СОДЕРЖАНИЕ
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
4
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
6
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
17
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
18
3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ «ОСНОВЫ
ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ»
1.1 Область применения программы
Рабочая программа дисциплины «Основы электротехники» является
частью основной профессиональной образовательной программы в
соответствии с ФГОС специальности СПО 08.02.01 Строительство и эксплуатация
зданий и сооружений (базовый) в части освоения основного вида
профессиональной деятельности (ВПД) по программе базовой подготовки
укрупненная группа специальностей 08.00.00 Техника и технологии строительства.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электротехники»
может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в
программах повышения квалификации и переподготовки).
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный
цикл. Для углубления и расширения умений и знаний по дисциплине «Основы
электротехники» вводится вариативная часть.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины
Базовая часть
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
уметь:
– читать электрические схемы, вести оперативный учет работы
энергетических установок;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
– основы электротехники и электроники, устройство и принцип
действия электрических машин и трансформаторов, аппаратуры управления
электроустановками.
Вариативная часть:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
уметь:
– определять и анализировать основные параметры электронных
схем и по ним устанавливать работоспособность электронной
техники;
– производить подбор элементов электронной аппаратуры по
заданным параметрам.
знать:
– электроснабжение строительной площадки
– сущность физических процессов, протекающих в электронных
приборах и устройствах;
–принципы включения электронных приборов и построения электронных
схем;
4
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать
общими компетенциями, включающими в себя способность:
Код
Наименование общих компетенций
ОК 02
Использовать современные средства поиска, анализа
и интерпретации информации,
и информационные технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности
ОК 04
Эффективно взаимодействовать
и работать в коллективе и команде
ОК 05
Осуществлять устную
и письменную коммуникацию
на государственном языке Российской Федерации с учетом
особенностей социального
и культурного контекста
ОК 07
Содействовать сохранению окружающей среды,
ресурсосбережению, применять знания
об изменении климата, принципы бережливого производства,
эффективно действовать
в чрезвычайных ситуациях
ОК 09
Пользоваться профессиональной документацией
на государственном
и иностранном языках
Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя
способность:
Код
ПК 1.2.
ПК 2.1.
ПК 2.3.
ПК 3.3.
ПК 4.1.
ПК 4.2.
ПК 4.3
Наименование общих компетенций
Выполнять расчеты и конструирование строительных
конструкций
Выполнять подготовительные работы на строительной площадке
Проводить оперативный учет объемов выполняемых работ и
расходов материальных ресурсов
Обеспечивать ведение текущей и исполнительной документации
по выполняемым видам строительных работ
Организовывать работу по технической эксплуатации зданий и
сооружений
Выполнять мероприятия по технической эксплуатации
конструкций и инженерного оборудования зданий
Принимать участие в диагностике технического состояния
конструктивных элементов эксплуатируемых зданий, в том числе
5
ПК 4.4.
ПК 5.1.
ПК 5.2.
отделки внутренних и наружных поверхностей конструктивных
элементов эксплуатируемых зданий
Осуществлять мероприятия по оценке технического состояния и
реконструкции зданий
Составление сводных спецификаций и таблиц потребности в
строительных и вспомогательных материалах и оборудовании
Формирование базы данных по строительным и вспомогательным
материалам и оборудованию в привязке к поставщикам и (или)
производителям
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 38 часов, в том числе:
– обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
6
2 СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1 – Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
38
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) из
32
в том числе:
теоретические занятия
16
практические занятия
Самостоятельная работа
Итоговая аттестация в форме зачета
14
6
2
7
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы электротехники»
Наименование Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
разделов и тем занятия, самостоятельная работа обучающихся
Введение
Содержание учебного материала
1 Задачи и содержание дисциплины, ее связь с другими дисциплинами.
Значение электротехнической подготовки техника в освоении новой техники
и прогрессивных строительных технологий. Электрическое поле и его
характеристики. Проводники и диэлектрики в электрическом поле.
Электроизоляционные материалы, их практическое применение.
Содержание учебного материала
Раздел 1.
Основы
электротехник
и
Тема 1.2
1 Электрический ток, параметры тока. Электрическая цепь. Измерительные
Электрические
приборы постоянного тока и их характеристики. Основы расчета
цепи
электрических цепей
постоянного
тока
Содержание учебного материала
Тема 1.3.
1 Переменный ток, его параметры, уравнения, графики и векторные
Однофазная
диаграммы. Основы расчета электрических цепей переменного тока.
электрическая
Измерительные приборы переменного тока и их характеристики.
цепь
Практические занятия: Расчет простой цепи постоянного тока.
Определение емкости конденсатора.
Тема 1.4
Содержание учебного материала
Объем
часов
Уровен
ь
освоени
я
2
1
2
2
2
2
2
8
Трехфазные
электрические
цепи
Раздел 2
Аппаратура
управления
электроустано
вками.
Тема 2.1
Основы
электропривода
Тема 2.2
Аппаратура
управления и
защиты
1 Трехфазная система, соединение звездой и треугольником. Основы расчета
электрических цепей трехфазного тока. Электроизмерительные приборы, их
классификация.
Практические занятия: Трехфазная цепь при соединении потребителей
звездой
Содержание учебного материала
Содержание учебного материала
1 Понятие об электроприводе. Виды электроприводов. Нагревание и
охлаждение электродвигателей. Режимы работы (длительный, повторнократковременный, кратковременный).
Понятие о продолжительности
включения ПВ) двигателя.
Самостоятельная работа
Практические занятия
ПР.Р.№7 Определение параметров и исследование режимов работы
электрической цепи переменного тока с последовательным соединением
катушки индуктивности, резистора и конденсатора.
Содержание учебного материала
1 Аппаратура управления и защиты. Назначение аппаратуры управления, ее
классификация.
Пускорегулирующая аппаратура ручного управления
(рубильники и переключатели, пакетные выключатели, контроллеры).
Аппаратура автоматического управления (контакторы, магнитные
пускатели). Аппаратура защиты (плавкие предохранители, автоматические
выключатели). Простейшие схемы управления электрическими установками.
2
2
4
2
2
6
2
3
2
2
9
Раздел 3.
Электрическое
оборудование
строительных
площадок
Тема 3.1.
Электрооборудование
сварочных установок.
Тема 3.2.
Электрооборудование
строительных кранов
и подъемников.
Зачет
Содержание учебного материала
1
Виды электрической сварки (дуговая, электроконтактная). Сварочные
аппараты постоянного и переменного тока. Устройство, технические
характеристики сварочных трансформаторов. Техника безопасности при
работе со сварочным оборудованием.
Практическое занятия
Содержание учебного материала
1
Особенности
работы
кранового
электрооборудования,
аппаратуры
управления и защиты. Техника безопасности при эксплуатации, монтаже
электрооборудования кранов и подъемников.
Итого:
2
2
6
2
2
2
38
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2–репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
10
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Электротехники», оснащенный в соответствии с пунктом 6.1.2.1.
образовательной
программы
по
специальности
08.02.01
Технология
машиностроения.
Лаборатория «Электротехники», оснащенная в соответствии с пунктом
6.1.2.1. образовательной программы по специальности 08.02.01 Технология
машиностроения.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При
формировании библиотечного фонда образовательной организации выбирается не
менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или)
электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен
новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1.
Алиев, И. И. Электротехника и электрооборудование в 3 ч. Часть
1: учебное пособие для среднего профессионального образования /
И. И. Алиев. – 2-е изд., испр, и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. –
374 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-04339-6. – Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/472681
2.
Алиев, И. И. Электротехника и электрооборудование в 3 ч. Часть
2: учебное пособие для среднего профессионального образования /
И. И. Алиев. – 2-е изд., испр, и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. –
447 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-04341-9. – Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/453822
3.
Алиев, И. И. Электротехника и электрооборудование в 3 ч. Часть
3: учебное пособие для среднего профессионального образования /
И. И. Алиев. – 2-е изд., испр, и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. –
375 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-04342-6. – Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/472683
4.
Аполлонский С. М. Основы электротехники. Практикум: учебное
пособие для СПО / С. М. Аполлонский. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. —
320 с. — ISBN 978-5-8114-6707-5. — Текст: электронный // Лань:
11
электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/151687
(дата обращения: 13.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
5.
Блохин, А. В. Электротехника: учебное пособие для СПО / А. В.
Блохин; под редакцией Ф. Н. Сарапулова. – 3-е изд. – Саратов, Екатеринбург:
Профобразование, Уральский федеральный университет, 2019. – 184 c. –
ISBN 978-5-4488-0410-6, 978-5-7996-2898-7. – Текст: электронный //
Электронный
ресурс
цифровой
образовательной
среды
СПО
PROFобразование: [сайт]. – URL: https://profspo.ru/books/87912
6.
Ватаев, А. С. Основы электротехники. Электрические машины и
трансформаторы: учебное пособие для СПО / А. С. Ватаев, Г. А. Давидчук,
А. М. Лебедев. – Саратов, Москва: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020.
– 192 c. – ISBN 978-5-4488-0870-8, 978-5-4497-0629-4. – Текст: электронный
// Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО
PROFобразование: [сайт]. – URL: https://profspo.ru/books/96967
7.
Данилов, И. А. Электротехника в 2 ч. Часть 1: учебное пособие
для среднего профессионального образования / И. А. Данилов. – 2-е изд.,
испр, и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 426 с. –
(Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-09567-8. – Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/474699
8.
Данилов, И. А. Электротехника в 2 ч. Часть 2: учебное пособие
для среднего профессионального образования / И. А. Данилов. – 2-е изд.,
испр, и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 251 с. –
(Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-09565-4. – Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/474700
9.
Дементьев, Ю. Н. Электротехника и электроника. Электрический
привод: учебное пособие для СПО / Ю. Н. Дементьев, А. Ю. Чернышев, И. А.
Чернышев; под редакцией Р. Ф. Бекишев. – Саратов: Профобразование, 2017.
– 223 c. – ISBN 978-5-4488-0144-0. – Текст: электронный // Электронный
ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. –
URL: https://profspo.ru/books/66403
10. Зайцев, В. Е.
Электротехника.
Электроснабжение,
электротехнология и электрооборудование строительных площадок: учеб.
пособие для сред. проф. образования / В. Е. Зайцев, Т. А. Нестерова. –
МОСКВА: Академия, 2018. – 128 с.
3.2.2. Основные электронные издания
12
1.
Миленина, С. А. Электротехника: учебник и практикум для
среднего профессионального образования / С. А. Миленина; под редакцией
Н. К. Миленина. – 2-е изд., перераб, и доп. – Москва: Издательство Юрайт,
2021. – 263 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-05793-5.
–
Текст:
электронный
//
ЭБС
Юрайт
[сайт].
–
URL:
https://urait.ru/bcode/472057
2.
Основы электроснабжения: учебник для спо / Г. И. Кольниченко,
Я. В. Тарлаков, А. В. Сиротов, М. С. Усачев; под редакцией доктора
технических наук, профессора Г. И. Кольниченко. — Санкт-Петербург: Лань,
2022. — 252 с. — ISBN 978-5-8114-8467-6. — Текст: электронный // Лань:
электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/193243
(дата обращения: 13.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
3.
Основы электротехники: учебник для СПО / Г. И. Кольниченко,
Я. В. Тарлаков, А. В. Сиротов, И. Н. Кравченко. – 2-е изд., стер. — СанктПетербург: Лань, 2021. — 204 с. — ISBN 978-5-8114-8050-0. — Текст:
электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/171409 (дата обращения: 13.01.2022). — Режим
доступа: для авториз. пользователей.
4.
Основы электротехники, микроэлектроники и управления в 2 т.
Том 1: учебное пособие для среднего профессионального образования /
Ю. А. Комиссаров, Л. С. Гордеев, Г. И. Бабокин, Д. П. Вент. – 2-е изд., испр,
и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 455 с. – (Профессиональное
образование). – ISBN 978-5-534-05435-4. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт
[сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/473397
5.
Основы электротехники, микроэлектроники и управления в 2 т.
Том 2: учебное пособие для среднего профессионального образования /
Ю. А. Комиссаров, Л. С. Гордеев, Г. И. Бабокин, Д. П. Вент. – 2-е изд., испр,
и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 313 с. – (Профессиональное
образование). – ISBN 978-5-534-05436-1. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт
[сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/473398
6.
Потапов, Л. А. Основы электротехники: учебное пособие для спо
/ Л. А. Потапов. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 376 с.
— ISBN 978-5-8114-9391-3. — Текст: электронный // Лань: электроннобиблиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/193417 (дата
обращения: 13.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
7.
Потапов, Л. А. Теоретические основы электротехники. Сборник
задач: учебное пособие для среднего профессионального образования /
Л. А. Потапов. – 2-е изд., испр, и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. –
13
245 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-09581-4. – Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/475237
8.
Синдеев Ю. Г. Электротехника с основами электроники: учеб.
пособие / Ю. Г. Синдеев. – МОСКВА: Феникс, 2018. – 416 с.
3.2.1. Дополнительные источники
1.
Энергосберегающие технологии в промышленности: учебное
пособие / А. М. Афонин, Ю. Н. Царегородцев, А. М. Петрова, С. А. Петрова.
— 2-е изд. — Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2021. — 271 с. — (Среднее
профессиональное образование). - ISBN 978-5-00091-443-4. - Текст:
электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1220768 (дата
обращения: 08.01.2022). – Режим доступа: по подписке.
2.
Алиев И.И. Электротехника и электрооборудование: справочник.
Учебное пособие для вузов / Алиев И.И. — Саратов: Вузовское образование,
2014. — 1199 c. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система
IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/9654.html (дата
обращения: 08.01.2022). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей
3.
Атабеков Г. И. Теоретические основы электротехники. Линейные
электрические цепи: учебник для СПО / Г. И. Атабеков. — Санкт-Петербург:
Лань, 2021. — 592 с. — ISBN 978-5-8114-6802-7. — Текст: электронный //
Лань:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/152634 (дата обращения: 13.01.2022). — Режим
доступа: для авториз. пользователей.
4.
Малафеев, С. И. Надежность электроснабжения: учебное пособие
для спо / С. И. Малафеев. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 368 с. — ISBN
978-5-8114-6807-2. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная
система. — URL: https://e.lanbook.com/book/152639 (дата обращения:
13.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
5.
Немцов М.В. Электротехника и электроника: учеб. пособие / М.
В. Немцов, М.Л. Немцова. – Москва: Академия, 2021. – 480 с.
6.
Новиков Ю. Н. Электрические цепи и сигналы. Базовые сведения,
расчетные задания: учебное пособие для СПО / Ю. Н. Новиков. – СанктПетербург; Лань, 2022. – 356 с. – ISBN 978-5-8114-8784-4
14
3.2.2.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Знать:
Демонстрирует знания
Оценка
результатов
Основы
основ электротехники,
устного
и
электротехники,
устройства и принцип
письменного опроса.
устройство и принцип действия электрических
Оценка
результатов
действия электрических машин,
самостоятельной
машин,
устройства и принцип
работы.
устройство и принцип действия
Оценка
результатов
действия
трансформаторов,
выполнения
трансформаторов,
устройства и принцип домашних заданий.
устройство и принцип
действия
аппаратуры Оценка
результатов
действия аппаратуры
управления
проведенного
управления
электроустановками
дифференцированного
электроустановками
зачета.
Уметь:
Читать схемы
электрических сетей
Вести оперативный учет
работы энергетических
установок
Читает
схемы
электрических сетей
Ведёт оперативный учет
работы
энергетических
установок
Оценка
результатов
выполнения
практических работ.
Оценка выполнения
самостоятельной
работы.
15