ОП.03 Основы электротехники 2025

СОДЕРЖАНИЕ
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

4

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

6

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

17

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

18

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ «ОСНОВЫ
ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ»
1.1 Область применения программы
Рабочая программа дисциплины «Основы электротехники» является
частью основной профессиональной образовательной программы в
соответствии с ФГОС специальности СПО 08.02.01 Строительство и эксплуатация
зданий и сооружений (базовый) в части освоения основного вида
профессиональной деятельности (ВПД) по программе базовой подготовки
укрупненная группа специальностей 08.00.00 Техника и технологии строительства.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электротехники»
может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в
программах повышения квалификации и переподготовки).
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный
цикл. Для углубления и расширения умений и знаний по дисциплине «Основы
электротехники» вводится вариативная часть.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины
Базовая часть
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
уметь:
– читать электрические схемы, вести оперативный учет работы
энергетических установок;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
– основы электротехники и электроники, устройство и принцип
действия электрических машин и трансформаторов, аппаратуры управления
электроустановками.
Вариативная часть:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
уметь:
– определять и анализировать основные параметры электронных
схем и по ним устанавливать работоспособность электронной
техники;
– производить подбор элементов электронной аппаратуры по
заданным параметрам.
знать:
– электроснабжение строительной площадки
– сущность физических процессов, протекающих в электронных
приборах и устройствах;
–принципы включения электронных приборов и построения электронных
схем;
4

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать
общими компетенциями, включающими в себя способность:
Код
Наименование общих компетенций
ОК 02
Использовать современные средства поиска, анализа
и интерпретации информации,
и информационные технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности
ОК 04
Эффективно взаимодействовать
и работать в коллективе и команде
ОК 05
Осуществлять устную
и письменную коммуникацию
на государственном языке Российской Федерации с учетом
особенностей социального
и культурного контекста
ОК 07
Содействовать сохранению окружающей среды,
ресурсосбережению, применять знания
об изменении климата, принципы бережливого производства,
эффективно действовать
в чрезвычайных ситуациях
ОК 09
Пользоваться профессиональной документацией
на государственном
и иностранном языках
Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя
способность:
Код
ПК 1.2.
ПК 2.1.
ПК 2.3.
ПК 3.3.
ПК 4.1.
ПК 4.2.
ПК 4.3

Наименование общих компетенций
Выполнять расчеты и конструирование строительных
конструкций
Выполнять подготовительные работы на строительной площадке
Проводить оперативный учет объемов выполняемых работ и
расходов материальных ресурсов
Обеспечивать ведение текущей и исполнительной документации
по выполняемым видам строительных работ
Организовывать работу по технической эксплуатации зданий и
сооружений
Выполнять мероприятия по технической эксплуатации
конструкций и инженерного оборудования зданий
Принимать участие в диагностике технического состояния
конструктивных элементов эксплуатируемых зданий, в том числе
5

ПК 4.4.
ПК 5.1.
ПК 5.2.

отделки внутренних и наружных поверхностей конструктивных
элементов эксплуатируемых зданий
Осуществлять мероприятия по оценке технического состояния и
реконструкции зданий
Составление сводных спецификаций и таблиц потребности в
строительных и вспомогательных материалах и оборудовании
Формирование базы данных по строительным и вспомогательным
материалам и оборудованию в привязке к поставщикам и (или)
производителям

1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 38 часов, в том числе:
– обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;

6

2 СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1 – Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
38
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) из
32
в том числе:
теоретические занятия
16
практические занятия
Самостоятельная работа
Итоговая аттестация в форме зачета

14
6
2

7

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы электротехники»

Наименование Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
разделов и тем занятия, самостоятельная работа обучающихся
Введение

Содержание учебного материала
1 Задачи и содержание дисциплины, ее связь с другими дисциплинами.
Значение электротехнической подготовки техника в освоении новой техники
и прогрессивных строительных технологий. Электрическое поле и его
характеристики. Проводники и диэлектрики в электрическом поле.
Электроизоляционные материалы, их практическое применение.
Содержание учебного материала

Раздел 1.
Основы
электротехник
и
Тема 1.2
1 Электрический ток, параметры тока. Электрическая цепь. Измерительные
Электрические
приборы постоянного тока и их характеристики. Основы расчета
цепи
электрических цепей
постоянного
тока
Содержание учебного материала
Тема 1.3.
1 Переменный ток, его параметры, уравнения, графики и векторные
Однофазная
диаграммы. Основы расчета электрических цепей переменного тока.
электрическая
Измерительные приборы переменного тока и их характеристики.
цепь
Практические занятия: Расчет простой цепи постоянного тока.
Определение емкости конденсатора.
Тема 1.4
Содержание учебного материала

Объем
часов

Уровен
ь
освоени
я

2

1

2

2

2

2

2

8

Трехфазные
электрические
цепи
Раздел 2
Аппаратура
управления
электроустано
вками.

Тема 2.1
Основы
электропривода

Тема 2.2
Аппаратура
управления и
защиты

1 Трехфазная система, соединение звездой и треугольником. Основы расчета
электрических цепей трехфазного тока. Электроизмерительные приборы, их
классификация.
Практические занятия: Трехфазная цепь при соединении потребителей
звездой
Содержание учебного материала

Содержание учебного материала
1 Понятие об электроприводе. Виды электроприводов. Нагревание и
охлаждение электродвигателей. Режимы работы (длительный, повторнократковременный, кратковременный).
Понятие о продолжительности
включения ПВ) двигателя.
Самостоятельная работа
Практические занятия
ПР.Р.№7 Определение параметров и исследование режимов работы
электрической цепи переменного тока с последовательным соединением
катушки индуктивности, резистора и конденсатора.
Содержание учебного материала
1 Аппаратура управления и защиты. Назначение аппаратуры управления, ее
классификация.
Пускорегулирующая аппаратура ручного управления
(рубильники и переключатели, пакетные выключатели, контроллеры).
Аппаратура автоматического управления (контакторы, магнитные
пускатели). Аппаратура защиты (плавкие предохранители, автоматические
выключатели). Простейшие схемы управления электрическими установками.

2

2

4

2

2

6
2
3

2

2

9

Раздел 3.
Электрическое
оборудование
строительных
площадок
Тема 3.1.
Электрооборудование
сварочных установок.
Тема 3.2.
Электрооборудование
строительных кранов
и подъемников.
Зачет

Содержание учебного материала
1
Виды электрической сварки (дуговая, электроконтактная). Сварочные
аппараты постоянного и переменного тока. Устройство, технические
характеристики сварочных трансформаторов. Техника безопасности при
работе со сварочным оборудованием.
Практическое занятия
Содержание учебного материала
1
Особенности
работы
кранового
электрооборудования,
аппаратуры
управления и защиты. Техника безопасности при эксплуатации, монтаже
электрооборудования кранов и подъемников.

Итого:

2

2

6
2

2

2
38

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2–репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Электротехники», оснащенный в соответствии с пунктом 6.1.2.1.
образовательной
программы
по
специальности
08.02.01
Технология
машиностроения.
Лаборатория «Электротехники», оснащенная в соответствии с пунктом
6.1.2.1. образовательной программы по специальности 08.02.01 Технология
машиностроения.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При
формировании библиотечного фонда образовательной организации выбирается не
менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или)
электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен
новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1.
Алиев, И. И. Электротехника и электрооборудование в 3 ч. Часть
1: учебное пособие для среднего профессионального образования /
И. И. Алиев. – 2-е изд., испр, и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. –
374 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-04339-6. – Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/472681
2.
Алиев, И. И. Электротехника и электрооборудование в 3 ч. Часть
2: учебное пособие для среднего профессионального образования /
И. И. Алиев. – 2-е изд., испр, и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. –
447 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-04341-9. – Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/453822
3.
Алиев, И. И. Электротехника и электрооборудование в 3 ч. Часть
3: учебное пособие для среднего профессионального образования /
И. И. Алиев. – 2-е изд., испр, и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. –
375 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-04342-6. – Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/472683
4.
Аполлонский С. М. Основы электротехники. Практикум: учебное
пособие для СПО / С. М. Аполлонский. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. —
320 с. — ISBN 978-5-8114-6707-5. — Текст: электронный // Лань:
11

электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/151687
(дата обращения: 13.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
5.
Блохин, А. В. Электротехника: учебное пособие для СПО / А. В.
Блохин; под редакцией Ф. Н. Сарапулова. – 3-е изд. – Саратов, Екатеринбург:
Профобразование, Уральский федеральный университет, 2019. – 184 c. –
ISBN 978-5-4488-0410-6, 978-5-7996-2898-7. – Текст: электронный //
Электронный
ресурс
цифровой
образовательной
среды
СПО
PROFобразование: [сайт]. – URL: https://profspo.ru/books/87912
6.
Ватаев, А. С. Основы электротехники. Электрические машины и
трансформаторы: учебное пособие для СПО / А. С. Ватаев, Г. А. Давидчук,
А. М. Лебедев. – Саратов, Москва: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020.
– 192 c. – ISBN 978-5-4488-0870-8, 978-5-4497-0629-4. – Текст: электронный
// Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО
PROFобразование: [сайт]. – URL: https://profspo.ru/books/96967
7.
Данилов, И. А. Электротехника в 2 ч. Часть 1: учебное пособие
для среднего профессионального образования / И. А. Данилов. – 2-е изд.,
испр, и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 426 с. –
(Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-09567-8. – Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/474699
8.
Данилов, И. А. Электротехника в 2 ч. Часть 2: учебное пособие
для среднего профессионального образования / И. А. Данилов. – 2-е изд.,
испр, и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 251 с. –
(Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-09565-4. – Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/474700
9.
Дементьев, Ю. Н. Электротехника и электроника. Электрический
привод: учебное пособие для СПО / Ю. Н. Дементьев, А. Ю. Чернышев, И. А.
Чернышев; под редакцией Р. Ф. Бекишев. – Саратов: Профобразование, 2017.
– 223 c. – ISBN 978-5-4488-0144-0. – Текст: электронный // Электронный
ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. –
URL: https://profspo.ru/books/66403
10. Зайцев, В. Е.
Электротехника.
Электроснабжение,
электротехнология и электрооборудование строительных площадок: учеб.
пособие для сред. проф. образования / В. Е. Зайцев, Т. А. Нестерова. –
МОСКВА: Академия, 2018. – 128 с.
3.2.2. Основные электронные издания

12

1.
Миленина, С. А. Электротехника: учебник и практикум для
среднего профессионального образования / С. А. Миленина; под редакцией
Н. К. Миленина. – 2-е изд., перераб, и доп. – Москва: Издательство Юрайт,
2021. – 263 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-05793-5.
–
Текст:
электронный
//
ЭБС
Юрайт
[сайт].
–
URL:
https://urait.ru/bcode/472057
2.
Основы электроснабжения: учебник для спо / Г. И. Кольниченко,
Я. В. Тарлаков, А. В. Сиротов, М. С. Усачев; под редакцией доктора
технических наук, профессора Г. И. Кольниченко. — Санкт-Петербург: Лань,
2022. — 252 с. — ISBN 978-5-8114-8467-6. — Текст: электронный // Лань:
электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/193243
(дата обращения: 13.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
3.
Основы электротехники: учебник для СПО / Г. И. Кольниченко,
Я. В. Тарлаков, А. В. Сиротов, И. Н. Кравченко. – 2-е изд., стер. — СанктПетербург: Лань, 2021. — 204 с. — ISBN 978-5-8114-8050-0. — Текст:
электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/171409 (дата обращения: 13.01.2022). — Режим
доступа: для авториз. пользователей.
4.
Основы электротехники, микроэлектроники и управления в 2 т.
Том 1: учебное пособие для среднего профессионального образования /
Ю. А. Комиссаров, Л. С. Гордеев, Г. И. Бабокин, Д. П. Вент. – 2-е изд., испр,
и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 455 с. – (Профессиональное
образование). – ISBN 978-5-534-05435-4. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт
[сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/473397
5.
Основы электротехники, микроэлектроники и управления в 2 т.
Том 2: учебное пособие для среднего профессионального образования /
Ю. А. Комиссаров, Л. С. Гордеев, Г. И. Бабокин, Д. П. Вент. – 2-е изд., испр,
и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 313 с. – (Профессиональное
образование). – ISBN 978-5-534-05436-1. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт
[сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/473398
6.
Потапов, Л. А. Основы электротехники: учебное пособие для спо
/ Л. А. Потапов. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 376 с.
— ISBN 978-5-8114-9391-3. — Текст: электронный // Лань: электроннобиблиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/193417 (дата
обращения: 13.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
7.
Потапов, Л. А. Теоретические основы электротехники. Сборник
задач: учебное пособие для среднего профессионального образования /
Л. А. Потапов. – 2-е изд., испр, и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. –
13

245 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-09581-4. – Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/475237
8.
Синдеев Ю. Г. Электротехника с основами электроники: учеб.
пособие / Ю. Г. Синдеев. – МОСКВА: Феникс, 2018. – 416 с.

3.2.1. Дополнительные источники
1.
Энергосберегающие технологии в промышленности: учебное
пособие / А. М. Афонин, Ю. Н. Царегородцев, А. М. Петрова, С. А. Петрова.
— 2-е изд. — Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2021. — 271 с. — (Среднее
профессиональное образование). - ISBN 978-5-00091-443-4. - Текст:
электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1220768 (дата
обращения: 08.01.2022). – Режим доступа: по подписке.
2.
Алиев И.И. Электротехника и электрооборудование: справочник.
Учебное пособие для вузов / Алиев И.И. — Саратов: Вузовское образование,
2014. — 1199 c. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система
IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/9654.html (дата
обращения: 08.01.2022). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей
3.
Атабеков Г. И. Теоретические основы электротехники. Линейные
электрические цепи: учебник для СПО / Г. И. Атабеков. — Санкт-Петербург:
Лань, 2021. — 592 с. — ISBN 978-5-8114-6802-7. — Текст: электронный //
Лань:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/152634 (дата обращения: 13.01.2022). — Режим
доступа: для авториз. пользователей.
4.
Малафеев, С. И. Надежность электроснабжения: учебное пособие
для спо / С. И. Малафеев. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 368 с. — ISBN
978-5-8114-6807-2. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная
система. — URL: https://e.lanbook.com/book/152639 (дата обращения:
13.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
5.
Немцов М.В. Электротехника и электроника: учеб. пособие / М.
В. Немцов, М.Л. Немцова. – Москва: Академия, 2021. – 480 с.
6.
Новиков Ю. Н. Электрические цепи и сигналы. Базовые сведения,
расчетные задания: учебное пособие для СПО / Ю. Н. Новиков. – СанктПетербург; Лань, 2022. – 356 с. – ISBN 978-5-8114-8784-4

14

3.2.2.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Знать:
Демонстрирует знания
Оценка
результатов
Основы
основ электротехники,
устного
и
электротехники,
устройства и принцип
письменного опроса.
устройство и принцип действия электрических
Оценка
результатов
действия электрических машин,
самостоятельной
машин,
устройства и принцип
работы.
устройство и принцип действия
Оценка
результатов
действия
трансформаторов,
выполнения
трансформаторов,
устройства и принцип домашних заданий.
устройство и принцип
действия
аппаратуры Оценка
результатов
действия аппаратуры
управления
проведенного
управления
электроустановками
дифференцированного
электроустановками
зачета.
Уметь:
Читать схемы
электрических сетей
Вести оперативный учет
работы энергетических
установок

Читает
схемы
электрических сетей
Ведёт оперативный учет
работы
энергетических
установок

Оценка
результатов
выполнения
практических работ.
Оценка выполнения
самостоятельной
работы.

15



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.