разруха. Голод 1921экономическая
1922 гг. и его преодоление. Реквизиция церковного имущества, сопротивление
политика
верующих и преследование священнослужителей. Крестьянские восстания в Сибири,
на Тамбовщине, в Поволжье и другие. Кронштадтское восстание.
Отказ большевиков от "военного коммунизма" и переход к новой экономической
политике (НЭП). Использование рыночных механизмов и товарно-денежных
отношений для улучшения экономической ситуации. Замена продразверстки в
деревне единым продналогом. Стимулирование кооперации. Финансовая реформа
1922-1924 гг. Создание Госплана и разработка годовых и пятилетних планов развития
народного хозяйства. Учреждение в СССР
звания Героя Труда (1927 г., с 1938 г. - Герой Социалистического Труда).

2

4

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

18

Тема 2.2.
Советский Союз
вконце 1920х–1930-е гг.

Предпосылки и значение образования СССР. Принятие Конституции СССР 1924 г.
Ситуация в Закавказье и Средней Азии. Создание новых национальных образований в
1920-е гг. Политика "коренизации" и борьба по вопросу о национальном строительстве.
Ликвидация небольшевистских партий и установление в СССР однопартийной
политической системы. Смерть В. И. Ленина и борьба за власть. Ситуация в партии
и возрастание роли партийного аппарата. Ликвидация оппозиции внутри ВКП(б) к
концу 1920-х гг.
Социальная политика большевиков. Положение рабочих и крестьян. Эмансипация
женщин. Социальные лифты. Становление системы здравоохранения. Охрана
материнства и детства. Борьба с беспризорностью и преступностью. Меры по
сокращению безработицы. Положение бывших представителей "эксплуататорских
классов". Деревенский социум: кулаки, середняки
и бедняки. Сельскохозяйственные коммуны, артели и ТОЗы
Основное содержание
Индустриализация в СССР. "Великий перелом". Перестройка экономики на
основе командного администрирования. Форсированная индустриализация.
Создание рабочих иинженерных кадров. Социалистическое соревнование. Ударники
и стахановцы. Ликвидациячастной торговли и предпринимательства. Кризис
снабжения и введение карточной системы. Коллективизация сельского хозяйства и
ее трагические последствия. Раскулачивание.
Сопротивление крестьян. Становление колхозного строя. Создание МТС. Голод в
«зерновых» районах СССР в 1932-1933 гг. как следствие коллективизации.
Крупнейшие стройки первых пятилеток в центре и национальных республиках.
Строительство Московского метрополитена. Создание новых отраслей
промышленности. Форсирование военного производства и освоения новой техники.
Ужесточение трудового законодательства. Результаты, цена и издержки модернизации.
Превращение СССР в аграрно- индустриальную державу. Ликвидация безработицы.
Утверждение культа личности Сталина. Партийные органы как инструмент
сталинской политики. Органы госбезопасности и их роль в поддержании
диктатуры. Ужесточение цензуры. "История ВКП(б). Краткий курс". Усиление
идеологического контроля над обществом. Введение паспортной системы.
Массовые политические репрессии 1937-1938 гг. Результаты репрессий на уровне
регионов и национальных республик. Репрессии против священнослужителей.
ГУЛАГ. Роль принудительного труда в осуществлении индустриализации и в

4

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

19

освоении труднодоступных территорий.
Советская социальная и национальная политика 1930-х гг. Пропаганда и
реальные достижения. Конституция СССР 1936 г.

20

Тема 2.3.
Культурное
пространство
советского
общества в
1920–1930-е гг.

Практические занятия
Итоги и цена советской модернизации. Индустриализация в СССР.
Коллективизация.
Основное содержание
Повседневная жизнь и общественные настроения в годы нэпа. Повышение общего
уровня жизни. Нэпманы и отношение к ним в обществе.
"Коммунистическое чванство". Разрушение традиционной морали. Отношение к
семье, браку, воспитанию детей. Советские обряды и праздники. Наступление на
религию.
Пролеткульт и нэпманская культура. Борьба с безграмотностью. Основные
направления в литературе и архитектуре. Достижения в области киноискусства.
Советский авангард. Создание национальной письменности и смена алфавитов.
Деятельность Наркомпроса. Рабфаки. Культура и идеология.
Создание "нового человека". Пропаганда коллективистских ценностей.
Воспитание интернационализма и советского патриотизма. Общественный энтузиазм
периода первых пятилеток. Развитие спорта. Освоение Арктики. Эпопея челюскинцев.
Престижность военной профессии и научно-инженерного труда. Учреждение звания
Героя Советского Союза (1934)и первые награждения.
Культурная революция. От обязательного начального образования к массовой
средней школе. Установление жесткого государственного контроля над сферой
литературы и искусства. Создание творческих союзов и их роль в пропаганде
советской культуры. Социалистический реализм. Литература и кинематограф 1930-х
гг.
Наука в 1930-е гг. Академия наук СССР. Создание новых научных центров.
Выдающиеся ученые и конструкторы гражданской и военной техники.
Формирование национальной интеллигенции.
Повседневность 1930-х гг. Снижение уровня доходов населения по сравнению с
периодом нэпа. Деньги, карточки и очереди. Из деревни в город: последствия
вынужденного переселения и миграции населения. Жилищная проблема.
Коллективные формы быта. Возвращение к традиционным ценностям в середине
1930-х гг. Досуг в городе. Пионерия и комсомол. Военно-спортивные организации.
Материнство и детство в 1930-е гг. Жизнь в
деревне

2
4

2

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

21

Тема 2.4.
Революционные
события 1918 –
начала 1920-х гг.
ВерсальскоВашингтонская
система. Мир в
1920-е – 1930-е
гг. Нарастание
агрессии в мире в
1930-х гг.

Мир в 1918-1939 гг.: от войны к миру. Распад империй и образование новых
национальных
государств в Европе. Планы послевоенного устройства мира. 14 пунктов В. Вильсона
Парижская мирная конференция. Лига Наций. Вашингтонская конференция.
Версальско- Вашингтонская система.
Революционные события 1918-1919 гг. в Европе. Ноябрьская революция в
Германии.
Веймарская республика. Образование Коминтерна. Венгерская советская республика.
Страны Европы и Северной Америки в 1920-1930-е гг.
Рост влияния социалистических партий и профсоюзов. Приход лейбористов к
власти в Великобритании. Зарождение фашистского движения в Италии; Б.
Муссолини. Приход фашистов к власти и утверждение тоталитарного режима в Италии.
Стабилизация 1920-х гг. Эра процветания в США. Мировой экономический кризис
1929-1933 гг. и начало Великой депрессии. Проявления и социально-политические
последствия кризиса. "Новый курс" Ф.Д. Рузвельта (цель, мероприятия, итоги).
Кейнсианство. Государственное регулирование экономики.
Альтернативные стратегии выхода из мирового экономического кризиса.
Становление нацизма в Германии. НСДАП; А. Гитлер. Приход нацистов к власти.
Нацистский режим в Германии (политическая система, экономическая политика,
идеология). Нюрнбергские законы. Подготовка Германии к войне. Установление
авторитарных режимов в странах Европы в 1920-1930-х гг.
Борьба против угрозы фашизма. Тактика единого рабочего фронта и Народного
фронта. Приход к власти и политика правительств Народного фронта во Франции,
Испании. Франкистский мятеж и гражданская война в Испании (участники,
основные сражения). Позиции европейских держав в отношении Испании. Советская
помощь Испании. Оборона Мадрида. Поражение Испанской Республики.
Распад Османской империи. Провозглашение Турецкой Республики. Курс
преобразований М. Кемаля Ататюрка. Страны Восточной и Южной Азии. Революция
1925-1927 гг. в Китае. Режим Чан Кайши и гражданская война с коммунистами.
"Великий поход" Красной армии Китая. Национально-освободительное движение в
Индии в 1919-1939 гг. Индийский национальный конгресс. М. К. Ганди.
Мексиканская революция 1910-1917 гг., ее итоги и значение. Реформы и
революционные движения в латиноамериканских странах. Народный фронт в Чили.
Международные отношения в 1920-1930-х гг.

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
2

22

Версальская система и реалии 1920-х гг. Планы Дауэса и Юнга. Советское
государство в международных отношениях в 1920-х гг. (Генуэзская конференция,
соглашение в Рапалло, выход СССР из дипломатической изоляции). Пакт БрианаКеллога. "Эра пацифизма".
Нарастание агрессии в мире в 1930-х гг. Агрессия Японии против Китая (1931-1933).
Итало-эфиопская война (1935). Инициативы СССР по созданию системы коллективной
безопасности.

23

Агрессивная политика Германии в Европе (оккупация Рейнской зоны, аншлюс
Австрии).
Судетский кризис. Мюнхенское соглашение и его последствия. Политика
"умиротворения" агрессора. Создание оси Берлин - Рим - Токио. Японо-китайская
война. Советско-японские конфликты у оз. Хасан и р. Халхин-Гол. Британско-франкосоветские переговоры в Москве. Советско-германский договор о ненападении и его
последствия.
Развитие культуры в 1914-1930-х гг.
Научные открытия первых десятилетий XX в. (физика, химия, биология, медицина и
другие).
Технический прогресс в 1920-1930-х гг. Изменение облика городов.
"Потерянное поколение": тема войны в литературе и художественной культуре.
Основные направления в искусстве. Модернизм, авангардизм, сюрреализм,
абстракционизм, реализм. Ведущие деятели культуры первой трети XX в.
Кинематограф 1920-1930-х гг. Тоталитаризм и
культура. Массовая культура. Олимпийское движение
Основное содержание
Тема 2.5.
Внешняя политика СССР в 1920-е гг. Внешняя политика: от курса на мировую
Внешняя
революцию к концепции построения социализма в одной стране. Деятельность
политика СССР
Коминтерна как инструмента мировой революции. Договор в Рапалло. Выход СССР из
в1920–1930-е
международной изоляции. ВступлениеСССР в Лигу Наций.
годы. СССР
Возрастание угрозы мировой войны. Попытки организовать систему
накануне
коллективной безопасности в Европе. Советские добровольцы в Испании и в
Великой
Отечественной Китае. Вооруженные конфликты на озере Хасан, реке Халхин-Гол.
СССР накануне Великой Отечественной войны. Мюнхенский договор 1938 г. и
войны
угроза международной изоляции СССР. Заключение договора о ненападении между
СССР и Германией в 1939 г. Зимняя война с Финляндией. Включение в состав СССР
Латвии, Литвы и Эстонии;
Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии
Профессионально ориентированное содержание
«По плану ГОЭЛРО»: становление советской энергетики. Работники электростанций в годы великих
свершений(технологическая карта 2 примерного учебно-методического комплекса)
Наш край в 1920-1930-е гг.

4

2

2

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК
05,06
ПК…5
24

Раздел 3. Вторая мировая война: причины, состав участников, основные этапы и события, итоги. Великая
Отечественная война. 1941–1945 годы
Основное содержание
Тема 3.1.
Начало Второй мировой войны. Причины Второй мировой войны. Нападение
Начало Второй
Германии
на Польшу и начало мировой войны. Стратегические планы главных
мировой
воюющих сторон. Разгром Польши. Блицкриг. "Странная война". Советсковойны.
финляндская война и ее международные последствия. Захват Германией Дании и
Начальный
Норвегии. Разгром Франции и ее союзников. Битва за Британию. Агрессия Германии и
период
ее союзников на Балканах.
Великой
Положение в оккупированных странах. "Новый порядок". Нацистская политика
Отечественной
войны (июнь 1941 геноцида, холокост. Концентрационные лагеря. Принудительная трудовая миграция и
насильственные переселения. Коллаборационизм. Движение Сопротивления.
– осень 1942)
Партизанская война вЮгославии.
1941 год. Начало Великой Отечественной войны и войны на Тихом океане.
Нападение Германии на СССР. Планы Германии в отношении СССР; план
"Барбаросса", план "Ост". Соотношение сил противников на 22 июня 1941 г.
Вторжение Германии и ее сателлитов на территорию СССР. Начало Великой
Отечественной войны. Ход событий на советско- германском фронте в 1941 г.
Брестская крепость. Массовый героизм воинов, представителей всех народов СССР.
Причины поражений Красной Армии на начальном этапе войны. Чрезвычайные
меры руководства страны, образование Государственного комитета обороны. Роль
партии в мобилизации сил на отпор врагу. Создание дивизий народного ополчения.
Смоленское сражение. Наступление советских войск под Ельней. Начало блокады
Ленинграда. Оборона Одессы и Севастополя. Срыв гитлеровских планов молниеносной
войны.
Битва за Москву. Наступление гитлеровских войск: Москва на осадном положении.
Парад 7 ноября 1941 г. на Красной площади. Переход в контрнаступление и
разгром немецкой группировки под Москвой. Наступательные операции Красной
Армии зимой - весной 1942 г. Итоги Московской битвы. Блокада Ленинграда. Героизм
и трагедия гражданского населения. Эвакуация ленинградцев. Дорога жизни.
Перестройка экономики на военный лад. Эвакуация предприятий, населения и
ресурсов.
Введение норм военной дисциплины на производстве и транспорте.
Нацистский оккупационный режим. Генеральный план "Ост". Нацистская

ОК 01, ОК 02, ОК 04
ОК 05, ОК 06
4

4
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

25

пропаганда. Массовые преступления гитлеровцев против советских граждан.
Концлагеря и гетто. Холокост. Этнические чистки на оккупированной территории
СССР. Нацистский плен. Уничтожение военнопленных и медицинские
эксперименты над заключенными. Угон
советских людей в Германию. Разграбление и уничтожение культурных ценностей.

26

Тема 3.2.
Коренной
перелом в ходе
войны (осень
1942 – 1943 г.)

Начало массового сопротивления врагу. Восстания в нацистских лагерях.
Развертываниепартизанского движения.
Нападение японских войск на Перл-Харбор, вступление США в войну.
ФормированиеАнтигитлеровской коалиции. Ленд-лиз
Основное содержание
Коренной перелом в войне. Сталинградская битва. Германское наступление весной летом 1942 г. Поражение советских войск в Крыму. Битва за Кавказ. Оборона
Сталинграда. Приказ
№ 227 «Ни шагу назад!». Дом Павлова. Героическая борьба армий В.И. Чуйкова
и М.С. Шумилова против немецко-фашистских войск. Окружение неприятельской
группировки под Сталинградом и разгром гитлеровцев. Н.Ф. Ватутин, А.И. Еременко,
К.К. Рокоссовский. Итоги и значение победы Красной армии под Сталинградом. Начало
коренного перелома в войне.
Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г. Значение героического
сопротивления Ленинграда.
Битва на Курской дуге. Соотношение сил. Провал немецкого наступления.
Танковые сражения под Прохоровкой и Обоянью. Переход советских войск в
наступление. Итоги изначение Курской битвы.
Битва за Днепр. Освобождение Левобережной Украины и форсирование
Днепра.
Освобождение Киева. Итоги наступления Красной Армии летом - осенью 1943 г.
Сотрудничество с врагом (коллаборационизм): формы, причины, масштабы. Создание
гитлеровцами воинских формирований из советских военнопленных.
Антисоветские национальные военные формирования в составе вермахта. Судебные
процессы на территории СССР над военными преступниками и пособниками
оккупантов в 1943-1946 гг.
СССР и союзники.
Война в Северной Африке. Высадка союзнических войск в Италии и падение
режима Муссолини. Перелом в войне на Тихом океане. Тегеранская конференция.
"Большая тройка"
Практические занятия
Коренной перелом в ходевойны (осень 1942 – 1943 г.)тестовые задания.Работа с
исторической картой.

4

2

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

2

27

Тема 3.3.
Человек и
культура в годы
Великой
Отечественной
войны

Тема 3.4.
Победа СССР в
Великой
Отечественной
войне.
Завершение
Второй
мировойвойны

Основное содержание
Человек и война: единство фронта и тыла.
"Все для фронта, все для победы!". Трудовой подвиг народа. Роль женщин и
подростков
в промышленном
и
сельскохозяйственном
производстве.
Самоотверженный труд ученых. Помощь населения фронту.
Повседневность военного времени. Фронтовая повседневность. Боевое братство.
Женщины на войне. Письма с фронта и на фронт. Повседневность в советском тылу.
Военная дисциплина на производстве. Карточная система и нормы снабжения в
городах. Положение в деревне. Стратегии выживания в городе и на селе.
Государственные меры и общественные инициативы по спасению детей.
Культурное пространство в годы войны. Песня "Священная война" - призыв к
сопротивлению врагу. Советские писатели, композиторы, художники, ученые в
условиях войны. Песенное творчество и фольклор. Кино военных лет. Государство и
Церковь в годы войны. Патриотическое служение представителей религиозных
конфессий. Культурные и научные связи с союзниками.
Приказ № 227 «Ни шагу назад!». Битва за Кавказ. Оборона Сталинграда. Героическая
борьба армий В.И. Чуйкова и М.С. Шумилова против немецко-фашистских войск.
Окружение неприятельской группировки под Сталинградом и разгром гитлеровцев.
Н.Ф. Ватутин, А.И. Еременко, К.К. Рокоссовский. Итоги и значение победы Красной
армии под Сталинградом.
Начало коренного перелома в войне
Основное содержание
Освобождение Правобережной Украины и Крыма. Наступление советских
войск в Белоруссии и Прибалтике. Боевые действия в Восточной и Центральной
Европе и освободительная миссия Красной Армии. Встреча на Эльбе. Висло-Одерская
операция. Битва за Берлин. Капитуляция Германии. Репатриация советских граждан в
ходе войны и после ееокончания.
Война и общество. Восстановление хозяйства в освобожденных районах. Начало
советского атомного проекта. Реэвакуация и нормализация повседневной жизни.
Депортации репрессированных народов. Взаимоотношения государства и Церкви.
Открытие второго фронта в Европе. Восстания против оккупантов и их
пособников в европейских странах. Конференции руководителей ведущих держав
Антигитлеровской коалиции; Ялтинская конференция 1945 г.: основные решения.
Роль СССР в разгроме нацистской Германии и освобождении народов Европы. ция.

2

2
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

6

2

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

28

послевоенной
Германии.
Политика
денацификации,
демилитаризации,
демонополизации, демократизации (четыре "Д").
Советско-японская война 1945 г. Разгром Квантунской армии. Ядерные
бомбардировки японских городов американской авиацией и их последствия.
Капитуляция Японии. Нюрнбергский трибунал и Токийский процесс над военными
преступниками Германии и Японии. Итоги Второй мировой войны.
Создание ООН. Осуждение главных военных преступников. Нюрнбергский и
Токийский судебные процессы.
Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. Решающий вклад СССР в
победу Антигитлеровской коалиции. Людские и материальные потери. Изменение
политической
карты мира
Практические занятия
Завершающий период Великой Отечественной войны. Разгром милитаристской
Японии.
Работа с исторической картой. Уроки войны.Тесты.
Профессионально ориентированное содержание
Медицина в годы Великой Отечественной войны. Подвиг медицинских работников на фронте и
в тылу(технологическая карта 3 примерного учебно-методического комплекса)
Наш край в 1941-1945 гг.
Раздел 4. СССР в 1945–1991 годы. Послевоенный мир

2

2

ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК
06ПК…6
ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 06

29

четырехстороннее соглашение по Западному Берлину). Договоры об ограничении
стратегических вооружений (ОСВ). Совещание по безопасности и сотрудничеству в
Европе (Хельсинки, 1975 г.).
Ввод советских войск в Афганистан (1979). Возвращение к политике холодной
войны. Наращивание стратегических вооружений. Американский проект СОИ.
Провозглашение советской концепции нового политического мышления в 1980-х гг.
Революции 1989-1991 гг. в странах Центральной и Восточной Европы, их
внешнеполитические последствия. Распад СССРи восточного блока.
Соединенные Штаты Америки. Послевоенный экономический подъем.
Развитие постиндустриального общества. Общество потребления. Демократы и
республиканцы у власти: президенты США и повороты политического курса.
Социальные движения (борьба против расовой сегрегации, за гражданские права,
выступления против войны во Вьетнаме). Внешняя политика США во второй половине
XX - начале XXI в. Развитие отношений с СССР, Российской Федерацией.
Страны Западной Европы. Экономическая и политическая ситуация в первые
послевоенные годы. Научно-техническая революция. Становление социально
ориентированной рыночной экономики. Германское "экономическое чудо".
Установление V республики во Франции. Лейбористы и консерваторы в
Великобритании. Начало европейской интеграции (ЕЭС). "Бурные шестидесятые".
"Скандинавская -модель" социально-экономического развития. Падение диктатур в
Греции, Португалии, Испании. Экономические кризисы 1970-х - начала 1980-х гг.
Неоконсерватизм. Европейский союз.
Страны Центральной и Восточной Европы во второй половине XX - начале XXI в.
Революции второй половины 1940-х гг. и установление режимов «народной
демократии». СЭВ и ОВД. Достижения и проблемы социалистического развития в
1950-е гг. Выступления в ГДР (1953), Польше и Венгрии (1956). Югославская модель
социализма. Пражская весна 1968 г. и ее подавление. Движение "Солидарность" в
Польше. Перестройка в СССР и страны восточного блока. Революции 1989-1990 гг. в
странах Центральной и Восточной Европы. Распад ОВД, СЭВ. Образование новых
государств на постсоветском пространстве.
Страны Азии, Африки во второй половине XX в.: проблемы и пути
модернизации. Обретение независимости и выбор путей развития странами
Азии и Африки.
30

Страны Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии. Освободительная борьба и
провозглашение национальных государств в регионе. Китай: провозглашение
республики; социалистический эксперимент; Мао Цзэдун и маоизм; экономические
реформы конца 1970- х - 1980-х гг. и их последствия; современное развитие.
Разделение Вьетнама и Кореи на государства с разным общественнополитическим строем. Индия: провозглашение
независимости; курс Неру; внутренняя и внешняя политика современного
индийского государства.

31

Тема 4.2.
СССР в 1945–1953
гг.

Успехи модернизации. Япония после Второй мировой войны: от поражения к
лидерству. Восстановление суверенитета страны. Японское "экономическое
чудо". Новые индустриальные страны (Сингапур, Южная Корея).
Страны Ближнего Востока и Северной Африки. Турция: политическое развитие,
достижения и проблемы модернизации. Иран: реформы 1960-1970-х гг.; исламская
революция. Афганистан: смена политических режимов, роль внешних сил.
Провозглашение независимых государств на Ближнем Востоке и в Северной
Африке. Палестинская проблема. Создание государства Израиль. Египет: выбор пути
развития; внешнеполитический курс. Суэцкий конфликт. Арабо-израильские
войны и попытки урегулирования на Ближнем Востоке. Политическое развитие
арабских стран в конце XX - начале XXI в. "Арабская весна" и смена политических
режимов в начале 2010-х гг. Гражданская война в Сирии.
Страны Тропической и Южной Африки. Этапы провозглашения независимости
("год Африки", 1970-1980-е гг.). Выбор путей развития. Попытки утверждения
демократических режимов и возникновение диктатур. Организация Африканского
единства. Система апартеида на юге Африки и ее падение. Сепаратизм. Гражданские
войны и этнические конфликты в Африке.
Страны Латинской Америки во второй половине XX в.
Положение стран Латинской Америки в середине XX в.: проблемы внутреннего
развития, влияние США. Аграрные реформы и импортозамещающая
индустриализация. Националреформизм. Революция на Кубе. Диктатуры и
демократизация в странах Латинской
Америки. Революции конца 1960-х - 1970-х гг. (Перу, Чили, Никарагуа)
Основное содержание
Влияние последствий войны на советскую систему и общество. Разруха.
Демобилизация армии. Социальная адаптация фронтовиков. Репатриация. Рост
беспризорности и решение проблем послевоенного детства. Рост преступности.
Ресурсы и приоритеты восстановления. Демилитаризация экономики и
переориентация на выпуск гражданской продукции. Восстановление индустриального
потенциала страны. Сельское хозяйство и положение деревни. Репарации, их размеры
и значение для экономики.
Советский атомный проект, его успехи и значение. Начало гонки вооружений.
Положение на

6

2

ОК 02
ОК 05
ОК 06

32

послевоенном потребительском рынке. Колхозный рынок. Голод 1946-1947 гг.
Денежнаяреформа и отмена карточной системы (1947).
Сталин и его окружение. Ужесточение административно-командной
системы.Соперничество
в верхних
эшелонах власти.
Усиление идеологического контроля.Послевоенные репрессии.
"Ленинградское дело". Борьба с космополитизмом. "Дело врачей".Сохранение
трудового законодательства военного времени на период восстановления
разрушенного хозяйства.Союзный центр инациональные регионы:
проблемы взаимоотношений.
Рост влияния СССР на международной арене. Начало холодной войны. Доктрина
Трумэна. План Маршалла. Формирование биполярного мира. Советизация Восточной
и Центральной Европы. Взаимоотношения со странами народной демократии.
Создание Совета экономической взаимопомощи. Организация Североатлантического
договора (НАТО).Создание по инициативе СССР Организации Варшавского договора.
Война в Корее.
Тема 4.3.
СССР в середине
1950-х – первой
половине 1960-х
гг.

Смена политического курса. Смерть Сталина и настроения в обществе. Борьба за
власть в советском руководстве. Переход политического лидерства к Н.С. Хрущеву.
Первые признаки наступления оттепели в политике, экономике, культурной сфере.
XX съезд партии и разоблачение культа личности Сталина. Реакция на доклад
Хрущева в стране и мире. Начало реабилитации жертв массовых политических
репрессий и смягчение политической цензуры. Возвращение депортированных
народов. Особенности национальной политики. Утверждение единоличной власти
Хрущева.
Культурное пространство и повседневная жизнь. Изменение общественной
атмосферы. Шестидесятники. Литература, кинематограф, театр, живопись: новые
тенденции. Образование и наука. Приоткрытие железного занавеса. Всемирный
фестиваль молодежи и студентов 1957 г. Популярные формы досуга.
Неофициальная культура. Хрущев и интеллигенция. Антирелигиозные кампании.
Гонения на Церковь. Диссиденты. Самиздат и тамиздат.
Социально-экономическое развитие СССР. "Догнать и перегнать Америку".
Попытки решения продовольственной проблемы. Освоение целинных земель.
Научно-техническая революция в СССР. Военный и гражданский секторы
экономики. Создание ракетно-ядерного щита. Начало освоения космоса. Запуск

4

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

33

первого спутника Земли. Исторические полеты Ю.А. Гагарина и первой в мире
женщины-космонавта В.В. Терешковой. Влияние НТР на перемены в повседневной
жизни людей.
Реформы в промышленности. Переход от отраслевой системы управления к
совнархозам. Расширение прав союзных республик. Изменения в социальной и
профессиональной структуре советского общества к началу 1960-х гг. Преобладание
горожан над сельским

34

населением. Положение и проблемы рабочего класса, колхозного крестьянства и
интеллигенции. Востребованность научного и инженерного труда.
XXII съезд КПСС и Программа построения коммунизма в СССР. Воспитание
"нового человека". Бригады коммунистического труда. Общественные формы управления.
Социальные программы. Реформа системы образования. Пенсионная реформа.
Массовое жилищное строительство. Рост доходов населения и дефицит товаров
народного потребления.
Внешняя политика. СССР и страны Запада. Международные военно-политические
кризисы, позиция СССР и стратегия ядерного сдерживания (Суэцкий кризис 1956 г.,
Берлинский кризис 1961 г., Карибский кризис 1962 г.). СССР и мировая
социалистическая система. Распад колониальных систем и борьба за влияние в
странах третьего мира.
Конец оттепели. Нарастание негативных тенденций в обществе. Кризис доверия
власти.
Новочеркасские события. Смещение Н.С. Хрущева
Основное содержание
Тема 4.4.
Советское государство и общество в середине 1960-х - начале 1980-х гг.
Советское
Приход к власти Л.И. Брежнева: его окружение и смена политического курса.
общество в
Десталинизация и ресталинизация. Экономические реформы 1960-х гг. Новые
середине 1960-х
– начале 1980-х гг. ориентиры аграрной политики. Косыгинская реформа. Конституция СССР 1977 г.
Концепция "развитого социализма".
Нарастание застойных тенденций в экономике и кризис идеологии. Замедление
темпов развития. Новые попытки реформирования экономики. Цена сохранения
СССР статуса сверхдержавы. Рост масштабов и роли ВПК. Трудности развития
агропромышленного комплекса. Советские научные и технические приоритеты.
Создание топливно- энергетического комплекса (ТЭК).
Повседневность в городе и в деревне. Рост социальной мобильности. Миграция
населения в крупные города и проблема неперспективных деревень. Популярные
формы досуга населения. Уровень жизни разных социальных слоев. Социальное и
экономическое развитие союзных республик. Общественные настроения.
Потребительские тенденции в советском обществе. Дефицит и очереди.
Развитие физкультуры и спорта в СССР. XXII летние Олимпийские игры 1980 г. в
Москве. Литература и искусство: поиски новых путей. Авторское кино.
Авангардное искусство. Неформалы (КСП, движение КВН и другие).

8

2

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

35

Тема 4.5.
Политика
«перестройки».
Распад
ССС
Р(1985–1991 гг.)

Новые вызовы внешнего мира. Между разрядкой и конфронтацией.
Возрастание международной напряженности. Холодная война и мировые конфликты.
Пражская весна и снижение международного авторитета СССР. Достижение военностратегического паритета с США. Политика разрядки. Совещание по безопасности и
сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки. Ввод войск в Афганистан. Подъем
антикоммунистических настроений в Восточной Европе. Кризис просоветских
режимов.
Л.И. Брежнев в оценках современников и историков
Политика перестройки. Распад СССР (1985-1991).
Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейнополитической сферах. Резкое падение мировых цен на нефть и его
негативные последствия для советской экономики. М.С. Горбачев и его
окружение: курс на реформы. Антиалкогольная кампания 1985 г. и ее
противоречивые результаты. Чернобыльская трагедия. Реформы в экономике,
в политической и государственной сферах. Законы о госпредприятии и об
индивидуальной трудовой деятельности. Принятие закона о приватизации
государственных предприятий.
Гласность и плюрализм. Политизация жизни и подъем гражданской
активности населения. Либерализация цензуры. Общественные настроения и
дискуссии в обществе. Отказ от догматизма в идеологии. Вторая волна
десталинизации. История страны как фактор политической жизни.
Отношение к войне в Афганистане. Неформальные политические
объединения.
Новое мышление М.С. Горбачева. Изменения в советской внешней
политике. Односторонние уступки Западу. Роспуск СЭВ и Организации
Варшавского договора. Объединение Германии. Начало вывода советских
войск из Центральной и Восточной Европы. Завершение холодной войны.
Демократизация советской политической системы. XIX конференция
КПСС и ее решения. Альтернативные выборы народных депутатов. Съезды
народных депутатов - высший орган государственной власти. I съезд
народных депутатов СССР и его значение. Демократы первой волны, их
лидеры и программы.
Подъем национальных движений, нагнетание националистических и
сепаратистских настроений. Обострение межнационального
противостояния: Закавказье, Прибалтика

4

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

36

Коммунистической партии РСФСР. I съезд народных депутатов РСФСР и его
решения. Противостояние союзной и российской власти. Введение поста Президента
и избрание М.С. Горбачева Президентом СССР. Избрание Б.Н. Ельцина Президентом
РСФСР. Углубление политического кризиса.
Усиление центробежных тенденций и угрозы распада СССР. Декларация о
государственном суверенитете РСФСР. Дискуссии о путях обновления Союза ССР.
Ново-Огаревский процесс и попытки подписания нового Союзного договора. "Парад
суверенитетов". Референдум о сохранении СССР. Превращение экономического
кризиса в стране в ведущий политический фактор. Нарастание разбалансированности
в экономике. Введение карточной системы снабжения. Реалии 1991 г.:
конфискационная денежная реформа, трехкратное повышение государственных цен,
пустые полки магазинов. Разработка союзным и российским руководством
программ перехода к рыночной экономике. Радикализация общественных настроений.
Забастовочное движение. Новый этап в государственно-конфессиональных
отношениях.
Попытка государственного переворота в августе 1991 г. Планы ГКЧП и защитники
Белого дома. Победа Ельцина. Ослабление союзной власти. Распад структур КПСС.
Оформление фактического распада СССР. Беловежские и Алма-Атинские
соглашения, создание Содружества Независимых Государств (СНГ).
Реакция мирового сообщества на распад СССР. Россия как преемник СССР на
международнойарене
Профессионально ориентированное
содержание
Успехи и проблемы атомной энергетики в СССР. Советские атомщики на службе Родине. (технологическая
карта 4
примерного учебно-методического комплекса). Наш край в 1945-1991 гг.
Раздел 5.
Российская Федерация в 1992–2020 гг. Современный мир в условиях глобализации
Основное содержание
Тема 5.1.
Б.Н. Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ.
Становление
Правительство реформаторов во главе с Е.Т. Гайдаром. Начало радикальных
новой России
экономических преобразований.
(1992–1999 гг.)
Либерализация цен. "Шоковая терапия". Ваучерная приватизация. Гиперинфляция,
рост цен

2

ОК 01, ОК 02, ОК 05,
ОК 06, ПК…7

4

ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 06
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

2

37

и падение жизненного уровня населения. Безработица. Черный рынок и
криминализация жизни. Рост недовольства граждан первыми результатами
экономических реформ.
Нарастание политико-конституционного кризиса в условиях ухудшения
экономической ситуации. Указ Б.Н. Ельцина № 1400 и его оценка Конституционным
судом. Возможность мирного выхода из политического кризиса. Трагические
события осени 1993 г. в Москве. Всенародное голосование (плебисцит) по проекту
Конституции России 1993 г. Ликвидация Советов и создание новой системы
государственного устройства. Принятие Конституции России 1993 г. и ее значение.
Становление российского парламентаризма. Разделение властей. Проблемы
построения федеративного государства. Утверждение государственной символики.
Обострение межнациональных и межконфессиональных отношений в 1990-е
гг. Подписание Федеративного договора (1992) и отдельных соглашений центра с
республиками. Взаимоотношения центра и субъектов Федерации. Военнополитический кризис в ЧеченскойРеспублике.
Корректировка курса реформ и попытки стабилизации экономики. Роль
иностранных займов. Тенденции деиндустриализации и увеличения зависимости
экономики от мировых цен на энергоносители. Ситуация в российском сельском
хозяйстве и увеличение зависимости от экспорта продовольствия. Финансовые
пирамиды. Дефолт 1998 г. и его последствия.
Повседневная жизнь россиян в условиях реформ. Свобода средств массовой
информации (далее - СМИ). Свобода предпринимательской деятельности.
Возможность выезда за рубеж. Кризис образования и науки. Социальная
поляризация общества и смена ценностных ориентиров. Безработица и детская
беспризорность. Проблемы русскоязычного населения в бывших республиках
СССР.
Новые приоритеты внешней политики. Россия - правопреемник СССР на
международной арене. Значение сохранения Россией статуса ядерной державы.
Взаимоотношения с США и странами Запада. Россия на постсоветском пространстве.
СНГ и союз с Белоруссией. Военно-политическое сотрудничество в рамках СНГ.
Российская многопартийность и строительство гражданского общества.
Основные политические партии и движения 1990-х гг., их лидеры и платформы.
Кризис центральной власти. Обострение ситуации на Северном Кавказе. Вторжение
38

террористических группировок
в Дагестан. Добровольная отставка Б.Н. Ельцина
Практические занятия
Повседневная жизнь россиян в условиях реформ /тесты. Занятие с
использованием музейно-педагогических технологий.

2

Диф.зачет

2

Итого

78

39

40

2. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация
программы
дисциплины требует наличия учебного кабинета
истории.
Оборудование учебного кабинета: наглядные пособия (комплекты учебных таблиц,
исторических карт, плакатов, портретов выдающихся исторических личностей,
атласов); информационно-коммуникационные средства; экранно- звуковые пособия;
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения,
инструкции по их использованию и технике безопасности; библиотечный фонд
кабинета. (учебники, учебно-методические комплекты (УМК) (в т.ч. и
мультимедийные)). Библиотечный фонд кабинета может быть дополнен
энциклопедиями, справочниками, научной, научно-популярной и другой литературой
по вопросам исторического образования.
Технические средства обучения: мультимедийный комплекс.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные
ресурсы,
рекомендованные
для
использования
в
образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания.
2. Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной
дисциплины представлены в методических рекомендациях по организацииобучения.
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование
общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного
материала.
Код и наименование
Тип оценочных
Раздел/Тема
формируемых
мероприятий
компетенций
ОК 01. Выбирать способы
Диагностическая работа
Р 1, П-о/с8
решения
Р 2, П-о/с
Контрольная работа
задач профессиональной
Р 3, П-о/с
Самооценка и
деятельности
Р 4, П-о/с
взаимооценка
Р 5, П-о/с
применительно к
Презентация
различным контекстам
мин
ОК 02. Использовать
Р 1, Тема 1.1, 1.2, 1.3, П-о/с
и-проектов
современные
Р 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4,
Устный и
средства поиска, анализа и
2.5,
письменный
интерпретации информации,
П-о/с
Р 3, Темы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, опрос
и информационные
Результаты
Птехнологии для выполнения
выполнен
о/с
задач профессиональной
Р 4, Темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4,
ия учебных заданий
деятельности
4.5,
Разработка
П-о/с
41

Р 5, Темы 5.1, 5.2, 5.3, П-о/с

маршрута
образовательного
путешествия
Практические работы
Промежуточная
аттестация
(выполнение
экзаменационных
ОК 04. Эффективно
Р 1, Тема 1.2, 1.3, П-о/с
взаимодействовать и работать Р 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, заданий)
П-о/с
вколлективе и команде
Р 3, Темы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, По/с
Р 4, Темы 4.1, 4.3, 4.4, 4.5, По/с
Р 5, Темы 5.1, 5.2, 5.3, П-о/с
ОК 05. Осуществлять устную и Р1, Тема 1.1,1.2,1,3 П-о/с
Р 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4,
письменную
2.5
коммуникацию на
П-о/с
государственном языке
Р 3, Темы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4,
Российской Федерации с
Пучетом особенностей
о/с
социального и культурного
Р 4, Темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4,
контекста
4.5
П-о/с
Р 5, Темы 5.1, 5.2, 5.3 П-о/с
Р1, Тема 1.1,1.2,1.3. П-о/с
ОК 06. Проявлять
гражданско- патриотическую Р 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4,
2.5
позицию, демонстрировать
П-о/с
осознанное поведение на
Р 3, Темы 3.1, 3.2, 3.4 П-о/с
основе традиционных
Р 4, Темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4,
общечеловеческих
4.5,
ценностей, в том числе с
П-о/с
учетом гармонизации
Р 5, Темы 5.1, 5.2, 5.3, П-о/с
межнациональныхи
межрелигиозных отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения
ПК …
П-о/с

8

Профессионально-ориентированное содержание

42

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫОУП.05.История

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ

И

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
истории; мастерских не предусмотрено, лабораторий не предусмотрено
Оборудование учебного кабинета: рабочая доска, наглядные пособия
(учебники, карты, адаптированные конспекты, синхронные таблицы, тестовый
материал, индивидуальные карты мониторинга учебных знаний),рабочие места
по количество обучающихся;
рабочее место преподавателя ;методические разработки уроков и мероприятий.

Рекомендуемая литература для студентов и преподавателей.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы.
Для студентов
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений
сред.проф. образования — М., 2020г.
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей
технического, естественно-научного, социально-экономического профилей:
2ч: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования — М., 2019г..
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей
технического, естественно-научного, социально-экономического профилей.
Дидактические материалы: учеб. пособие для студ. учреждений сред.проф.
образования — М., 2019г.
Гаджиев К.С., Закаурцева Т.А., Родригес А.М., Пономарев М.В. Новейшая
история стран Европы и Америки. XX век: в 3ч. Ч.2. 1945-2000. – М., 2019.
ЗагладинН.В.,Петров Ю.А. История (базовый уровень). 11 класс. – М., 2021.
Санин Г.А. Крым. Страницы истории. – М., 2020.

Сахаров А.Н., ЗагладинН.В.История (базовый уровень). 10 класс. – М., 2021.
Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др. История. 10 класс. - М.: Просвещение.
2021.
Кишенкова. Сборник тестовых заданий. История России. Старшая школа.
10—11 кл. — М., 2019.
История Государства Российского. Жизнеописания. Т. 1—9. — М., 2022.
Для преподавателей
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 №413 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего (полного) общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 №1645 «О
внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ от
17.05.2012 №413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259
«Рекомендации по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
ФГОС и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования».
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Уроки истории: думаем, спорим,
размышляем. – М., 2019.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Педагогические подходы к реализации
концепции единого учебника истории. – М., 2021.
Шевченко Н.И. История для профессий и специальностей технического,
естественно-научного, социально-экономического профилей. Методические
рекомендации. – М., 2019.
История России. 1900-1946 гг.: кн.для учителя// под ред. А.В.Филиппова,
А.А.Данилова – М., 2018.

Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной
истории // Вестник образования. – 2019. - №13. – С. 10-124.
Дидактические материалы по предмету «История»
Задания по теме «История России с древнейших времен до начала XVIII
века»
«Россия в правление Ивана IV»
«Смутное время»
«От Древней Руси к Московскому государству»
«Страны Востока в XVII – XVIII вв.»
«Страны Востока и экспансия европейцев»
«Международные отношения в XVII – XVIII вв.»
«Развитие европейской культуры и науки в XVII – XVIII вв.»
«Эпоха Просвещения»
Гл. 6.«Россия в XVIII веке» (Россия в эпоху петровских преобразований)
«Экономическое и социальное развитие в XVIII веке»
«Народные движения»
«Внутренняя и внешняя политика России в середине – второй половине
XVIII века»
«Русская культура XVIII века»

Интернет – ресурсы
www.gumer.info (Библиотека Гумер)
www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudsl.htm(Библиотека Исторического
факультета МГУ)
www.plekhanovfound.ru/library (Библиотека социал-демократа)
www.bibliotekar.ru (Библиотекарь.Ру: электронная библиотека
нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству,
культуре, прикладным наукам)

https://ru.wikipedia.org(Википедия: свободная энциклопедия)
https://ru.wikisource.org(Викитека: свободная библиотека)
www.wco.ru(Виртуальный каталог икон)
www.militera.lib.ru(Военная литература: собрание текстов)
www.world-war2.chat.ru(Вторая мировая война в русском Интернете)
www.kulichki.com/-gumilev/HE1(Древний Восток)
www.old-rus-maps.ru(Европейские гравированные географические чертежи и
карты России, изданные в XVI-XVIII столетиях)
www.biograf-book.narod.ru(Избранные биографии: биографическая
литература СССР)
www.magister.msk.ru/library.htm(Интернет-издательство «Библиотека»:
электронные издания произведений и биографических и критических
материалов)
www.intellekt-video.com/russian-history(История России и СССР: онлайнвидео)
www.historicus.ru(Историк: общественно-политический журнал)
www.history.tom.ru(История России от князей до Президента)
www.statehistory.ru(История государства)
www.kulichki.com/grandwar(«Как наши деды воевали»: рассказы о военных
конфликтах Российской империи)
www.raremaps.ru(Коллекция старинных карт Российской империи)
www.old-maps.narod.ru (Коллекция старинных карт территорий и городов
России)
www.mifologia.chat.ru(Мифология народов мира)
www.krugosvet.ru(Онлайн-энциклопедия «Кругосвет»)
www.liber.rshut.ru(Информационный комплекс РГГУ «Научная библиотека»)
www.august-1914.ru(Первая мировая война: интернет-проект)
www.9may.ru(Проект-акция: «Наша Победа. День за днем»)

www.temples.ru(Проект «Храмы России»)
www.radzivil.chat.ru(Радзивилловская летопись с иллюстрациями)
www.borodulincollection.com/index.html(Раритеты фотохроники СССР: 19171991 гг. – коллекция Льва Бородулина)
www.ruareevolution.info(Революция и Гражданская война: интернет-проект)
www.rodina.rg.ru(Родина: российский исторический иллюстрированный
журнал)
www.all-foto.ru/empire/index.ru.html(Российская империя в фотографиях)
www.ferhal.narod.ru(Российский мемуарий)
www.avorhist.ru(Русь Древняя и удельная)
www.memoirs.ru(Русские мемуары:Россия в дневниках и воспоминаниях)
www.scepsis.ru/library/history/pagy1(Скепсис: научно-просветительский
журнал)
www.arhivtime.ru(Следы времени: интернет-архив старинных фотографий,
открыток, документов)
www.sovmusic.ru(Советская музыка)
www.infoliolib.info(Университетская электронная библиотека Infolio)
www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html(Электронная библиотека Исторического
факультета МГУ им. М.В. Ломоносова)
www.library.spbu.ru(Научная библиотека им. М. Горького СПбГУ)
www.ec-dejavu.ru (Энциклопедия культур DejaVu)

4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
ОУП.06.История
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на
формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам
содержания учебного материала.
Код и наименование
Тип оценочных
Раздел/Тема
формируемых
мероприятий
компетенций
ОК 01. Выбирать способы
Диагностическая работа
Р 1, П-о/с8
решения
Р 2, П-о/с
Контрольная работа
задач профессиональной
Р 3, П-о/с
Самооценка и
деятельности
Р 4, П-о/с
взаимооценка
Р 5, П-о/с
применительно к
Презентация
различным контекстам
мин
ОК 02. Использовать
Р 1, Тема 1.1, 1.2, 1.3, П-о/с
и-проектов
современные
Р 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4,
Устный и
средства поиска, анализа и
2.5,
письменный
интерпретации информации,
П-о/с
Р 3, Темы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, опрос
и информационные
Результаты
Птехнологии для выполнения
выполнен
о/с
задач профессиональной
Р 4, Темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4,
ия учебных заданий
деятельности
4.5,
Разработка
П-о/с
маршрута
Р 5, Темы 5.1, 5.2, 5.3, П-о/с образовательного
ОК 04. Эффективно
Р 1, Тема 1.2, 1.3, П-о/с
путешествия
взаимодействовать и работать Р 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, Практические работы
П-о/с
вколлективе и команде
Р 3, Темы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, П- Промежуточная
аттестация
о/с
Р 4, Темы 4.1, 4.3, 4.4, 4.5, П- (выполнение
экзаменационных
о/с
Р 5, Темы 5.1, 5.2, 5.3, П-о/с заданий)
ОК 05. Осуществлять устную и Р1, Тема 1.1,1.2,1,3 П-о/с
Р 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4,
письменную
2.5
коммуникацию на
П-о/с
государственном языке
Р 3, Темы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4,
Российской Федерации с
Пучетом особенностей
о/с
социального и культурного
Р 4, Темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4,
контекста
4.5
П-о/с

Р 5, Темы 5.1, 5.2, 5.3 П-о/с

ОК 06. Проявлять
гражданско- патриотическую
позицию, демонстрировать
осознанное поведение на
основе традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том числе с
учетом гармонизации
межнациональныхи
межрелигиозных отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения
ПК …

Р1, Тема 1.1,1.2,1.3. П-о/с
Р 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4,
2.5
П-о/с
Р 3, Темы 3.1, 3.2, 3.4 П-о/с
Р 4, Темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4,
4.5,
П-о/с
Р 5, Темы 5.1, 5.2, 5.3, П-о/с

П-о/с

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических
занятий, контрольных работ, тестирования, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий и заданий в микрогруппах.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
анализировать историческую информацию, представленную в разных
знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
Устный контроль в форме индивидуального, фронтального опроса, устный
зачет
различать в исторической информации факты и мнения, исторические
описания и исторические объяснения;

Устный контроль в форме индивидуального, фронтального опроса,
письменная контрольная работа
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями,
пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и
явлений;
Устный контроль в форме индивидуального, фронтального опроса,
дискуссии.
Письменная работа в форме тестирования, эссе, реферата.
представлять результаты изучения исторического материала в формах
конспекта, реферата, рецензии;
Письменный контроль
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
-определения собственной позиции по отношению к явлениям современной
жизни, исходя из их исторической обусловленности;
-использования навыков исторического анализа при критическом восприятии
получаемой извне социальной информации;
-соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически
возникшими формами социального поведения;
-осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского,
этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Устный контроль в форме дебатов.
Письменный контроль в форме практикоориентированной проектной
деятельности обучающихся
Знания:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность
отечественной и всемирной истории;
Устный контроль в форме индивидуального и фронтального опроса
Письменный контроль в форме тестирования

периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и
трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
Устный контроль в форме дискуссии
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
Устный контроль в форме дискуссии,
письменный контроль в форме эссе, рефератов, практикоориентированных
проектов
основные исторические термины и даты;
Устный контроль, письменный контроль,тесты.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.